Научная статья на тему 'Анализ проектов и социальных эффектов стратегии развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2030 года'

Анализ проектов и социальных эффектов стратегии развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2030 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1647
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ / YAMAL-NENETS AUTONOMOUS DISTRICT / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ПРОЕКТ / STRATEGIC PROJECT / НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР / OIL AND GAS SECTOR / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ЭКСПОРТ / EXPORT / РИСКИ / RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вижина Ирина Александровна, Золотовская Юлия Борисовна

Рассматриваются проблемы социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа. Выявлены направления приоритетного развития округа и потребности в инвестициях. Показано, что финансово-экономический кризис может существенно скорректировать реализацию крупномасштабных системообразующих проектов. Определена организационно-экономическая форма взаимодействия органов государственной власти, экологических общественных организаций и нефтегазодобывающих компаний в поиске компромисса сведения к минимуму воздействия на природную среду и устранение нерационального использования всех ее компонентов. Рассматриваются риски реализации стратегии. Оценены экспортные риски проекта освоения газовых ресурсов Ямала в условиях переориентации европейской энергетики на другие газовые рынки. Показано, что отказ от реализации Программы Ямал приведет к столь значительным потерям доходов бюджета округа, что коренным образом потребует пересмотра всей региональной стратегии социально-экономического развития ЯНАО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вижина Ирина Александровна, Золотовская Юлия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PROJECTS AND SOCIAL EFFECTS STRATEGY OF THE DEVELOPMENT OF THE YAMAL-NENETS AUTONOMOUS DISTRICT UP TO 2030

Discusses the problems of socio-economic development of the Yamal-Nenets Autonomous district. Identified priority directions of development of the district and investment needs. It is shown that the economic and financial crisis may significantly affect the implementation of large-scale strategic projects. Defined organizational and economic form of interaction of public authorities, environmental NGOs and oil and gas companies in search of a compromise minimize impact on the natural environment and the elimination of irrational use of all its components. Discusses the risks of the strategy. Estimated export risks of the project to develop the gas resources of the Yamal Peninsula in the context of refocusing energy to other European gas markets. It is shown that the failure of the implementation of the Programme Yamal will lead to such a significant loss of budget revenues of the district that fundamentally will require review of the entire regional strategy for socio-economic development of the region.

Текст научной работы на тему «Анализ проектов и социальных эффектов стратегии развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2030 года»

РЕГИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 330.15 + 338.27 JEL Q20, R11, R58

И. А. Вижина, Ю. Б. Золотовская

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

vira@ieie.nsc. ги

АНАЛИЗ ПРОЕКТОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ЭФФЕКТОВ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ДО 2030 ГОДА

Рассматриваются проблемы социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа. Выявлены направления приоритетного развития округа и потребности в инвестициях. Показано, что финансово-экономический кризис может существенно скорректировать реализацию крупномасштабных системообразующих проектов. Определена организационно-экономическая форма взаимодействия органов государственной власти, экологических общественных организаций и нефтегазодобывающих компаний в поиске компромисса - сведения к минимуму воздействия на природную среду и устранение нерационального использования всех ее компонентов. Рассматриваются риски реализации стратегии. Оценены экспортные риски проекта освоения газовых ресурсов Ямала в условиях переориентации европейской энергетики на другие газовые рынки. Показано, что отказ от реализации Программы Ямал приведет к столь значительным потерям доходов бюджета округа, что коренным образом потребует пересмотра всей региональной стратегии социально-экономического развития ЯНАО.

Ключевые слова: Ямало-Ненецкий автономный округ, стратегия, системообразующий проект, нефтегазовый сектор, инвестиции, экспорт, риски.

Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) занимает 769,3 тыс. кв. км и по площади относится к числу крупнейших субъектов России. ЯНАО - уникальный регион с высоким уровнем концентрации газовой и нефтяной промышленности и ресурсным потенциалом углеводородов мировой значимости. Газовые ресурсы ЯНАО не имеют равных в России. Текущие разведанные запасы природного газа составляют 70 %, конденсата - 60, нефти -14,5 % от российских.

Вся территория ЯНАО относится к территории Крайнего Севера. По уровню комфортности климатических условий для постоянного проживания населения территория округа относится к абсолютно дискомфортным территориям (арктическая зона) и экстремально дискомфортным (Дальний Север). Это непосредственным образом осложняет жизнедеятельность людей, оказывает влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры. Соответственно, система расселения - небольшие по численности населения города с относительно развитой социальной инфраструктурой, созданные как промышленные узлы и инфраструктурные, сервисные центры нефтяной и газовой промышленности, а также сеть вахтовых поселков арктических месторождений вдоль трасс трубопроводного транспорта, национальные поселки и фактории в районах традиционного природопользования, столица -г. Салехард.

Вижина И. А., Золотовская Ю. Б. Анализ проектов и социальных эффектов стратегии развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2030 года // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки. 2015. Т. 15, вып. 3. С. 64-72.

ISSN 1818-7862. Вестник ИГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2015. Том 15, выпуск 3 © И. А. Вижина, Ю. Б. Золотовская, 2015

Нефтегазовый сектор прямо и косвенно определяет масштабы и эффективность развития большинства других крупных отраслей: транспорта и связи, строительства, торговли и материально-технического снабжения. С учетом прямых и косвенных межотраслевых связей нефтегазовый сектор округа формирует 95-97 % всего валового регионального продукта. По объему промышленного производства на душу населения автономный округ занимает второе место в Уральском федеральном округе и третье место в России. Основу промышленного производства составляет добыча углеводородного сырья - газа, нефти и газового конденсата. На добычу полезных ископаемых приходится более 88 % промышленного производства региона.

Основная часть месторождений Надым-Пур-Тазовского междуречья перешла в стадию падающей добычи, обострились системные проблемы топливно-энергетического комплекса. Это низкие объемы геологоразведочных работ; малоэффективное использование попутного нефтяного и природного «жирного» газа при добыче конденсата. По оценкам экспертов, в округе имеются значительные объемы (ресурсы) низконапорного газа, но недостаток технологий тормозит его вовлечение в хозяйственный оборот [1].

Особенность регионального рынка труда состоит в том, что свыше 15 % занятых в экономике округа работают вахтовым методом и проживают за пределами Ямала. Из 36 тыс. чел., являющихся представителями коренных малочисленных народов Севера, почти 40 % продолжает вести исконный кочевой образ жизни. Оставшаяся часть, как правило, проживает в сельских населенных пунктах и испытывает серьезные проблемы с трудоустройством.

Несомненные конкурентные преимущества ЯНАО среди других приарктических и арктических нефтегазовых регионов России - высокий уровень обеспеченности собственными трудовыми ресурсами нефтегазового комплекса округа, имеющих достаточно высокий уровень квалификации, предприимчивости и инновационный опыт освоения Севера и Арктики.

Главные проблемы развития ЯНАО - вступление в завершающую стадию разработки уникальных и крупных месторождений, нефти и газа, введенных в эксплуатацию в 1980-е гг., и низкая инфраструктурная подготовка новых нефтегазовых районов. Потенциал прироста добычи нефти и газа на эксплуатируемых в настоящее время месторождениях практически исчерпан.

По оценкам Института геологии нефти и газа (ИГНГ) СО РАН и ИЭОПП СО РАН, к 2030 г. производственные мощности эксплуатируемых в настоящее время газовых месторождений сократятся почти вчетверо, нефтяных - в 2,5 раза [2]. По нашим расчетам, ресурсный потенциал эксплуатируемых газовых месторождений не сможет обеспечить в прогнозном периоде положительную динамику бюджетных доходов даже при росте внутренних цен потребления газа. Уровни бюджетных доходов могут сократиться к 2030 г. вдвое по сравнению с 2010 г. Сегодня более 67 % доходов в бюджеты обеспечивают газодобывающие предприятия, из них 58 % - доходы от добычи газа на уникальных месторождениях Уренгойского, Тазовского и Надымского районов. Промедление с промышленным освоением новых месторождений чревато ростом социальной напряженности в округе. По нашим оценкам, если произойдет спад производства в добывающих отраслях региона, то без работы останется 44 тыс. чел., а с учетом сокращения спроса на услуги сервисных отраслей - 120 тыс. чел. Можно ожидать беспрецедентный отток работающих и сокращение численности населения региона на 25-30 %, так как еще будет действовать фактор высокой мобильности экономически активного населения.

В этой связи в стратегических интересах устойчивого развития ЯНАО необходимо:

• интенсивно вовлекать в хозяйственный оборот нефтегазовых ресурсов новые территории, способные возместить падение добычи на уникальных месторождениях уже в ближайшее пятилетие;

• сохранять специализацию городов округа как базовых поселений вахтового персонала в условиях конкуренции с межрегиональными вахтами и внешним рынком строительных и сервисных услуг;

• совершенствовать территориальную организацию производства и расселения.

Стратегические направления развития

Повышение социальной ценности использования углеводородных ресурсов и создания условий устойчивого развития округа неразрывно связано с решением государственных задач энергетической безопасности России, развития российской экономики. Эти вопросы активно обсуждаются в научной среде и этим проблемам посвящено большое количество публикаций известных ученых [3-7]. В 2001 г. по заказу ОАО «Сибирский научно-аналитический центр» Институтом геологии нефти и газа СО РАН совместно с Институтом экономики и организации промышленного производства СО РАН была разработана «Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа во взаимосвязи с Энергетической стратегией России» [8] \ В ней определены приоритеты развития ЯНАО, сформированы прогнозные сценарии социально-экономического развития региона до 2030 г., разработаны рекомендации по формированию механизмов эффективной трансформации отраслевых комплексов и систем жизнеобеспечения населения, создающих условия для устойчивого социально-экономического развития округа.

В 2011 г. администрацией округа с привлечением ряда научно-исследовательских институтов разработаны основные положения стратегии социально-экономического развития ЯНАО до 2020 г. 2, в которых определены приоритетные направления развития.

1. Развитие газовой промышленности как ключевого газодобывающего комплекса в энергетической стратегии России, в соответствии с которой к 2020 г. уровень национальной добычи природного газа должен составить 730 млрд м3, из которых 600 млрд будет добываться в ЯНАО.

2. Стабилизация добычи нефти на уровне 40 млн т за счет освоения нефтяных и газонефтяных месторождений субарктической зоны Надымского, Тазовского и Красноселькупского районов.

3. Экономически оправданная диверсификация экономики округа: последовательное развитие нефтегазопереработки и нефтегазохимии на территории округа, развитие собственной электроэнергетики путем строительства ГРЭС в городах Новый Уренгой, Тарко-Сале, Надым, Ноябрьск и Муравленко для обеспечения потребности округа в электроэнергии, а в дальнейшем и передачу на Урал, освоение минеральных запасов хромитовых руд Полярного и Приполярного Урала.

4. Преодоление инфраструктурных ограничений освоения запасов углеводородов субарктических и арктических районов, развитие морского транспорта по вывозу жидких углеводородов, в том числе сжиженного природного газа Ямала для покрытия потребностей российских северных регионов и выхода на новые мировые энергетические рынки. К 2020 г. планируется построить 2 123 км железных дорог, 2 339 км автомобильных дорог, мост через Обь, соединяющий города Салехард и Лабытнанги, 2 153 км газопроводов и свыше 300 км нефтепроводов.

5. Существенное повышение инновационной компоненты в техническом переоснащении и реконструкции всего производственного аппарата предприятий региона, особенно его инфраструктуры, обеспечивающие резкое сокращение трудоемкости производства и снижение экологических нагрузок промышленного и транспортного освоения.

6. Формирование устойчивой экономической базы развития современной системы поселений, активное использование их производственного и трудового потенциала в перспективном освоении ресурсного потенциала.

7. Сохранение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера (КМНС) и последовательной интеграции этнокультурных сообществ КМНС в современную российскую и мировую культурную среду, обеспечение гражданам России из числа коренных народов набора социальных услуг, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

1 Авторы статьи являлись ответственными исполнителями Стратегии и участвовали в экспедиции по городам ЯНА О в 2001 г.

2 Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года. Утвер-

ждена Законодательным собранием Ямало-Ненецкого автономного округа. Постановление от 14 декабря 2011 г. № 839. URL: http://правительствоЯНАО.рф/economics/social_strateg_2020/ (дата обращения 27.04.15).

8. Соблюдение экологических принцип овосвоения территории округа на основе экологических и социальных стандартов, адаптированных к международным критериям неистощи-тельного природопользования.

По сути, обе стратегии имеют идентичные приоритетные направления развития ЯНАО, цель которых - создать условия устойчивого поступательного развития округа в период 2020-2030 гг.

Основные контуры стратегии социально-экономического развития ЯНАО сформирует совокупность взаимосвязанных по срокам территориальных мегапроектов освоения углеводородного сырья, комплексные проекты развития региональной инфраструктуры и программа сохранения традиционного природопользования коренных народов Севера. Системообразующая роль принадлежит четырем крупным проектам.

1. «Программа комплексного освоения ресурсов углеводородного сырья полуострова Ямал и прибрежных акваторий» ОАО «Газпром» (далее Программа), которая предусматривает добычу газа 310-360 млрд м3 в 2030 г. и 12 млн т нефти и конденсата, что позволит России нарастить объемы добычи газа до 1 000 млрд м3 в год, полностью компенсировать прогнозируемое снижение добычи на уникальных месторождениях округа до 2030 г. Освоение ресурсного потенциала полуострова Ямал с соблюдением международных экологических стандартов обусловливают необходимость перехода на новый технологический уклад социального и инфраструктурного обустройства территорий.

2. Проект «Низконапорный газ» предусматривает извлечение и переработку низконапорного газа Медвежьего и Уренгойского месторождений на завершающей стадии разработки.

3. Межрегиональный интеграционный проект «Урал Промышленный - Урал Полярный» предусматривает создание новой сырьевой базы металлургии для Урала, разработку хроми-товых руд и других руд цветных и редких металлов Полярного и Приполярного Урала. Реализация мегапроекта позволит отказаться от импорта сырья для металлургии Урала, что высвободит финансовые ресурсы для коренной модернизации его металлургической и машиностроительной отраслей. Инвестиции в проект должны составить 830 млрд руб., в том числе 600 млрд будет направлено на создание транспортной и энергетической инфраструктуры. Проект предполагается осуществлять на основе частно-государственного партнерства с привлечением на первом этапе средств Инвестиционного фонда в размере 105 млрд руб. и средств стратегических инвесторов в размере 302 млрд руб. 3

Программа «Социально-экономическое развитие

и сохранение традиционного образа жизни

коренных малочисленных народов Севера»

Развитие традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера будет находиться под сильным техногенным воздействием при реализации долгосрочной стратегии нефтегазового сектора ЯНАО. Практически не останется не вовлеченных в промышленное освоение территорий традиционного природопользования Ямальского, Тазовского и Пуров-ского районов, значительны и пересечения нефтегазового сектора с традиционным хозяйством в Красноселькупском и Приполярном районах. При полной реализации межрегионального проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный» в сфере транспортного освоения окажутся территории традиционного природопользования Шурышкарского района.

В Программе должны быть решены задачи землеустройства и восстановления особо охраняемых территорий традиционного природопользования, реконструкции факторий и жилищного строительства национальных поселков ЯНАО на новом технологическом базисе, реализация инновационных проектов переработки продукции оленеводства, рыболовства и других традиционных промыслов с учетом формирования поселенческой структуры и транспортных связей в округе. Территориальная схема традиционного природопользования должна стать неотъемлемой частью территориальной организации экономики и системы расселения округа, Федеральной и региональной градостроительной политики в ЯНАО.

3 См. интернет-газету Вслух.га за февраль 2009 г.

По сути дела, речь идет о создании новой материально-технической базы экономики коренных малочисленных народов Севера, последовательном преобразовании отраслей традиционного хозяйства в высокодоходный сектор экономики округа и обеспечении законодательных и институциональных условий резервации максимально выгодных для традиционного хозяйства территорий: оленеводства, зверового и рыбного промыслов при формировании лицензионных соглашений о земельном отводе; проведение всех необходимых согласований с органами местного самоуправления, ассоциациями и общественными организациями коренных народов Севера и специально уполномоченными государственными органами для осуществления работ ОАО «Газпром», нефтяными компаниями и их дочерними обществами и организациями при предоставлении соответствующих разрешений и лицензий.

Право ЯНАО как субъекта Федерации на земельные отводы, регулирование и регламентацию территориальной организации пространства должно быть в полной мере использовано для решения этих задач. Особенно важно обеспечить государственный контроль за реализацией нормативно-правовых актов земельного отвода, компенсационных выплат и выполнением обязательств Соглашений по финансированию и поддержке традиционных хозяйств нефтегазовыми компаниями. Предусматривается развитие новых видов деятельности: услуг экологического и этнографического туризма по мере создания национальных парков и заповедников, экологического мониторинга, туристического бизнеса и рекреационных услуг.

По нашим оценкам, на реализацию Программы потребуется свыше 20 млрд долл. США. Из них более 10 млрд - затраты на обустройство особоохраняемых территорий традиционного природопользования, создание новых рабочих мест для жителей полуострова Ямал.

Ожидаемые социально-экономические эффекты стратегии

Стратегия социально-экономического развития ЯНАО до 2030 г. предусматривает реализацию крупнейшей по масштабам инвестиционной программы. По нашим оценкам, потребности в инвестициях составят 12,6 трлн руб. 4 в сопоставимых ценах 2010 г., причем нефтегазовый сектор формирует 80 % спроса на инвестиции. Программа уникальна по своей технической сложности, интенсивности разведки, подготовки и разработки перспективных запасов нефти и газа, в том числе и на арктическом шельфе, а окупаемость инвестиций проектируется достичь за счет высокой доли экспорта нефти и газа.

Свыше 35 % углеводородного сырья ЯНАО предполагается экспортировать в страны ЕС и Северной Америки, и от уровня спроса этих государств во многом будут зависеть доходы и инвестиции как нефтегазодобывающих компаний, так и бюджетов ЯНАО. При благоприятной конъюнктуре внешних условий реализации долгосрочной региональной стратегии в ЯНАО ожидаются высокие темпы роста социально-экономического развития региона к 2030 г.

Прогнозируется увеличение валового регионального продукта (ВРП) в 3,3 раза к 2030 г. по сравнению с 2010 г. При росте производительности труда не менее чем в 2 раза прирост численности занятых ожидается в размере 36 % в 2020 г. и 48 % в 2030 г. Численность населения ЯНАО прогнозируется на уровне 700 тыс. чел. Экономически активное население округа будет способно обеспечить в период 2021-2030 гг. 85-95% спроса на рабочую силу. При активной политике подготовки квалифицированных кадров в регионе и социальной ответственности бизнеса существует принципиальная возможность в течение 20 лет сохранить долю межрегиональной вахты на уровне 20 % спроса на рабочую силу [2].

Диверсификация промышленности и ускоренное развитие других сфер экономики станут важными источниками роста валовой добавленной стоимости (ВДС). Так, доля ВДС нефтеперерабатывающей промышленности может возрасти в 5 раз, а инжиниринговых и других услуг - в 1,7 раза.

4 Инвестиции вдвое превысят инвестиции на программу создания Западно-Сибирского нефтегазового комплекса 1970-х - 1980-х гг.

Завершится формирование единой региональной системы расселения ЯНАО и опорной сети железных и автомобильных дорог федерального значения, которая охватит большую часть территории округа и будет иметь выходы в Республику Коми и Красноярский край.

По нашим расчетам, при средних ценах на нефть 60 долл. США за баррель и 350 долл. за 1 000 м3 газа на европейских энергетических рынках и, соответственно, 40 долл. за баррель и 250 долл. за 1 000 м3 газа на российском рынке, реализация проектов освоения ресурсов углеводородного сырья обеспечит прирост интегральных доходов бюджета ЯНАО за 2010-2030 гг. в размере 70,9 млрд долл. США, а среднегодовой уровень бюджетных доходов ЯНАО увеличится в 2,7 раза к 2030 г. Вклад новых проектов добычи углеводородного сырья в размере 25 млрд долл. США будет сопоставим с доходами, ожидаемыми от разработки эксплуатируемых в настоящее время месторождений (24,6 млрд долл.).

Механизмом реализации стратегии социально-экономического развития ЯНАО является организационно-экономическая форма взаимодействия государства и бизнеса при реализации стратегии социально-экономического развития округа - долговременные стратегические альянсы между государством, ЯНАО и крупными компаниями. В основу такого альянса целесообразно положить позитивный опыт стратегического партнерства ОАО «Газпром» и Ямало-Ненецкого автономного округа, дополнив его механизмами эффективного общественного контроля экологических и социальных эффектов со стороны региональных органов власти уровня муниципального образования и субъекта Федерации, прямого участия федерального округа как координатора взаимодействия участников альянса и поиска консолидированного решения комплексных проблем региона.

Риски реализации стратегии

Стратегия имеет высокие экономические риски. Выход российских компаний на прибрежные месторождения и шельф Обской Губы уже состоялся. «Лукойл», «Роснефть» и другие компании ведут научно-поисковые и разведочные работы по подготовке к освоению нефтегазовых ресурсов Гыданского полуострова. ОАО «Газпром» начал реализацию программы комплексного освоения углеводородных ресурсов на полуострове Ямал и прибрежных акваторий. Работы предстоят масштабные. Достаточно сказать, что, по оценкам нефтегазовых компаний, объем инвестиций до 2030 г. должен составить 200 млрд долл. США.

Финансово-экономический кризис и санкции в отношении России могут скорректировать реализацию крупномасштабных системообразующих проектов ЯНАО как по времени, так и по масштабам реализации. Кризис уже вносит коррективы в планы развития металлургических, нефтяных и газовых компаний. Сокращение инвестиций уже коснулось геологоразведочных, научно-поисковых и капиталоемких инфраструктурных проектов разработки приарктических нефтяных месторождений с трудноизвлекаемыми запасами.

Наиболее уязвим проект «Урал Промышленный - Урал Полярный», так как продолжается спад спроса на мировых рынках на российский металл, а емкость внутреннего рынка низкая. Инвесторы для развертывания этого проекта пока сделали очень мало. Стратегические инвесторы проекта - Российские металлургические компании в этих условиях в течение 3-5 лет будут находиться в жестких финансовых ограничениях. В настоящее время в регионе нет ни инженерной, ни поселенческой инфраструктуры для развертывания этого процесса.

Более высока устойчивость к различным сценариям финансово-экономического кризиса Программы освоения Ямала, поскольку в Энергетической стратегии России до 2030 г. ей отводится ключевая роль в обеспечении энергетической безопасности России, снабжении российской энергетики природным газом и выполнении внешнеэкономических обязательств страны.

Без освоения месторождений газа на полуострове Ямал Россия не может быть обеспечена этим энергоносителем и не сможет сбалансировать свои потребности в топливно-энергетических ресурсах. Темпы и эффективность реализации комплексной программы освоения углеводородного сырья полуострова Ямал при самых различных сценариях развития российской экономики будут определять состояние и направления развития энергетики не только России, а также стран Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. В энергетической стратегии России на период до 2030 г. прогнозы развития топливно-энергетического

комплекса и топливно-энергетического баланса России строились на оптимистической динамике мировой экономики и гипотезах макроэкономического роста экономики России и структурных преобразованиях ТЭК. Обострение противоречий с Украиной по условиям транзита газа, а также со стратегическими потребителями в Западной Европе серьезно повысили экспортные риски газовых проектов Ямала. Мировой финансовый кризис станет толчком для Западной Европы и стран АТР к пересмотру стратегии энергоснабжения, приоритетов на энергетических рынках.

В октябре 2012 г. осуществлен запуск газового промысла (I II) № 2, который дал старт промышленной эксплуатации Бованенковского газоконденсатного месторождения, расположенного на полуострове Ямал. Его проектная мощность - 60 млрд м3. В декабре 2014 г. осуществлен ввод в эксплуатацию ГП № 1, который позволит прирастить добычу еще на 30 млрд м3. Проектный объем добычи газа Бованенковского месторождения определен в 115 млрд м3 в год с перспективой наращивания до 140 млрд м3 5.

Таким образом, началась реализация проектов «Программы освоения газовых месторождений полуострова Ямал и прилегающих к нему акваторий» ОАО «Газпром» на суше, тогда как освоение шельфа Карского моря может быть отложено на 2030 г.

По нашим расчетам, окупаемость ямальского проекта при внутренней норме доходности 15 % достигается при средней цене 400 долл. США за 1 000 м3. По оценке же Минэкономразвития России, экспортная цена на российский газ для дальнего зарубежья снизится с $351 в 2014 г. до $222 за 1 000 м3 в 2015 г. 6

Таким образом, ориентация на экспортные поставки ямальского газа только на европейские рынки обладает высокими экономическими рисками как для устойчивого развития северного региона ЯНАО, так и для России в целом, необходим поиск альтернативных рынков поставок газа.

Тем не менее отказ от реализации Программы Ямал приведет к значительным потерям доходов бюджета округа, что коренным образом потребует пересмотра всей региональной стратегии социально-экономического развития ЯНАО. Перед Федеральным бюджетом встанет проблема увеличения доли региона в налоговых доходах от нефтегазового сектора. По нашим расчетам, уже после 2010 г. добыча газа в ЯНАО вступит в стадию снижения и к 2030 г. сократится с 567 до 469 млрд м3. Соответственно уменьшатся интегральные доходы регионального бюджета в целом за период на 30 млрд долл., т. е. на 40 % от проектируемых в региональной стратегии. На повестку дня встанет вопрос о реализации программы переселения «избыточного» населения из округа.

Таким образом, что при выборе государственной энергетической стратегии и поддержке стратегических инициатив ЯНАО необходимо учитывать народно-хозяйственную значимость ЯНАО с точки зрения долгосрочных интересов российского присутствия в восточном секторе Арктики за пределами 2030 г., страхования рисков инновационных разработок в области повышения энергоэффективности всей российской экономики, расширения емкости российского газового рынка.

По нашим оценкам, программа освоения Ямала и прибрежных акваторий, а также развития топливного комплекса на территории полуострова Ямал может быть осуществлена только при условиях федерального льготного налогового режима (особенно в части НДПИ) для операторов проектов и инвесторов в течение всего прогнозного периода. При неблагоприятной конъюнктуре мировых цен на газ необходимо снизить налоговые ставки втрое. В противном случае показатели внутренней нормы рентабельности проектов не будут соответствовать требованию минимально приемлемой доходности для инвестора даже при сближении внутрироссийских цен на природный газ с мировыми после 2020 г.

5 На Ямале введен в эксплуатацию газовый промысел Бованенковского месторождения. URL: http://fakt-tv.ru/news/na/22128/ (дата обращения 26.04.2015).

6 Цена экспортного газа снизится в 2015 г. в 1,6 раза. Минэкономразвития РФ. URL: http://www.vestifinance.ru/ articles/53419 (дата обращения 11.05.2015).

Список литературы

1. Крюков В. А., Севастьянова А. Е., Токарев А. Н., Шмат В. В. Подход к оценке социально-экономических последствий реализации различных направлений вовлечения в хозяйственный оборот ресурсов низконапорного газа // Проблемы и перспективы комплексного использования низконапорного газа в устойчивом развитии социальной сферы газодобывающих регионов: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. М.: ИРЦ Газпром, 2003. С. 305317.

2. Конторович А. Э., Суслов В. И. Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа // Регион: экономика и социология. 2003. № 3. С. 3-38.

3. Крюков В. А., Токарев А. Н. Нефтегазовые ресурсы в трансформируемой экономике: о соотношении реализованной и потенциальной общественной ценности недр (теория, практика, анализ и оценки). Новосибирск: Наука - Центр, 2007. 588 с.

4. Крюков В. А., Севастьянова А. Е, Силкин В. Ю, Шмат В. В. Добыча углеводородов должна быть социально эффективной // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2002. № 1-2. С. 6-14.

5. Пляскина Н. И. Прогнозирование комплексного освоения недр перспективных нефтегазодобывающих районов (методология и инструментарий) // Проблемы прогнозирования. 2008. № 2. С. 72-93.

6. Пляскина Н. И. Комплексное освоение углеводородных ресурсов Ямала как фактор повышения минерально-сырьевой безопасности России // Ресурсовоспроизводящие, малоотходные и природоохранные технологии освоения недр: Материалы II Междунар. конф. М.: Изд-во РУДН, 2003. С. 494-496.

7. Селиверстов В. Е, Суслов В. И. Стратегические направления и факторы развития // Экономика Сибири: стратегия и тактика модернизации / Ред. кол. А. Э. Конторович, В. В. Кулешов, В. И. Суслов; ИЭОПП СО РАН. М.; Новосибирск: Анкил, 2009. С. 12-18.

8. Конторович А. Э., Суслов В. И., Брехунцов А. М., Левинзон И. Л, Коржубаев А. Г., Харитонова В. Н, Чурашёв В. Н. Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа // Регион: экономика и социология. 2003. № 3. С. 3-38.

Материал поступил в редколлегию 28.04.2015

I. A. Vizhina, Yu. B. Zolotovskaya

Institute of Economics and Industrial Engineering of SBRAS 17Acad. Lavrentiev Ave., Novosibirsk, 630090, Russian Federation

vira@ieie.nsc.ru

ANALYSIS OF PROJECTS AND SOCIAL EFFECTS STRATEGY OF THE DEVELOPMENT OF THE YAMAL-NENETS AUTONOMOUS DISTRICT

UP TO 2030

Discusses the problems of socio-economic development of the Yamal-Nenets Autonomous district. Identified priority directions of development of the district and investment needs. It is shown that the economic and financial crisis may significantly affect the implementation of large-scale strategic projects. Defined organizational and economic form of interaction of public authorities, environmental NGOs and oil and gas companies in search of a compromise - minimize impact on the natural environment and the elimination of irrational use of all its components. Discusses the risks of the strategy. Estimated export risks of the project to develop the gas resources of the Yamal Peninsula in the context of refocusing energy to other European gas markets. It is shown that the failure of the implementation of the Programme Yamal will lead to such a significant loss of budget

revenues of the district that fundamentally will require review of the entire regional strategy for socio-economic development of the region.

Keywords: Yamal-Nenets autonomous district, strategy, strategic project, the oil and gas sector, investment, export, risk.

References

1. Kryukov V. A., Sevastyanova, A. E., Tokarev A. N., Shmat V. V. Approach to assessing socio-economic impacts of the implementation of various directions of attraction of resources of low-pressure gas. Problems and prospects of integrated use of low-pressure gas in the sustainable development of the social sphere gas producing regions: proceedings of all. nauch.-practical. conf. Moscow, IRC Gazprom, 2003, p. 305-317.

2. Kontorovich A. E., Suslov V. I. Strategy for socio-economic development of the Yamal-Nenets Autonomous district. Region: economy and sociology, 2003, no. 3, p. 3-38.

3. Kryukov V. A., Tokarev A. N. Oil and gas resources in transforming economy: the ratio of realized and potential public value of the subsoil (theory, practice, analysis and evaluation). Novosibirsk, Science Center, 2007, 588 p.

4. Kryukov V. A., Sevastyanova A. E, Silkin V. Y., Shmat V. V. Hydrocarbon production must be socially efficient Taxes. Investments. Capital, 2002, № 1-2, p. 6-14.

5. Plyaskina N. I. Prediction of comprehensive exploitation of mineral resources of prospective oil and gas areas (methodology and tools). Problems of forecasting, 2008, no. 2, p. 72-93.

6. Plyaskina N. I. A complex exploration of the hydrocarbon resources in Yamal as a factor of increasing the mineral resource security of Russia. resource-reproducing, low-waste and environmental technology development of mineral resources: proceedings of the Second Intern. Conf. Moscow, Publishing house of people's friendship University, 2003, p. 494-496.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Seliverstov V. E., Suslov V. I. Strategic directions and factors of development. Economy of Siberia: strategy and tactics of modernization. A. E. Kontorovich, V. V. Kuleshov, V. I. Suslov (eds.), IEIE SB RAS. Moscow, Novosibirsk, Ankil, 2009, p. 12-18.

8. Kontorovich A. E., Suslov V. I., Brexyntsov A. M., Levinson I. L., Korzhubaev A. G., Kharitonova V. N., Churashev V. N. Strategy for socio-economic development of the Yamal-Nenets Autonomous district. Region: economy and sociology, 2003, no. 3, p. 3-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.