УДК 377.6
https://doi.org/10.24158/spp.2018.3.11
Белослудцева Наталья Викторовна
аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования Кузбасского регионального института развития профессионального образования
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОНОГОРОДА
Аннотация:
Проблема изучения готовности студентов к профессиональной деятельности является объектом исследования многих ученых-педагогов, однако формирование готовности студентов к профессиональной деятельности в различных социально-географических условиях изучено недостаточно. В статье выделены особенности моногорода, оказывающие влияние на формирование готовности студентов учреждений среднего профессионального образования к профессиональной деятельности: узкий спектр профессий, миграция населения, ориентация на самозанятость. Автором предпринята попытка рассмотреть педагогические пути формирования готовности студентов учреждений среднего профессионального образования к профессиональной деятельности в условиях моногорода. В работе представлены, обоснованы и описаны следующие педагогические пути: обеспечение преемственности профессиональной ориентации на этапах общего и профессионального образования, реализация практико-ориентированного образования. Особое значение в реализации педагогических путей придается взаимодействию профессиональных образовательных организаций с социальными партнерами.
Ключевые слова:
педагогические пути, готовность к профессиональной деятельности, моногород, преемственность, профессиональное самоопределение, профессионально ориентированное образование.
Belosludtseva Natalia Viktorovna
PhD student, Professional Education Science and Psychology Department, Kuzbass Regional Institute of Professional Education Development
EDUCATIONAL WAYS TO DEVELOP THE READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY AMONG STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN A SINGLE-INDUSTRY TOWN
Summary:
The students' readiness for professional activity is the research subject for many scientific teachers. However, the development of students' readiness for professional activity in different social and geographical contexts is insufficiently studied. The author highlights the aspects of a single-industry town which influence the development of readiness for professional activity among students of secondary vocational educational institutions. They include a narrow range of professions, population migration, and focus on self-employment. The research reviews the educational ways to develop the readiness for professional activity among students of secondary vocational educational institutions in a single-industry town. The study presents, substantiates and describes the following educational ways: ensuring the continuity of career guidance during school and vocational education, the implementation of practice-oriented education. According to the author, the relationship between vocational educational institutions and social partners is of great importance when applying the above-mentioned educational ways.
Keywords:
educational ways, readiness for professional activity, single-industry town, continuity, professional self-determination, professionally oriented education.
На современном этапе развития профессионального образования недостаточное внимание уделяется профессиональным образовательным организациям, расположенным в моногородах. Согласно утвержденному перечню в России 319 моногородов, в них проживают около четверти населения страны [1]. Самое большое число монопрофильных поселений приходится на Кемеровскую область, в которой из 20 городов 19 отнесены к моногородам. Проблемой моногородов является не только узкая направленность подготовки специалистов для одной отрасли или доминирующего градообразующего производства, но и связанные с этим высокий уровень безработицы и малая мобильность трудовых ресурсов [2].
Моногорода - населенные пункты, в которых основная часть жителей занята на одном или нескольких градообразующих предприятиях.
В 2014 г. уровень общей безработицы в Кемеровской области, по данным Росстата, составил 6,2 %. В 2015 г. в регионе на 22,8 % количество безработных превысило число вакансий, что на 1,6 процентного пункта выше общероссийского уровня. Программа развития моногородов предусматривает развитие малого и среднего бизнеса и таким образом ориентирует население на самозанятость. Ситуация безработицы провоцирует жителей моногородов к переезду в более крупные населенные пункты. Значительная часть молодежи после окончания школы переезжает для дальнейшего обучения в другие города, где представлен больший выбор профессий и специальностей.
Опрос родителей учащихся 9-х классов показал, что 66 % желают, чтобы их дети получили высшее образование, и только 34 % ориентированы на среднее профессиональное образование.
Анализ исследований, посвященных проблемам моногородов [3], позволил выделить основные особенности моногорода, оказывающие влияние на формирование готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности: узкий спектр профессий - ограниченность выбора профессий для населения, профессиональное образование ориентировано на подготовку кадров для градообразующей отрасли; миграция населения - отток молодежи на учебу и последующую работу в большие города, отсутствие уверенности в трудоустройстве по полученной профессии, специальности после получения профессионального образования; ориентация на самозанятость - развитие предпринимательства.
Одной из актуальных проблем профессионального образования является недостаточная разработанность педагогических путей формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода.
В педагогике вопросы, связанные с готовностью студентов к профессиональной деятельности, отражены в работах М.И. Губановой, А.А. Деркача, М.И. Дьяченко, К.М. Дурай-Новаковой, Л.А. Кандыбовича, Е.А. Кокшеневой и других ученых, в которых готовность рассмотрена как цель и результат профессиональной подготовки. Так, С.С. Витвицкая указывает, что «профессиональная готовность - не только результат, но и цель профессиональной подготовки, начальное и основное условие эффективной реализации возможностей каждой личности» [4]. Мы разделяем мнение К.К. Платонова о том, что профессиональная готовность специалиста - это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять [5].
Под формированием готовности студентов учреждений среднего профессионального образования к профессиональной деятельности в условиях моногорода мы понимаем целенаправленный процесс, обеспечивающий динамическое, целостное состояние личности, проявляющей положительное отношение к будущей профессии, владеющей теоретическими основами, методами и способами решения профессиональных задач, умеющей анализировать и оценивать результаты своей деятельности и способной к мобильности и самозанятости в условиях нестабильного и ограниченного рынка труда.
Нами определены следующие педагогические пути формирования готовности студентов учреждений сПо к профессиональной деятельности в условиях моногорода: обеспечение преемственности профессиональной ориентации на этапах общего и профессионального образования, реализация практико-ориентированного образования с учетом особенностей моногорода.
Для реализации первого педагогического пути - «обеспечение преемственности профессиональной ориентации на этапах общего и профессионального образования» - нами изучены вопросы профессионального самоопределения и профориентации, раскрытые в трудах Э.Ф. Зеера, Н.Э. Касаткиной, Е.Ю. Пряжниковой, И.С. Сергеева, С.Н. Чистяковой, Т.М. Чурековой и многих других ученых. Результатом профориентации, по мнению Е.Ю. Пряжниковой, является профессиональное самоопределение.
На практике профориентационная работа на разных уровнях образования проводится бессистемно. Общеобразовательные и профессиональные образовательные организации преследуют свои цели, которые не всегда согласуются между собой. В связи с этим профессиональное самоопределение учащихся школ будет результативнее, если выстроить взаимодействие между школами, учреждениями СПО и предприятиями по принципу преемственности. Преемственность профессиональной ориентации заключается в непрерывном процессе профориентации, направленном на осознанный выбор профессии учащимися и способствующем формированию готовности студентов к профессиональной деятельности, при тесной взаимосвязи между общеобразовательными организациями, профессиональным образованием и предприятиями - социальными партнерами.
Поскольку ГПОУ «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум», в котором выполнено исследование, в большей степени осуществляет набор абитуриентов на базе основного общего образования, профориентационная работа проводилась с учащимися 9-х классов.
Основными задачами на этом этапе формирования профессиональной готовности учащихся являются:
- определить интересы, склонности и способности учащихся общеобразовательных организаций к будущей профессиональной деятельности;
- сформировать субъектную позицию учащихся общеобразовательных организаций в процессе профессионального самоопределения (умения рационально оценивать профессиональные альтернативы, готовность принять самостоятельное и адекватное решение о выборе образовательного маршрута: продолжить обучение в 10-м классе или поступить в учреждение СПО);
- определить конкретные планы личностного становления в учебно-профессиональной деятельности.
Для определения уровня готовности учащихся общеобразовательных организаций Ленинск-Кузнецкого городского округа к осознанному выбору профессии проведено диагностическое исследование, в котором приняли участие 250 человек. По результатам анкетирования по методике, разработанной специалистами Центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «КРИРПО», «Учебно-профессиональные намерения учащихся 9-х классов» выявлено, что продолжить учебу в 10-м классе планируют 32,4 % респондентов. Около 70 % намерены получить профессиональное образование, из них продолжить учебу в техникуме своего города планируют 37,6 %. Выбрали профессию 34,8 % респондентов, 46,4 % сомневаются в правильности выбора, 18,8 % с выбором профессии не определились. Из тех респондентов, кто выбрали профессию, знают предмет, содержание и условия труда 71,2 %, знают профессионально важные качества будущей профессии 49,4 %, знают, где можно получить понравившуюся профессию, 95,4 %, владеют информацией о востребованности этой профессии на рынке труда 93,1 % учащихся. Респонденты, которые не выбрали профессию или сомневаются в правильности выбора, указали, что плохо знают мир профессий - 9,8 %, плохо знают свои возможности - 47,8 %, не могут выбрать из нескольких вариантов - 33,7 %, не знают, как выбрать профессию, - 8,6 %.
В целях формирования готовности к осознанному выбору профессии для учащихся общеобразовательных организаций проведены профориентационные экскурсии на предприятия города, профориентационные мастер-классы, профессиональные пробы, дни открытых дверей и другие формы работ.
Одной из результативных форм стало проведение профессиональных проб по профессиям «Продавец, контролер-кассир», «Повар, кондитер», по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», в ходе которых учащиеся получили базовые сведения о видах профессиональной деятельности и освоили практические приемы. Программы разработаны на 16 часов. По результатам проведения профессиональных проб за 5 лет на базе ГПОУ «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум» прошли пробы 366 школьников. Из них поступили в техникум около 90 %.
С 2015 г. все профессиональные образовательные организации Ленинск-Кузнецкого городского округа в рамках деятельности федеральной экспериментальной площадки ГБУ ДПО «КРИРПО» «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательных организациях общего и профессионального образования» реализуют программы профессиональных проб для учащихся 9-х классов.
На формирующем этапе эксперимента выборку исследования составили студенты 1-го курса в количестве 256 человек. Для формирования готовности студентов учреждений среднего профессионального образования к профессиональной деятельности в условиях моногорода обеспечена преемственность форм профессиональной ориентации на уровне профессиональной образовательной организации. Студенты техникума приняли участие в профессионально ориентированных мероприятиях (мастер-классы, экскурсии на предприятия, встречи с успешными выпускниками, работниками производства, специалистами центра занятости и др.).
Анализ результатов исследования показал, что преемственность профориентации обеспечивает формирование готовности студентов 1-го курса к профессиональной деятельности в условиях моногорода. У 6,3 % студентов выявлен высокий уровень готовности, у 15,9 % - средний и у 77,8 % - низкий. По сравнению с результатами исследования до проведения профориен-тационной работы динамика высокого уровня составила 3,2 %, среднего - 2,1 %. Среднее значение низкого уровня уменьшилось на 5,3 %.
Второй педагогический путь - «реализация практико-ориентированного образования с учетом особенностей моногорода». Практико-ориентированное образование приближает содержание теоретического и практического обучения к будущей профессии и создает условия для целенаправленного формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности.
В.И. Блинов выделяет следующие существенные характеристики практико-ориентирован-ного образования, отличающие его от всех других типов образования:
- источник целеполагания - запрос экономической сферы в квалифицированных кадрах определенного уровня и профиля квалификации;
- развитые механизмы социального партнерства - включенность в деятельность профессиональных образовательных организаций представителей экономической сферы - непосредственных заказчиков, потребителей и благополучателей результатов практико-ориентирован-ного образования;
- первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных прежде всего на формирование конкретных, стандартных и стандартизуемых навыков и умений (в рамках реализации заданных профессиональных функций);
- преимущественное использование в педагогическом процессе стандартных и технологичных форм, методик, методов и средств обучения [6].
Данные характеристики практико-ориентированного образования мы взяли за основу организации образовательного процесса в техникуме.
Источником целеполагания выступает администрация городского округа, которая формирует предложение по объему и структуре приема студентов на обучение в профессиональные образовательные организации по данным государственной службы занятости.
Следующим направлением практико-ориентированного образования выступает развитие механизмов социального партнерства. Социальное партнерство между профессиональными образовательными организациями и представителями реальной сферы экономики выполняет важную задачу - подготовку высококвалифицированных специалистов, мобильных на рынке труда моногорода. Одним из направлений взаимодействия является участие работодателей в разработке содержания профессиональных образовательных программ. Для работодателей участие в ее разработке обеспечивает подготовку кадров в соответствии с задачами технической модернизации и развития предприятия, повышения производительности труда, для профессионального образования учет запросов конкретного производства позволяет готовить специалистов, востребованных на рынке труда. Для преподавателей профессионального цикла обязательно систематическое повышение квалификации в форме стажировки на предприятиях отрасли. Обязательным предметом договора является организация и прохождение производственной практики студентов.
Для первокурсников организован факультативный курс «Старт в профессию», на котором их познакомили с историей выбранной профессии, требованиями к личным качествам и профессиональным способностям, представили перспективы трудоустройства, самозанятости и объяснили важность получения профессионального образования.
В рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей необходимо четко формулировать требования к результатам их освоения: знаниям и умениям, компетенциям, практическому опыту; обеспечивать эффективную самостоятельную работу студентов в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей; предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, тренингов, групповых дискуссий и др.) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций студентов.
В социально-экономических условиях моногорода выпускникам техникумов сложно трудоустроиться по полученной профессии. Дополнительную сложность представляют требования работодателей к опыту работы. В целях формирования профессиональной мобильности выпускников разработаны и реализованы факультативные дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» и «Основы эффективного поведения на рынке труда моногорода». Студенты, обучающиеся по программам подготовки специалистов среднего звена, получают дополнительную профессию. В качестве подтверждения опыта профессиональной деятельности студенты используют портфолио, где собраны характеристики о прохождении производственной практики, достижения за время обучения, результаты участия в конкурсах профессионального мастерства. Важную роль в формировании профессиональной мобильности студентов играют: производственная практика, стажировки, проводимые на базе предприятий. Во время прохождения стажировок студенты совершенствуют свои профессиональные умения и навыки, приобретают опыт работы по избранной и смежным специальностям, у них появляется первая удовлетворенность трудом, возникают мотивы самореализации в профессиональной деятельности.
Анализ результатов сформированности готовности студентов 4-го курса к профессиональной деятельности в условиях моногорода показал, что у 54,6 % студентов отмечен высокий уровень готовности, у 36,8 % - средний и у 8,6 % - низкий. По сравнению с результатами исследования сформированности готовности студентов 1-го курса к профессиональной деятельности в условиях моногорода динамика высокого уровня составила 49,4 %, среднего - 20,9 %. Среднее значение низкого уровня уменьшилось на 70,3 %.
Сформированность готовности студентов учреждений среднего профессионального образования к профессиональной деятельности в условиях моногорода подтверждается результатами трудоустройства. По полученной профессии и специальности трудоустроились 58,9 % выпускников, 10,1 % поступили в высшие учебные заведения, 23,4 % процесс трудоустройства предстоит после выхода из декретного отпуска и службы в армии. Трудоустроились не по полученной профессии и специальности 4,3 %. 3,1 % стали индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, проведенное исследование показало, что комплексная реализация педагогических путей способствует формированию готовности студентов учреждений среднего профессионального образования к профессиональной деятельности в условиях моногорода.
Ссылки:
1. Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2014 г. № 1398-р. URL: http://le-galacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29072014-n-1398-r/ (дата обращения: 27.03.2018).
2. Company Towns in the Americas: Landscape, Power, and Working-Class Communities / ed. by O.J. Dinius, A. Vergara. Athens (Georgia), 2011. 236 p.
3. Биктагирова И.Н. Рынок труда в городах с моноиндустриальным типом развития: особенности функционирования и регулирования (на примере Кемеровской области) : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Томск, 2003. 18 с. ; Дику-нов С.А. Трансформация занятости населения современного моногорода : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2012. 24 c. ; Левина А.П. Регулирование занятости выпускников вуза в условиях моногорода: социологический аспект : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Пенза, 2016. 27 с. ; Моногород: управление развитием / Т.В. Ускова, Л.Г. Иогман, С.Н. Ткачук и др. ; под ред. Т.В. Усковой. Вологда, 2012. 220 с. ; Тургель И.Д. Монофункциональные города России: от выживания к устойчивому развитию : монография. Екатеринбург, 2010. 519 с.
4. Витвицкая С.С. Структура и критерии готовности магистров образования к педагогической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 59-63.
5. Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1972. 312 с.
6. Блинов В.И. Практико-ориентированное профессиональное образование // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 11. С. 14-16.
References:
Biktagirova, IN 2003, The labor market in single-industry towns: functioning and regulation features (a case study of Kemerovo region), PhD thesis abstract, Tomsk, 18 p., (in Russian).
Blinov, VI 2014, 'Practice-oriented vocational education', Professional'noye obrazovaniye. Stolitsa, no. 11, pp. 14-16, (in Russian).
Dikunov, SA 2012, Transformation of employment of the modern single-industry town, PhD thesis abstract, Saratov, 24 p., (in Russian).
Dinius, OJ & Vergara, A (ed.) 2011, Company Towns in the Americas: Landscape, Power, and Working-Class Communities, Athens (Georgia), 236 p.
Levina, AP 2016, Regulation of university graduates employment in a single-industry town: a sociological aspect, PhD thesis abstract, Penza, 27 p., (in Russian).
Platonov, KK 1972, Problems of abilities, Moscow, 312 p., (in Russian).
Turgel, ID 2010, Single-industry towns of Russia: from survival to sustainable development, monograph, Yekaterinburg, 519 p., (in Russian).
Uskova, TV (ed.), logman, LG & Tkachuk, SN 2012, Single-industry town: development management, Vologda, 220 p., (in Russian).
Vitvitskaya, SS 2013, 'Structure and criteria of readiness of Masters of Education for teaching activity', Vektor nauki Tol'yat-tinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya, no. 2 (13), pp. 59-63, (in Russian).