Научная статья на тему 'К вопросу о модернизации региональной системы педагогического образования'

К вопросу о модернизации региональной системы педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. PEDAGOGICAL EDUCATION / PEDAGOGICAL PERSONNEL / MODERNIZATION / MAJOR DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дочкин Сергей Александрович

В статье рассматриваются некоторые проблемы, присущие системе педагогического образования Кемеровской области, проводится анализ ее состояния. На основе проведенного анализа формируются основные направления по модернизации системы педагогического образования региона, определяются некоторые мероприятия по их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of modernization of regional system of pedagogical education

The article arises some problems characterized the pedagogical education system of Kemerovo region; analysis of its condition is provided. On the basis of the analysis major directions of pedagogical system modernization are formed and several measures on their realization are offered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о модернизации региональной системы педагогического образования»

Научные сообщения

УДК 371.14

К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дочкин С.А.

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемы, присущие системе педагогического образования Кемеровской области, проводится анализ ее состояния. На основе проведенного анализа формируются основные направления по модернизации системы педагогического образования региона, определяются некоторые мероприятия по их реализации.

The article arises some problems characterized the pedagogical education system of Kemerovo region; analysis of its condition is provided. On the basis of the analysis major directions of pedagogical system modernization are formed and several measures on their realization are offered.

Ключевые слова: педагогическое образование, педагогические кадры, модернизация, основные направления.

Pedagogical education, pedagogical personnel, modernization, major directions.

Целью социально-экономического развития Кемеровской области является повышение конкурентоспособности региона и роста благосостояния его жителей. Данная цель предполагает обеспечение стабильного роста экономики, ее диверсификацию; создание задела для роста новых конкурентоспособных секторов производства. Решение данных задач невозможно без эффективной многоуровневой системы образования, осуществляющей подготовку востребованных регионом кадров, и здесь особое значение приобретает педагогическое образование. Согласно программным документам, определяющим идеологию и стратегию развития всего российского образования, именно достижение нового качества педагогического образования является одной из главных задач. В тоже время

реализуемая в стране новая образовательная политика требует проведения серьезной модернизации системы педагогического образования, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Необходимость проведения системной модернизации педагогического образования определяется необходимостью разрешения ряда проблем, препятствующих позитивным изменениям в системе образования: отсутствие концепции непрерывного педагогического образования, нормативно-правовой базы и экономических механизмов ее реализации, прогноза потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров; слабость материально-технической базы учреждений, осуществляющих подготовку педагогов, недостаточный уровень поддержки и стимулирования исследований, развития научных направлений в системе педагогического образования; наличие противоречий между содержанием педагогического образования и требованиями, предъявляемыми обществом и государством к личности и уровню профессиональной компетентности педагога; низкая эффективность системы повышения квалификации педагогических кадров, ее региональную разобщенность; снижение престижности педагогической профессии, понижение социального статуса педагога в российском обществе. Значимость данной проблемы была в очередной раз отмечена и на Заседании Комиссии при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 31 августа 2011 г.

Система педагогического образования Кемеровской области в настоящее время представляет собой совокупность профессиональ-

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

ных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования; сеть взаимодействующих образовательных учреждений (ОУ) среднего, высшего и послевузовского педагогического образования, функционирующих на территории области; федерально-региональную систему управления педагогическим образованием. В области функционируют 11 учреждений среднего профессионального образования (СПО), осуществляющих подготовку педагогов по 11 педагогическим специальностям. Из учреждений высшего профессионального образования (ВПО), функционирующих на территории области, пять вузов ведут, в том или ином объеме, обучение по 19 педагогическим специальностям.

В данных учебных заведениях сформированы высокопрофессиональные научно-педагогические коллективы с преобладанием кадров высшей квалификации: в учреждениях ВПО почти 76 % преподавателей имеют высшую квалификацию, почти 67,5 % преподавателей имеют ученую степень, в том числе 14 %

- ученую степень доктора наук; в педагогических колледжах высшую квалификационную категорию имеют около 70 % преподавателей, почти 6 % преподавателей имеют ученую степень. В составе преподавателей учреждений, осуществляющих подготовку педагогов, работают заслуженные учителя, заслуженные работники культуры и др., педагоги, награжденные орденами и медалями, отличники народного образования и почетные работники высшего и среднего профессионального образования. Таким образом, качественный состав преподавателей учреждений ВПО и СПО области позволяет осуществлять подготовку учительских кадров на высоком уровне, однако требуется привлечение молодых кадров для обеспечения перспективного развития системы образования.

Потребителям образовательных услуг отмеченных учреждений и работодателям для будущих выпускников являются учреждения дошкольного, среднего общего и дополнитель -ного образования детей, а также учреждения довузовского профессионального образования (ПО). Педагогические учебные заведения на -правляют своих выпускников в более чем 2000 образовательные учреждения области (от учреждений дополнительного образования детей

до учреждений СПО), в которых занимаются более 630 тыс. учащихся.

В общеобразовательных школах работает более 20 тыс. педагогических работников, из них учителей - 17293 человека, в т.ч. 18,6 % пенсионного возраста. Основной состав учителей - в возрасте от 30 до 45 и от 45 до 55 лет со стажем работы от 10 до 25 и более 25 лет. В последние годы была отмечена тенденция к сни -жению количества педагогов в возрасте более 60 лет, наблюдается сокращение группы педагогов, которые трудятся в образовании более 25 лет. В тоже время медленно увеличивается количество молодых специалистов со стажем работы до 3 лет с 4,78 % в 2008-2009 учебном году до 5,7 % в 2010-2011 учебном году.

Удельный вес учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных учреждений с каждым годом растет и в 2011 году составил почти 12 %. В учреждениях НПО и СПО работает 4674 педагогических работников, в т.ч. 35 % в возрасте старше 50 лет, кроме того - почти 50 % педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального обучения не имеют педагогического образования.

Результаты опроса основных потребителей общеобразовательных услуг, проводимые в последние годы с целью определения качества образования и эффективности деятельности педагогических работников, показали, что в 2010 г. 75,92 % обучающихся и 75,8 % родителей области отметили соответствие преподавания дисциплин требованиям времени, использование учителями современных технологий обучения на занятиях. Большинство опрошенных указали на использование учителями современных технологий обучения. По результатам исследования, выявляющего социальный престиж профессии педагога в Кузбассе, удовлетворенность профессией в 2010 г. отметили 71,9 % педагогов региона.

Ежегодный выпуск учреждений ВПО и СПО составляет в среднем: молодых специалистов с высшим образованием (по педагогическому профилю) - 2000-2500 человек; молодых специалистов с СПО (по педагогическому профилю) - 1100-1200 человек. Данное количество в целом превышает потребности региона в педагогических кадрах. В тоже время анализ трудоустройства выпускников свидетельствует,

что общая доля выпускников трудоустроившихся после окончания учебного заведения составляет в среднем 75-80 %, но только треть из них трудоустраивается непосредственно по своей специальности. На учете в службу занятости ежегодно встают 2-3 % выпускников педагогических колледжей и 4-5 % выпускников вузов. Это может свидетельствовать о невысо -ком уровне подготовки молодых специалистов, но проблема не только в этом.

Причинами такой ситуации может являться отсутствие систем прогнозирования и мониторинга потребностей региона в педагогических кадрах, и недостаточная координация между объемом выпуска по педагогическим специальностям и потребностями ОУ региона. В то же время из-за сокращений в производственной сфере освобождаются дополнительные трудовые кадровые ресурсы, в результате в школе трудоустраиваются люди с непедагогическим образованием. И следует учитывать, что в соответствии с направлениями модернизации отечественного образования данные тенденции будут усиливаться. Большое значение для невысокого уровня трудоустройства молодых специалистов с педагогическим образованием имеет нежелание выпускников идти работать в систему образования из-за низкой заработной платы работников образовательных учреждений (ОУ), особенно дошкольных ОУ, которая не соответствует объему работы, высокой мере ответственности; отсутствием системы гарантированной социальной поддержки молодых специалистов. Остается проблемой, влияющей на трудоустройство выпускников педагогических ОУ, старение педагогического персонала школ и нежелание его педагогов уходить на заслуженный отдых вследствие низких пенсий.

Вместе с тем, в области действует региональная кадровая программа, направленная на стимулирование притока в систему образования молодых специалистов через осуществление мер социальной поддержки. Особые условия созданы для молодых специалистов, работающих в сельской местности: им предоставляется жилье и единовременное социальное пособие; осуществляется погашение жилищного займа за счет средств областного бюджета педагогам - молодым специалистам, которые проработали в сельских образовательных учреждениях 7 лет.

Одним из инструментов повышения кадрового потенциала и привлечения в систему образования профессиональных специалистов является повышение уровня доходов педагогических работников. В 2010 году средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений составила - 15541.7 руб. Средняя заработная плата учителей, проработавших не менее 3 лет после окончания вуза в 2010 году составила 16138 руб. рублей. Однако в данных показателях слабо учитывается скрытый дефицит педагогических кадров, в результате чего педагоги работают больше чем на одну ставку, и в результате - наблюдается рост их заработной платы, но и повышается общая загруженность педагога, которая ведет к уменьшению времени на выполнение основных задач. Перевод всех работников бюджетной сферы области на новую систему оплаты труда позволил повысить заработную плату работников образования, однако увеличение составило в среднем менее 10 % и число учителей, заработная плата которых выше средней по экономике в Кемеровской области, в 2010 г. составила только 19,1 %.

Однако только методами стимулирования нельзя решить проблемы количества и качества подготовки педагогов для региональной системы образования. Одним из способов преодоления такой ситуации является возобновление государственного и муниципального заказа на подготовку педагогических кадров. Решению проблемы трудоустройства выпускников педа -гогических учебных заведений могло бы помочь направление в учреждения ВПО и СПО, осуществляющих подготовку педагогов, выпускников школ на целевой основе, заключение трехсторонних договоров между абитуриентом, вузом и региональной властью; закреплению молодых педагогов способствовала бы годичная стажировка в школе, предшествующая выдаче диплома о высшем образовании. Однако дальнейшее совершенствование системы образования невозможно без эффективной системы, обеспечивающей своевременную профессиональную переподготовку и повышение квалификации педагогических работников образовательных учреждений области

Повышение квалификации педагогических и руководящих работников осуществляется в системе дополнительного профессионального образования (ДПО), представленной ОУ муни-

‘Научно-теоретический журнал г ^

г у- повышения квалификации кадров

ципального, регионального и федерального уровней: ГОУ «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации», Межрегиональный центр ПК КемГУ, другие ОУ ВПО и СПО, имеющие лицензии на программы повышения квалификации.

Анализ результатов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников системы образования показывает, что в регионе имеет место положительная тенденция по охвату педагогов различными формами повышения квалификации. Доля педагогов, работающих в общеобразовательных учреждениях, повысивших квалификацию в 2010-2011 учебном году достигла 72 %. Увеличение числа педагогов, прошедших повышение квалификации, стало возможным за счет увеличения количества об -разовательных программ повышения квалификации, предлагаемых учреждениями ДПО. Так, к 2010-2011 учебном году количество образовательных программ повышения квалификации для учителей общеобразовательных учреждений увеличилось более чем в 2 раза, а для преподавателей учреждений НПО и СПО - на 77 %. Расширение образовательных услуг по повышению квалификации позволило удовлетворить образовательные потребности педагогов, учесть специфику их труда, устранять затруднения в профессиональной деятельности. Другим фактором, способствующим росту ох -вата педагогов повышением квалификации стала организация курсов на базе муниципальных методических служб в территориях. Конкурсный отбор программ повышения квалификации определил перечень наиболее востребованных и актуальных программ, которые были включены в депозитарий областных программ повышения квалификации. Но непрерывное профессиональное развитие педагогических и руководящих работников образования области не ограничивается только традиционными курсами повышения квалификации, а осуществляется через вебинары, проблемно-ориентирован-ные семинары, семинары в рамках проектов, тематические консультации. Только в одном ГОУ «КРИПКиПРО» в 2010 г. проведено 52 посто-

яннодействующих (1780 участников), 120 проблемно-ориентированных семинара (5800 участников), 243 консультации (более 1500 педагогов), 3 сетевых семинара (вебинара) с участием более 300 человек. За тот же период в целях поддержки профессионально-педагоги-ческих работников системы довузовского ПО ГОУ «КРИРПО» проведено 77 консультаций (2205 участников), 5 семинаров, 3 стажировки (226 участников).

Существенное значение в совершенствовании педагогического корпуса занимает профессиональная переподготовка, позволяющая педагогам расширить сферу профессиональной деятельности по направлениям переподготовки. Значимость данного направления в подготовке педагогов усилится с учетом тенденции по привлечению к преподавательской работе в школах и учреждениях довузовского ПО лиц без педагогического образования, так как именно с данной категорией специалистов связываются надежды по усилению профессиональной направленности обучения.

В тоже время, анализ повышения квалификации педагогами показал, что еще не удалось полностью добиться полного охвата всех учреждений. Анализ данных персонифицированной базы педагогических работников 2010 г. показал, что более 5 лет не проходили повышение квалификации 24 тыс. педагогических работников общеобразовательных учреждений. При этом реальная потребность - не более 10 тысяч человек, но на курсы повышения квалификации муниципалитеты ежегодно заявляют не более 6 тысяч человек. То есть отсутствует четко регламентированная система учета и планирования повышения квалификации. Ситуация с педагогическими работниками учреждений довузовского ПО характеризуется большей плановостью, за последние 5 лет каждый профессионально-педагогический работник освоил программу минимум одних курсов повышения квалификации в различных формах.

На 2011-2012 г. намечена отработка механизма реализации персонифицированного финансирования повышения квалификации работников образования области, речь идет об индивидуальных программах повышения квалификации, в рамках которых учитель может осваивать отдельные модули в короткий срок. Одним из важнейших аспектов в ходе реализа-

ция задачи подготовки кадровых ресурсов для системы образования является комплексная программа формирования профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений, формирование ИКТ-ком-петентности педагогов.

Таким образом, в регионе сложились подходы к организации повышения квалификации педагогических работников, которые заключаются в ориентации курсов повышения квалификации на образовательные потребности и затруднения слушателей; построение программ по модульному принципу, гибкое реагирование на интересы и потребности педагогов, обеспечение права выбора вариативного содержания, форм и места повышения квалификации; апробации современных моделей организации и финансирования повышения квалификации работников образования. Проведенный анализ состояния системы педагогического образования региона позволил сделать вывод, что она в целом выполняет стоящие задачи. Вместе с тем новые задачи, связанные с реформированием общего и профессионального образования, расширением структуры и усложнением социального заказа к педагогическому образованию предполагают модернизацию системы педагогического образования, требуют обновления региональной системы повышения квалификации и переподготовки учителей, создание стимулов для повышения престижа учителей и обеспечения постоянного роста уровня их квалификации.

Существующая система педагогического образования региона не позволяет обеспечить приведение качества образования в системе ВПО и СПО в соответствие с требованиями изменяющегося общества по причине отсутствия системы постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда и рынка образовательных услуг; отсутствия качественных критериев деятельности государ -ственных ОУ педагогического образования и отсутствия работоспособных механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей; недостаточно четкого представления работодателями требований, предъявляемых современному молодому специалисту в динамичных социальноэкономических условиях.

Отсутствие ясного государственного и муниципального заказа на подготовку и переподготовку квалифицированных педагогических кадров, неразработанность нормативно-правовой базы, механизмов и инструментов социального партнёрства, отсутствие эффективной системы содействия занятости обучающихся и трудоустройства выпускников, слабость системы воспроизводства руководящих и педагогических кадров системы ВПО и СПО не позволяют организовать плановую подготовку педагогов, обеспечить регулированную ротацию педагогических кадров, что ведет к ускорению процессов старения педагогических кадров и кадровому дефициту. Невысокое качество подготовки специалистов сферы образования, несоответствие содержания и форм подготовки педагогов перспективным запросам разных видов ОУ, несовершенный механизм приёма обучающихся на педагогические специальности ведет к тому, что современное педагогическое образование не формирует достаточной готов -ности выпускников к деятельности в сфере образования. Не высокая степень и нестабиль-ность ресурсного обеспечения, устаревшая материально-техническая база, недостаточность финансирования ОУ ПО не позволяют полностью обеспечить реализацию образовательной инициативы «Наша новая школа», внедрение ФГОС нового поколения, качественно меняющих требования к учителю. Не до конца решён вопрос о поддержке развития научного потенциала учреждений педагогического ПО; несовершенна система стимулирование педагогов педагогических колледжей, имеющих ученую степень и звание. Таким образом, перечень проблем, требующих решения достаточно велик.

Кроме того, нельзя не заметить и еще одну. Несмотря на высокие требования и огромную значимость деятельности педагогов по подготовке подрастающего поколения, социальный статус педагогов остается крайне низким. Падение имиджа педагогического образования в обществе ведет к отсутствию мотивации у выпускников школ к выбору педагогической про -фессии, к нежеланию выпускников работать в школах, дошкольных ОУ, учреждениях довузовского ПО. Низкая цена труда педагога, особенно молодого специалиста; необеспеченность отдыха, медицинского обслуживания, неразвитость других форм социальной поддержки обу -

Научно-теоретический журнал г ^

г у- повышения квалификации кадров

чающихся и работников учреждений педагогического образования затрудняют поступатель -ное развитие всей системы педагогического образования. Всё это ведет к снижению качества педагогического образования и уровня его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Только решение проблемы привлечения и подготовки квалифицированных педагогических кадров позволит системе педагогического образования выйти на иной уровень взаимодействия с рынком труда, обеспечит подготовку молодого поколения, будущих специалистов для российского общества и экономики страны.

Принимаемых мер в текущем порядке мер уже недостаточно для полной и долгосрочной оптимизации объёмов и структуры подготовки квалифицированных педагогических кадров, устранения сложившихся диспропорций в развитии областного рынка образовательных ус -луг. Соответственно, органам законодательной и исполнительной власти Кемеровской области, союзам работодателей, представителям образовательного сообщества следует обратить внимание на необходимость кардинальной и системной модернизации системы педагогического образования региона и усиление ресурсного потенциала учреждений, обеспечивающих подготовку педагогических кадров, программноцелевыми средствами.

К одному из приоритетных направлений модернизации системы педагогического образования в регионе следует, прежде всего, отнести необходимость оптимизации структуры и совершенствование управления региональной системой педагогического образования.

В результате реализации мероприятий по данному направлению региональная система педагогического образования должна обеспечить адресное, качественное и своевременное удовлетворение потребностей региона в педагогических кадрах с учетом его социальных, экономических, культурных и иных условий. Решению этой задачи должна способствовать внутрирегиональная интеграция учреждений педагогического образования, проявляющаяся в создании учебно-научно-педагогических ком -плексов, комплексов непрерывного педагогического образования, создании ассоциаций учреждений педагогического образования. Интеграция учреждений педагогического образова-

ния на уровне региона позволит создать единое образовательное пространство и открытую систему непрерывного педагогического образования, обеспечить реализацию новых стандартов педагогического образования с учетом региональных особенностей на основе преемственности содержания и технологий педагогического образования, современного материальнотехнического оснащения, закупка которого возможна только при укрупнении учреждений педагогического образования.

Вторым направлением модернизации системы педагогического образования может яв -ляться совершенствование содержания и форм практической подготовки педагогов, совершенствование управления качеством педагогического образования.

Здесь необходимо отметить, что новый Федеральный государственный стандарт педагогического образования изменил цели педагогического образования. Его целью становится создание условий для продуктивного и достаточно быстрого развития личности будущего учи -теля, обладающего ключевыми и профессиональными компетенциями, социально-ценностными качествами и способного воспитать эти качества у нового поколения. Это предполагает внедрение в учреждениях, осуществляющих подготовку педагогов, новых учебных планов и программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, обеспечивающих реализацию требований новых государственных стандартов третьего поколения; разработку и внедрение новых учебно-методических комплексов с ориентацией на формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов; широкое использование продуктивных деятельностных техно -логий обучения, способствующих формированию у студентов необходимых общих и профессиональных компетенций. В новых программах обучения особое внимание требуется уделить усилению психолого-педагогической подготовки, расстановке новых акцентов в со -держании преподавания таких традиционных дисциплин как общая, возрастная и педагогическая психология, методика преподавания, реализовать подготовку педагогов к овладению новыми способами оценки образовательных результатов обучающихся.

Следует обеспечить переход от системы массовой подготовки учителя-предметника к реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся; более широкое использование современных информационнокоммуникационных технологий обучения. Особую роль в данных мероприятиях должны сыграть практикующие педагоги и учителя, участвовавших в апробации ФГОС начального общего образования, которых следует привлечь к преподаванию в педагогических колледжах и вузах.

В тоже время в этих условиях управление качеством педагогического образования необ-ходимо осуществлять на основе постоянного анализа актуального состояния системы общего и профессионального образования, которая является заказчиком педагогических кадров, и прогнозирования возможных вариантов ее развития. Особое внимание следует уделить мониторингу качества педагогических кадров как основанию для его корректировки с учетом требований общества к образованию в условиях стремительно развивающейся информатизации и технологий.

Модернизация региональной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников - еще одно направление для модернизации педагогического образования региона. Модернизация данной системы должна быть направлена на решение следующих задач: создание системы повышения квалификации, ориентированной на индивидуальные образовательные программы; формирование сети ОУ - инновационных (стажировоч-ных) площадок, принимающих на стажировку руководителей и педагогов общеобразователь -ных учреждений; переход на принципы персонифицированного финансирования повышения квалификации; обеспечение опережающей подготовки профессорско-преподавательского состава вузов и колледжей, повышение квалификации преподавателей педагогических вузов и колледжей в виде стажировок в ведущих научно-образовательных центрах России, изучение передовых технологий высшего образования в ведущих педагогических университетах России.

Внедряемые механизмы должны обеспечить повышение квалификации педагогов в зависимости от условий профессиональной деятельности и решаемых задач, а не только от

«календарных обязательных сроков повышения квалификации». Особое внимание следует уделить стажировкам уже работающих педагогов, которые должны проводиться на базе ОУ, реализующих инновационные программы и имеющих положительные признанные результаты.

Предстоит обновить и механизмы финансирования образовательных услуг. Средства на повышение квалификации должны предоставляться коллективам ОУ на принципах подушевого финансирования с предоставлением возможности выбора ими программ и учреждений повышения квалификации.

Однако существенно изменить систему педагогического образования, обновить ее структуру и повысить эффективность нельзя без изменения статуса самого педагога. Соответственно, создание стимулов для повышения престижа учителей и обеспечения постоянного роста уровня их квалификации - еще одно направление в процессе модернизации регионального педагогического образования, при этом не менее важное.

В последнее время значимость данного направления ни вызывает сомнений, и уже принимаются меры для поддержания престижа труда учителя, стараясь вернуть высокий социальный статус педагога в обществе, но эти процессы должны опираться в первую очередь на продуктивную и эффективную деятельность самих педагогических работников. Наряду с этим предстоит дальнейшее совершенствование механизмов финансирования ОУ и систем оплаты труда, обеспечивающих зависимость заработной платы учителей от их квалификации и качества работы. Позитивные изменения, связанные с введением новых систем оплаты труда учителей, нуждаются в дальнейшем развитии.

Еще один шаг в этом направлении - обновление механизма аттестации педагогов. Учитывая постоянное обновление образовательных технологий и средств обучения, аттестация должна предполагать периодическую процедуру подтверждения соответствия занимаемой должности, необходимого для осуществления профессиональной педагогической деятельности. Следует обновить как требования к подготовке, так и должностные обязанности учителя. Профессиональные стандарты и квалификационные характеристики педагогов должны предполагать владение компетентностями, необхо-

Научно-теоретический журнал г ^

г у- повышения квалификации кадров

димыми для реализации образовательных стандартов нового поколения.

Повышение социального статуса педагогических работников должно основываться на совершенствовании системы социальной поддержки субъектов воспитательно-образовательного процесса; формировании позитивного об -раза учителя в общественном сознании, привлечения молодых специалистов для работы в образовательных учреждениях области. Следует продолжать практику разработки и внедрения социальных гарантий обучающимся и работникам системы непрерывного педагогического образования; введения стимулирующих форм оплаты труда работников системы педагогического образования.

Таким образом, проведённый анализ позволяет определить основные тенденции развития и модернизации системы педагогического образования региона:

- создание современной системы непрерывного образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, обеспечение ее инновационного характера;

- организация образовательного маркетинга, ориентирующего подготовку на обучение по педагогическим специальностям, соответствующих потребностям современной экономики и обеспечивающих конкурентоспособность педагогического работника на рынке труда;

- повышение качества педагогического образования, конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников педагогических учебных заведений;

- создание прозрачной объективной системы оценки образовательных достижений обучающихся, изучение и внедрение в профессиональную деятельность педагогов методик по применению данных систем оценки;

- внедрение современных форм мониторинга качества образования на всех ступенях и уровнях системы непрерывного педагогического образования, развитие общественного участия и участия работодателей в управлении качеством педагогического образования;

- продолжение развития системы социального партнёрства учреждений педагогического образования за счёт расширения круга заинтересованных в сотрудничестве государственных и частных учреждений, организация их сетевого взаимодействия;

- повышение статуса педагогических колледжей как многоуровневых, многофункциональных и многопрофильных учебных заведений, создание правовых условий и разработка механизмов управления для эффективного функционирования и развития учреждений на качественно новом уровне.

Выделенные проблемы и тенденции указывают на необходимость существенных изменений в подходах к профессиональной подготовке педагогов, совершенствования мер по созданию стимулов для повышения престижа учителей и обеспечения постоянного роста уровня их квалификации, разработки комплексных программных мероприятий, ориентированных на скорейшее выполнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.