Научная статья на тему 'Концептуальные основы совершенствования и развития педагогического образования в России'

Концептуальные основы совершенствования и развития педагогического образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1449
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВ / ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ / PEDAGOGICAL EDUCATION / SOCIAL SYSTEMS / PRINCIPLES OF STAFF IMPROVING / DEVELOPMENT FORECAST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Ирина Ивановна

Представляем для общественного обсуждения разработку концептуальных основ совершенствования и развития педагогического образования в России, выполненную на основе результатов исследований и разработок коллектива Института педагогического образования и образования взрослых РАО и с учетом предложений, представленных в проекте концепции развития педагогического образования, вынесенном на общественное обсуждение Министерством науки и образования РФ в декабре 2013 года. В представленном тексте раскрыты концептуальные основы развития педобразования в России; показано, что система педагогического образования сталкивается с серьезными проблемами развития, подвергается критике за экономическую неэффективность и недостаточно качественную подготовку учителя к деятельности в новой школе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual foundations of the improvement and development of pedagogical education in Russia

We herewith present for public discussion the conceptual foundations of the improvement and development of pedagogical education in Russia. The concept is based on the results of the studies carried out by the Institute of Pedagogical and Adult Education of Russian Academy of Education, also taking into account the proposals made in the draft concept of pedagogical education rendered to public discussion by the Ministry of Science and Education of the Russian Federation in December 2013. In the presented text we outline the conceptual basis for the development pedagogical education in Russia. It is shown that the system of pedagogical education encounters serious problems of development, and is being criticized for the economic inefficiency and inadequate quality of teachers’ training for the work in a new school

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы совершенствования и развития педагогического образования в России»

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Представляем для общественного обсуждения разработку концептуальных основ совершенствования и развития педагогического образования в России, выполненную на основе результатов исследований и разработок коллектива Института педагогического образования и образования взрослых РАО и с учетом предложений, представленных в проекте концепции развития педагогического образования, вынесенном на общественное обсуждение Министерством науки и образования РФ в декабре 2013 года.

И. И. Соколова,

д.п.н., профессор (Санкт-Петербург)

Концептуальные основы совершенствования и развития

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Раскрыты концептуальные основы развития системы педагогического образования в России. Показано, что система педагогического образования сталкивается с серьезными проблемами развития, подвергается критике за экономическую неэффективность и недостаточно качественную подготовку учителя к деятельности в новой школе

Предпосылки развития педагогического образования в России

В современном мире увеличивается значение образования в развитии экономики и общества. Многочисленными исследованиями доказано, что качество образования и успешность его развития определяются прежде всего деятельностью учителя. Педагогическое образование является неотъемлемым элементом системы образования страны, ресурсоформирующей частью социальной системы.

Модернизационные процессы в системе педагогического образования в России уже происходят. В основном они носят импульсивный характер и не имеют в своем основании единой теоретической концепции. Результатами этих процессов, обусловленных в основном «экономической неэффективностью» педагогических вузов, являются институциональные изменения: существенно сократилось число педагогических вузов (за последнее десятилетие - с 200 до 40]. Доля классических университетов в сфере подготовки по программам педагогического обра-

зования сейчас составляет 29%, технических вузов 4%, гуманитарных и прочих вузов 28%. Происходят процессы укрупнения университетов, многие педагогические институты вошли в состав больших университетов, в том числе Федеральных, поменяли статус и позиционируют себя как социально-гуманитарные вузы. Однако отсутствуют системные научные исследования, свидетельствующие о преимуществах той или иной модели, и мониторинговые исследования качества образования в условиях новых моделей. Создаются межрегиональные центры подготовки педагогов, активно развиваются концепции и опыт сетевого взаимодействия в подготовке педагогических кадров. Реализованы пилотные проекты интернатуры в подготовке педагогов, проекты интенсивной подготовки по педагогическим программам студентов непедагогических специальностей, проекты взаимодействия педагогических вузов с педагогическими колледжами с разработкой сквозных учебных планов и др.

Педагогическое образование становится открытой системой для восприятия и передачи инновационного опыта: развивается академическая мобильность студентов и педагогов, их творческое общение за счет участия в международных форумах, конференциях, симпозиумах. Однако эти преобразования нуждаются в существенной финансовой целевой поддержке, которая должна осуществляться на основании определенных подзаконных актов и на основе определенной с экономических, политических и педагогических позиций стратегии.

Меняются условия учительского труда. Исследования отчетливо фиксируют увеличение и усложнение функционала учителя. Ему приходится работать с изменившимися детьми, изменившимися родителями и в быстро меняющемся обществе. Результаты исследований РАО показали, что за последние десятилетия произошли изменения учеников в социальном, психологическом и физиологическом аспектах. Понизились их креативность, энергичность мышления, волевые качества. Возрос эмоциональный дискомфорт, наблюдается неразвитость внутреннего плана действий, понизился уровень социальной компетентности. Появилась потребность экранной стимуляции познавательных процессов и деятельности вообще. Дети стали хуже понимать тексты. Сейчас в школе больше детей с эмоциональными проблемами, наблюдается рост психических заболеваний детей. В то же время все больше появляется одаренных детей в личностной, интеллектуальной сфере, художественно одаренных детей и детей с высокой спортивной одаренностью. В связи с этим будущему педагогу необходим новый уровень знаний педагогики и психологии и новый опыт, в том числе опыт работы с одаренными детьми и детьми с девиантным поведением. Требуется подготовка кадров, умеющих работать во все более многонациональных классах, в классах с учащимися с особыми потребностями в учебе, особыми трудностями и особыми талантами; умеющих в условиях государственно-общественного управления школой привлекать родителей к решению задач воспитания ребенка и организации школьной жизни.

Эти изменения частично учтены в стандартах педагогического образования: наряду с направлением подготовки «Педагогическое образование» выделены направления - «Пси-

холого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое] образование», разработанные ведущими педагогическими вузами, их доработка и согласование прошли с участием специалистов РАО.

В последние годы существенно выросло число учителей и иных специалистов сферы образования, не имеющих педагогического образования. Требуются специальные дифференцированные программы их психолого-пе-дагогической подготовки. Одновременно встает вопрос о многообразии путей входа в профессию педагога, что вызывает необходимость квалификационного экзамена.

Социокультурные изменения в обществе приводят к расширению спектра профессий, в которых востребовано педагогическое образование. Изменяется структура потребителей образования и их требований: наблюдается рост сектора дополнительного профессионального образования, увеличение доли образования взрослых, утверждение принципа непрерывности образования - «Образование в течение всей жизни», что определяет необходимость подготовки педагогических кадров для образования взрослого населения, в том числе третьего возраста. Однако сегодня профессия «андрагог» не внесена в реестр педагогических специальностей. Востребованность в расширении спектра педагогических профессий велика, однако вариативность образовательных программ не достаточна и не отвечает социальным вызовам. Особенно это касается программ магистратуры.

В современных условиях динамично изменяющегося социума необходимо ориентироваться на диверсифицированные образовательные маршруты подготовки педагогов, разные сценарии вхождения в профессию. Немаловажную роль в повышении квалификации и переподготовке педагогов будет играть система дополнительного профессионального образования, которая должна стать вариативной, ориентироваться на критерии качества педагогического образования, на индивидуализированные образовательные маршруты, разработка которых должна опираться на педагогические формы диагностики проблем профессиональной деятельности педагога. Современные вызовы системе непрерывного педагогического образования определяют проблемные поля - «разрывы», преодоление которых будет способствовать совершенствованию подготовки педагогов.

Основные проблемы педагогического образования

В соответствии с выявленными вызовами можно выделить поле проблем подготовки педагогических кадров:

- проблема входа в профессию: низкий средний уровень абитуриентов педагогических программ и отсутствие специального испытания, позволяющего осуществить отбор абитуриентов, мотивированных к педагогической деятельности, на направления подготовки педагогов (конкурс портфолио, собеседования, педагогические олимпиады с правом приоритетного приема и пр.]; отсутствие вариативной системы профориентации (педагогические классы, малые педагогические факультеты и пр.]; отсутствие роста мотивации к педагогической профессии в период обучения по педагогическим программам;

- проблема подготовки: отсутствие современной системы практик и стажировок с участием ведущих образовательных учреждений и их специалистов; отставание содержания и технологий педагогического образования от потребностей Новой школы; недостаточное вовлечение студентов в ориентированную на решение проблем развития школы исследовательскую деятельность; отстающее от современных потребностей ресурсное обеспечение при обучении по педагогическим программам;

- проблема удержания и сопровождения совершенствования учителя в профессии: отсутствие ответственности регионов за прогнозирование потребностей в педагогических кадрах и трудоустройство выпускников; низкий процент трудоустройства выпускников педагогических программ по специальности в систему образования; неэффективность механизмов привлечения на должность учителя самых способных выпускников, невы-строенная система профессиональной поддержки и сопровождения молодого педагога (наставничество, тьюторство, педагогическая интернатура, организация молодежного педагогического движения, форм общения педагогической молодежи]; отсутствие карьерных перспектив учителя; отсутствие механизмов поддержки эффективных учителей и усилившаяся в последнее время задержка с уходом из школы учителей, которые фактически не соответствуют современным требованиям; меры по обеспечению жильем молодых специалистов, материальному стимули-

рованию творческой работы молодых педагогов и др.

Сложившаяся ситуация снижения социального статуса педагога выдвигает задачу формирования нового облика педагогической профессии с целью повышения ее престижа и ценности в современном мире.

Сегодня требуется такая система подготовки педагогических кадров, которая способна обеспечить гибкое индивидуально ориентированное образование, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, развития креативных способностей обучающихся, формирования одного из важнейших умений - умения учиться самостоятельно; обеспечить владение педагогом новыми средствами организации образовательного процесса, инновационными технологиями обучения, умением осуществлять педагогический процесс в контексте системно-деятельностного подхода.

Важнейшими направлениями совершенствования учительского корпуса являются: обеспечение достойного уровня заработной платы, меры по поддержке здоровья педагога, такие как социальный пакет на летний отдых, полис дополнительного медицинского страхования, возможности поддержки культурного роста педагогов, а также моральная поддержка учительства. Кроме профессиональных конкурсов, необходимо учреждение особых почетных знаков и наград для педагогов. Необходимы разработка системы грантов и премий и создание специальных фондов для поддержки уникального педагогического опыта педагогов.

Высшими профессиональными образовательными учреждениями должен активнее использоваться диалог с работодателями, экспертное обсуждение программ подготовки педагогов, конференции по проблемам профессионального образования с участием работодателей и т.п.

Обеспечить право выбора педагогом и его работодателем места повышения квалификации позволят децентрализация системы повышения квалификации, а также введение новых механизмов финансирования как механизма децентрализации (введение именного образовательного ваучера на повышение квалификации; выделение средств на повышение квалификации через субвенцию муници-

пальным органам управления образования и распределение ее между учреждениями, направление средств на основе конкурса, начисление надбавки к заработной плате педагога на повышение квалификации, соблюдение принципов финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений и персонифицированного, нормативного финансирования].

Международный обзор преподавания и обучения ОЭСР (TALIS) показал, что отдельные шаги по реформированию условий деятельности и подготовке педагогов недостаточны. В наиболее успешных странах, где большое внимание уделялось и большие средства вкладывались в реформу непрерывного педагогического образования, в улучшение условий труда учителя, освобождение его от несвойственных педагогической деятельности задач, удалось переломить ситуацию с повышением престижа учительской профессии, добиться существенного повышения качества образования (Финляндия, Сингапур и др.]. Международные исследования показывают, что только система мер может дать положительные результаты:

- повышение проходного балла при поступлении в педагогические вузы приведет к дефициту педагогических кадров, если не будет поддержано соответствующими условиями труда и уровнем зарплаты;

- повышение зарплаты и изменение условий труда не вызовут автоматического повы-

шения качества подготовки учителей, если не ужесточить вступительные требования;

- влияние систем оценки преподавательской работы будет ограниченным, если результат оценки сведется только к определению размеров денежного вознаграждения, но не будут приниматься в расчет профессиональное развитие и возможности продвижения по служебной лестнице;

- предоставление учителям большей независимости может оказаться контрпродуктивным, если качество их подготовки оставляет желать лучшего.

Лучшие результаты показывают те образовательные системы, в которых существуют четкие и ясные критерии того, что должны знать и уметь учителя в рамках конкретных дисциплин. Эти критерии отражают учебные цели школы и общее для профессии понимание, что следует считать квалифицированным преподаванием. Поэтому чрезвычайно актуальна задача разработки профессиональных требований к деятельности учителя, разработка профессиональных стандартов.

Все инновации в образовании требуют тщательной апробации, проработки, отслеживания долгосрочных результатов и оценки рисков. Однако именно инновационная деятельность учителя, его личная ответственность и инициатива становятся необходимым условием успешного продвижения реформ.

Принципы совершенствования подготовки педагогических кадров:

- системности, ориентирующий на согласование изменений в подготовке педагогических кадров с изменениями в системе образования в целом, ориентации на ее нужды;

- преемственности, предполагающий сохранение ценностных ориентаций отечественной системы образования;

- инновационности, направленный на серьезные изменения в подготовке педагогических кадров в институциональном, экономическом аспектах; на обновление всех компонентов системы подготовки;

- целостности, ориентирующий на комплекс изменений целей, содержания, технологий, диагностики результатов подготовки педагогических кадров, обеспечение этих изменений экономическими, политическими, организационно-педагогическими механиз-

мами, рассмотрение педагогического образования как непрерывного профессионального;

- вариативности образовательных программ разного уровня, предполагающий ориентацию на многообразие содержания и форм подготовки;

- взаимодействия государственных, общественных структур, профессионального сообщества, работодателей, сетевого взаимодействия учреждений образования, науки, культуры в решении поставленных проблем совершенствования подготовки педагогических кадров;

- регионализации, задающий ориентиры учета задач и условий подготовки педагогических кадров в регионах России;

- научного обеспечения сопровождения процесса совершенствования подготовки педагогических кадров.

Важнейшие направления совершенствования подготовки педагогических кадров:

- усиление практической направленности обучения;

- развитие школьно-университетского партнёрства и сетевого взаимодействия учреждений, участвующих в подготовке педагога;

- создание отражающей специфику педагогического образования общественно-профессиональной системы оценки качества образовательных программ;

- приоритетный прием на бюджетные места по педагогическим программам работающих в системе образования, мотивированных к педагогической деятельности;

- диверсификация разноуровневых образовательных маршрутов с целью подготовки педагогических кадров для широкого поля образовательной деятельности, подготовка учителей для разных категорий образовательных учреждений и учащихся;

- сочетание реализации образовательных программ повышения квалификации, обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов и т.д.], программ самообразования, стажировки педагогических работников и специалистов и создание системы признания результатов такой работы.

Законодательное, нормативное и организационное обеспечение управления качеством педагогического образования

Необходимо законодательно закрепить возможные направления совершенствования педагогического образования, обеспечивающие повышение его качества, в том числе:

- создание, развитие, гармонизация национального законодательства в области обеспечения, оценки качества педагогического образования;

- максимально полный учет законодательно закрепленных зон ответственности, полномочий органов управления национального, регионального, муниципального уровней в системе педагогического образования;

- переход в реализации программ совершенствования системы педагогического образования от стратегий локальных и модульных изменений к стратегии системных изменений;

- обеспечение интеграции систем педагогического образования с другими социокультурными институтами, связанными с реализацией социально-культурных, образовательных, просветительских функций, социализацией подрастающего поколения;

- разработка и использование в управленческой практике моделей эффективности национальных систем, учреждений педагогического образования (с выделением в ней аспектов эффективности: экономическая, организационно-управленческая, социальная, педагогическая], с использованием показателей и индексов, связанных с трудоустройством выпускников и их конкурентоспособностью на рынке труда, влиянием на инновационные

процессы в общем образовании и воспроизводство человеческого капитала;

- разработка системы преемственных государственных образовательных стандартов для отдельных этапов непрерывного многоуровневого профессионального педагогического образования, а также дополняющих их и связанных с ними профессиональных стандартов по основным группам педагогических профессий, включая стандарты профессиональных союзов и ассоциаций;

- создание (совершенствование] системы независимого аудита, оценки, экспертизы качества образовательных программ, учебнометодических материалов, механизма участия представителей сфер профессионального использования в процедурах аккредитации образовательных учреждений, итоговой аттестации их выпускников;

- внедрение и совершенствование процедур дополнительных квалификационных испытаний и процедур допуска к самостоятельной педагогической деятельности в сфере общего образования выпускников учреждений профессионального образования, обучавшихся по непедагогическим направлениям и специальностям;

- использование в целях объективной, разносторонней, независимой оценки качества педагогического образования потенциала существующих институциональных, региональных, международных органов и структур, создание и инициация создания общественно-профессиональных;

- разработка программы и проведение сравнительных исследований качества педагогического образования;

- совершенствование процедур государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы подготовки педагогов, на основе использования новейших информационно-коммуникационных технологий, системы национальных протоколов, тестирования преподавателей, внешней оценки профессиональным сообществом образовательных программ, учебных дисциплин и курсов, привлечения представителей профессиональной сферы, использования расширенных данных о востребованности, профессиональной успешности и мобильности выпускников, институциональной эффективности и экспортного потенциала вуза; на основе использования механизма «двойной» аккредитации (со стороны государства и со стороны независимых профессиональных академических структур, агентств по аккредитации];

- выделение отдельной процедуры профессиональной аккредитации научно-исследовательских школ в университетском секторе педагогического образования; профессиональной аккредитации образовательных программ подготовки педагогических кадров;

- разработка и реализация модели общенационального мониторинга качества педагогического образования и мониторинга качества управления им;

- разработка системы единых, универсальных показателей, критериев, тестовых комплексов, другого оценочного инструментария для оценки качества реализации программ подготовки педагогов, академических результатов их освоения; разработка системы опережающих стандартов качества высшего педагогического образования;

- учреждение по линии государственных, общественно-государственных структур конкурсов, премий в области качества для образовательных учреждений, реализующих программы подготовки педагогов.

Обеспечение непрерывности образования педагогических работников

Необходима разработка системы мер по обеспечению совершенствования существующей системы непрерывного образования адекватно требованиям, предъявляемым к работникам образования, на основе реализации следующих условий:

- создание гибкой, мобильной, вариативной сети различных форм и уровней педагогического образования, создание профессионально-педагогических комплексов;

- интеграция формального и неформального образования во всей цепи педагогического образования (колледж, вуз, учреждение повышения квалификации, научно-исследовательские институты];

- актуализация и нормативное обеспечение неформального и информального педагогического образования;

- подготовка кадров для системы непрерывного педагогического образования на основе сетевого взаимодействии учреждений образования и науки;

- научное сопровождение инновационных процессов в системе подготовки педагогических кадров.

Задача разработки профессиональных стандартов деятельности различных категорий педагогических работников (педагог,

тьютор, методист, менеджер и др.] по категориям и по видам экономической деятельности (для общего образования, среднего и высшего профессионального образования], определение примерных нормативов деятельности для разных категорий педагогических работников.

Профессиональный стандарт станет базой для разработки образовательных стандартов следующих поколений; описания деятельности разных категорий педагогических работников - базой для построения должностных инструкций в образовательных учреждениях; позволит описать профессиональную деятельность новых категорий педагогических работников, обозначить появление новых педагогических профессий в постиндустриальном информационном обществе; создаст возможности для четкого планирования профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; позволит исключить дублирования в профессиональной деятельности педагога несвойственных педагогической деятельности функций иных специалистов; создаст базу для четкого определения требований к аттестации различных категорий педагогических работников.

Оптимизация сети учреждений среднего и высшего педагогического образования

В настоящее время можно говорить об общей тенденции сетевого взаимодействия учреждений по подготовке педагогических кадров.

Задачам совершенствования подготовки педагогических кадров отвечает взаимодействие учреждений среднего и высшего профессионального образования для формирования сопряженных программ прикладного бакалавриата, создание образовательных кластеров, дифференциация функций и партнерское взаимодействие образовательных учреждений, реализующих программы подготовки педагогов с ведущими педагогическими университетами, обеспечивающих консультирование, подготовку и повышение квалификации педагогических кадров, разрабатывающих и обеспечивающих современный уровень реализации образовательных программ.

Имеет место тенденция увеличения значимости государственно-общественных и общественных организаций в управлении сетью педагогического образования, например: Совет по педагогическому образованию при Министерстве образования и науки РФ, Ассоциации педагогических университетов и институтов, учебно-методические объединения, советы директоров средних профессионально-педагогических учебных заведений, Совет руководителей образовательных учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Признание необходимости рассматривать сеть педагогического образования не как совокупность изолированных образовательных учреждений с обособленными образовательными программами, а как целостную систему, способную концентрировать ресурсы в интересах удовлетворения разнообразных образовательных потребностей педагогов, с одной стороны, и обеспечивать развитие всей сферы образования определенной территории, с другой, становится насущной задачей, требующей решения.

Модель развития сети педагогического образования может быть представлена академическим или профильно-отраслевым ее вариантом.

Организацию работы по совершенствованию структуры сети учреждений высшего профессионального образования, обеспечивающих подготовку педагогических кадров на федеральном и региональном уровне, необходимо вести с учетом следующих необходимых направлений:

- анализ проблем и выявление инновационного опыта подготовки педагогических кадров в вузах непедагогического профиля;

- разработка системы мер по совершенствованию краткосрочного и долгосрочного прогноза потребности в педагогических кадрах учреждений образования на базе учреждений, реализующих образовательные программы педагогического образования разного уровня с учетом имеющегося кадрового потенциала и перспектив развития системы образования;

- создание системы стимулирования и координации трудоустройства и поддержки выпускников - молодых специалистов педагогического профиля - совместно с органами власти и органами местного самоуправления в общеобразовательных учреждениях;

- обеспечение новых подходов к функционированию педагогического образования в сети методических служб муниципальных органов управления образованием, в том числе организованных на территории комплексных образовательных учреждений, образовательных центров, а также учреждений, традиционно относящихся к необразовательным, но имеющих образовательный компонент (например: музеи, библиотеки, другие учреждения культуры];

- обеспечение мониторинга сети педагогического образования и процессов ее развития.

Обеспечение условий поддержки молодых педагогов

Поддержка молодых педагогов должна быть направлена на профессиональную адаптацию и обеспечение успешности карьернопрофессиональной самореализации.

Для решения задач в сфере образования, связанных с закреплением молодых специалистов в педагогических коллективах образовательных учреждений, для обеспечения

условий вхождения в «профессию» необходимы: определение с помощью подзаконных актов статуса молодого специалиста, дающего ему льготы в соответствии с дополнительными правовыми актами; создание общественных организаций молодых педагогов (советов, ассоциаций, клубов]; научно-методическая поддержка и сопровождение молодых педагогов, меры по формированию положительного имиджа педагога.

Особое место в законодательстве должно быть отведено формированию положительного имиджа педагога, в том числе посредством:

- планомерного имиджирования профессии педагога и педагогической деятельности как социально значимой и престижной;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развития системы социально-экономической поддержки молодых педагогов, в том числе через систему образовательных кредитов;

- позиционирования педагога в СМИ как носителя и распространителя культурных ценностей.

Разработка дополнительных профессиональных образовательных программ для молодых педагогов, в том числе международных, является значимым для системы педагогического образования механизмом формирования единого образовательного пространства РФ. Дополнительные профессиональные образовательные программы разрабатываются с целью удовлетворения потребностей и запросов молодых педагогов в продолженном образовании, которое позволит компенсировать обнаруженные в ходе профессиональной деятельности лакуны знаний, компетенций, опыта.

Приращение опыта должно происходить не только путем самостоятельного освоения и накопления информации, но и в процессе подготовки и принятия решений на основе коллективного знания.

Ожидаемые результаты внедрения Концепции:

- изменение качества подготовки студентов, получающих педагогическое образование за счет отказа от линейной траектории обучения и создания условий свободного «входа» в программы педагогической подготовки для разных категорий обучающихся (студентов и выпускников бакалавриата, действующих учителей и специалистов других профессий];

- изменение содержания программ педагогической подготовки и технологий обучения в целях обеспечения реализации нового профессионального стандарта педагога и новых стандартов школьного образования, усиление связи всех компонентов содержания подготовки (предметных, психологопедагогических, информационно-технических] с практическими профессиональными задачами педагога; насыщение учебных планов разветвленной системой практик, стажировок, возможность адресной подготовки учителей не только разных предметов, но и для разных категорий школ, учащихся, за счет широкого использования механизмов школьно-университетского партнерства. Подготовка кадров для широкого спектра педагогической деятельности вне школы и вне системы образования;

- повышение эффективности деятельности педагогических колледжей и вузов, реализующих программы подготовки педагогов, за счет введения совместных программ практической подготовки педагогов (прикладного бакалавриата] на основе сетевого взаимодействия колледжей и вузов, развития магистерских программ вузов для разных категорий абитуриентов, желающих начать или продолжить профессиональную деятельность в системе образования;

- разработка и апробация системы независимой профессиональной сертификации педагогов, получивших педагогическое образование в разных программах подготовки, с целью обеспечения системы сопровождения выпускников и развития карьеры учителя; создание общественно-профессиональной системы оценки качества педагогических программ. Тенденции развития вариативных образовательных программ подготовки педагогов, привлечения в профессию специалистов без базового педагогического образования требуют разработки мер по закреплению стандартом экзамена по курсу «Введение в профессию»;

- выявление возможностей и результатов вариативного осуществления под-

готовки педагогов, в том числе на базе классического университетского образования с включением специальных педагогических программ и на базе модернизированных программ подготовки в педагогическом вузе, имеющем специфическую гуманитарную сре-

ду, создающую условия для целенаправленной подготовки будущего педагога на протяжении всего периода обучения на основе широкой практики и взаимодействия с образовательными учреждениями-партнерами.

Ключевые меры совершенствования подготовки педагогических кадров:

- разработка и проведение ежегодного мониторинга потребностей региональных и муниципальных систем образования в педагогических и управленческих кадрах в сфере образования с целью определения контрольных цифр трудоустройства выпускников, обучающихся по программам педагогического образования, и стратегии регионального развития обучения по этим программам;

- разработка моделей целевой контрактной подготовки специалистов для региональных и муниципальных систем образования с обязательным сопровождением выпускников (с повышенными требованиями к зачислению абитуриентов] и гарантированным трудоустройством и созданием условий работы, соответствующих современным требованиям;

- организация поддержки разработки и реализации программ развития педагогических вузов, в том числе имеющих признаки неэффективности по результатам ежегодного мониторинга;

- разработка проектов ФГОС высшего педагогического образования, соответствующих профессиональному стандарту учителя и ФГОС общего образования, обеспечивающих возможность гибких и вариативных траекторий подготовки на программах бакалавриата (включая академический и прикладной бакалавриат, а также пятилетнюю подготовку в двух предметных областях], магистратуры, обеспечивающей подготовку по широкому спектру востребованных программ сферы образования, и аспирантуры;

- разработка моделей гибкой многоуровневой и многоканальной подготовки педагогических работников, включающих новые формы практики, такие как педагогическая интернатура, механизмы сетевого взаимодействия организаций среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. Создание, развитие, поддержка партнёрств вуза, детских садов, школ, колледжей, работодателей, бизнеса, учреждений допол-

нительного образования, культуры, социальной защиты;

- разработка моделей квалификационных испытаний (сертификации] для кандидатов (в том числе выпускников вузов по направлениям непедагогического образования] на работу в сфере общего образования, а также для использования разработанных моделей при аттестации педагогов;

- конкурсная поддержка организации региональных школьно-университетских партнерств и других форм сетевого взаимодействия образовательных организаций, осуществляющих подготовку педагогических кадров;

- разработка современных требований к программам профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по педагогическим направлениям в соответствии с профессиональным стандартом педагога;

- разработка моделей и программ по сопровождению профессионального развития и поддержки учителей в течение первых трех лет работы;

- реализация пилотных инновационных проектов подготовки педагогических кадров в 17-25 вузах: отработка новых моделей и программ, разработка требований к педагогическим кадрам, являющимся носителями новой идеологии и технологии педагогического образования;

- проведение конкурса пилотных площадок для отработки новых моделей и технологий педагогического образования. Увеличение норматива финансирования для пилотных площадок, реализующих программы педагогической интернатуры;

- разработка и реализация вариативных моделей практической подготовки студентов, обучающихся по педагогическим программам, с обязательной интернатурой и гарантированным трудоустройством;

- разработка и реализация программы грантовой и методической поддержки лучших выпускников ведущих российских уни-

верситетов, трудоустраивающихся в муниципальные учреждения образования;

- проведение на базе ведущих российских вузов, Российской академии образования, Российской академии наук, а также ведущих международных центров педагогического образования программ дополнительного профессионального образования (стажировки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации] профессорско-преподавательского состава вузов, ведущих подготовку по педагогическим специальностям;

- открытие сетевых гибких программ индивидуализированной интенсивной подготовки по педагогическим программам с обязательной практикой в общеобразовательной организации, для студентов непедагогических специальностей и направлений подготовки;

- доработка системы профессиональных стандартов «Педагог» и образовательных стандартов подготовки по педагогическим специальностям с целью их согласования в соответствии с требованиями развивающейся системы образования - с учетом возможного использования при проведении аттестации, с отражением в них возможных вариантов развития педагогической карьеры в сфере образования;

- проведение ежегодного мониторинга реализации пилотных проектов и поддержка распространения лучших практик в системе педагогического образования, включая подготовку доклада о состоянии педагогического образования;

- создание новой системы аккредитации программ педагогического образования на основе результатов пилотных проектов;

- создание нормативных возможностей введения дополнительных вступительных испытаний для поступления в вузы на педагогические образовательные программы;

- реализация проекта по развитию управленческих кадров для системы педагогического образования;

- разработка программ по освоению дополнительных педагогических квалификаций в ходе получения основной педагогической квалификации (с возможным увеличением на один год продолжительности обучения] или в период педагогической деятельности (управленческое звено системы образования, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги по работе с лицами с ОВЗ,

педагоги по работе с детьми со специальными потребностями, девиантным поведением, педагоги системы дополнительного и дошкольного образования и т.д.];

- разработка рекомендаций по включению в базовую часть заработной платы педагогических работников доплаты за степень магистра, по снижению нагрузки работающего учителя без снижения оплаты на время обучения в магистратуре и аспирантуре;

- разработка и введение квалификационных требований к минимальному уровню педагогического образования учителей: при работе с младшим возрастом не ниже - бакалавр, при работе с учащимися со специальными образовательными потребностями (психологи, логопеды, коррекционные педагоги и т.п.] не ниже - магистр;

- разработка и организация мониторинга качества деятельности учреждений, реализующих образовательные программы подготовки педагогов на основе разработки общих и специальных для педагогического образования критериев эффективности;

- совершенствование методов и технологий обучения, увеличение объёма практики и стажировки, применение деятельностного подхода, учет реальных потребностей школы. Развитие во всех программах подготовки практических компетенций на основе нового профессионального стандарта, в том числе через практику в школах-партнерах. Усиление связи всех компонентов содержания подготовки с практическими профессиональными задачами педагога;

- создание системы стимулирования практической работы студентов в школах: схема оплаты труда этих студентов (в том числе - школой] и содержательного руководства практикой со стороны работников школы и вуза, не приводящие к излишнему ухудшению показателей эффективности этих образовательных учреждений. Система финансирования психолого-педагогической подготовки (включая практику] студентов непедагогических вузов (в том числе - органами управления образованием и учреждениями общего образования];

- создание условий в образовательных учреждениях для организации стажировок студентов (включая оплату труда стажеров] с выделением для этого необходимых финансовых средств;

- повышение эффективности механизмов привлечения на должность учителя самых

способных выпускников, формирование системы профессиональной поддержки молодых учителей, создание карьерных перспектив для учителя, реализация грантовой системы поддержки педагогов;

- подготовка кадров для широкого спектра педагогической деятельности: в сфере общего образования, в системе среднего профессионального образования, в социальной и кадровой сферах, в сферах культуры и здравоохранения, в сфере человеческого развития

- для решения задач учебного, социального, просветительского, культурного и управленческого характера;

- развитие магистерских программ для желающих начать или продолжить профессиональную деятельность в системе образо-

вания. Расширение магистратур для подготовки учителей-методистов и управленцев, приоритет при приёме на бюджетные места работающих в системе образования;

- разработка квалификационных требований к минимальному уровню педагогического образования учителей (при условии учёта всех ступеней образования и квалификаций].

Мероприятия, требующие дополнительного финансирования, целесообразно включить в Государственную программу РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. и их финансирование осуществлять через данную программу. Определить сферу ответственности за сопровождение реализации Концепции (Министерство образования и науки РФ, вузы, РАО и пр.].

Критерии успешности реализации Концепции

■ Оптимизация сети вузов, готовящих педагогов.

■ Повышение уровня эффективности педагогических вузов и уровня подготовки по педагогическим образовательным программам.

■ Положительная динамика качества подготовки абитуриентов.

■ Трудоустройство выпускников по профессии.

■ Мотивированная профессиональная деятельность молодых педагогов в течение 5 и более лет.

■ Карьерный рост молодых педагогов.

Приглашаем педагогическую общественность к обсуждению проблем развития педагогического образования в России. Предложения будут учтены при доработке Концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.