Научная статья на тему 'Научно-исследовательская работа как условие подготовки учителя'

Научно-исследовательская работа как условие подготовки учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская работа как условие подготовки учителя»

В. КЛЮСОВА, доцент, проректор по учебной работе Н. ПРОМОТОРОВА, доцент, помощник ректора

Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева более девяноста лет готовил и продолжает готовить педагогические кадры для Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, которые территориально тяготеют к Тобольску и имеют с ним наиболее благоприятную схему сообщения (что немаловажно для северных территорий).

Одной изосновных задач образовательной деятельности института является создание условий для качественной подготовки специалиста, формирования саморазвивающейся и творческой личности, способной достаточно быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим особенностям развития региона.

Через службу маркетинга институт проводит исследования по текущей, среднесрочной и долгосрочной потребности учреждений и органов образования региона в специалистах на перспективу и развивает гибкую систему подготовки учительских кадров, внося изменения и дополнения в структуру подготовки, содержание образовательных программ, тематику специализаций, учитывая расширение спектра программ дополнительного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации. Школьникам региона оказывается помощь в выборе профиля обучения и будущей профессии через прохождение тестирования, проводимого специалистами психологического центра.

На основе мониторинга рынка образовательных услуг в ТГПИ сформировалась довольно гибкая система организации и реализации образовательных программ различного уровня, которая дает положитель-

Подготовка кадров для динамично развивающегося социума

ные результаты в подготовке специалистов социально-культурной сферы в регионе и включает следующие уровни: довузовская подготовка учащихся и молодежи; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование; дополнительное профессиональное образование; переподготовка и повышение квалификации; послевузовское образование (аспирантура).

Эта вертикаль реализуется соответствующими структурными подразделениями: факультетом довузовского образования; факультетом среднего профессионального образования; одиннадцатью факультетами, реализующими программы высшего профессионального образования; факультетом дополнительного профессионального обра-

зования; факультетом повышения квалификации и переподготовки кадров; аспирантурой.

Довузовская подготовка направлена на организацию деятельности с учащимися и молодежью. Она включает следующие формы:

• работа с одаренными детьми в рамках «Малой академии» и летней многопрофильной школы, созданных совместно с Комитетом по образованию г. Тобольска; научные кружки при кафедрах и факультетах («Юный физик», «Юный биолог», «Юный эколог», «Юный химик» и т. д.);

• занятия с учащимися в предпро-фильных и профильных классах школ города и районов (чтение преподавателями института элективных курсов и проведение спецсеминаров);

• проведение подготовительных курсов различной продолжительности, обеспечивающих подготовку учащихся к централизованному тестированию и сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Довузовская подготовка своим содержанием и методами организации работы ориентирует учащихся на выбор педагогической профессии и предварительное ознакомление их со спецификой обучения в

вузе. Практика показывает, что сложившаяся система довузовской подготовки дает неплохие результаты, что подтверждается итогами приема в институт, в том числе в демографически непростом 2007 г. (рис. 1).

С введением ЕГЭ в Тюменской области институт внес существенные коррективы в правила приема: практически все вступительные экзамены в течение последних пяти лет проводятся в форме и по материалам ЕГЭ. В силу специфики традиционными остались только вступительные испытания по родному (татарскому) языку и литературе, живописи и рисунку, общей физической подготовке. Каждый абитуриент может принять участие в конкурсе сразу по нескольким направлениям (специальностям). Динамика поданных абитуриентами заявлений представлена на рис. 1. Увеличение количества поданных заявлений повысило конкурс практически на все специальности. По очной форме обучения средний конкурс увеличился с 1,95 до 3,2 человека на место, а по отдельным специальностям возрос до 9 человек на место.

С 1985 г. по решению Коллегии областного управления образованием Тюменской области институт работал по сквозным учебным планам с десятью педагогически-

Рис 1. Динамика конкурса в ТГПИ с 2000 г. по 2007 г.

ми училищами области, что в свое время позволило решить задачу подготовки учителей для малокомплектных сельских школ.

С 1992 г. приказом Министерства образования РФ в порядке эксперимента институту было разрешено вести подготовку специалистов на базе педагогического комплекса «педагогическое училище - педагогический институт». Накопленный опыт совместной работы послужил основанием для создания в 2006 г. в структуре ТГПИ факультета среднего профессионального образования, что позволяет в комплексе решать проблему повышения статуса обучающихся, их личностного роста и продолжения образования на уровне высшего по сокращенным образовательным программам. В 2006-2007 уч. году свыше 80% выпускников факультета продолжили обучение по программам высшего профессионального образования.

В 2007-2008 уч. году на факультете среднего профессионального образования ведется обучение студентов по семи специальностям (в их числе - «Гостиничный сервис», лицензированная по ходатайству Департамента стратегического развития Тюменской области в связи с развитием туристической отрасли в Тобольске).

В свете вступления России в Болонский процесс институт целенаправленно работает над реализацией концепции многоуровневого высшего профессионального образования. С 2004 г. ведется подготовка бакалавров образования по всем направлениям; начата подготовка бакалавров по лицензированным направлениям: «журналистика», «лингвистика», «психология», «экология и природопользование». Коллектив института предметно работает над созданием условий для реализации магистерских образовательных программ и гибкой системы перехода с траектории подготовки специалиста на траекторию подготовки по двухуровневой системе «бакалавр - магистр».

Институт ежегодно лицензирует от 3 до 5 направлений (специальностей), чтобыгиб-

ко и оперативно реагировать на потребности рынка труда в регионе. Примером может служить лицензирование в 20042005 гг. таких специальностей, как «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», «Социально-культурный сервис и туризм», и направления «Экология и природопользование». Это обусловлено потребностью региона в соответствующих профессиональных кадрах.

Тобольск за последнее десятилетие стал центром проведения различного уровня спортивных соревнований для инвалидов. Среди них - ежегодные первенства области по различным видам спорта, чемпионаты Европы по лыжным гонкам, «Параси-бириада» и др. В структуре детско-юношеских спортивных школ города и в других спортивных организациях ведется спортивно-оздоровительная работа с лицами, имеющими ограничения в состоянии здоровья; их число в настоящее время превышает 1000 человек, и для работы с этой категорией необходимы специалисты, которых в области не готовит пока ни один вуз.

В связи с приездом в Тобольск Президента России В.В. Путина и по его инициативе в 2004 г. была утверждена областная целевая программа «Создание туристического центра Западной Сибири на базе историко-культурного наследия города Тобольска». В рамках этой программы потребовалась подготовка и переподготовка кадров для учреждений социально-культурной сферы, которые будут участвовать в организации и обслуживании туристических маршрутов, организации мероприятий событийного туризма, проведении культур-но-досуговых мероприятий для туристов, обеспечении информационно-просветительской и рекламной деятельности. В адрес вуза поступило предложение от правительства Тюменской области организовать подготовку в сфере сервиса и туризма. Сегодня студенты специальности «Социально-культурный сервис и туризм» обучаются на 3-м курсе; сделан выпуск учителей

культурологии со специализацией «Социально-культурный сервис и туризм»; начата подготовка по специальности «Гостиничный сервис»; на лицензировании находятся документы по направлению «Социально-культурная деятельность».

Активная разработка нефтяных и газовых промыслов на территориях Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, развитие нефте- и газоперерабатывающих предприятий, сопутствующих производств в Тобольске и соседних районах потребовали подготовки специалистов по экологии и природоохранной деятельности, знающих особенности региона.

На факультетах ведется работа по расширению спектра специализаций, тематика и содержание которых обсуждаются, а в отдельных случаях и разрабатываются с участием работодателей. Институт стремится решать вопросы подготовки выпускников к работе в предпрофильных и профильных классах, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Последняя проблема в регионе особенно актуальна в связи синтенсивным развитием начального профессионального образования.

Для обеспечения выпускникам конкурентоспособности на рынке труда институт предоставляет студентам возможность получить дополнительную специальность и диплом через обучение на факультете дополнительного профессионального образования. Наиболее востребованными являются следующие образовательные программы: переводчик в сфере профессиональных коммуникаций; химия; информатика; иностранный язык; социально-культурный сервис и туризм; экология и природопользование. Изучение мнений студентов показало, что такого рода программы они считают для себя социально значимыми, поэтому руководство факультета целенаправленно работает над расширением их спектра. На лицензирование направлено 10 новых программ, среди которых «Компьютер-

ная графика и web-дизайн», «Менеджмент в социальной сфере», «Менеджмент в образовании» и др.

С 1995 г. ТГПИ осуществляет повышение квалификации и переподготовку кадров. Первоначально функции повышения квалификации были делегированы центру дополнительного образования, в последующем был создан факультет повышения квалификации и переподготовки кадров. За прошедшие годы реализовано свыше 100 образовательных программ, тематика и содержание которых постоянно обновляются. Разрабатываются заново программы по заказу органов управления образованием и отдельных образовательных учреждений. Наиболее востребованными среди них являются: информационно-коммуникационные технологии в образовании; инновационные технологии в образовании; современные педагогические технологии в образовании; внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс; моделирование учебного процесса, инновационная деятельность в школе.

Внедряется перспективная форма повышения квалификации и переподготовки кадров - дистанционное обучение. Его по-

тенциал в этой сфере огромен, если иметь в виду возможности, которые предоставляют информационно-коммуникационные технологии. В прошедшем учебном году 35% слушателей факультета обучались дистанционно.

По инициативе правительства Ямало-Ненецкого автономного округа и отдельных муниципальных образований Тюменской области на их территории открыты и работают филиалы и представительства

института, что позволяет органам местной власти целенаправленно готовить педагогические кадры по очной и заочной формам обучения по востребованным специальностям и трудоустраивать их.

Таким образом, в ТГПИ им. Д.И. Менделеева создана система непрерывного многоуровневого образования, содержание и структура которого постоянно находятся в поле зрения ректората, координируются, обновляются и совершенствуются.

З. КОЛЫЧЕВА, доцент, проректор по научной работе

Научно-исследовательская работа как условие подготовки учителя

За 90-летнюю историю в ТГПИ им. Д.И. Менделеева сложились свои направления научных исследований, сформировались соответствующие научные школы, выработалась система работы с молодыми учеными. На сегодняшний день стало традицией проведение научно-практических конференций не только регионального, но и всероссийского и международного масштаба.

Спектр научных исследований ученых института обусловлен прежде всего спецификой вуза, региональными социокультурными особенностями, однако в целом он определяется приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, что является очень важным, поскольку вуз находится в едином научном пространстве страны.

Одним из устоявшихся направлений

НИР, отражающих специфику ТГПИ им. Д.И. Менделеева, является изучение истории народного образования Тюменского края в XVIII-XX вв. В его рамках проводится осмысление истории становления образовательных учреждений и системы образования Тюменского края XVШ-XX вв., рассматриваются исторические аспекты различных проблем образования. Исследования проводятся в основном в музее-лаборатории народного образования Тюменской области, который в 2007 г. отметил свое 20-летие. В настоящее время музей-лаборатория представляет собой музейный комплекс, включающий постоянную экспозицию, выставочный зал, научный отдел с фондами и библиотекой. Деятельность музея-лаборатории весьма многообразна и продуктивна. Она основана на идее органической связи истории и современности. Руководитель исследований по истории образования региона, отличник народного просвещения, почетный гражданин г. Тобольска, доктор исторических наук профессор Ю.П. Прибыльский является автором концепции проекта и научным редактором четырехтомной хрестоматии по истории школьного образования Тюменского края. Сотрудниками музея опубликованы серии книг, посвященные жизни и деятельности ветеранов педагогического труда, учителей и учительских династий, истории развития образовательных учреждений региона. В настоящее время ведутся исследования по проблемам становления экологического образования в регионе, истории учебно-воспитательных учреждений для детей коренных народов Севера.

Накопленный и осмысленный опыт оказывается полезен для анализа современного состояния образования и особенно перспектив его развития. Для педагогического вуза одним из приоритетных направлений научного поиска является исследование инновационных процессов в системе общего и профессионального образования. В его рамках в ТГПИ им.

Д.И. Менделеева сформировались научные технологические школы заслуженного учителя России, доктора педагогических наук профессора О.Б. Епишевой и заслуженного работника высшей школы РФ, доктора педагогических наук профессора Н.Н. Сур-таевой. Данные научные школы имеют широкую известность не только в Тюменском регионе, но и за его пределами. Их известность связана с широким фронтом проводимых исследований, большим количеством подготовленных кандидатов наук, выпуском монографий, учебных пособий и другой научной продукции, отражающей содержание проводимых исследований. Так, уже сегодня можно говорить о возникновении в вузе технологической научной школы по теории и методике обучения информатике и по теории и методике физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Усилия ученых сосредоточены на улучшении качества подготовки учителя, повышении его профессионализма, социальной активности, духовности, нравственности, что позволит ему быть конкурентоспособным на рынке труда, реализовать себя, а вузу повысить авторитет, в целом сохранить престижпедагогической профессии и ее востребованность выпуск-

никами общеобразовательных школ. Думаю, что ученым института и всему педагогическому коллективу это вполне удается, о чем свидетельствуют результаты и конкурсного отбора абитуриентов, и распределения выпускников. К наиболее интересным и актуальным можно отнести исследования, касающиеся проблем развития панорамно-педагогического мышления будущего учителя, социального развития личности будущего учителя, формирования духовно-нравственных качеств студентов на основе межкультурной коммуникации, совершенствования методической подготовки в педвузе на основе инновационных подходов к обучению и др.

Исследование современных процессов в системе общего и профессионального образования неотделимо от изучения региональных проблем образования. Это одна из важных и довольно широких по спектру тем исследований, проводимых в институте. Данное направление включает культурологическую школу заслуженного деятеля науки РФ, доктора химических и педагогических наук профессора А.А. Макаре-ни, научно-педагогическую школу В.И. Загвязинского, исследования проблем национального образования сибирских татар под руководством доктора педагогических наук профессора Р.Х. Шаймарданова.

Помимо педагогических и методических кафедр важнейшей структурой, организующей и проводящей исследования по педагогической проблематике, является научно-исследовательская лаборатория «Педагогическая инновати-ка». Усилия ученых лаборатории в настоящее время сосредоточены на проблеме построения и реализации модели педагогического вуза как регионального инновационного культурно-образовательного цент-

ра (руководитель - профессор, ректор института С.В. Слинкин). Разработка миссии и обоснование ценностно-целевого предназначения вуза в динамичной социокультурной среде позволят обеспечить опережающую подготовку специалистов, обладающих инновационным мировоззрением и способных обеспечить позитивные изменения в социальной сфере региона. Вторая, не менее интересная проблема, исследуемая сотрудниками лаборатории, - формирование пространства педагогических исследований в контексте региональной образовательной политики (руководитель -доцент, зав. кафедрой педагогики Т.А. Яр-кова).

Лаборатория педагогической инновати-ки и ТГПИ им. Д.И. Менделеева в целом развивают и поддерживают партнерские связи с образовательными учреждениями, академическими научно-исследовательскими учреждениями, центрами, региональными органами управления образованием. Наиболее давними партнерами вуза являются РАО в лице Уральского отделения, НОУ «Институт образования взрослых» (Санкт-Петербург), Академия наук Республики Татарстан. С целью поддержания единого научно-образовательного пространства осуществляется тесное сотрудничество с учреждениями города и региона, в частности с Тобольской биологической станцией РАН, Тобольским историко-архитектурным музеем-заповедником, НИУ «Институт проблем освоения Севера» Сибирского отделе-

ния РАН. Немаловажную роль в этом плане играет созданная на базе института Ассоциация поддержки педагогического образования Тюменской области, которая объединяет 13 педагогических учебных заведений среднего и высшего профессионального образования.

Результаты исследований ученых-педагогов широко апробируются с помощью разнообразных форм. Много лет на базе института проводится всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы педагогической инноватики», а также всероссийские Менделеевские чтения «Образование и культура как фактор развития региона». Данные форумы привлекают ученых со всей России и ближнего зарубежья, давая возможность общения, обмена мнениями и открывая перспективы новых актуальных направлений исследования.

Любое педагогического учебное заведение сильно организацией научных исследований не только по педагогическим и методическим дисциплинам, но и по психологии. Тобольский пединстит им. Д.И. Менделеева в этом плане не является исключением. Усилия ученых-психологов сосредоточены на проблеме «Актуализация профессиональных способностей субъектов образовательного пространства как условие модернизации современного образования». В исследования по указанной проблематике вовлечены сотрудники психологических кафедр, психолого-педагогического центра института, а также образовательных учреждений города и региона. Результаты исследований, проводимых в рамках указанного направления, используются для сопровождения образовательного процесса как в профессиональных образовательных учреждениях (в том числе непосредственно в институте), так и в общеобразовательных школах. Наиболее значимыми в настоящее время являются следующие темы исследований: акмеологическая концепция развития мотивационной сферы будущего учителя, психологические основания профессионального отчуждения пе-

дагогов. Итоги обсуждаются на регулярно проводимой научно-практической конференции «Сопровождение образовательного процесса: социокультурный, психолого-педагогический и технологический аспекты».

Спектр проводимых учеными института исследований далеко не ограничивается педагогикой и психологией. «Исторические, этнологические и археологические исследования Тюменской области и Западной Сибири» - важнейшее и давно сформировавшееся в ТГПИ научное направление, имеющее благодатные объекты исследования в регионе и городе Тобольске - бывшей губернской столице. В институте функционируют три научно-исследовательские лаборатории, организующие и проводящие научные исследования в рамках указанного направления: «Гуманитарные исследования», «История духовной культуры Западной Сибири», «Исследование древней истории Западной Сибири». О направленности научных поисков историков свидетельствует их тематика: социокультурное развитие Сибирского Севера в конце XIX - первой половине XX вв.; материальная культура русского населения и сибирских татар; религиозные традиции ненцев и их эволюция в XVШ-XX вв.; миссионерская и духовно-просветительская деятельность Русской православной церкви в Западной Сибири в конце XVII - начале XX вв. и др.

Гуманитарные исследования, проводимые в институте, представлены еще одним направлением - «Изучение и сохранение регионального культурного наследия, литературы, языка и фольклора в современном осмыслении». К настоящему времени по данному направлению в институте открыты три специальности в аспирантуре, функционирует региональный диссертационный совет, установлены прочные научные связи, планируется открытие докторантуры. Основные темы исследований: «Система слово- и фразообразования в сфере фразеологии», «Тобольский текст в

истории русской культуры», «Рукописные памятники делопроизводства Сибирской столицы XVIII века как источник изучения духовной культуры русского народа», «Эволюция татарской литературы Тюменского региона» и др. Совместно с АН Республики Татарстан в ТГПИ им. Д.И. Менделеева создана лаборатория «Текстологические исследования древнетатарской письменности». Традиционными в вузе являются всероссийские научно-практические конференции «Виноградовские чтения», «Знаменские чтения», «Сулейманов-ские чтения», своими названиями отражающие богатое культурное наследие региона, которое не может не использоваться в целях воспитания личности будущего учителя.

Всем известно, что Тюменский регион -нефтяная и газовая житница России, в связи с чем задачей ученых является концептуальное обеспечение безопасной и комфортной среды жизнедеятельности. «Биологические и экологические исследования Западной Сибири» - важное направление научных исследований в ТГПИ им. Д.И. Менделеева. Его значимость для вуза объясняется тем, что оно соответствует приоритетным направлениям развития науки, инноваций и технологий в РФ. Можно говорить о перспективности такого рода исследований,тем более что их научный потенциал постоянно возрастает благодаря сотрудничеству с биологической станцией РАН, с которой налажены давние и плодотворные контакты. Интересы ученых сосредоточены на исследовании флороцено-комплексов Западной Сибири, изучении биоразнообра-

зия рыб и биоресурсов ихтиофауны бассейна нижнего Иртыша, биоценозов южной области Сибири, экологических основ их рационального использования и охраны, мониторинге атмосферного воздуха в условиях развития нефте- и газопереработки в Тюменском регионе. Исследования носят прикладной характер, направлены на сохранение природной среды. Этим обусловлена их востребованность, свидетельством чему являются получаемые учеными гранты различного уровня.

Научный поиск в области естественных наук в ТГПИ им. Д.И. Менделеева представлен еще одним интересным направлением - «Структурные исследования конденсированных сред ». Учеными института, а также аспирантами, соискателями и студентами на базе лаборатории диэлектрической спектроскопии проводятся комплексные исследования макроскопических диэлектрических свойств и молекулярных характеристик жидких кристаллов. При этом осуществляется тесное сотрудничество с Научно-исследовательским институтом физики им. В.А. Фока при Санкт-Петербургском государственном университете.

Развитие научных исследований в институте, их результативность рассматриваются руководством в качестве приоритета, как одно из важнейших условий успешной

деятельности вуза, влияющее прежде всего на качество подготовки будущего учителя. В связи с этим в Тобольском пединституте им. Д.И. Менделеева создана система организации и управления научной деятельностью сотрудников, а также система отбора и поддержки талантливых студентов и аспирантов, которая включает комплекс мероприятий. Разработана соответствующая нормативная база, действует Совет по инновационной и научно-технической политике, выполняющий научно-методическую и экспертно-консультативную функции по координации и управлению научно-исследовательской и инновационной деятельностью. В институте реализуется научно-техническая программа «Развитие вузовской науки», проводятся ежегодные конкурсы грантов (грант ректора для под-

держки научно-исследовательской деятельности молодых ученых, грант для поддержки научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава, грант на издательскую деятельность и др.). Стали традиционными конкурсы Ученого совета института «Лучший студент», «Лучший аспирант», «Лучший преподаватель», «Лучшая кафедра»; отработана система отбора преподавателей на должности «Ведущий доцент ТГПИ им. Д.И. Менделеева» и «Ведущий профессор ТГПИ им. Д.И. Менделеева» и др. Перечень мер можно продолжать, однако дело не столько в них, сколько в атмосфере, созданной в институте, в понимании научно-исследовательской работы как необходимого условия подготовки современного учителя.

М. ИВАНОВА, проректор по экономике и финансам

Ощой из целей инновационной программы «Педагогический вуз как территориальный культурно-образовательный центр» является разработка и внедрение эффективного менеджмента качества образования, проектно-целевых методов управления ресурсами и интеллектуальными активами на основе мониторинга внешней и внутренней среды. Выработанная институтом политика предполагает направить для реализации программы усилия всего коллектива в целом.

Важнейшим стимулом участия персонала института в реализации программы является совершенствование системы оплаты труда. Как отмечалось на VIII съезде Российского союза ректоров, вопрос качества образования зависит от материального положения преподавателя: недостаточный уровень заработной платы вынуждает его искать дополнительные заработки, от-

Совершенствование системы оплаты труда работников

чего снижается качество основной работы. Для решения данной проблемы в вузе разработано Положение об оплате труда, устанавливающее систему и виды выплат.

Реальная заработная плата сотрудников института состоит из двух частей - постоянной и переменной. Постоянная часть включает в себя оклад по занимаемой должности и выплату доплат и надбавок обязательного характера (за учёную степень, занимаемую должность, за вредные условия труда, районный коэффициент). По состоянию на 1.09.2007 г. в соответствии с утвержденной единой тарифной сеткой постоянная часть заработной платы составляет у профессора 15936 руб., доцента -9418 руб., старшего преподавателя - 3676 руб., начальника отдела - 3950 руб., инженерно-технического работника - 3148 руб., лаборанта - 1780 руб. В среднем по институту постоянная часть заработной платы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.