Научная статья на тему 'Роль нефтегазового сектора в развитии северных регионов'

Роль нефтегазового сектора в развитии северных регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль нефтегазового сектора в развитии северных регионов»

УДК 553.982.2(571.121)

В.В. Елгин

Служба экономических исследований, ООО «Надымгазпром»

О.М. Ермилов, В.И. Кононов, Т.И. Зинаидова ООО «Надымгазпром»

РОЛЬ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА В РАЗВИТИИ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ

При формировании эффективной государственной политики в крупном регионе необходим учет соотношения коммерческих (интересы хозяйственных субъектов), социально-экономических (интересы населения округа, региональных и местных органов власти) и геостратегических (интересы населения других регионов России, федеральных органов власти) факторов. В сырьевых моноотраслевых регионах, исходя из сложившейся в мире практики, по мере исчерпания запасов полезных ископаемых происходит депопуляция территории при деградации инфраструктуры. Этот процесс может быть сдвинут во времени, либо преодолен, если естественным закономерностям добывающих отраслей будет противопоставлен комплекс научно-технических и организационно-экономических решений. Такие решения должны быть направлены на (1) стимулирование развития основной отрасли за счет открытия и ввода в разработку новых месторождений и горизонтов, продления срока эксплуатации существующих объектов, максимально полного использования производственной, транспортной и коммерческой инфраструктуры, (2) диверсификацию экономики региона, экономически оправданное создание новых отраслей, в том числе, с учетом особенностей завершающего этапа разработки на ряде месторождений.

Ямало-Ненецкий автономный округ играет особую роль в обеспечении энергетической безопасности страны, реализации геополитических и коммерческих интересов России в мире. В настоящее время уникальные месторождений на территории округа - Медвежье, Уренгойское, Ямбургское, на которых в значительной мере базируется вся газовая промышленность страны, - находятся на стадии падающей добычи либо в ближайшие годы перейдут к ней. В этих условиях долгосрочное устойчивое развитие региона только при условии реализация эффективной государственной стратегии, позволяющей обеспечить (1) последовательный ввод новых газовых месторождений и залежей в Надым-Пур-Тазовском междуречье, Обской губе, п-ве Ямал, (2) добычу и использование остаточных запасов свободного газа при низких пластовых давлениях (низконапорный газ) на разрабатываемых месторождениях, (3) развитие нефтяной промышленности.

В округе в пересчете на энергетический эквивалент сосредоточено свыше 30 % российских запасов ископаемого топлива и производится около 50 % первичных энергоресурсов страны. Газовая промышленность РФ базируется, главным образом, на разведанных в ЯНАО уникальных запасах газа, составляющих около 75 % общероссийских и более 25 % от мировых запасов. Кроме того, существуют возможности для значительного наращивания сырьевой базы углеводородов. Согласно оценки ОАО «СИБНАЦ», в округе имеется значительный фонд подготовленных и

выявленных структур, а также неантиклинальных ловушек с суммарными

-5

ресурсами нефти около 6,2 млрд. т, свободного газа - 22,6 млрд. м ; конденсата - почти 3 млрд. т. При условии расширения геологоразведочных работ, перспективные и прогнозные ресурсы нефти и газа позволят обеспечить рост и поддержание высоких уровней добычи на долгосрочную перспективу.

Прогноз роста ВВП России и потребности в нефти и газе

Для преодоления отставания в уровне экономического развития и жизни населения России от развитых стран Европы, Северной Америки, Восточной Азии необходимо ускорение темпов роста ВВП России. При этом следует наиболее полно использовать имеющиеся у нас преимущества - природноресурсный, прежде всего, энергетический потенциал, технологические достижения, образовательный и квалификационный уровень населения.

Энергия - важнейший элемент современной функциональной структуры экономики. Необходимость ускорения темпов экономического роста в России (до 5-8 % в год), требует увеличения объема и повышения эффективности потребления энергоресурсов. При условии, что рост ВВП до 2030 г. на 60 % будет обеспечен за счет повышения эффективности использования энергоносителей, будет продолжен процесс технологически оправданного вытеснения мазута из электро- и теплоэнергетики, произойдет частичная

-5

замена газа углем, спрос на газ в стране будет составлять 390-440 млрд. м ; спрос на нефть- 175-215 млн. т.

С учетом намеченных уровней роста ВВП, ожидаемых изменений государственного регулирования газовой и нефтяной промышленности (в частности, повышения внутренних цен на газ и др.), долгосрочных планов компаний при условии расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы (затраты на ГРР должны составлять не менее 6-10 % от объема конечных продаж нефти и газа) добыча газа в России может быть доведена к 2010 г. до 630-675 млрд. м3, к 2020 г. - до 690-740 млрд. м3 и к 2030 г. - до

-5

750-800 млрд. м , добыча нефти может составить в 2010 г. - 445-490 млн. т, в 2020 г. - 450-520 млн. т, в 2030 г. - 465-550 млн. т.

Реализация геополитических и коммерческих интересов России в мире, необходимость обслуживания и выплаты внешнего долга, предполагают расширение экспорта газа и нефти. При оценке спроса на внешних рынках были учтены устойчивые тенденции в международной системе энергообеспечения, экономические, технологические и демографические процессы в мире, а также действующие долгосрочные и заключенные для реализации в перспективе экономические соглашения.

С учетом внутренних потребностей и прогноза добычи, возможностей и направлений развития энерготранспортной инфраструктуры экспорт газа из

-5

России может составить - 350-400 млрд. м ; нефти - 240-305 млн. т, нефтепродуктов - 50-75 млн. т.

Прогноз добычи газа и нефти в ЯНАО

Ямало-Ненецкий автономный округ будет играть важнейшую роль в обеспечении роста добычи газа, нефти и конденсата в России. В соответствии

с ролью ЯНАО в энергообеспечении и социально-экономическом развитии страны, ожидаемым спросом на энергоносители на российском и мировых рынках, исходя из существующей сырьевой базы нефти и газа к 2020 г.

-5

объемы добычи газа в ЯНАО могут быть доведены до 580-635 млрд. м газа, нефти - до 70-95 млн. т, конденсата - до 11,5-18,6 млн. т с последующим поддержанием этих уровней за счет ввода в разработку новых, прогнозируемых к открытию, месторождений (табл. 1-3). Одновременно будет происходить изменение межрайонной структуры добычи газа, конденсата и нефти, что потребует реализации ряда организационных мероприятий для обеспечения стабильного социально-экономического развития районов со снижающимися производственными показателями, прежде всего, в газовой промышленности.

Таблица 1. Прогноз добычи газа по районам ЯНАО

2010 2015 2020 2025 2030

ЯНАО 628,2 630,6 634,2 634,2 634,2

Надымский район 170,8 122,3 90,7 70,2 52,1

Тазовский 155,0 139,3 124,4 100,7 83,1

Ямальский 58,9 155,8 220,7 293,9 372,4

Пуровский 215,4 179,2 164,3 138,3 116,1

Красноселькупский 28,0 34,1 34,1 31,1 10,6

Таблица 2. Прогноз добычи газового конденсата по районам ЯНАО

2010 2015 2020 2025 2030

ЯНАО 16,6 16,6 18,8 18,8 18,8

в т. ч. Надымский район 4,6 4,6 4,4 4,4 4,4

Тазовский 4,0 4,0 3,8 3,2 2,1

Ямальский 0,0 0,0 2,8 3,9 6,9

Пуровский 7,9 7,9 7,8 7,3 5,4

Таблица 3. Прогноз добычи нефти по районам ЯНАО, млн.т

2010 2015 2020 2025 2030

ЯНАО 63,3 92,4 94,6 95,1 95,1

Надымский район 5,5 6,7 6,6 6,3 6,1

Тазовский 2,1 18,4 24,7 27,8 29,2

Ямальский 3,2 9,5 9,8 11,2 11,7

Пуровский 49,0 54,2 50,0 46,2 44,6

Красноселькупский 3,5 3,6 3,6 3,7 3,5

Приоритеты развития нефтегазового комплекса ЯНАО Главные приоритеты нефтяной и газовой промышленности округа в первые десятилетия XXI века - (1) освоение новых перспективных горизонтов и районов, (2) расширенное воспроизводство минерально-

сырьевой базы нефти и газа, (3) обеспечение устойчивого развития старых районов нефтегазодобычи (Надымский и др.) за счет наиболее полного извлечения и комплексного использования углеводородного сырья, в том числе низконапорного газа для нужд газохимии и энергетики, широкого применения современных технологий и методов увеличения нефтеотдачи.

В ближайшие годы необходимо обеспечить доведение добычи нефти на

-5

Заполярном месторождении до проектной мощности (100 млрд. м ) за счет ввода УКПГ-3С. В 2007-2008 гг. на месторождении необходимо ввести еще две УКПГ для добычи газа с валанжинских горизонтов. Ежегодная добыча газового конденсата и нефти на месторождении составит не менее 3,9 млн. т.

В округе должно происходить опережающее развитие нефтяной промышленности, прежде всего, в Пуровском и Тазовском районах, формирование нефтеперерабатывающей и нефтетранспортной инфраструктуры. Крупные центры нефтедобычи промышленности могут быть созданы в Ямальском и Надымском районах. Это дает возможность быстрого повышения бюджетной эффективности нефтегазового комплекса, решения ряда социально-экономических задач.

Стратегическим направлением развития нефтегазодобывающего комплекса России в ЯНАО является освоение месторождений полуострова Ямал. Это позволит достигнуть и поддерживать высокие уровни добычи газа, нефти, конденсата в ЯНАО, обеспечить устойчивое развитие экономики и энергетики России за пределами 2010-2015 гг. Для реализации намеченных уровней добычи углеводородов, обеспечения энергетической безопасности страны и ресурсной безопасности ЯНАО необходимо проведение значительного объема геологоразведочных работ. До 2020 гг. объем поисковоразведочного бурения на нефть и газ должен составить при простом воспроизводстве более 44 млн. м, при расширенном - более 58 млн. м, объем сейсморазведочных работ 2D - 1,5 и 1,7 млн. км, 3D - 230 и 300 тыс. км2 соответственно. В рамках этих сценариев объем финансирования поисково -разведочного глубокого бурения и сейсморазведочных работ составит около 20 млрд. долл. за весь период.

Обеспечение реконструкции и развития системы магистральных трубопроводов для внутрироссийских и экспортных поставок углеводородного сырья из ЯНАО, предполагает реализацию следующих инвестиционных проектов:

- Замена 30 тыс. км трубопроводов, замена и реконструкция более 900 агрегатов на линейных компрессорных станциях;

- Завершение строительства магистральных газопровода «Ямал -Западная Европа»;

- Строительство восточного газопровода на юг Западной Сибири и Красноярского края с возможным выходом по кратчайшему маршруту в Северо-Западные регионы КНР (Синьцзян-Уйгурский автономный район, Автономный район - Внутренняя Монголия) с подключением к транскитайскому газопроводу «Восток - Запад»;

- Строительство новых трубопроводов на территории ЯНАО от месторождений Тазовского и Пуровского районов, подключающихся к действующим трубопроводным системам;

- Строительство нефте-, газо- и конденсатопроводов от месторождений к пунктам переработки и отправки; при определении маршрутов газопроводов целесообразно учитывать возможность использования месторождений, находящихся на завершающем этапе разработки в режиме месторождений - регуляторов (предусматривается закачка сухого газа из магистрального газопровода, повысит уровень извлечения выпавшего конденсата, расширить активный объем подземного хранения газа);

- Создание инфраструктуры для транспортировки нефти, конденсата и СПГ по Северному морскому пути в Европу, а долгосрочной перспективе в страны АТР и Северной Америки;

- Строительство наливных терминалов на п-ве Ямал (Харасавэй), Обской губе (мыс Каменный), а для транспорта углеводородов из восточной части ЯНАО - в Низовьях Енисея.

Важнейшая составляющая устойчивого долгосрочного развития нефтегазового комплекса и экономики ЯНАО, повышения его эффективности

- диверсификация хозяйства за счет развития производств по глубокой переработке углеводородного сырья, ориентированных на комплексное использование извлекаемого сырья и выпуск продуктов с повышенной добавленной стоимостью: бензина дизельного топлива, сжиженного

природного (СПГ) и попутного нефтяного (СНГ) газов, метанола, GTL, полипропилена, этилена, а также изделий из полимерных материалов, электроэнергетики в масштабах регионального спроса.

В этих условиях низконапорный газ будет выступать в качестве основного сырья и энергоносителя для газопереработки, газохимии, местной и региональной энергетики. Стратегическое направление использования низконапорного газа Новоуренгойского и Ямбургского месторождений -организация его поставок на Новоуренгойскую ГРЭС, которую необходимо достроить в ближайшие годы.

Диверсификация нефтегазового сектора ЯНАО предусматривает развитие нефтегазоперерабатывающей промышленности в ЯНАО в результате реализации инвестиционных проектов создания Губкинского нефтеперерабатывающего завода с производством экологически чистых моторных топлив, арктических топлив в объемах, достаточных для удовлетворения нужд округа, Новоуренгойского газохимического комплекса по переработке газа и конденсата, развития переработки попутного газа на Губкинском и Муравленковском ГПЗ, а также непосредственно на промыслах Пуровского района с выпуском сжиженных газов, дизельного топлива, строительство двух новых ГПЗ в Тазовском и Пуровском районах.

Капитальные вложения

Инвестиции в комплексное развитие газовой промышленности ЯНАО составят до 2020 г. 85-90 млрд. долл., что в среднегодовом выражении на 1012 % превышает объем капитальных вложений дочерних предприятий ОАО «Газпром» на всей территории России последних лет (4,5 млрд. долл. в 2003 г.). Рост удельных капитальных вложений будет обусловлен: (1) ухудшением качества сырьевой базы разрабатываемых месторождений, увеличение доли низконапорного и жирного газа, (2) выходом в новые районы с более сложными природно-климатическими и горногеологическими условиями освоения, (3) потребностью в дополнительных инвестициях в создание новой и поддержание существующей производственной и транспортной инфраструктуры, (4) удорожанием основных затрат в результате продолжения реального укрепления рубля по отношению к международным платежным единицам, (5) опережающим ростом стоимости факторов производства в условиях вступления России в ВТО.

Капитальные вложения в нефтяной промышленности составят до 2020 г. 30-35 мдрд. долл. В этом секторе объем удельных инвестиций на новых месторождениях в освоенных районах будет соответствовать современному уровню, достигнутому на эксплуатируемых в настоящее время объектах. Удорожание капитальных вложений за счет ухудшения горно-геологических условий разработки будет компенсироваться повышением технологического уровня добычи нефти. В новых районах добычи уровень удельных капитальных вложений будет на 15-20 % выше, что связано в основном с необходимостью создания дополнительной транспортной инфраструктуры.

Финансовые ресурсы для капитальных вложений будут формироваться в основном за счет собственных средств компаний - амортизации и реинвестирования части прибыли. При освоении новых районов добычи предполагается также привлечение кредитных средств на условиях проектного финансирования. В перспективе до 25-30% общего объема инвестиций может составить заемный и акционерный капитал. Инвестиции в новые крупные проекты будут в основном осуществляться на условиях проектного финансирования, то есть под обеспечение финансовых потоков, генерируемых самим проектом.

Инвестиции в геологоразведочные работы составят около 20 млрд. долл. или 0,9-1,2 млрд. долл. в год, что не превысит 2 % от стоимости конечных продаж нефти и газа на внутреннем и внешнем рынках. Однако их основной объем (около 60 %) будет формироваться за счет нефтяных компаний. Региональные геологоразведочные работы в среднем за период будут составлять 120-150 млн. долл. в год и формироваться за счет средств федерального и регионального бюджетов.

Условия долгосрочного устойчивого социально-экономического развития ЯНАО

1. Для улучшения делового климата в ЯНАО необходимо эффективное взаимодействие Администрации с крупнейшими компаниями, которое предполагает:

- Заключение генеральных соглашений о сотрудничестве и согласованной социально-экономической политике;

- Создание совместных предприятий Администрации округа и вертикально-интегрированных нефтяных и газовых компаний;

- Введение представителей Администрации округа в Совет директоров компаний;

- Создание окружных унитарных предприятий для контроля за ВМСБ, поддержания занятости на месторождениях с низкой коммерческой эффективностью, том числе при добыче низконапорного газа;

- Формирование конкурентной среды в виде привлечения вертикально -интегрированных и независимых компаний к участию в инвестиционных проектах (ЛУКОЙЛ, ЮКОС, Сургутнефтегаз и др.).

2. С учетом особой роли региона в обеспечении энергетической безопасности России, экономических и геополитических интересов страны в мире, уникальности газовых месторождений, вышедших либо выходящих на падающую стадию добычи, необходима реализация комплекса организационных, технологических и экономических решений.

- Передача объектов на завершающей стадии добычи на баланс местных либо региональных органов власти;

- Создание на объектах на завершающей стадии добычи инновационных полигонов для реализации передовых НИОКР, обеспечения наиболее полного извлечения сырья, его эффективного использования, продления сроков эксплуатации промысловой, транспортной и социальной инфраструктуры;

- Создание на объектах на завершающей стадии добычи социальных предприятий для сохранения кадрового потенциала отрасли, обеспечения занятости специалистов, сохранения их квалификационного уровня;

- Создание на базе муниципального образования Надым и Надымский район специальной экономической зоны с особым режимом налогообложения, инвестиций и инноваций.

3. Важнейшим элементом эффективного функционирования газовой промышленности, стимулирования НИОКР в области добычи, переработки, транспортировки и использования газа, реализация потенциала энергосбережения, обеспечения устойчивого социально-экономического развития ЯНАО станет значительное повышение внутренних цен на газ в структуре относительных энергетических цен. Уровень равновесных внутренних цен на газ должен составлять не менее 60-70 % от уровня европейского оптового рынка. Это сохранит конкурентные преимущества для российских предприятий - потребителей газа, одновременно повысит уровень коммерческой привлекательности внутреннего рынка.

© В.В. Елгин, О.М. Ермилов, В.И. Кононов, Т.И. Зинаидова, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.