Научная статья на тему 'Всероссийское совещание-семинар "Опыт совместной деятельности педагогического вуза с органами управления образованием и образовательными учреждениями региона по совершенствованию качества подготовки педагогов"'

Всероссийское совещание-семинар "Опыт совместной деятельности педагогического вуза с органами управления образованием и образовательными учреждениями региона по совершенствованию качества подготовки педагогов" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ-СЕМИНАР / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийское совещание-семинар "Опыт совместной деятельности педагогического вуза с органами управления образованием и образовательными учреждениями региона по совершенствованию качества подготовки педагогов"»

Е. Н. Глубокова,

доцент кафедры педагогики

ВСЕРОССИЙСКОЕ совещание-семинар

«Опыт совместной деятельности педагогического вуза с органами управления образованием и образовательными учреждениями региона по совершенствованию качества подготовки педагогов»

Уфа. 12-13 марта, 2008 г. Учебно-методическое объединение по специальностям педагогического

образования на базе Московского педагогического государственного университета при поддержке Министерства образования Республики Башкортостан провело в Башкирском государственном педагогическом

университете им. М. Акмуллы Всероссийское совещание-семинар

«Опыт совместной деятельности педагогического вуза с органами управления образованием и образовательными

учреждениями региона по совершен-ство-ванию качества подготовки педагогов».

В совещании-семинаре приняли участие ректоры, руководители структурных подразделений и представители 16 педагогических вузов России . В делегацию Московского пе -дагогического государственного

университета входили: Е. Б. Егорова, начальник учебно-

методического управления, Э. Б. Абдуллин, председатель учебно-мето-дической комиссии (УМК) по музыкальному образованию, А. В. Клименко, ученый секретарь УМК по истории, С. Б. Серякова, ученый секретарь УМК по педагогике, Е. А. Хамраева, председатель УМК по родному языку и литературе, А. В. Чернов, председатель УМК по географии .

Гости, прибывшие в Башкирский государственный педагогический

университет им. М. Акмуллы, оказались в атмосфере праздника: сту-

денты в национальных костюмах, живая народная музыка в холле, выставка «Инновационные образовательные проекты Республики Башкортостан», презентации самого значимого и интересного в Башкирском педагогическом университете.

На пленарном заседании «Опыт совместной деятельности педагогических вузов с органами управления образованием и образовательными

Всероссийское совещание-семинар.

учреждениями по развитию инновационных проектов Республики Башкортостан» выступили представители Правительства Республики Башкортостан, органов управления образованием республики, высших и средних педагогических учебных заведений России. Вот какие вопросы обсудили участники пленарного заседания: З. А. Аллаяров, министр образования Республики Башкортостан, говорил о продуктивном сотрудничестве органов управления образованием, образовательных учреждений с педагогическими профессиональными учебными заведениями по обеспечению инновационного развития образования в Республике Башкортостан; Е. Б. Егорова, начальник учебно-

методического управления МПГУ, представила инновационную образовательную программу, реализуемую в Московском педагогическом государственном университете, «Подготовка педагогических кадров нового поколения как фактор инновационного развития образования»; С. В. Мо-царь, и. о. ректора Кузбасского областного педагогического института им. Н. М. Голянской, г. Ле-нинск-Кузнецкий, познакомила с опытом работы вуза по определению содержания педагогического образования в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки; С. М. Усманов, ректор Бирской государственной социально-

педагогической академии, г. Бирск, в своем выступлении остановился на опыте реализации Закона «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан» в сельских общеобразовательных школах; Г. И. Баянова, начальник управления образованием Администрации городского округа г. Сибай Республики Башкортостан, рассказала о развитии инновационных образовательных учреждений

г. Сибая в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»;

А. Н. Усевич, директор Стерлита-макского педагогического колледжа, г. Стерлитамак, познакомила слуша-

телей с инновационной структурой подготовки специалистов в системе профессионального педагогического образования; И. Д. Кошкина, ректор Соликамского государственного педагогического института, г. Соликамск, представила своё понимание роли педагогического вуза в образовательном пространстве Верхнека-мья; Е. Р. Хаффазова, директор гимназии № 93, г. Уфа, рассмотрела значение науки в инновационном образовательном пространстве гимназии; Р. М. Асадуллин, ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Ак-муллы, г. Уфа, в своем выступлении остановился на роли педагогического университета как инновационного научно-методического центра Республики Башкортостан.

Вторая часть первого дня была посвящена двум очень интересным презентациям: цифрового информационно-образовательного канала «Башкортостан» (руководители:

И. В. Кузнецов, генеральный директор информационно-образовательного канала «Башкортостан», Э. Р. Жданов, директор центра инновационных образовательных технологий БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа), и Педагогической ассоциации «Башкирский педагогический университетский

комплекс» (руководитель Л. М. Ка-

шапова, директор аналитико-

прогностического центра по развитию образования Республики Башкортостан, БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа).

Информационно-образовательный канал — это системно организованный ресурс в сети Интернет, направленный на удовлетворение информационно-образовательных потребностей жителей республики. Целью его является интеграция образовательных интернет-ресурсов в единую информационно-

образовательную среду. Портал обес-печивает единую точку входа в эту среду и содержит набор служб и сервисов для специализированного поиска информации, профессионального общения, публикации и новости

регионального образования. Портал содержит несколько разделов. Одним из важных разделов является «Карточка образовательного учреждения», в которой опубликована полная официальная информация об учреждениях и которую может получить каждый желающий. Педагоги имеют возможность обмениваться опытом с коллегами, получать оперативную информацию образовательного характера, публиковать свои статьи и разработки в специальных разделах. Кроме того, открыт официальный форум педагогов со всех уголков республики, на котором они могут обсудить волнующие темы. Раздел «Копилка школьника» создан специально для студентов, абитуриентов и школьников, в нем публикуются материалы, преимущественно практического характера, позволяющие получить необходимую информацию при подготовке к экзаменам, контрольным работам, зачетам. Раздел «Вакансии» дает возможность разместить соответствующую информацию о сфере образования республики. Есть также раздел «Фотогалерея», где размещаются фотоматериалы с официальных мероприятий республики по вопросам образования, и новый сервис — «Сайт школы», с помощью этого ресурса каждая школа республики может получить качественный сайт, разработанный творческой группой информационно-образовательного канала.

Педагогическая ассоциация «Башкирский педагогический университетский комплекс», как следует из выступления Л. М. Ка-шаповой, подразумевает многоуровневую структуру в региональной системе образования, основной функцией которой является непрерывное осуществление полных образовательных циклов в двух основных направлениях: разработка технологий и практическое их использование в средней школе; разработка технологий и их научно-методи-ческого обеспечения для качественной подготовки специалистов в системе многоуровнего профессионального педагогического образова-

ния. Для осуществления идей ассоциации в первую очередь необходимо взаимодействие учредителей, науч-но-методи-ческих центров, дошкольных образовательных учреждений, школ и учреждений дополнительного образования Республики Башкортостан. Взаимодействие направлено на решение двух задач: формирование

педагогов нового типа и научнометодическое обеспечение профессиональной деятельности с учетом проводимых, планируемых и предполагаемых изменений в системе образования. Образовательное учреждение, приобретая статус экспериментального, втягивается в постоянную инновационную деятельность, которая принимает устойчивый характер творческой педагогической деятельности, к тому же инновация, обладая огромным системным эффектом, оказывает положительное влияние на все стороны и компоненты учебновоспитательного процесса. В этом можно убедиться на примере деятельности отдельных учреждений ассоциации.

Все участники совещания с интересом ожидали круглого стола «Стандарты третьего поколения: концепция подготовки педагогических кадров», который завершал программу первого дня. Члены Учеб-но-мето-дического объединения по специальностям педагогического образования представили некоторые подходы к разработке государственного образовательного стандарта третьего поколения: компетентност-ный подход, разноуровневая система подготовки, необходимость сохранения в полном объеме всех видов практик, учет специфики регионов и вузов. Больше всего внимания в выступлениях уделялось перечню дисциплин, которые могут быть включены в образовательные программы соответствующей подготовки, а также проблемам, которые возникают при переходе на многоуровневую подготовку. В завершении круглого стола его участники задали большое количество вопросов разработчикам представленного макета государст-

Всероссийское совещание-семинар.

венного образовательного стандарта.

В программу второго дня совещания организаторы включили секционную работу. Можно было принять участие в работе одной из трех секций: «Этнокультурное содержание программ общего и профессионального образования» (на базе Башкир-

ской гимназии № 158 им. М. Карима г. Уфы) , «Формирование профессио-

нальной компетентности будущего педагога в инновационно развивающейся образовательной сфере горо-да»(на базе гимназии № 155 г. Уфы) и «Инновационные формы сотрудничества педагогических вузов с образовательными учреждениями и региональными органами управления образованием» (на базе школы № 2 муниципального района Иглинский Республики Башкортостан). Хочется отметить отличную организацию и очень интересное содержание каждой из трех секций, хозяева смогли продемонстрировать действительно инновационные подходы к решению актуальных проблем образовательных учреждений разного уровня.

Осталось очень приятное впечатление от всех выступлений на второй секции, где мне удалось побывать. Сотрудники Института педагогики БГПУ им. М. Акмуллы представили различные направления деятельности по включению студентов в самые разные формы профессиональной подготовки: мастер-классы учи-телей-исследователей для студен-тов-бакалавров, разработка и реализация студентами учебных проектов в образовательных учреждениях, участие педагогов и студентов в конкурсе «Учитель года»,

приобщение будущих педагогов к общественно-профессиональной экспертизе образовательных учреждений, инновационных проектов и программ, участие студентов и преподавателей вуза в деятельности образовательных учреждений — городских экспериментальных площадок, организация круглогодичной школы вожатых и летней педагогической

практики в детских оздоровительных лагерях.

Хочется несколько слов сказать о школе, на базе которой прошла секция «Формирование профессиональной компетентности будущего педагога в инновационно развивающейся образовательной сфере города». Средняя общеобразовательная школа

№ 155 Октябрьского района город-

ского округа г. Уфа находится в обычном «спальном» районе города, население которого около 200 тысяч жителей. Это обычная школа, принимающая всех детей микрорайона и города, отрылась она в 2002 г. Сегодня в школе 1232 учащихся, 73 педагога. Директор школы — кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования РФ И. Ю. Ибрагимова С 2006/2007 учебного года школа перешла на профильное обучение (фи-зико-химиче-ский и информационнотехнологический профили), учащимся предлагается большое количество элективных курсов. Школа очень хорошо оснащена мультимедийной техникой, оборудованы всем необходимым классы химии, физики, информатики, иностранного языка, библиотека. Но боль-

ше всего впечатляет забота о здоровье учащихся. Для предупреждения перегрузок, оздоровления учащихся в школе функционирует современный медико-оздоровитель-ный центр — филиал детской поликлиники.

В этом центре работают 10 специалистов, к услугам школьников гал-локамера, фитобар с ингаляторием, кабинет логопеда, физиотерапевтический, массажный, процедурный кабинеты, залы лечебной гимнастики и тренажерный, зубоврачебный кабинет. И ещё один нюанс: очень

искренние и доброжелательные

улыбки школьников и учителей, «сыграть» которые невозможно,

создают приятную атмосферу в этой школе.

На итоговом заседании совещания-семи-нара руководители секций

представили отчеты о своей работе, ответили на вопросы присутствующих . В заключение была обсуждена и принята резолюция Всероссийского совещания-семинара «Опыт совместной деятельности педагогического вуза с органами управления образо-

ванием и образовательными учреждениями региона по совершенствованию качества подготовки педагогов», которая после доработки и внесения всех предложений и замечаний будет разослана в педагогические вузы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.