Научная статья на тему 'Оценка институциональной среды недропользования в Ямало-Ненецком автономном округе'

Оценка институциональной среды недропользования в Ямало-Ненецком автономном округе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
542
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИАРКТИЧЕСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / МЕСТОРОЖДЕНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / PRE-ARCTIC TERRITORY / MINERAL DEPOSITS / THE NATURE USE / INSTITUTIONAL ASPECTS OF DEVELOPMENT / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Полянская Ирина Геннадьевна, Масленников Владимир Викторович

Проанализировано состояние институциональной среды недропользования в Ямало-Ненецком автономном округе, одном из крупнейших природно-ресурсных приарктических регионов страны, включающее нормативно-законодательное и организационное обеспечение, в том числе процесс лицензионного доступа к недрам и формы государственно-частного партнерства. Отмечается, что существующая институциональная среда недропользования в ЯНАО полностью координируется с международными и федеральными формальными правилами и организационными структурами, осуществляющими процесс недропользования. Однако для дальнейшего эффективного сопровождения воспроизводства и развития минерально-сырьевой базы округа необходима ее своевременная трансформации. Обозначены направления этой трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Полянская Ирина Геннадьевна, Масленников Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF THE NATURE USE IN YAMAL-NENETSKY AUTONOMOUS REGION

The article analyzes the institutional environment of the nature use in the Yamal-Nenetsky Autonomous District, one of the largest natural resource of Arctic region, including regulatory and legislative and organizational support, including the process of licensed access to resources and forms of public-private partnerships. It is noted that the existing institutional environment of the nature use in Yamal is completely coordinated with international and federal formal rules and organizational structures involved in the process of subsoil use. However, for further effective maintenance of reproduction and development of mineral raw material base of the region, its timely transformation is necessary. The directions of this transformation are outlined.

Текст научной работы на тему «Оценка институциональной среды недропользования в Ямало-Ненецком автономном округе»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 332.133.6

ОЦЕНКА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

И. Г. Полянская, В. В. Масленников

Проанализировано состояние институциональной среды недропользования в Ямало-Ненецком автономном округе, одном из крупнейших природно-ресурсных приарктических регионов страны, включающее нормативнозаконодательное и организационное обеспечение, в том числе процесс лицензионного доступа к недрам и формы государственно-частного партнерства. Отмечается, что существующая институциональная среда недропользования в ЯНАО полностью координируется с международными и федеральными формальными правилами и организационными структурами, осуществляющими процесс недропользования. Однако для дальнейшего эффективного сопровождения воспроизводства и развития минерально-сырьевой базы округа необходима ее своевременная трансформации. Обозначены направления этой трансформации.

Ключевые слова: приарктические территории; месторождения полезных ископаемых; недропользование; институциональные аспекты освоения; трансформация.

Институциональным аспектам освоения природных ресурсов Арктики и приарктических территорий, к которым относится и Ямало-Ненецкий автономный округ, в последнее время стали уделять значительное внимание. Данное обстоятельство связано со стратегическим развитием ЯНАО, в котором природные ресурсы играют важную роль. Это сырьевой регион федерального и мирового значения, обеспечивающий устойчивое развитие национальной экономики и энергетическую безопасность страны. На его территории расположены более 40 месторождений федерального значения, добывается свыше 90 % газа и свыше 14 % жидких углеводородов страны. Кроме крупных месторождений углеводородов имеются запасы и ресурсы других полезных ископаемых: золота, железных руд, хрома, фосфоритов, олова, барит-свинцовых руд и др., что является конкурентным преимуществом региона, влияющим на его инвестиционную привлекательность.

Округу необходимы значительные инвес-

тиции для развития высокотехнологичной промышленности. Для решения этих задач в округе используются соответствующие структуры, современная законодательная база и механизм государственного управления недропользованием, которые являются составной частью институциональной среды.

К правовым основам на международном уровне, рассматриваемым в свете общего международного права, можно отнести Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. Она регулирует освоение арктического шельфа, предоставляет прибрежным государствам контроль над континентальным морским шельфом (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориальных вод государства). Согласно 76-й статье Конвенции, никакая страна не вправе устанавливать контроль над Арктикой, но имеющие выход к Ледовитому океану государства могут объявить своей исключительной экономической зоной территорию, простирающуюся на 200 миль от берега. В своей экономической зоне прибреж-

ное государство имеет преимущественное право на добычу полезных ископаемых. Эта зона может быть расширена еще на 150 морских миль, если страна докажет, что арктический шельф является продолжением ее сухопутной территории. Для реализации этого права должна быть подана заявка в специальный международный орган - Комиссию ООН по границам континентального шельфа [1].

Правовыми основами на уровне Российской Федерации являются:

- Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»;

- «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденные Президентом РФ 18 сентября 2008 г. Пр-1969, определяющие главные цели, основные задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации государственной политики в Арктике, а также систему мер стратегического планирования социально-экономического развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности России; одним из основных национальных интересов в Арктике является использование Арктической зоны в качестве стратегической ресурсной базы Российской Федерации, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны;

- Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2030 г.;

- Генеральная схема развития газовой отрасли РФ до 2030 г.;

- Программа развития минерально-сырьевой базы газовой отрасли РФ до 2035 г., предусматривающая расширенное воспроизводство МСБ с учетом меняющейся структуры запасов и смещением центров добычи природного газа в новые регионы, в том числе на полуостров Ямал;

- Генеральная схема нефтяной отрасли на период до 2030 г.;

- Стратегия развития геологической отрасли до 2030 г.;

- Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минераль-

но-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья до 2030 г.;

- Государственная программа изучения и освоения континентального шельфа Российской Федерации и другие федеральные программы.

В развитие федерального законодательства на уровне Ямало-Ненецкого автономного округа разработаны:

- Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 г.; в целях освоения минеральносырьевой базы в ней обозначены три основные зоны: зона добычи нефти - Гыданский полуостров, зона добычи газа - полуостров Ямал, зона промышленного Урала, требующая дополнительной доразведки рудных полезных ископаемых;

- Программа комплексного освоения месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края, объединяющая крупные инвестиционные проекты по диверсификации нефтегазовой добычи и транспортировки углеводородов; общий инвестиционный потенциал проектов, реализуемых в топливно-энергетическом комплексе на территории ЯНАО до 2020 г., оценивается в 8,0 трлн р.;

- Окружная долгосрочная целевая программа «Развитие минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа на 20122014 годы», целями которой являются: обеспечение воспроизводства ресурсного потенциала по общераспространенным полезным ископаемым; развитие системы мониторинга состояния и использования недр; обеспечение наполнения Территориального фонда геологической информации ЯНАО;

- стратегии нефтегазовых компаний, осуществляющих свою деятельность в регионе.

Весомое место в нормативно-правовом обеспечении процесса недропользования, включая транспортную инфраструктуру, отводится проектам, включающим:

- освоение Тазовской и Обской губы, При-ямальского шельфа Карского моря;

- разработка месторождений Полярного Урала;

- «Северный поток» - освоение ЮжноРусского месторождения;

- освоение глубокозалегающих залежей ачимовской толщи Уренгойского месторождения;

- ввод в разработку месторождений Большехетской зоны;

- геологоразведочные работы на Гыдан-ском полуострове и прилегающем шельфе;

- освоение полуострова Ямал, включая строительство газопровода и строительство железной дороги Обская-Бованенково;

- строительство морского порта Хараса-вэй; железных дорог Салехард-Надым и По-луночное-Обская; автомобильных дорог Аги-риш-Лабытнанги и Салехард-Надым; нефтепровода Ванкор-Пурпе.

Что касается основных направлений развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородного сырья и источников ее финансирования через соответствующие программы и проекты, можно констатировать факт наличия активной государственной поддержки. Применительно к развитию и воспроизводству минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых подобной ситуации не наблюдается. Реализация проекта «Урал промышленный - Урал Полярный» по оптимистическому сценарию предусматривала к 2020 г. годовую добычу твердых полезных ископаемых в следующих объемах: угля

- 3 млн т, железной руды - 11 млн т, хромовой руды - 3,7 млн т, бокситов - 1,3 млн т, золота

- 3,7 т, марганца - 1,1 млн т, меди - 11,2 млн т. Объем товарной продукции горнодобывающей промышленности в 2020 г. должен составить 29 млрд р.

В настоящее время предусмотренные в проекте направления реализуются относительно золота и хромитов. Начато промышленного освоение и эксплуатация коренного месторождения Новогоднее-Монто. На стадии разведки находится Петропавловское месторождение. Участки месторождений хромитов ЯНАО в пределах северной части Райизского и Сыумкеуского ультраосновных массивов с целью конкретизации участков для проведения поисковых работ включены в перечень объектов, которые будут финансироваться за счет средств федерального бюджета в 20122014 гг. На доразведку месторождения хромитов Центральное выделены региональные инвестиции ЯНАО. Лицензия на добычу хро-

митов принадлежит Челябинскому электрометаллургическому заводу.

Неподтвержденность соответствующей геологической базы, освоение которой предполагалось в рамках проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный», явилась причиной изменения стратегии реализации задач в сфере недропользования. Задача освоения полезных ископаемых по восточному склону Уральских гор отошла на второй план. Сегодня задачей «Корпорации развития» (ранее называемой «Корпорация «Урал Промышленный -Урал Полярный»), возглавляющей проект, является поддержка «локомотивных проектов» в сфере транспортной инфраструктуры (Северный широтный ход и освоение полуострова Ямал с выходом на Северный морской путь) [2].

Организационный механизм процесса недропользования в ЯНАО. Руководящим органом по планированию и организации процесса недропользования является территориальное управление по недропользованию «Ямалнед-ра», которое непосредственно выполняет функцию государственного регулирования недропользования на уровне округа и подчиняется федеральному управлению по недропользованию. Территориальному управлению «Ямал-недра» подчиняются: территориальная комиссия по разработке месторождений твердых полезных ископаемых; Департамент природноресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯмалоНенецкого автономного округа и Комиссия по лицензированию ЯНАО (рис. 1).

Территориальная комиссия по разработке месторождений твердых полезных ископаемых Управления по недропользованию по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее ТКР-ТПИ «Ямалнедра») является коллегиальным органом «Ямалнедра», который создается приказом «Ямалнедра» в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 «Об утверждении положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» для обеспече-

ния рационального и комплексного использования минерально-сырьевого потенциала твердых полезных ископаемых, содержащегося в недрах Российской Федерации [3].

Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа является центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, проводящим государственную политику, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и государственный надзор, а также обеспечивающим реализацию полномочий округа как субъекта Российской Федерации в следующих

областях:

- использование и охрана недр, водных объектов, лесов, объектов животного мира и водных биологических ресурсов;

- охраны окружающей среды, атмосферного воздуха, обращения отходов производства и потребления, а также организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня;

- образования, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения [4].

Комиссия по лицензированию ЯНАО рассматривает заявочные материалы и принимает решения о выдаче или отказе в выдаче

Рис. 1. Органы, обеспечивающие процесс недропользования в Ямало-Ненецком автономном округе

лицензии применительно к месторождениям, находящимся в компетенции округа (общераспространенных полезных ископаемых). Решение Комиссии по лицензированию оформляется протоколом.

Лицензирование. Предоставление права пользования недрами осуществляется при помощи института лицензирования, являющегося одной из важнейших форм государственного регулирования недропользования. Правовой основой государственной системы лицензирования являются Закон РФ «О недрах» и «Положение о порядке лицензирования пользования недрами», утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 3314-1, Закон ЯНАО «О недропользовании в Ямало-Ненецком автономном округе» от 26 июня 2012 г. № 56-ЗАО. Предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования, организационное обеспечение которой возлагается на «Роснедра». На территории ЯНАО эта функция возложена на Территориальное

управление по недропользованию «Ямалнед-ра» и комиссию по лицензированию.

Решение о выдаче лицензии принимается либо на уровне федерации, либо на уровне субъекта федерации в зависимости от принадлежности участков недр к компетенции «Рос-недра» или «Ямалнедра». Лицензирование месторождений федерального значения осуществляется с учетом особого режим доступа для иностранных инвесторов в соответствии с федеральными законами от 29 апреля 2008 г.: № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства»; № 58-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты, связанные с принятием федерального закона № 57 ФЗ». В компетенции ЯНАО находятся месторождения общераспространенных полезных ископаемых.

Финансирование геологического изучения за счет государственных средств осуществляется по объектам, включенным в програм-

мы геологического изучения недр, утвержденные Министерством природных ресурсов и экологии РФ. В перечень объектов, финансируемых в рамках Государственного заказа «Роснедра» по воспроизводству минеральносырьевой базы твердых полезных ископаемых из федерального бюджета на 2012-2014 гг.. включены хромовые ресурсы ЯНАО с целью проведения локального прогноза хромитового оруденения в пределах северной части Райиз-ского и Сыумкеуского ультраосновных массивов с целью конкретизации участков для проведения поисковых работ. Предоставление в пользование участков недр в целях геологического изучения, проводимых за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, осуществляется по объектам, включенным в перечни, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Перечни объектов формируются на основании планов геологического изучения недр и заявок недропользователей [5].

Геологоразведочные работы в области углеводородного сырья в 2011 г. в регионе проводили 33 предприятия на 84 лицензионных участках. Лицензии на геологоразведку и разработку крупных месторождений углеводородного сырья принадлежат ОАО «Газпром» и ООО «Газпром геологоразведка». ООО «Газпром геологоразведка» - на 100 % дочернее предприятие ОАО «Газпром». Общество создано для реализации программы развития минерально-сырьевой базы (МСБ) газовой промышленности до 2035 г. Программа предусматривает расширенное воспроизводство МСБ с учетом меняющейся структуры запасов и смещения центров добычи природного газа в новые регионы: полуостров Ямал, Восточную Сибирь и Дальний Восток, шельф РФ [6]. Компания «Газпром геологоразведка» приступила к масштабному комплексу геологоразведочных работ для поиска и разведки новых месторождений и залежей углеводородов, восполнения и развития минерально-сырьевой базы региона на Ямале. Она проводит работы на 15 лицензионных участках.

Комплексное освоение месторождений углеводородного сырья на суше Ямала планируется осуществлять путем создания трех промышленных зон - Бованенковской, Тамбей-ской и Южной, с каждой из которых связана

своя группа месторождений. Лицензии на освоение принадлежат группе «Газпром». На разработку Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения выдана лицензия компании ОАО «Ямал СПГ». Большая часть добычи газа в округе, производимой 26 компаниями на основании лицензий на добычу и геологическое изучение, приходится на:

- ООО «Ямбурггаздобыча» - дочернюю компанию ОАО «Газпром» (около 40 % общего объема добычи газа);

- ООО «Уренгойгазпром» (около 25 % общего объема добычи газа);

- ООО «Газпром добыча Ноябрьск», входит в тройку лидеров дочерних предприятий ОАО «Газпром» (около 12 % общего объема добычи газа);

- ООО «Газпром добыча Надым», имеющее лицензии на геологоразведочные работы и добычу нефти, газа, газового конденсата (добыча более 11 % общего объема добычи газа) [7].

Большая часть добычи нефти в округе, осуществляемой более чем 20 компаниями на основании лицензий на добычу и геологическое изучение, приходится на:

- ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефте-газ» - дочернюю компанию ОАО «Газпром» (около 28 % общего объема добычи нефти);

- ОАО «НК «Роснефть» (около 27 % общего объема добычи нефти);

- ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз», входит в вертикально интегрированную компанию ОАО «Сибнефть» (около 26 % общего объема добычи нефти);

- ООО «Заполярнефть» (около 9 % общего объема добычи нефти) [7].

Предоставление права доступа (лицензирования) в ЯНАО осуществляется применительно к следующим твердым полезным ископаемым:

- золото - лицензией на геологическое изучение и добычу золота на коренном месторождении Новогоднее-Монто владеет ОАО «Ямалзолото», лицензией на геологическое изучение и добычу на Петропавловском месторождении владеет ЗАО «Сибминерал»;

- олово - три коренных комплексных ред-кометалльных месторождений Тайкеуской группы: Тайкеуское, Усть-Мроморное и Лон-гот-Юганское учтены в нераспределенном

фонде, право пользования не предоставлено;

- барит-свинцовые руды - месторождение Саурейское, учтено в нераспределенном фонде, право пользования не предоставлено;

- фосфориты - Софроновское месторождение (участок «Центральный») учтено в нераспределенном фонде; по лицензии СХЛ 01830 ОАО «Полярно-Уральское горно-металлургическое предприятие» за период 2006-2008 гг. были проведены оценочные работы, право пользования не предоставлено.

- хромовые руды - лицензией на геологическое изучение и добычу Центрального месторождения владеет ООО «Челябинский электрометаллургический комбинат»; срок действия лицензии до 2021 г.; лицензия на право пользования Западным месторождением принадлежит ЗАО «Северхром»; месторождение 214 учтено в нераспределенном фонде, право пользования на него не предоставлено;

- железные руды - лицензией на подготовку к освоению месторождения Новогоднее Манто владеет ОАО «Ямалзолото» (лицензия СХЛ 01212 БР); месторождение Юнь-Ягинс-кое учтено в нераспределенном фонде, право пользования на него не предоставлено;

- общераспространенные полезные ископаемые - лицензией на добычу (производство) строительного камня в пос. Харп обладает ОАО «Ямалнефтегазжелезобетон»; кроме того, строительный камень является элементом вскрыши при добыче золота ОАО «Ямал-золото».

Формы предоставления права пользования недрами, согласно федеральному и региональному законодательствам о недрах, применяемым в ЯНАО, - конкурсы и аукционы. Что касается месторождений федерального значения и других значимых месторождений, то основной формой является аукцион, относительно общераспространенных - конкурсы.

Без аукциона лицензии выдаются только по факту открытия месторождения. Конкурсы и аукционы проводятся Федеральным агентством по недропользованию или по его поручению Управлением «Ямалнедра». Заявка на получение лицензий на поиск, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых, а так же для целей сбора минералогических, палеонтологических и других коллекционных материалов должна направляться в

Департамент природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. Перечень участков недр по ЯНАО предлагаемых для предоставления в пользование Роснедра на 2011 г. по твердым полезным ископаемым, представлен в таблице [8].

В августе 2012 г. Федеральным агентством по недропользованию были выставлены на аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на Апакопур-ском, Восточно-Эдельяхинском, Западно-Новогоднем, Новоноябрьском, Северо-Выинтой-ском, Южно-Апакопурском участках ЯмалоНенецкого автономного округа. Стартовый размер платежа за право пользования участком недр: Апакопурский - 154,5 млн р., Вос-точно-Эдельяхинский - 16,5 млн р., ЗападноНовогодний -177,1 млн р., Новоноябрьский -71 млн р., Северо-Выинтойский - 47 млн р., Южно-Апакопурский - 34,5 млн р. [8].

Освоение минерально-сырьевой базы ЯНАО осуществляется в рамках частно-государственного партнерства как между российскими, так и зарубежными компаниями. Сегодня финансирование в основном осуществляется со стороны ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», имеющих в своем составе дочерние компании, располагающие значительной долей государственного капитала, а также за счет собственных средств других предприя-тий-недропользователей. Так, доля иностранных инвестиций на добычу углеводородного сырья от общего объема инвестиций в период январь-июнь 2012 г. в сумме 1022,2 млн дол. США в округе составила менее 29 % [9].

К тому же общий объем иностранных инвестиций в процентах к соответствующему периоду предыдущего года составил менее 27 %, что свидетельствует об осторожном поведении иностранных инвесторов в силу их неуверенности в экономико-политической ситуации России. К основным странам-инвесто-рам относятся Великобритания и Германия.

Примером российско-английского партнерства является участие английской компании TNK-BP International (через дочернюю компанию ЗАО «Роспан интернешнл», владение 44 % ее акций) в добыче газа [10]. Компанией также создается инфраструктура на

месторождениях, в частности строительство межпромыслового газопровода Сузун-Пурле. Завершаются полевые инженерные изыскания на месторождении Сузунское, геологоразведочные работы по Мессояхскому месторождению вязкой нефти, на Русском месторождении будет пробурено 7 скважин в 2012 г. Значительные запасы газа открыты на Русско-Реченском месторождении. Начало эксплуатации - 2019 г. Завершены инженерные изыскания по строительству внутрипромыслового газопровода. На 2012 г. запланированы закупка материалов и начало строительства. Ввод в эксплуатацию газопровода должен состояться в конце 2015 г.

Другим примером частно-государственного партнерства при освоении минеральносырьевой базы ЯНАО может служить совместное предприятие ОАО «Газпрома» и вьетнамской фирмы «Petrovietnam» - «Газпром-вьет», которое создано в 2008 г. для работы на территории России и третьих стран. Доля участия «Газпрома» - 51 %, Petrovietnam -49 %. Предприятие получило лицензию на геологическое изучение и добычу газоконденсатного сырья на Северо-Пуровском месторождении округа с запасами около 60 млрд м3. В свою очередь, «Газпром» во «Вьетгазпром» представлен единым специализированным предприятием «Газпрома» по разведке и последующей добыче углеводородов «Gazprom International». Между ОАО «Газпром» и «Pe-trovietnam» подписан нефтегазовый контракт по работам на континентальном шельфе Республики Вьетнам на 30 лет. По контракту должны быть выполнены работы по разведке, разработке и добыче углеводородов. Контракт реализуется на условиях раздела продукции. Оператор по контракту - СОК «Вьетгазпром». Между «Газпром» и «Petrovietnam» в конце 2009 г. подписан договор о стратегическом партнерстве. В соответствии с этим документом стороны продолжают совместную работу на континентальном шельфе Вьетнама в рамках ранее подписанных нефтегазовых контрактов, а также рассматриваются дальнейшие возможности сотрудничества на свободных лицензионных блоках континентального шельфа Вьетнама. Соглашением также предусмотрено активное сотрудничество «Газпрома» и «Petrovietnam» в разнообразных нефте-

газовых проектах в России, Вьетнаме и третьих странах в рамках компании «Газпромвь-ет». Базовый объект сотрудничества в России - Нагумановское нефтегазоконденсатное месторождение, находящееся в Оренбургской области. Отмечено, что в перспективе партнерство может быть привлечено к работе на других лицензионных участках.

Существующая институциональная среда недропользования в ЯНАО полностью координируется с международными и федеральными формальными правилами и организационными структурами, осуществляющими процесс недропользования. Однако для дальнейшего эффективного сопровождения воспроизводства и развития минерально-сырьевой базы округа необходима ее своевременная трансформации, связанная с изменениями в данной сфере деятельности и необходимостью совершенствования соответствующих институтов и инструментов.

Необходимая трансформация связана, в первую очередь:

- с практически решенными в настоящее время вопросами о совершенствовании федерального законодательства о недрах в части повышения доли участия иностранных инвесторов с 10 до 25 % в российских компаниях, которые будут заниматься разработкой месторождений федерального значения; возможности заниматься не только разведкой, но и добычей полезных ископаемых на нижележащих горизонтах ранее изученных участков недр; предоставления налоговых каникул на НДПИ для новых месторождений нефти (на срок до 5 лет);

- необходимостью приведения существующей системы учета ресурсов и запасов ЯНАО в соответствие с международными стандартами по СЫЯ8СО (Объединенный комитет по международным стандартам отчетности о запасах и ресурсах) и принятым в России 31 октября 2011 года российским Кодексом отчетности - НАЭН (национальной ассоциации экспертов недропользования);

- выдвижением инициативы со стороны ЯНАО по созданию в округе Международного научного центра изучения Арктики с отделением на острове Белый и присвоением автономному округу статуса международного центра по развитию гуманитарного и научного со-

Известия Уральского государственного горного университета

Перечень участков недр по ЯНАО, предлагаемых для предоставления в пользование на 2011 г.

Полезное ископаемое Участок недр (ме сторождешк _ перспективная площадь, горизонт и т. д), месторождение (район) Общая площадь, км2 Запасы и прогнозные ресурсы Протокол экспертизы запасов Ввд пользования недрами Форма предоставления участка недр в пользование Планируемые сроки проведения аукциона (конкурса). Орган, осуществляющий предоставление участка недр в пользование Пжьмо у тлномоче иного органа о наличии (отсутствии) ООГГГ на участке недр

Железные РУДЫ Юньягинское м есторо жден не, Приуральский эайон 2,04 Прогнозные ресурсы категории Р1 -54,2 млн т НТС «Ямалнедра» (протокол от 22.06.10 № 11) Геологическое изучение, разведка и цоб ьиа Аукцион Ш квартал, Роснедра Департамент по охране, воспроизводству и р егу лир ова ни ю использования биоресурсов ЯНАО от 13.08.09 №01-16/1964 Минприроды России от 30.09.09 № 12-46/13854

Хро мовые РУДЫ Учасгок214, Приуральский эайон 0,12 Прогнозные ресурсы категории Р1 -146 тыс. т НТС «Ямалнедра» (протокол от 22.06.10 №11) Геологическое изу чение, разведка и добыча Аукцион III квартал, Роснедра Департамент по охране, воспроизводству и per у лиров ан ию использования биоресурсов ЯНАО от 13.08.09 №01-16/2590 Минприроды России от 30.09.09 № 12-46/13529

Хромовые руды Северо- Войкарская площадь, Шурышкарский эайон 226,45 Запасы категории С2 - 1343,1 тыс. т Прогнозные ресурсы: категория Р1 -989,1 тыс. т категория Р2 - 4100 тыс. т ФГУС ВИМС (экспертное заключение от 02.10.07№ 465/5 Геологическое изучение, разведка и цоб ьиа Аукцион II квартал, Роснедра Департамент по охране, воспроизводству и р егу лир ова ни ю использования биоресурсов ЯНАО от 05.10.09 №01-16/2275

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фосфаты Софроновское, Приуральский эайон 7,39 Запасы С1 -1446 тыс. т; С2 - 1034 тыс. т ГКЗ «Уралнедра» (пр отокол от 11.01.10 № 146) Разведка и добыча Аукцион II квартал, Роснедра Департамент по охране, воспроизводству и р егу лир овани ю использования биоресурсов ЯНАО от 05.10.09 № 01-16/2275

Золото коренное и россыпное Поже мав и с ский, Шурышкарский эайон 53,9 Коренное золото: прогнозные ресурсы категории Рз -29 т Россыпное золото: загнсы категории С2 - 47 кг Прогнозные ресурсы категории Р1 -1т НТС ФГУП «ВСЕ ГЕИ» (протокол от 22.06.10 №24/10) ГКЗ (протокол от 11.10.99 №3/99) НТС МПР (протокол от 12.08.03 № 07-11/0347-пр) Геологическое изучение, разведка и добыча Аукцион IV квартал, Ро снедра Департамент по охране, воспроизводству и регу лиров ани ю использования биоресурсов ЯНАО от 05.10.09№ 01-16/2275 Минприроды России от 07/10.09 № 12-46/14145

трудничества в Арктике [11] и т. д., а также с нерешенными, но в перспективе требующими соответствующего изменения институциональной среды вопросами создания возможностей для образования юниорных (малых) геологических, специализирующихся на выполнении поисковых геологоразведочных работ; возможности использования природных ресурсов в существующем российском концессионном законодательстве в качестве объекта концессии; совершенствования механизма функционирования и поддержки инновационных

процессов в недропользовании посредством развития венчурного финансирования и финансирования из специализированных инновационных фондов; стимулирования российских и иностранных сервисных компаний к активной деятельности, в том числе к внедрению инноваций в освое-нии новых месторождений углеводородного сырья с помощью возможности разделения премии в соответствии с паритетным распределением операционных затрат на проведение геологоразведочных работ и др.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конышев В. Н., Рыхтик М. И., Сергунин А. А. Арктическая стратегия европейских стран: проблемы и перспективы // Арктика: зона мира и сотрудничества. М.: ИМЭМО РАН, 2011. 160 с.

2. Кириллов Б. «Корпорация развития» набирает обороты // Уральский Федеральный округ. Общественнополитический журнал. 2012. № 1/2. С. 24-25.

3. Положение территориальной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых управления по недропользованию по Ямало-Ненецкому автономному округу: приказ «Ямалнедра» от 16.08.2010 № 59. URL: http://yamalnedra.com

4. Постановление Правительства ЯНАО от 12 декабря 2011 г. № 896-П «Об утверждении Положения о Департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯмалоНенецкого автономного округа». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.pravo.ru.

5. Регламент лицензирования недропользования ЯНАО, утвержденный начальником Управления по недропользованию по ЯНАО А. В. Мельниковым 2 ноября 2009 г.

6. «Дочка» Газпрома займется геологоразведкой в Ямальском районе. URL: http:// uralpolit.ru/region/urfo

7. Государственный баланс запасов полезных ископаемых РФ на 1.01.2010 г. Газ. М.: МПРЭ РФ, РОСГЕО-ФОНД. 2011. 79 с.

8. URL: http://yamalnedra.com

9. Иностранные инвестиции. URL: http:// www.tumstat.gks.ru

10. URL: http: //www.tnk-bp.ru/enterprises/rospan

11. Ямал - столица Арктики // Эксперт-Урал. 2012. № 27. С. 27-38.

Поступила в редакцию 4 апреля 2013 г.

Работа выполнена при поддержке программы фундаментальных исследований УрО РАН. Проект № 12-7-8-007 «Формирование институциональных основ и организационноэкономических механизмов инновационного освоения арктических территорий».

Полянская Ирина Геннадьевна - кандидат экономических наук, доцент, руководитель сектора экономико-правовых проблем недропользования. 620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29, Институт экономики УрО РАН. E-mail: [email protected]

Масленников Владимир Викторович - ведущий экономист сектора экономико-правовых проблем недропользования. 620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29, Институт экономики УрО РАН. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.