УДК 33:377.5
ТИПОЛОГИЯ МОНОГОРОДОВ ПО СТЕПЕНИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ПРОЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ
Лидия Д. Тюличева а, @
а Институт проблем региональной экономики Российской академии наук, 190013, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, 38 @ lid-tylicheva@yandex.ru
Поступила в редакцию 29.01.2018. Принята к печати 29.06.2018.
Ключевые слова:
диверсификация экономики, типология моногородов, профессионально-квалификационная структура населения, потребности градообразующих предприятий, потребности малого бизнеса и населения
Аннотация: В процессе диверсификации экономики моногородов может проявиться противоречие между однородным профессиональным составом населения и потребностью в кадрах с разнообразными профессионально-квалификационными характеристиками. Устранение этого риска лежит в области диверсификации профессионального образования. Задачей исследования явилась диагностика степени диверсификации среднего профессионального образования в моногородах со статусом территории опережающего социально-экономического развития. Определение этой характеристики рассматривалось как определение сформировавшейся к настоящему моменту одной из предпосылок реализации программы развития моногородов. В статье выявлены (методом анализа реализуемых в 2017-2018 учебном году Программ подготовки специалистов среднего звена и Программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) имеющиеся на данный момент различия между моногородами со статусом территории опережающего социально-экономического развития по степени диверсификации среднего профессионального образования. На этой базе разработана и предложена типология моногородов по данному признаку. Данная типология может лечь в основу разработки комплекса стратегий диверсификации среднего профессионального образования для моногородов разного типа. Это, в свою очередь, позволит ввести в программу развития каждого моногорода проект по преобразованию профессионально-квалификационной структуры населения в соответствии с потребностями диверсифицирующейся экономики, что повысит уровень комплексности программы развития моногорода в целом.
Для цитирования: Тюличева Л. Д. Типология моногородов по степени диверсификации среднего профессионального образования как информационная база проектов профессиональной переподготовки населения // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 4. С. 145-156. DOI: 10.21603/2500-3372-2018-4-145-156
Введение
Одно из главных направлений комплексного развития моногородов - диверсификация их экономики и структуры занятости населения1. Преодолевание профессиональной моноструктуры неизбежно ставит вопрос о готовности системы профессионального образования организовать переподготовку населения в темпе, соответствующем диверсификации экономики городов.
Анализ результативности мер, принимаемых органами государственной власти по поддержке
моногородов, заставил Счетную палату сделать выводы о фактическом отсутствии систематизированной, сбалансированной и комплексной программы развития моногородов, рассчитанной на долгосрочный период2.
Важным направлением повышения комплексности программ развития моногородов нам представляется включение в их состав проектов изменения профессионально-квалификационной структуры населения, это, в свою очередь, требует всестороннего
1 Паспорт приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов». Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Протокол от 30.11.2016. Режим доступа: http://static.government.ru/media/ files/hZyhI428KMh69292CШNqfVPFZF1cTAo.pdf (дата обращения: 10.06.2017).
2 В 2016 г. численность занятого населения моногородов сократилась на 288 тыс. человек или на 5 % // Счетная палата Российской Федерации. 18.05.2017. Режим доступа: http://сп.рф/press_center/news/30165 (дата обращения: 10.06.2017).
анализа нынешнего состояния профессионального образования в моногородах.
Настоящее исследование направлено на изучение предпосылок создания и реализации проектов профессиональной переподготовки населения моногородов как неотъемлемой части диверсификации их экономики.
Особенно важно это для моногородов, получивших статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), потому что для них (в случае, если этот статус докажет свою эффективность для ускорения развития городов) более вероятен риск острого проявления противоречия между однородным профессиональным составом населения и вызванной диверсификацией городской экономики потребностью в кадрах с разнообразными профессионально-квалификационными характеристиками.
В контексте данной проблемы мы сочли небесполезным выделить типы моногородов по степени диверсификации профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования.
Классификация объектов исследования по определенным признакам является достаточно часто применяемым методом их изучения. При изучении состояния моногородов чаще всего используют их классификации по времени их возникновения, по форме специализации моногорода [1; 2], их социально-экономическому состоянию [1; 2], стадии их жизненного цикла [1-4].
При анализе процессов модернизации моногородов также применялся метод выделения групп, но его объектом могут быть не только моногорода как таковые. Осуществлены, например, типологи-зации стратегических направлений развития моногородов [2], экономико-математических подходов к моделированию развития моногородов [5], типовых рисков моногородов [6], комплексных инвестиционных планов моногородов [7].
Предлагаемая в данной статье типология моногородов по степени диверсификации профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования строится на анализе состава программ подготовки специалистов среднего звена и программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, реализуемых в техникумах, колледжах и других образовательных организациях среднего профессионального образования (СПО) в 2017-2018 учебном году. Она включает в себя несколько типов и подтипов моногородов.
Типология моногородов по степени диверсификации профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования
1 тип. Моногорода, в которых образовательная инфраструктура состоит из нескольких профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования (ПОО СПО), за счет этого степень диверсификации профессионального образования априори выше, чем в других монопо селениях.
Внутри этого типа можно выделить как минимум три подтипа.
1.1. Моногорода, система СПО которых обнаруживает явную ориентацию на градообразующее предприятие.
Примером может служить г. Набережные Челны. Система СПО моногорода состоит по преимуществу из специализированных ПОО СПО. Образовательных организаций с ярко выраженной диверсификацией мы не обнаружили, разве что ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е. Н. Батенчука» осуществил диверсификацию, введя в перечень своих услуг обучение профессиям портной и швея.
В то же время система СПО демонстрирует ярко выраженную ориентацию на ПАО «КамАЗ». Это выражается, прежде всего, в деятельности трех крупных профессиональных образовательных организаций - ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум им. Л. Б. Васильева», ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж», ГАПОУ «Технический колледж им. В. Д. Поташова». Партнерские связи с ПАО «КамАЗ», ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ» воплощены в перечне программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) и программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) (таблица 1)3.
1.2. Моногорода, система СПО которых обнаруживает достаточную степень диверсификации при сохранении базового комплекса специальностей и профессий, необходимых градообразующему предприятию.
Примером может служить г. Анжеро-Судженск Кемеровской области. Кадры для градообразующей отрасли добыча и переработка угля обеспечивает в основном ГПОУ «Анжеро-Судженский горный техникум», для градообразующей компании «НефтеХимСервис» - ГПОУ «Анжеро-Судженский политехнический колледж».
Обе образовательные организации, особенно политехнический колледж, достаточно преуспели и в обслуживании образовательных потребностей
3 Официальный сайт ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум им. Л. Б. Васильева» Режим доступа: http:// auto-meh.ru/ (дата обращения: 10.06.2017); Официальный сайт ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж». Режим доступа: http://nchpk.ru/ (дата обращения: 10.06.2017); Официальный сайт ГАПОУ «Технический колледж им. В. Д. Поташова». Режим доступа: http://tehcoll.org/ (дата обращения: 10.06.2017).
для работы вне градообразующих предприятий (таблица 2)4.
1.3. Моногорода, в которых диверсификация достигается благодаря структуре городской системы СПО.
К этому подтипу можно отнести, например, г. Юрга Кемеровской области. В структуре СПО просматривается четкое разделение функций кадрового обеспечения.
Во-первых, кадровое обеспечение промышленных предприятий (в первую очередь - предприятия
«Тяжмаш») выполняет ГПОУ «Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий»5.
Во-вторых, окружающим город сельскохозяйственным предприятиям поставляет обученные кадры ГАПОУ «Юргинский техникум агротехнологий и сервиса»6.
В-третьих, кадровое обеспечение организаций, обслуживающих население, осуществляет ГПОУ «Юргинский технологический колледж»7.
Таблица 1. Перечень ориентированных на потребности градообразующего предприятия г. Набережные Челны программ подготовки специалистов среднего звена и программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, реализуемых в ПОО СПО моногорода
Table 1. The list of the needs-oriented enterprises of the city of Naberezhnye Chelny, training programs for mid-level specialists and training programs for skilled workers, employees, implemented in the system of secondary vocational education of a single-industry city
Камский государственный автомеханический техникум им. Л. Б.Васильева Набережночелнинский политехнический колледж Технический колледж им. В. Д. Поташова
а) 10 ППССЗ: - 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий - 09.02.03 Программирование в компьютерных системах - 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) - 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) - 15.02.08 Технология машиностроения - 23.02.02 Автомобиле-и тракторостроение - 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта - 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей - 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) - 38.02.02 Страховое дело (по отраслям) б) 1 ППКРС: - 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей а) 4 ППССЗ: - 09.02.02 Компьютерные сети - 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) - 22.02.06 Сварочное производство - 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта б) 6 ППКРС: - 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) - 15.01.05 Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки) - 15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке - 15.01.25 Станочник (металлообработка) - 15.01.29. Контролер станочных и слесарных работ - 15.01.30 Слесарь а) 8 ППССЗ: - 09.02.02 Компьютерные сети - 09.02.03 Программирование в компьютерных системах - 09.02.07 Информационные системы и программирование - 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) - 15.02.08 Технология машиностроения - 22.02.04 Металловедение и термическая обработка металлов - 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) - 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта б) 1 ППКРС: - 15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке
4 Официальный сайт ГПОУ «Анжеро-Судженский политехнический колледж». Режим доступа: http://www.anspk.ru/ (дата обращения: 15.10.2017); Официальный сайт ГПОУ «Анжеро-Судженский горный техникум». Режим доступа: http://a-sgt.ru/ (дата обращения: 10.06.2017).
5 Официальный сайт ГПОУ «Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий». Режим доступа: http:// z75999.infobox.ru/ (дата обращения: 10.06.2017).
6 Официальный сайт ГАПОУ «Юргинский техникум агротехнологий и сервиса». Режим доступа: http://ютаис.рф/ (дата обращения: 10.06.2017).
7 Официальный сайт ГПОУ «Юргинский технологический колледж». Режим доступа: https://ytk.edu.ru/basic-information/ (дата обращения: 10.06.2017).
Таблица 2. Перечень программ подготовки специалистов среднего звена и программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, реализуемых в ПОО СПО моногорода Анжеро-Судженск Table 2. The list of training programs for mid-level specialists and training programs for skilled workers, employees, implemented in the in the system of secondary vocational education of Anzhero-Sudzhensk
Градообразующее предприятие/отрасль Образовательные программы, обслуживающие потребности
преимущественно градообразующего предприятия преимущественно горожан и других организаций
Компания «НефтеХимСервис» / добыча и переработка угля Анжеро-Судженский горный техникум
а) 3 ППССЗ: - 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (горная отрасль) - 21.02.15 Открытые горные работы - 21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых б) 0 ППКРС а) 3 ППССЗ: - 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы - 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) - 15.02.08 Технология машиностроения б) 0 ППКРС
Анжеро-Судженский политехнический колледж
а) 2 ППССЗ: - 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) - 18.02.09 Переработка нефти и газа б) 0 ППКРС а) 4 ППССЗ: - 19.02.01 Биохимическое производство - 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов - 33.02.01 Фармация - 39.02.01 Социальная работа б) 3 ППКРС: - 15.01.05 Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки) - 19.01.17 Повар, кондитер - 23.01.03 Автомеханик
Ниточка, связывающая ПОО СПО с угасающим градообразующим предприятием, становится все тоньше.
Процессы частичного перепрофилирования и диверсификации профессионального образования проявляются не только через изменение структуры направлений подготовки. У СОГБПОУ «Верхнеднепровский технологический техникум» для Дорогобужского завода азотных удобрений предназначены две специальности, а для строительных организаций - лишь одна. Зато присутствие специальности Строительство и эксплуатация зданий и сооружений приобрело такую значимость для внешнего имиджа техникума, что он вошел в образовательно-производственный кластер строительства и городского хозяйства Смоленской области.
Для того чтобы провести более четкое разделение на подтипы этой довольно однородной на первый взгляд группы городов, мы ввели дополнительную дифференциацию ППССЗ и ППКРС, выделив три группы:
1 группа - образовательные программы, обслуживающие потребности градообразующего предприятия, это специфические отраслевые программы, выпускникам которых трудно найти работу за стенами градообразующего предприятия;
2 тип и 3 тип монопоселений - это города с небольшим (чаще всего один-два) ПОО СПО. Именно они находятся в фокусе внимания в данной статье.
2 тип. Моногорода с небольшим числом ПОО СПО с довольно значительной диверсификацией СПО и профессиональной подготовки. Часто имеют единственную ПОО СПО в форме многопрофильной образовательной организации, работающей в основном на потребности мелкого бизнеса и населения территории и в то же время продолжающей обслуживать кадровые потребности градообразующего предприятия.
Если в городе функционируют другие ПОО СПО, то их масштаб не настолько значителен, чтобы город можно было отнести к первой группе моногородов. Иными словами, диверсификационные процессы в среднем профессиональном образовании города протекают в основном за счет усилий образовательной организации, некогда ориентированной на градообразующее предприятие, а во многих случаях и созданной ради него.
Критерий отнесения моногорода в данной группе -число ППССЗ и ППКРС для кадрового обеспечения градообразующего предприятия ниже, чем число программ для населения и прочих организаций города.
2 группа - образовательные программы, обслуживающие потребности градообразующего предприятия, горожан и других организаций; человек с таким образованием может оказаться востребованным и на градообразующем, и на любом промышленном предприятии;
3 группа - образовательные программы, обслуживающие потребности горожан и других организаций; с таким образованием человек, скорее всего, будет работать в самых разнородных организациях, а не на градообразующем предприятии.
На основании соотношения этих трех типов программ в ПОО СПО выделены следующие подтипы.
2.1. Подгруппа моногородов, в которых наиболее ярко выражена переориентация на образовательные программы, обслуживающие потребности горожан и других организаций (3 группа, таблица 3)8.
2.2. Подтип моногородов, в которых наиболее полно выражена переориентация на образовательные программы, способные обслуживать потребности как градообразующего предприятия, так и горожан и других организаций (2 группа, таблица 4)9.
2.3. Подгруппа моногородов, в которых примерно в равной мере выражена переориентация на образовательные программы, обслуживающие потребности градообразующего предприятия, горожан и других организаций (2 группа) и образовательные программы, обслуживающие потребности горожан и других организаций (3 группа, таблица 5)10.
3 тип. Моногорода, в которых диверсификация среднего профессионального образования выражена слабо.
Зачастую это обусловлено тем, что функционирующая в городе ПОО СПО, некогда успешно справлявшаяся с кадровым обеспечением градообразуще-го предприятия, сдала свои позиции вместе с этим предприятием и либо сократила, либо вообще прекратила подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих для градообразующего предприятия.
В то же время нельзя сказать, что она переключилась на полноценное обслуживание других сегмен-
тов локального рынка труда и предлагает широкий выбор образовательных услуг.
Чаше всего образовательные организации этого типа не делают никаких усилий по диверсификации, либо они делают один-два шага в этом направлении.
3.1. Монопоселения, свернувшие подготовку по большинству прежних образовательных программ и добавившие незначительное число новых программ, не связанных с градообразующим предприятием, либо не сумевшие добавить ни одной.
Рассмотрим несколько примеров.
ГПОУ «Княжпогостский политехнический тех-никум»11, функционирующий в моногороде Емва Княжпогостского района Республики Коми, долгие годы (в статусе школы ФЗО, технического училища, ПТУ, техникума) специализировался на подготовке кадров для лесозаготовительных предприятий. Подготовка проводилась по довольно широкому кругу профессий, список которых периодически обновлялся и в разные годы включал в себя профессии мотористов электропил и электростанций, плотников, слесарей-механиков, автослесарей, токарей по металлу, водителей автомобилей. В настоящее время образовательная организации прекратила подготовку по большинству этих профессий, оставив только 23.01.03 Автомеханик, а процесс диверсификации выразился в появлении ОПОП 38.01.02 Продавец, контролёр-кассир.
Связи техникума с Княжпогостским заводом древесноволокнистых плит (ООО «Плитный мир») не прерваны, но градообразующее предприятие не занимает первую строку в списке работодателей для выпускников-автомехаников.
Что касается введения подготовки кадров для розничной торговли, то выбор Княжпогостским политехническим техникумом именно этого варианта диверсификации, видимо, был обусловлен устойчивым спросом на эту группу профессий.
Похожую модель диверсификации реализовал ГАПОУ РБ «Политехнический техникум» (таблица 6).
8 Официальный сайт ГБПОУ «Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса имени М. Г. Ганиева». Режим доступа: http://btptis.bakal1.ru/ (дата обращения: 10.06.2017).
9 Официальный сайт СОГБПОУ «Верхнеднепровский технологический техникум». Режим доступа: https://vt-tehnikum.edu.ru/ (дата обращения: 10.06.2017); Официальный сайт Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий (филиал) КНИТУ-КАИ, отделение СПО. Режим доступа: http://www.zfkai.ru/index.php/univer (дата обращения: 10.06.2017); Официальный сайт ГАПОУ «Зеленодольский механический колледж». Режим доступа: http://www.zelmex.ru/ (дата обращения: 10.06.2017).
10 Официальный сайт КОГПОБУ «Вятско-Полянский механический техникум». Режим доступа: http://www.vpmt.ru/ (дата обращения: 10.06.2017); Официальный сайт ГБПОУ РО «Гуковский строительный техникум». Режим доступа: http://gst-gukovo.ru/ (дата обращения: 10.06.2017); Официальный сайт ГБОУ СПО РК «Кондопожский техникум». Режим доступа: http://www.py15.ru/ (дата обращения: 10.06.2017); Официальный сайт Рузаевского отделения ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум». Режим доступа: https://ruzspt.ru/ (дата обращения: 10.06.2017); Официальный сайт ГБПОУ «Чусовской индустриальный техникум». Режим доступа: http://chusteh.ru/ (дата обращения: 10.06.2017).
11 Официальный сайт ГПОУ «Княжпогостский политехнический техникум». Режим доступа: kptemva11.ru (дата обращения: 10.06.2017).
Подобная практика - ориентироваться на массовую профессию, спрос на которую могут предъявлять организации самого разного масштаба, - весьма продуктивна в условиях диверсификации экономики моногорода, поскольку в этих условиях мелкий бизнес неизбежно активизируется.
Несколько иной подход к диверсификации среднего образования демонстрирует ТОГБПОУ «Котовский индустриальный техникум»12.
Таблица 3. Примеры моногородов подтипа 2.1 Table 3. Examples of single-industry towns of subtype 2.1
Таблица 4. Примеры моногородов подтипа 2.2 Table 4. Examples of single-industry towns of subtype 2.2
Образованное летом 1940 г. учебное заведение сразу же приступило к подготовке техников-электриков и техников-технологов для базового предприятия - завода пластмасс, позднее выпускало специалистов-техников: химиков-технологов, авиаприбористов, электриков, механиков, по полупроводниковым приборам, по технологии лаков и красок, радиоэлектронщиков.
Моногород / градообразующее предприятие Образовательные программы, обслуживающие потребности
градообразующего предприятия (1 группа) градообразующего предприятия, горожан и других организаций (2 группа) горожан и других организаций (3 группа)
Бакал (Челябинская обл.) / ООО «Бакаль-ское рудоуправление» Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса имени М. Г. Ганиева
а) 1 ППССЗ: - 21.02.18 Обогащение полезных ископаемых б) 0 ППКРС а) 1 ППССЗ: - 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта б) 1 ППКРС: - 23.01.03 Автомеханик а) 5 ППССЗ: - 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений - 19.02.10 Технология продукции общественного питания - 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров - 43.02.10 Туризм - 43.02.11 Гостиничный сервис б) 1 ППКРС: - 19.01.17 Повар, кондитер
Моногород / градообразующее предприятие Образовательные программы, обслуживающие потребности
градообразующего предприятия (1 группа) градообразующего предприятия, горожан и других организаций (2 группа) горожан и других организаций (3 группа)
Дорогобуж (Смоленская область) / ОАО «Дорогобуж» (завод азотных удобрений) Верхнеднепровский технологический техникум
а) 2 ППССЗ: - 18.02.03 Химическая технология неорганических веществ - 18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений б) 0 ППКРС а) 2 ППССЗ: - 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта - 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей б) 3 ППКРС: - 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) - 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей - 23.01.03 Автомеханик а) 3 ППССЗ: - 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений - 19.02.10 Технология продукции общественного питания - 43.02.15 Поварское и кондитерское дело б) 0 ППКРС
12 Официальный сайт ТОГБПОУ «Котовский индустриальный техникум». Режим доступа: kit68.ru (дата обращения: 10.06.2017).
Моногород / градообразующее предприятие Образовательные программы, обслуживающие потребности
градообразующего предприятия (1 группа) градообразующего предприятия, горожан и других организаций (2 группа) горожан и других организаций (3 группа)
Зеленодольск(Респу-блика Татарстан) / ПАО «Зеленодольский судостроительный завод им. Горького» Зеленодольский институт машиностроения и информационных технологий (филиал) КНИТУ-КАИ, отделение СПО
а) 3 ППССЗ: - 26.02.02 Судостроение - 26.02.04 Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов - 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики б) 1 ППКРС: - 26.01.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов а) 2 ППССЗ: - 09.02.03 Программирование в компьютерных системах - 15.02.08 Технология машиностроения б) 3 ППКРС: - 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) - 15.01.26 Токарь-универсал - 23.01.03 Автомеханик а) 1 ППССЗ: - 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) б) 1 ППКРС: - 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
Зеленодольский механический колледж
а) 1 ППКРС: - 26.01.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов б) 0 ППКРС а) 4 ППССЗ: - 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) - 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта - 09.02.03 Программирование в компьютерных системах - 38.02.03 Операционная деятельность в логистике б) 0 ППКРС а) 2 ППКРС: - 19.01.17 Повар, кондитер - 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства б) 0 ППКРС
Таблица 5. Примеры моногородов подтипа 2.3 Table 5. Examples of single-industry towns of subtype 2.3
Моногород / градообразующее предприятие Образовательные программы, обслуживающие потребности
градообразующего предприятия (1 группа) градообразующего предприятия, горожан и других организаций (2 группа) горожан и других организаций (3 группа)
Вятские поляны (Кировская обл.) / ОАО «Вятско-Полян-ский машиностроительный завод "Молот"» Вятско-Полянский механический техникум
а) 1 ППССЗ: - 15.02.08 Технология машиностроения б) 1 ППКРС: - 15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке а) 6 ППССЗ: - 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) - 22.02.06 Сварочное производство - 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта - 09.02.07 Информационные системы и программирование - 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) а) 0 ППССЗ б) 2 ППКРС: - 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ - 19.01.17 Повар, кондитер
Моногород / градообразующее предприятие Образовательные программы, обслуживающие потребности
градообразующего предприятия (1 группа) градообразующего предприятия, горожан и других организаций (2 группа) горожан и других организаций (3 группа)
Вятские поляны (Кировская обл.) / ОАО «Вятско-Полян-ский машиностроительный завод "Молот"» - 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) б) 1 ППКРС: - 15.01.04 Наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования
Гуманитарный колледж
а) 0 ППССЗ б) 0 ППКРС а) 0 ППССЗ б) 0 ППКРС а) 4 ППССЗ: - 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) - 38.02.07 Банковское дело - 40.02.01 Право и организация социального обеспечения - 44.02.01 Дошкольное образование б) 0 ППКРС
Гуково (Ростовская обл.) / Строительные организации моногорода Гуковский строительный техникум
а) 1 ППССЗ: - 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений б) 1 ППКРС: - 08.01.07 Мастер общестроительных работ а) 1 ППССЗ: - 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) б) 0 ППКРС а) 1 ППССЗ: - 19.02.10 Технология продукции общественного питания б) 1 ППКРС: - 43.01.09 Повар, кондитер
Кондопога(Республика Карелия) / ЦБК (ОАО «Кондопога») Кондопожский техникум
а) 1 ППССЗ: - 35.02.04 Технология комплексной переработки древесины б) 1 ППКРС: - 35.01.06 Машинист машин по производству бумаги и картона а) 1 ППССЗ: - 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) б) 2 ППКРС: - 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) - 23.01.03 Автомеханик а) 2 ППКРС: - 19.01.17 Повар, кондитер - 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин б) 0 ППКРС
Рузаевка (Республика Мордовия) / ОАО «Рузхиммаш» Рузаевское отделение Саранского политехнического техникума
а) 1 ППССЗ: - 15.02.08 Технология машиностроения б) 0 ППКРС а) 2 ППССЗ: - 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) - 22.02.06 Сварочное производство б) 1 ППКРС: - 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) а) 2 ППССЗ: - 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) - 40.02.01 Право и организация социального обеспечения б) 1 ППКРС: - 19.01.17 Повар, кондитер
Моногород / градообразующее предприятие Образовательные программы, обслуживающие потребности
градообразующего предприятия (1 группа) градообразующего предприятия, горожан и других организаций (2 группа) горожан и других организаций (3 группа)
Чусовой (Пермский край) / ОАО «Чусов-ской металлургический завод» Чусовской индустриальный техникум
а) 2 ППССЗ: - 22.02.01 Металлургия чёрных металлов - 22.02.05 Обработка металлов давлением а) 3 ППССЗ: - 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) - 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта - 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) б) 0 ППКРС а) 3 ППССЗ: - 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений - 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) - 44.02.01 Дошкольное образование б) 0 ППКРС
Таблица 6. Примеры моногородов 3 типа Table 6. Examples of single-industry towns of type 3
Моногород / градообразующее предприятие Образовательная инфраструктура, обслуживающая потребности
градообразующего предприятия градообразующего предприятия, горожан и других организаций горожан и других организаций
Емва / ООО «Плитный мир») Княжпогостский политехнический техникум
а) 0 ППССЗ б) 0 ППКРС а) 1 ППССЗ: - 23.01.03 Автомеханик б) 0 ППКРС а) 0 ППССЗ б) 1 ППКРС: - 38.01.02 Продавец, контролёр-кассир
Селенгинск (Бурятия) / ОАО «Селен-гинский ЦКК» Политехнический техникум
а) 1 ППССЗ: - 35.02.04 Технология комплексной переработки древесины б) 0 ППКРС а) 2 ППССЗ: - 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) - 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям) б) 1 ППКРС: - 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) а) 1 ППССЗ: - 19.02.10 Технология продукции общественного питания б) 0 ППКРС
Котовск (Тамбовская обл.) / ФКП «Тамбовский пороховой завод» Котовский индустриальный техникум
а) 2 ППССЗ: - 18.02.07 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров - 18.02.06 Химическая технология органических веществ б) 0 ППКРС а) 5 ППССЗ: - 09.02.02 Компьютерные сети - 09.02.03 Программирование в компьютерных системах - 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) - 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) - 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) б) 0 ППКРС а) 1 ППССЗ: - 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов б) 0 ППКРС
Моногород / градообразующее предприятие Образовательная инфраструктура, обслуживающая потребности
градообразующего предприятия градообразующего предприятия, горожан и других организаций горожан и других организаций
Кумертау (Республика Башкортостан) «Авиационный технический колледж» - отделение СПО филиала УГАТУ
а) 1 ППССЗ: - 24.02.01 Производство летательных аппаратов а) 4 ППССЗ: - 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) - 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) - 15.02.08 Технология машиностроения - 22.02.06 Сварочное производство а) 0 ППССЗ б) 0 ППКРС
Традиция кадрового обеспечения производства пластмасс сохранена (как и связи с градообразующим предприятием ФКП «Тамбовский пороховой завод») как общая «промышленная» направленность подготовки. На этом довольно однородном фоне появление нового направления 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов можно счесть несколько неожиданным. Отнести его к массовым профессиям трудно и объяснить решимость техникума готовить специалистов по производству мяса и пищевых субпродуктов в охлажденном и в замороженном виде можно, скорее всего, выгодой сотрудничества с крупной фирмой ООО «Тамбовский бекон».
Подобная практика принятия решений о диверсификации профессионального образования под конкретного потребителя также весьма эффективна, если в моногород придет резидент ТОСЭР со специфическими кадровыми потребностями.
3.2. Моногорода, в которых структура системы СПО не подверглась диверсификации, ведущее ПОО СПО по-прежнему обслуживает успешное градообразующее предприятие и сохранило свой профиль.
В рамках этого типа существуют ПОО СПО, у которых отсутствуют даже попытки диверсификации среднего профессионального образования, настолько прочны связи с благополучным градообразующим предприятием, как, например, «Авиационный технический колледж» - отделение СПО филиала ФГБОУ ВО «УГАТУ» (таблица 6)13.
4 тип. Монопоселения, не имеющие ПОО СПО. Примером может служить п. Надвоицы (Республика Карелия).
Заключение
Завершая статью, представим полученную в результате типологию моногородов.
1 тип. Моногорода, в которых образовательная инфраструктура состоит из нескольких ПОО СПО.
1.1. Моногорода, система СПО которых обнаруживает явную ориентацию на градообразующее предприятие.
1.2. Моногорода, система СПО которых обнаруживает достаточную степень диверсификации, при сохранении базового комплекса специальностей и профессий, необходимых градообразующему предприятию.
1.3. Моногорода, в которых диверсификация достигается благодаря структуре городской системы СПО.
2 тип. Моногорода с небольшим числом ПОО СПО с довольно значительной диверсификацией среднего профессионального образования и профессиональной подготовки. СПО работает на потребности мелкого бизнеса и населения территории, но в то же время продолжает обслуживать сужающиеся кадровые потребности градообразующего предприятия.
2.1. Подгруппа моногородов, в которых наиболее ярко выражена переориентация на образовательные программы, обслуживающие потребности горожан и других организаций.
13 Официальный сайт ГПОУ «Княжпогостский политехнический техникум». Режим доступа: kptemva11.ru (дата обращения: 10.06.2017); Официальный сайт ГАПОУ РБ «Политехнический техникум». Режим доступа: http://sel-politeh.ru/node/37 (дата обращения: 10.06.2017); Официальный сайт ТОГБПОУ «Котовский индустриальный техникум». Режим доступа: kit68.ru (дата обращения: 10.06.2017); Официальный сайт «Авиационный технический колледж» - отделение СПО филиала ФГБОУ ВО «УГАТУ». Режим доступа: https://atk.kumugatu.ru/ (дата обращения: 10.06.2017).
2.2. Подгруппа моногородов, в которых наиболее полно выражена переориентация на образовательные программы, способные обслуживать потребности как градообразующего предприятия, так и горожан и других организаций.
2.3. Подгруппа моногородов, в которых примерно в равной мере выражена переориентация на образовательные программы, обслуживающие потребности градообразующего предприятия, горожан и других организаций (2 группа) и образовательные программы, обслуживающие потребности горожан и других организаций (3 группа).
3 тип. Моногорода, в которых диверсификация среднего профессионального образования выражена слабо.
3.1. Монопоселения, свернувшие подготовку по большинству прежних образовательных программ и добавившие незначительное число новых программ, не связанных с градообразующим предприятием, либо не сумевшие добавить ни одной.
3.2. Моногорода, в которых структура системы СПО не подверглась диверсификации, ведущее ПОО СПО по-прежнему обслуживает успешное градообразующее предприятие и сохранило свой стиль.
4 тип. Монопоселения, не имеющие ПОО СПО.
Литература
1. Чалдаева Л. А., Скиданова Ю. В. Критериально-методический подход к классификации моногородов: теория и практика // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 4. С. 4-18.
2. Ильина И. Н., Плисецкий Е. Е., Молодцов А. В., Лепский В. Е., Резникова Е. В., Турков А. В., Ше-ряй К. И. Развитие моногородов России. М.: Финансовый университет, 2013. 168 с.
3. Тургель И. Д. Теоретико-методологические аспекты исследования жизненного цикла города // Вопросы управления. 2008. № 3. С. 94-104.
4. Дулесов А. Н., Бехтерев Д. В. Классификация моногородов по их жизненному циклу // Фундаментальные исследования. 2015. № 10-1. С. 161-165.
5. Кутергина Г. В., Лапин А. В. Управление развитием моногородов: отечественные и зарубежные подходы к моделированию // Вестник Пермского университета. 2015. № 3. С. 69-77.
6. Шаститко А. Е., Фатизова А. Ф. Моногорода: новый взгляд на старую проблему // Балтийский регион. 2015. № 1. С. 7-35.
7. Тюличева Л. Д. Формирование проектов профессиональной переподготовки населения в условиях диверсификации экономики моногородов // Экономика и управление. 2017. № 7. С. 45-50.
TYPOLOGY OF SINGLE-INDUSTRY TOWNS ACCORDING TO THE DEGREE OF DIVERSIFICATION OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION AS AN INFORMATION BASE OF PROFESSIONAL RETRAINING PROJECTS
Lidiia D. Tiulicheva a, @
a Institute of Problems of Regional Economics of the Russian Academy of Sciences, 38, Serpukhovskaya St., Saint-Petersburg, Russia, 190013 @ lid-tylicheva@yandex.ru
Received 29.01.2018. Accepted 29.06.2018.
Keywords:
diversification of economy, typology of single-industry towns, vocational qualification structure of the population, the needs of city-forming enterprises, the needs of small business and population
Abstract: In the process of diversifying the economy of single-industry towns, a contradiction may appear between the homogeneous professional composition of the population and the need for personnel with diverse professional and qualification characteristics. Elimination of this risk lies in the field of diversification of vocational education.
The task of the study was to diagnose the degree of diversification of secondary vocational education in single-industry towns with the status of a territory of advanced socio-economic development. The definition of this characteristic was considered as the definition formed to date, one of the prerequisites for the implementation of the program for the development of single-industry towns.
The present research features the existing differences between single-industry cities with the status of territory of advanced socio-economic development in terms of the degree of diversification of secondary vocational education. The authors analyzed the
mid-level training programs and programs for training skilled workers and employees that are being implemented in the 2017/18 school year. On this basis, a typology of single-industry towns was developed and proposed.
This typology can form the basis for the development of a set of strategies for the diversification of free software for single-industry towns of different types. This, in turn, will make it possible to introduce into the development program of each single-industry town a project to transform the vocational qualification structure of the population in accordance with the needs of a diversifying economy, which will increase the level of complexity of the program for developing a single-industry town as a whole.
For citation: Tiulicheva L. D. Tipologiia monogorodov po stepeni diversifikatsii srednego professional'nogo obrazovaniia kak informatsionnaia baza proektov professional'noi perepodgotovki naseleniia [Typology of single-industry towns according to the degree of diversification of secondary vocational education as an information base of professional retraining projects]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences, no. 4 (2018): 145-156. DOI: 10.21603/2500-3372-2018-4-145-156
References
1. Chaldayeva L. A., Skidanova Yu.V. Kriterial'no-metodicheskii podkhod k klassifikatsii monogorodov: teoriia i praktika [A criterion and methodological approach to the classification of single-industry towns: theory and practice]. Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika = Regional economy: theory and practice, no. 4 (2016): 4-18.
2. Il'ina I. N., Plisetskiy Ye. Ye., Molodtsov A. V., Lepskiy V. Ye., Reznikova Ye. V., Turkov A. V., Sheryay K. I. Razvitiie monogorodov Rossii [Development of single-industry towns in Russia]. Moscow: Finansovyi universitet, 2013, 168.
3. Turgel' I. D. Teoretiko-metodologicheskie aspekty issledovaniia zhiznennogo tsikla goroda [Theoretical and methodological aspects of research of the city's life cycle]. Voprosy upravleniia = Management issues, no. 4 (2008): 49-104.
4. Dulesov A. N., Bekhterev D. V. Klassifikatsiia monogorodov po ikh zhiznennomu tsiklu [Classification of single-industry towns by their life cycle]. Fundamental'nyye issledovaniia = Fundamental research, no. 10-1 (2015): 161-165.
5. Kutergina G. V., Lapin A. V. Upravlenie razvitiem monogorodov: otechestvennye i zarubezhnye podkhody k modelirovaniu [Managing the development of single-industry towns: domestic and foreign approaches to modeling]. VestnikPermskogo universiteta = Bulletin of Perm University, no. 3 (2015): 69-77.
6. Shastitko A. Ye., Fatizova A. F. Monogoroda: novyi vzglyad na staruyu problemu [Monotown: a new take on the old problem]. Baltiyskiy region = Baltic region, no. 1 (2015): 7-35.
7. Tyulicheva L. D. Formirovanie proektov professional'noi perepodgotovki naseleniia v usloviiakh diversifikatsii ekonomiki monogorodov [Occupational Retraining Projects for Economic Diversification of Monotowns]. Ekonomika i upravlenie = Economy and management, no. 7 (2017): 45-50.