Научная статья на тему 'Моделирование сетевого взаимодействия учреждений образования на основе здоровьесберегающих подходов'

Моделирование сетевого взаимодействия учреждений образования на основе здоровьесберегающих подходов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ВНУТРЕННИХ СВЯЗЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / СЕТЕВЫЕ ПАРТНЕРЫ / СЕТЕВАЯ ПЛОЩАДКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кушелевская Людмила Петровна, Аксенова Татьяна Юрьевна

Представленная районная модель сетевого взаимодействия учреждений образования Заводского района г. Новокузнецка, позволяет создать на уровне муниципальной системы образования новые управленческие механизмы, разработать единые здоровьесберегающие подходы к построению социокультурной и образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кушелевская Людмила Петровна, Аксенова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование сетевого взаимодействия учреждений образования на основе здоровьесберегающих подходов»

УДК 371.7

Кушелевская Людмила Петровна

Директор МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр «Здоровье» психолого-педагогической реабилитации и коррекции», tatiana yal@mail. ги, Новокузнецк

Аксенова Татьяна Юрьевна

Заместитель директора МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр «Здоровье» психолого-педагогической реабилитации и коррекции», tatiana_val@mail.ru, Новокузнецк

МОДЕЛИРОВАНИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПОДХОДОВ

Kuchelevskaja Ludmila Petrovna

The director ofMOUfor the children, who need psychological and pedagogical and medico-social aid "Center "the Health" psychological and pedagogical rehabilitation and correction", tatiana_val@mail. ru, Novokuznetsk

Axenova Tatjana Jurjevna

Deputy director of MOU for the children, who need psychological and pedagogical and medico- social aid "Center "the Health" psychological and pedagogical rehabilitation and correction", tatiana_val@mail.ru, Novokuznetsk

THE SIMULATION OF THE NET COOPERATION OF THE ESTABLISHMENTS OF FORMATION ON THE BASIS OF THE HEALTH PROTECTIVE APPROACHES

Отсутствие комплексного подхода в решении задач физического, духовного, психического, социального развития личности школьников вызвало необходимость разработки единых здоровьесберегающих подходов к построению социокультурной и образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, развитию и социализации личности.

В 2006 г. в образовательном пространстве Заводского района г. Новокузнецка была разработана программа «Здоровьесберегающие подходы к формированию социально-педагогического пространства крупного района промышленного города», направленная на создание на уровне муниципальной системы образования новых управленческих механизмов, способствующих эффективному функционированию и развитию образовательных учреждений, обеспечению условий для рационального и эффективного использования здоровьесберегающих ресурсов ОУ.

Создание социально-педагогического пространства на основе здоровьесберегающих подходов предполагает решение следующих проблем:

- превращение охраны здоровья детей и подростков в одно из приоритетных направлений деятельности всех образовательных учреждений,

районного отдела образования, других социальных институтов и администрации района;

- совершенствование образовательной системы в интересах развития каждого ребенка;

- воспитание культуры здоровья, формирование ценностей здоровья: знаний, умений и навыков здорового образа жизни в условиях непрерывного образования на основе интеграции базового и дополнительного образования;

- организация социально-педагогической и медико-психологической помощи детям и подросткам.

В связи с этим была разработана сетевая модель организации социально-педагогического пространства Заводского района г. Новокузнецка.

Поликлиника .VI, №2 ДКБ >23 Наркологический кабинет

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

Дворец Спорта «Богатырь» Плавательный бассейн «Запейбовеп» Конноспортивный клуб «Фаворпт»

Модель социально-педагогического пространства Заводского района

Разработанная модель социально-педагогического пространства Заводского района включает систему внешних и внутренних связей учреждений.

Система внешних связей предполагает межведомственное взаимодействие учреждений культуры, физкультуры и спорта, правоохранительных органов, здравоохранения, социальной защиты.

Система внутренних связей образовательных учреждений модели предполагает сотрудничество учреждений на основе механизма сетевого взаимодействия: объединение нескольких образовательных учреждений вокруг

РОО. Районный Координационный Совет по эксперименту

Ресурсный Центр Л°2 Ресурсный Центр Д%3

СЮН Лг2 ДЮКФП

Координационный Ресурсный Центр МОУ Центр «Здоровье»» психолого-педагогическон реабилитации н коррекции

Ресурсный Центр >«4 Дом детского творчества Л»4

Дворец культуры

земк

Библиотеки Клуб «Комсомолец«

Соцнально-реабплитаиионно е отделение для несовершеннолет них

одного, обладающего достаточным материальным, кадровым потенциалом, способным стать «Ресурсным Центром» для других образовательных учреждений.

Особенностью сетевой модели организации социально-педагогического пространства является использование в качестве ресурсных центров учреждений дополнительного образования детей.

В образовательном пространстве Заводского района выделено четыре Ресурсных Центра:

- МОУ ДОД «Станция юных натуралистов № 2»;

- МОУ ДОД «Дом детского творчества № 4»;

- МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа № 3»;

- МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр «Здоровье» психолого-педагогической реабилитации и коррекции».

Образовательное пространство Заводского района на основе сетевого взаимодействия в рамках экспериментальной деятельности по формированию социально-педагогического пространства на основе здоровьесберегяюшпх подходов

Схема сетевого взаимодействия образовательных учреждений по формированию социально-педагогического пространства на основе здоровьесбере-

гающих подходов

Вокруг каждого «Ресурсного Центра» объединились образовательные учреждения с целью удовлетворения своих образовательных запросов по приоритетным направлениям здоровьесберегающей деятельности.

В процессе создания социально-педагогического пространства района на основе здоровьесберегающих подходов решен ряд организационно-педагогических задач: 112

- разработана нормативно-правовая база деятельности сетевых площадок;

- в каждом Ресурсном Центре разработаны программы здоровьесбере-гающей деятельности;

- выявлены организационно-педагогические, финансовые и ресурсные условия, необходимые для реализации образовательно-оздоровительных программ;

- разработан механизм мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений;

- создан каталог образовательных программ и дополнительных образовательных услуг по здоровьесбережению.

Для формирования механизма координации деятельности в социально-педагогическом пространстве Заводского района создан межведомственный координационный Совет.

Разработанная специалистами МОУ «Центр «Здоровье» модель социально-педагогического пространства муниципального образования позволяет создать образовательную систему с иным вектором социально-культурного развития, в основе которого заложен комплексный подход в решении задач физического, духовного, психического и социального развития личности школьника, необходимый для обеспечения позитивной социализации личности в современном обществе.

Практика опытно-экспериментальной работы показала, что Ресурсные Центры имеют возможности решать сложные педагогические задачи, связанные с социализацией личности ребенка через следующие направления деятельности:

- реализацию образовательных программ здоровьеформирующей направленности, привитие культуры здоровья;

- использование исследовательской деятельности в расширении знаний обучающихся по вопросам здоровья;

- практикоориентированные формы работы с субъектами образовательно- воспитательного процесса (психологические тренинги, коррекционно-развивающие занятия, оздоровительные занятия, консультирование);

- совершенствование физкультурно-оздоровительной работы и организация двигательного режима;

- приобщение школьников к спорту и спортивному досугу;

- развитие добровольческого молодежного движения, волонтерской деятельности;

- создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории, культуре своей семьи;

- развитие деятельности по формированию важных личностных качеств, конкретизации жизненных и профессиональных планов;

- включению школьников в социальнозначимые творческие виды деятельности.

Реализация трехлетней программы эксперимента в Заводском районе показала свою эффективность.

Основными результатами проводимой экспериментальной деятельности явились следующие показатели:

- всего в эксперименте принимали участие учащиеся 9 ОУ района по шести направлениям (физкультурно-оздоровительное, спорт и спортивный досуг, здоровьеформирующее, эколого-валеологическое, художественно-эстетическое, социально-педагогическое). Количественный охват обучающихся от общего числа школьников в районе составил 25,8%;

- за период эксперимента в Заводском районе выросло на 13,6% количество проведенных общешкольных оздоровительных мероприятий. Эффективность оздоровительной работы с обучающимися согласно данным АИС СГМ «Педагогический мониторинг» свидетельствует об улучшении или относительном улучшении здоровья школьников;

- за три года ресурсными центрами реализовано 46 образовательных программ дополнительного образования детей по направлениям экспериментальной деятельности. За период опытно-экспериментальной работы более четырех тысяч школьников стали слушателями специальных курсов по профилактическим образовательным программам: «Профилактика вредных зависимостей в образовательной среде», «Сохранение репродуктивного здоровья школьников», «Программа профилактики наркомании (подготовка волонтеров)», «Программа профилактики суицидального поведения». Из них педагогами ресурсных центров разработано новых программ - 9, новых проектов - 3;

- всего ресурсными центрами в рамках экспериментальной деятельности проведено 875 мероприятий;

- на 29,4% увеличилось в районе количество кружков, секций здоровь-есберегающей направленности. В 2009 г. по сравнению с 2006 г. на 34,2% увеличилось количество детей и подростков, посещающих кружки и секции;

- за 3 года на 39,4% отмечено увеличение количества участников спортивных соревнований; расширились возможности дополнительного посещения физкультурно-оздоровительных мероприятий в учреждениях дополнительного образования - ДЮКФП, спортивном комплексе «Богатырь», бассейне «Запсибовец»;

- сложилась система научно-методической работы с педагогическими кадрами по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни;

- количество педагогов, повысивших квалификацию по вопросам охраны здоровья, увеличилось на 19%;

- 54 педагога ресурсных центров участвовало в экспериментальной деятельности. Диссеминация их опыта представлена в форме: выступлений (всего - 13) на научно-практических конференциях различного уровня; тематических публикаций (всего - 15); участия в конкурсах профессионального мастерства (всего - 11).

Мониторинг реализации программы «Здоровьесберегающие подходы к формированию социально-педагогического пространства крупного района

промышленного города» показал положительные тенденции в развитии образовательной среды района:

- организована здоровьесберегающая деятельность в образовательных учреждениях;

- обновлено содержание дополнительного образования через разработку здоровьесберегающих технологий, форм и методов образовательной работы социально-педагогической направленности;

- в деятельность образовательных учреждений района внедрены современные технологии формирования культуры здоровья, социально-профилактические образовательные программы, индивидуальные системы реабилитации обучающихся.

Таким образом, формирование социально-педагогического пространства района на основе системы внешних и внутренних связей учреждений выступает перспективной формой развития образовательной системы района в целом, так как:

- это реальный путь построения образовательных учреждений как открытых систем, готовых к взаимодействию, сотрудничеству и интеграции с другими учреждениями и ведомствами;

- это дает возможность развивать сильные стороны отдельных образовательных учреждений без ущерба для интересов детей и других образовательных учреждений;

- это реальный путь создания детям и подросткам возможностей для образования, развития, укрепления здоровья, отвечающего их индивидуальным способностям и запросам.

Библиографический список

1. Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении [Текст]: метод. пособие/Под ред. Никифоровой О. А., Федорова А. И., Фрольцовой Т. А. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003.- 147 с.

2. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека. [Текст]/ Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литнова. - М.: Изд-во «Владос», 2000. - 189 с.

3. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях. Медико-физиологические и психолого-педагогические основы мониторинга [Текст]: метод, пособие /Э. М. Казин, И. А. Свиридова, Т. Н. Семенкова и др. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2006-213 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.