Научная статья на тему 'Интеграция программ подготовки рабочих кадров, служащих и специалистов среднего звена'

Интеграция программ подготовки рабочих кадров, служащих и специалистов среднего звена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яровенко В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция программ подготовки рабочих кадров, служащих и специалистов среднего звена»

перехода на новую должность, освоения нового оборудования, смежных профессий и специальностей.

Таким образом, колледж осуществляет многоуровневую и многопрофильную подготовку

специалистов со средним профессиональным образованием по приоритетным для экономики г. Муравленко направлениям (добыча полезных ископаемых, электроэнергетика, транспорт, образование).

А. Ю. Линденгольц, директор Муравленковского многопрофильного колледжа Ямало-Ненецкого автономного округа,

канд. пед. наук

ИНТЕГРАЦИЯ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ, СЛУЖАЩИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Развитие системы профессионального образования разворачивается под воздействием внешних и внутренних факторов, в контексте тенденций и противоречий международного и национального масштаба. Наиболее существенными внешними факторами являются: глобализация экономики, сопровождающаяся усилением академической и трудовой мобильности, устаревание или необходимость модернизации ряда профессий, возникновение новых профессий; инновации и развитие новых технологий, интернационализация в сфере образования; экономические кризисы и угроза безработицы.

В соответствии со стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 г. предполагается, что произойдут значительные изменения. Поиск в решении вопросов формирования системы непрерывного образования, обеспечения конкурентоспособности и мобильности обучающихся в рамках единого образовательного пространства связан с идеями интеграции, позволяющей обучающимся выбирать индивидуальную образовательную траекторию, получать ту профессиональную подготовку, которая требуется им для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста на основе интеграции учебно-методического обеспечения соответствующих образовательных уровней.

Одним из основополагающих принципов построения системы непрерывного образования является принцип преемственности, обеспечивающий непрерывность СПО через интеграцию программ подготовки рабочих кадров, служащих и специалистов среднего звена и применение форм и методов обучения, соответствующих многоуровневой профессиональной подготовке.

Практика интеграции программ подготовки рабочих кадров, служащих и специалистов среднего звена реализуется в колледже с 2003 г. В настоящее время в образовательном учреждении реализуются восемь интегрированных программ.

Механизм разработки сокращенной профессиональной образовательной программы по родственным профессиям и специальностям представляет собой выстраивание содержания профессиональной программы специалистов среднего звена с учетом знаний, умений и компетенций, полученных обучающимися на предыдущей ступени профессионального образования.

Реализация программ осуществляется в соответствии с имеющимися образовательными ресурсами и требованиями заказчиков кадров, прежде всего работодателей региона. Результатом освоения интегрированных программ являются качественные показатели обучения студентов колледжа, составляющие не ниже 50 %. Общий срок обучения по сокращенным программам устанавливается индивидуально для каждой конкретной специальности СПО. Основными структурными единицами, в рамках которых происходит сокращение («уплотнение») содержания образования за счет образовательных результатов, освоенных обучающимися в рамках программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих, являются: вариативная составляющая программы специалистов среднего звена; профессиональные модули и общепрофессиональные дисциплины профессионального цикла программ специалистов среднего звена (в том числе профессиональный модуль «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям»); прохождение учебной практики

в период обучения по программам подготовки рабочих и служащих.

Вместе с тем в реализации данной практики необходимо обозначить ряд проблем и ограничений, в числе которых — сокращение предприятий — баз практик, что создает некоторые трудности при организации производственной практики обучающихся. Одним из факторов, существенно осложняющих реализацию данной модели, является то, что выпускники по программам подготовки рабочих и служащих, как правило, не имеют возможности приступить к освоению сокращенной программы специалистов среднего звена сразу же после завершения обучения в связи с призывом в ряды Вооруженных сил России. К сожалению, решение обозначенных проблем лежит за пределами компетенции образовательной организации и зависит целиком только от экономической политики государства.

Осуществление интегративного процесса по образовательным ступеням в зависимости от конечной квалификации, которую обучающийся может получить на выходе из ПОО СПО, рассмотрим на примере реализации программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 190631.01 «Автомеханик»

и программ подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (см. прил.).

Таким образом, непрерывность среднего профессионального образования через интеграцию программ подготовки рабочих кадров, служащих и специалистов среднего звена является действенным механизмом и обеспечивает естественную стыковку уровней профессионального образования во всех компонентах учебного процесса, которая позволяет:

- значительно повысить качество подготовки квалифицированных кадров для экономики региона;

- исключить дублирование учебного материала;

- обеспечить преемственность в содержании образования;

- всесторонне развивать интеллектуально-профессиональные возможности и компетенции выпускников;

- способствовать повышению профессионального уровня педагогических работников;

- обеспечить расширение взаимодействия с работодателями и социальными партнерами.

Приложение

Таблица 1

Сравнительный анализ интеграции программ рабочих кадров, служащих

и специалистов среднего звена

ППКРС ППССЗ

Область ПД

- техническое обслуживание, ремонт и управление автомобильным транспортом; - заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами - организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта; - организация деятельности первичных трудовых коллективов

Объекты ПД

- автотранспортные средства; - технологическое оборудование, инструмент и приспособления для ТО и РА; - оборудование заправочных станций и топливно-смазочные материалы; - техническая и отчетная документация - автотранспортные средства; - техническая документация; - технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств; - первичные трудовые коллективы

ВПД

- техническое обслуживание и ремонт автотранспорта; - транспортировка грузов и перевозка пассажиров; - заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами - техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; - организация деятельности коллектива исполнителей; - выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Продолжение таблицы 1

ППКРС ППССЗ

ПК

- ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы; - ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания; - ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности; - ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию; - ПК 2.1. Управлять автомобилями категорий «В» и «С»; - ПК 2.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров; - ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования; - ПК 2.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств; - ПК 2.5. Работать с документацией установленной формы; - ПК 2.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия; - ПК 3.1. Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях; - ПК 3.2. Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций; - ПК 3.3. Вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию - ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта; - ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта; - ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей; - ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта; - ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ; - ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта; - ПК 5.2.3. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

ОК

- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; - ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; - ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы; - ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; - ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; - ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами; - ОК 7. Исполнять воинскую обязанность <*>, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) - ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; - ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; - ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; - ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; - ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; - ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий; - ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

Продолжение таблицы 1

ППКРС ППССЗ

- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Материаловедение

- изучение структуры, свойств материалов и области их применения; - классификация и свойства горюче-смазочных материалов - изучение технологии термической обработки металлов; - методы испытания механических свойств материалов; исследование их микро- и макроструктуры

ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

- базовые понятия устройства основных систем автомобиля и принципы работы; - основы ТО и РА (виды и периодичность технических обслуживаний, способы обнаружения и устранения основных неисправностей, основы диагностирования автомобилей); - изучение перечня оборудования и правила пользования им - конструкция, процессы, происходящие в двигателе; - теория автомобиля, двигателя; - комплекс технических воздействий по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии; - технология и технологический процесс технического обслуживания и текущего ремонта; - проектирование технологических участков по ТО и РА

Учебная практика

выполнение перечня основных слесарно-механи-ческих работ в учебных мастерских колледжа: резка, гибка, клепка, опиливание, сверление металла, разметка контуров деталей, нарезание резьбы под руководством наставника отсутствует (пройдена на первой ступени обучения)

Производственная практика

выполнение основных работ по ТО и ремонту (демонтаж основных узлов и агрегатов автомобилей, их разборка, дефектовка, сборка и установка на постах ТО и ТР) в качестве слесаря по ремонту автомобиля под руководством наставника - выполнение работ повышенной сложности по ТО и ТР автомобилей, диагностика электронных систем автомобилей, самостоятельная работа на поточных линиях и бригадно-узловым методом в качестве слесаря по ремонту автомобиля; - выполнение контрольно-организаторских функций на участке работы, руководство коллективом исполнителей; совместная деятельность со смежными участками снабжения, отделами планирования, экономическим и производственно-техническим

Ресурсное обеспечение

Кадровый потенциал

Интегрированные программы реализуются 27 педагогическими работниками, имеющими необходимую квалификацию по каждым из учебных дисциплин и профессиональных модулей учебных планов, среди них: 3 мастера производственного обучения, 16 преподавателей высшей квалификационной категории (в том числе 6 кандидатов наук), 8 преподавателей первой квалификационной категории (в том числе 1 кандидат наук)

Информационно-методические ресурсы

Обеспеченность программ УМК по профессии и специальности СПО в количестве 268 единиц: РП УД и ПМ — 30; МР — 96; комплекты КОС — 33; курсы лекций — 27; ЦДМ — 27; электронные портфолио — 27; электронные портфолио кабинетов и мастерских — 28

Окончание таблицы 1

ППКРС ППССЗ

Материально-техническое обеспечение

База колледжа для теоретического База колледжа для практического База на предприятиях:

обучения (учебные кабинеты): обучения: - Сургутское управление техноло-

- истории; - слесарная мастерская; гического транспорта и специаль-

- социально-экономических дис- - мастерская по ремонту и обслу- ной техники № 1 ООО «Газпром

циплин; живанию автомобилей; трансгаз Сургут»;

- математики; - мастерская по ремонту легковых - Управление технологического

- информатики; автомобилей; транспорта и специальной тех-

- физики; - лаборатория по устройству авто- ники ООО «Газпром добыча Но-

- химии и естествознания; мобилей; ябрьск»;

- русского языка и литературы; - лаборатория ПДД и психологи- - ОАО «Ноябрьскавтосервис»;

- иностранного языка; ческого тестирования водителей; - ООО «Ноябрьскнефтеспецстрой»;

- инженерной графики; - лаборатория по отработке навы- - ООО «СК-Моторс»;

- электротехники; ков вождения; - ООО «Автоделюкс»;

- охраны труда; - лаборатория электротехники - СТО «Пальмира»;

- безопасности жизнедеятельно- и электроники - ИП Бондарчук;

сти и охраны труда; - ЧОП «Ион+»;

- правил безопасности дорожного - ИП Павалук;

движения; - ООО «Балтика»;

- устройства автомобилей; - ООО «Мета-Сургут»

- по устройству дорожно-строи-

тельной техники;

- правил дорожного движения;

- спецтехники;

- техобслуживания автотранспорта;

- технического обслуживания

и ремонта автомобилей;

- технической механики;

- спортивный зал;

- библиотека, читальный зал с вы-

ходом в сеть Интернет;

- электронная библиотека;

- актовый зал

Как следует из приведенного выше сопоставления объектов сравнения, они являются родственными, поскольку имеют области совпадения объектов, видов профессиональной деятельности и профессиональных функций. Поэтому фиксируется частичное совмещение профессиональных и общих компетенций как итоговых результатов по программам рабочих кадров, служащих и специалистов среднего звена.

Для специалиста среднего звена дополнительными профессиональными функциями являются функции организации и контроля деятельности исполнителей (рабочих бригады,

В. А. Яровенко, и. о. директора Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий Ямало-Ненецкого автономного округа,

канд. пед. наук

смены), то есть управленческие функции. При этом подготовка по каждой из программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся с присвоением соответствующей квалификации и выдачей документа государственного образца. Кроме того, в рамках федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования нового поколения определяются требования к общим компетенциям специалиста среднего звена, «надстраивающимся» над общими компетенциями выпускника программ подготовки рабочих и служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.