Научная статья на тему 'Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты проблемы здоровья и здорового образа жизни на современном этапе развития общества (концептуальный и прикладные подходы)'

Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты проблемы здоровья и здорового образа жизни на современном этапе развития общества (концептуальный и прикладные подходы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2412
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SAFETY BEHAVIOR / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ / FUNCTIONAL RESERVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казин Эдуард Михайлович, Касаткина Наталья Эмильевна, Красношлыкова Ольга Геннадьевна, Свиридова Ирина Альбертовна, Руднева Елена Леонидовна

Показано, что основной смысл интеграции медико-биологических и психолого-педагогических базовых оснований для решения проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья индивида заключается в контроле резервов здоровья, включая оценку: функциональных возможностей организма по отношению к тем нагрузкам, в условиях которых работает человек; способностей организма восстанавливать свои резервы в отведенное трудовым регламентом время; возможностей пополнения резервов. Анализ представленных в литературе данных и результатов собственных наблюдений в целом указывает на необходимость сбалансированного воздействия образовательных и оздоровительных программ при формировании безопасного и здоровьесберегающего поведения, учитывающих возрастные и регуляторно-поведенческие особенности обучающихся на основе реализации интегративного подхода и дифференцированного обучения в образовательных организациях различного типа и вида

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казин Эдуард Михайлович, Касаткина Наталья Эмильевна, Красношлыкова Ольга Геннадьевна, Свиридова Ирина Альбертовна, Руднева Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOMEDICAL, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF HEALTH AND HEALTHY LIFESTYLES AT THE PRESENT STAGE OF SOCIETY DEVELOPMENT (CONCEPTUAL AND APPLIED APPROACHES)

The article investigates the basic meaning of the integration of biomedical and psycho-pedagogical basics for a solution of the problems of formation, preservation and improving health of an individual. It studies assessment of health care including health reserves, the functional capacity of the organism to the stress at work; the ability of the body to recover its reserves; allocated labor regulations; possibilities of replenishment of the reserves. Analysis of the data, presented in literature and our own observations point out to the need for a balanced exposure to educational and health programs in the formation of a safe healthy living, according to the age requirements and the regulatory and behavioral peculiarities of students through the implementation of the integrated approach and differentiated training which provide a framework for ongoing formative classroom assessment of healthy living concepts, enhance health knowledge in educational institutions of different types

Текст научной работы на тему «Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты проблемы здоровья и здорового образа жизни на современном этапе развития общества (концептуальный и прикладные подходы)»

пространением вариативных форм организации содействия трудоустройству. Подготовка к выходу на рынок труда осуществляется через формирование деловых компетенций и обучение навыкам успешного трудоустройства и адаптации к коллективу. Помимо этого продолжает развиваться прямое сотрудничество с компаниями-работодателями, способствующее повышению успешности трудоустройства выпускников и сокращению времени на поиски вакантного места. Можно также говорить о наличии налаженных связей между структурами, занимающимися трудоустройством лиц с ОВЗ: определенную помощь оказывают сотрудники общегородского и муниципальных центров содействия занятости населения. Также в ряде вузов и ПОО ведется постдипломное сопровождение выпускников с ОВЗ, позволяющее собирать информацию о карьерных достижениях молодых специалистов.

1. Евдокимова В. В. Адаптация студентов с ОВЗ к новому образовательному пространству как одно из направлений работы психологической службы СПК МГППУ // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии : материалы международ. науч.-практ. конф.

(г. Москва, 20-22 июня 2011 г.) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т ; редкол.: С. В. Алехина и др. — М. : МГППУ, 2011. — С.181-183.

2. Романович Н. А. Профориентационная работа как важный фактор эффективной реализации инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология : сб. материалов II Международ. науч.-практ. конф. (г. Москва, 26-28 июня 2013 г.) / отв. ред. С. В. Алехина. — М. : МГППУ, 2013.

3. Обсужден вопрос образования и трудоустройства молодых инвалидов [Электронный ресурс] / Московская городская дума. — URL: http://www.duma.mos.ru/ cgi-bin/pbl_web?vid=2&osn_id=0&id_rub=1&news_ unom=39059.

4. Савина М. С., Степанова О. А. Перспективы развития профессионального образования лиц с ОВЗ // Профессиональное образование. Столица. — 2012. — № 2. — С. 26-28.

5. Мы за тех, кто из профтех! // Профессиональное образование. Столица. — 2012. — № 11. — С. 25-31.

6. Образование в Российской Федерации: 2014 : статист. сб. — М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. — 464 с.

7. Высшие учебные заведения г. Москвы, имеющие некоторый опыт обучения студентов с ограниченными физическими возможностями [Электронный ресурс] / РООИ «Перспектива». — URL: http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/index.php?id=168.

8. Васильева Н. В. Доступность высшего образования для лиц с ограниченными возможностями (на примере дистанционного образования в г. Москве) // Знание. Понимание. Умение. — 2007. — № 4. — С. 65-70.

УДК/uDC 614 Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова,

И. А. Свиридова, Е. Л. Руднева

E. Kazin, N. Kasatkina, O. Krasnoshlikova, I. Sviridova, E. Rudneva

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИЖОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И ПРИКЛАДНЫЕ ПОДХОДЫ)

BIOMEDICAL, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF HEALTH AND HEALTHY LIFESTYLES AT THE PRESENT STAGE OF SOCIETY DEVELOPMENT (CONCEPTUAL AND APPLIED APPROACHES)

Показано, что основной смысл интеграции медико-биологических и психолого-педагогических базовых оснований для решения проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья индивида заключается в контроле резервов здоровья, включая оценку: функциональных возможностей организма по отношению к тем нагрузкам, в условиях которых работает человек;

способностей организма восстанавливать свои резервы в отведенное трудовым регламентом время; возможностей пополнения резервов.

Анализ представленных в литературе данных и результатов собственных наблюдений в целом указывает на необходимость сбалансированного воздействия образовательных и оздоровительных программ при формировании

безопасного и здоровьесберегающего поведения, учитывающих возрастные и регулятор-но-поведенческие особенности обучающихся на основе реализации интегративного подхода и дифференцированного обучения в образовательных организациях различного типа и вида.

The article investigates the basic meaning of the integration of biomedical and psycho-pedagogical basics for a solution of the problems of formation, preservation and improving health of an individual. It studies assessment of health care including health reserves, the functional capacity of the organism to the stress at work; the ability of the body to recover its reserves; allocated labor regulations; possibilities of replenishment of the reserves.

Analysis of the data, presented in literature and our own observations point out to the need for a balanced exposure to educational and health programs in the formation of a safe healthy living, according to the age requirements and the regulatory and behavioral peculiarities of students through the implementation of the integrated approach and differentiated training which provide a framework for ongoing formative classroom assessment of healthy living concepts, enhance health knowledge in educational institutions of different types.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, адаптация, безопасное поведение, функциональные резервы.

Keywords: health, healthy lifestyle, adaptation, safety behavior, functional reserves.

Проблема здоровья человека во все времена была актуальной, и особое место на современном этапе развития общества принадлежит разработке и реализации идеи целостного подхода к определению феномена «здоровье», изучению причин и механизмов его формирования, сохранения и укрепления, широко представленному в работах Н. П. Абаскаловой, Р. И. Айзман, Г Л. Апанасенко, И. И. Брехмана, Э. Н. Вайнера, Э. М. Казина, В. П. Казначеева, Н. Э. Касаткиной, В. В. Колбанова, Г А. Кураева, М. А. Якуни-чева и других отечественных и зарубежных авторов [1-4; 6; 7; 9; 11; 12; 16-19; 22-25; 38].

Еще В. М. Бехтерев подчеркивал, что агрессия, апатия, бездуховность, потеря смысла жизни, праздность, алкоголизм, девиантное поведение, отсутствие общественной жизни — это болезни личности [10]. Психологическое благополучие личности в современной России оказалось под угрозой, поскольку мы живем в условиях радикальных макросоциальных из-

менений, подрыва нравственных устоев и духовных основ нашего менталитета [15; 29; 30].

Ведущие представители отечественной медико-биологической науки еще несколько десятков лет назад констатировали: «В результате нестабильности теряется уверенность в будущем, истощаются приспособительные и компенсаторные механизмы, поддерживающие здоровье. Свыше 70 % населения России живет в состоянии затяжного психоэмоционального и сознательного стресса, вызывающего рост депрессии, наркомании, алкоголизма, повышается опасность неадекватных массовых разрушительных реакций населения [13; 33]. Особенно сильно эти негативные тенденции отражает поведение подрастающего поколения.

В последние годы активно разрабатываются теоретические положения и проводятся эмпирические исследования не только физического, но и психологического, социального здоровья [14; 28; 31].

Здоровье, по мнению М. А. Якуничева, — это динамическое состояние или процесс сохранения и развития биологических, социальных, духовных функций человека и общества, оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни, которые определяются уровнем усвоенности общечеловеческих, государственных и национально-региональных ценностей культуры [38].

Данная формулировка согласуется с определением В. П. Казначеева, который подчеркивает, что «здоровье — это динамическое состояние, процесс сохранения и развития физиологических свойств, потенций психических и социальных; процесс максимальной продолжительности жизни при оптимальной трудоспособности и активности» [23].

Обобщая литературные данные относительно понятия «здоровье», следует иметь в виду необходимость рассмотрения следующих подходов к пониманию данного феномена:

— здоровье как нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации;

— здоровье как динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой;

— здоровье как способность к адаптации;

— здоровье как полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоничное развитие физических и духовных сил, позволяющих человеку реализовывать принципы единства организма, саморегуляции всех его органов, систем и активно взаимодействовать с окружающей средой [16; 17; 22; 38].

С учетом мультифакторного подхода очевидна необходимость интеграции культурологических, медико-биологических и психолого-педагогических подходов к понятию здоровья здорового человека, поскольку лишь с междисциплинарной точки зрения можно формировать представление об индивидуальных динамических резервах систем организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социально-культурного развития личности с учетом особенностей взаимодействия факторов внешней и внутренней среды [16; 19].

Здоровье (с общефилософских и культурологических позиций) как культурообразующий символ представляет собой образ человека (идеал), соответствующий определенной системе этико-философских воззрений на мир в целом и на место (предназначение)человека в этом мире, характерной для конкретной социально-культурной общности.

Социальными предпосылками к созданию новой парадигмы здоровья здорового человека явились новые экономические законы, регулирующие распределение благ, и с учетом данного феномена экономические реформы напрямую поставили благополучие человека в зависимость от его психофизического здоровья.

Согласно выводам ряда ведущих исследователей в области медицинских и психологических парадигм здоровья, сегодня можно констатировать, что психосоматическое здоровье становится базовым социальным свойством индивида в системе рыночных отношений, которое проявляется в стихийном формировании психологической установки на здоровье как на источник социально-экономического благополучия в условиях жесткой деловой конкуренции [33].

Современные политические и экономические преобразования в российском обществе требуют разработки новых социально-психологических и социально-педагогических механизмов превращения ценности здоровья в фактор стабильности, благополучия и конкурентоспособности общества [34].

Конкретная смысловая организация системы охраны здоровья и его воспроизводства должна быть нацелена на сохранение культурного национального менталитета, экономической целесообразности, социальной гармонии, свободы выбора. Для этого требуется построить государственную социальную и научную политику так, чтобы в общественном сознании

«здоровье» как смысл благопристойной жизни человека достигло этических высот добра, становилось эстетической мерой красоты.

Начинать разработку охраны здоровья здоровых нужно не только с лекций о вреде курения и употребления алкоголя, но и с разработки соответствующей государственной политики, смыслом которой стало бы создание атмосферы национальной гордости за сохранение здоровья как нравственной ценности, противодействующей «голому» рационализму, созидающей вере в свое предназначение, в свою самобытность в деяниях, формирующих культурную и самодостаточную жизнь для всех.

Таким образом, здоровье как социальная ипостась жизни нации есть итоговый результат политики государства, создающей потребность гражданам относиться к своему здоровью как к непреходящей ценности, основе продления нравственного здорового рода, энергетическому обеспечению созидательного трудового потенциала, развитию генофонда, творчества и духовности.

По мнению ряда авторов, одной из существенных причин недостаточной эффективности социальной политики охраны здоровья в России является отсутствие здравоцентрист-ской идеологии в системе воспитания нации, государственное пренебрежение потребностями людей ценить свое здоровье как духовный и экономический фактор [33]. Смысл здравоцентристской философии заключается и в том, что в условиях социально-экономических реформ объективно повышается роль здоровья как экономической категории, а его психофизиологический потенциал становится социальной категорией.

Очевидно, что основной смысл интеграции медико-биологических и психолого-педагогических базовых оснований для решения проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья индивида заключается в контроле резервов здоровья, включая оценку: функциональных возможностей организма по отношению к тем нагрузкам, в условиях которых работает человек; способностей организма восстанавливать свои резервы в отведенное трудовым регламентом время; возможностей пополнения резервов.

Процедурно система восстановления резервов должна быть, по нашему мнению, направлена на повышение компенсаторных функций организма и самоуправление здоровьем, которое восстанавливается и воссозда-

ется через механизмы повышения и поддержания стрессоустойчивости [19].

Как отмечают психогенетики, здоровье как матрица живой материи первоначально выступала в виде разумности первого уровня в стохастической среде, угрожающей жизни и поэтому многомерная организация в генетической индивидуальности формировалась в соответствии с принципом изменчивости морфологических структур, динамических реакций и вариативных форм ответа — чем выше генетический контроль, тем более индивидуализированная функция имеет место [32; 33].

Практически это означает, что биологическая составляющая разумности природы запрограммировала адаптивность к смене среды обитания через явление иррациональности, предусматривающее элемент творческого выбора в целях выживания: шло построение сначала более элементарных адаптивных процессов, а затем более сложных умственных приспособительных реакций.

Таким образом, с позиций медико-физиологической науки понятие «здоровье» следует трактовать как способность организма адаптироваться к условиям окружающей среды.

Опираясь на фундаментальные и практические исследования П. К. Анохина, мы выражаем согласие с положением, что «физиологические механизмы управляются психическими и социальными факторами и функционируют под их сильным воздействием» [8].

Отсюда очевидна формулировка интегрального социально-биологического подхода к здоровью: «здоровым может быть признан лишь тот человек, который гармонично включен в социальное окружение, адекватно действует и полностью реализуется в соответствии со своими возрастными и индивидуально-типологическими (биологическими, психологическими, психофизиологическими) особенностями» [19].

Одним из компонентов культуры здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ), который, будучи базовой ценностью, обеспечивает биологический потенциал жизнедеятельности, создает предпосылки для гармоничного развития личности, содействует проявлению высокого уровня социальной активности и творческого отношения к различным аспектам жизнедеятельности [6; 26; 37].

Здоровый человек, по мнению Ю. В. Нау-менко, — это человек, способный не только благополучно существовать в рамках данной культуры, но и поддерживать ее своей непосредственной жизнедеятельностью. Здоровый

образ жизни — система правил поведения и деятельности, которая позволяет быть счастливым и благополучным в рамках определенной культуры [27].

Понятие «здоровый образ жизни» объединяет все, что способствует выполнению человеком его профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, указывает на ориентированность личности на формирование, сохранение и укрепление как индивидуального, так и общественного здоровья, включая: двигательную активность, рациональное питание, регламентированный режим дня, отказ от вредных привычек, закаливание, социальное благополучие и другое; и характеризуется следующими особенностями: образ жизни должен быть позитивно мотивированным, нравственным, самоограничивающим, альтруистичным, целеустремленным, аскетичным. К основным биологическим принципам ЗОЖ относятся: образ жизни должен быть экологически гармоничным, быть обеспечен энергетически, быть упреждающим, ритмичным, волевым [16; 18].

Чрезвычайная острота и неопределенность современной культурно-исторической, политической и социально-психологической ситуации указывают на развивающий ресурс психолого-педагогических и медико-физиологических наук в совершенствовании человека и общества за счет раскрытия социокультурных, психофизиологических и иных резервов воспитания, их механизмов и технологий осуществления [35].

Приоритетное значение в последние десятилетия приобрели вопросы формирования, сохранения и укрепления здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса, о чем свидетельствует анализ нормативно-правовых документов в сфере образования.

Обратимся к ряду документов федерального уровня, которые обязывают любую образовательную организацию создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. В приоритетном национальном проекте «Образование» сформулирована задача, направленная на оздоровление учащихся и формирование у них представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни; в президентской национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» представлено целое направление «Сохранение и укрепление здоровья школьников»; в Федеральном государственном образовательном стандарте начального и основного об-

щего образования говорится о необходимости создания здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении и новом для школы направлении — разработке собственной программы формирования культурного и безопасного образа жизни обучающихся [3].

В период школьного образования к существующим факторам риска для здоровья (физическим, химическим, эпидемическим, социальным), а также с учетом особенностей индивидуального развития интеллектуальных, психологических и физических качеств добавляются информационно-психологические факторы, связанные с резким увеличением количества и качества информационного потока. В этих условиях воспитательно-образовательный процесс должен включать социально-оздоровительные компоненты, способствующие снижению психофизиологической «стоимости» обучения школьников [5].

В новых социокультурных условиях здо-ровьесберегающая деятельность образовательного учреждения, основанная только на медико-биологических представлениях о феноменах «здоровье» и «здоровый образ жизни», не может разрешить проблему формирования у подрастающего поколения отношения к здоровью как адаптивной и социальной ценности.

Одной из наиболее актуальных задач педагогической науки и управленческих структур в системе образования являются разработка, апробация и внедрение познавательно-развивающих педагогических технологий оздоровительной направленности на основе интеграции трех ключевых направлений: педагогического, психологического и физиологического. Каждое из них содержит инновационную часть (технологию работы педагога, психолога, медицинского работника, психофизиолога в образовательном учреждении) и вариативную часть, которая позволяет каждому дошкольному образовательному учреждению, школе, вузу, учреждению послевузовского образования иметь свой стиль, «лицо», собственные методы работы.

Педагогическая сущность активного становления здорового образа жизни заключается в осознании личностью ценности здоровья и инструментальной значимости навыков здорового образа жизни как средства сбережения и совершенствования своей психофизиологической жизнеспособности, а также в качественном изменении уровня научных и бытовых знаний об организме и окружающей среде, реализации накопленных знаний о здо-

ровом образе жизни на практике с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей организма [19; 27].

Исходя из рассмотренных педагогического и культурологического принципов, следует рассматривать культуру здоровья как часть общей культуры человека, поскольку она включает определенный объем знаний о различных аспектах здоровья, способах его сохранения и развития; устойчивые сформированные мотивации и нравственно-волевые качества личности, направленные на заботу о своем здоровье, здоровье окружающих. Одна из главных причин ухудшения показателей здоровья учащейся молодежи — нарушение адаптивных возможностей организма в отношении динамической, а порой агрессивной, окружающей среды. Поддержание равновесия должно осуществляться как на физиологическом,психологическом, так и социально-психологическом уровнях единой функциональной системы. Особое значение в упорядочивании общества, формировании человеческого капитала, предотвращении мультипликации рисков в условиях трансформации и глобализации должно быть обращено на выявление взаимосвязи между культурой здоровья, безопасностью жизнедеятельности и развитием личности как интегрированной целостности в процессе социально-психологической и физиологической адаптации к образовательным условиям, сопровождающимся формированием адаптивно-развивающего потенциала индивида.

Очевидно, что задачей современного образования наряду с обеспечением высокого качества знаний является формирование безопасного и здоровьесберегающего поведения личности, способствующего социальному саморазвитию и успешной социализации в обществе в целостном педагогическом процессе (в урочной и внеурочной деятельности), в ходе реализации которого необходимо помочь обучающимся самим стать для себя источником поддержки и мотивации [20; 21].

В рамках реализации и корректировки педагогической модели формирования безопасного и здорового образа жизни с учетом факторов и условий общего основного образования авторами настоящей статьи разработана и апробирована педагогическая модель, реализация которой направлена на расширение когнитивной и деятельностной сферы в области укрепления психологической устойчивости, повышения уровня физической подготовленности и степени сформированности основ культу-

ры здоровья обучающихся [20; 21; 36]. Показано, в частности, что при организации процесса формирования безопасного и здорового образа жизни на этапах основного, среднего образования учителю ОБЖ необходимо использовать комплекс педагогических технологий, интегрирующих знания, умения и навыки культуры здоровья, физической культуры и ОБЖ, предметов естественно-научного и гуманитарного циклов. Особое внимание следует обратить на то, что межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, построение и отбор материалов, которые определяются как общими целями образования, так и оптимальным учетом воспитательно-образовательных задач, обусловленных спецификой предмета ОБЖ [36].

Принципиально новым элементом разработанной педагогической модели является то, что стержневым условием управления процессом формирования основ безопасного и здорового образа жизни является эффективная система мониторинга параметров медико-физиологической и психолого-педагогической адаптации учащихся, осуществляемой с учетом личностных и адаптивно-ресурсных характеристик, построение учебно-воспитательного процесса на основании данных характеристик.

Современные требования к образовательному процессу заставляют вновь обратиться к проблеме соотношения психосоматического здоровья, адаптации и развития в процессе обучения как центральной проблеме педагогической психологии. Эти требования находят отражение в обновленной образовательной парадигме, новых образовательных стандартах, изменяющихся требованиях общества к содержанию и качеству образования. Перед системой образования встает проблема развития у школьников и студентов готовности и способности адаптироваться к новым социально-культурным требованиям; потребности самостоятельно находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь; способности оценивать последствия своих поступков и быть готовыми нести за них ответственность. В связи с этим для отечественной системы образования особую актуальность приобретает проблема создания условий для позитивного развития личности, способной к самоактуализации, творческому восприятию мира и социально значимой деятельности, направленной на развитие общества с учетом сохранения и укрепления здоровья индивида и всех субъектов образования.

Обеспечение социально-психологической безопасности субъектов образования понимается на современном этапе развития общества как активная деятельность педагогов и обучающихся, направленная на создание социально безопасной и здоровьесберегающей среды образовательной организации, с целью защищенности от факторов социального риска. Данная деятельность способствует формированию осознанного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, духовно-нравственных качеств и навыков по выявлению, предупреждению, ослаблению и устранению социальных опасностей и угроз на уровне личности, группы, социокультурной среды.

Другими словами, психолого-педагогическое и медико-физиологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса с целью выявления факторов «риска» (конфликтологии, девиантного и аддиктивного поведения) следует обозначить с позиций социально-педагогической и психофизиологической адаптации, отвечая на вопрос: какие педагогические технологии, средства и методы учитывают весь комплекс факторов, способствующих либо препятствующих безопасности личности в образовательной среде?

Теоретический и организационно-педагогический опыт, накопленный в Кемеровской области и ряде других регионов РФ, позволяет нам рассматривать здоровьесберегаю-щую образовательную среду как адаптивно-развивающую и безопасную, которую можно охарактеризовать как совокупность организационно-педагогических условий и психолого-физиологических факторов, способствующих реализации приспособительных возможностей индивидуума, сохранению и укреплению психологического и физического здоровья обучающихся, социальной самоидентификации, индивидуальному развитию личности, созданию межличностных отношений, свободных от физического давления и насилия.

Таким образом, образовательная среда, являясь по своему внутреннему континууму здоровьесберегающей, должна способствовать формированию адаптивно-развивающего потенциала, содействуя, с одной стороны, успешности учебной деятельности, а с другой — минимизируя ее психофизиологические затраты.

Проведенное нами исследование указывает на необходимость сбалансированного воздействия образовательных и оздоровительных программ при формировании безопасного и здоровьесберегающего поведения,

учитывающих возрастные и регуляторно-по-веденческие особенности обучающихся, на основе реализации интегративного и дифференцированного обучения в образовательных организациях различного вида.

1. Абаскалова Н. П. Интеграция программ по общеобразовательным предметам средней школы с валеологи-ей // Валеология. — 2001. — № 1. — С. 23-30.

2. Абаскалова Н. П. Теоретико-практические аспекты здоровьеориентированных педагогических технологий, обеспечивающих формирование ключевой компетенции «быть здоровым» // Вестник педагогических инноваций. — 2008. — № 2 (14). — С. 62-73.

3. Абаскалова Н. П., Акимова Л. А., Петров С. В. Методы обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе : учеб. пособие для студентов пед. вузов.— Новосибирск ; М. : АРТА, 2011. — 304 с.

4. Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования : учеб. пособие / Э. М. Казин, Н. П. Абаскалова, Р. И. Айзман и др.. — М. : Омега-Л, 2014. — 575 с.

5. Абаскалова Н. П., Ирхин В. Н., Маджуга А. Г. Педагогика здоровья: новый этап развития. — Стерлитамак : Фобос, 2014. — 242 с.

6. Айзман Р. И., Рубанович В. Б. Основы здорового образа жизни : учеб. пособие. — Новосибирск : АРТА, 2011. — 256 с.

7. Айзман Р. И. Современные представления о здоровье и критерии его оценки // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — №. 9. — С. 85-90.

8. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Труды. Философские аспекты теории функциональных систем. — М. : Наука, 1978. — С. 49.

9. Апанасенко Г. Л. Диагностика индивидуального здоровья // Валеология. — 2002. — № 3. — С. 27-31.

10. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания. — М. ; Воронеж, 1997. — С. 97-131.

11. Брехман И. И. Введение в валеологию — науку о здоровье. — М. : Наука, 1987. — 208 с.

12. Вайнер Э. Н. Валеологические основы двигательной активности и ее значение для школьника // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2010. — № 2. — С. 52-56.

13. Венедиктов Д. Доклад Оргкомитета Всероссийского Пироговского съезда врачей // Медицинская газета. — 1995. — 22 ноября.

14. Воловикова М. И. Тематическая сессия ИП РАН «Психологическое здоровье: постановка проблемы и пути ее решения» // Психологический журнал. — 2013. — Т. 34, № 5. — С. 123-128.

15. Журавлева Н. А. Психология социальных изменений: ценностный подход. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.

16. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева [и др.]. — 3-е изд., перераб. — М. : Омега-Л, 2013. — 443 с.

17. Здоровье учащихся как базовая адаптивная и социальная ценность / Э. М. Казин, Е. К. Айдаркин, А. И. Федоров [и др.] // Валеология. — 2008. — № 3. — С. 18-24.

18. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование : учеб.-метод. комплекс. Книга I. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования : учеб.-метод. пособие / под. ред. Э. М. Казина. — Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011.

19. Социально-педагогические и психолого-физиологические подходы к сохранению и укреплению здоровья

в системе образования / Э. М. Казин, Е. К. Айдар-кин, Н. Э. Касаткина [и др.] // Валеология. — 2012. — № 4. — С. 13-24.

20. Особенности организации преподавания основ безопасного и здорового образа жизни с учетом типа исходного вегетативного тонуса школьников / Э. М. Казин, А. С. Шинкаренко, Н. Н. Кошко [и др.] // Вестник Кемеровского государственного университета. —

2014. — № 1-2. — С. 14-21.

21. К вопросу о формировании безопасного и здорового образа жизни учащихся-подростков в процессе психосоциальной и физиологической адаптации / Э. М. Казин, А. И. Федоров, И. А. Свиридова [и др.] // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век : материалы Международ. науч.-практ. конф. (г. Кемерово, 18-19 марта 2015 г.). — Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2015. — Ч. 2. — С. 204-209.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие / Э. М. Ка-зин, Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова [и др.]. — 3-е изд., перераб. — М.: Омега Л, 2016. — 443 с.

23. Казначеев В. П. Очерки теории и практики экологии человека. — М. : Наука, 1983. — 261 с.

24. Колбанов В. В. Методологические и организационные основы педагогической валеологии // Валеологиче-ское образование (проблемы, поиски, решения) : сб. науч. тр.. — Липецк, 1996. — С. 55-61.

25. Кураев Г. А., Сергеев С. К., Шленов Ю. В. Валеологи-ческая система сохранения здоровья населения России // Валеология. — 1996. — № 1. — С. 7-14.

26. Макарова Л. П. О необходимости формирования культуры здоровья школьников // Здоровьесберегающее образование. — 2011. — № 7-8 (19-20). — С. 76-79.

27. Науменко Ю. В. Здоровье, здоровый образ жизни и индивидуальная физическая культура // Валеология. —

2015. — № 2. — С. 92-101.

28. Психологические исследования духовно-нравственных проблем // отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. — С. 524.

29. Психологические исследования проблем современного российского общества / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. — 575 с.

30. Психологические исследования проблем современного российского общества / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. — 512 с.

31. Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества // под ред. А. Л. Журавлева, М. И. Воловиковой, Т. В. Галкиной. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. — С. 58-96.

32. Равич-Щербо И. В. Психогенетика : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Психология». — М. : Аспект Пресс, 2000. — С. 88-93.

33. Разумов А. И., Пономаренко В. А. Концепция «здоровье здорового человека»: интеграция медицины, психологии и религии // Психологический журнал. — 2015. — Т. 36, № 6. — С. 88-93.

34. Ушаков Д. В., Журавлев А. Л. Образование и конкурентоспособность нации: психологические аспекты // Психологический журнал. — 2009. — Т. 30, № 1. — С. 5-13.

35. Фельдштейн Д. И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен // UNIVERSUM: Вестник Герен. ун-та. — 2012. — № 1. — С. 20-29.

36. Шинкаренко А. С. Педагогическая модель формирования безопасного и здорового образа жизни // Вестник КемГУ. — 2015. — Т. 1, № 1. — С. 132-137.

37. Щедрина А. Г. Научные основы формирования здорового образа жизни детей и подростков / А. Г. Щедрина. — Новосибирск : Сибирский центр деловых технологий, 2014. — 223 с.

38. Якуничев М. А. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» в контексте культурологического подхода к образованию // Здоровьесберегающее образование. — 2013. — № 2 (30). — С. 23-25.

УДК/UDC 378:352.075

Н. В. Гаврилова N. Gavrilova

КОНцЕПцИЯ ОБУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ ВЛАСТИ ИНСТРУМЕНТАМ ВОВЛЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН В БЮДЖЕТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

THE CONCEPT OF TRAINING CIVIL SERVANTS THE TOOLS OF CITIZENS' ENGAGEMENT IN BUDGET INITIATIVES

В статье описывается контекст развертывания инициативного бюджетирования в регионах Российской Федерации и обосновывается необходимость систематического обучения чиновников федерального, регионального и муниципального уровней в данной сфере. Впервые предпринята попытка создания концепции образования чиновников новым инструментам вовлечения граждан в бюджетный процесс, инструментам инициативного бюджетирования.

The article describes the context of the deployment of the initiative participatory budgeting in the regions of the Russian Federation and the necessity of systematic training of civil servants of Federal, regional and municipal levels in the field. It's the first attempt to create a concept of teaching officials new tools of proactive budgeting for citizen engagement in the budget process.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, концепция обучения, партиси-паторное бюджетирование, инициативное бюджетирование.

Keywords: continuing professional education, professional development, concept of learning, participatory budgeting, pro-active budgeting.

С 2007 г. в различных регионах России развертываются проекты по вовлечению граждан в бюджетный процесс — проекты в сфере партисипаторного бюджетирования. Парти-сипаторное бюджетирование — практика, появившаяся свыше 25 лет назад в Латинской Америке как форма демократии «участия»

и предполагающая вовлеченность граждан в решения о выборе приоритетов расходования бюджетных средств. Существует несколько процедур, составляющих стержень парти-сипаторного бюджетирования, отступление от которых ведет к выхолащиванию содержания практики.

К этим процедурам относятся: опора на инициативы граждан, высказанные ими добровольно, публичное общественное обсуждение проектов с участием граждан, участие представителей местной власти в общественном обсуждении, конкурсность при отборе проектов, организация публичной отчетности об итогах реализации проектов.

Первым этапом партисипаторного бюджетирования в России является инициативное бюджетирование, под которым понимается совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов. Проекты инициативного бюджетирования основаны на нормах «демократии участия» и предполагают непосредственное участие граждан в обсуждении вопросов и реализации проектов. Далее в настоящей статье используется этот термин.

Спецификой России является то обстоятельство, что распространение инициативного бюджетирования в нашей стране совпало с еще одним процессом «демократизации» бюджетной политики, который получил название «открытый бюджет». Тенденции к повыше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.