РАЗДЕЛ I
КОМПЛЕКСНАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ». АИС СГМ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ» В СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ «ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ»
УДК 37.072
Вержицкий Григорий Анатольевич
Кандидат педагогических наук, доцент, председатель комитета образования и науки (КОиИ) администрации, [email protected], Новокузнецк
Качан Любовь Геннадьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, главный специалист комитета образования и науки (КОиН) администрации, [email protected], Новокузнецк
УПРАВЛЕНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Verzhitsky Grigory Anatolevich
The candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, the chairman of committee of science and education administrations, [email protected], Novokuznetsk
Katchan Lubovj Gennadjevna
The candidate of the pedagogical science, associate professor, scientific employee of MAEI A VTIQI, the main specialist of the education and science committee, luka @rdtc.ru, Novokuznetsk
THE OFFICE OF INTERAGENCY COOPERATION IN MUNICIPAL HEALTH SAVING SYSTEM OF EDUCATION
Современная российская педагогика предусматривает новые «социальные заказы» общества. Одним из них является «требование» на здоровое подрастающее поколение, что соответствует целям государства и общества. Очевидно, что общество нуждается не только в образованных, но и в здоровых (физически, психически, духовно), социализированных, адаптированных к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям детях. Развитие данной идеи отражают слова Председателя Правительства РФ В. В. Путина: «...Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов» [5].
Для того чтобы создать условия для самореализации и развития личности, необходимо обеспечить управление качеством образования на всех уровнях.
Следовательно, здоровьесберегающее образование следует воспринимать как образовательную задачу широкого спектра действия от нацио-
нального до муниципального уровней. В этом смысле практика управления муниципальной системой образования (МСО) должна удовлетворить общественным запросам в области здоровьесбережения.
Формирование, сохранение и развитие здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса (ВОП) - муниципально в силу того, что основу его содержания составляют не глобальные, а муниципальные аспекты здоровьесбережения, такие как экологические и социальные проблемы крупного промышленного города. Да и само воспитание ценностных ориентаций на здоровье у обучающихся осуществляются в образовательных учреждениях города, тем самым становясь основой здоровьесберегающего компонента управленческой деятельности муниципального образования.
Проблема здоровья по глубине и многофакторности далеко выходит за пределы только системы образования. Она во многом определяется теми процессами, которые происходят в нашем социуме и которые напрямую или косвенно влияют на образ жизни и поведение детей и подростков. Именно с этим в настоящее связан социальный заказ общества на решение актуальной проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения, формирование гармоничной личности, способной максимально адаптироваться к условиям социальной и биологической среды, вести здоровый, целесообразный образ жизни. Он может быть выполнен только при условии преодоления разобщенности в деятельности органов образования, здравоохранения, учреждений культуры и спорта, путем системной многоплановой интеграции в решении задач создания условий и управления здоровьесберегающим процессом школьников. Выделение звеньев системы управления здоровь-есбережением требует обязательного выявления совокупности отношений, которые и определяют появление тех новых свойств, которыми обладает данная система.
По мнению Дж. В. Гига, основными факторами развития в системах подобного характера являются управление взаимодействием участников процессов преобразований [1]. Само управление нуждается в новых концептуальных подходах, оригинальных инновационных подходах.
В решении проблемы развития межведомственного взаимодействия в области здоровьесберегающей деятельности, имеют место неразрешенные противоречия. Например, противоречия между объективной необходимостью иметь в управлении высококомпетентных профессионалов и недостаточно эффективном преодолении организационно-педагогических затруднений. Противоречия между сложившейся малоэффективной практикой негосударственных форм управления здоровьесбережением и возможностями в развитии ее основных компонентов - интеллектуальных, профессиональных, научных; между возможностями активно внедрять методы интеграции в процесс функционирования структур межведомственного управления и реальным отсутствием такой работы. Межведомственный подход в разработке проблем здоровьесбережения позволяет интегрировать достижение смежных наук и дает возможность применить новые способы повышения
эффективности взаимодействия ученых и специалистов, используя современные методы управления.
Сегодня педагогическое сообщество осознает себя ответственной организацией в обществе за здоровье обучающихся и воспитанников. Основной концепцией, доктриной этой области педагогики стали формирование и воспитание здоровых потребностей обучающихся через систему образования, которое, как известно, в факториальном анализе (по данным ВОЗ) доля поведенческих факторов, к которым относят и здоровый образ жизни, составляет более 50% [1].
Созданная в Новокузнецке система здоровьесберегающего образования является важной социальной инициативой, поддерживаемой муниципальным управлением образования. Данная социальная инициатива включает:
- осмысление (понимание) проблем: «формирования здоровья средствами муниципальной системы образования», «создание системы здоровьесберегающего образования», «здоровьесберегающие технологии в воспита-тельно-образовательном процессе»;
- создание муниципальной инфраструктуры здоровьесбережения, представленное единым четырехуровневым здоровьесберегающим пространством, а также ресурсами, структурой, образовательными процессами и источники саморазвития, самоорганизации происходящими в нём.
Совершенствование и обновление управления здоровьесберегающими процессами в муниципальной системе образования возможно при использовании следующих условий:
- сочетание организационно-педагогических, правовых и здоровьесберегающих форм и методов деятельности;
- системный учет и контроль здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений;
- планомерное взаимодействие на межведомственном и внутриведомственном уровне всех субъектов здоровьесберегающей и здравоформирую-щей деятельности в МСО;
- комплексный мониторинг образовательной среды и здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса.
В этой связи для нас важно понимание здоровья как результата самоактуализации, что предполагает:
- решение как психосоматических проблем, так и сосредоточение особого внимания на личностном росте и саморазвитии человека;
- постановку стратегических целей и задач областной и муниципальной программами «Образование и здоровье»;
- реализацию задач здоровьесбережения с использованием программноцелевого и проектного подходов;
- отработку информационных взаимосвязей разноведомственных субъектов;
- определение конкретных организационно-педагогических действий в здоровьесберегающей образовательной системе города;
- разработку системы мониторинга здоровья со стандартизованными показателями и экспертными оценками;
- установление индексов успешности образовательного процесса во взаимосвязи со здоровьесбережением;
- внедрение здоровьесберегающих технологий и др.
Осмысление, разработка и анализ системы муниципального здоровьесберегающего образования являлось для нас трудной управленческой задачей. Сложность заключается в том, что мы охватываем одновременно разноуровневые категории: индивидуум, классный или школьный коллектив, микро- и макросоциальное окружение и многие другие средовые и пространственные компоненты.
Современная муниципальная система образования города имеет много характеристик, среди которых выделим такие, как ориентированность на развитие личности, вариативность, многопрофильность, креативность, здоровьесберегающая направленность. В основе здоровьесберегающей системы образования лежит идея развития. Для нас важны три основные грани этой идеи:
- постоянное развитие системы образования;
- превращение его в механизм формирования личности;
- действенный фактор развития общества.
Качество жизни, качество здоровья и качество образования - ведущие символы системы управления образованием города Новокузнецка.
В основе управления данными процессами лежит межведомственное взаимодействие КОиН и управления здравоохранения, которое осуществляется через:
- работу городского межведомственного координационного психолого-валеологического совета;
- комплексную целевую программу «Образование и здоровье», и ее подпрограмму «Социально-гигиенический мониторинг»;
- организацию многоуровневой здоровьесберегающей инфраструктуры образования (системообразующие элементы которой - центры медико-социальной и психолого-педагогической помощи и сопровождения (ППМС центры);
- систему поддержки межведомственных здоровьесберегающих инициатив;
- медицинское обслуживание в образовательных учреждениях и многое др.
Реализация данных направлений деятельности стала возможной благодаря важной инициативе муниципального органа управления, направленной на объединение и координацию усилий различных структур и ведомств, заинтересованных в развитии здоровьесберегающей системы образования.
Совместная целенаправленная деятельность педагогов и специалистов здравоохранения, объединение усилий двух ведомств: комитета образования и науки (КОиН) и управления здравоохранения принесло качественные
результаты, главным из которых являются создание долгосрочной комплексной межведомственной целевой программы г. Новокузнецка «Образование и здоровье» (2007-2010 гг.) [3], одобренный Главой города, Советом народных депутатов. Муниципальная программа дает нам возможность реализовать системный подход, устанавливать в управлении образованием вертикальные и горизонтальные связи, способствующим комплексному решению поставленных в программе задач.
В реализации программы консолидируются усилия различных ведомств и структур, занимающихся охраной здоровья детей и подростков, создаются условия для осуществления подобных конструкций на районном, школьном уровнях. Образовательные учреждения, включенные в городскую целевую программу, привлекают научные кадры и сами активно осваивают научные и эмпирические методы познания, запускают мониторинговые исследования.
Концептуальные подходы учитывают два основных обстоятельства:
1) стратегические цели и приоритеты межведомственной программы «Образование и здоровье» на долгосрочную перспективу;
2) социальное развитие системы образования на ближайшую перспективу (например, 3-5 лет).
Общими чертами программы являются:
- направленность на конечный результат;
- объединение и координация деятельности под руководством психоло-го-валеологического совета всех организаций, исполнителей, независимо от их ведомственной принадлежности;
- четкое распределение прав, обязанностей и ответственности и между всеми учреждениями, исполнителями.
Главная цель всех мероприятий по реализации программы «Образование и здоровье» - стимулирование серьезных изменений и нового качества здоровьесберегающего образования, проявляющихся в развитии и здоровье детей и подростков.
Задачи, в свою очередь, являясь важными звеньями последовательной деятельности, предполагают переход от командно-административного подчинения к сотрудничеству и партнерству всех заинтересованных лиц, взаимодействующих в целостном многоуровневом здоровьесберегающем пространстве г. Новокузнецка.
Предполагаемый общий образовательный эффект от использования идей и технологий программы выражен в улучшении качества здоровья подрастающего поколения. Темп позитивных изменений в здоровьесберегающей деятельности в муниципальном образовании постоянно возрастает.
Формирование, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения - приоритетное направление и одна из основных задач государства в сфере образования, определенных Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Национальным проектом в сфере образования, реализуемых в г. Новокузнецке с учетом
закона Кемеровской области «Об утверждении региональной целевой программы «Образование и здоровье», а также приказом агентства по образованию и науке РФ «О проведении мониторинга здоровья». Эти документы не только определяют современную нормативно-правовую поддержку к управлению образованием, но и ставят в центр приоритетность решения проблем здоровья растущего человека.
Включение новых механизмов взаимодействия, регулирующих деятельность учреждений и организаций, ответственных за здоровье обучающихся и воспитанников, привело фактически к формированию рынка образовательных услуг в области мониторинга здоровья. Кроме традиционно работающих здесь центров медико-социальной и психолого-педагогической помощи и сопровождения (ППМС центров), активно развернули свою деятельность в этой области образовательные учреждения города.
Для проведения мониторинга в городской межведомственной целевой программе «Образование и здоровье» разработана подпрограмма социально-гигиенического мониторинга, которая прошла трехлетнюю пилотную апробацию в образовательных учреждениях города. Реализация данного проекта - яркий пример интегративных усилий двух муниципальных ведомств: образования и здравоохранения. В соответствии с приказом КОиН к этой практике в текущем году присоединились до 80 процентов школ города, 30 процентов ДОУ, а в ближайшей перспективе мониторингом здоровья будет охвачена вся муниципальная система образования.
Поскольку детский организм находится в постоянном развитии, параметры, характеризующие его здоровье, постоянно изменяются. Поэтому при оценке здоровья ребенка, подростка должны учитываться не только имеющиеся заболевания и отклонения в психическом или физическом развитии, но и индивидуально-типологические, биологические особенности организма. Создание системы мониторинга здоровья в рамках построения образовательной деятельности, осознанное его применение на всех ее этапах в качестве целостной развернутой системы стала насущной задачей современного муниципального образования.
Образовательные учреждения имеют собственные внутренние ресурсы для оказания помощи воспитанникам в вопросах сохранения и укрепления здоровья как в урочной, так и во вне урочной деятельности. Это и арсенал образовательных и воспитательных программ, и внеклассная работа, и взаимодействие с родителями обучающихся, и многое другое. Активное внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательные учреждения можно рассматривать как альтернативу угрозам здоровью, исходящим источников, так или иначе связанных с образовательным процессом. При этом следует руководствоваться важнейшим принципом здоровьесбереже-ния, состоящего в оценке того, какой ценой для здоровья конкретный учащийся должен «заплатить» за полученные знания, умения, навыки. Высокая психофизиологическая цена напряженной интеллектуальной деятель-
ности указывает на целесообразность непрерывного осуществления поиска новых, эффективных и более физиологичных способов управления процессом обучения и воспитания, базирующихся на учете работы регуляторных механизмов, работоспособности, состояния здоровья организма человека в различные периоды онтогенеза, обеспечивающих позитивное влияние педагогических технологий на здоровье и развитие учащихся [3]. «Цена обучения для здоровья» - вот тот критерий, который при использовании здоровьесберегающих технологий служит для нас мерилом допустимости тех или иных педагогических воздействий.
Считаем, что без серьезных психолого-валеологических исследований и соответствующих рекомендаций невозможно сегодня ни рационально развивать муниципальную систему образования, ни проводить действенные здоровьесберегающие мероприятия, ни решать вопросы улучшения качества образования и здоровья. Все, что связано с тем или иным управленческим «вмешательством» в муниципальную систему образования, должно опираться на данные мониторинга.
В соответствии с требованиями и рекомендациями концепции Всеобщего менеджмента качества (TQM - Total Quality Management) одним из принципов управления качеством является принцип понятия решений, основанный на данных и фактах. Точные данные мы получаем с помощью социально-гигиенического мониторинга, который представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о здоровье субъектов образовательного процесса.
Объектами мониторинга являются образовательные учреждения, в которых силами педагогического коллектива, управленческой команды, школьных психологов, медиков, представителей Роспотребнадзора собираются данные по блокам:
1. Среда обитания.
2. Здоровье.
3. Психическое развитие.
4. Педагогический мониторинг.
Собранные сведения стекаются в городские и районные центры психо-лого-медико-социального сопровождения, которым поручено формирование баз данных и своевременное представление информации в электронном виде или на бумажных носителях в пункт интеграции МУ «Кустовой медицинский информационно-аналитический центр» (КМИАЦ) в объеме и режиме, согласно технорабочему проекту. В КМИАЦ эти данные обрабатываются и в виде аналитического материала, поддержанного графиками, диаграммами, картограммами возвращается в КОиН. При сборе данных нас интересовали, прежде всего, те признаки, которые главным образом влияют на результат, отражают движение к цели, на их основе разрабатываются технологии, нацеленные на решение поставленных задач. Принципами подобной экспертизы стали: обязательность; научная ответственность; независимость; вневедомственность; законность проведения; гласность;
участие специалистов из различных областей наук (педагогов, валеологов, медицинских работников, физиологов и т. д.); ответственность.
Благодаря этому мы сможем поэтапно выйти на персонифицированный уровень и охватить все ОУ города и все детское население. А это в свою очередь позволит начать работать цепочке индивид группа <-> ОУ <-> территория, а значит, станет реальным механизмом принятия правильных управленческих решений, которые закроют «болевые точки», связанные, в том числе, с психическим здоровьем детей и подростков на популяционном уровне.
Подобное взаимодействие позволяет нам:
- осуществлять систематизацию, повышать достоверность, преодолевать разрозненность межведомственной информации;
- предоставлять своевременное адекватное информационное обеспечение руководителей ОУ и научных работников;
- выявлять зоны риска для принятия управленческих мер по улучшению ситуации со здоровьем и условиями обучения, по отношению средо-вых и социальных условий;
- приоритетное создание условий для преодоления затруднений психо-лого-педагогического и валеологического характера;
- разрабатывать рекомендации для конкретного ОУ, для каждого районного отдела образования;
- планирование деятельности МСО и МОУ в системе управления качеством здоровья и образования;
- актуальность и реалистичность выбора стратегических и оперативных целей;
- моделирование и конструирование целостной системы мер по переходу образования и здоровья на новое качественное состояние.
Данная всесторонняя организационно-педагогическая деятельность позволила нам разработать и внедрить в практику муниципальной системы образования систему управления единым здоровьесберегающим образовательным пространством города на основе программно-целевого и проектного подходов. Подготовленный КОиН и МОУ ДПО ИПК пакет конкурсных документов «Управление качеством здоровья и образования в муниципальной системе образования г. Новокузнецка» был отмечен высшей наградой - дипломом и золотой медалью Кузбасской выставки-ярмарки в 2007 г. Формирование качества образования и качества здоровья реализуется в условиях созданной муниципальной здоровьесберегающей системы образования и осуществляется с помощью научно-методического, кадрового и организационно-педагогического обеспечения. Скоординированность усилий, направленных на развитие здоровьесберегающего образования, позволяет нам использовать имеющиеся ресурсы, инфраструктуру, планово осуществлять их наращивание в целях развития образовательных систем.
Сказанное выше позволяет заключить, что муниципальное образование многое делает для здоровья юных новокузнечан за счет научного подхода,
координации межведомственного взаимодействия и высокотехнологичного программного обеспечения.
В городе сложилась практика работы по целевым комплексным программам, предусматривающим реализацию основных направлений образовательной муниципальной политики. Муниципальная программа «Образование и здоровье» основывается на специфике социально-экономической сферы в регионе, имеющейся материально-технической базы, приоритетов в социальной сфере города, учитывает также социальный заказ родителей на воспитание здорового поколения. Опыт оказался настолько интересным, содержательным и результативным, что он предъявлялся российскому научному сообществу дважды при проведении всероссийской школы-семинара.
Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка подчинил свою деятельность решению ключевых задач - повышению качества образования и качества здоровья субъектов образовательной деятельности. Программа «Образование и здоровье» стала нашим надёжным помощником на этом пути. Для ее реализации ещё многое предстоит сделать - и организационно, и содержательно.
И здесь мы явно видим перспективы межведомственного взаимодействия по вопросам охраны психического здоровья обучающихся и воспитанников со следующими структурами:
ГУ ЦЗН - организация временной занятости детей и семей, находящихся в социально опасном положении;
Комитет по делам молодежи - организация досуга и развитие волонтерского движения по профилактике ПАВ.
Органы УВД и госнаркоконтроля противодействие употребления и рас-постранения наркотических средств в подростковой среде, профилактика безнадзорности и беспризорности;
Управление по торговле и бытовым услугам - профилактика употребления алкогольных напитков и табакокурения;
Управление социальной защиты - профилактика суицидального поведения и работа подросткового телефона доверия;
Примечательны следующие формы, апробированные во время реализации программы «Образование и здоровье» и ее подпрограммы «Социальногигиенический мониторинг» (таблица).
Опыт управления социально-гигиеническим мониторингом
м> п/п Формы, методы работы, использующие новые подходы Содержание и реализация новой практики
1 2 3
1 Организация СГМ Выработка объективных показателей здоровья для последующего использования объективных критериев здоровья для оказания адресной помощи обучающимся и воспитанникам.
Окончание таблицы
1 2 3
2 Целевые проектные группы Семинары с работниками МСО в связи с разработкой подпрограммы СГМ. Семинары для целевой группы управленческих команд ОУ, а также психологов по тематике СГМ.
3 Обучение технологии мониторинга Обучение организации здоровьесберегающей деятельности как перенос опыта проведения СГМ мониторинга.
4 Команды, целевые группы (школьные психологи, медики, работники пищеблоков) Семинары для целевой группы. Организация деятельности СГМ рассматривается как основное средство освоения новой практики мониторирования здоровья.
5 Сетевой принцип Инициация горизонтальных внутри- и межведомственных связей при активной субъектной позиции ОУ и ППМС центров.
6 Индивидуальное сопровождение молодых педагогов-психологов Консультации, консалтинговые услуги, стажировка, семинары.
7 Мониторинг программы «Образование и здоровье» Постоянное наблюдение за ходом работы подпрограммы СГМ с тем, чтобы обеспечить диагностико-прогностическое слежение и выполнение плана (при межведомственном психолого-валеологическом координационном совете).
8 Организации ВНИКа по СГМ мониторингу Мониторинг результатов здоровья и развития. Разработка и внедрение методологии стандартов здоровья и благополучия, оценки риска школьно значимых заболеваний, а также средовой нагрузки на обучающегося.
9 Новые схемы профессионализации на основе повышения квалификации Повышение квалификации по вопросам мониторинга здоровья субъектов образовательного процесса на базе МАОУ ДПО ИПК и подготовка кадров с КузГПА
10 Организация научно-методической и методической работы с педагогами Повышение мотивации формирования, охраны и укрепления своего здоровье и здоровья окружающих, обучение эффективным здоровьесберегающим педагогическим технологиям, методам и методикам мониторинга здоровья.
11 Муниципальная интегральная социальная политика на основе здоровьесберегающего образования и данных мониторинга здоровья Создание единого здоровьесберегающего пространства районов, города.
Вместе с тем, эффективное управление здоровьесберегающими процессами в учреждениях муниципальной системы образования требует чрезвычайной осмотрительности. Последствия от бессистемно внедряемых здоровьесберегающих подходов могут быть непредсказуемыми. Вот почему мы уделяем большое внимание управлению здоровьесберегающей системой образования на основе комплексного межведомственного взаимодействия, объединяя усилия науки и практики, используя объединенный интеллекту-
альный потенциал для выработки единых принципов, методов и подходов, регламентирующих совокупность общих норм и правил организации здоровьесберегающей работы на территории единого образовательного пространства города.
Нет сомнения в том, что дальнейшая работа по межведомственному взаимодействию в сфере охраны психического здоровья координационного совета и реализация программы «Образование и здоровье» поможет муниципальной системе образования сделать реальный качественный прорыв в области здоровьесбережения.
Библиографический список
1. ВОЗ: задачи по достижению здоровья для всех[Текст]. - Копенгаген: ВОЗ/ ЕРБ, 1985.-230 с.
2. Гиг Дж. ван. Прикладная общая теория систем [Текст]/ Дж. ван Гиг; пер. с англ. В 2-х кн. - М. : Мир, 1981. - 733 с.
3. Комплексная муниципальная целевая программа г. Новокузнецка «Образование и здоровье» [Текст] / науч. рук. д.б.н. Э. М. Казин, д. м. н. В. В. Захаренков.
- Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007. - 52 с.
4. Криволапчук, И. А. Психофизиологическая цена напряженной информационной нагрузки у детей и подростков 5-14 лет / И. А. Криволапчук // Физиология человека. - 2008. - Т. 34. - № 4. - С. 28-35.
5. Путин, В. В. О стратегии развития России до 2020 г ода : доклад на расширенном заседании Госсовета 8 февраля 2008 г. [Текст]/ В. В. Путин [Выступление (извлечение)] // Официальные документы в образовании. - 2008. - № 6. - С. 5-13.
6. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения [Текст]/ К. Д. Ушинский. В 6 тт. Т. 6. - М. : Педагогика, 1990. - 528 с.