ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
ЛЕЙФА Андрей Васильевич - д-р пед. наук, профессор, ректор, Благовещенский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]
СЕРГИЕНКО Юрий Павлович - канд. пед. наук, доцент, первый проректор, Благовещенский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]
Аннотация.. Статья посвящена проблеме построения системы взаимовыгодного, конструктивного и долговременного взаимодействия вуза с социальными партнерами в лице потенциальных работодателей (образовательных учреждений), учебных заведений (средних профессиональных, высших, повышения квалификации и переподготовки ), органов власти и иных организаций в целях консолидации усилий для эффективной подготовки педагогических кадров и устойчивого развития педагогического образования в регионе.
Ключевые слова: педагогическое образование, профессиональная подготовка, социальное партнерство, внешнее и внутреннее взаимодействие, внутреннее образовательное пространство, субъекты образовательной деятельности
Для цитирования: Лейфа А.В., Сергиенко Ю.П. Подготовка педагогических кадров в вузе на основе социального партнерства // Высшее образование в России. 2016. № 1(197). С. 114-120.
Повышение требований к качеству школьного образования, выраженное в новых федеральных государственных образовательных стандартах, утверждение профессионального стандартапедагога приводят к необходимости изменений в организации, содержании и технологиях подготовки педагогов в вузе [1]. Важную роль в сложившейся ситуации играет весь комплекс проблем (набор абитуриентов, осуществление учебного процесса в вузе, трудоустройство, вход в профессию и др.), связанных не только с получением педагогического образования, но и с педагогической профессией в целом.
В настоящее время в России функционирует разветвленная и многоэлементная система учебных заведений, реализующих профессиональную подготовку педагогических кадров различного уровня и профиля. Целевая задача этих учебных заведений - подготовка специалистов для работы в образовательных учреждениях на основе баланса требований профессионального стандарта педагога и объединения усилий
субъектов образовательного процесса и потребителей его результатов. Институт социального партнерства позволяет реализовать эту цель и решить обозначенные проблемы на практике.
С одной стороны, социальное партнерство рассматривается нами как наиболее эффективный способ формирования и реализации политики государства в области профессионального образования [2]. Это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными, региональными и местными органами власти, общественными организациями, цель которого - максимальное согласование интересов всех участников этого процесса. С другой стороны, социальное партнерство в сфере образования характеризуется совокупностью взаимоотношений между различными учебными заведениями, объединениями работодателей, профсоюзами, общественными организациями, коммерческими и властными структурами на основе договоров, соглашений, контрактов и т.п.
в целях повышения кадрового потенциала страны (региона), формирования социально активной образованной личности, экономического, культурного и научного прогресса общества [3].
Таким образом, социальное партнерство в аспекте профессионального педагогического образования- это система взаимовыгодного, конструктивного и долговременного взаимодействия партнеров в лице потенциальных работодателей (образовательных учреждений), учебных заведений, органов власти и иных организаций, основанная на их общих интересах и потребностях в области профессионального педагогического образования, аккумулировании ресурсов (материальных, финансовых, интеллектуальных), на соблюдении совместно выработанных правил и договоренностей, имеющих необходимую нормативную правовую базу, в целях консолидации усилий для устойчивого развития образованияв регионе.
В целом перспективы развития высшего педагогического образования России на основе социального партнерства зависят от ряда основных факторов. Среди них:
• государственная политика в области образования вообще и высшего педагогического образования в частности, которая должна быть направлена на опережающее развитие образования по сравнению со всеми другими социальными сферами;
• наличие научной концепции развития высшего педагогического образования, что предполагает широкое развертывание научно-исследовательских работ в области педагогики и психологии с привлечением ресурсов органов государственной и муниципальной власти, коммерческих структур и организацию опытно-экспериментальных педагогических площадок;
• формирование активной службы общественного контроля за деятельностью высших учебных заведений, наличие четких критериев их рейтинговой оценки на основе анализа социального заказа на целевую
подготовку педагогических кадров для удовлетворения государственных, общественных и индивидуальных потребностей.
На наш взгляд, социальное партнерство в сфере высшего педагогического образования возможно на нескольких уровнях: 1) внутри самой системы высшего образования - между социальными группами данной профессиональной общности или отдельными образовательными учреждениями; 2) в рамках взаимодействия между работниками системы высшего педагогического образования с представителями иных профессиональных педагогических групп; 3) в системе высшего профессионального образования в целом как особой сферы социальной жизни, вносящей определенный вклад в становление гражданского общества.
Первые два уровня социального партнерства обусловлены нуждами и потребностями самой системы высшего педагогического образования, включают в себя общественно-трудовые отношения в образова-
тельной сфере, отношения между преподавателями и студентами, родительским сообществом и профессорско-преподавательским составом, образовательным учреждением и попечительским советом, предполагают создание университетских комплексов и иных учебно-образовательных структур. Третий уровень позволяет изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы высшего профессионального образования в обществе для выполнения государственного заказа на подготовку специалистов. «Реализация такого социального заказа, - отмечает академик РАО Е.В. Бондаревская, - потребует коренного изменения действующего педагогического образования» [4].
В качестве основных социальных партнеров в сфере высшего педагогического образования выступают:
1) на федеральном уровне - Министерство образования и науки Российской Федерации как представитель правительства, профсоюз работников образования, а также такие эффективно функционирующие общественные структуры, как Российский Союз ректоров, координационный совет в области образования «Образование и педагогические науки», учебно-методическое объединение по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки» и др.;
2) на уровне субъектов Федерации -органы управления образованием администрации субъекта Российской Федерации и региональные комитеты профсоюза работников образования, общественные ассоциации и т.д.;
3) на муниципальном уровне - районные (городские) отделы образования и районный (городской) комитет соответствующего профсоюза, а также педагогические коллективы образовательных учреждений;
4) на уровне образовательного учреждения - его администрация и профсоюз-
ные комитеты, другие общественные структуры [5-7.].
Высшее педагогическое образование имеет неоценимое значение для развития каждого человека и общества в целом [8]. В сочетании с другими факторами образование выступает в качестве мощного катализатора социальных изменений. Это особенно важно для понимания роли высшего педагогического образования в развитии социально-партнерских отношений на уровне отдельных регионов и муниципальных образований России. Именно поэтому ключевым понятием, определяющим политику администрации вуза, должно стать «социальное партнерство», трактуемое как особый тип мировоззрения, идеологии, строящейся на системе взаимовыгодного, конструктивного, долговременного взаимодействия социальных партнеров в лице потенциальных работодателей, высших учебных заведений, органов власти и иных организаций, основанного на общих инте-ресахи потребностях социальных партнеров в области высшего педагогического образования, на аккумулировании ресурсов (материальных, финансовых, интеллектуальных), соблюдении совместно выработанных правил и договоренностей, имеющих необходимую нормативную правовую базу, в целях консолидации усилий для устойчивого развития [7]. Эффективная профессиональная подготовка будущих педагогов на основе социального партнерства предполагает повышение роли вуза в развитии региона и его всестороннее взаимодействие с различными социальными субъектами с учетом современных тенденций развития высшего педагогического образования.
Профессиональная подготовка педагогических кадров в рамках социального партнерства может рассматриваться с точки зрения внешнего и внутреннего взаимодействия.
Внешнее взаимодействие Благовещенского государственного педагогического
университета с различными субъектами реализуется в двух направлениях:
1) в области непрерывного педагогического образования- с Амурским педагогическим колледжем, на базе которого осуществляется среднее педагогическое образование, и школами г. Благовещенска и Амурской области, в которых созданы педагогические классы; в рамках профильного обучения - с Институтом развития образования, осуществляющего повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров;
2) с учреждениями, принимающими участие в профессиональной подготовке студентов-педагогов и осуществляющими организационно-управленческую, хозяйственную, культурно-досуговую, просветительскую, научно-исследовательскую, учебно-методическую, информационную и тому подобную общественно-полезную деятельность на территории г. Благовещенска и Амурской области.
Внешнее взаимодействие БГПУ представлено организациями и учреждениями, с которыми университет заключил долгосрочные договоры и соглашения. Это информационные, образовательные, культур-но-досуговые, правоохранительные, социальные и иные организации и учреждения независимо от формы собственности (органы государственной и муниципальной власти, Министерство образования и науки Амурской области, управления и отделы образования г. Благовещенска и районов области, общественные организации и объединения).
В работе с органами власти университет избрал стратегию взаимовыгодного сотрудничества. За последние годы структуры университета и университетского комплекса провели цикл совместных научно-методических семинаров с администрацией г. Благовещенска и области, посвященных вопросам развития профессионального педагогического образования, разработки программ развития обучения и воспитания.
С одной стороны, ученые БГПУ принимают участие в решении актуальных социально-педагогических проблем Амурской области, с другой - взаимодействие университета с образовательными учреждениями, общественными объединениями и научными организациями позволило ему расширить свой потенциал.
Партнерские отношения между вузом и Министерством образования и науки Амурской области строятся на основе долговременных договоров в сфере осуществления научно-педагогической, внеучебной воспитательной деятельности; повышения качества подготовки кадров для учреждений образовательной сферы области; целевой подготовки для обеспечения Амурской области квалифицированными педагогическими кадрами, способными эффективно работать в современных образовательных учреждениях. Университет и Министерство образования и науки Амурской области осуществляют совместную деятельность по следующим направлениям: практическая подготовка кадров для образования; выполнение научных и прикладных исследований в образовании и реализация совместных педагогических проектов; проведение научно-методических конференций, семинаров, круглых столов для учителей Амурской области, организация волонтерского движения; обмен информацией о планировании и результатах основных видов деятельности. На протяжении многих лет БГПУ организует единый методический день по предметным областям обучения для учителей и воспитателей региона.
Амурский педагогический колледж является учреждением среднего профессионального педагогического образования и ведет обучение по специальностям: «Преподавание в начальных классах», «Коррек-ционная педагогика в начальном образовании», «Дошкольное образование», «Изобразительное искусство и черчение» и др. Реализуя программу непрерывной педаго-
гической подготовки по специальностям педагогического образования, университет и колледж выстроили подготовку педагогических кадров по сокращенным программам на базе среднего педагогического образования соответствующего направления. В рамках партнерства подготовка кадров осуществляется на двухступенчатой основе: первая ступень - в колледже, вторая - в университете. Содержание образования строится по сквозным учебным планам и программам, на основании которых разработан план непрерывной профессиональной подготовки по направлению «Педагогическое образование ».
Совместно с областным институтом развития образования университетом организовано повышение квалификации и профессиональная переподготовка руководя-щихи педагогических работников системы образования, информационно-методическое сопровождение реализации Приоритетного национального проекта «Образование», психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение образовательного процесса в учреждениях различного типа и вида. Кроме того, вуз осуществляет разработку структуры и содержания регионального компонента базисного учебного плана и др.
Общественные организации и объединения содействуют расширению влияния университета в регионе и формированию благоприятной образовательной среды для жителей области. На протяжении нескольких лет физико-математический факультет проводит курсы компьютерной грамотности и областную олимпиаду по компьютерной грамотности среди пожилых людей.
Реализация профессиональной подготовки на основе социального партнерства осуществляется также во внутреннем образовательном пространстве университета. С этой целью используются следующие формы взаимодействия: совместное проектирование содержания учебных дисциплин с учетом ФГОС, дающее возмож-
ность оперативной корректировки содержания профессиональной подготовки; регулярное обсуждение вопросов совершенствования преподавания на заседаниях кафедр, совместных проблемных семинарах, научно-практических и методических конференциях, позволяющее внедрять инновационные педагогические технологии; издание совместных учебных и учебно-методических пособий для студентов, учащихся лицея и педагогических классов, способствующее оптимальному усвоению содержания учебных курсов; проведение общих (для учащихся и студентов) учебных и производственных практик, научно-практических конференций, деловых игр, проблемных семинаров, коллоквиумов - для развития творческой активности, исследовательских качеств, закрепления и отработки полученных знаний в деятельности, приближенной к профессиональной; промежуточный рейтинговый контроль, проводимый преподавателями университета, повышающий заинтересованность учащихся в получении конкурентоспособных профессиональных знаний, умений, навыков.
В качестве объектов реализации внутреннего взаимодействия на основе социального партнерства выступают студенты. Субъектами образовательной деятельности, реализующими внутреннее взаимодействие, являются преподаватели и подразделения, входящие в состав университета как единой структуры (факультеты, управление воспитательной работы, педагогический лицей, психологическая служба, центр профориентации и содействия трудоустройству выпускников, кафедры педагогики, психологии, профильные кафедры).
Профессиональная готовность по направлениям «Педагогическоеобразование» и «Психолого-педагогическое образование » вырабатывается на основе практической подготовки студентов. Каждый вид практики строится на основе определенных дисциплин и предусматривает формирова-
ние и закрепление профессиональных компетенций. Теоретическая и практическая подготовка должна приблизить выпускников к выполнению требований профессионального стандарта педагога.
Выделенные внешние и внутренние стороны профессиональной подготовки будущих педагогов на основе социального партнерства включают следующие блоки: организационный (отражает совокупность основополагающих идей и приоритетных ценностей, определяющих мировоззренческие основы, идеологию педагогического профессионального образования и социального партнерства), структурный (внутренняя и внешняя структура партнерства различных субъектов, задействованных в профессиональной подготовке педагогов) и содержательный (формы, методы, средства обучения).
Технологической основой обеспечения описанных в статье внешних и внутренних сторон профессиональной подготовки будущих педагогов на основе социального партнерства является реализация внутренних партнерских взаимодействий в процессе подготовки педагогов в вузе и внешних партнерских взаимодействий субъектов образования. Таким образом, подготовка педагогов на основе социального партнерства является условием выполнения социального заказа, т.е. гарантом высокого качества набора знаний, умений и навыков
будущего профессионала образовательной сферы.
Литература
1. Смолянинова О.Г., Коршунова В.В. Про-
ектирование образовательных результатов бакалавров на основе профессионального стандарта педагога // Высшее образование в России. 2015. № 7. С. 12-19.
2. Смирнов И.П. Человек-образование-про-
фессия-личность. М.: Граф-Пресс, 2002. 420 с.
3. Михеев В.А. Основы социального парт-
нерства: теория и политика. М.: Экзамен, 2001. 448 с.
4. Бондаревская Е.В. Педагогическое обра-
зование - фундамент строительства будущего // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 74-80.
5. Борисов В. Есть ли в России социальное
партнерство? // Человек и труд. 1999. №11. С. 68-72.
6. Гайнуллина Ф.И. Становление системы со-
циального партнерства в Республике Татарстан (политологический анализ): Авто-реф. дис____докт. полит. наук. М., 1999. 56 с.
7. Лейфа А.В, Еремеева Т.С. Подготовка со-
циальных работников на основе социального партнерства. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 184 с.
8. Кадакин В.В, Шукшина Т.И. Педагогиче-
ский вуз как базовый центр подготовки учителя // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 60-68.
Статья поступила в редакцию 28.10.15.
PROFESSIONAL TEACHER TRAINING BASED ON SOCIAL PARTNERSHIP
LEIFA Andrey V. - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., Rector, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk, Russia. E-mail: [email protected]
SERGIENKO Yuriy P. - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Vice-rector, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article highlights the development of mutually beneficial system of long-term and constructive cooperation between the University and social partners represented by potential employers such as secondary vocational, higher educational institutions, skills raising and retraining centres, governments and other organizations, in order to consolidate efforts for effective training of future teachers and sustainable development of pedagogical education in the region.
Keywords: pedagogical education, professional training, social partnership, cooperation, interior and exterior interaction, inner educational space, subjects of educational activity
Cite as: Leifa A.V., Sergienko Yu.P. (2016) [Professional Teacher Training Based on Social Partnership]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher Education in Russia]. No. 1 (197), pp. 114120. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Smolyaninova, O.G., Korshunova, V.V. (2015). [Designing the Educational Outcomes of Bachelor's
Degree Students in Pedagogy on a Basis of Teacher's Professional Standard]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 7, pp. 12-19. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Smirnov, I.P. (2002). Chelovek-obrazovanie-professiya-lichnost. [Human-Education-Profession-
Personality]. Moscow, Graf-Press Publ., 420 p. (in Russ.)
3. Mikheev, V.A. (2001). Osnovy sotsialnogo partnerstva: teoriya i politika. [Fundamentals of Social
Partnership]. Moscow, Ekzamen Publ., 448 p. (In Russ.)
4. Bondarevskaya, E.V. (2014). [Pedagogical Education as a Foundation for Constructing the Future].
Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 1, pp. 74-80. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Borisov, V. (1999). Est li v Rossii sotsialnoepartnerstvo? [Is There Social Partnership in Russia?].
Chelovek i trud [Human and Labor]. No.11, pp. 68-72. (In Russ.)
6. Gainullina, F.I. (1999). Stanovlenie sistemy sotsialnogo partnerstva v respublike Tatarstan (politologicheskiy analiz). Dokt. Diss. [Development of Social Partnership System in the Republic of Tatarstan]: Doct. diss. abstract, Moscow, 56 p. (In Russ.)
7. Leifa, A.V., Eremeeva, T.S. (2011). Podgotovka sotsialnykh rabotnikov na osnove sotsialnogo partnerstva [Training of Outreach Workers on the Basis of Social Partnership], LAP LAMBERT Academic Publishing, 184 p. (In Russ.)
8. Kadakin, V.V., Shukshina, T.I. (2013). [Development of Pedagogical Institute as a Basic Teachers'
Training Centre]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 4, pp. 60-68. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 28.10.15.