Научная статья на тему 'Организация практико-ориентированного дополнительного образования и профессиональной подготовки специалистов психолого-педагогического сопровождения'

Организация практико-ориентированного дополнительного образования и профессиональной подготовки специалистов психолого-педагогического сопровождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
практико-ориентированный подход / модернизация педагогического образования / профессиональный стандарт педагога / репродуктивные / продуктивные / активные методы самостоятельной работы / интерактивное обучение / сетевое взаимодействие. / practice-oriented approach / modernization of teacher education / the professional standard of the teacher / reproductive / productive / active methods of independent work / interactive training / network interaction / practical-oriented teacher training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. А. Егорова, Н. Н. Кошко

В статье обосновывается актуальность реализации практико-ориентированного подхода в дополнительном профессиональном образовании педагогических работников, необходимость приведения содержания образования в соответствие с профессиональным стандартом педагога. Обобщаются характерные черты практико-ориентированного подхода, выделены его преимущества и возможные пути реализации. В статье дается анализ проблем, связанных с несоответствием подготовки педагогических кадров стратегическим направлениям психолого-педагогического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л. А. Егорова, Н. Н. Кошко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PRACTICE-ORIENTED ADDITIONAL EDUCATION AND PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOG- ICAL SUPPORT

The authors of the paper consider the urgency of implementing a practice-oriented approach in additionally professional education and the need to bring the content of education in line with the professional standard of the teacher. The features of the practice-oriented approach are generalized; its advantages and possible ways of realization are highlighted. The authors analyze the problems associated with the discrepancy between the training of pedagogical personnel and strategic areas of psychological and pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Организация практико-ориентированного дополнительного образования и профессиональной подготовки специалистов психолого-педагогического сопровождения»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СУБЬЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

УДК 378.046.4

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

В статье обосновывается актуальность реализации практико-ориентированного подхода в дополнительном профессиональном образовании педагогических работников, необходимость приведения содержания образования в соответствие с профессиональным стандартом педагога. Обобщаются характерные черты практико-о-риентированного подхода, выделены его преимущества и возможные пути реализации. В статье дается анализ проблем, связанных с несоответствием подготовки педагогических кадров стратегическим направлениям психолого-педагогического сопровождения.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход; модернизация педагогического образования; профессиональный стандарт педагога; репродуктивные, продуктивные, активные методы самостоятельной работы; интерактивное обучение; сетевое взаимодействие.

В 2014 году разработана и принята «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций», которая включает мероприятия в области повышения уровня профессиональных компетенций педагогических работников, апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога, модернизацию педагогического образования, переход на эффективный контракт и повышение престижности профессии педагога, закрепленные в принятых федеральных программно-целевых документах — государственной программе Российской Федерации «Развитие образова-

Как цитировать статью: Егорова Л. А., Кошко Н. Н. Организация практико-ориентированного дополнительного образования и профессиональной подготовки специалистов психолого-педагогического сопровождения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 2(49). С.159-168.

Л. А.Егорова

Заместитель директора, Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», г. Кемерово E-mail: kuzrc_obr@mail.ru Larisa A. Egorova Deputy Director, Kuzbass Regional Centre of Psychological and Pedagogical, Medical and Social Assistance "Health and Personality Development", Kemerovo, Russia

Н. Н. Кошко

Кандидат биологических наук, Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», г. Кемерово E-mail: koshko80@mail.ru Natalya N. Koshko PhD (Biology), Educational Supervisor, Kuzbass Regional Centre of Psychological and Pedagogical, Medical and Social Assistance "Health and Personality Development", Kemerovo, Russia

ния» на 2013-2020 годы, государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, Концепции федеральной программы развития образования на 2016-2020 годы [7; 15; 16].

В Концепции поддержки развития педагогического образования выделяются следующие проблемы, направленные на усилия государства и педагогического сообщества: проблемы, связанные с началом педагогической деятельности (низкий уровень подготовки абитуриентов, поступающих на педагогическое направление, низкий процент трудоустройства выпускников в систему образования и т.п.); проблемы подготовки (несоответствие профессиональной компетентности выпускников уровню развития современного образования); проблемы карьерного роста (низкий уровень оплаты труда, недостаточная социальная поддержка молодых специалистов и др.) [8; 11;12;13;15].

В проекте модернизации педагогического образования одной из наиболее значимых позиций является практико-ориентированная подготовка педагогических кадров [7; 16]. Авторы проекта считают необходимым создание такой модели практико-ориентированного обучения, в которой основным образовательным результатом будет являться способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с профессиональным стандартом, что, в свою очередь, обеспечивает возможность организации полноценной, рациональной учебной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС [6; 9; 16].

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение (далее — ППМС-сопровождение) является значимым фактором развития региональной системы образования при условии системного подхода к развитию ее ресурсов: мотивационного ресурса (основное назначение ППМС-сопровождения, возможности субъектов образовательного процесса, специалистов, руководителей образовательных организаций); организационно-управленческого ресурса (корректировка управленческой структуры ППМС-сопровождения на разных уровнях ее функционирования); организационно-нормативной документации (нормирование рабочего времени специалистов, объем нагрузки и т.п.); методической базы (разработка и унификация технологий и инструментов работы) [3; 5; 17].

Одной из проблем ППМС-сопровождения является нехватка практико-о-риентированных эффективных программ (технологий, технологического инструментария, методологического сопровождения) подготовки специалистов ППМС-сопровождения, что требует мобилизации ресурсов организаций высшего образования по профессиональной ориентации будущих специалистов службы ППМС-сопровождения, разработки системы сопровождения молодых специалистов, организации прохождения практики будущих специалистов [1; 17; 18].

В современную систему ППМС-сопровождения в системе образования Кемеровской области входят три основных блока:

I. Практический блок:

- психологи, дефектологи, логопеды, работающие в образовательных организациях;

- ГОО «Кузбасский региональный Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», включающий отделение дополнительного образования»;

- муниципальные центры для детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- психолого-медико-педагогические комиссии (территориальные и Центральная ПМПК) и психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных организаций.

II. Блок подготовки кадров, повышения их квалификации и переподготовки:

- Государственная бюджетная образовательная организация «Кемеровский педагогический колледж»;

- Государственная образовательная организация «Кузбасский региональный Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи „Здоровье и развитие личности"», включающий отделение дополнительного образования;

- Государственная образовательная организация дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;

- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет»;

- подразделения профессиональных образовательных организаций высшего образования, реализующие программы дополнительного профессионального образования.

III. Научно-методический и информационный блок:

- информационные подразделения организаций образования Кемеровской области;

- научные подразделения организаций высшего образования.

Проведенный анализ соответствия уровня профессиональных компетенций требованиям профессиональных стандартов выявил несоответствие более чем трети специалистов ППМС-сопровождения. В связи с этим необходимо решение сложившихся кадровых вопросов в организациях образования Кемеровской области посредствам внедрения следующих мероприятий:

- повышение базового уровня образования штатных работников, осуществляющих ППМС-сопровождение;

- повышение уровня квалификации педагогических работников, осуществляющих ППМС-сопровождение;

- возможность профессионального карьерного роста специалистов ППМС-сопровождения организаций образования Кемеровской области;

- проведение анализа потребности образовательных организаций Кемеровской области в квалифицированных специалистах, осуществляющих ППМС-сопровождение, согласно штатным нормативам;

- согласование возможностей «преддипломной» подготовки специалистов ППМС-сопровождения на уровне бакалавриата или магистратуры с учреждениями высшего образования Кемеровской области [3; 17; 18].

Обеспечение дальнейшего развития комплексной системы формирования кадров, их рационального распределения и эффективного использования должно соответствовать основным направлениям развития системы образования Кемеровской области [14; 18]. Стратегия психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения в системе образования Кемеровской области включает комплекс мероприятий, которые выступают в качестве основы для модернизации и укрепления единой инфраструктуры, осуществляющей психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение в системе образования Кемеровской области:

- формирование и обеспечение условий психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (кадровый ресурс, материально-техническая база, обеспечение диагностическим и коррекционным инструментарием, рациональность использования всех видов ресурсов, финансирование организации и т.д.);

- осуществление методического и научно-исследовательского сопровождения процессов оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- развитие системы непрерывного профессионального образования специалистов, реализующих психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение [1; 2; 3; 14; 17; 18].

Так как задачи имеют комплексный характер и достаточно масштабны по объему, то предлагается их решение по основным направлениям, одно из которых — развитие системы непрерывного образования специалистов, осуществляющих ППМС-сопровождение [10; 17; 18].

Основной целью проекта «Развитие системы непрерывного образования специалистов, осуществляющих ППМС-сопровождение», является: обеспечение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества; формирование высокого уровня общей культуры и эрудиции, социальной активности специалистов, осуществляющих ППМС-сопровождение; создание единой системы, объединяющей различные формы образовательной деятельности [14; 17; 18].

В Кемеровской области сложилась централизованная модель организации ППМС-сопровождения в системе образования, накоплен большой опыт ее работы, создана научно-методическая база, организована непрерывная профессиональная подготовка кадров, подготовлены высококвалифицированные специалисты, осуществляющие ППМС-сопровождение [3; 18].

Организацией-координатором деятельности образовательных ор-

ганизаций, входящих в региональную модель психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения в системе образования области, выступает ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи „Здоровье и развитие личности"», что позволяет обеспечивать преемственность и сетевое взаимодействие в работе организаций, реализующих психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, и единый, методический подход к его организации. В ГОО «Кузбасский РЦППМС» осуществляется организация и проведение научно-прикладных и методических исследований, результаты которых проходят апробацию в работе образовательных организаций, являющихся ресурсными центрами ГОО «Кузбасский РЦППМС», по теме «Разработка, апробация и внедрение психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного процесса», что позволяет подготавливать и издавать учебно-методические пособия и научные публикации, в том числе в изданиях перечня ВАК [5; 18].

Основными задачами деятельности ресурсного центра являются:

- организационно-методическая и информационная поддержка профессиональной и инновационной деятельности педагогических работников;

- научно-методическое сопровождение внедрения новых организационных технологий в образовании, внедрения инноваций, проведения опытно-экспериментальной работы, экспертной оценки психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся и воспитанников;

- накопление опыта в создании в образовательной организации условий, способствующих формированию здоровьесберегающей среды;

- удовлетворение потребностей специалистов образовательной организации в получении знаний о достижениях педагогической науки и практики, отечественном и зарубежном опыте, повышение компетентности в вопросах содействия укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.

Такие организации, как Кемеровский государственный университет (КемГУ), Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО), Кузбасский региональный институт развития профессионального образования (КРИРПО), Институт повышения квалификации (ИПК) г. Новокузнецка, обеспечивают научную и научно-методическую поддержку здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений области [4; 5; 18].

В системе высшего образования формирование профессиональной позиции, ориентированной на вопросы, связанные со здоровьем детей и подростков, является невостребованным студентами. Оно становится актуальным в условиях, когда сформированы профессиональные компетенции. Поэтому подготовка педагогов к решению задач содействия сохранению здоровья посредством

реализации здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности становится актуальной в системе повышения квалификации [1; 3; 4].

Система дополнительного профессионального образования служит ключевым звеном в формировании профессиональных компетенций педагогов в вопросах содействия сохранению здоровья, формированию безопасной здоровьесберегающей среды. В условиях дополнительного профессионального непрерывного образования (на послевузовском этапе) реализуется модель повышения квалификации, учитывающая формирование профессиональной готовности педагога к здоровьесбережению за счет совместной деятельности вуза и базовой организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы образовательной организации высшего образования [4; 10; 17].

Все вышеперечисленное определило создание «Лаборатории комплексных проблем здоровья и развития личности», являющейся совместным структурным подразделением Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» и Государственной организации образования «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи „Здоровье и развитие личности"». Лаборатория создана для практической подготовки обучающихся путем реализации КемГУ части образовательной программы соответствующего профиля, направленной на формирование, закрепление и развитие умений и компетенций и включающей возможность осуществления научной деятельности, расширения исследовательского принципа обучения и научной составляющей образовательной деятельности, в том числе привлечения обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, а также специалистов, обладающих достаточным практическим опытом по направлению профессиональной деятельности. Целью функционирования лаборатории является совершенствование образовательной и научно-практической деятельности посредством проведения комплекса фундаментально-прикладных медико-физиологических, эколого-социальных, психолого-педагогических исследований по вопросам адаптации и здоровья индивида и подготовка практико-ориентированных, высококвалифицированных кадров. Для реализации указанной цели ГОО «Кузбасский РЦППМС» на базе «Лаборатории комплексных проблем здоровья и развития личности» осуществляет научно-методическую, научно-исследовательскую, учебно-исследовательскую деятельность по дисциплинам, входящим в учебный план направления обучающихся, предоставляет места для проведения практик и организует руководство научно-исследовательской работой студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей. ГОО «Кузбасский РЦППМС» на базе «Лаборатории комплексных проблем здоровья и развития личности» проводит фундаментальные и прикладные исследования по вопросам адаптации, здоровья и развития индивида с привлечением студентов, аспирантов

и сотрудников кафедры физиологии человека и психофизиологии КемГУ. На сегодняшний день, в соответствии с профилем, на базе лаборатории реализуется более десяти научных исследований, охватывающих вопросы возрастной физиологии, психофизиологии, психолого-педагогического и психолого-физиологического сопровождения образовательного процесса, содействия сохранению здоровья обучающихся и педагогов, формирования безопасного и здорового образа жизни обучающихся [18].

Комплекс проблем, связанных с формированием социально-адаптивного и здоровьесберегающего поведения младших и старших подростков, актуализировал необходимость развития интеграционных процессов в системе общего и дополнительного образования [1; 2]. Важно отметить, что в контексте данной ситуации психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение в системе образования обновляется направлениями деятельности, основанными на современных эффективных педагогических, психолого-физиологических и медико-социальных технологиях. Процесс развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в организациях образования должен стать планомерным, соответствовать общепринятой системной стратегии, в которой будут четко определены цели, задачи и критерии всех ее составляющих, определены основные этапы становления [3; 17].

Проблемы развития и воспитания дошкольников и школьников во многом зависят от профессиональной готовности воспитателя и учителя.

Опыт работы в рамках дополнительной профессиональной образовательной программы профессиональной подготовки педагогических работников убедил нас в том, что образовательным организациям нужен педагог с квалификацией, позволяющей осуществлять индивидуально-дифференцированный подход, реализовывать здровьесберегающий компонент образовательной деятельности. Отсутствие понимания реальных потребностей школы не позволяют в полной мере решать эти вопросы, являющиеся особенно актуальными в связи с внедрением инклюзивного образования. Недостаточное внимание к решению задач, связанных с серьезными изменениями в сфере дополнительного образования, и отсутствие практико-ориентированного подхода в программах подготовки делают выпускников неготовыми к психолого-педагогическому мониторингу развития детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ, к отработке образовательных, воспитательных моделей и технологий на профессиональных инновационных площадках [1; 3; 10].

В связи с вышеизложенным решение проблемы непрерывного повышения уровня подготовки педагогических кадров в соответствии со стандартами профессиональной деятельности педагога и ФГОС НОО, ООО, СОО может быть достигнуто посредством:

- интеграции образовательных ресурсов;

- базового научно-практического потенциала педагогического состава;

- освоения дополнительных педагогических компетенций в рамках повышения профессионального образования;

- технологичности и адекватности выбора новейших информационных технологий, используемых в образовательном процессе;

- снижения риска нетрудоустройства выпускников за счет партнерства с работодателем и прогнозирования потребностей региона в педагогических кадрах;

- готовности выпускников и специалистов к сопровождению детей с ОВЗ за счет включения теоретической составляющей в профессиональные модули и отработку практической части на базе ресурсных учреждений;

- оказания новых образовательных услуг, освоив которые специалист получает дополнительные возможности развития педагогической карьеры в сфере образования;

- сформированности компетенций обучаемых в получаемых квалификациях и их соответствия требованиям профессиональных стандартов.

Литература

1. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие. 3-е изд., перераб. / под. ред. Э. М. Казина; М.: Омега-Л, 2016. 443 с.

2. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Красношлыкова О. Г. и др. Концептуальные и организационно-методические основания реализации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения подростков в системе образования // Валеология. 2016. № 2. С. 15-24.

3. Казин Э. М., Свиридова И. А., Касаткина Н. Э. и др. Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты проблемы здоровья и здорового образа жизни на современном этапе развития общества (концептуальный и прикладные подходы) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1. С. 26-33.

4. Казин Э. М., Свиридова И. А., Семенкова Т. Н. Здоровьесберегающие подходы и развитие системы образования в современных социокультурных условиях Кузбасса // Валеология. 2005. № 4. С. 79-85.

5. Казин Э. М., Свиридова И. А., Федоров А. И. и др. Оценка здоровья на основе интеграции психолого-педагогических и медико-физиологических подходов // Валеология. 2016. № 2. С. 40-43.

6. Калугина И. Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. 215 с.

7. Патрушева И. В. Практико-ориентированный подход к организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза // Науковедение. 2015. Том 7, № 4: [сайт]. URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/133PVN415.pdf (дата обращения: 19.12.2017).

8. Савицкая А. В. Практико-ориентированный подход в обучении: обзор зарубежной литературы и проблемы реализации в вузе // European Social Science Journal. 2013. № 4 (23). С. 66-74.

9. Субетто А. И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квали-метрия компетенций. СПб. й М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.

10. Формирование культуры здоровья в процессе подготовки студентов педагогических специальностей: учебное пособие / под ред. Э. М. Казина, Н. Э. Касаткиной. М.: Омега — Л, 2014.— 320 с.

11. Шабанова О. П., Шабанова М. Н. Практико-ориентированная подготовка педагога как стратегия российского образования// Ученые записки -электронный научный журнал Курского государственного университета. Курск, 2014. № 1(29): [сайт]. URL: http://scientific-notes.ru/pdf/034025.pdf № 0420800068 (дата обращения: 11.12.2014).

12. Чистякова С. Н., Соколова И. И. О проекте поддержки развития педагогического образования// Педагогика. 2014. № 5 С. 87-94.

13. ШестакН. В. Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 29-38.

14. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.12.2012 N610 «Об утверждении Региональной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Кемерово — официальный сайт администрации города: http://www.kemerovo.ru/archive/file/2811/zakon_6.doc (дата обращения: 19.12.2017).

15. Концепция развития педагогического образования: проект [Электронный ресурс]. Режим досту-

па: https://www.nspu.ru/upload/about/manager/ums/koncepcia_razvitia_pedagogicheskogo_obrazovania_2014. rtf (дата обращения: 19.12.2017).

16. Программа «Модернизация педагогического образования в Российской Федерации» // Министерство образования и науки Российской Федерации: [официальный сайт] https://xn-80abucjiibhv9a. xn — p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/484/%D1%84%D0%B0%D0%B 9%D0%BB/4683/2015_%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3_%D0%BC%D0%B0%D0%B9.pdf (дата обращения: 19.12.2017).

17. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года // Факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова: [официальный сайт]. URL: ww.psy.msu.ru/science/conference/psy_service/2016/conception.pdf (дата обращения: 19.12.2017).

18. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса // Департамент образования и науки Кемеровской области: [официальный сайт]. URL: http://образование42.рф/media/uploads/ documents/analiz_deatel_nosti_ppms_zentrov.docx (дата обращения: 19.12.2017).

ORGANIZATION OF PRACTICE-ORIENTED ADDITIONAL EDUCATION AND PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

The authors of the paper consider the urgency of implementing a practice-oriented approach in additionally professional education and the need to bring the content of education in line with the professional standard of the teacher. The features of the practice-oriented approach are generalized; its advantages and possible ways of realization are highlighted. The authors analyze the problems associated with the discrepancy between the training of pedagogical personnel and strategic areas of psychological and pedagogical education.

Keywords: practice-oriented approach, modernization of teacher education, the professional standard of the teacher, reproductive, productive, active methods of independent work, interactive training, network interaction, practical-oriented teacher training.

References

• Zdorov'yesberegayushchaya deyatel'nost' v sisteme obrazovaniya: teoriya i praktika: uchebnoye posobiye [Health-saving activity in the education system: theory and practice: textbook] / pod. Red. E. M. Kazina; — 3-ye izd., pererab. M.: Omega-L, 2016. 443 s.

• E. M. Kazin, N. E. Kasatkina, O. G. Krasnoshlykova, I. A. Sviridova, E. V. Pracun, L. V. Chvanova Konceptual'nye i organizacionno-metodicheskie osnovaniya realizacii psihologo-pedagogicheskogo i mediko-social'nogo so-provozhdeniya podrostkov v sisteme obrazovaniya [Conceptual and organizational-methodological grounds for the implementation of psychological, pedagogical and medico-social support for adolescents in the educational system] // Valeologiya.— Journal of Valeology 2016. № 2. S15-24.

• E. M. Kazin, I. A. Sviridova, N. E. Kasatkina, O. G. Krasnoshlykova, Ye. L. Rudneva Mediko-biologicheskiye i psikhologo-pedagogicheskiye aspekty problemy zdorov'ya i zdorovogo obraza zhizni na sovremennom etape razvitiya obshchestva (kontsenptual'nyy i prikladnyye podkhody) [Medico-biological and psychological-pedagogical aspects of the problem of health and a healthy lifestyle at the present stage of development of society (concen- tual and applied approaches)] // Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom — Vocational education in Russia and abroad 2016, № 1 S. 26-33.

• E. M. Kazin, I. A. Sviridova, T. N. Semenkova Zdorov'yesberegayushchiye podkhody i razvitiye sistemy obrazovaniya v sovremennykh sotsiokul'turnykh usloviyakh Kuzbassa [Health-saving approaches and the development of the education system in the modern socio-cultural conditions of Kuzbass] // Valeologiya.— Journal of Valeology 2005.— № 4.— S.79-85.

• E. M. Kazin, I. A. Sviridova, A. I . Fedorov, T. I . Sherer Otsenka zdorov'ya na osnove integratsii psikhologo-pedagogicheskikh i mediko-fiziologicheskikh podkhodov [Evaluation of health on the basis of integration of psychological, pedagogical and medico-physiological approaches] // Valeologiya.— Journal of Valeology 2016. № 2. S40-43.

• Y. U. Kalugina Obrazovatel'nyye vozmozhnosti praktiko-oriyentirovannogo obucheniya uchashchikhsya: diss. ... k. ped. n. [Educational opportunities of practical-oriented learning of students: diss. ... to. Ped. N] Yekaterinburg, 2000. 215 s.

• I. V. Patrusheva Praktiko-oriyentirovannyy podkhod k organizatsii samostoyatel'noy raboty studentov peda-gogicheskogo vuza [Practical-oriented approach to the organization of independent work of students of a pedagogical university] // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIYe» Tom 7, № 4 (2015) http://naukovedenie.ru/ PDF/133PVN415.pdf (dostup svobodnyy). Zagl. s ekrana. YAz. rus., angl. DOI: 10.15862/133PVN415

• V. Savitskaya Praktiko-oriyentirovannyy podkhod v obuchenii: obzor zarubezhnoy literatury i problemy real-izatsii v vuze [Practical-oriented approach in teaching: a review of foreign literature and problems of implementation in the university] // European Social Science Journal. 2013. № 4 (23). S. 66-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• I Subetto. Ontologiya i epistemologiya kompetentnostnogo podkhoda, klassifikatsiya i kvalimetriya kompe-tentsiy [Ontology and epistemology of competence approach, classification and qualification of competences]. SPb. 8 M.: Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov,— St. Petersburg. H M .: Research Center for Quality Problems in Training of Specialists 2006. 72 s.

• Formirovaniye kul'tury zdorov'ya v protsesse podgotovki studentov pedagogicheskikh spetsial'nostey ucheb-noye posobiye [Formation of culture of health in the process of preparation of students of pedagogical specialties: textbook] / pod redaktsiyey E. M. Kazina, N. E. Kasatkinoy, «Omega — L».--M .: Publishing house

"Omega-L",, 2014g.

• O. P. Shabanova, M. N. Shabanova Praktiko-oriyentirovannaya podgotovka pedagoga, kak strategiya rossiyskogo obrazovaniya [Practical-oriented training of a teacher, as a strategy of Russian education] // Uchenyye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta.— Scientific notes. Electronic scientific journal of the Kursk State University Kursk, 2014. № 1 (29). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/034025.pdf № 0420800068 (data obrashcheniya: 11.12.2014).

• N. V. Shestak Kompetentnostnyy podkhod v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii [he Competence Approach in Additional Professional Education] // Vyssheye obrazovaniye v Rossii — Higher Education in Russia 2009. № 3. S. 29-38.

• Kollegiya administratsii Kemerovskoy oblasti postanovleniye ot 28 dekabrya 2012 g. N610 ob Utverzhdenii regional'noy strategii deystviy v interesakh detey na 2012-2017 gody [The Board of Administration of the Kemerovo Region Decree of December 28, 2012 N610 on the Approval of the Regional Strategy of Action for Children in 2012-2017] // [Electronic resource] http://www.kemerovo.ru/archive/file/2811/zakon_6.doc.

• Kontseptsiya razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya: proyekt [The concept of pedagogical education development: project] // [Electronic resource]

• https://www.nspu.ru/upload/about/manager/ums/koncepcia_razvitia_pedagogicheskogo_obrazovania_2014. rtf.

• Programma «Modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii» [The program "Modernization of Teacher Education in the Russian Federation"] // [Electronic resource] https://xn-80abucji-ibhv9a.xn — p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/484/%D1%84%D0%B0 %D0%B9%D0%BB/4683/2015_%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3_%D0%BC%D0%B0%D0%B9.pdf

• Kontseptsiya razvitiya psikhologicheskoy sluzhby v sisteme obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [The concept of the development of psychological service in the educational system in the Russian Federation for the period up to 2025] // [Electronic resource] ww.psy.msu.ru/science/conference/psy_ser-vice/2016/conception.pdf

• Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye obrazovatel'nogo protsessa [Psychological and pedagogical support of the educational process] // [Electronic resource] http://o6pa30BaHMe42.p^/media/uploads/docu-ments/analiz_deatel_nosti_ppms_zentrov.docx

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.