Научная статья на тему 'Становление в профессии: практика подготовки ремесленника-предпринимателя'

Становление в профессии: практика подготовки ремесленника-предпринимателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление в профессии: практика подготовки ремесленника-предпринимателя»

Опыт профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа

СТАНОВЛЕНИЕ В ПРОФЕССИИ: ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ РЕМЕСЛЕННИКА-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Профессия ремесленника-предпринимателя предполагает определенные требования к содержанию образования, к тем знаниям, умениям и навыкам, которые предоставляют будущим специалистам широкие возможности адаптации на рынке труда и реализации в полном объеме своих профессиональных качеств.

С 2012 г. в ГОУ НПО Ямало-Ненецкого автономного округа «Тарко-Салинское профессиональное училище» стали внедряться элементы ремесленного образования, направленного на повышение качества подготовки выпускников, а также изменение структуры и содержания подготовки рабочих.

Уникальность реализуемой практики заключается в том, что в результате подготовки формируется профессионально компетентный, квалифицированный рабочий в сфере малого бизнеса, способный не только работать, но и самостоятельно организовать свою деятельность.

Новая парадигма развития образования — обучение в течение всей жизни. Поэтому для становления профессии ремесленника-предпринимателя необходимо развивать способность к самоорганизации, самоопределению, развитию успешной личности и формированию предпринимательских качеств начиная со школы (практикумы, факультативы, тренинги, семинары), переходя на программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и далее — на программы подготовки специалистов среднего звена.

Опираясь на опыт обучения ремесленным профессиям, наработанный в Уральском колледже технологии и предпринимательства г. Екатеринбурга, особенности немецкого дуального обучения с использованием передовых образовательных и производственных технологий, научную и научно-методическую базу в области ремесленного образования, нарабатываемую специалистами Российского государственного профессионально-педагогического университета, была разработана образовательная модель обучения по ремесленным профессиям в условиях северного региона. Составляющими компонентами образовательной модели обучения по ремесленным профессиям являются учебные дисциплины «Основы предпринимательства», «Экономика организации», «Основы деловой культуры».

Эти компоненты внедряются за счет вариативной части основной профессиональной образовательной программы профессий «мас-

тер отделочных строительных работ», «автомеханик», «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

Разработаны методические рекомендации по внедрению элементов ремесленного образования в программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, утвержденные научно-образовательным центром развития ремесленничества при Российском государственном профессионально-педагогическом университете г. Екатеринбурга. Для стабилизации развития деятельностной компетенции обучающиеся проходят на малых предприятиях стажировки по теме «Основы организации предприятия в сфере малого бизнеса» с получением сертификата (2013/14 уч. г. — 2 человека, профессии «автомеханик», «мастер отделочных строительных работ»; 2014/15 уч. г. — 4-6 человек, 2015/16 уч. г. — 10 человек). Апробация данной практики показала, что для организации малого предприятия недостаточно только внедрения данных элементов, поэтому возникает необходимость открытия на базе образовательной организации учебной мастерской — предприятия для обучающихся по профилям «автотранспортные средства», «строительство», «электроэнергетика» с целью развития предпринимательских качеств в процессе производственного обучения.

Для закрепления теоретических знаний темы по структуре ведения малого бизнеса и делового этикета с клиентами были включены в учебные рабочие программы производственной практики профессий ремесленного профиля.

В ходе реализации данной практики возникают определенные трудности: нестабильная ситуация на рынке труда, низкая мотивация обучающихся к получению смежной/дополнительной профессии, неготовность педагогического коллектива к реализации программ подготовки и переподготовки по ремесленным профессиям.

Для минимизации этих проблем укрепляются международные связи с немецкими партнерами по обмену опытом в области ремесленного образования. Проводятся психологические тренинги для повышения мотивации обучающихся. Осуществляется развитие социального партнерства между ГОУ НПО ЯНАО «ТСПУ», руководством Пуровского района и г. Тарко Сале и сектором малого и среднего предпринимательства города, района и округа.

Инновационное развитие профессионального образования

Представленные подходы к обучению ремесленным профессиям, на наш взгляд, позволят выстраивать перспективную стратегию развития ремесленных видов подготовки в ПОО на основе гибкого реагирования на запросы регионально-

го рынка труда, сохраняя при этом социальную защищенность и профессиональную конкурентоспособность выпускников, следовательно, позволят комплексно и качественно решать всю совокупность образовательных целей и задач.

О. А. Карпачев, директор Тарко-Салинского профессионального колледжа Ямало-Ненецкого автономного округа

НОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО РАБОЧЕГО ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА WORLDSKILLS RUSSIA

Новые компетенции для современного рабочего невозможно сформировать без участия в проекте Worldskills.

Надымский профессиональный колледж включился в реализацию этого проекта в 2013 г. С 19 по 20 марта 2013 г. в рамках окружной олимпиады профессионального мастерства проведен первый региональный чемпионат WorldSkills Russia в г. Надыме на базе Надымского профессионального училища по двум рабочим профессиям: «сварщик» (компетенция Worldskills 3.15. Welding) и «автомеханик» (компетенция Worldskills 2.3. Automobile Technology). Данная практика является составной частью регионального проекта.

Область образовательной практики направлена на повышение престижа рабочих профессий, популяризацию молодого рабочего, повышение статуса стандартов профессиональной подготовки и квалификации.

Практика реализации проекта Worldskills ориентирована на выпускника профессиональной организации, направлена на решение затруднений в части разработки и внедрения модулей вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ по способам поиска работы, трудоустройства, планированию карьеры, адаптации на рабочем месте, по основам предпринимательства, открытию собственного дела, способствующих самозанятости выпускника на современном рынке труда.

Сущность практики заключается в актуализации основных профессиональных образовательных программ в части соответствия требованиям компетенций Worldskills, в реализации регионального проекта «Капитал молодого специалиста», проекта колледжа «От компетенции к квалификации».

Механизмами реализации определены мероприятия, которые структурированы по направлениям, включают сроки, имеют результат. Основными из них являются: участие в мероприятиях Worldskills обучающихся (г Тольятти, 2013 г. — Евгений Нескреба; г Тюмень, 2014 г — Василий Нядонги), мастеров производственного обучения и преподавателей (г Тольятти, 2013 г — Н. Д. Бондаренко; г. Тюмень, 2014 г. — А. Н. Волкова; г. Казань, 2014 г. — О. Г. Шмелева), экспертов (В. Ю. Седов, руководитель Аттестационного центра «НАКС-ЯМАЛ», эксперт WorldSkills Russia; Э. В. Селиончик, руководитель направления организационного департамента WorldSkills Russia); повышение квалификации мастеров производственного обучения, преподавателей специальных предметов, руководителей по организации работы Worldskills (А. Н. Волкова, О. Г. Шмелева — повышение квалификации по программе ДПО «Организационная и методическая работа экспертов WorldSkills»; Е. В. Фуникова, Е. Л. Левашова, О. Г. Шмелева — «Организационно-методическое обеспечение развития регионального движения WorldSkills Russia»); реализация проектов.

Результаты были достигнуты за счет: организации и проведения конкурсов проектов студентов, студенческих научно-практических конференций с представлением командных проектов; повышения квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин колледжа; реализации проекта «От компетенции к квалификации»; подготовки студентов для участия в региональных сборных в чемпионатах WorldSkills Russia. Значительную роль во внедрении проекта сыграли работодатели (ООО «Газпром добыча Надым»; ОАО «Ямалкоммунэнерго», г. Надым; ООО «Газпром трансгаз Югорск»), которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.