ПЕДАГОГИКА
УДК 37.014
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. В. Кулаков, В. Н. Манюкова
INNOVATIVE TEACHING IN THE SYSTEM OF CONTINUING TEACHERS’ EDUCATION
A. V. Kulakov, V. N. Manyukova
В условиях стремительных изменений и постоянного обновления технологий производства возникает потребность в выпускниках нового качества, обладающих не только знаниями, но и обобщенными умениями, проявляющимися в способности решать жизненные и профессиональные проблемы. Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования России, выполняет важную задачу обеспечения кадрового потенциала. Уровень подготовки педагогов определяет качество профессиональной компетентности всех выпускников и поэтому требует тщательного исследования.
В статье рассматриваются основные особенности современного этапа развития системы отечественного образования, представлены требования к педагогической деятельности в современных условиях, раскрывается понятие нововведения в педагогической деятельности, затрагиваются проблемы повышения квалификации педагогических работников, их научной деятельности, а также излагаются противоречия и проблемы непрерывного педагогического образования и меры по их разрешению.
In the context of rapid changes and the constant updating of technology and production there is a need for graduates of a new quality, possessing not only knowledge, but also general skills, reflected in the ability to cope with life and professional problems. Teachers’ education, being an integral part of the Russian educational system, fulfills the important task of providing human resources. The level of teachers’ training determines the quality of the professional competence of graduates and therefore requires careful consideration.
The paper deals with the main peculiarities of present stage educational system in Russia. The requirements for teaching in the current context are presented. The concept of innovation in teaching, problems of advanced training of teachers and their research activities are disclosed. Inconsistencies and problems of continuing teachers’ education and measures to solve them are revealed.
Ключевые слова: непрерывное образование, педагогическое образование, инновация, профессиональная компетентность, повышение квалификации.
Keywords: continuing education, teachers’ education, innovation, professional competency, advanced training.
Сегодня, когда общество переживает переход от индустриального этапа развития к постиндустриальному, широко признана необходимость реформы в отечественной образовательной сфере. Человеческие ресурсы, формирующие интеллектуальный потенциал страны, являются одним из основных факторов, определяющих развитие всего государства. Постоянно возрастает роль образования, которое помимо знаний и умений дает человеку способность решать жизненные и профессиональные задачи, помогает ориентироваться в интенсивных потоках информации. Основной целью образования становится развитие не «частичной», а целостной личности, способной к саморазвитию и быстрой адаптации к изменяющимся условиям жизни в глобализирующемся мире, способной создавать большое число инноваций.
Включение России в Болонский процесс и создание структуры образования, совместимой со структурами образования европейских государств, позволит выстроить в России свою, более совершенную систему общего и профессионального образования.
Система педагогического образования России относится к системе профессионального образования, одной из основных задач которого всегда являлась подготовка учителя-предметника. В этом видится универсальность подготовки, так как наряду с фундаментальными предметными знаниями осваиваются знания общекультурного и психолого-педагогического блока дисциплин. В совокупности указанные дисциплины
призваны обеспечить разностороннюю теоретическую и практико-ориентированную подготовку.
Вместе с тем, цели подготовки учителя должны определяться потребностями общества. В этой связи современной образовательной системой России взят курс на построение модели, в которой «образование не только потребляет и транслирует знание, но и генерирует способность человека к его воспроизводству в формах культурной практики» [1]. Информационная линия обучения, концентрирующая свою функцию преимущественно на передаче накопленной информации, уступает свое место деятельностной составляющей. Главный итог обучения состоит не в полученной сумме знаний, а в формировании умений и готовности их применять.
Являясь приоритетным направлением сферы российского образования, педагогическое образование обеспечивает формирование профессионально компетентной личности педагога, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты; способствует социальной стабильности и развитию общества; определяет качество подготовки кадров для всех сфер функционирования общества и государства.
В то же время эффективность профессионального педагогического образования сегодня существенно снижается из-за того, что остается нерешенным ряд проблем:
82 А. В. Кулаков, В. Н. Манюкова
ПЕДАГОГИКА
- несоответствие содержания и форм подготовки педагогов современным запросам образовательных учреждений, особенно в сфере развития детей на основе учета их индивидуальных особенностей;
- недостаточная практическая подготовка педагогов в вопросах активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, организации исследовательского обучения;
- неготовность педагогов к использованию в учебном процессе современных информационно-коммуникационных технологий обучения;
- недостаточная информационно-методическая обеспеченность педагогических учебных заведений качественной учебной литературой и электронными ресурсами;
- недостаточное обеспечение преемственности подготовки педагогов в высших и средних профессиональных педагогических учебных заведениях, отсутствие единства системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей.
В постиндустриальном обществе появляются принципиально новые интеллектуальные технологии, обеспечивающие контролируемое технологическое развитие, а основным социальным противоречием становится не противоречие между трудом и капиталом, а конфликт между некомпетентностью и профессионализмом. Сохранение профессиональной компетентности в новом типе общества становится все более сложной задачей. Вследствие этого подготовка и повышение квалификации специалистов, способных к профессиональной и социальной мобильности, - одна из важнейших проблем современного профессионального образования и систем повышения квалификации.
«Сегодня образование является важнейшим средством и ресурсом становления креативной личности, способной и готовой к жизни в поликультурном обществе, к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора, к диалогу как сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции» [5, с. 43 - 48]. Принцип «образование длиною в жизнь» (непрерывное образование) делает этот вид деятельности базовым для любого человека нашего времени - тем важнее становится задача постоянной модернизации самого образования и повышения квалификации участников образовательного процесса [2].
В последние годы в педагогической науке появились такие понятия, как «инновация», «модернизация», «инновационная деятельность учителя», «тех-нологизация», широко используемые в теории и практике. Эти понятия еще находятся в процессе своего становления, через них раскрывается сущность современной педагогики.
Развитию инновационных процессов присущи определенные закономерности. Методическая ценность понятия «нововведение» в педагогике заключается в том, что оно характеризует содержательную сторону инновационной деятельности педагога и отражает то новое, что появляется в целях, средствах, методах и формах его деятельности. Однако чтобы нововведение могло быть актуализировано в педагогической практике, необходим особый механизм его реализации. В качестве основного механизма развития инновационной практики выступает процесс ее проектиро-
вания, который является особым и своеобразным видом творческой деятельности, тесно связанным с научным исследованием, прогнозированием, планированием, моделированием, программированием.
Анализ работы инновационных образовательных учреждений показывает, что в их деятельности сложилось противоречие между потребностью педагогических коллективов осуществлять поиск новых, нестандартных решений и отсутствием сформированно-сти общей «философии школы» по инновационному преобразованию.
Внутри системы непрерывного педагогического образования имеют место интеграционные процессы, проявляющиеся в создании учебно-научно-педагогических комплексов, которые объединяют дошкольные образовательные учреждения, школы, образовательные учреждения, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
Система непрерывного педагогического образования обеспечивает педагогическими кадрами: более 60 тысяч дошкольных образовательных учреждений;
66.7 тысяч общеобразовательных учреждений различных видов и типов; 4 тысячи учреждений начального профессионального образования; 2,65 тыс. учреждений среднего профессионального образования;
8.7 тыс. учреждений дополнительного образования; 587 высших учебных заведений.
В целом система непрерывного педагогического образования готовит педагогические кадры более чем для 140 тыс. образовательных учреждений всех видов и типов [3].
Востребованность выпускников системы непрерывного педагогического образования не ограничивается лишь образовательными учреждениями. Педагоги профессионального обучения запрашиваются учебно-курсовой сетью предприятий и организаций различных министерств и ведомств. Выпускники системы непрерывного педагогического образования приглашаются на работу центрами по подготовке, переподготовке и повышению квалификации незанятого населения.
В последнее время многое сделано по обновлению содержания педагогического образования. Внедряются федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения начального, среднего и высшего профессионального педагогического образования, что стало существенным вкладом в решение проблемы обеспечения преемственности подготовки кадров на разных уровнях системы непрерывного педагогического образования. Принятая модель стандарта способствует реализации принципа преемственности обучения и сохранения единого образовательного пространства в рамках всей системы образования, что усиливает системообразующую функцию педагогического образования. Впервые созданы 2 варианта государственных образовательных стандартов по педагогическим специальностям.
Вместе с тем, механизм разработки, апробации и внедрения государственных образовательных стандартов требует корректировки в соответствии с современными тенденциями развития всей системы образования. Чрезвычайно важными становятся вопросы мониторинга реализации государственных образо-
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3 83
ПЕДАГОГИКА
вательных стандартов для всех уровней педагогического образования.
Следует обратить внимание на проблему перспективы научных исследований в системе непрерывного педагогического образования, на необходимость проявления большей активности педагогических учебных заведений в конкурсах научно-исследовательских проектов, разработке перспективных научных тем. Научный потенциал системы педагогического образования способен не только выявить перспективные направления развития науки, но и воплотить их в конкретный научный продукт. Для этого требуется скорректировать тематику научных исследований учреждений педагогического образования, последовательно включать в нее проблемы, связанные с модернизацией образования, добиться большей координации действий, стимулировать развитие научных школ, оказывать содействие внедрению результатов научных исследований в практику работы образовательных учреждений.
Важно сделать обязательным целевое повышение квалификации, подготовку педагогов к реализации предпрофильного обучения и профильной подготовки обучающихся, к работе по новым образовательным стандартам.
В качестве отдельной многогранной проблемы выделяем проблему «учитель - компьютер». С начала XXI века наблюдается рост числа учителей, использующих компьютер в своей профессиональной деятельности, в том числе при подготовке и проведении уроков. Сдерживается данная тенденция наличием: проблем управления и организации, связанных с созданием кабинетов, оснащенных соответствующей техникой и программно-методическим обеспечением; отсутствием ресурсных центров, помогающих педагогам знакомиться с накопленным опытом внедрения информационно-коммуникационных технологий в практику обучения; слабой подготовкой педагогов и инженерно-педагогического состава в сфере информационно-коммуникационных технологий обучения; возникновением новых учебных ситуаций, связанных с интеграцией компьютера в различные виды учебной деятельности др. [4].
Внедрение компьютеров в учебный процесс не приводит в «высвобождению» учителя (как ожидалось), а скорее увеличивают его нагрузки. Педагог занимается многочисленными содержательно-организационными вопросами: согласование расписания
уроков с расписанием работы компьютерного класса; просмотром и отбором программного обеспечения в целом и по изучаемой теме в частности; сбором, систематизацией и хранением статистической информации о работе учащихся и пр. Многие проблемы имеют в первую очередь, техническую основу: отсутствие достаточного количества компьютерных классов и достаточного количества мест в них для учащихся, недостаточное оснащение отдельных кабинетов и рабочих мест учителя.
Еще одной особенностью современного этапа профессионального педагогического образования является отношение к обучаемому, как к активному субъекту научно-познавательной деятельности. Это рождает ряд проблем: обновление содержания пред-
метов; совершенствование организационных форм обучения и развития и постепенный переход на такие технологии обучения которые предоставляют большие возможности для организации самостоятельной учебной, исследовательской, научной, профессиональной деятельности.
Отмечая в целом положительную динамику развития системы непрерывного педагогического образования, следует признать наличие следующих проблем, обусловленных как внешними факторами, так и внутренними особенностями современного этапа ее существования: размытость концепции непрерывного педагогического образования и механизмов ее реализации; неразработанность научных и научно-методических основ диагностики качества педагогического образования; отсутствие эффективного механизма повышения качества подготовки педагогических кадров; наличие противоречий между содержанием современного педагогического образования и требованиями, предъявляемыми в настоящее время школой, обществом и государством к личности и уровню профессиональной компетентности педагога; несогласованность методологических подходов при создании и реализации преемственных государственных образовательных стандартов и программ для всех уровней и ступеней педагогического образования; необходимость создания научно-методического обеспечения и разработки технологий подготовки педагогов к ведению учебно-воспитательной работы с разновозрастными коллективами; слабая материально-техническая база и недостаточное программное и научнометодическое обеспечение информационной подготовки педагогических кадров; нескоординированность тематики научных исследований в учреждениях системы педагогического образования, низкая активность педагогических учреждений в конкурсах научных проектов, недостаточный уровень поддержки и стимулирования фундаментальных и прикладных исследований, развития научных школ и научных направлений в системе педагогического образования.
Анализ современной ситуации и обозначенные тенденции изменений общества задают требования к определению нового качества образования как степени пригодности профессиональной школы, а также системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников для решения иных, не востребованных ранее массовой практикой целей и задач, другими словами, задают требования к модернизации педагогического образования и системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров в рамках системы нерпрерывного образования. Наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание, помощь в развитии, оценка, работа с родителями и т. д.) в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции, как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды.
84 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3
ПЕДАГОГИКА
Литература
1. Вазина К. Я., Петров Ю. Н. Технология развивающего управления и непрерывное профессиональное саморазвитие. Н. Новгород: Издательство ВИПИ, 1996. 115 с.
2. Ежегодный доклад общественной палаты о состоянии гражданского общества в Российской Федерации от 21.01.2010. Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166646/?frame=11 (дата обращения:
15.01.2014).
3. Пискарев Н. Н. Особенности непрерывного педагогического образования в России. Режим доступа: www.superinf.ru/view helpstud.php?id=3103 (дата обращения: 25.01.2014).
4. Тихонов Р. Е., Пищулин Н. П., Ковалевский В. Ф. Стратегия образования: основы формирования, методы, оценки и прогнозирования. М.: МГПУ, 2003. 165 с.
5. Ярочкина Г. В. Роль повышения квалификации для учреждений довузовского профессионального образования: сб. статей // Всероссийского научно-практического семинара 14 - 15 апреля 2008 года. Москва. М.: ФГУ ФИРО, 2008. 285 с.
Информация об авторах:
Кулаков Андрей Викторович - директор Строительного колледжа № 41 г. Москвы.
Audrey V. Kulakov - Principal at Construction College № 41, Moscow.
Манюкова Вера Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела обеспечения деятельности диссертационных советов Федерального института развития образования, mailinm@mail.ru.
Vera N. Mauyukova - Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Dissertations Councils Division, Federal Institute for Education Development, Moscow.
Статья поступила в редколлегию 31.10.2014 г.
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3
85