Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение в ямальских профессиональных образовательных организациях'

Профессиональное самоопределение в ямальских профессиональных образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение в ямальских профессиональных образовательных организациях»

Опыт профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ЯМАЛЬСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В Ямало-Ненецком автономном округе, стратегически важном для выхода в Арктику, идет разработка крупных месторождений на полуостровах Ямал и Гыдан, реализуются уникальные транспортные и инфраструктурные проекты международного масштаба, которые станут в ближайшем будущем мощными точками роста региональной экономики в рамках реализации стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 г.

В этой связи региону нужны квалифицированные специалисты с компетенциями технологического уклада, основанного на работе в новых природно-климатических условиях, с новыми материалами, в условиях нетипичных ситуаций, которые требуют от работника современного инженерно-технического мышления, нестандартных решений, активности и инициативности, умения работать в разных по масштабам группах и самостоятельно, с применением /Г-технологий.

Стратегические перспективы экономического развития региона во многом обуславливают потребности в подготовке специалистов по тем или иным профессиям и направления развития системы профессионального образования.

Профессиональное образование региона сконцентрировано в трех научно-образовательных комплексах, сформированных с учетом территориальной специфики и зон опережающего социально-экономического развития региона, с центрами в г. Салехарде, г. Новом Уренгое, г. Ноябрьске на базе многопрофильных и многоуровневых центров подготовки кадров.

Особенностью профессиональных образовательных организаций в нашем округе яв-

ляется их многопрофильность. Они работают в моногородах с градообразующими предприятиями. При этом Ямальский многопрофильный колледж, который обеспечивает подготовку кадров для Салехарда (административного центра округа) и близлежащих сельских территорий, находится в особой ситуации.

Многопрофильность позволяет создавать пространство для профессионального выбора школьников. В Ямальском многопрофильном колледже ведется подготовка кадров по 21 программе СПО, в Ноябрьском колледже профессиональных и информационных технологий — по 20 программам СПО, в Муравленковском многопрофильном колледже — по 11 программам СПО.

Выпускники школ региона уже сегодня выбрали 24 профессии и 23 специальности, которые соответствуют приоритетным отраслям экономики и направлениям развития Ямала: «техники и технологии наземного транспорта» — 686 студентов, «электро- и теплоэнергетика» — 423, «сестринское дело» — 390, «машиностроение» — 383, «образование и педагогические науки» — 375, «прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия» — 316, «техники и технологии строительства» — 276, «клиническая медицина» — 98.

Структура подготовки кадров меняется, позволяя все в большей степени учитывать запросы регионального рынка труда. Так, только за последние четыре года введены 17 новых профессий. Это, в частности, «мастер жилищно-коммунального хозяйства», «электрослесарь по ремонту оборудования электростанций»,

Инновационное развитие профессионального образования

«оператор (моторист) по цементажу скважин», «машинист крана», «слесарь строительных работ» и др. Кроме того, за тот же период начато обучение по 17 новым специальностям, таким как «бурение нефтяных и газовых скважин», «туризм», «компьютерные системы и комплексы», «информационная безопасность», «лабораторная диагностика» и др. Всего по приоритетным для экономики Ямала направлениям учится 58 % студентов.

С целью самоопределения студентов в профессии и специальности предпринимаются значительные усилия по обеспечению условий для реализации интегрированных программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена. В результате выстраиваются непрерывные образовательные горизонтальные маршруты в ходе получения среднего профессионального образования. Это позволяет студенту получить базовые и дополнительные квалификации, позволяющие ему быть успешным в условиях постоянно меняющегося рынка труда.

Подобная практика сложилась в Ноябрьском колледже профессиональных и информационных технологий, частично — в Ямальском многопрофильном колледже: уже сейчас каждый четвертый выпускник Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) продолжает обучение по интегрированным программам подготовки специалистов среднего звена; Ямальский многопрофильный колледж пока интегрирует только профессию «автомеханик» со специальностью «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Для того чтобы студенту самоутвердиться в профессии и специальности, а также с целью создания условий для продолжения обучения по образовательным программам более высокого уровня в ямальских колледжах организуется исследовательская деятельность студентов как ресурс для будущего самообразования в течение всей жизни.

В результате ежегодно 29 % выпускников продолжают обучение (13 % — по программам высшего образования, 16 % — по программам специалистов среднего звена). При этом по итогам 2013/14 уч. г. около половины выпускников Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий продолжили обучение по интегрированным программам подготовки специалистов среднего звена и программам высшего образования, 36 % выпускников Му-

равленковского многопрофильного колледжа и 15 % выпускников Новоуренгойского многопрофильного колледжа продолжили обучение по программам высшего образования.

Создаются условия и для формирования предпринимательских компетенций. За три года девять выпускников ямальских колледжей открыли свое собственное дело. В Тарко-Салин-ском профессиональном колледже проводится работа, связанная с подготовкой ремесленников-предпринимателей. Это позволяет подготовить кадры для малого бизнеса в рамках региональной стратегии по поддержке малого и среднего бизнеса на Ямале.

Еще одной возможностью расширения профессиональных горизонтов студентов являются дополнительные квалификации, которые они (помимо той, для получения которой учатся) приобретают в ходе обучения. При этом каждый девятый выпускник получает дополнительные профессиональные квалификации как при реализации вариативной части образовательной программы в том учебном заведении, в котором учится, так и на базе учебного центра профессиональных квалификаций. Это позволяет обеспечить горизонтальную мобильность студентов при получении среднего профессионального образования. Так, например, выпускник по специальности «разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» получает дополнительные квалификации «лаборант химического анализа», «оператор по добыче нефти и газа», «оператор пульта управления в добыче нефти и газа», «машинист насосной станции по закачке рабочего агента в пласт», «водитель категории "В"» (Му-равленковский многопрофильный колледж); по профессии « машинист на буровых установках» — «выполнение работ по обслуживанию дизельных установок» (Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий); по специальности «сестринское дело» — «оператор ЭВМ» (Ямальский многопрофильный колледж); по профессии «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» — «безопасное производство работ на высоте» (Новоуренгойский многопрофильный колледж).

Подобный опыт в большой мере накоплен в Муравленковском многопрофильном колледже (там в 2014 г. такие квалификации получили 56 % выпускников), Ноябрьском колледже профессиональных и информационных технологий (17 % выпускников), Ямальском многопрофильном колледже (12 % выпускников).

Новые компетенции Worldskills можно будет получить в Надымском профессиональном

Опыт профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа

колледже и Муравленковском многопрофильном колледже, которые разрабатывают новые модули для включения в образовательную программу.

Одной из линий работы, направленной на обеспечение непрерывности образования, является создания условий для повышения профессионального уровня взрослого населения региона. Ежегодно более 5000 человек взрослого населения повышают свой профессиональный уровень на базе колледжей.

Таким образом, в ямальских колледжах (в каждом по-разному) накапливается практика по созданию внутренних условий для непрерывного образования.

В настоящее время разрабатывается новая модель организации среднего профессионального образования: с использованием принципов «умного колледжа». Воплощение на практике модели «умный колледж» подразумевает, что организация СПО становится саморазвивающейся и самоизменяющейся, способной обеспечить новые походы в разработке и реализации образовательных программ, а также воспитательной компоненты и управления. Апробация подобной модели планируется на базе Ново-

уренгойского многопрофильного колледжа начиная уже с 1 сентября 2015 г.

Таким образом, в профессиональных образовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа создаются условия, способствующие самоопределению студентов в профессии и специальности посредством проектирования горизонтальных и вертикальных образовательных маршрутов. Развитие системы профессионального самоопределения настроено на удовлетворение требований экономики региона.

Развитию системы непрерывного образования для подготовки профессиональных кадров с учетом потребности экономики региона было посвящено заседание коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа, которое проходило 2 дек. 2013 г. в Новом Уренгое. Решение выявленных проблем позволит повысить эффективность совместной работы школ и учреждений профессионального образования по совершенствованию системы непрерывного образования, учитывающей личные интересы учащихся и студентов в вопросах профессионального самоопределения и с учетом потребностей экономики региона.

Л. А. Плеханова, зав. кафедрой управления развитием общего и профессионального образования Регионального института развития образования Ямало-Ненецкого автономного округа, канд. пед. наук

МНОГОПРОФИЛЬНОСТЬ И МНОГОУРОВНЕВОСТЬ В УСЛОВИЯХ МОНОРЕГИОНА

Современные темпы экономического развития России диктуют свои условия многим сферам общественной и государственной жизни. Образование в целом является той областью, от развития которой напрямую будет зависеть также степень развитости экономики государства, его регионов и городов.

Ведущей проблемой в профессиональном образовании сегодня остается подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Потребности рынка труда и особенности экономического развития округа определяют основной перечень профессий и специальностей для подготовки образовательными организациями.

Профессиональное образование сегодня должно быть мобильным, быстро реагировать на экономическую ситуацию — менять спектр образовательных услуг, расширять перечень подготавливаемых специальностей и профессий.

Основными поставщиками услуг в сфере профессионального образования на Ямале являются образовательные организации инновационного типа — многопрофильные колледжи.

Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямальский многопрофильный колледж» приступило к реализации практики многоуровневой и многопрофильной подготовки в 2009 г. На

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.