Научная статья на тему 'Информатизация педагогического института: итоги и перспективы'

Информатизация педагогического института: итоги и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация педагогического института: итоги и перспективы»

Из жизни вуза

95

жильем сотрудников института, осуществляемую за счёт средств кредитных организаций, личных средств сотрудников и внебюджетных средств института. В соответствии с договором, заключенным между институтом и сотрудником, участвующим в программе, институтпринимаетна себя обязательства по погашению процентов по кредиту (полностью или частично), а сотрудник обязуется отработать в институте определённое количество лет в предложенной администрацией должности. Кандидатуры участников определяются на конкурсной основе. Договор заключается на срок не более 10 лет. Данная программа востребована и решает следующие основные задачи:

■ обеспечение жильем сотрудников института;

■ социальная защита сотрудников института;

■ закрепление в институте высококвалифицированных кадров;

■ стимулирование повышения профессионального уровня персонала.

Сложившаяся система оплаты труда позволяет достигнуть в институте уровня заработной платы, равного уровню средней заработной платы в других учреждениях города. Мы считаем, что создание системы стимулирования сотрудников - чрезвычайно важный и сложный процесс, который необходимо постоянно совершенствовать.

Н. БЕЛЬСКАЯ, доцент, проректор по информатизации С. ВЕНГЕРСКИЙ, заведующий компьютерными лабораториями

Успешное развитие современного образовательного учреждения определяется интенсивностью происходящих в нем процессов информатизации, что предполагает внедрение и широкое применение информационно-коммуникационных технологий во всех его подсистемах и компонентах. Стратегическая цель информатизации педагогического образования сегодня определяется глобальной рационализацией интеллектуальной деятельности, необходимостью радикального повышения эффективности и качества подготовки педагогических работников с новым типом мышления, адекватным требованиям информационного общества.

Основываясь на исследованиях последних летв области культурно-образовательного потенциала информатизации образования, мы придерживаемся позиции, что информатизация образования может стать той самой точкой нарушения равновесия

Информатизация педагогического института: итоги и перспективы

системы, вблизи которой малые воздействия способны подтолкнуть ее к развитию. Опыт многих регионов РФ показывает, что даже в условиях недостаточности финан-

96

Высшее образование в России • № 11, 2007

совых ресурсов планомерная и целенаправленная деятельность по информатизации образования приводит к качественным изменениям.

Основными направлениями информатизации высшего профессионального образования являются следующие:

• информатизация процесса обучения и воспитания;

• информатизация научных исследований;

• информатизация системы управления образованием;

• развитие современной информационной среды системы высшего профессионального образования и науки;

• развитие организационной инфраструктуры обеспечения процесса информатизации высшего профессионального образования;

• оснащение системы высшей школы современными техническими средствами информатизации;

• информационная интеграция высшей школы России в мировую вузовскую систему.

Основными документами локального характера, отражающими тенденции, цели и задачи развития процессов информатизации в нашем институте, сегодня являются: «Комплексная программа развития ТГПИ им. Д.И. Менделеева до 2008 года», «Перспективный план информатизации Тобольского государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева», инновационная образовательная программа развития института «Педагогический вуз как территориальный культурно-образовательный центр», выполняемая в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Старейший вуз Тюменской области -Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева - готовит квалифицированных специалистов для социальной сферы и является центром научной и общественной жизни региона. Это определяет задачи, которые ставятся перед учебным заведением в области повышения

качества образования выпускников педагогического института, развития статуса института как территориального культурнообразовательного центра. В аспекте информатизации решается задача создания на базе нашего института территориального информационного ресурсного центра, охватывающего Тобольский, Уватский, Яр-ковский и другие районы.

Идея территориального информационного ресурсного центра является актуальной для многих регионов России, в том числе и для Тюменской области. На сегодняшний день создан ряд таких центров на базе вузов Тюмени, Сургута, Нижневартовска и др. Свою лепту в этом направлении вносит и ТГПИ им. Д.И. Менделеева. Основой для функционирования центра является научная библиотека, имеющая развитую инфраструктуру: четыре читальных зала, зал электронной научной документации, зал редкой книги, конференц-зал, виртуальный читальный зал на базе компьютерных аудиторий института. Готовятся к открытию читальный зал открытого доступа, отдел регионального межбиблиотечного сотрудничества.

Из жизни вуза

97

В 2008 г. планируется полный переход библиотечного обслуживания на безбумажные технологии на основе АБИС «ИРБИС». Фонды информационного ресурсного центра ежегодно пополняются электронными версиями научных, учебно-методических, художественных трудов преподавателей и сотрудников и других изданий института, выпускаемых на базе собственной мини-типографии. Ведется работа по плановому приобретению литературы на электронных носителях. Медиафонд центра содержит медиаресурсы мировых и российских издательств, а также работы студентов, преподавателей и сотрудников института, учащихся школ, жителей города и региона.

Комплексом, интегрирующим электронные информационные ресурсы центра, является информационно-образовательная среда. Как региональный информационный ресурс, она имеет следующую структуру: автоматизированный справочно-библиографический каталогинформационных ресурсов на различных носителях, учебный портал, автоматизированная информационная система «Учебно-методический комплекс», банк электронных информационных ресурсов, система ссылок к банкам данных и базам знаний ведущих научных центров высшей школы России и зарубежных стран.

Доступ к информационным ресурсам можно получить через информационный веб-сайт института, учебный портал, вебсайт научной библиотеки, сайты научных конференций, конкурсов, семинаров, проводимых в ТГПИ, или через локальную сеть в любом корпусе института, в том числе в общежитиях.

Руководство института плодотворно сотрудничает с департаментом образования и науки Тюменской области по укреплению материально-технической базы территориального информационного ресурсного центра. Сегодня он оснащен современным специализированным оборудованием - сканером ЭЛАР ПланСкан А3-Ц для работы с редкими и ветхими книгами, системой се-

тевого хранения информационных ресурсов ЕМС CLARiiON, оборудованием для работы с библиотечными ресурсами по технологии штрих-кодирования.

Институт владеет мощной компьютерной базой, 90% единиц которой имеют доступ к ресурсам Интернета, располагает развитым парком оргтехники. В распоряжении каждого из 14 факультетов - уютные компьютерные лаборатории, мультимедийные лекционные аудитории, оснащенные самым современным оборудованием, web-камерами, цифровыми микроскопами, графическими планшетами, плоттерами и т.д. В специализированном кабинете ТСО студенты приобретают профессиональные навыки работы с цифровыми и аналоговыми фото-, видеокамерами, интерактивными досками, проекционной и другой аппаратурой. В институте работают лингафонные кабинеты, специализированные компьютерные лаборатории потокового видео.

Восемь корпусов института объединены в единую корпоративную сеть по различным технологиям (оптоволокно, беспроводные технологии).

Организована работа двух спутниковых приемных устройств, на которые поступают сигналы со спутников Но^ВеЫ и «Ямал». В рамках работы лаборатории спутникового телевидения организуется прием и обработка телепередач образовательного назначения, в том числе на иностранных языках (английском, немецком, французском, китайском).

К структурам института, обеспечивающим развитие регионального информационного ресурсного центра, относятся: центр информационно-образовательныхтехноло-гий, кафедра информатики и методики преподавания информатики; кафедра информационных технологий в образовании; лаборатория дистанционного образования.

Являясь ведущим вузом в системе подготовки педагогических кадров для Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, ТГПИ им. Д.И. Менделеева ведет ее на основе гра-

98

Высшее образование в России • № 11, 2007

мотного сочетания традиционных методов и форм обучения, доказавших свою состоятельность, и информационных технологий обучения, включающих телекоммуникации, видеообучение, использование технологий мультимедиа в электронных средах и многое другое.

Планомерно осуществляется переход к организации управленческой деятельности по безбумажным технологиям: внедрение электронного документооборота по всем направлениям, автоматизация деятельности отдела кадров, учебного отдела, научного отдела, системы охраны института, других подразделений. На базе кафедр и лабораторий института реализуются проекты по внедрению информационных технологий во все сферы жизни института, разрабатываются электронные учебно-методические комплексы по дисциплинам специальностей вуза, эффективно развивается система компьютерного контроля знаний, делопроизводства и др.

Особое внимание уделяется развитию электронной информационно-предметной среды института, которая выполняет важнейшие социально-образовательные функции. Ее основой является учебный портал института. На базе официального сайта ТГПИ (www.tgpi.tob.ru) дистанционно осуществляется внешняя образовательная де-

ятельность его подразделений. В первую очередь это предоставление образовательных услуг с использованием дистанционных технологий обучения, работа с образовательными и иными заведениями города и области, организация страниц научных достижений исследовательских школ, ведение дистанционных семинаров различной тематической направленности, взаимодействие с филиалами и представительствами и др.

Дистанционные образовательные технологии являются стратегическим направлением работы института в контексте информационной интеграции в мировую образовательную систему. Оно включает в себя: формирование системы дистанционных услуг по предоставлению образования жителям других регионов, формирование системы дистанционных услуг по предоставлению образования жителям ближнего и дальнего зарубежья, формирование системы дистанционных услуг по предоставлению образования соотечественникам, проживающим в ближнем и дальнем зарубежье.

Накопленный опыт в области информатизации является прочной основой для решения перспективных задач развития института, взаимодействия с вузами-партнерами, образовательными учреждениями региона и страны. Работа по совершенствованию системы информатизации в вузе продолжается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.