здоровьесберегающая деятельность
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
HEALTH SAVING ACTIVITY IN EDuCATION SYSTEM: THEORY AND PRACTICE
УДК/uDC 373:612.821(571.17) Н. П. Кривошеина, Н. Н. Кошко,
И. А. Свиридова, А. И. Федоров,
Э. М. Казин
Nina Krivosheina, Natalya Koshko, Irina Sviridova, A. Fedorov, E Kazin
комплексный психолого-физиологический ПОДХОД к организации здоровьесбергающего сопровождения
старших дошкольников
A COMPLEX PSYCHO-PHYSIOLOGICAL APPROACH
TO the organization of health saving maintenance
OF OLDER PRESCHOOLERS
В статье рассматривается подход к организации воспитательно-образовательного процесса старших дошкольников с учетом индивидуально-типологических особенностей. Подробно описана система работы со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях Кемеровской области.
The organization of educational process of the preschool children is considered in the article taking into account individual and typological features. The system of work with all participants of educational process in the preschool organizations of the Kemerovo region is in detail described.
Ключевые слова: дошкольное образование, старший дошкольный возраст, индивидуально-типологические особенности, адаптация.
Keywords: preschool education, senior preschool age, individual and typological features, adaptation.
На современном этапе развития системы дошкольного образования становится все более значимым направление по сохранению и укреплению здоровья детей, получают дальнейшее распространение программы для часто болеющих детей, обогащается спектр оздоровительных мероприятий, способствующих снижению заболеваемости. Тем не менее, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составило лишь около 10 % контингента детей, поступающих в школу. Современное состояние здоровья детей дошкольного возраста характеризуется высокой распространенностью функциональных отклонений, хронических заболеваний, физиологической незрелостью, отклонениями в социально-психическом развитии [5].
Для полноценного развития каждого ребенка, его познавательных способностей
и творческого потенциала следует провести комплексную психофизиологическую диагностику, позволяющую выявить индивидуальные особенности, учет которых необходим для оптимизации построения образовательной деятельности в дошкольной организации.
Учет индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка на этапе дошкольного образования позволяет осуществлять выбор наиболее адекватных образовательных методик и технологий, что повышает эффективность и успешность образовательной деятельности и способствует оптимизации процесса адаптации детей к началу обучения в школе, сохранению и укреплению их здоровья [3].
Одним из ведущих направлений Кузбасского регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» с 2014 г. является психолого-педагогическое и здоро-вьесберегающее сопровождение дошкольного образования Кемеровской области.
Специалистами ГОО «Кузбасский РЦППМС» внедряется система психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения дошкольного образования Кемеровской области, которая включает в себя:
— проведение комплексной психофизиологической диагностики, включающей изучение индивидуальных особенностей личности ребенка; уровень развития нейродинамиче-ских и психодинамических функций; изучение особенностей физического и психического развития;
— проведение индивидуального консультирования по результатам проведенной диагностики с выдачей рекомендаций по повышению эффективности взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса;
— проведение обучающих семинаров, тренингов, лекториев, мастер-классов для воспитателей и специалистов ДОУ, родителей (законных представителей) по сохранению и укреплению здоровья и развитию личности ребенка;
— методическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ (разработка и издание методических рекомендаций, пособий, буклетов и т. д.) с целью повышения здоровьесберегающей и психолого-педагогической профессиональной компетентности специалистов системы дошкольного образования и родителей.
На сегодняшний день работой ГОО «Кузбасский РЦППМС» охвачено 265 (около 90 %) дошкольных образовательных организаций Кемерова, специалисты которых принимают активное участие в обучающих семинарах, тренингах и мастер-классах по вопросам сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Более 150 детей старшего дошкольного возраста Кемерова прошли индивидуальную психофизиологическую диагностику, по результатам которой были выданы рекомендации для родителей и педагогов.
В данном направлении с Центром активно сотрудничают воспитатели и специалисты дошкольных образовательных организаций из 28 муниципальных образований Кемеровской области.
С целью выявления индивидуальных психофизиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста проведено комплексное обследование детей шестилетнего возраста обоего пола, воспитанников подготовительных групп дошкольных образовательных организаций г. Кемерово. Обследовано 152 человека, из них 78 мальчиков и 74 девочки.
Также у всех обследованных детей проводилась оценка нейродинамических и психодинамических показателей с использованием автоматизированного психофизиологического комплекса «Статус ПФ» [4] и изучение функциональных возможностей и особенностей вегетативной регуляции сердечного ритма с использованием автоматизированной кардиоритмографической программы «ОЯТОЕхрегЁ» [1], для выявления дефицита развития личности ребенка на ранних стадиях использовался тест Тулуз-Пьерона [6] и методика выявления факторов риска зависимости у детей 6-8 лет [2].
В ходе исследования была определена группа детей с дефицитом развития личности, к которой относится четвертая часть дошкольников (п=38 чел., 25 % всех обследованных).
При проведении сравнительного анализа средних значений психофизиологических и нейродинамических показателей у детей двух групп были выявлены достоверные различия. Дети с отсутствием дефицита развития характеризовались достоверно высокими значениями объема внимания, памяти, низкими значениями при выполнении простой зрительно-моторной реакции (более высокой скорости зрительно-моторного реагирования) и меньшим количеством синкенезий (лучшим развитием мелкой моторики рук) (табл.).
Психофизиологические и нейродинамические показатели старших дошкольников исследуемых групп
Таблица
Показатели Дети, не имеющие дефицита развития (п=114) М±т Дети с дефицитом развития (п=38) М±т P<0,05
Образная память, балл 6,75±0,25 6,11±0,18 *
Объем внимания, балл 4,3±0,31 3,8±0,22 *
ПЗМР, мс 435,4±14,02 486,6±19,64 *
Кол-во синкенезий 2,8±0,34 4,0±0,34 *
РДО_ОсуМ, мс 301±39,63 191,39±36,49 *
РДО_ЗсуМ, мс 598,47±37,19 786,83±46,23 *
рДО_Осре^ мс 105,86±12,04 64,53±13,34 *
По результатам настоящего исследования нами установлено, что дефицит развития личности связан с психофизиологическим развитием ребенка: у детей, имеющих дефицит, отмечены более низкие темпы психофизиологического созревания и ухудшение функционирования центральной нервной системы, что создает целый спектр трудностей для ребенка в адаптации к окружающим условиям и успешной социализации [7].
Дошкольники, имеющие дефицит развития, характеризуются значительным напряжением регуляторных механизмов, что сопровождается большими физиологическими и психоэмоциональными затратами организма, высокой физиологической стоимостью адаптации к условиям среды (рис.).
Анализ интегрального автоматизированного заключения о функциональном состоянии организма показал, что большая часть детей с дефицитом развития (61 %) характеризуется состоянием неудовлетворительной адаптации, что обусловливает повышенный уровень напряжения регуляторных систем, смещение вегетативного равновесия в сторону адренер-гических механизмов и сопровождается снижением функционального резерва, резистентности организма к неблагоприятным факторам среды.
В связи с этим необходимы дальнейшее исследование физиологических и психологических особенностей таких детей в целях поиска путей создания для них адекватных условий развития, содействие эффективному обеспе-
условная норма дефицит развития
■ оптимальное ■ удовлетворительное ■ неудовлетворительное
Рис. Функциональное состояние обследуемых дошкольников, в %
чению физического, психического и социального благополучия ребенка, предупреждая тем самым развитие дезадаптивных форм поведения в будущем.
Деятельность, осуществляемая ГОО «Кузбасский РЦППМС», позволяет содействовать эффективному обеспечению физического, психического и социального благополучия ребенка в условиях дошкольного образования и оптимизировать процесс адаптации детей к переходу из ДОУ в начальную школу.
1. Практикум по психофизиологической диагностике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Г. Блинова, Л. Н. Игишева, Н. А. Литвинова и др. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 128 с.
2. Федоренко Е. Ю. Выявление риска зависимости у детей 6-8 лет: методическая разработка. — Красноярск, 2008. — 17 с.
3. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии : учеб. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 1444с.
4. Иванов В. И., Литвинова Н. А., Березина М. Г. Оценка психофизиологического состояния организма человека // Роспатент № 2001610233.
5. Казин Э. М. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование : учебно-методический комплекс. Кн. I. Здоровьесбе-регающие аспекты дошкольного и начального общего образования: учеб.-метод. пособие / под. ред. Э. М. Ка-зина. — Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011.
6. Оптимизация обучения и развития детей с ММД — Тест Тулуз-Пьерона : методическое руководство /Л. А. Ясю-кова. — Доп. и перераб. — СПб.: ИМАТОН, 2007. — 104 с.
7. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М. : ТЦ Сфера, 2003.
УДК/uDC 378.17 Н. Г. Блинова, Н. В. Аверьянова
Nina Blinova, Nadezhda Averyanova
взаимосвязь особенностей образа жизни, адаптации к обучению, состояния здоровья и уровня культуры здоровья у студентов
THE RELATIONSHIP OF STuDENTS' FEATuRES LIFESTYLE, ADAPTATION TO LEARNING, STATE OF health AND HEALTH CuLTuRE LEVEL
В статье представлены материалы изучения влияния уровня культуры здоровья на особенности образа жизни, показатели адаптации и состояния здоровья студентов.
The article presents the study of the influence of the level of health culture in the particular way of life, indicators of adaptation and the health of students.
Ключевые слова: студенты, культура здоровья, мотивации, адаптация, состояние здоровья.
Keywords: students, health culture, motivation, adaptation, state of health.
Здоровье населения находится в прямой зависимости от особенностей образа жизни, который формируется в процессе воспитания и образования. Студенческая молодежь составляет особую социальную группу, характеризующуюся специфическими условиями труда и жизни, находящуюся в периоде формирования социальной и экономической
зрелости, хорошо адаптирующуюся к комплексу факторов социального и природного окружения и вместе с тем подверженную высокому риску нарушений состояния здоровья [2; 3; 4]. Анализ многочисленных материалов об особенностях жизнедеятельности студентов свидетельствует о неупорядоченности, нерациональности и абиологическом характере образа жизни, проявляющихся в несвоевременном приеме пищи, систематическом недосыпании, недостаточном пребывании на свежем воздухе и малой двигательной активности при отсутствии закаливающих процедур, нерациональном распределении учебной деятельности и сна, наличии вредных привычек, низком уровне культуры здоровья [1, 5, 6]. Одним из способов сохранения и укрепления здоровья студентов является формирование у них культуры здоровья.
С целью изучения влияния уровня культуры здоровья и особенностей образа жизни на показатели их адаптации к обучению было