Научная статья на тему 'Управление качеством образования на основе комплексной муниципальной целевой программы «Образование и здоровье»'

Управление качеством образования на основе комплексной муниципальной целевой программы «Образование и здоровье» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
221
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА / ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / МОНИТОРИНГ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Захаренков Василий Васильевич, Олещенко Анатолий Михайлович, Бурдейн Александр Валерьевич, Кислицына Вера Викторовна, Корсакова Татьяна Георгиевна

В г. Новокузнецке разработана и внедрена комплексная муниципальная целевая программа « Образование и здоровье» на 2007-2011 гг. В основу разработки программы положена инновационная идея интеграция здоровьесберегающих и информационных технологий в образовательную деятельность, которые определят новое качество образования, здоровья, жизни воспитанников, обучающихся, педагогических работников образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Захаренков Василий Васильевич, Олещенко Анатолий Михайлович, Бурдейн Александр Валерьевич, Кислицына Вера Викторовна, Корсакова Татьяна Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление качеством образования на основе комплексной муниципальной целевой программы «Образование и здоровье»»

РЕГИОН КРУПНЫМ ПЛАНОМ: КУЗБАСС - НОВОКУЗНЕЦК

РАЗДЕЛ I

КОМПЛЕКСНАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ». АИС СГМ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ» В СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ «ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ»

УДК 371:614.2

Захаренков Василий Васильевич

Доктор медицинских наук, профессор, директор, руководитель отдела проблем общественного здоровья и здравоохранения НИИ КПГПЗ СО РАМН, zacharenkov@nvkz.net, Новокузнецк

Олещенко Анатолий Михайлович

Доктор медицинских наук, заместитель директора по научной работе, руководитель отдела экологии человека НИИ КПГПЗ СО РАМН, ecologia_nie@mail.ru, Новокузнецк

Бурдейн Александр Валерьевич

Кандидат медицинских наук, старгиий научный сотрудник лаборатории медико-социальных проблем НИИ КПГПЗ СО РАМН, zacharenkov@nvkz.net, Новокузнецк

Кислицына Вера Викторовна

Кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории экологии и гигиены окружающей среды, zacharenkov@nvkz.net, Новокузнецк

Корсакова Татьяна Георгиевна

Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории прикладных гигиенических исследований, zacharenkov@nvkz.net, Новокузнецк

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ»

Zakharenkov Vasily Vasiljevich

Director, the head of the department for the problems of public health and public health services of Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases of the Siberian Branch of the Russian Academy of Medicine, Doctor of Medicine, Professor, zacharenkov@nvkz.net, Novokuznetsk

Oleshchenko Anatoly Mihailovich

Deputy director on scientific work, the head of the departmentfor human ecology of Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases of the Siberian Branch of the Russian Academy of Medicine, Doctor of Medicine, ecologia_nie@mail.ru, Novokuznetsk

Burdein Alexander Valerjevich

The senior scientific worker of the laboratory for medical and social problems of Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases of the Siberian Branch of the Russian Academy of Medicine, Candidate of Medical Sciences, zacharenkov@nvkz.net, Novokuznetsk

Kislitsyna Vera Victorovna

The senior scientific worker of the laboratory for ecology and environmental hygiene, Candidate of Medical Sciences, zacharenkov@nvkz.net, Novokuznetsk

Korsakova Tatyana Georgievna

The senior scientific worker of the laboratory for applied hygienic researches, Candidate of Biological Sciences, zacharenkov@nvkz.net, Novokuznetsk

EDUCATION QUALITY MANAGEMENT ON THE BASIS OF COMPLEX MUNICIPAL TARGET PROGRAM “EDUCATION AND HEALTH”

В современном образовании в последние годы стали четко проявляться негативные тенденции, среди которых наиболее тревожным является ухудшение состояния физического, психического и нравственного здоровья детей, обучающихся в общеобразовательных, специальных и высших учебных заведениях. Это выражается в увеличении заболеваний нервно-психической сферы, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата, возникновении стрессовых состояний, нарушении функций зрения, росте наркомании, существенно снижающих эффективность учебной деятельности и адаптацию к образовательному процессу.

Вместе с тем практика последних лет свидетельствует о необходимости создания целостной территориальной программы, которая ориентировала бы педагогов и медицинских работников на развитие трех основных направлений: на создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях; на организацию и проведение вневедомственных мероприятий по охране и укреплению здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса, на обеспечение непрерывного образования педагогов и учащихся по вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья.

Целью муниципальной целевой программы «Образование и здоровье» является создание условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников, обучающихся и педагогических работников образовательных учреждений.

Программа предполагает решение следующих задач: создание условий для повышения мотивации к здоровому образу жизни у участников образовательного процесса; обеспечение формирования системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение и укрепление здоровья у участников образовательного процесса образовательных учреждений; введение в образовательный процесс комплекса мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию воспитанников, обучающихся образовательных учреждений; создание организационно-педагогической системы формирования непрерывного физического воспитания; пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта; содействие укреплению здоровья педагогических работников образовательных учреж-

дений; проведение мониторинга оценки показателей соматического, психологического здоровья, физического развития, морфофункционального состояния участников образовательного процесса; научно-исследовательская работа по разработке здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса; укрепление материально-технической базы образовательных учреждений для сохранения здоровья участников образовательного процесса.

По комплексному охвату решаемых задач программные мероприятия сгруппированы в подпрограммы: обеспечение формирования культуры здоровья, мотивации на сохранение и укрепление здоровья у участников образовательного процесса; создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников, обучающихся в образовательных учреждениях; сопровождение профильного обучения; организация и проведение межведомственных мероприятий по охране и укреплению здоровья воспитанников, обучающихся образовательных учреждений; повышение резервов здоровья, психического и физического развития воспитанников и учащихся образовательных учреждений; содействие формированию здоровьесберегающей компетентности, культуры и укреплению здоровья педагогических работников образовательных учреждений; формирование единого информационного здоровьесберегающего пространства.

Эффективность реализации программы оценивается с учетом достижения следующих ожидаемых конечных результатов: совершенствование городской системы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, обучающихся в образовательных учреждениях; формирование у воспитанников и обучающихся образовательных учреждений системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение и укрепление здоровья; внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс; создание системы психолого-педагогического и медико-физиологического контроля показателей физического и психического здоровья воспитанников, обучающихся образовательных учреждений; устранение негативных факторов образовательного процесса, отрицательно влияющих на здоровье воспитанников, обучающихся; повышение резервов здоровья, физического развития у воспитанников и обучающихся; снижение количества заболеваний и функциональных нарушений органов у воспитанников, обучающихся образовательных учреждений; совершенствование информационных технологий мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений; повышение профессиональной компетентности педагогов в сфере здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.

Ход и результаты выполнения мероприятий программы рассматриваются на заседаниях городского межведомственного координационного психо-лого-валеологического совета по вопросам сохранения здоровья воспитанников, обучающихся в образовательных учреждениях. Результаты выполнения программы освещаются в средствах массовой информации.

Для оценки эффективности реализации и информационного сопровождения программы на базе НИИ КПГПЗ СО РАМН и МОУ КМИАЦ разработана и внедрена в образовательные учреждения города АСУ «Педагогический мониторинг», которая является составляющей частью социально-гигиенического мониторинга. Данная система позволила вести персонифицированный учет показателей состояния здоровья детей, подростков и педагогических работников, психологического здоровья, условий среды обучения, показателей педагогической успешности обучения, показателей условий обучения на уровне образовательного учреждения, района, города. Реализация педагогического мониторинга позволила разработать стандарты заболеваемости, психологического здоровья, благополучия учебной среды на уровне районов и города.

В результате реализации программы в г. Новокузнецке сформирована система единого здоровьесберегающего пространства. Создана сеть центров психолого-медико-социального сопровождения: 2 городских, 5 районных и 4 школьных. По различным направлениям здоровьесберегающей деятельности на базе дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений различного типа созданы инновационные экспериментальные площадки здоровьесберегающей направленности: 4 федеральных, 5 областных и 7 муниципальных площадок. Оздоровительными мероприятиями охвачено более 60 тыс. детей и подростков. Для повышения адаптации воспитанников и учащихся к воспитательно-образовательной деятельности прошли психологические тренинги 10 тыс. детей, коррекционно-реабилитационные мероприятия - 15 тыс. детей. Внедрение современных компьютерных диагностических комплексов в центрах психолого-медико-социального сопровождения позволило провести психологическую, функциональную диагностику и оценку физического развития у 25 тыс. воспитанников и учащихся образовательных учреждений.

Во всех образовательных учреждениях в вариативной части введены уроки здоровья, для повышения двигательной активности учащихся введен дополнительный урок физической культуры. Более тысячи педагогических работников прошли оздоровительные мероприятия на базе лечебно-профи-лактических и санаторно-курортных учреждений. Во всех образовательных учреждениях улучшено качество горячего питания, дополнительно введена витаминизация комплексом «Золотой шар» и употребление фиточаев. По программе «Разговор о правильном питании прошло обучение 40 тыс. воспитанников и учащихся, которые были безвозмездно обеспечены учебнометодическими пособиями.

По программе прошли повышение квалификации более 500 педагогических работников. Восемьдесят восемь воспитателей и педагогических работников, 50 медицинских работников образовательных учреждений повысили квалификацию по курсу «Гигиеническое воспитание».

В рамках реализации программы выполняются на базе научных и учебных учреждений 4 федеральных и 5 муниципальных тем НИР связанные

со здоровьесберегающими технологиями в образовательных учреждениях. По проблемам здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях города защищены 2 докторские и 5 кандидатских диссертаций, результаты которых успешно внедрены в образовательную деятельность.

В рамках программы подготовлено и издано 6 методических пособий и 8 методических рекомендаций.

В тоже время, исходя из сложившейся в г. Новокузнецке неблагоприятной демографической и экологической ситуации, повышения требований к воспитательно-образовательному процессу, внедрения инновационных педагогических технологий, а также высокого уровня общей и школьно обусловленной заболеваемости детского населения и профессионально обусловленной заболеваемости педагогических работников, вопросы формирования, сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса являются важнейшей актуальной проблемой совершенствования комплексной системы здоровьесберегающего пространства города. В связи с этим имеется необходимость дальнейшего развития системы здоровьесберегающей деятельности через образовательные учреждения, что определяет важность разработки и реализации программы, в основе которой заложена инновационная идея: интеграция здоровьесберегающих и информационных технологий в образовательную деятельность, которые определят новое качество образования, здоровья, жизни воспитанников, обучающихся, педагогических работников образовательных учреждений.

Библиографический список

1. Комплексная муниципальная целевая программа г. Новокузнецка «Образование и здоровье» (2007-2011 гг.). [Текст] - Новокузнецк: ИПК, 2007. - 52 с.

2. Комплексный мониторинг состояния здоровья обучающихся в системе управления качеством образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под науч. ред. А. М. Олещенко. [Текст] - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.