ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
В. П. Соломин, С. А. Гончаров педагогические кадры: новый образ, новое образование*
В последние двадцать лет все сферы жизни российского общества переживают эпоху постоянных перемен: активно модернизируется экономика, преобразуются политическая и властная структуры, в движении находятся социально-общественные системы. Процессы модернизации в стране поставили и систему образования в новые условия.
В документах по модернизации российского образования последовательно реализуется идея совершенствования педагогических кадров и педагогического образования, что обусловлено целым рядом проблем, связанных с динамичными изменениями, происходящими в мире, в российском обществе, в сфере деятельности человека, в особенностях развития современного ребенка и других факторах, являющихся характерными приметами современной ситуации.
Первая проблема — изменение ожиданий общества от системы образования. Современный социально-экономический запрос к системе образования, помимо подготовки кадрового состава основного и высшего профессионального образования, состоит в подготовке специалистов, обладающих интегрированными педагогическими компетенциями (управленческое звено системы образования, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги по работе с инвалидами, педагоги по работе с детьми-инофонами, педагоги системы дополнительного и дошкольного образования и т. д.) как для системы образования, так и для других сфер деятельности.
Вторая проблема — изменение функций педагога. Говоря о педагогической профессии, мы говорим не только о школьном учителе. Профессия педагога — одна из самых распространенных: в России их более 3 миллионов, и только менее половины из них — школьные учителя. Стремительные изменения в мире, изменения среды жизнедеятельности человека, специфика развития самого человека выдвигают новые требования к компетенциям современного педагога. Педагог сегодня — это профессия, в которой важнейшую роль играет определенное мировоззрение, модель социального поведения и коммуникативная компетентность. Интегративным началом всего выступает качество личности. В сфере педагогического труда оно значит исключительно много. Знаковым в этом плане является предложенный к обсуждению на сайте Минобрнауки России в феврале 2013 года профессиональный стандарт педагога, в котором предъявляется более 50 требований к профессиональной компетенции педагога. Ключевыми в этом перечне являются умение учиться и умение научить учиться детей. Не комментируя практическое значение предложенного профстандарта и его «всеохватность», подчеркнем — приоритетная функция педагога изменилась. И это необходимо учитывать. Спорить можно — о конфигурации компетентностей современного педагога, соотношении доминантных и сопровождающих
* Статья построена на материалах рабочей группы, выполняющей госзадание Министерства образования и науки (С. А. Гончаров — руководитель группы, С. Ю. Трапицын, О. В. Акулова, Н. Ф. Радионова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, И. Б. Готская). Особая благодарность за помощь в подготовке статьи — члену рабочей группы И. В. Головиной.
компетентностях, но в любом случае это означает, что должно измениться содержание профессиональной педагогической подготовки и ее технология. Но измениться должны и отношения всех субъектов-участников образовательной деятельности. Роль семьи в этом процессе тоже должна меняться, должна меняться роль федеральных и региональных участников и т. д.
И, может быть, самое главное — должно произойти внятное культурфилософское объяснение и методологическое обоснование современного образования, современного педагога и современного человека.
Третья проблема — несоответствие сложившейся системы подготовки кадров спросу на профессии и новые типы занятости педагогической направленности, так как педагогическое образование — это не только подготовка учителей. Это принципиальное положение.
Сегодня в системе образования востребованными оказываются не только учителя и преподаватели всех ступеней образования, но и профильные специалисты — менеджеры, юристы и экономисты, инженеры и системные администраторы, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги по работе с инвалидами, педагоги по работе с детьми-инофонами, педагоги разветвленной системы дополнительного образования, новые специалисты для системы дошкольного образования и т. д. С другой стороны, непосредственно педагоги оказываются востребованными в других сферах — бизнесе, правоохранительных органах, СМИ, учреждениях культуры, в органах государственной власти, системе вооруженных сил и т. д. Во всех отмеченных случаях необходима педагогическая компетентность. Кто и как ее сегодня формирует и формирует ли? Есть ли фильтры, которые обеспечивают допуск к профессии людей компетентных? Пока этого нет.
Одна из современных тенденций — постоянное увеличение объема дополнительного образования и педагогических услуг. Как показывают исследования, в мире и в России тенденция объемов в этом секторе скоро станет сопоставимой с объемами основного образования. Между тем, здесь не существует единой концепции и не существует системы подготовки кадров для этого сектора образования. Это не только вузы, это система повышения квалификации и переквалификации, это сфера для образования граждан предпенсионного и пенсионного возраста и др.
Сегодня отсутствует достоверный анализ реального рынка педагогического труда и
и и г»
прогнозирование его развития в среднесрочной и дальнесрочной перспективе. В системе общего образования фиксируется кадровый кризис, который проявляется в большой численности преподавателей пенсионного возраста, доля учителей пенсионного возраста составляет 17%, предпенсионного — 30%, 50% учителей имеют стаж работы более 20 лет.
При этом сложившаяся современная система педагогического образования не отвечает в должной степени подготовке кадров для образующихся новых типов занятости педагогической направленности.
Соответственно, выявляется четвертая проблема — несоответствие современного состояния педагогического образования современной сфере образования.
В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Анализ лучших мировых образовательных практик свидетельствует, что качество системы образования не может быть выше качества ее работников. Эта ситуация актуализирует проблему обновления системы подготовки кадров для сферы образования, а также построение эффективной системы непрерывного повышения квалификации, системы сопровождения молодых педагогов, программ для педагогов пенсионного возраста и т. д.
Не менее важным фактором развития системы образования является мировоззренческая роль педагогического образования, должного формировать преемственность национального самосознания и базовых констант национальной культуры. Ценностный аспект современного образования — одна из проблемных зон, с которой мы сталкиваемся, в ней живем и ощущаем ее сложное влияние на современного человека.
В этих условиях необходима новая концепция педагогического образования, которая исходит из адекватного понимания целей и задач образования, специфики обучающегося человека, путях его социализации и развития и тенденций расширения образовательного пространства.
Концепция должна основываться на нескольких базовых принципах и должна быть ресурсно обеспечена программа ее реализации. Прежние концепции* выполнили свою историческую роль, недостатки их реализации сегодня стали препятствиями на пути развития качественного и эффективного образования в стране. В значительной степени они исходили из контекста требований начального этапа постсоветского развития и затрагивали локальную систему подготовки специалистов в педагогических вузах. Широкий процесс модернизации в стране поставил систему педагогического образования в качественно новые условия: изменились ожидания общества от системы образования, изменились потребности рынка труда и инновационной экономики, сформировались новые требования к качеству образования и эффективности деятельности вузов. Меняется на наших глазах понятие педагогического образования. Оно становится существенно более широким, емким и сложным, охватывая сферу коммуникации «человек — человек». Требует переосмысления место и роль педагога (например, соотношение его «предметных» и социализирующих функций) и всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей и пр.).
Пятая проблема — отсутствие единого профессионального поля педагогического образования, сетевых механизмов профессионального взаимодействия, сотрудничества, координации, общественно-профессиональных экспертиз, так как программы педагогического образования реализуют не только педагогические вузы.
Результаты проведенного Министерством образования и науки РФ мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов показали, что 30 из 42 педагогических вузов (71,43%) и 29 из 37 их филиалов (78,38%) признаны имеющими признаки неэффективности. Вместе с тем подготовку по педагогическим направлениям осуществляют сегодня около 200 вузов.
Для непедагогических вузов не осуществляется раздельный мониторинг по педагогическим и непедагогическим специальностям (балл ЕГЭ, квалификация профессорско-преподавательского состава, финансирование, материальная база, международное сотрудничество, трудоустройство выпускников и пр.). В результате пока нет объективных данных, позволяющих оценивать качество подготовки по педагогическим направлениям и занятость в системе образования выпускников вузов, получивших педагогическую профессию.
Кроме того, распространенным подходом в оценке эффективности работы педагогического образования традиционно является процент выпускников педагогических вузов, которые приходят работать в школы. По разным оценкам этот показатель колеблется от 10 до 30%. Подобный подход не учитывает трудоустройство выпускников в дошкольном образовании, учреждениях дополнительного образования детей, психологических и социальных службах и пр.
* С 1991 года был предпринят ряд мер по реформированию системы педагогического образования: 1991 год — концепция развития педагогического образования, 2003 год — программа модернизации педагогического образования, 2009 год — переход на ФГОС ВПО.
Поэтому полный вывод об эффективности педагогического образования в стране предстоит еще сделать. Необходимы дальнейшая реализация системных решений в области реформирования всей структуры подготовки кадров для образования, новые технологии и процедуры государственного заказа на подготовку педагогических кадров, повышение ответственности регионов. Необходимо формирование такой модели подготовки кадров для сферы образования, которая наряду с новой моделью российской школы, новым профессиональным стандартом педагога, новыми механизмами управления системой образования, современной системой оценки качества образования и пр. обеспечит системные изменения в образовательной сфере.
Шестая проблема — разрыв педагогической науки и современного междисциплинарного гуманитарного знания.
Существует острая необходимость более глубокой интеграции педагогической науки в сферу междисциплинарных взаимодействий гуманитарного и естественнонаучного знания, связанного с проблемой исследования человека, современных процессов его развития, социализации, творческой деятельности и т. д., а также разработки нового научно-методического обеспечения задач модернизации образования.
Седьмая проблема — качество подготовки абитуриентов, поступающих на программы педагогического образования.
Если обратиться к статистике, то в последние 20 лет педагогические вузы (в массе) относятся к группе наименее престижных по уровню баллов поступающих, по проходному баллу и т. д. (И.Фрумин на встрече с Президентом России 19 апреля 2012 года). Это факт, который можно объяснять многими причинами — непрестижностью учитель-
1 и />< и и и тт
ской профессии, низкой заработной платой, высокой интенсивностью труда и т. д. Но этот же факт означает и то, что не поставлен барьер на пути тысяч слабоподготовленных абитуриентов, которых эти обстоятельства не смущают, а это дает основания предположить, что они не слишком стремятся к освоению данной малопрестижной и низкооплачиваемой профессии.
И восьмая проблема — обновление и переформатирование компетентностной модели современного педагога (включая высшую школу) и управленческих кадров.
Введение новых стандартов в общем, среднем и высшем профессиональном образовании, изменения, происходящие в современном обществе, предъявляют качественно новые требования к построению компетентностной модели педагогов, к уровню их квалификации и результативности работы.
Ориентация в образовании на компетентностно-деятельностный подход, изменение информационной среды современного образования, утрата педагогом монопольного владения информацией, ускоренные процессы обновления знаний, увеличение их объемов требуют от педагога непрерывного расширения профессиональных компетенций и непрерывного повышения квалификации, активного занятия исследовательской деятельностью и новых форм коммуникаций с обучающимися.
Деятельность образовательных учреждений сегодня находится в зоне активных изменений и динамичного развития, которые должны соответствовать требованиям общества и государства. В этих условиях остро встают вопросы компетенции руководства образовательных учреждений в сфере образовательного менеджмента.
Представленный круг основных проблем и их содержание свидетельствуют о необходимости не локальных, а системных изменений в сфере педагогического образования, которые могут быть обеспечены новой концепцией модернизации педагогического образования, ориентированной на среднесрочную и долгосрочную перспективу и обеспеченную программой ее реализации. Реализация программы будет способствовать решению вопросов обновления содержания, технологий, кадрового обеспечения, создания
современной инфраструктуры и построения эффективных моделей социального партнерства, что позволит образованию стать реальным фактором устойчивого развития современного общества.
Научные коллективы РГПУ им. А. И. Герцена постоянно занимаются исследованиями проблем дошкольного и школьного образования, вопросов обучения педагогических кадров. Только за последние три года в сферу научных интересов ученых университета входили: особенности подготовки учителей к проектированию архитектуры школьного образовательного процесса в информационном обществе, процессы становления профессиональной компетентности будущих педагогов, закономерности развития инновационной среды высшего педагогического образования, создание автоматизированной системы текущего мониторинга качества высшего профессионального образования в аспекте компетент-ностного подхода, модели организации повышения квалификации учителей, обеспечивающие непрерывный и адресный подход, психолого-педагогические технологии формирования карьерной готовности выпускника вуза, методики взаимодействия вуза и работодателей в процессе профессионального образования будущих педагогов, модели и методики экспертно-аналитического сопровождения процессов профессиональной самореализации выпускников гуманитарных профилей педагогического вуза и многие другие.
Однако в современной ситуации необходимо говорить о необходимости выстраивания целостной системы подготовки и сопровождения кадров для сферы образования.
Сегодня коллектив РГПУ им. А.И. Герцена работает в рамках выполнения госзадания Министерства образования и науки над созданием проекта программы модернизации системы педагогического образования, ориентированной на запросы развивающегося рынка педагогических профессий, обеспечивающей эффективное воспроизводство кадров в сфере образования, включающей институциональную модернизацию системы педагогического образования и совершенствование содержания педагогической подготовки.
Разрабатываемая Герценовским университетом программа модернизации системы педагогического образования основывается на следующих позициях:
— если образование населения — один из приоритетов государственной политики, то подготовка кадров для образования должна стать ключевым направлением реализации этого приоритета;
— педагогическое образование — специфическая отрасль образования, предполагающая определенную систему образовательных стандартов, требующая значительного ресурсного обеспечения, нацеленная на обеспечение кадрами широкого спектра областей деятельности;
— педагогическая профессия и педагогическая квалификация — не есть результат только высшего или среднего педагогического образования, профессиональные компетенции реализуются и совершенствуются непрерывно на протяжении всей профессиональной карьеры педагога.
Программа модернизации системы педагогического образования затрагивает не только собственно систему подготовки, но и вопросы «входа» в профессию и «выхода» из нее, а также сопровождение профессиональной деятельности педагогов на протяжении всей карьеры.
Обозначим ключевые направления и мероприятия модернизации системы педагогического образования.
Профориентация и отбор абитуриентов на программы педагогической подготовки
— Создание системы предпрофессиональной педагогической подготовки (разработка учебно-методического обеспечения педагогического профиля подготовки в старшей школе,
создание системы учебно-методического и информационного обеспечения реализации педагогического профиля в старшей школе, организация и проведение повышения квалификации педагогов по реализации педагогического профиля в старшей школе, организация партнерских отношений с вузами, осуществляющими подготовку педагогов).
— Изменение условий приема на основные образовательные программы высшего профессионального образования по педагогическим направлениям подготовки (разработка регламентов, содержания и методического обеспечения проведения дополнительных испытаний при поступлении на основные образовательные программы высшего профессионального образования по педагогическим направлениям подготовки, разработка структуры, содержания и требований к портфолио абитуриента, поступающего на программы педагогического образования).
— Создание системы профессиональной ориентации школьников на педагогическую деятельность (организация и проведение региональных на базе вузов и всероссийской педагогических олимпиад школьников, создание системы методического и информационного сопровождения педагогических олимпиад школьников, организация волонтерской работы старших школьников по приобретению начального опыта педагогической деятельности, организация повышения квалификации педагогов по проведению педагогических олимпиад и включению старшеклассников в педагогическую деятельность, организация проведения школьниками исследований в области образования (ученическое исследовательское общество), организация и проведение конференций школьников по результатам их исследований).
— Организация целевого приема на основные образовательные программы высшего профессионального образования по педагогическим направлениям подготовки (разработка регламентов и нормативно-правового обеспечения реализации целевого приема на основные образовательные программы высшего профессионального образования по педагогическим направлениям подготовки).
— Формирование положительного имиджа и привлекательности педагогических профессий (разработка системы мер по формированию положительного имиджа педагогических профессий в СМИ, создание комплекта информационно-рекламных материалов для профессиональной ориентации и повышения интереса старших школьников к педагогическим профессиям, организация и проведение различных всероссийских акций, например «Моя любимая школа» (конкурс видеороликов, сочинений, других творческих работ).
Образовательные программы: основные и дополнительные
— Внедрение вариативных моделей подготовки педагогических кадров (разработка типологии и вариативных моделей подготовки педагогических кадров, включающих модели последовательной и синхронной подготовки педагогических кадров на базе образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, модели формирования профессиональных педагогических компетенций «на рабочем месте» на базе интеграции образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, организация и проведение конкурсного отбора образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования для реализации вариативных моделей подготовки педагогических кадров, организация и проведение повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, участвующего в реализации программ подготовки педагогических кадров, сертификация профессорско-преподавательского состава, участвующего в реализации программ подготовки педагогических кадров).
— Сетевая реализация образовательных программ подготовки педагогических кадров (разработка моделей научно-образовательных кластеров как многоуровневых межре-
гиональных систем подготовки педагогических кадров, разработка модели научно-образовательного комплекса, реализующего многоуровневую и вариативную подготовку педагогических кадров, разработка практико-ориентированной модели подготовки педагогических кадров на основе консорциума (партнерства) образовательных учреждений общего образования и высшего профессионального образования).
— Оптимизация сети учреждений, реализующих программы подготовки педагогических кадров (создание системы мониторинга и прогнозирования потребности в педагогических кадрах).
— Интеграция образовательных учреждений в практической составляющей подготовки педагогов (разработка концепции и моделей педагогической интернатуры на основе партнерств университетов и образовательных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования детей, разработка программ педагогической интернатуры, создание системы базовых (опорных) образовательных учреждений — образовательных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования детей, организующих проведение практик студентов, обучающихся по программам педагогического образования, реализующих модели педагогической интернатуры; разработка регламентов, организационно-методического и финансового обеспечения педагогической интернатуры; создание института супервизоров (учителей-наставников)).
— Создание системы независимой аккредитации образовательных программ (формирование системы независимой общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ подготовки педагогических кадров; реорганизация деятельности учебно-методического объединения по педагогическим направлениям; создание открытого реестра аккредитованных (в том числе в международных организациях) образовательных программ высшего профессионального образования по педагогическим направлениям подготовки; создание Экспертного совета по педагогическому образованию при Минобрнауки России; организация экспертизы основных и дополнительных программ подготовки педагогических кадров).
— Изменения содержания и технологий подготовки педагогических кадров (совершенствование практической направленности основных образовательных программ по педагогическим направлениям подготовки и их ориентации на практическую подготовку к будущей профессиональной педагогической деятельности, создание единого дистанционного ресурса, например модель Coursera, образовательных ресурсов для реализации подготовки педагогических кадров).
— Ресурсное обеспечение программ по педагогическим направлениям подготовки (разработка требований к ресурсному обеспечению программ по педагогическим направлениям подготовки; разработка Федеральной программы ресурсного обеспечения подготовки педагогических кадров; ресурсное обеспечение подготовки педагогических кадров, ориентированного на практическую профессиональную педагогическую деятельность; ресурсное обеспечение подготовки педагогических кадров к профессиональной педагогической деятельности с учащимися со специальными потребностями; ресурсное обеспечение проектно-исследовательской деятельности будущих педагогов, создание сети ресурсных центров системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров; формирование эффективных организационно-экономических механизмов многоканального финансирования подготовки педагогических кадров на федеральном и региональном уровнях).
Вход в профессию и присвоение педагогических квалификаций
— Введение системы стандартов профессиональной педагогической деятельности (разработка актуального перечня педагогических профессий и педагогических должно-
стей, создание банка интерактивных профессиограмм по педагогическим профессиям; разработка стандартов профессиональной педагогической деятельности в соответствии актуальным перечнем педагогических профессий; разработка паспортов педагогических
1 и и 1 и и
профессий и должностей на основе стандартов профессиональной педагогической деятельности в «привязке» к уровню высшего педагогического образования; внесение изменений в документы, регламентирующие выполнение трудовых функций на рабочем месте).
— Разработка моделей квалификационных испытаний и механизмов их присвоения (разработка вариативных моделей, регламентов и технологий независимых квалификационных испытаний на допуск к профессиональной педагогической деятельности; разработка структуры и содержания профессионального квалификационного испытания; создание сети центров для проведения квалификационного экзамена).
Поддержка и сопровождение молодых педагогов
— Социальное обеспечение молодых педагогов (разработка системы мер материального и морального стимулирования молодых педагогов и их закрепления в педагогической профессии; совершенствование системы социальной защиты молодых педагогов).
— Создание системы конкурсов для молодых педагогов (разработка регламентов, организационно-методического и информационного сопровождения конкурсов молодых педагогов).
— Активизация деятельности общественных объединений (советов) молодых педагогов (разработка моделей, положения, регламента общественных объединений молодых педагогов).
/-1 u U f U
— Содействие трудоустройству молодых педагогов (разработка нормативно-правовой базы содействия трудоустройству выпускников программ педагогического образования; разработка мониторинга и нормативно-правовой базы контроля выполнения молодыми учителями обязательств перед государством; разработка механизмов повышения эффективности трудоустройства молодых педагогов на основе многоканального финансирования подготовки педагогических кадров и повышения ответственности субъектов РФ и вуза за формирование кадров целевой подготовки и результаты целевого трудоустройства выпускников).
сопровождение профессиональной деятельности педагога
— Реализация вариативных модели переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (разработка регламентов и технологий переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров; разработка федеральных требований к программам переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров; разработка системы проведения экспертизы программ учебных модулей для персонифицированной системы повышения квалификации; проведение экспертизы программам переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров; формирование федерального и региональных открытых реестров программам переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров; организация и проведение конкурсов образовательных учреждений, реализующих программы переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров; мониторинг качества программ переподготовки и повышения квалификации работников образования и эффективности деятельности реализующих их образовательных учреждений).
— Переход к «эффективному контракту» с педагогом и руководителем образовательного учреждения (разработка вариативных моделей аттестации педагогических и управленческих кадров; разработка и реализация модели сертификации профессиональных
педагогических компетентностей в рамках аттестации педагогических кадров; совершенствование системы аттестации педагогических и управленческих кадров (в том числе «привязка» к уровню образования); разработка моделей «лидерской заработной платы» педагогических и управленческих кадров; организация и проведение федеральных и региональных конкурсов профессионального мастерства педагогов и руководителей образовательных учреждений).
Выход из профессии: использование профессионального опыта и социальные гарантии
— Введение новых статусных должностей для опытных педагогов (учитель-эксперт, учитель-наставник, почетный учитель).
— Внедрение механизмов частичной занятости педагогов пенсионного возраста, в частности, в системах профессиональной и общественно-профессиональной экспертизы и наставничества, с сохранением оплаты труда по полной ставке.
— Совершенствование системы пенсионного обеспечения педагогических кадров.
у—1 О О
С нашей точки зрения, последовательная, комплексная реализация предлагаемой системы мероприятий позволит выстроить новую систему образования педагогических кадров, учитывающую запросы региональных рынков педагогического труда, ориентированную на стремительно изменяющиеся требования к содержанию педагогического труда.
модернизация педагогического образования: актуальные мнения
(по материалам круглого стола «Педагогическое образование сегодня: достижения, проблемы, направления деятельности» с участием членов рабочей группы Минобрнауки России по институциональным изменениям в педагогическом образовании)
30 марта 2013 года РГПУ им. А. И. Герцена организовал обсуждение проблем модернизации педагогического образования с участием членов рабочей группы Министерства образования и науки Российской Федерации по институциональным изменениям в педагогическом образовании, работодателей — руководителей общеобразовательных учреждений (городских и сельских гимназий, лицеев, школы), включая коррекционные, учреждения дополнительного образования детей, региональные органы управления образованием, муниципальные методические службы, а также учреждения СПО и ВПО, осуществляющие подготовку кадров по направлению «050000 — Педагогическое образование», в том числе Герценовский университет, и учреждения РАО.
Живая дискуссия, длившаяся более четырех часов, позволила обозначить и актуализировать проблемы, как требующие быстрой, оперативной реакции, так и системных решений, которые должны быть заложены в проект программы модернизации педагогического образования, разрабатываемый специалистами РГПУ им. А. И. Герцена.
Часть выступлений и дискуссий, прозвучавших на круглом столе, предлагаем вниманию читателей".
П. Б. Мрдуляш (советник заместителя министра образования и науки РФ, руководитель рабочей группы Минобрнауки России по институциональным изменениям в педагогическом образовании):
* Материалы подготовлены И.В. Головиной. Тексты выступлений приведены в соответствии со стенограммой круглого стола 30 марта 2013 года.