Научная статья на тему 'Взаимосвязь особенностей образа жизни, адаптации к обучению, состояния здоровья и уровня культуры здоровья у студентов'

Взаимосвязь особенностей образа жизни, адаптации к обучению, состояния здоровья и уровня культуры здоровья у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
399
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / МОТИВАЦИИ / АДАПТАЦИЯ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / STUDENTS / HEALTH CULTURE / MOTIVATION / ADAPTATION / STATE OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Блинова Нина Геннадьевна, Аверьянова Надежда Викторовна

В статье представлены материалы изучения влияния уровня культуры здоровья на особенности образа жизни, показатели адаптации и состояния здоровья студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Блинова Нина Геннадьевна, Аверьянова Надежда Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF STUDENTS’ FEATURES LIFESTYLE, ADAPTATION TO LEARNING, STATE OF HEALTH AND HEALTH CULTURE LEVEL

The article presents the study of the influence of the level of health culture in the particular way of life, indicators of adaptation and the health of students.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь особенностей образа жизни, адаптации к обучению, состояния здоровья и уровня культуры здоровья у студентов»

Health saving activity in education system: theory and practice

чению физического, психического и социального благополучия ребенка, предупреждая тем самым развитие дезадаптивных форм поведения в будущем.

Деятельность, осуществляемая ГОО «Кузбасский РЦППМС», позволяет содействовать эффективному обеспечению физического, психического и социального благополучия ребенка в условиях дошкольного образования и оптимизировать процесс адаптации детей к переходу из ДОУ в начальную школу.

1. Практикум по психофизиологической диагностике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Г. Блинова, Л. Н. Игишева, Н. А. Литвинова и др. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 128 с.

2. Федоренко Е. Ю. Выявление риска зависимости у детей 6-8 лет: методическая разработка. — Красноярск, 2008. — 17 с.

3. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии : учеб. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 1444с.

4. Иванов В. И., Литвинова Н. А., Березина М. Г. Оценка психофизиологического состояния организма человека // Роспатент № 2001610233.

5. Казин Э. М. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование : учебно-методический комплекс. Кн. I. Здоровьесбе-регающие аспекты дошкольного и начального общего образования: учеб.-метод. пособие / под. ред. Э. М. Ка-зина. — Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011.

6. Оптимизация обучения и развития детей с ММД — Тест Тулуз-Пьерона : методическое руководство /Л. А. Ясю-кова. — Доп. и перераб. — СПб.: ИМАТОН, 2007. — 104 с.

7. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М. : ТЦ Сфера, 2003.

УДК/uDC 378.17 Н. Г. Блинова, Н. В. Аверьянова

Nina Blinova, Nadezhda Averyanova

взаимосвязь особенностей образа жизни, адаптации к обучению, состояния здоровья и уровня культуры здоровья у студентов

THE RELATIONSHIP OF STuDENTS' FEATuRES LIFESTYLE, ADAPTATION TO LEARNING, STATE OF health AND HEALTH CuLTuRE LEVEL

В статье представлены материалы изучения влияния уровня культуры здоровья на особенности образа жизни, показатели адаптации и состояния здоровья студентов.

The article presents the study of the influence of the level of health culture in the particular way of life, indicators of adaptation and the health of students.

Ключевые слова: студенты, культура здоровья, мотивации, адаптация, состояние здоровья.

Keywords: students, health culture, motivation, adaptation, state of health.

Здоровье населения находится в прямой зависимости от особенностей образа жизни, который формируется в процессе воспитания и образования. Студенческая молодежь составляет особую социальную группу, характеризующуюся специфическими условиями труда и жизни, находящуюся в периоде формирования социальной и экономической

зрелости, хорошо адаптирующуюся к комплексу факторов социального и природного окружения и вместе с тем подверженную высокому риску нарушений состояния здоровья [2; 3; 4]. Анализ многочисленных материалов об особенностях жизнедеятельности студентов свидетельствует о неупорядоченности, нерациональности и абиологическом характере образа жизни, проявляющихся в несвоевременном приеме пищи, систематическом недосыпании, недостаточном пребывании на свежем воздухе и малой двигательной активности при отсутствии закаливающих процедур, нерациональном распределении учебной деятельности и сна, наличии вредных привычек, низком уровне культуры здоровья [1, 5, 6]. Одним из способов сохранения и укрепления здоровья студентов является формирование у них культуры здоровья.

С целью изучения влияния уровня культуры здоровья и особенностей образа жизни на показатели их адаптации к обучению было

Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика

проведено лонгитудинальное обследование студентов биологического факультета КемГУ на 1-м и 3-м курсах, включающее изучение показателей физиологической адаптации: функциональное состояние организма (автоматизированная кардиоритмографическая программа) и острая заболеваемость (количество пропущенных дней по болезни); показателей социально-психологической адаптации: уровень самочувствия, активности и настроения (тест САН), ситуативный и личностный стресс (цветовой тест Люшера) и успешности обучения (средний балл за семестр). Выявлялись особенности образа жизни с помощью анкетирования (О. Н. Московченко, 1999) и оценивался уровень культуры здоровья и мотиваций на обучение. Математическая обработка полученного материала проводилась с помощью пакета прикладных программ «БЁа^эЁюа 8.0». Для сравнения групп в зависимости от типа распределения показателей использовался Ё-критерий Стьюдента или и-критерий Манна — Уитни. Для оценки степени взаимосвязанности изученных показателей использованы коэффициенты корреляции Пирсона и Спирмена.

Анализ данных анкетирования выявил повышение у студентов от 1-го к 3-му курсу качества и объема знаний о здоровье и здоровом образе жизни: низкий уровень знаний отмечается у 25 % студентов первого и только у 6,25 % студентов 3-го курса, соответственно, число обучающихся с высоким и средним уровнем увеличивается. Это связано с изучением студентами биологического факультета таких специальных дисциплин, как «Основы индивидуального здоровья» и «Основы здорового образа жизни».

Показатели образа жизни студентов в процессе обучения также меняются: на 1-м курсе здоровый образ жизни ведут всего лишь 8,33 % студентов, а к 3-му курсу их количество увеличивается до 20,37 %. Тем не менее почти 40 % студентов обоих курсов ведут нездоровый образ жизни и у остальных отмечается нарушение отдельных компонентов образа жизни.

При анализе образа жизни студентов выявлены нарушения в режиме дня — половина из них спит по 5-6 часов в сутки, что недостаточно для восстановления организма в юношеском возрасте. Причиной этого является нерациональная организация учебной деятельности: средняя продолжительность учебных занятий, включая домашнюю подготовку,

на обоих курсах составляет около 10 часов, в результате этого у студентов остается мало времени на активный отдых, сон и другие формы досуговой деятельности, включая занятия собственным здоровьем.

Половина юношей и треть девушек 1-го курса занимаются различными видами физической культуры и спорта, включая обязательные занятия в университете, тогда как к 3-му курсу их количество уменьшается на 15 %. Уменьшение двигательной активности как одного из ведущих факторов здорового образа жизни снижает возможности защитных механизмов организма и негативно влияет на показатели физического здоровья, способствуя росту острой заболеваемости у студентов.

Питание студентов характеризуется следующими особенностями: режим питания соблюдают 50 % юношей и 55,5 % девушек 1-го курса и 80 % юношей и 58,3 % девушек 3-го курса; рационально питаются 13,53 % юношей и 10 % девушек 1-го курса и к 3-му курсу их число увеличивается на 7 %. К старшим курсам у студентов наблюдается положительная тенденция в отношении отдельных вредных привычек: процент курящих юношей уменьшается с 25 до 20 % и девушек с 15,79 до 8,8 %.

Следовательно, в процессе обучения на биологическом факультете у студентов происходит формирование навыков здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью. Корреляционный анализ подтвердил зависимость показателей образа жизни от уровня культуры здоровья: студенты с высоким уровнем знаний о здоровье и здоровом образе жизни отличаются рациональным режимом питания (г = 0,16) и оптимальным распорядком дня (г = 0,20), что способствует сохранению и укреплению здоровья. Эти студенты более объективно оценивают состояние своего здоровья и особенности образа жизни (г = 0,15), у них сформирована мотивация на соответствующее поведение, они чаще для укрепления здоровья посещают оздоровительные мероприятия.

Полученные результаты подтверждаются также установленными корреляционными взаимосвязями (г = 0,25-0,34) между образом жизни и показателями адаптации к учебной деятельности студентов 1-х и 3-х курсов: девушки и юноши с высоким уровнем двигательной активности, рациональным питанием и отсутствием вредных привычек отличаются низкими значениями ИН в покое, низким уров-

102

Профессиональное образование в России и за рубежом 2 (18) 2015

Health saving activity in education system: theory and practice

нем личностной и ситуативной тревожности, высоким уровнем активности, настроения и самочувствия и небольшим количеством пропусков учебных дней по болезни в течение года.

Представленные материалы позволяют сделать вывод о том, что успешная адаптация с минимальной физиологической «стоимостью» к процессу обучения у студентов в значительной мере определяется здоровым образом жизни.

Таким образом, одним из наиболее эффективных способов сохранения и укрепления здоровья и достижения высоких результатов в учебной и последующей профессиональной деятельности является формирование у студентов на протяжении всего периода обучения теоретической и практической компетентности в области здоровья и здорового образа жизни.

Антонова М. С. Ценность здоровья как фактор качества образовательной деятельности студентов // Педагогическое образование и наука. — 2010. — № 3. — С. 83-88.

Бахтин Ю. К. Здоровье, его компоненты и образующие факторы / Ю. К. Бахтин // Здоровье человека — 6 : мат-лы VI Международного конгресса валеологов, 23-25 мая 201 1 года, г. Санкт-Петербург. — СПб.: Издательство СПбГМУ, 2011. — С. 15-16.

Ермакова Н. В. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса // Гигиена и санитария. — 2005. — № 3. — С. 48-52.

Казин Э. М. Адаптация и здоровье студентов: учебно-методическое пособие / ред. кол.: Е. Л. Руднева, Э. М. Ка-зин, Н. Э. Касаткина и др.; отв. ред. Э. М. Казин. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. — 627 с. Никонова В. Г., Калманович В. Л. Формирование мотивации здорового образа жизни у студентов в системе высшего образования // Здоровьесберегающее образование. — 2010. — № 3. — С. 116-118. Проскурякова Л. А. Гигиеническая оценка питания и здоровья студентов // Гигиена и санитария. — 2008. — № 3. — С. 49-52.

УДК/uDC 378

А. Ю. Зверкова Anna Zverkova

профессиональная подготовка бакалавров в области здоровьесбережения с использованием метода проектов

PROFESSIONAL TRAINING OF BACCALAuREATES IN HEALTH SAVING SPHERE wITH THE uSE OF PROJECTS METHODS

В статье представлена модель профессиональной подготовки студентов с использованием активных методов обучения и метода проектов, рассмотрены подходы к реализации учебной дисциплины «здоровьеориентирован-ные педагогические технологии в дошкольном учреждении» при подготовке бакалавров исходя из интеграции стандартов профессионального образования, приведены некоторые методические аспекты реализации современного образования воспитателей, стандарта воспитателя и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Представлен здоровьеориентированный про-ект в дошкольном образовании как практико-ориентированное и интегрированное итоговое задание, обеспечивающее освоение ключевой компетенции «быть здоровым».

The model of the professional training of

students with the use by active of the methods of instruction and method of projects, «health-oriented pedagogical technologies in the pre-school establishment» with training of baccalaureates is represented in the article. Approaches to the realization of training discipline "health-oriented standards of vocational education are given, standard of educator and federal state educational standard of pre-school formation are examined. The health-oriented project in the pre-school formation as the practice- oriented and integrated total task the ensuring the key scope «to be healthy».

Ключевые слова: ключевая компетенция «быть здоровым», обучение бакалавров, метод проектов.

Keywords: key scope «to be healthy», training of baccalaureates, the method of projects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.