Научная статья на тему 'Система повышения квалификации педагогов как основа модернизации педагогического образования и инновационного развития регионов'

Система повышения квалификации педагогов как основа модернизации педагогического образования и инновационного развития регионов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5635
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / ПРОГРАММА / TEACHERS’ SKILLS IMPROVEMENT / INNOVATION DEVELOPMENT / MODERNIZATION / PEDAGOGICAL PERSONNEL / PEDAGOGICAL EDUCATION / PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дочкин Сергей Александрович

В статье рассматривается вариант программно-целевого решения задачи модернизации педагогического образования как необходимое условие инновационного развития экономика региона. Целью комплексной программы модернизации системы педагогического образования Кемеровской области было определено создание комплекса условий для обеспечения высокого качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов и потребностями образовательных учреждений региона. Представлены подходы для решения основных задач, а также комплекс мероприятий для решения данных задач, в частности, оптимизация структуры и совершенствование управления региональной системой педагогического образования, совершенствование содержания и форм практической подготовки педагогов в соответствии с требованиями ФГОС общего и педагогического образования, модернизация региональной системы повышения квалификации и переподготовки учителей, создание стимулов для повышения престижа учителей, обеспечения постоянного роста уровня их квалификации и совершенствование управления качеством педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дочкин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система повышения квалификации педагогов как основа модернизации педагогического образования и инновационного развития регионов»

ЧИППКРО

Научные сообщения

УДК 378.091.398

СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

С. А. Дочкин

Аннотация. В статье рассматривается вариант программно-целевого решения задачи модернизации педагогического образования как необходимое условие инновационного развития экономика региона.

Целью комплексной программы модернизации системы педагогического образования Кемеровской области было определено создание комплекса условий для обеспечения высокого качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов и потребностями образовательных учреждений региона.

Представлены подходы для решения основных задач, а также комплекс мероприятий для решения данных задач, в частности, оптимизация структуры и совершенствование управления региональной системой педагогического образования, совершенствование содержания и форм практической подготовки педагогов в соответствии с требованиями ФГОС общего и педагогического образования, модернизация региональной системы повышения квалификации и переподготовки учителей, создание стимулов для повышения престижа учителей, обеспечения постоянного роста уровня их квалификации и совершенствование управления качеством педагогического образования.

The paper concerns a variant of target and program solution for the tasks of pedagogical education modernization as an obligatory condition for regional economy development. The purpose of the program of Kemerovo region pedagogical education modernization is creation of the complex of conditions providing high quality of preparing, training and retraining educators in accordance

with requirements of federal state standards and demands of regional educational institutions.

The author presents approaches and complex of activities to solve major tasks. The activities are structure optimization and improvement of regional system of pedagogical education’ management, improvement of content and forms of teachers ’ practical training in accordance with requirements of federal state educational standards for common and pedagogical education, modernization of regional system of training and retraining educators, creation of stimulus to higher teachers’ prestige, providing constant development of their qualification level and improvement of quality management of pedagogical education.

Ключевые слова: инновационное развитие, модернизация, педагогические кадры, педагогическое образование, повышение квалификации педагогов, программа.

Innovation development, modernization, pedagogical personnel, pedagogical education, teachers’ skills improvement, program.

Основываясь на серьезных достижениях и успехах практически во всех сферах деятельности, наша страна ставит перед собой еще более амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закреплении геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. При этом все чаще отмечается, что единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики и общества на инновационную, социально ориентированную модель развития.

Принятая в декабре 2011 г. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., разработанная на основе положений Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», более конкретно определила цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики [2]. Эта Стратегия задала долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации [4].

Показательно, что одной из основных задач Стратегии является развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Решение данной задачи включает в себя в первую очередь «... создание эффек -тивных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов. творческой молодежи в сектора экономики, определяющие ее инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образование и науку. адаптацию системы образования с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования» [4].

В рамках Стратегии одной из основных задач инновационного развития страны признается создание условий для формирования у граждан способности и готовности к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремлению к новому. Формирование таких компетенций предполагает адаптацию для этих целей не просто отдельных направлений социально-экономической политики (в первую очередь, политики в сфере образования), но и общественной среды в целом, создание условий для свободы творчества и самовыражения. В свою очередь отмечается, что система образования на всех этапах в части содержания и в части методов и технологий обучения (преподавания) должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности [4].

Однако система образования не способна выполнить данные задачи, если сама, в первую очередь, не будет соответствовать требованиям по инновационной деятельности, если не будет педагогов, способных организовать данную деятельность. В связи с этим одной из первостепенных задач для системы образования следует считать достижение нового современного качества педагогического образования, обеспечивающего гарантию компетентности педагогов, осуществляющих воспитание, обучение и развитие подрастающего поколения, ответственного за будущее России, ее место и роль в мировом сообществе.

Педагогическое образование как составная часть системы образования выполняет важнейшую задачу кадрового обеспечения систем дошкольного, общего и дополнительного образования детей, специального образования, а также начального профессионального и среднего профессионального образования (ПО). Ведь именно педагог общеобразовательной школы закладывает основы формирования ключевых компетенций и личностных качеств будущих специалистов. В то же время реализуемая в стране и регионах новая образовательная политика, обновление образования в связи с реализацией проекта «Наша новая школа», внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, реализация положений Болонского процесса требуют проведения серьезной модернизации системы педагогического образования как на федеральном, так и на региональном уровнях [3].

Необходимость проведения системной модернизации педагогического образования определяется необходимостью разрешения ряда проблем, препятствующих позитивным изменениям в системе педагогического образования, к которым следует отнести:

- отсутствие полноценной концепции непрерывного педагогического образования, нормативно-правовой базы и экономических механизмов ее реализации, обоснованного прогноза потребности в подготовке, переподготовке и повы -шении квалификации педагогических кадров;

- слабость материально-технической базы многих образовательных учреждений, осуществляющих подготовку педагогов, недостаточный уровень поддержки и стимулирования фундаментальных и прикладных исследований,

развития научных школ и научных направлений в системе педагогического образования;

- наличие противоречий между содержанием педагогического образования, социальным положением и статусом педагогического работника (особенно молодого) и требованиями, предъявляемыми обществом и государством к личности и уровню профессиональной компетентности педагога;

- низкая эффективность системы повышения квалификации педагогических кадров, ее региональная разобщенность, отсутствие гибких траекторий обучения и индивидуальных программ.

При этом следует подчеркнуть, что перспективы развития педагогического образования неоднократно рассматривались Министерством образования и науки РФ. В 2001 г. была принята «Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 гг.» (приказ № 1818 от 24.04.2001), в 2003 г. - «Программа модернизации педагогического образования» (приказ № 1313, от 01.04.2003 г.). К сожалению, реализация этих программ (возможно, в силу их узковедомственного характера, недостаточного инвестирования) не обеспечила переход системы педагогического образования в качественно новое состояние.

В очередной раз данный вопрос был рассмотрен и сформулирован Президентом РФ как задача на заседании Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 31 августа 2011 г. По итогам данного заседания был определен ряд поручений правительству, среди которых: необходимость разработки единых критериев государственной аккредитации программ, обеспечение учета достижений ученика за весь период обучения, создание условиях для стажировок педагогов, формирование кадрового резерва руководителей образовательной сферы во всех регионах, а самое главное - создание условий для получения всеми детьми качественного образования. Президент РФ отметил: «... считаю правильным привлекать к преподаванию в старших классах аспирантов, молодых специалистов для участия в профильной подготовке учеников по соответствующим специальностям. .Современным требованиям должна отвечать и система педагогического образования... Необходимо привлечь самых квалифи-

цированных специалистов для модернизации сети педагогических университетов. Учителя должны иметь возможность повышать свою квалификацию по новым, в том числе так называемым индивидуальным моделям, а также стажироваться в ведущих российских и иностранных центрах» [5].

Поставленные задачи актуализировали необходимость обеспечения соответствия системы педагогического образования требованиям современной школы, целенаправленной подготовки и переподготовки педагогических кадров и менеджеров образования, способных обеспечить достижение нового качества общего образования в условиях его модернизации. По итогам заседания Комиссии при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, Правительству РФ было поручено представить до 01 декабря 2011 г. новую программу модернизации системы педагогического образования на 2012-2013 гг.

В соответствии с этим коллективом ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (КРИРПО) была проведена работа по анализу ситуации и разработке программных мероприятий, направленных решений определенных проблем. Выбор варианта программно-целевого решения существующих проблем обусловлен тем, что такой подход в настоящее время является наиболее распространенным управленческим механизмом, отличающимся максимальной доступностью и простотой, достаточной универсальностью и адаптивностью. Основной идеей являлось положение о том, что управление системой образования в условиях децентрализации должно быть программно-целевым, что позволяет увязывать воедино цели с ресурсами, подходить к перспективному планированию как к разработке целостной системы действий всех управленческих структур и местного сообщества [1].

В результате анализа было определено, что региону требуется комплексная целевая программа непрерывного педагогического образования, охватывающая не только систему основ -ного педагогического образования, но и систему дополнительного профессионального педа-гогического образования (повышения квалификации и переподготовки работников образования), а также систему социально-экономической поддержки педагогических кадров. В работе

исследователей были использованы предварительные результаты и наработки учреждений среднего и высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку педагогов, опыт института в области дополнительного профессионального образования, опыт других учреждений системы повышения квалификации и переподготовки Кемеровской области и страны.

В ходе исследования был подготовлен информационно-аналитический обзор отечественных и зарубежных подходов к модернизации педагогического образования; проведен анализ состояния системы педагогического образования в Кемеровской области; определены основные концептуальные направления модернизации системы педагогического образования Кемеровской области на 2012-2013 гг.; разработан комплекс программных мероприятий, обеспечивающих оптимизацию сети учреждений профессионального и дополнительного профессионального образования, повышение качества и непрерывность образования педагогических работников образовательных учреждений; разработан проект Программы модернизации педагогического образования Кемеровской области.

Целью комплексной программы модернизации системы педагогического образования Кемеровской области было определено создание комплекса условий для обеспечения высокого качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов и потребностями образовательных учреждений региона. В качестве основы для достижения данной цели определены: системная оптимизация регио-

нальной сети учреждений педагогического образования; развитие системы непрерывного многоуровневого педагогического образования на основе консолидации административных, профессиональных и общественных ресурсов общеобразовательных учреждений, высших и средних профессиональных педагогических учебных заведений, учреждений дополнительного профессионального образования педагогических кадров; обновление содержания и структуры педагогического образования на основе традиций и опыта подготовки педагогических кадров в Кемеровской области; обновление содержания повышения квалификации педагогических работников и руководителей сис-

темы образования; совершенствование управления качеством педагогического образования; создание стимулов для повышения престижа учителя в обществе и обеспечения постоянного роста уровня его квалификации [1].

Ведущими принципами, заложенными в основу модернизации системы педагогического образования, были выделены: непрерывный характер педагогического образования; обеспечение единства профессионального обучения и воспитания; учет интересов личности, общества и государства; интеграция образовательных структур и программ, обеспечивающая преемственность педагогического образования - от среднего педагогического образования до последипломного образования (аспирантура, дополнительное профессиональное образование); индивидуализация педагогического образования, предусматривающая его личностную ориентированность; дея-тельностно-компетентностный подход в организации и содержании педагогического образования, обеспечивающий формирование общих и профессиональных компетенций педагогов в соответствии с ФГОС (рис. 1).

Разработанная программа была нацелена на решение комплекса задач, связанных с созданием основных условий реализации ее ведущей цели:

- адресное, качественное и своевременное удовлетворение потребностей региона в педагогических кадрах с учетом его социальных, экономических, культурных и иных условий;

- обеспечение инновационного характера педагогического образования за счет обновления содержания и технологий образования, обеспечивающих баланс фундаментальности и компетентностного подхода, развития вариативности образовательных программ, совершенствования форм практической подготовки;

- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей за счет создания прозрачной, открытой системы информирования об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации;

- создание прозрачной, объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений студентов, и самих преподавателей;

- совершенствование механизмов участия потребителей образовательных услуг, работо-

дателей в контроле и оценке качества педаго -гического образования;

- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки педагогических кадров.

занной системы будет не только повышение качества программ переподготовки и повыше -ния квалификации, которые должны быть выведены на уровень передовых международных стандартов, но и создание механизмов, позво-

В результате исследования определен комплекс программных мероприятий, необходимых для решения данных задач, сгруппированных по нескольким направлениям:

- оптимизация структуры и совершенствование управления региональной системой педагогического образования;

- совершенствование содержания и форм практической подготовки педагогов в соответствии с требованиями ФГОС общего и педагогического образования;

- модернизация региональной системы повышения квалификации и переподготовки учителей;

- создание стимулов для повышения престижа учителей и обеспечения постоянного роста уровня их квалификации;

- совершенствование управления качест-вом педагогического образования.

Одной из важнейших задач становится реформирование системы переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров учреждений образования. Ключевым условием эффективности ука-

ляющих стимулировать и педагогов, и руководителей к постоянному повышению своей квалификации. Возрастающая значимость непрерывного образования, обучения в течение всей жизни, обновление квалификаций и компетентностей, предполагают создание системы профессиональной поддержки работающих педагогов. Это, в первую очередь, должно выражаться в большей практической ориентации системы повышения квалификации педагогов, в создании стимулов для их постоянного профессионального роста. Современные педагоги должны быть готовы постоянно повышать ква -лификацию и переучиваться, осваивать новые образовательные технологии, а система повышения квалификации должна быть готова к обеспечению данных процессов, предоставляя современные и востребованные образователь -ные услуги.

Для этого требуется создание системы мотивации самих учреждений образования к реализации программ обучения и стажировок педагогов не только в региональных учреждениях ДПО, но и на базе лучших российских

и зарубежных образовательных организаций, отраслевых центров повышения квалификации персонала, центров сертификации персонала. При этом деятельность учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов не должна ограничиваться одной целевой аудиторией. В рамках развития системы дополнительного профессионального образования на региональном и местном уров -нях требуется поддержка образовательных программ обучения взрослых, и не только в области педагогики и психологии, но и их подготовка по смежным специальностям, а также экономике, праву, иностранным языкам, компьютерным технологиям, инжинирингу и другим современным областям знания в рамках совер -шенствования системы переподготовки населения, а также в рамках реализации образовательных программ для пожилых людей. Это позволит более эффективно использовать су -ществующий потенциал и диверсифицировать перечень образовательных услуг учреждения ДПО, но в свою очередь в целях развития дополнительного образования - потребует реализации образовательных программ подготовки и повышения квалификации преподавателей системы образования взрослых.

В этих целях уже сейчас требуется переходить к обязательному повышению квалификации педагогов не менее одного раза в три года, а по некоторым направлениям и еще чаще, тем самым требуется отходить от формального «календарнообязательного минимума повышения квалификации» к повышению квалификации при возникновении необходимости, под реально возникающие задачи. Только в этом случае система образования будет способна до 2020 г. обеспечить ежегодное повышения квалификации не менее чем 15-20% работающих граждан [4].

Особое внимание следует уделить стажировкам уже работающих педагогов, которые должны проводиться на базе образовательных учреждений, реализующих инновационные программы и имеющих положительные признанные результаты. Такое «обучение действием» должно войти в традицию при повышении квалификации и профессиональной переподготовке педагогов. В ходе модернизации педагогического образования необходимо обеспечить построение образовательных программ переподготовки и повышения квалификации учите-

лей по модульному принципу, возможность их гибкого изменения в зависимости от интересов педагогов, обусловленных образовательными потребностями учащихся, в том числе используя современные ИКТ.

Для достижения поставленных задач в рамках программы были предложены организация и проведение курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов в соответствии с новыми требованиями к профессиональным компетенциям педагогов, в том числе в ведущих вузах страны и за рубежом; проведение исследований, отбора, отработки и адаптации моделей организации повышения квалификации учителей, преподавателей учреждений профессионального образования; организация и проведение курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями к «новому учителю»; организация и проведение повышения квалификации учителей в области внедрения и применения средств ИКТ и ЭОР, в области внедрения и применения программных средств и информационных систем на основе свободного программного обеспечения; организация периодических стажировок педагогических работников учреждений педагогического образования в зарубежных учреждениях образования и в ведущих образовательных центрах страны. Приступили к разработке и реализация системы целевой контрактной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) преподавателей педагогических учебных заведений в ведущих вузах России и за рубежом; внедрению накопительной системы повышения квалификации в учреждениях, осуществляющих повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогов; к переходу на кредитно-модульный принцип построения программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов. В регионе создается банк модульных об -разовательных программ ПК и переподготовки, предлагаемых педагогам для освоения различными образовательными организациями; система внешней независимой сертификации получаемых в результате повышения квалификации и профессиональной переподготовки профессиональных квалификаций по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля.

К наиболее значимым результатам от реализации запланированных мероприятий отнесены:

- создание современной системы непрерывного образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, обеспечивающей подготовку квалифицированных, компетентных, конкурентоспособных на рынке труда специалистов сферы образования в соответствии с потребностями образовательных учреждений региона;

- обеспечение инновационного характера педагогического образования за счет обновления содержания и технологий образования, обеспечивающих баланс фундаментальности и компетентностного подхода, развитие вариативности образовательных программ, обновление структур колледжа и механизмов его финансирования;

- укрепление имиджа педагогических учебных заведений, повышение их инвестиционной привлекательности и качества работы.

- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей за счет создания прозрачной, открытой системы информирования потребителей об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации;

- совершенствование механизмов участия потребителей образовательных услуг, работодателей в контроле и оценке качества педаго -гического образования;

- развитие системы социального партнерства образовательных учреждений, осуществляющих подготовку педагогов за счет расширения круга заинтересованных в сотрудничестве государственных и частных учреждений, организация их сетевого взаимодействия;

- создание правовых условий и разработка механизмов управления для эффективного функционирования и развития образовательной системы педагогического образования на качественно новом уровне;

- активизация научно-исследовательской деятельности преподавателей педагогических вузов и колледжей (увеличение количества преподавателей, ведущих исследования по проблемам профессионального образования и

учреждений СПО, имеющих статус экспериментальной площадки);

- организация образовательного маркетинга, ориентирующего образовательный процесс на обучение по педагогическим специальностям, которые соответствуют потребностям современной экономики и обеспечивают конкурентоспособность педагогического работника на рынке труда.

Таким образом, разработанная Программа, как вариант программно-целевого решения социально значимой задачи, ориентирована на повышение социального статуса и престижа труда учителя, конкурентоспособности учреждений профессионального педагогического образования, обновление содержания и структуры педагогического образования на основе традиций и опыта подготовки педагогических кадров в России и регионе, обеспечение единства профессионального обучения и воспитания, учет интересов личности, общества и государства. Кроме всего прочего, разработанная программа модернизации системы педагогического образования может являться основой для разработки программ развития педагогических учебных заведений, функционирующих в области.

Таким образом, был предложен вариант программно-целевого подхода к решению социально-экономических задач в целях обеспечения инновационного развития региона - модернизация педагогического образования региона на основе среднесрочной региональной Программы.

Литература

1. Дочкин, С. А. Модернизация педагогического образования: региональный подход [Электронный ресурс] / С. А. Дочкин, Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова // Электронное научное издание. - Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2012.

2. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс].

- ЦКЬ : http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006 [дата обращения: 11.09.2012].

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - иКЬ : http://mon.gov.ru/dok/akt/6591 [дата обращения: 08.10.2012].

4. О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 08 декабря 2011 г. № 2227-р [Электронный ресурс]. - иКЬ : http://mon.gov. ru/dok/592 [дата обращения: 03.09.2012].

5. Стенограмма заседания Комиссии при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 31.08. 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.