Научная статья на тему 'Из опыта создания региональной системы непрерывного педагогического образования в Амурской области'

Из опыта создания региональной системы непрерывного педагогического образования в Амурской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергиенко Юрий Павлович

Становление региональной системы непрерывного образования показано на примере Амурской области. Подробно рассмотрена сложившаяся в области система педагогического образования. Описана разработанная подпрограмма «Педагогические кадры», позволяющая создать систему непрерывного образования. ОЛисана деятельность учебно-научного педагогического комплекса, которая позволяет решить некоторые проблемы, сложившиеся в области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the experience of creation of regional system of continuous pedagogical education in the Amur region

The establishment of the regional system of continuous education is shown on an example of the Amur region. The system of pedagogical education established in the region is considered in detail. The developed auxiliary programme «the Pedagogical staff» which allows to create the system of continuous education is described. Activities of an education-scientific pedagogical complex which allows to solve some problems that have been usual in the region are also shown.

Текст научной работы на тему «Из опыта создания региональной системы непрерывного педагогического образования в Амурской области»

Ю.П. Сергиенко

Из опыта создания региональной системы непрерывного

педагогического образования в Амурской области

Современное состояние образования в России характеризуется в последние годы изменением акцентов прежде всего в сторону совершенствования его качества и соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства. Происходящие изменения должны способствовать подготовке высокообразованных и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях быстро меняющегося рынка труда. Стратегические цели образования могут быть реализованы путем создания в регионах таких систем педагогического образования, которые, постоянно развиваясь, оперативно реагируют на изменяющиеся условия и решают вопросы подготовки и переподготовки кадров для различных типов учебных заведений, с учетом региональных особенностей.

Амурская область имеет территорию более 350 тыс. квадратных километров с населением около 1 млн человек, которое сконцентрировано в 9 городах, 24 поселках городского типа и 617 других населенных пунктах. На территории области находятся 5 государственных вузов и несколько филиалов, 23 ССУЗа, 29 профессиональных училищ и лицеев, 73 учреждения дополнительного образования и 9 учебно-производственных комбинатов. Среднее образование получают 130 тыс. школьников в 474 учебных заведениях, основная часть которых - 76,5% - находится в сельской местности, а 147 сел не имеют школ.

В области работают более 10 тыс. учителей, из них 75% с высшим образованием. 200 учителей, ведущих предметы естественно-математического цикла, обладатели гранта Сороса. 37% учителей имеют стаж работы свыше 20 лет и 14% - до 5 лет.

По данным Комитета по образованию администрации Амурской области, постоянно растет число вакантных мест в сельских школах. Выпускники педагогических вузов и колледжей без особого энтузиазма воспринимают перспективу трудоустройства в сельской местности, где зачастую нет жилья, да и прожить на учительскую зарплату практически невозможно. Поэтому продолжают работать учителя пенсионного возраста, увеличивается средний возраст учителей. Нагрузка у учителя зачастую в полтора-два раза превышает норму, а отсюда и снижение качества образования в общеобразовательной и проблемы в профессиональной школе.

Ежегодная потребность системы образования области составляет 600-650 учителей, и педагогические учебные заведения, а это 3 педагогических колледжа и педагогический университет, способны решить эту проблему, выпуская ежегодно достаточное количество специалистов со средним и высшим образованием. Практически все они либо трудоустраиваются, либо продолжают обучение. Однако на работу в учреждения образования с каждым годом их приходит все меньше и меньше. Так, в 1999 г. учреждения образования пополнили менее 400 молодых специалистов. Здесь возникает противоречие между вполне достаточной подготовкой молодых творческих педагогов и дефицитом практических работников образования. Оно объясняется слабой социальной защищенностью педагогов и как следствие падением престижа профессии учителя.

Анализ состояния действующей системы подготовки и переподготовки педагогических кадров в области, проведенный в 2000 г., позволил выявить ряд проблем и негативных моментов в ее развитии. К ним можно отнести:

1. Недостаточно высокую эффективность взаимодействия всех звеньев подготовки и переподготовки кадров в силу слабой разработанности нормативно-

правовой, учебно-методической и процессуальной базы в условиях рыночной экономики.

2. Неудовлетворительное обеспечение участников образовательного процесса на региональном уровне социальной защитой и поддержкой, стимулирующих их профессиональный рост.

3. Слабая обеспеченность образовательных учреждений области управленческими кадрами новой формации.

4. Отсутствие системы, позволяющей обеспечить высокий уровень переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в территориях.

5. Недоступность новых технологий обучения и управления в связи с недостаточной компьютеризацией образовательного процесса.

6. Слабая разработанность социолого-аналитического и прогностического обеспечения развития образования в регионе.

В результате анализа были сформулированы главные приоритеты развития образования, положенные в основу разработки целевой программы «Развитие системы образования Амурской области на 2001-2005 годы», включающей подпрограмму «Педагогические кадры», главной целью которой является организация подготовки и профессиональной переподготовки работников образования на основе усовершенствования содержания образования, новых образовательных технологий, вариативных подходов к организации учебно-воспитательного процесса, способных сформировать высокодуховную и творческую личность демократического типа.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:

1. Реформирование региональной системы образования с учетом приоритетной роли учителя, владеющего содержанием образования и умеющего адаптировать его к местным условиям, возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся.

2. Повышение эффективности функционирования региональной системы непрерывного педагогического образования как саморазвивающейся и саморегулирующейся структуры.

3. Создание механизмов привлечения финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов для развития учреждений педагогического образования.

4. Разработка инновационных моделей подготовки и переподготовки педагогических кадров, характеризующихся общностью ценностных ориентиров и согласованностью действий всех образовательных учреждений и социальных структур.

Подпрограмма «Педагогические кадры» реализуется при активном участии Благовещенского государственного педагогического университета (БГПУ), Амурского областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (ИППК), педагогических колледжей, исполнительных и законодательных органов местного самоуправления и других заинтересованных организаций.

До 2000 г. в Амурской области уже имелся определенный опыт создания элементов системы непрерывного педагогического образования. Так, с 1989 г. проводился эксперимент по довузовской и допрофессиональной подготовке, включая профориентацию на педагогическую профессию и профотбор. С этой целью были созданы пилотные педагогические классы, в которых учащиеся 10-х и 11-х классов получали первичные педагогические знания и умения, сдавали квалификационный экзамен, получали удостоверения организаторов досуга учащихся и право сдавать совмещенные экзамены, чтобы начать обучение в педагогическом вузе и колледжах в рамках целевого набора. С 1995 г. такие классы были созданы в крупных городах и всех 28 районах. В этом же году начал действовать педагогический лицей, учредителями которого выступили БГПУ и Комитет по образованию администрации г. Благовещенска. В 1999 г. он прошел государственную аттестацию и аккредитацию и сегодня является экспериментальной площадкой, на которой проверяются авторские программы и педагогические технологии, разработанные с учетом личностно-ориентированной педагогической концепции. Напи-

саны и изданы необходимые учебные и методические пособия. При педагогическом лицее созданы школы информатики, иностранных языков и психологии, в которых могут обучаться дети с 7-8-летнего возраста.

Выпускники педагогических классов и педагогических групп по рекомендации педагогических советов школ в рамках целевого набора имеют возможность поступить в педагогические учебные заведения области на конкурсной основе и после получения специальности должны вернуться в школы родного района.

Контингент учащихся, поступающих по целевому набору, формируется исходя из потребностей в учительских кадрах городов и районов на основании ежегодно заключаемых договоров между Комитетом по образованию администрации Амурской области, БГПУ и муниципальными органами власти, в которых оговариваются условия обучения и социальные льготы молодым специалистам. Количество студентов-целевиков, принимаемых ежегодно только в педагогический университет, начиная с 1996 г., - более 200 человек по очной форме обучения. Опыт целевого набора показывает, что именно выпускники-целевики пополняют сельские школы. Так, в 2002 г. университет закончили 150 целевиков, из них 84% получили направление на работу в сельскую школу.

Уже более 5 лет реализуется обучение по ускоренным программам выпускников педагогических колледжей № 1 и 3 как по дневной, так и по заочной формам обучения. Это учителя математики, русского языка и литературы, начальных классов, педагоги дошкольного образования, школьные психологи. В 2002 г. в университет поступило более 40 выпускников педколледжей на дневную и более 55 на заочную форму обучения. Анализ показывает, что все они учатся в основном на «хорошо» и «отлично».

Взаимодействие колледж-вуз в этом плане предоставляет возможность пополнять контингент студентов высших учебных заведений молодежью, имеющей более высокий уровень мотивации выбора, ориентированность в отношении будущей специальности. Выпускники педагогических колледжей получают высшее профессиональное образование в сокращенные сроки обучения.

Однако сегодня этого уже недостаточно. Необходима система непрерывного образования, не ограничивающаяся сквозными учебными планами и взаимодействием между педагогическими учебными заведениями только на уровне учебного процесса. Пришла пора более тесного их взаимодействия и интеграции общего, профессионального и послевузовского образования в единую систему непрерывного педагогического образования.

Еще в 1998 г. в регионе был создан учебно-научный педагогический комплекс (УНПК). В него вошли БГПУ, Комитет по образованию администрации Амурской области, педагогические колледжи. В 2001 г. в него включен и ИППК. Каждое педагогическое учебное заведение входит в состав УНПК на правах самостоятельного юридического лица. Функционирование комплекса осуществляется объединенным советом, состав которого формируется на равноправной основе из представителей БГПУ, средних педагогических учебных заведений, Комитета по образованию администрации Амурской области и ИППК. Совету принадлежит право определения структуры, форм и содержания непрерывного педагогического образования в соответствии с задачами учебного комплекса.

Совет рассматривает и утверждает предложения по корректировке сквозных учебных планов и программ учебных учреждений, входящих в комплекс, по специальностям, согласованным с Комитетом по образованию, определяет тематику научно-исследовательских работ, создает временные творческие коллективы по разработке наиболее актуальных проблем непрерывного педагогического образования.

Совет утверждает перспективный и годовой планы работы, осуществляет контроль за их выполнением, регулярно заслушивает отчеты руководителей учебных учреждений, входящих в комплекс, и руководителей временных творческих коллективов.

Совет оказывает практическую помощь учебным заведениям, входящим в комплекс, в комплектовании педагогических коллективов высококвалифицированными кадрами, укреплении материальной базы, оснащении учебного процесса современным

техническим и лабораторным оборудованием. Совет представляет интересы учебного комплекса в государственных и общественных органах.

Создание Амурского УНПК позволяет:

- прогнозировать потребность в учительских кадрах и планировать подготовку специалистов;

- обеспечить взаимный комплексный поиск и апробацию различных перспективных форм профессиональной педагогической подготовки молодежи, опытно-экспериментальную разработку и практическую проверку новых моделей учебно-воспитательного процесса, отвечающих современным требованиям;

- ввести средние специальные учебные заведения в вузовскую (университетскую) научно-педагогическую среду, что оказывает позитивное воздействие на культурно-образовательный потенциал всего населения региона;

- более эффективно использовать материальные ресурсы областной системы образования (функционирование компьютерных и видеоклассов, лингофон-ных кабинетов, спортивно-оздоровительных комплексов и т. д.);

- создать новые траектории образовательной карьеры через разнообразный выбор новых специальностей на стадии высшего звена единого комплекса среднее педагогическое заведение - вуз;

- сократить сроки подготовки специалистов путем координации учебных планов и программ, концентрировать финансовые средства на важнейших направлениях деятельности профильных учебных заведений.

В рамках УНПК осуществляется сотрудничество в сферах:

1) учебной деятельности: создание профильных групп, работающих на основе сквозных учебных планов и программ по ключевым блокам профессионального образовательного пространства; проведение соответствующих курсов по выбору; использование библиотечных фондов колледжей и университета;

2) методической деятельности: разработка концептуальных основ системы школа - педколледжи - педуниверситет - ИППК в образовательном пространстве Амурской области; создание информационного блока данных по актуальным проблемам психолого-педагогических, методических и специальных дисциплин; оказание методической помощи преподавателям педколледжей и повышение их квалификации;

3) научной деятельности: создание и работа совместных исследовательских групп по актуальным проблемам педагогики, психологии и частных методик; подготовка педагогических кадров высшей квалификации для структурных подразделений комплекса через аспирантуру БГПУ и других высших учебных заведений;

4) издательской деятельности: создание совместного редакционно-издательского совета и издательского комплекса.

Культурно-массовая работа координируется советом по воспитательной работе. Этот совет организует методическую помощь в создании системы воспитания в учебных заведениях комплекса, координирует планы воспитательной работы, организует совместные мероприятия. В рамках комплекса проводятся совместные научно-практические конференции, например: региональная конференция «Профессиональная направленность воспитательной работы в системе педагогического образования», международная конференция «Школа без наркотиков», в которой приняло участие более 300 представителей Дальневосточного региона и КНР.

Таким образом, система непрерывного педагогического образования Амурской области функционирует на следующих уровнях:

1. Начальная и основная школа:

- школы по интересам.

Старшая ступень средней общеобразовательной школы:

- педагогические классы;

- педагогический лицей;

- педагогические группы, индивидуальное обучение;

- подготовительные курсы.

2. Средние специальные учебные заведения (педагогические колледжи).

3. Педагогический университет.

4. Амурский ИППК и ФПК при педагогическом университете.

5. Аспирантура при педагогическом университете.

Данная система непрерывного педагогического образования в регионе позволяет эффективно решать следующий комплекс проблем:

- профориентацию на педагогическую профессию и профотбор;

- довузовскую и допрофессиональную подготовку, в том числе педагогическую;

- целевой набор в педагогические учебные заведения;

- комплекс мер по социальной и профессиональной адаптации выпускников педагогических учебных заведений;

- повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров;

- подготовку специалистов высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру.

© Сергиенко Ю.П., 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.