Научная статья на тему 'Подготовка педагогических кадров для развития региональных инновационных процессов в образовании'

Подготовка педагогических кадров для развития региональных инновационных процессов в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ИННОВАЦИОННОЕ ПОЛЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / REGIONAL INNOVATIVE PROCESSES / TEACHING STAFF / INNOVATIVE FIELD / PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яркова Татьяна Анатольевна

В данной статье рассматривается аспект исследования региональных инновационных процессов в образовании и их влияние на содержание педагогического образования в подготовке кадров для региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training the teaching staff for development of regional innovative processes in education

The paper discusses the study of regional innovative processes in education and their impact on the contents of pedagogical education in the process of staff training for the region

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогических кадров для развития региональных инновационных процессов в образовании»

Т. А. Яркова

(Тобольск)

Подготовка педагогических кадров для развития

РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ

В данной статье рассматривается аспект исследования региональных инновационных процессов в образовании и их влияние на содержание педагогического образования в подготовке кадров для региона

Решение проблемы качественной подготовки педагогических кадров ориентирует на повышенное внимание к состоянию и потребностям реальных участников инновационных процессов в образовании конкретных территорий. Как отмечает И. М. Голова, это помогает избавиться от доминирующего сегодня абстрактно-упрощенного представления о возможностях и методах управления инновационной деятельностью в стране (регионе], увидеть проблему во всей многогранности и перейти на системные позиции при выработке решений по построению инновационной экономики в РФ [2].

Современное состояние и уровень развития научно-инновационной сферы в России предполагает государственную поддержку и регулирование инновационных процессов в рамках научно-инновационной политики. Региональная научно-инновационная политика, как составная часть государственной, также предполагает формирование мер поддержки и развития инноваций.

При этом на федеральном уровне решаются следующие задачи: законотворческая деятельность; поддержка инновационных проектов, имеющих стратегическое для страны значение; долевое финансирование региональных научно-инновационных проектов; создание государственных органов поддержки научно-инновационной деятельности и другие.

На региональном уровне эти задачи федерального уровня конкретизируются: стратегическое и оперативное (в рамках своей компетенции] управление научно-инновационной сферой; финансирование региональных научно-инновационных проектов; поддержка инновационно-активных учреждений; привлечение внутренних и внешних инвестиций в инновационные проекты; налаживание

внутренней и внешней кооперации и другие. В соответствии с федеральными правовыми актами на региональном уровне принимаются соответствующие документы.

Анализ федеральных и региональных документов в области науки и инноваций показывает, что они ориентируют в основном на регулирование отношений в сфере новых промышленных и наукоемких технологий. Вместе с тем проблема организации и управления педагогическими исследованиями изучена слабо. Образование и наука в области образования «выпали» из перечня приоритетных направлений фундаментальных исследований, что не может не тревожить научное педагогическое сообщество. Конечно, приоритетный национальный проект «Образование», образовательная инициатива «Наша новая школа», «Дорожная карта» предусматривают меры по поддержке инновационных процессов в образовании, но вынесенные за рамки общих приоритетных направлений эти меры в большей степени ориентированы на прикладные аспекты и не предусматривают фундаментальных педагогических исследований, а также учета их результатов в профессиональном педагогическом образовании.

Стратегические задачи развития образования, поставленные государственными нормативными документами, требуют определения тактических и оперативных задач по их реализации на региональном, муниципальном и локальном уровнях. Особенности определения и реализации задач зависят от того научно-образовательного пространства, в котором осуществляется образовательная и научная деятельность.

Тюменский регион является одним из лидеров в РФ по развитию образования и инновационных процессов в образовании. При оценке пространства педагогических иссле-

дований региона следует учитывать: состояние инновационной образовательной системы региона; состояние социально-экономической среды, в которой функционирует инновационная система, в части воздействия этой среды на инновационные процессы. При этом оценка состояния инновационной образовательной системы региона дает представление о достигнутой степени развития и эффективности функционирования инновационной системы региона и ее элементов, а оценка состояния среды, в которой она функционирует, характеризует благоприятность общей социально-экономической ситуации в регионе для реализации инновационной парадигмы.

Как показывает анализ статистических материалов, основное противоречие инновационного развития региона заключается в наличии достаточно развитой научной базы, значительного числа преподавателей и учреждений, осуществляющих подготовку научно-педагогических кадров при остающемся низком спросе на инновации в образовательных учреждениях. На это же оказывает влияние неравенство, обусловленное географическим положением, что тесно связано с социальным и экономическим неравенством, с различиями в условиях жизни в городе и в сельской местности, с этнической и языковой принадлежностью, народонаселением. Вследствие этого сегодня в регионе в инновационную деятельность включились пока еще не все образовательные учреждения. Значительное число экспериментальных площадок находится в Ямало-Ненецком автономном округе. Большую роль в развитии инновационных процессов в образовании в этом округе играет Ямало-Ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования (ЯНОИПКРО). Работники ЯНОИПКРО курируют экспериментальную работу всех образовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа. Положительный опыт в пропаганде и развитии инновационной деятельности накоплен и в Ханты-Мансийском автономном округе (Югре), где инновационной деятельностью охвачены все звенья системы образования. Планомерная работа в этом направлении проводится и Тюменским областным государственным институтом регионального развития образования. При непосредственном участии сотрудников ТОГИРРО в последние годы на базе образова-

тельных учреждений Тюменской области была проведена учеба руководителей образовательных учреждений различных регионов РФ, педагогов региона.

Опыт показал, что в развитии инновационной активности регион обладает значительным потенциалом, но он пока востребован не в полной мере. Причины этого, на наш взгляд, видятся в следующем: недостаточная скоординированность педагогической науки и практики в образовательном пространстве региона; неоперативное реагирование науки на процессы, происходящие в обществе и образовании; нерациональность структуры педагогической науки вследствие разрушения элементов, обеспечивающих доведение научных разработок до практиков и др. Отсюда нечеткость в координации всех звеньев системы образования, когда профессиональное образование «запаздывает» в корректировке содержания подготовки педагогических кадров, отвечающего запросам общего образования [3].

Одной из проблем является то, что наука все еще отделена от практики. Нами проанализирована тематика около 200 исследовательских работ, выполненных в Тюменском регионе в последние годы. Анализ показал, что четко прослеживаются две основные линии в тематике исследований: поиск путей перестройки образовательного процесса (в большей степени - учебного] в разных типах образовательных учреждений и различные аспекты профессиональной подготовки будущего специалиста. Наибольшее количество исследований (25%) связано с подготовкой будущего учителя. На первый взгляд этот факт кажется отрадным, так как выпускник вуза должен быть готов к инновационной деятельности в школе. Но имеющийся опыт показывает, что значительное число работ по такой проблематике вызвано в первую очередь решением проблемы квалифицированных кадров в педвузах. Преподаватели разных кафедр избирают педагогическую тематику, так как в регионе имеются аспирантуры и советы по защите кандидатских диссертаций по педагогике. Также необходимо отметить, что проблемы, обозначенные в государственных документах, в тематике исследований представлены единичными работами: по организации педагогического процесса в сельской малокомплектной школе, по исследованиям в сфере воспитания школьников

(5%, в основном формирование гражданственности, духовности, толерантности и др.]; примерно 3% - это работы, связанные с организацией дополнительного образования, а также включением детей школьного возраста в педагогически организованные виды деятельности. Если учесть, что воспитание декларировано в настоящее время приоритетным направлением государственной политики в сфере образования, то такое положение с исследованиями требует корректировки направлений в научной деятельности.

Проведенный анализ позволяет обратить внимание на решение следующих взаимосвязанных задач: осуществить выбор перспективных направлений развития педагогической науки в регионе с учетом специфики научно-педагогического потенциала и имеющихся проблем развития регионального образования; выявить «узкие места» в организации педагогических исследований в региональной системе образования; включить в эти исследования будущих педагогов, тем самым обеспечивая их теоретическую и практическую подготовку к решению задач инновационного развития образования в регионе.

Для выявления наиболее острых проблем в системе образования Тюменского региона нами был проведен контекстный анализ результатов анкетирования (по методике С. Г. Вершловского], в котором приняли участие представители разных звеньев системы образования всех трех субъектов региона (Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО], Ямало-ненецкий автономный округ (ЯНАО], Тюменская область - Юг Тюменской области] [1]. Анализ анкет позволил выявить как частные, так и общие проблемы. К числу наиболее острых проблем в регионе респонденты отнесли следующие: управление качеством образования, в том числе детей из асоциальных семей и с низким уровнем развития, сельских школьников; формирование готовности к быстро меняющимся условиям социума; координация региональной, муниципальной и локальной систем образования; психолого-пе-дагогическое сопровождение родительского всеобуча; воспитание базовой культуры детей; дополнительное образование; обращается внимание и на вопросы управления и др. Были отмечены и проблемы, связанные со спецификой субъекта региона, например, респонденты из ЯНАО отмечали недостаточность внимания к исследованиям в области

формирования русской культуры в местах проживания малочисленных народов Севера.

Что касается педагогического образования, «то в нем на современном этапе, все больше и больше происходит дифференциация педагогического знания, педагогической науки, с одной стороны, а с другой стороны, происходят интеграционные процессы, процессы «сращивания» педагогического знания с другими отраслями научного знания» [4, с. 10]. Это в свою очередь оказывает влияние на содержание педагогической подготовки, выступает рычагом инновационных реформ в педагогическом образовании. О проблемах и обоснованиях образовательных реформ И. И. Соколова пишет: «Реформаторы педагогического образования во всем мире часто начинают работу с анализа неэффективных образовательных систем, методов, технологий. После изучения допущенных ошибок, обсуждения нескольких сценариев, выстраивается скорректированная линия реформ. Чаще всего задача подведения серьезной теоретической научной базы под реформами не ставится. В их основу закладывается какая-то одна методологическая или педагогическая концепция, в результате база реформ формируется стихийно. Не удивительно, что в мировой практике реформы педагогического образования есть путь подробного изучения реальной эффективной педагогической практики, в том числе в различных странах мира» [5, с. 32].

Для решения задачи инновационного развития образования и повышения качества профессиональной подготовки и переподготовки кафедрой педагогики и социального образования ТГСПА им. Д. Менделеева в регионе был организован и проведен дистанционный курс «Инновационные модели образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов, национальных образовательных проектов и инициатив» в объеме 200 часов, который рассматривается как курс обновления педагогического образования. Программа курса включала следующие разделы: «Инновационные процессы в современном образовании», «Исследовательская деятельность педагога в инновационном поле образования», «Организация исследовательской деятельности обучающихся», «Имиджевая составляющая инновационных процессов в образовании», «Исследования инновационного про-

странства, провидимые ФГНУ ИПООВ РАО». (Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева является экспериментальной площадкой Ин-статута].

Дистанционное обучение было организовано на основе использования среды Moodle и системы AdobeConnect. В работе курсов приняли участие разные категории слушателей: учителя школ г. Тобольска, Тобольского района, г. Нефтеюганска и п. Пойковский (ХМАО-Югра], аспиранты, магистранты и студенты - всего более 60 человек. Логическим завершением курсов стало проведение научно-методического дистанционного семинара «Проблемы современной школы в условиях реализации ФГОС». В рамках семинара со своими исследовательскими и инновационными проектами выступили учителя и школьники.

По оценкам участников курсов, особо привлекательным для них оказалась возможность освоения учебного материала в разных

форматах: видеолекции, традиционный текстовый формат, презентации. Особо востребованным оказался ресурс в виде видеолекций, поскольку он наряду с информационной включал эмоциональную составляющую, смысловые акценты, невербальные способы взаимодействия, то есть все то, что не передашь через текст.

Еще одной интересной оценкой результатов обучения на курсах стал так называемый эффект «профессионального вызова», которым мы обозначили появившееся у педагогов желание развивать свои знания, а также совершенствовать умения в освоении новых информационно-коммуникационных технологий.

Такой подход к организации обучения позволяет педагогам обмениваться инновационным опытом в региональном пространстве, а студентам и магистрантам - «встраиваться» в инновационное поле и определять ориентиры своего профессионального становления.

Литература

1. Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Контент-анализ в педагогическом исследовании: Учебное пособие. - СПб., 2007. - 72 с.

2. Голова И. М. Инновационный климат региона как условие социально-экономического развития : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Екатеринбург, 2008. - 45 с.

3. Яркова Т. А. Управление педагогическими исследованиями в контексте стратегических ориентиров образовательной политики региона // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе. - СПб.: УРАО ИПО, 2009. - С. 64-68.

4. Суртаева Н. Н. Вузовское образование в современном мире и место педагогического образования в нем // Специфика педагогического образования в регионах России. - Тюмень: СПб., 2012. - С. 8-10.

5. Соколова И. И., Сергиенко А. Ю. Компаративный анализ реформирования педагогического образования в развитых странах современного мира // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании (методологическая школа академика РАО А. П. Беляевой]. - СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. -С. 31-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.