Научная статья на тему 'Модернизация высшего педагогического образования в регионе: социологический анализ'

Модернизация высшего педагогического образования в регионе: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЫНОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / MODERNIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION / REGIONALIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION / PEDAGOGICAL LABOUR MARKET / CONTINUING EDUCATION / EDUCATIONAL PEDAGOGICAL COMPLEXES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Засыпкин Владислав Павлович

В статье обсуждается проблема модернизации педагогического образования в региональном аспекте. На основе социологического анализа оценены перспективы и предложены пути модернизации педагогического образования в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of the pedagogical education in the region: sociological analysis

The problem of modernization of the pedagogical education is raised up in the article. The specific of educational situation as a factor of higher education modernization is shown on the regional material. Basing upon sociological analysis the problems are defined, the prospects are estimated, the ways of regional education modernization are suggested.

Текст научной работы на тему «Модернизация высшего педагогического образования в регионе: социологический анализ»

с N

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В.П. ЗАСЫПКИН, доцент, проректор по научной работе Сургутский государственный педагогический университет

Модернизация высшего педагогического образования в регионе: социологический анализ

В статье обсуждается проблема модернизации педагогического образования в региональном аспекте. На основе социологического анализа оценены перспективы и предложены пути модернизации педагогического образования в регионе.

Ключевые слова: модернизация педагогического образования, регионализация педагогического образования, рынок педагогического труда, непрерывное образование, образовательные педагогические комплексы.

Под модернизацией педагогического образования мы будем понимать такую системную и структурную перестройку данного института, которая позволила бы готовить для системы образования кадры новой формации, способные работать в ней на новом качественном уровне. При этом модернизация должна обеспечить открытость педагогического образования не только для системы образования в целом, но и для всего общества, что предполагает социальную ответственность его субъектов. Модернизация педагогического образования предполагает глубокое обновление ставших привычными подходов и механизмов подготовки работников для сферы образования с учетом усложнения и дифференциации труда педагогического работника, вызванных требованиями современного общества, также переживающего процессы модернизации.

Институциональная перестройка системы педагогического образования должна соотноситься поэтому как с задачами данного вида образования в общей структуре профессионального образования, так и с особенностями регионов нашей страны в социологическом смысле. В частности, правильное понимание статуса педагогического образования предполагает его рассмотрение в масштабах не только страны, но и отдельных регионов. Такой подход к изу-

чению процессов модернизации вызван политикой регионализации многих сфер деятельности российского общества, в том числе образования в целом и педагогического в особенности (к примеру, ряд педагогических вузов находится не на федеральном, а на региональном финансировании). Поскольку политика регионализации неизбежно ведет к перераспределению функций, ресурсов, результатов деятельности в пользу регионов, постольку ответственность за модернизацию педагогического образования в значительной степени возлагается на регион как самостоятельный субъект хозяйствования. Конечным результатом модернизации должно стать повышение его эффективности, трактуемой в широком социально-экономическом и культурно-нравственном диапазоне [1].

В качестве непосредственного объекта социологического исследования педагогического образования в данной статье взят Ханты-Мансийский автономный округ -Югра. Он интересен в контексте нашей темы по нескольким причинам.

Во-первых, в ХМАО-Югре достаточно молодая система высшего педагогического образования - ей не более 15 лет. Стало быть, традиции такой системы только начинают складываться и есть благодатная почва для реализации процессов модернизации.

Во-вторых, высшее педагогическое образование в регионе достаточно интенсивно развивается, что объясняет его открытость инновациям. Лидером инноваций в сфере педагогического образования в регионе является Сургутский государственный педагогический университет.

В-третьих, выделяемые финансовые ресурсы на образование в регионе превышают общероссийские, что служит надежным базисом для эффективной реализации процессов модернизации педагогического образования.

В-четвертых, образовательная ситуация в нашем регионе обусловлена целым рядом факторов, среди которых географические, демографические, социально-экономические. Без учета их особенностей невозможно осмыслить специфику модернизации системы педагогического образования в регионе, поскольку кадры учителей готовятся именно для нее.

Географические особенности округа заключаются в транспортной изолированности части территорий автономного округа, их разбросанности и отдаленности друг от друга. Сообщение между населенными пунктами летом осуществляется водным транспортом, зимой - автомобильным по зимникам, а в период межсезонья возможно только воздушное транспортное сообщение. Несомненно, это накладывает отпечаток на специфику организации системы образования: ее характерной особенностью является сеть малокомплектных образовательных учреждений с числом учащихся менее 100 человек.

В целом социально-культурная инфраструктура не только отдаленных территорий, но и крупных городов округа не обеспечивает в полной мере потребности населения округа в квалифицированных кадрах.

Демографическая ситуация в округе обусловлена двумя самостоятельными процессами. С одной стороны, это естественное увеличение прироста населения округа за счет рождаемости, с другой - миграция населения в регион. Несмотря на снижение

показателей последней по сравнению с естественным приростом населения, миграция населения остро поставила вопрос культурной и социальной адаптации присутствующих в регионе представителей разных национальностей. Количество детей мигрантов дошкольного и школьного возраста, для которых русский язык не является родным, увеличивается в школах округа с каждым годом. Уже в ближайшие годы эти дети могут составить группу риска по школьной дезадаптации. Образование оказалось не готовым к работе с такими детьми, отсутствует система их обучения и адаптации в детских садах, общеобразовательных учреждениях. Бездействие в этом направлении может привести к обострению социальных проблем, снижению успеваемости учащихся, конфликтам на национальной почве.

Другой проблемой является отток молодежи на постоянное место жительства в иные регионы России, а также внутренняя миграция в округе, причины которых - невостребованность многих профессий, сокращение производства, повышение уровня безработицы. Названные проблемы объективно ставят вопрос сохранения че-ловеческихресурсов на территории округа и целесообразности финансовых вложений в образование людей с так называемым «временным » пребыванием. Для округа характерна относительно молодая возрастная структура населения (население трудоспособного возраста составляет более 70%). При этом наблюдается стабильный рост числа детей в возрасте от 1 до 6 лет, что уже усугубило проблему дефицита мест в детских садах [2]. Такая ситуация спровоцировала рост количества неорганизованных детей дошкольного возраста. Необеспеченность нуждающихся в дошкольных образовательных учреждениях влечет за собой нарушение прав ребенка на доступное дошкольное образование и, как следствие, ведет к неравенству стартовых возможностей детей для поступления в начальную школу.

При этом, как результат демографического кризиса, наблюдается уменьшение численности детей школьного возраста, что обусловливает необходимость организационных изменений сети школ, принятие мер, связанных с возможным сокращением числа педагогов и пр. Учитывая вероятный прирост детей школьного возраста через несколько лет, ситуация с общеобразовательными учреждениями рискует повторить сегодняшнюю с детскими садами. Все это, так или иначе, требует учета при планировании развития педагогического, прежде всего высшего, образования.

Социально-экономические особенности. Для экономики автономного округа характерны:

• неравномерность экономического развития территорий;

• сильные отраслевые контрасты в уровне оплаты труда работников бюджетной сферы и предприятий нефтедобывающих отраслей;

• значительные территориальные контрасты в уровне жизни населения;

• монопрофильность большинства экономик городов и поселков;

• концентрация привлекательных рабочих мест в сфере нефтедобычи, где количество их ограничено.

Органами управления образования территорий ведется работа по развитию партнерства с предприятиями. Последние поддерживают социальные и образовательные проекты, но до сих пор отсутствует системный заказ на профессиональное педагогическое образование, слабо распространяется опыт социальных практик и привлечения специалистов для осуществления профильного обучения.

Актуальная проблема для педагогического образования в округе - создание условий для интеграции в систему образования детей с особыми образовательными потребностями. Так, социальные исследования констатируют рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, нуждающихся в специ-

альном коррекционном образовании. Поэтому системой образования автономного округа востребованы специалисты в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики. Вообще проблема здоровья подрастающего поколения в округе стоит очень остро. Высокий уровень заболеваемости детей обусловлен как природными причинами, прежде всего - сложными климатическими условиями, таки социальными факторами, например двух- и трехсменной работой школ.

Перечисленные проблемы накладывают отпечаток на вектор модернизации педагогического образования.

Основные приоритеты в развитии высшего педагогического образования в регионе были заложены и реализованы в рамках окружной программы развития профессионального образования в 19972000 гг., стержневой идеей которой была задача формирования целостной сбалансированной системы учебных заведений различных уровней, профилей и направлений, отвечающих потребностям региона. В результате регион был разделен на три образовательных округа (Ханты-Мансийский, Сургутский, Нижневартовский). Это позволило существенно упорядочить аналитическую систему формирования собственной инфраструктуры региона и вести его мониторинг. Однако данное нововведение на этом и завершилось. Сегодня оно совершенно не используется региональной властью как инструмент модернизации профессионального образования и не учитывается при реализации государственной социальной политики в сфере высшего профессионального образования.

Особую роль в стратегии модернизации педагогического образования играет процесс интеграции средних специальных и высших учебных заведений по модели «колледж - вуз». Однако сеть вузов региона не обеспечивает реальной преемственности образовательных программ педагогического образования, что ограничивает мобиль-

ность студентов и преподавателей и не создает конкурентоспособной среды. Тем не менее мы считаем, что данное направление модернизации недостаточно оценено и ему несправедливо не уделяется необходимого внимания. Этот вектор модернизации, по нашему мнению, может способствовать зарождению в округе системы непрерывного педагогического образования, определяемой региональными потребностями. Кроме того, развитие такого рода интеграции привело бы к расширению и качественным изменениям поля профессиональной деятельности педагога, его ролевых функций.

Формирование на этой основе образовательных педагогических комплексов по вертикали - это перспективный путь решения целой серии проблем, связанных с модернизацией педагогического образования. Включение в комплекс учреждений среднего специального образования позволит поднять престиж выпускников колледжа и наметить перспективуихпрофессиональ-ного роста, а интеграция в комплекс общеобразовательных учебных заведений - профессионально ориентировать школьников и обеспечить качественный набор в вузы на педагогические специальности. Наконец, включение в комплекс филиалов института повышения квалификации логично продолжит профессиональный рост педагогов. В настоящее же время логика этого процесса, к сожалению, нарушена, а связи разорваны.

Социологический анализ позволяет выделить несколько негативных тенденций, под действием которых развивается рынок педагогического труда в автономном округе:

• отсутствие научно обоснованного прогноза потребности педагогических кадров в условиях стратегического планирования отдельных территорий, городов и округа в целом;

• структурное уменьшение количества школьников по возрастам (неблагоприятная демографическая ситуация) и, как следствие, временное уменьшение потребности в педагогических кадрах;

• чрезмерная учебная нагрузка учителей;

• катастрофическое старение педагогических кадров.

При этом ситуация усугубляется процессами «филиальной колонизации» округа, агрессивной коммерческой политикой филиалов и слабой реализацией принципа интегрированности образовательной подготовки, включая недостаточное развитие системы сквозных образовательных программ в вертикали «педагогический колледж - педагогический вуз ».

На этом фоне в русле общероссийской политики укрупнения вузов наметились тенденции сокращения и слияния государственных вузов, находящихся на территории ХМАО-Югры. В этом уже необратимом и для региона, и для России процессе первое место отводится учреждениям педагогического образования. Между тем, учитывая в целом нормальную демографическую ситуацию в ХМАО-Югре и объективную потребность в педагогических кадрах, данное решение для региона не представляется логичным.

Суть происходящих изменений, кратко говоря, заключается в том, чтобы подготовкой педагогических кадров стали заниматься практически все учреждения высшего профессионального образования. В основном это классические и педагогические университеты и институты, а в системе среднего профессионального образования - педагогические колледжи и училища. В стране существует также целая сеть институтов повышения квалификации работников образования. Но если раньше подготовка специалистов была привязана к типу образовательного учреждения, то сегодня любой вуз, независимо от его специализации, может реализовывать соответствующие образовательные программы. Кроме того, количество типов образовательных программ педагогической направленности стало значительно больше. Несомненно, такие изменения в системе подготовки педагогических кадров - значительный шаг вперед

в деле её модернизации. Однако все это происходит на фоне сокращения педагогических вузов...

Педагогическая общественность это видит, но, к сожалению, отмалчивается. Отчасти такое поведение можно понять и объяснить: гораздо престижнее выглядит вывеска классического университета, чем педагогического института или даже университета. Но здесь возникает вопрос: а действительно ли такие нововведения решат ключевые проблемы в педагогическом образовании? Ведь, несмотря на увеличивающийся выпуск специалистов с педагогическим образованием, в школах наблюдается дефицит учительских кадров, остро стоит проблема их омоложения.

Другой важной проблемой является качество подготовки будущих учителей и преподавателей. Логично возникает еще один вопрос: а пойдут ли в школу выпускники-бакалавры классических университетов? Он не лишен основания. Так, например, в Чехии уже столкнулись с подобной проблемой:степень бакалавра в области педагогики до сих пор не смогла утвердиться на рынке труда [3], а выпускники с такой степенью могут работать в школах только как помощники преподавателей. Помощники, в свою очередь, считаются в школах недостаточно квалифицированными работниками, так как

Удовлетворенность ирофеч

право на преподавание в Чехии имеют только магистры.

Как отреагирует на бакалавров российский рынок педагогического труда, остается только догадываться. Исследования показывают, что мы к таким переменам не готовы и ничего не делаем для того, чтобы как-то изменить ситуацию. Так, например, социологические исследования, проводимые в отдельных городах, показывают, что до 33% абитуриентов вообще не информированы о том, кто такой бакалавр [4].

Действительно ли смена вывески сразу или постепенно, но улучшит качество подготовки педагогов? Только ли педагогические вузы ответственны за возникновение сложившейся ситуации? Ответ на последний вопрос очевиден. В последние 20 лет, когда практически все вузы взялись за подготовку учителей и преподавателей, едва ли справедливо предъявлять претензии только педагогическим вузам.

Как показывают наши исследования \ разочарования в процессе обучения в педагогическом вузе студенты не испытывают. Тем не менее наблюдается тенденция выбора неоднозначных ответов: «Скорее да» или «Скорее нет», или «Затрудняюсь ответить ». Например, об удовлетворенности профессиональной подготовкой в педагогическом вузе свидетельствуют высказывания более половины студентов (табл. 1).

Таблица 1

ональной подготовкой (%)

Отношение 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс 5-й курс

Я удовлетворен профессиональной подготовкой 23 23 10 37 15

Скорее удовлетворен 60 54 52 47 58

Я не удовлетворен профессиональной подготовкой 7 0 10 0 9

Скорее не удовлетворен 10 23 28 16 18

1 Здесь и далее приводятся данные трех авторских социологических опросов: студентов Сургутского государственного педагогического университета, проведенного осенью 2008 г. (п=316 человек); учителей ХМАО-Югры, проведенного зимой 2008 г. (15 территорий, выборочная совокупность составила 382 человека, ошибка выборки не превышает 5%); экспертов - работников управления образованием Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, руководителей различных образовательных учреждений автономного округа, проведенного осенью 2008 г. (п=65 человек).

Доля недовольных профессиональной подготовкой незначительна. Такие ответы встречаются на «кризисных» курсах: первом, третьем, пятом. В этом случае речь идет о пограничных периодах взросления и переосмысления студентами своих достижений, о более объективной оценке своих возможностей и желаний.

Удовлетворенность качеством подготовки в системе отечественного педагогического образования высказывают также подавляющее число учителей региона (82%), из них 38% удовлетворены полностью, 44% - частично. 6% выразили неудовлетворенность качеством подготовки, 12% затруднились с ответом.

Аналогичная тенденция наблюдается в ответах на вопрос о том, можно ли сегодня получить хорошее образование, обучаясь в педагогическом вузе. Большинство учителей (93%) положительно отвечают на этот вопрос. При этом позитивные мнения получают дополнительную детализацию. Так, 48% опрошенных считают, что в педагогических вузахуделяют внимание не только обучению, но и воспитанию. 30% положительно ответивших на вопрос полагают, что качество такого образования зависит в первую очередь от самого студента. Только 9% учителей возлагают ответственность на преподавателей вуза. 11% ответивших, тем не менее, считают, что недостатком педагогического образования является его ограниченность учительской подготовкой. «Ложку дегтя в бочку меда» добавили 2% учителей, давшие отрицательный ответ на вопрос о качестве образования в педагогическом вузе.

Отвечая на вопрос анкеты: «Если бы Вы услышали, что кто-то сказал: «Педагогические вузы исчерпали свой потенциал. Полноценного учителя надо готовить в классическом университете », как бы Вы отреагировали?», - с утверждением согласились 4% учителей, не согласились 56%, затруднились ответить 40% учителей. Ответы учителей показывают, что в социально-профессиональном сообществе проис-

ходит переосмысление роли и функций педагогического образования. Именно так можно интерпретировать реакцию 40% затруднившихся с ответами.

Сегодня назвать педагогическое образование стройной системой едва ли возможно по нескольким причинам.

Во-первых, отсутствуют единые стандарты переподготовки педагогов. Переподготовка и повышение квалификации педагогов не встроены в единую систему подготовки педагогических кадров.

Во-вторых, в современных стандартах специалитета, связанных с подготовкой педагогических кадров, просматривается явная двойственность требований к педагогической профессии (учитель - преподаватель).

В-третьих, отсутствует преемственность в образовательных программах педагогического образования различных уровней. Если сегодня государственные стандарты среднего и высшего педагогического образования в той или иной мере соотносимы, то с переходом на бакалавриат образовательные программы среднего профессионального педагогического образования станут тупиковыми, поскольку программы бакалавров имеют другую идеологию и никак не совместимы с последними. Это означает, что педагогические колледжи, став частью университетских комплексов, будут привлечены к подготовке бакалавров, которая приведет в итоге к вымыванию и среднего педагогического образования.

В целом основные проблемы, на фоне которых потребность в модернизации педагогического образования становится актуальной, заключаются в следующем:

• в образовании идет непрекращающийся процесс реформирования «сверху», начавшийся в 1990-е гг.;

• проводящиеся реформы с самого их начала затрагивают федеральные и региональные интересы. Это связано с тем фактом, что изначально был запущен механизм децентрализации в федеральной и региональной образовательной политике;

• в этих условиях главным механизмом должна стать согласованность всех уровней управления образованием;

• муниципальный уровень управления не просто не учитывается в модернизации педагогического образования, он фактически исключен из этого процесса, что, несомненно, создает значительные сложности во взаимодействии муниципалитетов и педагогических вузов;

• современное образовательное законодательство исключает участие общественных объединений преподавателей и учителей в модернизации системы подготовки педагогических кадров;

• усиление управленческой вертикали, реализующееся в последнее время, не исключает, а, наоборот, предполагает внедрение на региональном уровне механизмов общественно-государственного управления; однако в связи отсутствием соответствующего опыта регионы вынуждены идти в этом направлении методом проб и ошибок.

Оценивая перспективы модернизации педагогического образования, 52% опрошенных нами учителей считают, что большинство педагогических вузов вполне способны выполнять требования общества к «новому учителю ». С ними не согласны 30% педагогов, на их взгляд, далеко не все вузы готовы к реализации такого социального заказа. 5% отрицательно настроенных учителей полагают, что на это способны единичные вузы страны. 13% учителей затруднились выразить свое мнение по поводу перспектив модернизации педагогического образования.

Интересна позиция учителей по поводу привлечения в сферу образования непедагогических работников. 75% ответивших считают такое нововведение способствующим модернизации, 43% думают, что приток таких специалистов положительным образом повлияет на перемены в сфере образования. 57% поддержавших идею, тем не менее, уверены, что таких желающих

будет немного. 25% опрошенных учителей не поддерживают эту идею, причем более половины из них (60%) уверены, что с приходом таких людей в образование ничего кардинально не изменится. По мнению 40% из числа отрицательно ответивших (или около 11% от всех опрошенных), это только ухудшит ситуацию в образовании.

Политика в сфере модернизации педагогического образования понимается учителями как ответственность, разделенная между ключевыми уровнями управления. При этом ответственность муниципального и регионального уровня суммарно оценивается значительно выше, чем федерального.

Проведенные опросы экспертов в основном перекликаются с мнением учителей. Эксперты не согласились с утверждением о том, что педагогические вузы исчерпали свой потенциал. В частности, аргументируя свои ответы, они отмечали, что «полноценного учителя можно и нужно готовить в педагогическом вузе », так как университет дает только «общее представление о педагогической деятельности », а педвуз «обучает специфике на достаточно высоком уровне ». Говоря о передаче функций педагогических вузов классическим университетам, эксперты делают вывод, что разрушение системы педагогического образования отрицательно скажется на всей системе образования. Что касается мнения о неспособности педагогических вузов готовить полноценного педагога, то абсолютно все эксперты заметили, что данное высказывание «не подкреплено практическими результатами» и что «легче ломать, чем строить ». Однако в ответах экспертов звучала также определенная критика в адрес системы, в частности, отмечалось, что «большинство педвузов, став университетами, дают образование не только по педагогическим специальностям, что размывает их специализацию, и они в результате дают подготовку, мало чем отличающуюся от классической университетской».

Важным вопросом модернизации педагогического образования становится опти-

мизация сети его учреждений. Высказываясь относительно образовательного и научного потенциала институтов повышения квалификации учителей, эксперты пришли к заключению о необходимости «сплоченного тандема» в деле подготовки, переподготовки и повышения профессиональной компетентности учителя. Главное, по мнению экспертов, - чтобы такой процесс был непрерывным. Обеспечить его непрерывность могут как раз институты повышения квалификации педагогических работников, являющиеся важным звеном в системе их подготовки.

Эксперты - представители вузов положительно воспринимают идею создания вертикальных отраслевых комплексов в сфере педагогического образования, считая, что подобные комплексы могут быть использованы в роли дополнительного фильтра для отбора и дальнейшей специализации профессионально-ориентированных учащихся. Те эксперты, которые высказывали отрицательное отношение к подобным изменениям, аргументируют свою позицию чрезмерным количеством инноваций, которые заполонили современную систему образования.

Что касается перехода на двухуровневую систему («бакалавр - магистр») в системе педагогического образования, то мнения экспертов здесь склонились в сторону отрицательных либо неоднозначных оценок. Только менее одной пятой части экспертов отнеслись положительно к двухуровневой системе (табл. 2).

Эксперты, выразившие неоднозначное отношение, опасаются, что у большинства

студентов возникнут затруднения в получении второго уровня образования. Снижение для основной массы студентов доступности получения магистерской степени усилит процессы расслоения и неравенства среди выпускников и учителей, что создаст дополнительные проблемы. Среди оценок экспертов имеются и явно отрицательные: «бакалавр - это фактически недоспеци-алист, он мало востребован рынком труда »; «подобную систему отечественное образование переросло, возвращаться к ней нецелесообразно »; «какой же директор согласится взять на работу бакалавра - полу- и недоспециалиста »; «вообще отрицательно отношусь к этому нововведению».

В результате проведенного анализа ситуации в педагогическом образовании в ХМАО-Югре и с учетом оценки его перспектив модернизация педагогического образования, по нашему мнению, должна быть направлена на:

■ разработку нормативно-правового сопровождения нововведений в системе образования и повышение организационно-координирующей роли федеральных и региональных ведомств;

■ построение цельной системы педагогического образования через создание регионального центра подготовки педагогических кадров на базе Сургутского государственного педагогического университета;

■ разработку государственных и рыночных механизмов регулирования подготовки специалистов для системы образования, позволяющих управлять распределе-

Таблица2

Оценка экспертами двухуровневой системы высшего педагогического образования (%)

Категория / оценка Положительно Отрицательно Неоднозначно

Эксперты Департамента Тюменской обл. 13 40 47

Эксперты Департамента ХМАО-Югры 17 43 40

Вузовская администрация 18 50 32

нием выпускников в соответствии с потребностями рынка труда;

■ разработку системы трудоустройства выпускников педагогических вузов;

■ устранение усиливающегося разрыва между содержанием, результатами педагогического образования и потребностями общества завтрашнего дня.

В этой связи предлагаются следующие направления модернизации педагогического образования в регионе.

• Разработка стратегии развития и модернизации педагогического образования в регионе.

• Расширение общественного участия в управлении образованием вообще и педагогическим образованием в особенности (создание общественных ассоциаций, объединений учителей, их участие в оценке деятельности образовательных учреждений, в выработке рекомендаций для вузов, школ при широком обсуждении, в разработке моделей специалиста с педагогическим образованием и т.д.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Направленность усилий профессиональной общественности на разработку и реализацию стратегии развития педагогического образования.

• Создание условий для удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей личности.

• Внедрение механизмов стимулиро-

вания педагогов всех уровней образования к творческому подходу к работе.

• Развитие системы региональной оценки качества образования.

• Ориентация на конечный результат и личный вклад педагога.

• Широкое использование в системе педагогического образования и переподготовки информационных и дистанционных технологий.

• Создание региональных информационных ресурсных центров педагогической переподготовки и повышения квалификации.

Литература

1. Зборовский Г.Е. Социальная эффективность модернизации российского образования: ожидания и реальность // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры и образования: Материалы международной конференции. В 3 т. Т. III. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. С.126-130.

2. См.: Официальный сайт Департамента об-

разования и науки ХМАО-Югры. URL: www.doinhmao.ru

3. Яникова Я. Болонский процесс и педагоги-

ческое образование в Чехии // Высшее образование в России. 2009. №9. С. 132-137.

4. Ендовицкий Д.А. Анализ предпочтений

выпускников школ при выборе профессии // Высшее образование в России. 2009. №6. С. 117-122.

ZASYPKIN V. MODERNIZATION OF THE PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE REGION: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The problem of modernization of the pedagogical education is raised up in the article. The specific of educational situation as a factor of higher education modernization is shown on the regional material. Basing upon sociological analysis the problems are defined, the prospects are estimated, the ways of regional education modernization are suggested.

Keywords: modernization of pedagogical education, regionalization of pedagogical education, pedagogical labour market, continuing education, educational pedagogical complexes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.