УДК 371.7
Кушелевская Людмила Петровна
Директор МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр «Здоровье» психолого-педагогической реабилитации и коррекции», tatiana yal@mail. ги, Новокузнецк
Аксенова Татьяна Юрьевна
Заместитель директора МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр «Здоровье» психолого-педагогической реабилитации и коррекции», [email protected], Новокузнецк
МОДЕЛИРОВАНИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПОДХОДОВ
Kuchelevskaja Ludmila Petrovna
The director ofMOUfor the children, who need psychological and pedagogical and medico-social aid "Center "the Health" psychological and pedagogical rehabilitation and correction", tatiana_val@mail. ru, Novokuznetsk
Axenova Tatjana Jurjevna
Deputy director of MOU for the children, who need psychological and pedagogical and medico- social aid "Center "the Health" psychological and pedagogical rehabilitation and correction", [email protected], Novokuznetsk
THE SIMULATION OF THE NET COOPERATION OF THE ESTABLISHMENTS OF FORMATION ON THE BASIS OF THE HEALTH PROTECTIVE APPROACHES
Отсутствие комплексного подхода в решении задач физического, духовного, психического, социального развития личности школьников вызвало необходимость разработки единых здоровьесберегающих подходов к построению социокультурной и образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, развитию и социализации личности.
В 2006 г. в образовательном пространстве Заводского района г. Новокузнецка была разработана программа «Здоровьесберегающие подходы к формированию социально-педагогического пространства крупного района промышленного города», направленная на создание на уровне муниципальной системы образования новых управленческих механизмов, способствующих эффективному функционированию и развитию образовательных учреждений, обеспечению условий для рационального и эффективного использования здоровьесберегающих ресурсов ОУ.
Создание социально-педагогического пространства на основе здоровьесберегающих подходов предполагает решение следующих проблем:
- превращение охраны здоровья детей и подростков в одно из приоритетных направлений деятельности всех образовательных учреждений,
районного отдела образования, других социальных институтов и администрации района;
- совершенствование образовательной системы в интересах развития каждого ребенка;
- воспитание культуры здоровья, формирование ценностей здоровья: знаний, умений и навыков здорового образа жизни в условиях непрерывного образования на основе интеграции базового и дополнительного образования;
- организация социально-педагогической и медико-психологической помощи детям и подросткам.
В связи с этим была разработана сетевая модель организации социально-педагогического пространства Заводского района г. Новокузнецка.
Поликлиника .VI, №2 ДКБ >23 Наркологический кабинет
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
Дворец Спорта «Богатырь» Плавательный бассейн «Запейбовеп» Конноспортивный клуб «Фаворпт»
Модель социально-педагогического пространства Заводского района
Разработанная модель социально-педагогического пространства Заводского района включает систему внешних и внутренних связей учреждений.
Система внешних связей предполагает межведомственное взаимодействие учреждений культуры, физкультуры и спорта, правоохранительных органов, здравоохранения, социальной защиты.
Система внутренних связей образовательных учреждений модели предполагает сотрудничество учреждений на основе механизма сетевого взаимодействия: объединение нескольких образовательных учреждений вокруг
РОО. Районный Координационный Совет по эксперименту
Ресурсный Центр Л°2 Ресурсный Центр Д%3
СЮН Лг2 ДЮКФП
Координационный Ресурсный Центр МОУ Центр «Здоровье»» психолого-педагогическон реабилитации н коррекции
Ресурсный Центр >«4 Дом детского творчества Л»4
Дворец культуры
земк
Библиотеки Клуб «Комсомолец«
Соцнально-реабплитаиионно е отделение для несовершеннолет них
одного, обладающего достаточным материальным, кадровым потенциалом, способным стать «Ресурсным Центром» для других образовательных учреждений.
Особенностью сетевой модели организации социально-педагогического пространства является использование в качестве ресурсных центров учреждений дополнительного образования детей.
В образовательном пространстве Заводского района выделено четыре Ресурсных Центра:
- МОУ ДОД «Станция юных натуралистов № 2»;
- МОУ ДОД «Дом детского творчества № 4»;
- МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа № 3»;
- МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр «Здоровье» психолого-педагогической реабилитации и коррекции».
Образовательное пространство Заводского района на основе сетевого взаимодействия в рамках экспериментальной деятельности по формированию социально-педагогического пространства на основе здоровьесберегяюшпх подходов
Схема сетевого взаимодействия образовательных учреждений по формированию социально-педагогического пространства на основе здоровьесбере-
гающих подходов
Вокруг каждого «Ресурсного Центра» объединились образовательные учреждения с целью удовлетворения своих образовательных запросов по приоритетным направлениям здоровьесберегающей деятельности.
В процессе создания социально-педагогического пространства района на основе здоровьесберегающих подходов решен ряд организационно-педагогических задач: 112
- разработана нормативно-правовая база деятельности сетевых площадок;
- в каждом Ресурсном Центре разработаны программы здоровьесбере-гающей деятельности;
- выявлены организационно-педагогические, финансовые и ресурсные условия, необходимые для реализации образовательно-оздоровительных программ;
- разработан механизм мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений;
- создан каталог образовательных программ и дополнительных образовательных услуг по здоровьесбережению.
Для формирования механизма координации деятельности в социально-педагогическом пространстве Заводского района создан межведомственный координационный Совет.
Разработанная специалистами МОУ «Центр «Здоровье» модель социально-педагогического пространства муниципального образования позволяет создать образовательную систему с иным вектором социально-культурного развития, в основе которого заложен комплексный подход в решении задач физического, духовного, психического и социального развития личности школьника, необходимый для обеспечения позитивной социализации личности в современном обществе.
Практика опытно-экспериментальной работы показала, что Ресурсные Центры имеют возможности решать сложные педагогические задачи, связанные с социализацией личности ребенка через следующие направления деятельности:
- реализацию образовательных программ здоровьеформирующей направленности, привитие культуры здоровья;
- использование исследовательской деятельности в расширении знаний обучающихся по вопросам здоровья;
- практикоориентированные формы работы с субъектами образовательно- воспитательного процесса (психологические тренинги, коррекционно-развивающие занятия, оздоровительные занятия, консультирование);
- совершенствование физкультурно-оздоровительной работы и организация двигательного режима;
- приобщение школьников к спорту и спортивному досугу;
- развитие добровольческого молодежного движения, волонтерской деятельности;
- создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории, культуре своей семьи;
- развитие деятельности по формированию важных личностных качеств, конкретизации жизненных и профессиональных планов;
- включению школьников в социальнозначимые творческие виды деятельности.
Реализация трехлетней программы эксперимента в Заводском районе показала свою эффективность.
Основными результатами проводимой экспериментальной деятельности явились следующие показатели:
- всего в эксперименте принимали участие учащиеся 9 ОУ района по шести направлениям (физкультурно-оздоровительное, спорт и спортивный досуг, здоровьеформирующее, эколого-валеологическое, художественно-эстетическое, социально-педагогическое). Количественный охват обучающихся от общего числа школьников в районе составил 25,8%;
- за период эксперимента в Заводском районе выросло на 13,6% количество проведенных общешкольных оздоровительных мероприятий. Эффективность оздоровительной работы с обучающимися согласно данным АИС СГМ «Педагогический мониторинг» свидетельствует об улучшении или относительном улучшении здоровья школьников;
- за три года ресурсными центрами реализовано 46 образовательных программ дополнительного образования детей по направлениям экспериментальной деятельности. За период опытно-экспериментальной работы более четырех тысяч школьников стали слушателями специальных курсов по профилактическим образовательным программам: «Профилактика вредных зависимостей в образовательной среде», «Сохранение репродуктивного здоровья школьников», «Программа профилактики наркомании (подготовка волонтеров)», «Программа профилактики суицидального поведения». Из них педагогами ресурсных центров разработано новых программ - 9, новых проектов - 3;
- всего ресурсными центрами в рамках экспериментальной деятельности проведено 875 мероприятий;
- на 29,4% увеличилось в районе количество кружков, секций здоровь-есберегающей направленности. В 2009 г. по сравнению с 2006 г. на 34,2% увеличилось количество детей и подростков, посещающих кружки и секции;
- за 3 года на 39,4% отмечено увеличение количества участников спортивных соревнований; расширились возможности дополнительного посещения физкультурно-оздоровительных мероприятий в учреждениях дополнительного образования - ДЮКФП, спортивном комплексе «Богатырь», бассейне «Запсибовец»;
- сложилась система научно-методической работы с педагогическими кадрами по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни;
- количество педагогов, повысивших квалификацию по вопросам охраны здоровья, увеличилось на 19%;
- 54 педагога ресурсных центров участвовало в экспериментальной деятельности. Диссеминация их опыта представлена в форме: выступлений (всего - 13) на научно-практических конференциях различного уровня; тематических публикаций (всего - 15); участия в конкурсах профессионального мастерства (всего - 11).
Мониторинг реализации программы «Здоровьесберегающие подходы к формированию социально-педагогического пространства крупного района
промышленного города» показал положительные тенденции в развитии образовательной среды района:
- организована здоровьесберегающая деятельность в образовательных учреждениях;
- обновлено содержание дополнительного образования через разработку здоровьесберегающих технологий, форм и методов образовательной работы социально-педагогической направленности;
- в деятельность образовательных учреждений района внедрены современные технологии формирования культуры здоровья, социально-профилактические образовательные программы, индивидуальные системы реабилитации обучающихся.
Таким образом, формирование социально-педагогического пространства района на основе системы внешних и внутренних связей учреждений выступает перспективной формой развития образовательной системы района в целом, так как:
- это реальный путь построения образовательных учреждений как открытых систем, готовых к взаимодействию, сотрудничеству и интеграции с другими учреждениями и ведомствами;
- это дает возможность развивать сильные стороны отдельных образовательных учреждений без ущерба для интересов детей и других образовательных учреждений;
- это реальный путь создания детям и подросткам возможностей для образования, развития, укрепления здоровья, отвечающего их индивидуальным способностям и запросам.
Библиографический список
1. Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении [Текст]: метод. пособие/Под ред. Никифоровой О. А., Федорова А. И., Фрольцовой Т. А. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003.- 147 с.
2. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека. [Текст]/ Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литнова. - М.: Изд-во «Владос», 2000. - 189 с.
3. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях. Медико-физиологические и психолого-педагогические основы мониторинга [Текст]: метод, пособие /Э. М. Казин, И. А. Свиридова, Т. Н. Семенкова и др. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2006-213 с.