Научная статья на тему 'Многопрофильность и многоуровне-вость в условиях моногорода'

Многопрофильность и многоуровне-вость в условиях моногорода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многопрофильность и многоуровне-вость в условиях моногорода»

сегодняшний день колледж является крупнейшим поставщиком профессиональных образовательных услуг на Ямале.

Профессиональная подготовка осуществляется по трем профилям — техническому, естественно-научному и социально-гуманитарному, по 17 укрупненным группам.

Исходя из Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 г., особое место в профессиональной подготовке в колледже занимают те направления, которые восполняют кадровый резерв в ведущих отраслях экономики округа — энергетике, строительстве, транспорте, здравоохранении, образовании, экономике и управлении. С 2010 г. ведется работа по открытию новых специальностей и профессий.

Снижение показателей обусловлено недостаточностью кадрового и материально-технического обеспечения, что может быть преодолено через привлечение дополнительных источников финансирования из средств окружного бюджета, а также через повышение квалификации педагогических работников колледжа, их профессиональную переподготовку.

С целью расширения спектра образовательных услуг для населения был сформирован перспективный план открытия новых специальностей и профессий, обеспечивающих восполнение востребованных на рынке труда округа вакансий.

На сегодняшний день среди реализуемых основных профессиональных образовательных программ в образовательной организации есть несколько (подготовка рабочих кадров по укрупненной группе «Морская техника», подготовка медицинских работников, специалистов в области культуры и искусства, подготовка педагогических кадров для кочевых школ, школ-интернатов семейного типа), освоение которых

осуществляется только в колледже. В этом состоят уникальность реализуемой образовательной практики и значимость колледжа как для населения округа, так и для рынка труда.

Многоуровневая профессиональная подготовка специалиста в колледже ведется через интеграцию образовательных программ обучения рабочих и служащих и специалистов среднего звена.

В такой целостной образовательной системе выделяется ряд взаимосвязанных и напрямую взаимодействующих модулей. Между ними осуществляется сквозная вертикальная преемственность, предусматривающая последовательность и согласованность в содержании профессиональных образовательных программ, формах и методах обучения, характере учебно-познавательной деятельности.

Одним из условий реализации ФГОС среднего профессионального образования сегодня является подготовка специалиста, которая отвечает требованиям, предъявляемым обществом и государством к выпускнику. В связи с этим в содержание основных профессиональных образовательных программ по профилям подготовки включены компетенции, разработанные совместно с работодателями. В дальнейшем это позволяет выпускникам колледжа успешно трудоустроиться в различные учреждения и организации округа. Тесное сотрудничество с работодателями позволило изменить динамику трудоустройства выпускников колледжа за последние три года с 60 до 71 %.

Опыт реализации многоуровневой многопрофильной профессиональной подготовки в колледже отражен на официальном сайте образовательной организации www.ymk-salekhard. ги в разделах «Учебная деятельность», «Учебно-производственная работа», «Абитуриенту», «Студенту».

И. М. Трисорука, директор Ямальского многопрофильного колледжа Ямало-Ненецкого автономного округа

МНОГОПРОФИЛЬНОСТЬ И МНОГОУРОВНЕВОСТЬ В УСЛОВИЯХ МОНОГОРОДА

Муравленковский многопрофильный колледж — центр многоуровневой многопрофильной подготовки специалистов и рабочих, обеспечивающий получение среднего и допол-

нительного профессионального образования базового и повышенного уровней. В условиях промышленного моногорода представляется целесообразным функционирование одной, но

Опыт профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа

многопрофильной образовательной организации среднего профессионального образования.

Многопрофильность колледжа обеспечивается разнообразием направлений подготовки студентов. За 15 лет функционирования проводилось обучение по 24 специальностям и профессиям. Чутко реагируя на потребности рынка труда, колледж остается мобильным в части изменения набора специальностей и профессий. Одни специальности и профессии заменяются другими. Такой подход не грозит перепроизводством ненужных экономике города специалистов, при этом подготовка по некоторым актуальным направлениям ведется постоянно (специальности «разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «дошкольное образование», профессии «автомеханик», «повар, кондитер»).

Широкий спектр направлений подготовки позволяет абитуриенту сделать выбор в пользу востребованной специальности или профессии с учетом своих образовательных потребностей.

Обеспечивая получение востребованной специальности или профессии, колледж ориентирован на качество обучения, поскольку возрастающая конкуренция на рынке труда ставит систему профессионального образования перед необходимостью повышения качества подготовки кадров.

Сегодня качество подготовки выпускников оценивается прежде всего работодателями. Процесс взаимодействия с работодателями условно разделен на три этапа. В рамках допрофессио-нального взаимодействия идет расширение границ профориентации, предполагающее участие специалистов предприятия в профориентаци-онной работе, РЯ-поддержку профориентации. Приглашенные сотрудники предприятий доступно и интересно рассказывают о сущности своей профессии, убеждают в ее значимости и т. д.

При этом профориентационная работа со школьниками осуществляется по следующим направлениям:

1) система традиционных мероприятий (размещение информации на стендах в школах, выступление преподавателей колледжа на классных часах и родительских собраниях, проведение дня девятиклассника «Выбирая профиль — выбираем профессию», единого классного часа «Новый век — новые профессии»);

2) ведение преподавателями колледжа про-фориентационных курсов в МАУДО «Учебный центр»;

3) совместная организация внеурочной деятельности студентов и школьников (участие

школьников в фестивале науки, в научно-практической конференции «На Ямале есть место рабочим профессиям»).

Профессиональное взаимодействие с работодателями происходит в течение всего периода обучения студентов в колледже. На данном этапе используются и традиционные формы — преподавание отдельных дисциплин специалистами (что находит положительный отклик у студентов), организация практик и стажировок студентов и педагогов, участие работодателей в итоговой аттестации студентов, — и новые формы взаимодействия.

Так, работодатели участвуют в актуализации учебных планов и программ, согласовании вариативной части учебного плана, привлекаются к промежуточной аттестации студентов, что является составляющей независимой оценки качества подготовки выпускников. Специалисты предприятий руководят исследовательскими и дипломными проектами студентов. Отдельные теоретические занятия проводятся в условиях производства, что воплощает идею пра-ктико-ориентированного обучения, заложенную в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения.

На этапе послепрофессионального взаимодействия выпускники привлекаются к участию в профессиональных мероприятиях колледжа, по заявкам работодателей организуются повышение квалификации и переподготовка специалистов в учебном центре профессиональных квалификаций колледжа. Совместно с работодателями отслеживаются закрепляемость и карьерный рост выпускников.

Идея непрерывности образования реализуется в следующих направлениях:

1) после окончания колледжа по программе подготовки специалистов среднего звена студент может продолжить образование в вузе по профилю специальности по сокращенной программе;

2) студент колледжа, обучаясь по программе подготовки квалифицированных рабочих или специалистов среднего звена, может получить дополнительную рабочую профессию в учебном центре профессиональных квалификаций по сокращенной программе.

Учебный центр профессиональных квалификаций реализует дополнительные профессиональные образовательные программы. Основная его цель — поддержка профессионального самоопределения и трудовой мобильности граждан путем обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации для

перехода на новую должность, освоения нового оборудования, смежных профессий и специальностей.

Таким образом, колледж осуществляет многоуровневую и многопрофильную подготовку

специалистов со средним профессиональным образованием по приоритетным для экономики г. Муравленко направлениям (добыча полезных ископаемых, электроэнергетика, транспорт, образование).

А. Ю. Линденгольц, директор Муравленковского многопрофильного колледжа Ямало-Ненецкого автономного округа,

канд. пед. наук

ИНТЕГРАЦИЯ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ, СЛУЖАЩИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Развитие системы профессионального образования разворачивается под воздействием внешних и внутренних факторов, в контексте тенденций и противоречий международного и национального масштаба. Наиболее существенными внешними факторами являются: глобализация экономики, сопровождающаяся усилением академической и трудовой мобильности, устаревание или необходимость модернизации ряда профессий, возникновение новых профессий; инновации и развитие новых технологий, интернационализация в сфере образования; экономические кризисы и угроза безработицы.

В соответствии со стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 г. предполагается, что произойдут значительные изменения. Поиск в решении вопросов формирования системы непрерывного образования, обеспечения конкурентоспособности и мобильности обучающихся в рамках единого образовательного пространства связан с идеями интеграции, позволяющей обучающимся выбирать индивидуальную образовательную траекторию, получать ту профессиональную подготовку, которая требуется им для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста на основе интеграции учебно-методического обеспечения соответствующих образовательных уровней.

Одним из основополагающих принципов построения системы непрерывного образования является принцип преемственности, обеспечивающий непрерывность СПО через интеграцию программ подготовки рабочих кадров, служащих и специалистов среднего звена и применение форм и методов обучения, соответствующих многоуровневой профессиональной подготовке.

Практика интеграции программ подготовки рабочих кадров, служащих и специалистов среднего звена реализуется в колледже с 2003 г. В настоящее время в образовательном учреждении реализуются восемь интегрированных программ.

Механизм разработки сокращенной профессиональной образовательной программы по родственным профессиям и специальностям представляет собой выстраивание содержания профессиональной программы специалистов среднего звена с учетом знаний, умений и компетенций, полученных обучающимися на предыдущей ступени профессионального образования.

Реализация программ осуществляется в соответствии с имеющимися образовательными ресурсами и требованиями заказчиков кадров, прежде всего работодателей региона. Результатом освоения интегрированных программ являются качественные показатели обучения студентов колледжа, составляющие не ниже 50 %. Общий срок обучения по сокращенным программам устанавливается индивидуально для каждой конкретной специальности СПО. Основными структурными единицами, в рамках которых происходит сокращение («уплотнение») содержания образования за счет образовательных результатов, освоенных обучающимися в рамках программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих, являются: вариативная составляющая программы специалистов среднего звена; профессиональные модули и общепрофессиональные дисциплины профессионального цикла программ специалистов среднего звена (в том числе профессиональный модуль «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям»); прохождение учебной практики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.