РАЗДЕЛ IV
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ
УДК 371.72:37.061
Зубанов Владимир Петрович
Кандидат биологических наук, доцент Кузбасской государственной педагогической академии, [email protected], Новокузнецк
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Zubanov Vladimir Petrovich
The candidate of biological sciences, the reader of Kuzbass State Pedagogical Academy, [email protected], Novokuznetsk
SOCIAL PARTNERSHIP IN PHYSICAL TRAINING IN A SECONDARY SCHOOL
В концепции модернизации российского образования подчёркивается, что обновлённое образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, её генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданской, правовой и профессиональной культурой.
По многочисленным данным, имеющимся в отечественной литературе [1; 4; 5; 8], неблагополучная ситуация со здоровьем детей диктует необходимость поиска новых организационных решений, направленных на формирование, сохранение и укрепление их здоровья, что так же определяется концепцией модернизации и стратегией развития образования.
Педагогический опыт показывает, что в большинстве школ важное значение придаётся умственному развитию школьников, но часто недооценивается их физическое развитие. Такую же позицию, к сожалению, занимают и многие родители. Всё же в любом обществе привлекательным этатюном остаётся физически развитый человек, проявляющий силу и выносливость, демонстрирующий высокий уровень работоспособности, способный достигать намеченные цели [8].
По данным всероссийского мониторинга [4, с. 162] к группе школьников с низкой двигательной активностью относится более 80% девочек и 66% мальчиков, учащихся начальных классов. Под руководством педагогов в спортивных секциях занимаются только 8% мальчиков и 6% девочек, а увлекаются спортом 27% и 14% соответственно. Согласно результатам мониторинга:
- 80,3% младших школьников относятся к основной медицинской группе;
- 12,2% составляют дети подготовительной группы;
- 4,2% школьников отнесены к специальной медицинской группе;
-3,4 % школьников освобождены от уроков физической культуры и должны посещать занятия лечебной физической культуры.
Результаты мониторинга позволяют оценить уровень двигательной подготовленности современных школьников по стандартному набору двигательных тестов. Если в младшей возрастной группе отмечена лишь тенденция к отставанию от возрастно-половых нормативов, то к старшему школьному возрасту ситуация усугубляется: около 60% старшеклассников характеризуются низким уровнем мышечной деятельности.
В условиях традиционно организованного воспитательно-образователь-ного процесса в школе не происходит существенного позитивного влияния на физическое развитие двигательных функций учащихся [8]. По выражению известного физиолога И. А. Аршавского школьная парта, за которой ребёнок проводит много лет своей жизни, - это «вторые пелёнки»: дети как бы приговорены к 10 годам этих «вторых пелёнок» [8, с. 33]. Основная причина - недостаточность времени, отводимого в рамках базисного учебного плана на уроки физической культуры, не достаточно развитая спортивная база образовательных учреждений, что не позволяет сформировать у школьников потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. Не решает проблему и третий урок физической культуры, так как большинство школ не имеют нормальных условий для его проведения [8]. Физически ослабленные дети вообще могут выпадать из процесса физического воспитания в школе или отсиживаться на скамейке на уроках физической культуры.
Большинство учёных [2; 5; 8], считают что до сих пор не найдены достаточно эффективные формы организации учебного процесса по физической культуре, способные воплотить в непротиворечивых педагогических технологиях всё то новое, что создано российской наукой в области формирования физической культуры человека на разных этапах его возрастного и социального развития.
Нерешённым остаётся и вопрос об оправданности классной формы урока физической культуры для всех без исключения возрастных категорий школьников, об особенности жесткого государственного стандарта физической подготовленности [8, с. 9].
Основными механизмами модернизации физического воспитания в школе должны стать принципиально новые подходы в организации проведения занятий [2; 3; 6; 7], одним из которых является реализация отнюдь не новой концепции проведения урока физической культуры по типу спортивной тренировки [2], что осуществить в рамках государственного образовательного стандарта практически не возможно. Только спортивная специализация может дать значительный эффект роста физической подготовки и повысить интерес к физической культуре, что в конечном итоге может определить общее состояние здоровья учащихся.
Понимая актуальность вопроса, важную роль физической культуры в образовательной среде личностно ориентированной школы, с 2005 г. раз-
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ...
рабатывался и внедрён новый подход к осуществлению методологических и организационно-педагогических условий создания модели непрерывного специализированного физического воспитания в средней общеобразовательной школе № 16 совместно с педагогическим коллективом детско-юношеского клуба физической подготовки (ДЮКФП) г. Осинники Кемеровской области.
Реализация муниципальной целевой программы здоровье сберегающей деятельности в малом городе основана на сетевом взаимодействии межведомственных структур [4, с. 56] и направлена на: организацию психоло-го-педагогического и медико-физиологического сопровождения воспита-тельно-образовательного процесса; оптимизацию режима двигательной активности обучающихся и воспитанников образовательных учреждений; внедрение комплексных психолого-педагогических и медико-социальных подходов к организации профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде; формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни субъектов образования.
Стратегической целью данной инновации является создание условий, способствующих формированию и укреплению здоровья, совершенствованию физического развития учащихся и воспитанников, повышению качества образования.
Задачи: обеспечить формирование системы знаний о здоровом образе жизни, мотивации на укрепление и сохранение здоровья участников образовательного процесса; внедрить в общеобразовательный процесс школы комплекс мероприятий по повышению двигательной активности и разработке структуры управления, концепции развития и модели исследования; разработать программно-методическое обеспечение функционирования и развития общеобразовательной школы, учебные программы по физическому воспитанию в интеграции с программами ДЮКФП, способствующими развитию творческого потенциала ученика и педагога; укреплять и совершенствовать материально-техническую базу образовательного учреждения.
Суть инновации в организации физического воспитания заключается в увеличении общего количества часов для занятий физической культурой, проводимых педагогами общеобразовательной школы и ДЮКФП, в зависимости от года обучения, возраста и физической подготовленности с учащимися 1-9-х классов.
Если миссия общеобразовательной школы заключается в создании образовательного пространства, обеспечивающего ученикам условия для самореализации личности, развития их индивидуальных способностей, укрепления физического и психического здоровья учащихся, то миссия ДЮКФП - развитие массового спорта. На основании этого нами была взята за основу концепция социального партнёрства общего и дополнительного образования.
Взаимодействие педагогических коллективов общеобразовательной школы и ДЮКФП позволяет в рамках реализации данной модели физи-
ческого воспитания, начиная с первого класса в группах продленного дня, увеличивать количество часов на занятия физической культурой, поскольку основными показателями общей физической подготовленности человека всегда были, есть и будут достижения в основных движениях, в которых выявляется уровень развития физических качеств, ежедневно применяемых в жизненных условиях.
Со второго класса учащиеся (циклами по два месяца) занимаются определенным видом спорта. Цель таких занятий - получить представление о каждом культивируемом виде спорта, попробовать свои силы, сформировать собственное отношение. С четвертого класса начинаются специализированные занятия выбранными видами спорта.
Для специализации учащимся на выбор предлагается: баскетбол, волейбол, футбол, вольная борьба, косики каратэ, настольный теннис, фитнес, шахматы, дартс. Количество видов спорта может изменяться в зависимости от кадровых возможностей ДЮКФП.
Для повышения интереса учащихся к занятиям физической культурой при выборе определенного вида спорта учитываются, прежде всего, пожелания учащихся, их склонности и возможности. Таким образом, осуществляется личностно-ориентированный подход, а также доступность образования, как одно из ведущих направлений концепции модернизации российского образования. Процесс самоопределения может происходить по-разному: дети имеют возможность заниматься одним и более видами спорта, а также переходить с занятий одним видом к занятиям другим.
Для детей с ослабленным здоровьем, согласно примерному объему двигательной активности и в зависимости от медицинских показаний, разработана программа лечебной физической культуры, занятия шахматами и дартсом. В целом более 60% учащихся занимаются под руководством педагогов ДЮКФП, используя спортивную базу школы.
В течение каждого учебного года учителями школы и педагогами ДЮКФП осуществляется мониторинг, позволяющий определить состояние здоровья учащихся, их функциональное и физическое развитие. Общий анализ показывает, что практически во всех классах в конце каждого учебного года отмечается снижение значений суммы пульса в шес-тимоментной функциональной пробе в среднем на 8,7% по сравнению с начальным этапом, что несомненно, говорит об улучшении функциональных возможностей обучающихся; отмечается значительный прирост уровня физической подготовленности по результатам президентских тестов.
В воспитательно-образовательном процессе школы была выстроена определенная программа, позволяющая развиваться в выбранном направлении. Возросла миссия классных руководителей, расширен спектр их функциональных обязанностей. Введены паспорта здоровья классов, которые заполняются классным руководителем совместно со школьным
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ...
медицинским работником, учителем физической культуры, и содержат блоки: «Учебная нагрузка»; «Оздоровительные и профилактические мероприятия»; «Пропуски учебных дней по болезни»; «Состояние здоровья». Паспорта здоровья позволяют провести комплексную оценку эффективности образовательного процесса.
В деятельности классных руководителей смещены акценты в сторону формирования потребности в здоровом образе жизни учащихся. С этой целью школьное методическое объединение классных руководителей разработало календарно-тематическое планирование классных часов по здоровьесберегающей тематике с учетом психолого-возрастных особенностей ребенка.
Результаты совместной деятельности учреждений общего и дополнительного образования убеждают в том, что системный подход к проблемам сохранения и укрепления здоровья, позволил сократить количество учащихся с девиантным поведением, существенно уменьшить число детей, состоящих на внутри школьном учете и в инспекции по делам несовершеннолетних. С 2007 г. нет детей, не приступивших к занятиям на начало учебного года, а также уменьшилось количество учащихся, оставленных на повторное обучение. Повысилась заинтересованность родителей в укреплении здоровья ребёнка, в достижении спортивных успехов и, что не мало важно, в учебной деятельности.
Важным показателем работы является динамика участия сборных команд школы в городских, областных и региональных соревнованиях. Наиболее показательным является анализ участия в городских спартакиадах, в которых представлены почти все школы города. Так, до внедрения программы показатели были весьма скромны (рис. 1). Видно, что в 2004-05 учебном году достижений выше шестого места у сборных команд данной школы по отдельным видам программы нет. В последующие годы практически во всех видах соревнований достижения были значительно выше, а в некоторых видах поднялись до призовых мест.
Решая проблему обеспечения массовости спорта, школа пришла к спорту высших достижений. На сегодняшний день в школе обучаются призеры и чемпионы не только городских и региональных спортивных соревнований, но и Всероссийских первенств.
Таким образом, в процессе систематических занятий физическими упражнениями специализированной направленности отмечается не только улучшение функциональных возможностей организма и повышение уровня физической подготовленности обучающихся, их соревновательной активности, но и отмечены позитивные изменения в учебно-воспитательном процессе школы, а так же решаются проблемы высоких спортивных достижений.
место Виды соревнований
осен- ний кросс контр. тесты лыжн гонки б/ бол в/ бол п/ бол шах- маты стрит- бол тен- нис турнир по б/ болу (леи! пла- вай
1
2 А /
3 / 1 / ?
4 А / . « * * - % А V /\ /
5 . л / ' ^ а * • * / ч Г ^ '
6 7 л ' * ^ / . \*ГГ1 и д > «ЛЯЯ СТЯГ • '
7 / / * ч ✓ / А/ / \
8 * V 9 / У
9 /4 / *
10 Ч ^ ч/
Рисунок 1 - Динамика участия школы в городских соревнованиях (по занятым местам)
■и.»» и II 2004/2005 учебный год
— — — 2005/2006 учебный год 2006/2007 учебный год
Результаты соревнований тех видов, по которым проводятся занятия в школе № 16 педагогами ДЮКФП
Библиографический список
1. Айзман, Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психологические аспекты его формирования [Текст]/ Р. И. Азман. - Новосибирск : Изд-во СО РАМН, 1966.
2. Бальсевич, В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодёжи. [Текст]/ В. К. Бальсевич.// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1966-№ 1.
3. Бальсевич, В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе [Текст]/ В. К. Бальсевич. - М.: Изд-во НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 114 с.
4. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика [Текст]: учебное пособие / под научной редакцией Э. М. Казина / - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. - 347 с.
5. Казин, Э. М. Разработка системы педагогического руководства физическим воспитанием и развитием учащихся в школе. [Текст]/ Э. М. Казин. - Кемерово, 1996.
6. Лях, В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе. [Текст]/ В. И. Лях.// Теория и практика физической культуры.
- 1990. -№3.
7. Лях, В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков. Физическая культура [Текст]: воспитание, образование, тренировка./ В. И. Лях. - 1966. -№ 1.
8. Физическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы [Текст]: учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика» /Э. М. Казин и др. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. - 279 с.
УДК 378.046.4:372.879.6
Коваленко Наталья Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучного образования Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации», [email protected], Новокузнецк
Казин Эдуард Михайлович
Доктор биологических наук, профессор кафедры естественнонаучного образования Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации»», [email protected], Новокузнецк
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Kovalenko Natalia Vladimirovna
Assistant professor of the department ofnaturally scientific education ofmunicipal autonomous educational organization of additional professional education «Institute of the improvement of one's qualifications», [email protected], Novokuznetsk
Kazin Eduard Michailovich
Doctor of Biology, professor of the department of naturallyscientifc education of municipal autonomous educational organization of additional professional education «Institute of the improvement of one”s qualifications», [email protected], Novokuznetsk
FORMATION OF METHODOLOGICAL COMPETENCE OF A TEACHER OF PHYSICAL EDUCATION IN THE SYSTEM
OF QUALIFICATION
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного,