Научная статья на тему 'Развитие инновационного потенциала региональной системы образования'

Развитие инновационного потенциала региональной системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
707
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТНИКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ / ИННОВАЦИОННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ / PARTICIPANTS OF INNOVATION ACTIVITY / INNOVATIONAL INFRASTRUCTURE IN EDUCATION / INNOVATION PROCESSES IN EDUCATION / INNOVATIVE IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL SYSTEMS / REGIONAL INNOVATION AND EDUCATIONAL NETWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Березина О. Л.

В статье рассмотрен комплекс вопросов, связанных с развитием инновационного потенциала региональной системы образования. Анализируются проблемы изучения потребностей педагогического сообщества в области научно-методического обеспечения инновационной деятельности, формирования региональной инновационно-образовательной сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Березина О. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING INNOVATION POTENTIAL OF REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEM

The paper raises a complex of matters concerning the development of innovational potential of the regional educational system. It gives an analysis of problems on research of pedagogical society needs within scientific and methodological maintenance of innovational activity, and also an analysis of forming regional innovational and educational network.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационного потенциала региональной системы образования»

УДК / UDC 373.1

О. Л. Березина, кандидат педагогических наук, первый заместитель директора Регионального института развития образования, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, Россия, [email protected]

Olga Berezina, PhD in Pedagogics, senior vice-principal at the Regional Institute of Education Development, Salekhard, Yamalo-Nenetskiy autonomous region, Russia, [email protected]

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

developing innovation potential of regional educational system

В статье рассмотрен комплекс вопросов, связанных с развитием инновационного потенциала региональной системы образования. Анализируются проблемы изучения потребностей педагогического сообщества в области научно-методического обеспечения инновационной деятельности, формирования региональной инновационно-образовательной сети.

The paper raises a complex of matters concerning the development of innovational potential of the regional educational system. It gives an analysis of problems on research of pedagogical society needs within scientific and methodological maintenance of innovational activity, and also an analysis of forming regional innovational and educational network.

Ключевые слова: участники инновационной деятельности; инновационная инфраструктура в сфере образования; инновационные процессы в образовании; инновационное совершенствование образовательных систем; региональная инновационно-образовательная сеть.

Keywords: participants of innovation

activity, innovational infrastructure in education, innovation processes in education, innovative improvement of educational systems, regional innovation and educational network.

В Послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному собранию Российской Федерации среди ключевых и стратегических установок развития страны, ее экономики важнейшее место отведено инновационной составляющей.

В логике инновационной переориентации экономики логична постановка вопроса об активизации инновационных процессов в образовании, инновационном совершенствовании

образовательных систем на основе принципиально новых идей и подходов, соответствующей профессионально-образовательной подготовке педагогических кадров.

Основой решения такого комплекса проблем и задач являются концептуальные подходы, идеи, сформулированные по результатам научных исследований, а также достижения современной образовательной и управленческой практики [1, 2, 4-11 и др.].

Очевидно, что образование не может не развиваться в контексте общих социальноэкономических преобразований. Благодаря образованию формируется инновационная инфраструктура той или иной территории, определяемая в нормативных правовых документах как совокупность производственной, финансовой, информационной, маркетинговой, патентно-лицензионной, лизинговой и прочих обслуживающих и организационных систем, необходимых для эффективного ведения инновационной деятельности [3].

Участниками инновационной деятельности (ИД), в зависимости от их места и роли в инновационных процессах, выступают:

- субъекты инновационной деятельности;

- субъекты, обеспечивающие инновационную деятельность;

- субъекты, регулирующие инновационную деятельность.

Субъекты инновационной деятельности -юридические и физические лица, непосредственно участвующие в процессе создания инноваций. В зависимости от стадии ИД к субъектам инновационной деятельности относятся:

а) на стадии фундаментальных исследований - физические лица, институты Российской академии наук, научные подразделения высших учебных заведений, научно-исследова-

тельских институтов и т. д.;

б) на стадии прикладных исследований -субъекты, перечисленные в пункте «а», а также субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие исследования прикладного и (или) отраслевого характера;

в) на стадии опытных разработок - субъекты, перечисленные в пункте «б», а также субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие опытно-конструкторские разработки, разработку социальных проектов, создание опытных образцов новой продукции;

г) на стадии внедренческой деятельности

- субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие опытно-конструкторские разработки, разработку социальных проектов, создание опытных образцов новой продукции, серийное производство инноваций, а также распространение и реализацию инноваций собственного производства (в виде патентов, технической документации и т. п.), оказание потребителям данной документации практической помощи в освоении инноваций [3].

Инновационную инфраструктуру в сфере образования составляют федеральные и региональные инновационные площадки. Основными направления их деятельности являются разработка, апробация и (или) внедрение:

• новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в образовательных организациях;

• примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ;

• новых профилей (специализаций] подготовки в сфере профессионального образования;

• методик подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, на основе применения современных образовательных технологий;

• моделей образовательных организаций;

• новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий;

• новых институтов общественного участия в управлении образованием;

• новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных

организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций [12].

С учетом изложенных выше нормативных положений региональную инновационно-образовательную сеть можно определить как совокупность взаимодействующих формальных и неформальных структур в статусе юридических и неюридических лиц, реализующих экспериментальные, инновационные, апробационные, стажировочные программы (проекты); субъектов управления инновационной деятельностью, а также нормативной правовой базы, обеспечивающей инфраструктуры и ресурсов. Региональная инновационно-образовательная сеть обладает всеми признаками и свойствами многоуровневой, открытой, рефлексивной социальной системы, управляемой на основе матрично-сетевого подхода.

Инновационность региональной системы образования определяет ее способность учитывать потребности граждан, сферы профессионального образования, рынка труда, изменения в научном корпусе знаний, в технологиях. Инновационный потенциал представляет собой основу для устойчивого развития системы образования при существующих условиях и ресурсных ограничениях. Он выступает существенным фактором мотивации к непрерывному улучшению качества образования, активной преобразовательной деятельности на всех уровнях региональной образовательной системы.

Развитие инновационного потенциала региональной образовательной системы осуществляется во многом благодаря системе дополнительного профессионального педагогического образования, призванной обеспечить подготовку управленческих и педагогических кадров в области инновационной деятельности. В ходе мероприятий курсовой подготовки, реализации других форм работы с руководителями и заместителями руководителей образовательных учреждений, учителями, другими категориями педагогических работников решается комплекс взаимосвязанных задач:

- освоение технологий проектирования и управления инновационными системами;

- знакомство с современными подходами к разработке и реализации долгосрочных целевых программ по совершенствованию образовательных систем;

- формирование и трансляция банка инновационных идей и разработок и научно-методическое руководство их реализацией;

- отбор и экспертиза индивидуальных и групповых проектов, связанных с инновационными направлениями развития системы общего образования региона.

Формирование состава таких задач определяется потребностью регионального и муниципальных органов управления образованием, администрации образовательных учреждений в подготовке специалистов в области инновационного и стратегического менеджмента, а также потребностью в реализации стратегических инновационных проектов.

Ценность реализации таких задач связаны с востребованностью новых идей, новой информации, нового опыта со стороны образовательных учреждений и органов управления образованием, разрабатывающих инновационные проекты в русле установок национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», комплекса мер по модернизации общего образования в Российской Федерации, в которых среди приоритетных направлений развития национальной системы образования определены развитие потенциала учителя, формирование нового облика школы, содействие развитию талантливой молодежи.

Данные приоритетные направления занимают значительное место в долгосрочных целевых программах развития региональных систем образования, они сформулированы в публичных докладах руководителей образования регионального, муниципального и институционального уровней. Использование новых научных данных об управлении инновационными процессами в формировании и реализации инновационного потенциала региональной образовательной системы позволяет обеспечивать большую эффективность системы управления изменениями в тактическом, оперативном и стратегическом контурах.

Анализ показывает, что в регионах накоплен значительный опыт разработки инновационных программ дополнительного педагогического образования, направленных на стимулирование инновационных изменений в системах образования, их научно-методическое сопровождение.

При этом проводится тщательное изучение и анализ работ отечественных и зарубежных

специалистов в области инновационного, стратегического, проектного менеджмента, изучение и анализ опыта реализации инновационных проектов в регионах России, формирование информационной базы для разработки новых программ, методик, концепций, моделей (аннотации работ и публикаций, сетевые ресурсы Интернета, рекомендации, учебно-методические пособия, практико-ориентированные методики, банк инновационных идей), обсуждение новых разработок с педагогами и специалистами, включение инновационно-ориентированных модулей в учебно-тематические планы курсов повышения квалификации, внесение соответствующих изменений в учебно-методические комплексы по программам дополнительного педагогического образования.

Значительное внимание уделяется проведению исследований, направленных на установление потребностей педагогического сообщества в области научно-методического обеспечения инновационной деятельности. В частности разрабатываются программы и в штатном режиме проводятся региональные мониторинги инновационной деятельности, разрабатываются и проходят апробацию методики комплексной оценки инновационного потенциала региональных (муниципальных) образовательных систем, модели управления инновационной деятельностью в региональных образовательных системах.

Результатами работы являются подготовка специалистов из числа управленческих и педагогических кадров в области инновационного менеджмента, внедрение в управленческую и образовательную практику новых эффективных методик, обеспечение готовности педагогических кадров и отдельных образовательных учреждений к реализации инновационных проектов. Данные результаты используются специалистами и работниками структурных подразделений региональных органов управления образованием, муниципальных методических служб, участниками стратегических и внедренческих команд образовательных учреждений.

Так, в Ямало-Ненецком автономном округе в 2007-2011 годах с привлечением специалистов кафедры систем качества в общеобразовательных учебных заведениях Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов (Москва) проведена серия мероприятий по курсовой подготовке

руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений, специалистов муниципальных органов управления образованием городов Салехард, Лабытнанги, Ноябрьск, Новый Уренгой, Губкинский, Муравленко, Надымского и Пуровского районов по таким инновационным направлениям образовательной и управленческой деятельности, как «Проектирование и реализация систем мониторинга качества образования на институциональном и муниципальном уровнях»; «Проектирование систем менеджмента качества в образовании», «Современные средства и модели оценки качества образования» и др.

По результатам реализации учебных программ, проектной деятельности слушателей курсов повышения квалификации разработан ряд методик, оценочно-критериальных комплексов, выпущено семь учебно-методических пособий. Ряд муниципалитетов и образовательных учреждений определили для себя вышеназванные направления как приоритетные направления развития своих образовательных систем, опытно-экспериментальной и проектно-внедренческой деятельности в долгосрочной перспективе.

Опыт работников управления образованием, педагогических коллективов школ города Губкинский по внедрению новых информационнокоммуникационных технологий в управление образовательным процессом и образовательной деятельностью в сочетании с новыми знаниями в области управления качеством образования, мониторинга качества образования положены в основу регионального проекта по созданию автоматизированной информационно-управленческой системы «Сетевой регион», предполагающей в числе прочего, реализацию в автоматизированном режиме процедур управления и оценки качества образования.

Стратегические, творческие команды, созданные на муниципальном уровне в городе Ноябрьск и Надымском районе, обобщив ранее накопленный опыт и получив новые знания, значительно продвинулись по направлению разработки муниципальных систем оценки качества образования.

Всего в Ямало-Ненецком автономном округе создано 1 3 региональных инновационных площадок. В числе таких площадок:

- разработка модели кочевого образования для детей коренных малочисленных народов

Севера в системе образования Приуральского района;

- модель подготовки педагогических кадров для работы в системе кочевого образования детей коренных малочисленных народов Севера;

- модель школы ступеней для старшеклассников, направленной на социализацию, профессиональное и личностное самоопределение, самоорганизацию;

- центр развития образования - Школа ступеней, организованная в рамках задачно-дея-тельностного подхода;

- освоение русского языка и адаптация де-тей-инофонов в образовательном учреждении с полиэтническим составом учащихся и воспитанников, функционирующем в условиях Крайнего Севера (сетевое взаимодействие);

- «Электронный колледж»;

- дистанционное образование;

- развитие продуктивной исследовательской и проектной деятельности учащихся и преподавателей на всех уровнях образования;

- создание инновационных моделей организации повышения квалификации на муниципальном и региональном уровнях;

- школа - детский сад;

- группа семейного типа при дошкольном образовательном учреждении как одна из альтернативных форм предоставления услуг дошкольного образования «Мой садик - дома»;

- проектирование образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с целью решения образовательных задач в соответствии с федеральными государственными требованиями и учетом региональных особенностей;

- лекотека как средство социализации детей раннего и дошкольного возраста с глубоким нарушением зрения.

Анализ целевой ориентации данных инновационных площадок показывает, что их проблематика распространяется на наиболее востребованные направления развития современного образования, отвечает на современные вызовы, способствует удовлетворению потребностей педагогических кадров в области инновационной деятельности.

Таким образом, анализируя и обобщая опыт инновационной деятельности в ряде региональных и муниципальных образовательных систем за последние годы, мы можем сформулировать вывод о значительном влиянии на

интенсивность инновационных процессов, на социальную и педагогическую эффективность отдельных инновационных направлений системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности.

Вместе с тем не подлежит сомнению, что в настоящее время должна формироваться система непрерывной подготовки кадров высшей квалификации в области инновационной проблематики, способных реализовывать свои знания в интересах развития инновационной образовательной среды. Без осознания необходимости ведения комплексной работы по подготовке и научно-методическому сопровождению таких кадров будет нереализуем тот ресурс, который мы хотим получить, формулируя региональную инновационную стратегию, создавая региональную инновационную образовательную систему.

1. Белоусова Н. В. Проектная технология как средство реализации новшеств в процессе инновационного развития образовательного учреждения: дисс. ... канд. пед. наук. - Москва: Институт управления образованием РАН, 2009. - 235 с.

2. Воротилов В. И., Исаев В. А., Шапоренкова Г. А. Обеспечение качества образовательной деятельности в системе повышения квалификации работни-

ков образования. - СПб.: ЛОИРО, 2006. - 104 с.

3. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О развитии инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе» №34-ЗАО от 27.04.2011.

4. Иванова С. В., Кожевникова О. Н. Модели сопровождения инновационных процессов в неформальном педагогическом образовании. // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании: материалы Четвертого международного методологического семинара (СПб, 1-24 февраля 2011 г.). - СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2011. - 216 с. - С. 107-118.

5. Иванова Э. В. Особенности овладения технологией инноваций в образовательном учреждении // Научно-методическое обеспечение управления качеством образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Тверь, 2002). - Тверь, 2002.- 116 с. - С. 43-51.

6. Калачикова О. Н. Управленческая поддержка образовательных инноваций в деятельности педагогов общеобразовательной школы: дис... канд. пед. наук. - Томск: Том. гос. ун-т, 2009. - 190 с.

7. Клюшкин В. И. Постдипломное образование как фактор современного развития педагогической деятельности // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании: материалы Четвертого международного методологического семинара (СПб, 1-24 февраля 2011 г.). - СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2011. - 216 с. - С. 164-172.

8. Колесникова И. А. О развитии профессионально-педагогического качества в системе непрерывного образования // Качество непрерывного образования как проблема развития образовательной системы: межвузовский сборник научных статей. - СПб.: ЛОИРО, 2002. - 276 с. (С. 12-23).

9. Котельникова Л. А. Формирование готовности руководителей школ к инновационной деятельности: дис... канд. пед. наук. - Бирск, 2010.- 191 с.

10. Ларина В. П. Проектирование системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ // Проблемы качества повышения квалификации работников образования: материалы Второй заочной межрегиональной научно-практической конференции. - М.- Воронеж: ИЦПКПС, МГИСС, ВОИПКРО, 2005. - С. 298-302.

11. Панасюк В. П. Управление качеством повышения квалификации педагогических работников как актуальная проблема развития системы дополнительного педагогического образования // Проблемы качества повышения квалификации работников образования: материалы Межрегиональной научно-практической конференции (16-17 ноября 2004 года, Воронеж). - Воронеж: ВОИПКРО, 2004. - С. 19-41.

12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования» № 218 от 23.06.2009.

УДК / UDC Е. М. Станкевич, методист Регионального института развития

378.046.4 образования, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, Россия,

[email protected]

E.M. Stankevich, teaching methods specialist at the Regional Institute of Education Development, Salekhard, Yamalo-Nenetskiy autonomous region, Russia, [email protected]

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ skills improvement for academic principals: distant learning

В статье представлены материалы исследования по проблеме повышения квалификации руководителей образовательных учреждений в форме дистанционного обучения; кратко изложены полученные результаты, в виде содержания организационно-педагогических условий эффективности обучения руководителей образовательных учреждений с учетом региональных особенностей.

The paper provides materials of research on skills improvement work for academic principals in the form of distant learning, the results as the content of organizational and pedagogical

conditions of efficient learning of the principals with regard to regional specifics.

Ключевые слова: дистанционное обучение (ДО], принципы дистанционного обучения, система повышения квалификации руководителей образовательных учреждений (ОУ], информационно-коммуникационные технологии.

Keywords: distant learning, distant

learning principles, skills improvement system for academic principals, informational and communicational technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.