Научная статья на тему 'Модернизация системы педагогического образования: региональный подход'

Модернизация системы педагогического образования: региональный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1098
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / PEDAGOGICAL EDUCATION / PEDAGOGICAL PERSONNEL / MODERNIZATION / MAJOR DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дочкин С. А.

В статье рассматриваются проблемы, присущие современной системе педагогического образования Кемеровской области, проводится анализ ее состояния. На основе анализа формируются основные направления по модернизации системы педагогического образования региона, определяются некоторые мероприятия по их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZING PEDAGOGICAL EDUCATION SYSTEM: REGIONAL APPROACH

The paper arises some problems characteristic of the pedagogical education system of Kemerovo region; analysis of its condition is provided. On the basis on the analysis major directions of pedagogical system modernization are formed and several measures on their realization are offered.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы педагогического образования: региональный подход»

1. Стенина Т. Л. Социально-педагогическое пространство вуза как предикатор становления проектной культуры студентов. //Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 4. - URL: www.science-education.ru/98-4752 (дата обращения: 25.01.2012).

2. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

3. Либин А. В. Дифференциальная психология. Открытая книга. Открытое сознание - открытое общество. - Режим доступа: http://www. Libin, in preparation, b). psyinst. гшБиблиотека>?^1304&раг^агйс1е (дата обращения: 12.12.2011).

4. Ольховая Т. А., Мазова С. В. Образовательное пространство «колледж-вуз» как фактор становления субъектности будущего педагога. - Режим доступа: http://www. jeducation.ru/1_2011/45.html. (дата обращения: 25.01.2012).

5. Семина М. В. Теоретические основы исследования педагогических условий развития фамилистической компетентности студенческой молсдежи // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2010. - № 7. - С. 90-ЮЗ.

УДК / UDC С. А. Дочкин, доктор педагогических наук, доцент, член-корреспондент

371.14 Академии педагогических и социальных наук, профессор кафедры педагогики

и психологии профессионального образования Кузбасского регионального института развития профессионального образования, г.Кемерово, Россия, [email protected]

Sergey Dochkin, Doctor of Pedagogics, Docent, corresponding member of the Academy of Pedagogical and Social Sciences, Professor of the Chair of Pedagogics and Psychology of Professional Education of Kuzbass Regional Institute of Vocational Education Development, Kemerovo, Russia, [email protected]

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

modernizing pedagogical education system: regional approach

В статье рассматриваются проблемы, присущие современной системе педагогического образования Кемеровской области, проводится анализ ее состояния. На основе анализа формируются основные направления по модернизации системы педагогического образования региона, определяются некоторые мероприятия по их реализации.

The paper arises some problems characteristic of the pedagogical education system of Kemerovo region; analysis of its condition is provided. On the basis on the analysis major directions of pedagogical system modernization are formed and several measures on their realization are offered.

Ключевые слова: педагогическое образование, педагогические кадры, модернизация, основные направления.

Keywords: pedagogical education, pedagogical personnel, modernization, major directions.

В соответствии со стратегическими направлениями развития Кузбасса главной целью социально-экономического развития является повышение конкурентоспособности нашего региона и рост благосостояния его жителей. Данная цель предполагает обеспечение стабильного роста экономики, ее диверсификацию; создание потенциала для роста новых конкурентоспособных секторов производства.

Но решение поставленных задач невозможно без эффективной многоуровневой системы образования, осуществляющей подготовку востребованных регионом кадров, и здесь особое значение приобретает педагогическое образование. Действительно, согласно программным документам, определяющим идеологию и стратегию развития всего российского образования, именно достижение нового качества педагогического образования является одной из главных задач. В то же время реализуемая в стране новая образовательная политика требует проведения серьезной модернизации системы педагогического образования как на федеральном, так и на региональном уровне [2,3].

Необходимость проведения системной модернизации педагогического образования определяется необходимостью разрешения ряда проблем, препятствующих позитивным изменениям в системе образования: отсутствие концепции непрерывного педагогического образования, нормативно-правовой базы и экономических механизмов ее реализации, прогноза потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров; слабость материально-технической базы учреждений, осуществляющих подготовку педагогов, недостаточный уровень поддержки и стимулирования

исследований, развития научных направлений в системе педагогического образования; наличие противоречий между содержанием педагогического образования и требованиями, предъявляемыми обществом и государством к личности и уровню профессиональной компетентности педагога; низкая эффективность системы повышения квалификации педагогических кадров, ее региональная разобщенность; снижение престижности педагогической профессии, понижение социального статуса педагога в российском обществе [3, 4]. Значимость данной проблемы была в очередной раз отмечена и на заседании Комиссии при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 31 августа 2011 года.

Система педагогического образования Кемеровской области в настоящее время представляет собой совокупность профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования; сеть взаимодействующих образовательных учреждений (ОУ] среднего, высшего и послевузовского педагогического образования, функционирующих на территории области; федерально-региональную систему управления педагогическим образованием. В области функционируют 11 учреждений среднего профессионального образования (СПО], осуществляющих подготовку педагогов по 1 1 педагогическим специальностям. Из учреждений высшего профессионального образования (ВПО], функционирующих на территории области, пять вузов ведут, в том или ином объеме, обучение по 19 педагогическим специальностям.

В данных учебных заведениях сформированы высокопрофессиональные научно-педагогические коллективы с преобладанием кадров высшей квалификации: в учреждениях ВПО почти 76 % преподавателей имеют высшую квалификацию, почти 67,5 % преподавателей имеют ученую степень, в том числе 14 % - ученую степень доктора наук; в педагогических колледжах высшую квалификационную категорию имеют около 70 % преподавателей, почти 6 % преподавателей имеют ученую степень. В составе преподавателей учреждений, осуществляющих подготовку педагогов, работают заслуженные учителя, заслуженные работники культуры и др., педагоги, награжденные орденами и медалями, отличники народного образования и почетные работники высшего и среднего профессионального образования. Таким образом, качественный состав преподавателей учреждений ВПО и СПО области по-

зволяет осуществлять подготовку учительских кадров на высоком уровне, однако требуется привлечение молодых кадров для обеспечения перспективного развития системы образования.

Потребителям образовательных услуг отмеченных учреждений и работодателям для будущих выпускников являются учреждения дошкольного, среднего общего и дополнительного образования детей, а также учреждения довузовского профессионального образования (ПО]. Педагогические учебные заведения направляют своих выпускников в более чем 2000 образовательных учреждений области (от учреждений дополнительного образования детей до учреждений СПО], в которых занимаются более 630 тыс. учащихся.

В общеобразовательных школах работает более 20 тысяч педагогических работников, из них учителей - 17293 человека, в т. ч. 18,6 % -пенсионного возраста. Основной состав учителей - в возрасте от 30 до 45 и от 45 до 55 лет со стажем работы от 10 до 25 и более 25 лет. В последние годы была отмечена тенденция к снижению количества педагогов в возрасте более 60 лет, наблюдается сокращение группы педагогов, которые трудятся в образовании более 25 лет. В то же время медленно увеличивается количество молодых специалистов со стажем работы до 3 лет с 4,78 % в 2008/2009 учебном году до 5,7 % в 2010/2011 учебном году [1].

Удельный вес учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных учреждений с каждым годом растет и в 2011 году составил почти 12 %. В учреждениях НПО и СПО работает 4674 педагогических работников, в т. ч. 35 % в возрасте старше 50 лет, кроме того, почти 50 % педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального обучения не имеют педагогического образования [5].

Результаты опроса основных потребителей общеобразовательных услуг, проводимые в последние годы с целью определения качества образования и эффективности деятельности педагогических работников, показали, что в 2010 году 75,92 % обучающихся и 75,8 % родителей области отметили соответствие преподавания дисциплин требованиям времени, использование учителями современных технологий обучения на занятиях. Большинство опрошенных указали на использование учителями современных технологий обучения. По результатам исследования, выявляющего социальный престиж профессии педагога в Кузбассе, удовлетворенность профессией в 2010

году отметили 71,9 % педагогов региона.

Ежегодный выпуск учреждений ВПО и СПО составляет в среднем: молодых специалистов с высшим образованием (по педагогическому профилю] - 2000-2500; молодых специалистов с СПО (по педагогическому профилю]

- 1100-1200. Данное количество в целом превышает потребности региона в педагогических кадрах. В то же время анализ трудоустройства выпускников свидетельствует, что общая доля выпускников трудоустроившихся после окончания учебного заведения составляет в среднем 75-80 %, но только треть из них трудоустраивается непосредственно по своей специальности. На учете в службу занятости ежегодно встают 2-3 % выпускников педагогических колледжей и 4-5 % выпускников вузов. Это может свидетельствовать о невысоком уровне подготовки молодых специалистов, но проблема не только в этом.

Причинами такой ситуации может являться отсутствие систем прогнозирования и мониторинга потребностей региона в педагогических кадрах и недостаточная координация между объемом выпуска по педагогическим специальностям и потребностями ОУ региона. В то же время из-за сокращений в производственной сфере освобождаются дополнительные трудовые кадровые ресурсы, в результате в школу трудоустраиваются люди с непедагогическим образованием. И следует учитывать, что в соответствии с направлениями модернизации отечественного образования данные тенденции будут усиливаться. Большое значение для невысокого уровня трудоустройства молодых специалистов с педагогическим образованием имеет нежелание выпускников идти работать в систему образования из-за низкой заработной платы работников образовательных учреждений (ОУ], особенно дошкольных ОУ, которая не соответствует объему работы, высокой мере ответственности из-за отсутствия системы гарантированной социальной поддержки молодых специалистов. Остается проблемой, влияющей на трудоустройство выпускников педагогических ОУ, старение педагогического персонала школ и нежелание его педагогов уходить на заслуженный отдых вследствие низких пенсий [5].

Вместе с тем в области действует региональная кадровая программа, направленная на стимулирование притока в систему образования молодых специалистов через осуществление мер социальной поддержки. Особые условия созданы для молодых специалистов, работающих в сельской местности: им предо-

ставляется жилье и единовременное социальное пособие; осуществляется погашение жилищного займа за счет средств областного бюджета педагогам - молодым специалистам, которые проработали в сельских образовательных учреждениях семь лет.

Одним из инструментов повышения кадрового потенциала и привлечения в систему образования профессиональных специалистов является повышение уровня доходов педагогических работников. В 2010 году средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений составила -15541.7 рублей. Средняя заработная плата учителей, проработавших не менее трех лет после окончания вуза в 2010 году, составила 16138 рублей. Однако в данных показателях слабо учитывается скрытый дефицит педагогических кадров, в результате чего педагоги работают больше чем на одну ставку, наблюдается рост их заработной платы, но и повышается общая загруженность педагога, которая ведет к уменьшению времени на выполнение основных задач. Перевод всех работников бюджетной сферы области на новую систему оплаты труда позволил повысить заработную плату работников образования, однако увеличение составило в среднем менее 10 % и число учителей, заработная плата которых выше средней по экономике в Кемеровской области, в 2010 году только 19,1 % [5].

Однако только методами стимулирования нельзя решить проблемы количества и качества подготовки педагогов для региональной системы образования. Одним из способов преодоления такой ситуации является возобновление государственного и муниципального заказа на подготовку педагогических кадров. Решению проблемы трудоустройства выпускников педагогических учебных заведений могло бы помочь направление в учреждения ВПО и СПО, осуществляющих подготовку педагогов, выпускников школ на целевой основе, заключение трехсторонних договоров между абитуриентом, вузом и региональной властью; закреплению молодых педагогов способствовала бы годичная стажировка в школе, предшествующая выдаче диплома о высшем образовании. Однако дальнейшее совершенствование системы образования невозможно без эффективной системы, обеспечивающей своевременную профессиональную переподготовку и повышение квалификации педагогических работников образовательных учреждений области

Повышение квалификации педагогических и руководящих работников осуществляется

в системе дополнительного профессионального образования (ДПО], представленной ОУ муниципального, регионального и федерального уровней: ГОУ «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации», Межрегиональный центр ПК КемГУ, другие ОУ ВПО и СПО, имеющие лицензии на программы повышения квалификации.

Анализ результатов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников системы образования показывает, что в регионе имеет место положительная тенденция по охвату педагогов различными формами повышения квалификации. Доля педагогов, работающих в общеобразовательных учреждениях повысивших квалификацию, и в 201 0/2011 учебном году достигла 72 %. Увеличение числа педагогов, прошедших повышение квалификации, стало возможным за счет увеличения количества образовательных программ повышения квалификации, предлагаемых учреждениями ДПО. Так, к 2010/2011 учебном году количество образовательных программ повышения квалификации для учителей общеобразовательных учреждений увеличилось более чем в два раза, а для преподавателей учреждений НПО и СПО - на 77 %. Расширение образовательных услуг по повышению квалификации позволило удовлетворить образовательные потребности педагогов, учесть специфику их труда, устранить затруднения в профессиональной деятельности. Другим фактором, способствующим росту охвата педагогов повышением квалификации, стала организация курсов на базе муниципальных методических служб в территориях. Конкурсный отбор программ повышения квалификации определил перечень наиболее востребованных и актуальных программ, которые были включены в депозитарий областных программ повышения квалификации. Но непрерывное профессиональное развитие педагогических и руководящих работников образования области не ограничивается только традиционными курсами повышения квалификации, а осуществляется через вебинары, проблемно-ориентированные семинары, семинары в рамках проектов, тематические консультации. Только в одном ГОУ «КРИПКиПРО» в 2010 году проведено 52 постоянно действующих (1780 участников], 120 проблемно-ориентированных семинара (5800

участников], 243 консультации (более 1 500 педагогов], три сетевых семинара (вебинара] с участием более 300 человек. За тот же период в целях поддержки профессионально-педагогических работников системы довузовского ПО в ГОУ «КРИРПО» проведено 77 консультаций (2205 участников], пять семинаров, три стажировки (226 участников] [5].

Существенное значение в совершенствовании педагогического корпуса занимает профессиональная переподготовка, позволяющая педагогам расширить сферу профессиональной деятельности по направлениям переподготовки. Значимость данного направления в подготовке педагогов усилится с учетом тенденции по привлечению к преподавательской работе в школах и учреждениях довузовского ПО лиц без педагогического образования, так как именно с данной категорией специалистов связываются надежды по усилению профессиональной направленности обучения.

В то же время анализ повышения квалификации педагогами выявил, что еще не удалось полностью добиться полного охвата всех учреждений. Анализ данных персонифицированной базы педагогических работников 2010 года показал, что более пяти лет не проходили повышение квалификации 24 тысячи педагогических работников общеобразовательных учреждений. При этом реальная потребность

- не более 10 тысяч человек, но на курсы повышения квалификации муниципалитеты ежегодно заявляют не более 6 тысяч человек. То есть отсутствует четко регламентированная система учета и планирования повышения квалификации. Ситуация с педагогическими работниками учреждений довузовского ПО характеризуется большей плановостью, за последние пять лет каждый профессиональнопедагогический работник освоил программу минимум одних курсов повышения квалификации в различных формах.

На 2011-2012 годы намечена отработка механизма реализации персонифицированного финансирования повышения квалификации работников образования области, речь идет об индивидуальных программах повышения квалификации, в рамках которых учитель может осваивать отдельные модули в короткий срок. Одним из важнейших аспектов в ходе реализация задачи подготовки кадровых ресурсов для системы образования является комплексная программа формирования профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений, формирование ИКТ-компетентности педагогов.

Таким образом, в регионе сложились подходы к организации повышения квалификации педагогических работников, которые заключаются в ориентации курсов повышения квалификации на образовательные потребности и затруднения слушателей; построение программ по модульному принципу, гибкое реагирование на интересы и потребности педагогов, обеспечение права выбора вариативного содержания, форм и места повышения квалификации; апробации современных моделей организации и финансирования повышения квалификации работников образования. Проведенный анализ состояния системы педагогического образования региона позволил сделать вывод, что она в целом выполняет стоящие задачи. Вместе с тем новые задачи, связанные с реформированием общего и профессионального образования, расширением структуры и усложнением социального заказа к педагогическому образованию, предполагают модернизацию системы педагогического образования, требуют обновления региональной системы повышения квалификации и переподготовки учителей, создание стимулов для повышения престижа учителей и обеспечения постоянного роста уровня их квалификации.

Существующая система педагогического образования региона не позволяет обеспечить приведение качества образования в системе ВПО и СПО в соответствие с требованиями изменяющегося общества по причине отсутствия системы постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда и рынка образовательных услуг; отсутствия качественных критериев деятельности государственных ОУ педагогического образования и отсутствия работоспособных механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей; недостаточно четкого представления работодателями требований, предъявляемых современному молодому специалисту в динамичных социально-экономических условиях [1].

Отсутствие ясного государственного и муниципального заказа на подготовку и переподготовку квалифицированных педагогических кадров, неразработанность нормативно-правовой базы, механизмов и инструментов социального партнерства, отсутствие эффективной системы содействия занятости обучающихся и трудоустройства выпускников, слабость системы воспроизводства руководящих и педагогических кадров системы ВПО и СПО не позволяют организовать плановую подготовку педагогов, обеспечить регулированную рота-

цию педагогических кадров, что ведет к ускорению процессов старения педагогических кадров и кадровому дефициту. Невысокое качество подготовки специалистов сферы образования, несоответствие содержания и форм подготовки педагогов перспективным запросам разных видов ОУ, несовершенный механизм приема обучающихся на педагогические специальности ведет к тому, что современное педагогическое образование не формирует достаточной готовности выпускников к деятельности в сфере образования. Невысокая степень и нестабильность ресурсного обеспечения, устаревшая материально-техническая база, недостаточность финансирования ОУ ПО не позволяют полностью обеспечить реализацию образовательной инициативы «Наша новая школа», внедрение ФГОС нового поколения, качественно меняющих требования к учителю. Не до конца решен вопрос о поддержке развития научного потенциала учреждений педагогического ПО; несовершенна система стимулирования педагогов педагогических колледжей, имеющих ученую степень и звание. Таким образом, перечень проблем, требующих решения достаточно велик.

Кроме того, нельзя не заметить и еще одну. Несмотря на высокие требования и огромную значимость деятельности педагогов по подготовке подрастающего поколения, социальный статус педагогов остается крайне низким. Падение имиджа педагогического образования в обществе ведет к отсутствию мотивации у выпускников школ к выбору педагогической профессии, к нежеланию выпускников работать в школах, дошкольных ОУ, учреждениях довузовского ПО. Низкая цена труда педагога, особенно молодого специалиста; необеспеченность отдыха, медицинского обслуживания, неразвитость других форм социальной поддержки обучающихся и работников учреждений педагогического образования затрудняют поступательное развитие всей системы педагогического образования. Все это ведет к снижению качества педагогического образования и уровня его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Только решение проблемы привлечения и подготовки квалифицированных педагогических кадров позволит системе педагогического образования выйти на иной уровень взаимодействия с рынком труда, обеспечит подготовку молодого поколения, будущих специалистов для российского общества и экономики страны.

П ри ним аемы х в текущем порядке мер уже недостаточно для полной и долгосрочной оп-

тимизации объемов и структуры подготовки квалифицированных педагогических кадров, устранения сложившихся диспропорций в развитии областного рынка образовательных услуг. Соответственно, органам законодательной и исполнительной власти Кемеровской области, союзам работодателей, представителям образовательного сообщества следует обратить внимание на необходимость кардинальной и системной модернизации системы педагогического образования региона и усиление ресурсного потенциала учреждений, обеспечивающих подготовку педагогических кадров, программно-целевыми средствами.

К одному из приоритетных направлений модернизации системы педагогического образования в регионе следует прежде всего отнести необходимость оптимизации структуры и совершенствование управления региональной системой педагогического образования.

В результате реализации мероприятий по данному направлению региональная система педагогического образования должна обеспечить адресное, качественное и своевременное удовлетворение потребностей региона в педагогических кадрах с учетом его социальных, экономических, культурных и иных условий. Решению этой задачи должна способствовать внутрирегиональная интеграция учреждений педагогического образования, проявляющаяся в создании учебно-научно-педагогических комплексов, комплексов непрерывного педагогического образования, создании ассоциаций учреждений педагогического образования. Интеграция учреждений педагогического образования на уровне региона позволит создать единое образовательное пространство и открытую систему непрерывного педагогического образования, обеспечить реализацию новых стандартов педагогического образования с учетом региональных особенностей на основе преемственности содержания и технологий педагогического образования, современного материально-технического оснащения, закупка которого возможна только при укрупнении учреждений педагогического образования.

Вторым направлением модернизации системы педагогического образования может являться совершенствование содержания и форм практической подготовки педагогов, совершенствование управления качеством педагогического образования [5].

Здесь необходимо отметить, что новый Федеральный государственный стандарт педагогического образования изменил цели педагогического образования. Его целью становится

создание условий для продуктивного и достаточно быстрого развития личности будущего учителя, обладающего ключевыми и профессиональными компетенциями, социально-ценностными качествами и способного воспитать эти качества у нового поколения. Это предполагает внедрение в учреждениях, осуществляющих подготовку педагогов, новых учебных планов и программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, обеспечивающих реализацию требований новых государственных стандартов третьего поколения; разработку и внедрение новых учебно-методических комплексов с ориентацией на формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов; широкое использование продуктивных деятельностных технологий обучения, способствующих формированию у студентов необходимых общих и профессиональных компетенций. В новых программах обучения особое внимание требуется уделить усилению психолого-педагогической подготовки, расстановке новых акцентов в содержании преподавания таких традиционных дисциплин, как общая, возрастная и педагогическая психология, методика преподавания, реализовать подготовку педагогов к овладению новыми способами оценки образовательных результатов обучающихся.

Следует обеспечить переход от системы массовой подготовки учителя-предметника к реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся; более широкое использование современных информационно-коммуникационных технологий обучения. Особую роль в данных мероприятиях должны сыграть практикующие педагоги и учителя, участвовавших в апробации ФГОС начального общего образования, которых следует привлечь к преподаванию в педагогических колледжах и вузах.

В то же время в этих условиях управление качеством педагогического образования необходимо осуществлять на основе постоянного анализа актуального состояния системы общего и профессионального образования, которая является заказчиком педагогических кадров, и прогнозирования возможных вариантов ее развития. Особое внимание следует уделить мониторингу качества педагогических кадров как основанию для его корректировки с учетом требований общества к образованию в условиях стремительно развивающейся информатизации и технологий.

Модернизация региональной системы по-

вышения квалификации и переподготовки педагогических работников - еще одно направление для модернизации педагогического образования региона. Модернизация данной системы должна быть направлена на решение следующих задач: создание системы повышения квалификации, ориентированной на индивидуальные образовательные программы; формирование сети ОУ - инновационных (стажировочных] площадок, принимающих на стажировку руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений; переход на принципы персонифицированного финансирования повышения квалификации; обеспечение опережающей подготовки профессорско-преподавательского состава вузов и колледжей, повышение квалификации преподавателей педагогических вузов и колледжей в виде стажировок в ведущих научно-образовательных центрах России, изучение передовых технологий высшего образования в ведущих педагогических университетах России.

Внедряемые механизмы должны обеспечить повышение квалификации педагогов в зависимости от условий профессиональной деятельности и решаемых задач, а не только от «календарных обязательных сроков повышения квалификации». Особое внимание следует уделить стажировкам уже работающих педагогов, которые должны проводиться на базе ОУ, реализующих инновационные программы и имеющих положительные признанные результаты [1].

Предстоит обновить и механизмы финансирования образовательных услуг. Средства на повышение квалификации должны предоставляться коллективам ОУ на принципах подушевого финансирования с предоставлением возможности выбора ими программ и учреждений повышения квалификации.

Однако существенно изменить систему педагогического образования, обновить ее структуру и повысить эффективность нельзя без изменения статуса самого педагога. Соответственно, создание стимулов для повышения престижа учителей и обеспечения постоянного роста уровня их квалификации - еще одно направление в процессе модернизации регионального педагогического образования, при этом не менее важное.

В последнее время значимость данного направления не вызывает сомнений и уже принимаются меры для поддержания престижа труда учителя, но эти процессы должны опираться в первую очередь на продуктивную и эффективную деятельность самих педагогических ра-

ботников. Наряду с этим предстоит дальнейшее совершенствование механизмов финансирования ОУ и систем оплаты труда, обеспечивающих зависимость заработной платы учителей от их квалификации и качества работы. Позитивные изменения, связанные с введением новых систем оплаты труда учителей, нуждаются в дальнейшем развитии.

Еще один шаг в этом направлении - обновление механизма аттестации педагогов. Учитывая постоянное обновление образовательных технологий и средств обучения, аттестация должна предполагать периодическую процедуру подтверждения соответствия занимаемой должности, необходимого для осуществления профессиональной педагогической деятельности. Следует обновить как требования к подготовке, так и должностные обязанности учителя. Профессиональные стандарты и квалификационные характеристики педагогов должны предполагать владение компетентностями, необходимыми для реализации образовательных стандартов нового поколения.

Повышение социального статуса педагогических работников должно основываться на совершенствовании системы социальной поддержки субъектов воспитательно-образовательного процесса; формировании позитивного образа учителя в общественном сознании, привлечении молодых специалистов для работы в образовательных учреждениях области. Следует продолжать практику разработки и внедрения социальных гарантий обучающимся и работникам системы непрерывного педагогического образования; введения стимулирующих форм оплаты труда работников системы педагогического образования,

Таким образом, проведенный анализ позволяет определить основные тенденции развития и модернизации системы педагогического образования региона:

создание современной системы непрерывного образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, обеспечение ее инновационного характера;

организация образовательного маркетинга, ориентирующего подготовку на обучение по педагогическим специальностям, соответствующих потребностям современной экономики и обеспечивающих конкурентоспособность педагогического работника на рынке труда;

повышение качества педагогического образования, конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников педагогических учебных заведений;

создание прозрачной объективной системы оценки образовательных достижений обучающихся, изучение и внедрение в профессиональную деятельность педагогов методик по применению данных систем оценки;

внедрение современных форм мониторинга качества образования на всех ступенях и уровнях системы непрерывного педагогического образования, развитие общественного участия и участия работодателей в управлении качеством педагогического образования;

продолжение развития системы социального партнерства учреждений педагогического образования за счет расширения круга заинтересованных в сотрудничестве государственных и частных учреждений, организация их сетевого взаимодействия;

повышение статуса педагогических колледжей как многоуровневых, многофункциональных и многопрофильных учебных заведений, создание правовых условий и разработка механизмов управления для эффективного функционирования и развития учреждений на качественно новом уровне.

Представленные положения являются результатом исследования, проведенного сотрудниками ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», а также представителей ОУ ПО, осу-

ществляющих подготовку педагогов, - ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж», «Ан-жеро-Судженский педагогический колледж», «Новокузнецкий педагогический колледж № 2». Выделенные проблемы и тенденции указали на необходимость существенных изменений в подходах к профессиональной подготовке педагогов, совершенствования мер по созданию стимулов для повышения престижа учителей и обеспечения постоянного роста уровня их квалификации, разработки комплексных программных мероприятий, ориентированных на скорейшее выполнение. Предложенные рекомендации легли в основу раздела региональной программы развития профессионального образования Кемеровской области, что подтвердило их своевременность и обоснованность.

1. Вавилова Л. Н., Панина Т. С. Состояние и перспективы развития современного педагогического образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2011. - № 2(4). - С. 45-51.

2. Выступление на круглом столе в комитете по образованию Госдумы «О развитии педагогического образования» редакция ж-ла «Ректор вуза» // Ректор вуза. -2009. - № 1 - С. 11

3. Инновационное развитие образования - основа повышения конкурентоспособности России: Доклад на заседании Государственного совета «О развитии образования в Российской Федерации» 24 марта 2006 года. - Режим доступа: Иар://агсЬме. kremlin.ru/text/appears 2/2006/0з/24/104571/БЬЛт1.

4. О педагогических кадрах общеобразовательных учреждений в Российской Федерации: Справочные материалы к заседанию Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации 16 февраля 2010 г. - Режим доступа: http:mon.gov.ru/files/materials /6715/10/02/16-os-spr.pdf.

5. Программа модернизации системы педагогического образования в кемеровской области на 2012-201з годы: стчет о НИР (заключ.) / ГОУ «КрИрПО»; рук. Т. С. Панина. - Кемерово, 2011. - 276 с.

УДК / UDC Т. В. Лучкина, кандидат педагогических наук, доцент

37(1-87) Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического

университета им. Н. Г. Чернышевского, г. Чита, Россия, [email protected]

Tatiana Luchkina, PhD in Pedagogy, associate professor, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N. G. Chernyshevsky, Chita, Russia, [email protected]

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПОСРЕДСТВОМ НАСТАВНИЧЕСТВА:

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

improving novice teachers’ professional competence through mentoring: international experience

Анализ международных исследований показывает, что успехи в развитии образования зависят от качества подготовки учителей. Значимым элементом в подготовке начинающих учителей является Программа вхождения в профессию, реализация которой предусматривает оказание поддержки учителям посредством наставничества. Статья посвящена

выявлению возможностей наставничества в повышении профессиональной компетентности начинающих учителей. Обсуждаются подходы к понятию «наставничество», раскрываются типы наставничества, анализируются формы организации наставничества и выявляются функции наставника как консультанта, партнера и коуча. Дается обзор успешных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.