Научная статья на тему 'Многопрофильность и многоуровне-вость в условиях монорегиона'

Многопрофильность и многоуровне-вость в условиях монорегиона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многопрофильность и многоуровне-вость в условиях монорегиона»

Опыт профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа

колледже и Муравленковском многопрофильном колледже, которые разрабатывают новые модули для включения в образовательную программу.

Одной из линий работы, направленной на обеспечение непрерывности образования, является создания условий для повышения профессионального уровня взрослого населения региона. Ежегодно более 5000 человек взрослого населения повышают свой профессиональный уровень на базе колледжей.

Таким образом, в ямальских колледжах (в каждом по-разному) накапливается практика по созданию внутренних условий для непрерывного образования.

В настоящее время разрабатывается новая модель организации среднего профессионального образования: с использованием принципов «умного колледжа». Воплощение на практике модели «умный колледж» подразумевает, что организация СПО становится саморазвивающейся и самоизменяющейся, способной обеспечить новые походы в разработке и реализации образовательных программ, а также воспитательной компоненты и управления. Апробация подобной модели планируется на базе Ново-

уренгойского многопрофильного колледжа начиная уже с 1 сентября 2015 г.

Таким образом, в профессиональных образовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа создаются условия, способствующие самоопределению студентов в профессии и специальности посредством проектирования горизонтальных и вертикальных образовательных маршрутов. Развитие системы профессионального самоопределения настроено на удовлетворение требований экономики региона.

Развитию системы непрерывного образования для подготовки профессиональных кадров с учетом потребности экономики региона было посвящено заседание коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа, которое проходило 2 дек. 2013 г. в Новом Уренгое. Решение выявленных проблем позволит повысить эффективность совместной работы школ и учреждений профессионального образования по совершенствованию системы непрерывного образования, учитывающей личные интересы учащихся и студентов в вопросах профессионального самоопределения и с учетом потребностей экономики региона.

Л. А. Плеханова, зав. кафедрой управления развитием общего и профессионального образования Регионального института развития образования Ямало-Ненецкого автономного округа, канд. пед. наук

МНОГОПРОФИЛЬНОСТЬ И МНОГОУРОВНЕВОСТЬ В УСЛОВИЯХ МОНОРЕГИОНА

Современные темпы экономического развития России диктуют свои условия многим сферам общественной и государственной жизни. Образование в целом является той областью, от развития которой напрямую будет зависеть также степень развитости экономики государства, его регионов и городов.

Ведущей проблемой в профессиональном образовании сегодня остается подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Потребности рынка труда и особенности экономического развития округа определяют основной перечень профессий и специальностей для подготовки образовательными организациями.

Профессиональное образование сегодня должно быть мобильным, быстро реагировать на экономическую ситуацию — менять спектр образовательных услуг, расширять перечень подготавливаемых специальностей и профессий.

Основными поставщиками услуг в сфере профессионального образования на Ямале являются образовательные организации инновационного типа — многопрофильные колледжи.

Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямальский многопрофильный колледж» приступило к реализации практики многоуровневой и многопрофильной подготовки в 2009 г. На

Инновационное развитие профессионального образования

сегодняшний день колледж является крупнейшим поставщиком профессиональных образовательных услуг на Ямале.

Профессиональная подготовка осуществляется по трем профилям — техническому, естественно-научному и социально-гуманитарному, по 17 укрупненным группам.

Исходя из Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 г., особое место в профессиональной подготовке в колледже занимают те направления, которые восполняют кадровый резерв в ведущих отраслях экономики округа — энергетике, строительстве, транспорте, здравоохранении, образовании, экономике и управлении. С 2010 г. ведется работа по открытию новых специальностей и профессий.

Снижение показателей обусловлено недостаточностью кадрового и материально-технического обеспечения, что может быть преодолено через привлечение дополнительных источников финансирования из средств окружного бюджета, а также через повышение квалификации педагогических работников колледжа, их профессиональную переподготовку.

С целью расширения спектра образовательных услуг для населения был сформирован перспективный план открытия новых специальностей и профессий, обеспечивающих восполнение востребованных на рынке труда округа вакансий.

На сегодняшний день среди реализуемых основных профессиональных образовательных программ в образовательной организации есть несколько (подготовка рабочих кадров по укрупненной группе «Морская техника», подготовка медицинских работников, специалистов в области культуры и искусства, подготовка педагогических кадров для кочевых школ, школ-интернатов семейного типа), освоение которых

осуществляется только в колледже. В этом состоят уникальность реализуемой образовательной практики и значимость колледжа как для населения округа, так и для рынка труда.

Многоуровневая профессиональная подготовка специалиста в колледже ведется через интеграцию образовательных программ обучения рабочих и служащих и специалистов среднего звена.

В такой целостной образовательной системе выделяется ряд взаимосвязанных и напрямую взаимодействующих модулей. Между ними осуществляется сквозная вертикальная преемственность, предусматривающая последовательность и согласованность в содержании профессиональных образовательных программ, формах и методах обучения, характере учебно-познавательной деятельности.

Одним из условий реализации ФГОС среднего профессионального образования сегодня является подготовка специалиста, которая отвечает требованиям, предъявляемым обществом и государством к выпускнику. В связи с этим в содержание основных профессиональных образовательных программ по профилям подготовки включены компетенции, разработанные совместно с работодателями. В дальнейшем это позволяет выпускникам колледжа успешно трудоустроиться в различные учреждения и организации округа. Тесное сотрудничество с работодателями позволило изменить динамику трудоустройства выпускников колледжа за последние три года с 60 до 71 %.

Опыт реализации многоуровневой многопрофильной профессиональной подготовки в колледже отражен на официальном сайте образовательной организации www.ymk-salekhard. ги в разделах «Учебная деятельность», «Учебно-производственная работа», «Абитуриенту», «Студенту».

И. М. Трисорука, директор Ямальского многопрофильного колледжа Ямало-Ненецкого автономного округа

МНОГОПРОФИЛЬНОСТЬ И МНОГОУРОВНЕВОСТЬ В УСЛОВИЯХ МОНОГОРОДА

Муравленковский многопрофильный колледж — центр многоуровневой многопрофильной подготовки специалистов и рабочих, обеспечивающий получение среднего и допол-

нительного профессионального образования базового и повышенного уровней. В условиях промышленного моногорода представляется целесообразным функционирование одной, но

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.