ванных решений [Текст]: коллективная монография / Н. М. Жилина, Г. И. Чеченин, Т. В. Сапрыкина. - Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2005. - 159 с. -5-7291-0378-6.
5. Чеченин, Г. И. Среда обитания, состояние здоровья населения г. Новокузнецка в 2006-2007 гг. [Текст]: коллективная монография / под ред. Г. И. Чеченина.
- Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2008. - 376 с. - 18ВЫ 978-5-7291-0441-3.
УДК 371.71:613
Жилина Наталья Михайловна
Доктор технических наук, профессор кафедры .медицинской кибернетики и информатики Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (ГОУ ДПО НГИУВ Росздрава), главный специалист отдела информационной поддержки и анализа медико-статистических баз данных Муниципального учреждения «Кустовой медицинский информационно-аналитический центр», [email protected], Новокузнецк
Чеченин Геннадий Ионович
Доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный работник здравоохранения РФ, директор Муниципального учреждения «Кустовой медицинский информационно-аналитический центр» (МУ КМИАЦ), [email protected], Новокузнецк
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОДСИСТЕМЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ»
АИС СГМ «ЗДОРОВЬЕ И СРЕДА ОБИТАНИЯ»
Zhilina Natalia Michajlovna
The doctor of technical sciences, the professor of the department of medical cybernetics and information theory GOU DPO «Novokuznetsk state institute of improvement of doctors» Roszdrava, the specialist of the division of information support and analysis of the medical-statistical data bases division of the Municipal authority «Sectional medical information-analytical centre», [email protected], Novokuznetsk
Chechenin Gennadij Ionovich
Doctor of medical sciences, the professor, the director of the Municipal authority “Sectional medical information-analytical center”, [email protected], Novokuznetsk
FUNCTIONING AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE SUBSYSTEM «PEDAGOGICAL MONITORING»
AIS SGM «HEALTH AND INHABITANCY»
На фоне неуклонного уменьшения численности детей дошкольного и школьного возрастов отмечаются неудовлетворительные показатели состояния их здоровья [1; 3; 4].
Организация школьного обучения, ориентированная на получение большого количества информации и обширные теоретические знания разных наук приводят к интенсификации учебного процесса, что не способствует сохранению и укреплению здоровья [1]. Отсутствие системных физкультурно-оздоровительных мероприятий^ низкий уровень знаний здорового образа жизни и культуры, недостаточно эффективное медицинское обслуживание, неблагоприятная экологическая ситуация и т. п. - объясняют низкий уровень здоровья детей [6]. К тому же, дети постоянно испытывают психологическое напряжение, различной степени стрессовые проявления в ходе реформирования системы общего образования, что также не способствует сохранению их здоровья.
В Кемеровской области, в том числе Новокузнецке, вопросам охраны здоровья школьников уделяется особе внимание: на протяжение ряда лет в школах внедряются здоровьесберегающие технологии, реализуется городская целевая программа «Здоровье и образование». Тем не менее, проблемы здоровья детского населения остаются актуальными.
Развитие социально-гигиенического мониторинга (СГМ) подсистемы «Педагогический мониторинг» в рамках целевой городской программы «Здоровье и образование» г. Новокузнецка выполняется с целью наблюдения, анализа, оценки риска и прогнозирования изменений здоровья школьников и педагогических работников во взаимодействии с состоянием среды обучения. Эта информация важна для определения целесообразности, приоритетности, эффективности санитарно-гигиенических, в том числе природоохранных, противоэпидемических, оздоровительных и других мероприятий.
Первоначальный функциональный состав СГМ «Здоровье - среда обитания» в 1999 г. был представлен тремя блоками: «Здоровье населения», «Среда обитания» и «Социальные условия». Внедрение СГМ осуществлялось поэтапно. Первым был внедрен блок «Здоровье», затем - «Среда обитания» и, наконец, «Социальные условия» [2].
В процессе проектирования выявлены факторы риска разработки сложных межведомственных систем, к основным из которых, следует отнести дублирование, субъективность и разнородность данных, возрастание объемов информации и сложности разработки систем, существенный рост размерности систем.
Нами предложены пути их устранения, например, разнородность данных преодолевается при помощи создания и поддержки единого нормативно-справочного фонда, фактор субъективности преодолевается при помощи создания экспертных систем и применения методов систем поддержки принятия решений, возрастание объемов информации - с помощью ее агрегирования, то есть интеграцией информации, рост сложности и размерности систем - выявлением причин сложности при помощи методов системного анализа и декомпозицией многомерных задач.
Предложено оценивать состояние здоровья населения и среды обитания с помощью интегральных показателей: индекса здоровья населения, экологического индекса. Разработан алгоритм интеграции показателей. Особенностями предлагаемого алгоритма интеграции показателей по сравнению с более ранними версиями являются открытость, то есть достаточная мобильность каталогов проблем (наборов показателей), использование как федеральных и территориальных нормативов, так и разработка нормативных значений показателей на основании динамических рядов баз данных. К созданию стандартов результативности привлекаются эксперты-специалисты необходимых предметных областей. Осуществляется многоуровневая иерархия интеграции показателей по уровням управления. Выбор первичных показателей при построении обобщенного (интегрального) показателя осуществляется методом анкетирования и групповой экспертизы специалистов необходимой предметной области [5].
В 2004-2005 гг. в составе АИС «Социально-гигиенический мониторинг общественного здоровья и среды обитания» начата разработка и внедрение автоматизированной информационной подсистемы «Педагогический мониторинг» (АИС «ПМ»), В разработке системы принимают участие специалисты как системы здравоохранения г. Новокузнецка, так и сфер образования и науки. Проектирование и сопровождение системы осуществляется в Кустовом медицинском информационно-аналитическом центре с использованием основных проектных решений, предложенных и осуществленных при разработке АИС «СГМ».
В настоящее время продолжается внедрение подсистемы «Педагогический мониторинг» автоматизированной информационной системы АИС «СГМ» во все учебные учреждения г. Новокузнецка. Уникальность системы в том, что она аккумулирует и интегрирует первичную информацию баз данных КМИАЦ г. Новокузнецка о состоянии здоровья школьников и педагогов, данные ТО ТУ Роспотребнадзора об условиях обучения (сведения о размещении образовательных участков, состоянии зданий, оборудования, воздушно-теплового режима, освещения, водоснабжения, санитарного состояния, питания, режима образовательного процесса), сведения об образовательном процессе школ и КОИН.
Блок подсистемы «Мониторинг психологического состояния и психического здоровья» выявляет тенденции в психологическом состоянии и уровне психического здоровья учащихся, определение психологических проблем конкретного школьника, класса, школы, района города для оказания необходимой психокоррекционной или дидактической помощи, способствующей успешности школьников в образовательном процессе.
Блок «Педагогический мониторинг» интегрирует показатели характеристики школы, организации учебного процесса, системы школьного физического воспитания, показатели результатов учебной деятельности, показатели организации здоровьесберегающей деятельности по отчетным данным образовательных учреждений города.
Специалистами КМИАЦ и научными работниками города осуществляется полный анализ выходной информации мониторинга: проводится сравнение состояния здоровья школьников по возрастным группам, территориальным районам города и учебным учреждениям. Анализируется состояние здоровья педагогических работников, проводится факторный и корреляционный анализ по ряду признаков, характеризующих здоровье и состояние внешней среды. Проводится динамический анализ состояния здоровья и условий обучения за ряд лет, выявляются основные тенденции показателей, определяются зоны риска по нозологиям, возрастным группам, территориям и учреждениям.
В настоящее время опыт разработки, внедрения и опытной эксплуатации мониторинга «Педагогический мониторинг» одобрен на различных уровнях управления в муниципальных системах здравоохранения и образования г. Новокузнецка. Важной задачей является подключение к системе мониторинга всех образовательных учреждений города. Ответственными организациями за выполнение данной задачи являются Комитет образования и науки, Управление здравоохранения Администрации города Новокузнецка, директора школ, КМИАЦ.
В перспективе необходимо продолжить дальнейшее развитие и совершенствование мониторинга в рамках целевой программы «Образование и здоровье» путем:
- разработки стандартов «благополучия» по составляющим «Индекса успешности образовательного процесса» (ИУОП) для всех однородных групп образовательных учреждений;
- проведения научного исследования силами структурных подразделений вузов, НИИ и учреждений дополнительного профессионального послевузовского и средне специального образования (НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН, ГОУ ВПО «Педагогическая академия», ГОУ ДПО «Новокузнецкий институт усовершенствования врачей Росздрава», МОУ ДПО «Институт повышения квалификации», Медицинский лицей и др.) по разработке стандартов физического развития детского населения;
- создания персонифицированной базы данных (БД) в виде электронного паспорта здоровья с интегральной оценкой состояния здоровья ребенка и разработкой индивидуальных «маршрутов здоровья»;
- решения вопроса адекватного финансового обеспечения для проведения вышеперечисленных работ.
Руководителям районных отделов образования необходимо определить опорные образовательные учреждения и организовать операторский пункт подготовки электронных вариантов входной информации. Директорам школ необходимо выделить и назначить приказом ответственных лиц за сбор и достоверность исходных данных по блокам «Педагогический процесс» и «Психическое здоровье и психологическое состояние».
Как в настоящее время, так и в перспективе, необходимо обеспечить достоверность медико-статистической информации, оперативный информа-
57
ционный взаимообмен и взаимодействие врачей участковых педиатров с районными Центрами «Здоровья».
Все вышеперечисленные перспективы развития мониторинга в программе «Образование и Здоровье» необходимо осуществлять на основе анализа функционирования системы, опыта информатизации других территорий.
Таким образом, разработка и внедрение интегрированной автоматизированной информационной системы социально-гигиенического мониторинга (подсистема «Педагогический мониторинг») в крупном промышленном городе Сибири г. Новокузнецке приводит к следующим результатам:
1. Рост полноты, достоверности и эффективности использования информации об абсолютных и относительных показателях здоровья детей и педагогов, состояния условий и процесса обучения.
2. Преодоление разрозненности межведомственной информации на основе: координации деятельности всех участников муниципальной программы «Образование и здоровье»; создания единого информационного пространства на всех уровнях и этапах разработки системы; совершенствования информационного обеспечения (включая распределенную обработку и использование информации).
3. Выявление зон рисков, снижение рисков, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов системы охраны здоровья.
Помимо позитивных моментов, следует отметить, что процесс потери школьниками здоровья имеет в г. Новокузнецке глобальный характер и свидетельствует о том, что репродуктивного и трудоспособного возраста достигает нездоровое поколение. Это в сочетании с неблагоприятными условиями труда и среды обитания в регионе Кузбасса является значительным потенциальным риском трудовых и репродуктивных потерь.
Библиографический список
1. Гавриленко, О. Л. Состояние здоровья детского населения области и комплекс мероприятий, направленных на его улучшение [Текст]/ О. Л. Гавриленко, А. Ю. Попова, Е. В. Черныш // Здравоохранение Российской Федерации. -2008.-№ 1.-С. 34-35.
2. Концептуальные и методические подходы к созданию СГМ здоровья и среды обитания как инструмента принятия научно-обоснованных решений [Текст]/ Г. И. Чеченин, Н. М. Жилина, Т. В. Сапрыкина, Ю. В. Рузаев, Т. Г. Нетяга, Н. А. Козлова // Врач и информационные технологии : науч.-практ. жу рн., - Москва. -2004,-№6.-С. 20-31.
3. Кучма, В. Р. Профилактические основы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях [Текст]/В. Р. Кучма//Здравоохранение Российской Федерации. - 2008. - № 1. - С. 21-22.
4. Огрызко, Е. В. Анализ заболеваемости детей Российской Федерации в возрасте 15-17 лет [Текст]/ Е. В. Огрызко // Здравоохранение Российской Федерации.
- 2008. - № 1.-С. 21-22.
5. Функционирование, развитие и результаты внедрения автоматизированной информационной системы социально-гигиенического мониторинга (АИС
58
СГМ) / Г. И. Чеченин, Н. М. Жилина, Т. В. Сапрыкина, Т. Г. Нетяга, Т. В. Якимова, А. М. Олещенко (и др. всего 7 человек) // Врач и информационные технологии: науч.-практ. журн.. - Москва. - 2004. - № 7. - С. 14-19.
6. Щербо, А. П. О методических проблемах аналитического обеспечения системы социально-гигиенического мониторинга [Текст]/ А. П. Щербо, А. В. Киселев // Здравоохранение Российской Федерации. - 2008. - № 1. - С. 16-17.
УДК 371.71:613
Юнусова Вера Александровна
Главный специалист Муниципального учреждения «Кустовой медицинский информационно-аналитический і{ентр» (МУ КМИАЦ), [email protected], Новокузнецк
Чеченин Геннадий Ионович
Доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный работник здравоохранения РФ, директор Муниципального учреждения «Кустовой медицинский информационно-аналитический центр» (МУ КМИАЦ), [email protected], Новокузнецк
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ПОДСИСТЕМЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ» В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ»
Junusova Vera Alexandrovna
The main expert of the Municipal authority "Sectional medical information-analytical center”, [email protected], Novokuznetsk
Chechenin Gennadi] Ionovich
Doctor of medical sciences, the professor, the director of the Municipal authority "Sectional medical information-analytical center”, [email protected], Novokuznetsk
SUBSYSTEM «FORMATION AND HEALTH» - SCHOOLBOYS
Образование и здоровье. Обычно, употребляя эти слова вместе, подразумевают негативное влияние напряженной учебы на здоровье учащихся. Изучение здоровья школьников, процесса обучения и санитарно-гигиенических условий обучения предполагает создание системы социально-гигиенического мониторинга (СТМ) [1].
Основная задача СГМ - получение достоверной и объективной информации от участников процесса, оценка и анализ получаемой информации[2].
Автоматизированная информационная подсистема «Педагогический мониторинг» (школьники (АИС СГМ-П) представлена четырьмя блоками:
- блок «Здоровье школьников и педагогических работников» содержит показатели заболеваемости;