Научная статья на тему 'Педагогическое образование: проблемы, перспективы'

Педагогическое образование: проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
978
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / PEDAGOGICAL EDUCATION / TRAINING OF TEACHING STAFF / REGIONAL EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Наталья Эмильевна, Красношлыкова Ольга Геннадьевна, Руднева Елена Леонидовна, Чурекова Татьяна Михайловна

Введение. В статье проанализировано современное состояние подготовки педагогических кадров в Кемеровской области, выявляются основные проблемы профобразования, решение которых позволит обеспечить регион педагогическими кадрами. Авторы предлагают сравнить системы подготовки педагогических кадров в педагогических вузах и классических университетах. Методология. Исследование проводится на основе методов сравнительного и системного анализа, а также эмпирических данных. Результаты. Выявлены проблемы, стоящие перед регионом при организации и осуществлении подготовки педагогических кадров, определены основные пути развития системы педагогического образования в регионе. Обоснована необходимость разработки стратегии осуществления педагогического образования. Заключение. Исследование, проведенное авторами, показало, что необходима региональная программа подготовки педагогических кадров для региона, а также явное преимущество при подготовке педагогических кадров для всех видов и типов образовательных организаций имеет подготовка, осуществляемая в классических университетах, по сравнению с подготовкой в педагогических вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касаткина Наталья Эмильевна, Красношлыкова Ольга Геннадьевна, Руднева Елена Леонидовна, Чурекова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL EDUCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

Introduction. The article analyzes the main problems of the state of teaching staff training in the region, highlights the vocational education problems that needed to be solved to prepare teaching staff for the region. The authors compare the teaching staff training in pedagogical universities and classical universities. Materials and Methods. The research is carried out on the basis of the methods of system analysis, as well as empirical data. Results. The authors defined the problems which facing the region in the organization and implementation of teachers’ training and the main ways of system development of pedagogical education in the region. The necessity of development of realization strategy of pedagogical education is proved. Conclusions. The study conducted by the authors showed that the program of teachers’ training for the region is necessary, as well as that the obvious advantage in the teaching staff training for all kinds and types of educational institutions is the training carried out in classical universities in comparison with pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «Педагогическое образование: проблемы, перспективы»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНцИИ РАЗВИТИЯ

профессионального образования

CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDuCATION DEVELOPMENT

УДК/uDC 378(571.17) Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова,

Е. Л. Руднева, Т. М. Чурекова

N. Kasatkina, O. Krasnoshlykova, E. Rudneva, T. Churekova

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ PEDAGOGICAL EDuCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

Введение. В статье проанализировано современное состояние подготовки педагогических кадров в Кемеровской области, выявляются основные проблемы профобразования, решение которых позволит обеспечить регион педагогическими кадрами. Авторы предлагают сравнить системы подготовки педагогических кадров в педагогических вузах и классических университетах.

Методология. Исследование проводится на основе методов сравнительного и системного анализа, а также эмпирических данных.

Результаты. Выявлены проблемы, стоящие перед регионом при организации и осуществлении подготовки педагогических кадров, определены основные пути развития системы педагогического образования в регионе. Обоснована необходимость разработки стратегии осуществления педагогического образования.

Заключение. Исследование, проведенное авторами, показало, что необходима региональная программа подготовки педагогических кадров для региона, а также явное преимущество при подготовке педагогических кадров для всех видов и типов образовательных организаций имеет подготовка, осуществляемая в классических университетах, по сравнению с подготовкой в педагогических вузах.

Introduction. The article analyzes the main problems of the state of teaching staff training in the region, highlights the vocational education problems that needed to be solved to prepare teaching staff for the region. The authors compare the teaching staff training in pedagogical universities and classical universities.

Materials and Methods. The research is carried out on the basis of the methods of system analysis, as well as empirical data.

Results. The authors defined the problems which facing the region in the organization and implementation of teachers' training and the main ways of system development of pedagogical education in the region. The necessity of development of realization strategy of pedagogical education is proved.

Conclusions. The study conducted by the authors showed that the program of teachers' training for the region is necessary, as well as that the obvious advantage in the teaching staff training for all

kinds and types of educational institutions is the training carried out in classical universities in comparison with pedagogical universities.

Ключевые слова: педагогическое образование, подготовка педагогических кадров, региональная система образования.

Keywords: pedagogical education, training of teaching staff, regional education system.

Одной из приоритетных задач при определении стратегии развития системы образования России на период до 2020 г является создание современной системы основного общего среднего и профессионального образования, для чего необходима эффективная система педагогического образования.

Стратегической целью социально-экономического развития региона является повышение его конкурентоспособности в области образования и, соответственно, рост благосостояния педагогических работников. Данная цель предполагает создание системы педагогического образования и подготовки педагогических кадров. Решение данной задачи невозможно без эффективной многоуровневой системы образования, для которой необходимо исследование потребности региона в педагогических кадрах. Эта проблема требует изменений в системе основного общего среднего и профессионального образования, которые связаны с формированием педагогического корпуса региона, соответствующего запросам современного общества.

Педагогическое образование региона — это, по нашему мнению, комплекс мероприятий учреждений среднего, высшего и послевузовского образования по подготовке субъектов образовательного процесса к решению вышеназванных задач [1]. В образовательных организациях региона сформированы профессиональные педагогические коллективы с большим количеством членов коллектива, обладающих высокой квалификацией: в вузах на факультетах, готовящих педагогов, 67,5 % преподавателей имеют ученую степень, ученое звание, в том числе 14 % — ученую степень доктора наук; в педагогических колледжах высшую квалификационную категорию имеют около 70 % преподавателей, почти 6 % преподавателей имеют ученую степень. В составе преподавателей учреждений СПО, ВО, ДПО области, осуществляющих подготовку педагогов, работают заслуженные учителя, заслуженные работники культуры, заслуженные деятели науки, заслуженные работники высшей школы, почетные учителя Кузбасса, почетные профессора Кузбасса, педагоги, награжденные орденами и медалями, почетные работники народного образования и почетные работники общего, высшего и среднего профессионального образования. Таким образом, качественный состав преподавателей учреждений ВО, СПО, ДПО региона позволяет осуществлять подготовку педагогических кадров на высоком уровне, но для обеспечения перспективного развития системы образования в регионе требуется постоянный приток кадров, в том числе молодых специалистов.

Потребителями образовательных услуг организаций, осуществляющих подготовку педагогов, то есть работодателями, являются организации дошкольного, основного общего среднего и дополнительного образования детей, а также организации дополнительного профессионального образования, среднего профессионального и высшего образования. Педагогические образовательные организации готовят педагогов для 680 общеобразовательных организаций региона (общее количество учеников — 285 943 чел.); 1 141 дошкольной организации (количество воспитанников — 122 915); 132 организаций дополнительного образования (20002 чел.); 67 государственных образовательных организаций СПО, 1 негосударственной образовательной организации СПО (55 042 студента) (на начало 2017/18 уч. г) [2].

Развитие сети образовательных учреждений потребовало внесение коррективов в кадровый потенциал области. На начало 2017/18 уч. г общее количество работников по основному общему среднему и среднему профессиональному образованию составило 61 674 человек.

В последние годы увеличилась потребность в работниках дошкольных учреждений, так как заметно увеличилось количество этих учреждений, в том числе и в коммерческих формах (семейные группы, группы кратковременного пребывания). Тенденция увеличения числа персонала наблюдается в 25 территориях региона.

В ходе проведенного анализа мы выявили проблемы, стоящие перед регионом при организации и осуществлении подготовки педагогических кадров:

— несоответствие специальностей, предлагаемых в университете (единственном учреждении высшего образования региона, готовящем педагогические кадры), запросам региона на под-

готовку педагогов для современной системы основного общего среднего и профессионального образования;

— недостаточный уровень индивидуальной работы с одаренными студентами университета по ориентации их на работу в образовательные организации региона;

— недостаточная степень взаимодействия университета со средними профессиональными организациями региона по подготовке и повышению квалификации преподавателей СПО;

— сокращение в образовательных планах университета необходимого количества курсов, подготавливающих студентов к педагогическому образованию (включая педагогические практики), что не позволяет привлечь студентов к данному направлению деятельности в полной мере;

— недостаточный уровень взаимодействия структурных подразделений университета по решению вопросов подготовки педагогических кадров и др. [3].

Исследование, проведенное нами, показало, что необходима программа подготовки педагогических кадров для региона, включающая:

— усиление конкурентоспособности выпускников университета, его филиалов на рынке региональных образовательных услуг;

— привлечение учащейся молодежи в университет для подготовки педагогических кадров региона;

— повышение качества образования посредством модернизации образовательных программ и практик;

— привлечение студентов к научно-исследовательской работе в соответствии с потребностями заказчиков образовательных услуг;

— формирование адекватной реакции потребителей образовательных услуг на расширение спектра и форм предоставления данных услуг и т. д.

Решение этих проблем потребовало от нас разработать стратегию осуществления педагогического образования. Ключевыми субъектами этой стратегии являются школьники, студенты, учителя школ и преподаватели вуза. При решении проблемы подготовки педагогических кадров университет в первую очередь предполагал организовать работу с целевыми аудиториями (обучающимися профильных классов, школ; воспитанниками губернаторских образовательных организаций; выпускниками профессиональных образовательных организаций смежных специальностей; студентами и выпускниками университета) [4].

Результаты нашего исследования показали, что явное преимущество при подготовке педагогических кадров для всех видов и типов образовательных организаций имеют классические университеты по сравнению с педагогическими вузами [5].

Эта позиция определяется рядом причин:

— учебный план классического университета дает большие возможности для фундаментальной теоретической подготовки учителя и лучше готовит его к самосовершенствованию, творчеству и самостоятельной работе по организации учебной деятельности школьников;

— классические университеты имеют при поступлении абитуриентов более высокий конкурс по сравнению с педагогическими. Исследование показало, что в КемГУ поступают абитуриенты образовательных организаций Кемеровской области, набравшие самые высокие баллы при сдаче ЕГЭ. Именно поэтому по итогам вступительных экзаменов в 2017/18 уч. г в КемГУ был поднят минимальный порог баллов. С этой задачей университет справился;

— в КемГУ высокий кадровый потенциал профессорско-преподавательского состава и хорошая материальная база;

— КемГУ — один из самых престижных вузов Кузбасса, работающий с 61 инновационной общеобразовательной организацией региона, с которыми заключены договоры о сотрудничестве: проводятся семинары для учителей области ведущими профессорами университета, научно-практические конференции по разнообразным проблемам педагогической науки, в регионе работают 42 областные экспериментальные площадки, которыми руководят профессора университета и др.;

— в КемГУ по направлению «Педагогическое образование» работает магистратура: в предыдущие годы магистратуру по педагогическим специальностям окончили 45 человек, в настоящее время обучаются 265 магистрантов по педагогическому профилю, в 2018 г. запланирован набор 288 человек;

— в аспирантуре КемГУ осуществляется подготовка научных кадров по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленность (профиль) программы

13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 Теория и методика профессионального образования;

— более 20 лет в КемГУ функционирует диссертационный совет по этому профилю подготовки. Через аспирантуру и диссертационный совет прошли и защитили 279 кандидатских диссертаций на звание кандидата педагогических наук и 28 докторских диссертаций на звание доктора педагогических наук. Из них 58 человек — это работники системы основного общего среднего образования, 64 — работники среднего профессионального образования, 41 — работники системы дополнительного профессионального образования, 78 — работники высшего образования. И что очень важно, 86 % из них не ушли из тех образовательных организаций, в которых они работали. Таким образом, с полным основанием мы можем утверждать, что педагогическая наука пришла в образовательные организации региона;

— КемГУ вот уже 20 лет совместно с департаментом образования и науки Кемеровской области организует летнюю и весеннюю школы для одаренных детей: летом 160 десятиклассников и весной 160 одиннадцатиклассников работают с ведущими преподавателями университета, а в период между сессиями преподаватели продолжают с ними работать индивидуально. Только в 2017/18 уч. г. 78 % выпускников весенней школы стали студентами КемГУ;

— научная педагогическая школа КемГУ включает представителей всех видов и типов образовательных организаций не только Кузбасса и Сибири, но и Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Бреста, Душанбе, Алма-Аты и других территорий России и республик бывшего Советского Союза.

Необходимость увеличения подготовки педагогических кадров вызвана и сложившимися обстоятельствами в регионе.

На протяжении последних 20 лет педагогические коллективы образовательных организаций региона постарели. Средний возраст учителей 5-11-х классов образовательных организаций региона достиг 51 года, есть педагогические коллективы, в которых работают только учителя-пенсионеры. В ближайшие 10 лет произойдет резкий уход учителей-пенсионеров на пенсию, выпускники же университета не смогут их всех заменить. Этому способствует ряд причин:

— в последние годы было сокращено количество бюджетных мест на гуманитарные факультеты университета. Если в ближайшие годы не будет увеличен набор в университете, произойдет непоправимое, так как уже сейчас не выполняется в полном объеме заказ муниципальных органов образования;

— во-вторых: в последние годы в связи с переходом на двухуровневую систему обучения в вузах многие выпускники бакалавриата поступают в магистратуру, в том числе и магистратуру по педагогическому образованию, а это на два года откладывает их приход на работу в образовательные организации, да и не факт, что после окончания магистратуры филологи, историки, физики, химики и другие магистранты захотят работать в школе.

Таким образом, определяя программу педагогического образования и подготовки педагогических кадров в университете, мы исходили из того, как свести эти противоречия к минимуму.

Модернизации системы образования требуют и еще ряд обстоятельств. В настоящее время специалисты дошкольного воспитания с высшим образованием составляют в регионе менее 7 %, а учителей начальной школы с высшим образованием — около 18 %.

Мы предприняли ряд шагов для решения этой проблемы. В университете в 2014 г. была открыта подготовка по очной форме (двухпрофильное обучение): преподавателей начального образования и иностранного языка, педагогов дошкольного образования и иностранного языка; — и по заочной форме (однопрофильное обучение): преподавателей начального обучения и дошкольного обучения.

Таким образом, мы предприняли попытку, насколько это возможно, решить проблему модернизации педагогического образования и достичь качественной подготовки педагогов для региональной системы образования. Но не все зависит от нас.

Как один из способов модернизации педагогического образования, мы предлагаем вернуться к государственному заказу на подготовку педагогов. Проблему же трудоустройства выпускников педагогических вузов и педагогических колледжей возможно решить, если вернуться к заказу на целевой основе в учреждения ВО и СПО и юридически закрепить право на заключение договоров между абитуриентом, вузом и региональными органами управления образованием.

Закреплению молодых педагогов может способствовать введение годичной стажировки выпускников вуза в общеобразовательной организации, предшествующей выдаче диплома об образовании. К сожалению, «Закон об образовании в РФ» этого не предусматривает.

Новые задачи, связанные с модернизацией основного общего среднего и профессионального образования, возобновлением социального заказа на педагогическое образование, с нашей точки зрения, требуют создания системы непрерывного педагогического образования, ставят задачу улучшения системы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, повышения авторитета педагогов и обеспечения их постоянного роста.

Существующая система педагогического образования не позволяет в полной мере обеспечить повышение качества образования, так как отсутствует мониторинг текущих и перспективных потребностей в педагогических кадрах; требуются разработка непрерывных образовательных программ подготовки педагогических кадров, определение механизма оценки качества этой подготовки потребителями, дополнительное оснащение материально-технической базы педагогического образования; необходимо стимулирование педагогов, имеющих ученые степень и звание, работающих в системе основного общего среднего и среднего профессионального образования.

Несмотря на высокие требования, которые государство предъявляет к педагогическим работникам по воспитанию, обучению и образованию молодежи, социальное положение педагогов остается достаточно низким. Уменьшение интереса у учащейся молодежи к профессии педагога привело к нежеланию выпускников высшего и среднего профессионального образования работать в школах, дошкольных образовательных учреждениях. К чему, к сожалению, приводит и низкая оплата труда педагога, особенно молодых специалистов.

Только решение проблемы, то есть изменение подготовки педагогических кадров, позволит системе образования выйти на более высокий уровень взаимодействия с рынком труда, обеспечит качественную подготовку будущих специалистов. Мы считаем своим долгом обратить внимание государственных органов власти на необходимость кардинальной модернизации системы педагогического образования в стране и увеличение финансирования организаций, обеспечивающих подготовку педагогических кадров.

К одному из важных направлений деятельности системы педагогического образования мы относим совершенствование управления системой педагогического образования. Для чего, по нашему мнению, необходимо вернуться к вертикальной структуре деятельности и подчинения системы образования.

В результате реализации мероприятий по данному направлению система педагогического образования сумеет удовлетворить потребности региона в педагогических кадрах. Решению этой задачи способствует и создание комплексов непрерывного педагогического образования, ассоциаций организаций педагогического образования.

Интеграция организаций педагогического образования на уровне региона позволит создать единую образовательную среду, что в большей степени обеспечивает реализацию государственных стандартов педагогического образования с учетом региональных особенностей.

Вторым направлением модернизации системы педагогического образования является совершенствование содержания, форм и методов подготовки педагогов, управление качеством педагогического образования.

В новых стандартах особое внимание требуется обратить на психолого-педагогическую подготовку будущих учителей, преподавание таких дисциплин, как «Педагогика», «Возрастная и педагогическая психология», «Методика преподавания»; организацию педагогических практик; реализацию подготовки педагогов к овладению новыми способами оценки образовательных результатов обучающихся. К сожалению, сегодня идет не улучшение этого процесса, а ухудшение: практика переведена на самостоятельную работу без помощи и контроля со стороны преподавателей, все это делается под идеей перевода подготовки студентов на самостоятельную форму обучения. Нам кажется, что студентов сначала надо научить, а уж потом переводить на самостоятельную работу. Это касается в первую очередь процесса обучения на 1-2-м курсах обучения.

Мы считаем необходимым обеспечить переход от системы массовой подготовки учителя-предметника к разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов подготовки будущих педагогов, модели персонифицированного повышения квалификации, организации инновационных площадок, широкому использованию современных технологий обучения и др.

Важно усилить внимание к качеству педагогического образования. Для этого необходимо на основе исследований состояния системы образования обеспечивать грамотный заказ педагогических кадров и прогнозировать возможные варианты развития. Особое значение имеет мониторинг качества педагогических кадров как основание для корректировки их подготовки с учетом требований государства к образованию на современном этапе развития общества.

В годы советской власти ДОиН Кемеровской области изучал заявки на потребности в кадрах учителей каждого муниципалитета, а муниципалитеты определяли потребности в кадрах учителей каждой образовательной организации. Сегодня по «Закону об образовании в РФ» это направление полностью передано образовательным организациям. Именно поэтому мы посчитали необходимым ежегодно изучать потребности региона в педагогических кадрах, что необходимо для планирования подготовки учителей-предметников.

Таким образом, проведенные исследования позволили нам выделить основные пути развития системы педагогического образования:

— развитие системы непрерывного образования педагогических работников образовательных организаций региона, в том числе повышение квалификации педагогов;

— повышение качества педагогического образования;

— создание прозрачной объективной системы оценки качества достижений обучающихся, реализация на практике разработанной нами системы оценки;

— мониторинг качества образования на всех ступенях системы непрерывного образования с участием представителей общественности, в том числе работодателей;

— создание системы социального партнерства организаций педагогического образования за счет участия заинтересованных государственных и частных учреждений, организация их сетевого взаимодействия;

— повышение статуса выпускников учреждений среднего профессионального и высшего образования — будущих педагогов, создание правовых условий и разработка методических рекомендаций по совместной работе этих организаций для их результативного развития на качественно высоком уровне.

Выделенные нами проблемы требуют существенных изменений в профессиональной подготовке педагогов; совершенствования мер по созданию стимулов для повышения престижа педагогов; обеспечения постоянного роста уровня их квалификации.

Таким образом, проведенное нами теоретическое и экспериментальное исследование способствует разработке, апробации и внедрению в процесс подготовки педагогических кадров различных технологий, методов и средств управленческой, социальной и образовательной направленности.

Литература

1. Инновационные механизмы развития региональной системы профессионального образования (на примере Кемеровской области) : моногр. / А. Г. Апухтина, Л. А. Богданова, Л. Н. Вавилова и др. ; отв. ред. Е. Л. Руднева. Кемерово, 2017. 254 с.

2. Касаткина Н. Э., Руднева Е. Л. Интеграция деятельности школы и вуза по подготовке учащейся молодежи к выбору профессии в условиях реализации профильного обучения и профессиональной ориентации // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Актуальные направления развития системы профессиональной ориентации учащейся молодежи : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Кемерово, 15-16 марта 2017 г.) : в 2 ч. Ч. 2. Кемерово, 2017. С. 123-126.

3. Пахомова Е. А. Результаты оценки качества профессионального образования (на примере образовательных организаций СПО Кемеровской области) // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 12. С. 12-17.

4. Бородкина Е. В., Красношлыкова О. Г., Шефер И. В. Независимая оценка качества образовательной деятельности как аспект развития региональной системы образования // Наука и образование: новое время. 2017. № 5 (22). С. 346-354.

5. Чурекова Т. М., Кагакина Е. А. Основные направления модернизации российского университетского образования // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 29-2. С. 171.

References

1. A. G. Apukhtina, L. A. Bogdanova, L. N. Vavilova et al. Innovative mechanisms for the development of the regional system of professional education (by the example of the Kemerovo region) [Innovacionnye mehanizmy razvitija regional'noj sistemy professional'nogo obrazovanija (na primere Kemerovskoj oblasti)] : monograph. Executive editor E. L. Rudneva. Kemerovo, 2017. 254 p. (In Russian).

2. Kasatkina N. E., Rudneva E. L. Integration of school and university activities in preparing students for the choice of a profession in the context of specialized training and vocational guidance [Integracija dejatel'nosti shkoly i vuza po podgotovke uchashhejsja molodezhi k vyboru professii v uslovijah realizacii profil'nogo obuchenija i professional'noj orientacii]. Vocational education and youth employment: XXI century. Actual directions of the development of vocational guidance system for students

[Professional'noe obrazovanie i zanjatost' molodezhi: XXI vek. Aktual'nye napravlenija razvitija sistemy professional'noj orientacii uchashhejsja molodezhi] : materials of the international scientific and practical conference (Kemerovo, March 15-16, 2017) : in 2 parts. Part. 2. Kemerovo, 2017. P. 123-126. (In Russian).

3. Pakhomova E. A. Results of the evaluation of the quality of vocational education (on the example of educational organizations of the Kemerovo region SPO) [Rezul'taty ocenki kachestva professional'nogo obrazovanija (na primere obrazovatel'nyh organizacij SPO Kemerovskoj oblasti)]. Professional education. Capital [Professional'noe obrazovanie. Stolica]. 2016. № 12. P. 12-17. (In Russian).

4. Borodkina E. V., Krasnoshlykova O. G., Shefer I. V. Independent evaluation of the quality of educational activity as an aspect of the development of the regional education system [Nezavisimaja ocenka kachestva obrazovatel'noj dejatel'nosti kak aspekt razvitija regional'noj sistemy obrazovanija]. Science and education: a new era [Nauka i obrazovanie: novoe vremja]. 2017. № 5 (22). P. 346-354. (In Russian).

5. Churekova T. M, Kagakina E. A. Main directions of modernization of the Russian university education [Osnovnye napravlenija modernizacii rossijskogo universitetskogo obrazovanija]. Vestnik of the Kemerovo state university of culture and arts [Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv]. 2014. № 29-2. P. 171. (In Russian).

УДК/uDC 373.1 О. Г. Красношлыкова, С. В. Новикова

О. Krasnoshlykova, S. Novikova

реализация системно-деятельностного подхода

К ОБУЧЕНИЮ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ

федерального государственного образовательного

СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE IMPLEMENTION OF SYSTEM-ACTIVITY APPROACH TO LEARNING IN ACCORDANCE wITH The REQuIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDuCATIONAL STANDARD OF GENERAL SECONDARY EDuCATION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. В статье представлена проблема реализации системно-деятельностного подхода в образовательных организациях, которая обусловлена недостаточной практической направленностью процесса обучения. Авторы делают акцент на использовании метапредметности и над-предметности в преподавании учебных дисциплин.

Методология. Исследование проводится на основе системно-деятельностного подхода, а также путем теоретического анализа научной и методической литературы и наблюдения за образовательной деятельностью.

Результаты. В статье рассмотрены пути совершенствования образовательной деятельности, которая должна быть направлена на усиление деятельностной составляющей процесса обучения в условиях введения и реализации ФГОС. Более подробно авторы остановились на рассмотрении и использовании практико-ориентированных заданий, так как эти задания имеют не только учебную, но и практическую направленность, то есть реальную связь с жизненной ситуацией. Алгоритм использования практико-ориентированных заданий в урочной деятельности авторы представили в данной статье.

Заключение. Включение в содержание урока практико-ориентированных заданий обеспечивает совершенствование преподавания учебных предметов.

Introduction. The article considers the problem of system-activity approach realization in educational organizations which is due to the insufficient practical orientation of the process of learning. The authors put emphasis on the using of metadisciplinarity and overdisciplinarity in the teaching of subjects.

Materials and Methods. The research is conducted on the base of system-activity approach and with the help of theoretical analysis of scientific and methodical literature and observation of educational activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.