Научная статья на тему 'Трансформация регионального образовательного пространства'

Трансформация регионального образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ПЕРСПЕКТИВЫ / REGIONAL EDUCATIONAL SPACE / CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION / THE FEDERAL CENTER / PROSPECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асадуллин Раиль Мирваевич, Мустаев Алмаз Флюрович, Амирова Людмила Александровна, Кудинов Илья Викторович, Ефимова Елена Викторовна

В статье рассматриваются перспективы создания и развития Федерального Центра непрерывного педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асадуллин Раиль Мирваевич, Мустаев Алмаз Флюрович, Амирова Людмила Александровна, Кудинов Илья Викторович, Ефимова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF REGIONAL EDUCATIONAL SPACE (About prospects of creation and development of the Federal centre of a continuous pedagogical education

In article prospects of creation and development of the Federal Center of a continuous pedagogical education are considered

Текст научной работы на тему «Трансформация регионального образовательного пространства»

Р.М. Асадуллин, А.Ф. Мустаев,

Л.А. Амирова, И.В. Кудинов, Е.В. Ефимова, А.И. Кортунов

ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (о перспективах создания и развития Федерального центра непрерывного педагогического образования)

Ключевые слова: региональное образовательное пространство, непрерывное педагогическое образование, Федеральный Центр, перспективы.

Keywords: regional educational space, continuous pedagogical education, the Federal Center, prospects.

Аннотация: В статье рассматриваются перспективы создания и развития Федерального Центра непрерывного педагогического образования.

Abstract: In article prospects of creation and development of the Federal Center of a continuous pedagogical education are considered.

Система образования представляет собой один из важнейших факторов прогрессивного развития общества и государства. Образование становится специфической областью общественной жизнедеятельности, в которой моделируется будущее, формируются ресурсы развития и компенсируются многие негативные последствия функционирования других социальных институтов. Эти процессы сопровождаются структурно-функциональными преобразованиями в высших учебных заведениях, в том числе в системе высшего педагогического образования. Очевидно, что педагогический вуз обретет способность отвечать вызовам современной эпохи лишь при условии высокого уровня самоорганизации, когда его деятельность будет носить социально-системный характер. При этом сама система работы вуза представляется интегрированной, т.е. достигшей такой степени единства с другими общественными и производственными структурами, при которой устанавливается упорядоченная и бесконфликтная связь между ее элементами, в частности, между организационными структурами, нормами, целями и ценностями.

Новые подходы должны выстроить эффективную социальногуманитарную педагогическую составляющую поддержки всех социальных проектов (в первую очередь - реализации ФГОС-2, ФГОС-3, инновационной образовательной инициативы «Наша новая школа») и реализации непрерывного образования, аккумуляции всех необходимых ресурсов. В этой связи возникает задача проектирования и реальной организации Федеральных центров педагогического образования, в частности - для Приволжского региона России. Таковы не только российские реалии, но и основные тенденции в мировой экономике.

Основные тенденции в мировой экономике как условия развития образования. Роль образования - стратегического ресурса общества в современных условиях - объективно возрастает, и степень экономического развития стран мира напрямую связана с уровнем образованности человека, который рассматривается в качестве основной ресурсной базы экономического роста того или иного государства. Финансовые вложения в становление человека -его интеллектуальный рост, уровень образования и здоровье - сопровождаются созданием крупных национальных центров образования при поддержке органов государственного управления различных уровней с участием крупного, среднего и малого бизнеса, и это является закономерным результатом развития современной мировой экономики, где основную роль играют инновации, интеллект, квалификация и профессиональная подготовка специалиста. Переход от индустриального общества и простых технологических операций к постиндустриальному типу экономики требует большого числа людей, которые смогут работать с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях, требующих от человека самостоятельного и оперативного оценивания ситуации и принятия ответственных решений. В связи с этим обращают на себя внимание некоторые общемировые тенденции. Во-первых, растет массовость образования, и это дает основания говорить о переходе к всеобщему высшему образованию в экономически развитых странах.

Вторая тенденция - коммерциализация образования. К концу XX века сформировалась целая отрасль мирового хозяйства - международный рынок образовательных услуг с ежегодным объемом продаж в несколько десятков миллиардов долларов и объемом потребителей в несколько миллионов студентов. Появилась новая статья экспорта - получение высшего образования иностранными студентами. Образовательный рынок России стремится также к разнообразию коммерческих видов и форм образовательных услуг для внутреннего рынка, порождая тем самым «пестроту» качественных

и «перекосы» количественных характеристик выпускников, не всегда соответствующих необходимой равнодействующей социального заказа общества. Однако учреждения всех уровней профессиональнопедагогического образования, вынужденные функционировать в условиях рыночных отношений, испытывают при этом недостаток в механизмах сопряжения ситуации на рынке труда и мотивационных стимулов собственного структурно-содержательного обновления. Более того, отсутствие механизмов взаимодействия системы образования и рынка труда неизбежно приводит к существенному дисбалансу между подготовкой кадров для системы образования и спросом на них.

Динамичная модель социально-экономического развития территорий требует соответствующей адаптивной системы образования, оперативно реагирующей на потребности рынка труда в мобильных специалистах, способных эффективно работать в конкурентной экономической среде. В этих условиях перспективы развития системы педагогического профессионального образования непосредственно связаны с определением рациональных путей, средств и методов его включения в рыночные отношения между производителем и потребителем на рынке труда. Механический перенос законов рынка на систему подготовки педагога и сферу образования в целом возможен, но социально опасен, так как данная сфера направлена на производство специфического товара - «человеческого фактора» -и обслуживает эту систему, выполняя социальный заказ на конъюнктурно не престижных, но социально значимых участках жизненного пространства (сельские малокомплектные школы, коррекционные школы, детские дома, детские сады, пеницетарные детские учреждения и др.).

Третья тенденция - тотальная информатизация образования. Необходимо использовать интенсивно развивающиеся цифровые технологии и средства Интернета как новую - «ноосферную» -составляющую социальной инфраструктуры для педагогизации социальной среды (оказание помощи семье, взаимодействие с социальными партнерами, развитие институтов попечительства и патронирования). В сети Интернет востребовано и социально значимо создание безопасных зон обучения с наличием дидактически выверенных мультимедийных продуктов на уровне квалифицированной экспертной оценки. Подобные авторизованные зоны требуют к себе пристального внимания психолого-педагогической общественности для поддержки системы дистанционного взаимодействия типа «учитель-ученик», формирования гражданской и социальной позиции обучающихся, а также консультирования по вопросам семейного воспитания, профилактики асоциальных явлений и зависимостей.

Особую значимость приобретают решения, направленные на формирование педагогически ориентированного общественного сознания, способного к фильтрации информации, противоречащей морально-нравственным устоям общества (от адаптированных компьютерных игр для детей дошкольного возраста до систем дистанционного образования высших школ).

Четвёртая тенденция - наступление эпохи «Образование через всю жизнь». Перед образовательной системой сегодня поставлены качественно иные цели и задачи, которые определяются продиктованной социальным заказом новой моделью гражданина, специалиста и профессионала, способного организовывать свое жизненное пространство и свою профессиональную деятельность в условиях динамичного обновления и знаний, и социокультурной среды. Очевидно, что осуществить поставленные цели в условиях статичной образовательной системы, ограниченной временными и возрастными рамками, невозможно. Целевые приоритетные установки государства направлены на «образование без границ», получаемое человеком в разных формах в течение всей его жизни, независимо от возраста и профессии. Концепция получения непрерывного профессионального образования подразумевает процесс постоянного пополнения и обновления профессиональных знаний, умений и навыков, а также формирования компетентностей и компетенций в соответствии с уровневым (ступенчатым) принципом организации профессионального образования в целом.

Пятая тенденция - возрастание потребности у населения в постоянных услугах психолого-педагогического консалтинга, педагогического консультирования и сопровождения, психологической терапии.

Интенсивное обновление информации и необходимость ее мобильной переработки, необходимость действия в условиях неопределенных или быстро изменяющихся ситуаций, состояние повышенной тревожности, стрессогенность взаимодействий в социуме вызывают необходимость иной парадигмы профессиональной подготовки современных учителей как специалистов новой формации -«тьюторов жизни», «психоконсультантов», «психотренеров», «консультантов самообразования», обеспечивающих не только образовательно-информационное, но и духовное, психологическое сопровождение. Особенно остро проблема жизненного, психологического сопровождения стоит на селе, где учитель воспринимается как образованный, мудрый человек. В малых населенных пунктах от него ждут социальной, педагогической, психологической, юридической, инженерно-экономической, даже медицинской помощи. Такое отно-

шение к учителю предопределено российским укладом жизни, менталитетом.

Федеральные центры педагогического образования как основа модернизации региональных систем образования. В соответствии с приведенными выше трендами и экономическими изменениями возникает прямая необходимость в реформировании системы педагогического образования в России. Основными направлениями которого выступают: 1) децентрализация управления образованием; 2) усиление самоуправления, переход к автономизации образовательных учреждений; 3) развитие государственнообщественных форм управления образованием; 4) разработка социальной системы оценки качества общего и педагогического образования; 5) развитие системы многоканального финансирования профессионально-педагогических образовательных учреждений; 6) усиление конкуренции в научно-образовательной педагогической среде; 7) поиск экономически-оптимальных, финансово-выверенных механизмов развития и управления образовательными системами и учреждениями.

На фоне проявляющихся тенденций наблюдаются инерционные процессы: с одной стороны - консервативность системы образования, то есть преобладание внутривузовских ориентиров в подготовке специалистов безотносительно к требованиям работодателей и рынка труда, с другой - несформулированность требований работодателя к уровню качества выпускников системы профессионального педагогического образования. Их преодоление стало реальным с появлением вузов-лидеров, а подготовка педагогических кадров требует развертывания Федеральных центров педагогического образования. Создание таких центров в округах является наиболее естественным, конструктивным и эффективным способом реализации непрерывного профессионального педагогического образования, так как при этом возникает возможность эффективно и экономно использовать имеющиеся интеллектуальные, организационные, материально-технические, финансовые ресурсы с учетом интересов Федерации по обеспечению непрерывности педагогического образования и специфики региона: его географии, наличия транспортных и информационных каналов связи, существующей сети образовательных учреждений, традиций организации, содержательного наполнения и практической реализации педагогического образования.

Такая система позволит:

- создать экономически целесообразную модель многоканального финансирования и рационально объединить финансовые вклады федерального, областного, муниципального бюджетов, вне-

бюджетные средства и обеспечить качество образования, адекватного потребностям личности, социума и рынка труда;

- получить высококвалифицированного специалиста нового качества, демонстрирующего инновационное поведение, способного к аккумуляции и распространению личного практического опыта, соотнесенного с теоретическим знанием основ академической науки;

- повысить конкурентоспособность выпускника через расширение спектра дополнительных квалификаций, специализаций;

- обеспечить систему профориентации нового типа, построенной на принципе диффузии образовательных процессов общего и профессионального образования;

- однозначно определить статус педагогического колледжа как важнейшего и обязательного элемента в профессиональном самоопределении будущего учителя;

- обеспечить мобильность специалиста за счет предоставления возможности построения его индивидуальной образовательной траектории;

- создать центр подготовки и переподготовки специалистов, работающих с населением не только посредством реализации прямых профессиональных обязанностей, но и услуг, связанных с морально-нравственной, духовной поддержкой людей в сложных жизненных ситуациях;

- повысить эффективность использования финансовых, кадровых, информационных и других ресурсов за счет оптимизации содержания образования;

- сбалансировать кадровое обеспечение социального заказа и оптимизировать его объемы;

- вывести школу, особенно сельскую, на принципиально новый уровень качества образовательных услуг.

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы - Федеральный центр педагогического образования Приволжского Федерального округа. Система образования Республики Башкортостан по своим масштабам и параметрам - одна из крупнейших не только в Приволжском Федеральном округе (далее - ПФО), но и в Российской Федерации. Башкирский государственный педагогический университет имени Мифтахетдина Акмул-лы - большой образовательный и научный центр региона. В настоящее время БГПУ им. М. Акмуллы входит в число ведущих педвузов России. Университет успешно работает как научнометодический центр педагогического образования РБ, как разработчик современных методик и технологий в области обучения и воспитания. Он является основателем Ассоциации педагогических учебных заведений Башкортостана, в которую входят высшие и средние

педагогические учебные заведения республики. К сожалению, по ряду объективных причин Ассоциация структурно и функционально не может полностью обеспечить системное решение задач повышения качества профессионально-педагогического образования, его научно-методического и консалтингового обеспечения. Поэтому координация деятельности управленческих, учебно-методических, научно-исследовательских, информационно-технологических и социально-бытовых структур может быть достигнута на основе отраслевого кластерного подхода, благодаря созданию Федерального центра педагогического образования как системообразующего стержня.

В качестве принципов (управленческих, технологических, содержательных, кадровых, информационных, экономических) создания образовательного кластера в ПФО РФ целесообразно выделить наиболее значимые:

- единство организации и управления непрерывным и многоуровневым образовательным процессом;

- приоритет антропологического, системного, субъектнодеятельностного, и компетентностного подходов в организации образовательного процесса;

- непрерывность и сквозной характер подготовки кадров на всех уровнях образования;

- опережающая переподготовка (повышение квалификации) кадров для обеспечения приоритетных направлений развития системы образования и науки ПФО;

- доступность, масштабируемость, переносимость, достоверность и обновляемость информации внутри отраслевого образовательного кластера;

- экономическая целесообразность (многоканальность, открытость, самоокупаемость).

Для реализации стратегии развития учебного заведения в едином научно-образовательном пространстве России в БГПУ им. М. Акмуллы приняты организационные и управленческие решения, которые предполагают глубокую интеграцию научной, образовательной и инновационной деятельности, разработку и внедрение механизмов, повышающих реальную конкурентоспособность вуза за счет повышения качества всех видов его деятельности. Вышеперечисленное обеспечено благодаря тому, что БГПУ - единственный университет среди педвузов региона, взаимодействующий с академическими и научно-исследовательскими федеральными и другими структурами путем создания совместных научно-образовательных центров генерирования инновации. На его базе реализуются ключевые направления деятельности, являющиеся «точками роста» узлов ресурсного обеспечения в модели Федерального центра педагоги-

ческого образования, кластерный характер которого позволит сохранить научно-образовательный и кадровый потенциал региона, оптимизировать процесс подготовки кадров, повысить его качество в рамках единого комплекса, осуществлять научное руководство инновационным развитием системы педагогического образования в целом и психолого-педагогического сопровождения социальной сферы региона.

Структурно-содержательная модель ФЦПО, с одной стороны, позволит интегрировать потенциал всех уровней образования (предшкольное, школьное, среднее, высшее, послевузовское, последипломное) и управленческих ступеней (органы управления образованием, административно-управленческие аппараты конкретных образовательных учреждений), а с другой стороны, - обеспечить непрерывность образования и преемственность подготовки субъектов педагогической деятельности. Это облегчит решение проблем мониторинга уровня подготовки педагогов, оказания им помощи в профессиональной и социальной адаптации. Такая система обладает гибкостью и предполагает вариативность путей получения образования различного уровня, повышения квалификации и профессиональной переподготовки по различным аспектам профессиональной и социальной деятельности.

Вышесказанное заставляет по-иному взглянуть на миссию педагогического вуза.

Миссия Федерального центра педагогического образования Российской Федерации на базе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы заключается в формировании непрерывного образовательного пространства становления высококвалифицированных кадров на основе полифункциональной ресурсной централизации и структурной интеграции процесса многоуровневого профессионального педагогического образования с научно-инновационными разработками. В качестве стратегической цели предполагается реорганизация и аккумуляция социальноэкономических, научных и человеческих ресурсов, необходимых для формирования образовательного пространства ПФО РФ, координации всех образовательных потоков (уровней), профессионального становления учителя как субъекта педагогической деятельности.

Для реализации миссии и достижения стратегической цели необходимо решение следующих основных задач:

1. Создание многопрофильного научного и образовательного центра ПФО с эффективным научным потенциалом, функционирующего на основе современных методов управления.

2. Модернизация педагогически ориентированной научноинновационной деятельности на основе интегративного взаимодей-

ствия образовательных, научных и производственных учреждений и предприятий Приволжского региона.

3. Координация образовательного процесса в рамках системы непрерывного образования, предполагающая преемственность процессов в системах общего среднего, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования в регионе.

4. Существенное обновление содержаний и технологий образования в соответствии с ФГОСами 2-го и 3-го поколения, предусматривающими (впервые в образовании) реальное внедрение в образовательный процесс системно-деятельностного подхода и проектных методов компетентностного подхода к формированию субъекта профессионально-педагогической деятельности в целях развития универсальных учебных умений у учащихся и профессиональных компетенций у педагогов.

5. Аккумуляция методического потенциала всех уровней образования, обеспечивающего инновационные процессы в образовательном пространстве региона для достижения высокого качества подготовки кадров за счет придания сетевого характера деятельности кафедр, научных лабораторий и экспериментальных площадок.

6. Создание новых образовательных технологий, опирающихся на аппаратные и программные ресурсы информатизации: образовательный информационный портал субъекта федерации, внутрикла-стерные дистанционные образовательные системы, авторские интерактивные мультимедийные электронные учебные комплексы; дидактический инструментарий нового поколения, реализующий принципы когнитивной визуализации и дидактического дизайна; развитие академической и профессиональной мобильности педагога.

7. Обеспечение условий субъектного развития нового поколения специалистов, обладающих высокой интеллектуальной культурой, инновационным поведением, социальной и профессиональной мобильностью.

8. Сохранение и приумножение культурных, нравственных, гражданских ценностей, традиций отечественного образования, с учетом положительного мирового и национального педагогического опыта.

9. Формирование и адаптивное продвижение в общественное сознание бренда Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы при активной интеграции с российским и международным образовательным сообществом благодаря «Педагогическому журналу Башкортостана» (реестр ВАК), «Информационно-образовательному порталу Республики Башкортостан»,

сайтам БГПУ им. М. Акмуллы, лидерным передовым творческим студенческим коллективам.

10. Достижение мирового уровня качества научных исследований и разработок, обеспечивающих высокий рейтинг БГПУ им. М. Акмуллы как Федерального центра педагогического образования РФ.

Организационная схема формирования БГПУ им. М. Акмуллы.

Федеральный центр педагогического образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» создается путем объединения педагогических вузов РБ и педагогических колледжей.

Отношения между ФЦПО и иными учреждениями системы образования и науки формируются и развиваются на основе договоров, соглашений, программ развития. Оптимизация структуры профессионального образования региона и консолидация усилий позволят упорядочить процессы движения информации и разного рода ресурсов, а для системы профессионального образования открыть возможности создания полноценных условий диверсификации и интеграции реальной образовательной практики.

Отношения внутри созданного центра строятся на принципах структурно-содержательного единства образовательного комплекса, вертикальной интеграции образовательных учреждений по уровне-вой специфике, нормативного объединения образовательных структур различных форм собственности в единое юридическое лицо, консолидации учебных заведений с академическими и отраслевыми НИИ и базовыми предприятиями и организациями.

В структуре ФЦПО создается антропоориентированный технопарк, обеспечивающий научно-образовательную поддержку развития заявленной инновационной структурно-содержательной концепции. Такая организационная модель позволит реализовать миссию ФЦПО, достигнуть поставленных целей и задач посредством деятельности по следующим основным направлениям:

1. Разработка и введение в деятельность дидактической инфраструктуры как необходимого условия реализации основных (бакалавриат, магистратура) и дополнительных профессиональных образовательных программ. Рассмотрение бакалавриата в качестве базового уровня профессионального педагогического образования позволит создать «веер» индивидуальных образовательных траекторий. Для реализации данного подхода необходимо разработать новые образовательные программы, учебно-методические комплексы на основе государственных образовательных стандартов третьего поколения с учетом требований компетентностного подхода, интегративные программы магистратуры и аспирантуры совместно с академическими институтами и исследовательскими центрами, соб-

ственные стандарты качества образования, модернизировать программы дополнительного и дистанционного образования, разработать программы профессиональной переподготовки, сопряженные основные образовательные программы совместно с зарубежными вузами, создать, изучить и внедрить инновационные методические разработки; оснастить лаборатории ( в том числе - онлайн-учебные) новейшим оборудованием и современными лабораторными комплексами.

2. Обеспечение условий для включения человека в цикл непрерывного образования от дошкольного, через общее (включая дополнительное образование детей), среднее и высшее профессиональное образование, предоставление образовательных услуг по повышению квалификации и профессиональной переподготовке, обучение в аспирантуре, докторантуре, стажерская практика и педагогическая интернатура. Очевидна необходимость создания «института тьюторов», обеспечивающих психолого-педагогическое и методическое сопровождение процесса обучения на этапе профессионального образования, реализации основных и дополнительных образовательных программ для всех уровней системы образования; разработки профессионально-ориентированных на систему образования конкурентоспособных образовательных продуктов, апробации и внедрения их в практическую деятельность; широкого внедрения возможностей дистанционного образования с целью формирования интеллектуального потенциала и расширения спектра индивидуальных образовательных траекторий.

3. Поиск путей и внедрение средств и методов сопряжения в учебной деятельности системно-деятельностного и компетентностного подходов, разработка и реализация на их основе системы учебных и учебно-производственных задач.

Технологизация дидактического процесса с целью формирования учебных умений на ступени общего образования и профессиональных компетенций на этапах среднего, высшего, послевузовского и последипломного образования, обеспечение их преемственности; развитие проектно-педагогической технологической деятельности полного инновационного цикла на базе лабораторий для интеграции научного и производственно-технологического потенциала гуманитарных и естественно-математических направлений; внедрение кредитно-модульной организации обучения; создание гибкой модульной системы дополнительного образования.

4. Информатизация процесса обучения посредством разработки, систематизации и каталогизации электронных учебных пособий, аттестационных измерительных материалов, рейтинговых систем оценки качества знаний обучающихся. Внедрение единого стандар-

та электронного представления образовательных программ и модулей, создание электронного реестра образовательных программ и модулей; создание на базе учебно-методических комплексов учреждения информационной системы образовательного процесса; перевод в электронную форму учебников, учебно-методических пособий с прямым доступом к ним; обеспечение прямого доступа к зарубежным базам реферируемых журналов, онлайн-библиотекам.

5. Реализация модели интеграционного взаимодействия работодателя, социальных, научных и образовательных структур, обеспечивающей возможности расширения сферы деятельности обучающихся и оптимизации их образовательных действий. Создание проектно-технологических структурных подразделений, реализующих инновационные проекты, привлекательные для образовательных и производственных учреждений. Мониторинг потребностей работодателя, разработка и обеспечение постоянного обновления пакета профессиограмм в соответствии с требованиями современных рыночных стратегий. Оптимизация процесса повышения квалификации и профессиональной переподготовки по образовательным уровням на основе клиент-ориентированной маркетинговой стратегии. Привлечение к процессу реализации дополнительных образовательных программ ведущих ученых-методологов, дидактов, разработчиков стандартов образования и работодателей.

6. Формирование инновационно-образовательной инфраструктуры. Создание дидактического сетевого взаимодействия уровней образования посредством преемственности образовательных методик в системе «ДОУ - школа - колледж - вуз». Разработка и внедрение механизма констатации образовательных результатов на каждой ступени обучения. Мониторинг развития, координация и коррекция процесса преемственности создания и использования образовательных методик. Организация университетского «инновационного пояса» в форме опытно-научных структурных подразделений, малых предприятий, студенческих учебных фирм, производственных станций, технопарков и бизнес-инкубаторов, реализующих инновационные проекты, привлекательные для образовательных и производственных учреждений.

7. Решение геополитических проблем региона через подготовку высококвалифицированных кадров (научных образовательных, управленческих и др.), ориентированных на обеспечение единства страны и региона, удовлетворение интересов граждан, межнациональную и межконфессиональную толерантность. Расширение гуманистической составляющей в содержательных и технологических аспектах образовательных программ, развитие ценностногуманитарной основы как инструмента воспитательной деятельно-

сти и формирования гражданской идентичности на всех уровнях системы образования.

8. Разработка механизмов академической мобильности в учебном пространстве ФЦПО, а также на региональном, федеральном и международном уровнях, обучение приемам научно-инновационной деятельности, развитие навыков инновационного поведения. Создание, апробация и внедрение системы тренинговых программ для обучающихся разного возраста с учетом законов и закономерностей педагогической и возрастной психологии.

Организационно такое крупное образовательное учреждение, как Федеральный центр педагогического образования, решающий масштабные задачи, осуществляющий единство многомерного образовательного пространства профессионального педагогического образования структурно и функционально потребует определенной системы зонирования деятельности. Предполагается взаимодействие трех условно выделяемых зон: центральной, зоны ближнего контакта и зоны дальнего контакта. Зонирование осуществляется на основе уровневой дифференциации процессов управления и преемственности содержания педагогического образования и носит территориальный характер.

В условиях зонирования целостность образовательного пространства обеспечивается разработкой единых теоретических, технологических, методологических и методических подходов к содержанию образования и согласованных механизмов организации образовательного процесса, подчиненных единым целевым установкам. При этом развитие инновационных процессов определяется ведущим принципом единства центростремительного и центробежного характера интеграционных связей между зонами, взаимодействие которых обусловлено прямым и обратным движением инноваций.

Центральная зона представляет собой ядро единого пространства педагогического образования, внутри которого аккумулируются основные ресурсные центры. В ее основе лежит интеграция учреждений дошкольного, общего, дополнительного образования детей и профессионального педагогического образования, расположенных на территории г. Уфа. Внутри центральной зоны задается инвариантная модель непрерывного образовательного процесса подготовки учителя как субъекта педагогической деятельности согласно единой компетентностной модели педагога.

Рис.1. Центральная зона - г. Уфа

Зона ближнего контакта характеризуется объединением вокруг центральной зоны образовательных учреждений разного уровня и профиля: детские сады, школы, детские дома, интернаты, учреждения дополнительного образования детей, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, а также органов управления образованием, научных учреждений, общественных организаций и промышленных предприятий по принципу ассоциации. БГПУ им. М. Акмуллы при этом выполняет функции интеграции во взаимодействии образования, науки и производства, функции психолого-педагогического консалтинга в социуме. Зона определя-

ется территориальной границей Республики Башкортостан. Организационной основой выступает Ассоциация образовательных учреждений РБ «Башкирский педагогический государственный университетский комплекс», созданная в 2005 году.

Особое место в подготовке современного педагога в зоне ближнего контакта занимает среднее профессиональное педагогическое образование, представленное педагогическими колледжами, которые в существующей системе образования оказались изолированными от комплексных непрерывных процессов формирования и развития инновационного образовательного пространства, так как, во-первых, нарушена уровневая логика получения педагогического образования (феномен «лишнего звена»); во-вторых, отсутствие генерации научных школ внутри педагогического колледжа приводит к отрыву от фундаментальной науки, и, как следствие, научные разработки носят узкий частный характер, что сказывается на инновационном потенциале педагогического коллектива и качестве обучения; в-третьих, отсутствует сбалансированный план социального заказа региона на специалистов со средним профессиональным педагогическим образованием; в-четвертых, наблюдается наличие непродуктивной, неоптимальной конкуренции в реализации основных образовательных программ в системах СПО и ВПО; в-пятых, существующая модель педагогического колледжа формализует выбор индивидуальной образовательной траектории и «отдаляет» выпускника от высшей школы, нивелирует процесс поиска и формирование профильного мотивированного абитуриента для системы образования, начиная с подросткового периода.

В то же время, среднее профессиональное образование является необходимым перспективным звеном обеспечения качества подготовки педагогических кадров, поскольку существующая система подготовки позволяет обеспечить мощную практикоориентированную среду обучения. Экспоненциальное возрастание мощности обмена информацией предъявляет новые требования к конструированию этой среды и ускоренному исследованию проблем развития личности в изменяющемся мире и особенностей профессий типа «человек-человек» в решении профессиональных задач в ситуациях неопределенности. Назрела необходимость быстрой отработки теоретических положений фундаментальной психолого-педагогической науки и апробации дидактического инструментария на практике с максимально быстрой рефлексией результатов. Востребован инновационный статус педагогического колледжа как эмпирической площадки реализации интеграционных процессов «наука - образование

- практика». Это необходимо, прежде всего, для реализации профильных педагогических программ прикладного бакалавриата с це-

лью сопряжения содержания образования с высшей школой в рамках продолжения обучения в магистратуре, аспирантуре. Особое значение такое взаимодействие приобретает для новой формы профессионально педагогической адаптации бакалавра - педагогической интернатуры. Более того, последовательная реализация содержания образования в квазипрофессиональной учебной среде, максимально приближенной к практике общеобразовательного учреждения, позволяет актуализировать и гораздо более успешно развивать базовые и ключевые компетенции будущего учителя. В этой ситуации выпускник педагогического колледжа проходит углубленное погружение в профессию и прикладную профилизацию. Такая подготовка позволяет без лишних обучающих действий осуществлять интенсификацию сопряженной учебной и исследовательской деятельности в высшей школе. При этом студент сразу включается в проектную деятельность реально выполняемых научных исследований, реализуя индивидуальную научную траекторию: от курсовой работы до аспирантских изысканий. Таким образом, педагогический колледж должен осуществлять на своем уровне профильную профессиональную подготовку прикладных бакалавров в тесном научном сотрудничестве с вузами, тогда как высшая школа берет на себя задачи по педагогической адаптации выпускников в интернатуре, развитии исследовательской деятельности в рамках университетских научных школ и коллективов, а также по формированию социально-значимой гражданской позиции и кругозора будущего педагога.

Зонирование как механизм включения СПО в непрерывное образовательное пространство региона позволяет обеспечить эффективность управления в обязательном формате «единого юридического лица» и однозначно определить статус педагогического колледжа как важнейшего элемента в самоопределении будущего учителя. При этом в зоне дальнего контакта развиваются ассоциативные отношения с иными образовательными учреждениями, происходит интерполяция инновационных достижений через головной вуз в рамках комплексных проектов по формуле «многие ко многим». Данный процесс приобретает качественно новые черты: инновация, возникнув в одном месте в «точке роста», развивается и усиливается не линейно, а концентрично, сразу по всем уровням и направлениям, что позволяет эффективно корректировать вектор развития инноваций в ФЦПО.

В связи с юридическим присоединением к БГПУ им. М. Акмуллы республиканских педагогических колледжей предполагается сопряженная реализация (на базе колледжей) программ прикладного и классического бакалавриата, а также разворачивание педагогиче-

ской интернатуры, подготовки магистров, аспирантов, докторантов, системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки на существующей базе БГПУ им. М. Акмуллы, предполагающей новую креативную среду обучения, научной и инновационной деятельности, творческой культуры.

Таким образом, новая креативная среда обучения обеспечивает:

- оптимальный экономический эффект;

- сбалансированный социальный заказ на кадры;

- взвешенную ротацию педагогических кадров;

- высокое качество профессиональной подготовки;

- непрерывное повышение квалификации педагогов;

- расширение и модернизацию базы учебнопрофессиональной практики;

- формирование профильного мотивированного абитуриента;

- реализацию спектра индивидуальных образовательных траекторий;

- реальное сопряжение образовательных программ колледжа и вуза.

Подобное структурирование креативной образовательной среды позволяет обеспечить содержательно-функциональные условия и методологическое сопровождение процесса реализации образовательной инициативы «Наша новая школа». Логика предъявления инициативы носит характер идейных целеуказаний, но вместе с тем требует обоснования и раскрытия внедренческих механизмов целе-реализации, а именно - непрерывности, сопряженности, комплексности, интеграции всех звеньев и уровней образовательной среды. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция содержательного и методического разобщения систем общего и профессионального образования, что актуализирует проблему результативности реализации ГОСов на всех ступенях образования. Более того, образовательная инициатива, позволяющая увидеть облик новой школы, вплоть до измененной архитектуры зданий, предъявляет особые требования к взаимодействию с учеником. Это акцент на творчество, овладение способами поисковой деятельности, самостоятельное открытие нового знания под руководством педагога, это гражданское и социальное становление в новой - культуросообразной и антропоцентричной - среде. Особую роль в организации инновационного образовательного процесса приобретает аксиологическая направленность, поликультурность и моральнонравственная составляющая подготовки гражданина новой России. Эти акценты модернизации позволяют найти пути разрешения актуальных противоречий, присущих современной системе общего образования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) между сложившейся унифицированной системой оценивания учебных достижений и необходимостью комплексного мониторинга учебных и творческих успехов детей;

2) между потребностью социума в сопровождении профессионального самоопределения и личностной самореализации ребенка и отсутствием системных решений в этой области;

3) между новым механизмом финансирования и оптимальным перераспределением образовательных ресурсов (кадровых, информационных, технологических);

4) между комплексным развитием ребенка и отсутствием модели межпредметной интеграцией в когнитивной, деятельностной и аффективной областях развития личности обучаемых;

5) между технологически обоснованным «взращиванием» одаренной молодежи в общей массе обучающихся с сохранением потенциала развития всех детей и смещением акцентов к «элитарному» образованию с потерей доступности и снижением возможностей к самореализации «обычных» учеников.

Зона дальнего контакта предполагает становление тесных партнерских долгосрочных взаимовыгодных отношений в формате Ассоциации с учреждениями профессионального образования ПФО, других субъектов Российской Федерации, с зарубежными научными и общественными организациями, объединениями работодателей. При этом зона дальнего контакта рассматривается как единое научно-образовательное пространство на основе организации совместной учебно-научно-инновационной деятельности в целях решения стратегических социально-образовательных задач ПФО.

Рис.2. Зона ближнего контакта - Республика Башкортостан

В рамках создания зоны дальнего контакта предполагается широкое вовлечение сотрудников партнерских вузов в образовательную и научную деятельность БГПУ им. М.Акмуллы, осуществление совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, создание центров коллективного пользования и иные формы сотрудничества.

Единство многомерного научно-образовательного пространства обеспечивается инновационными методами управления и эффективными формами сопряжения потенциалов различных научных, производственных и образовательных структур в целях достижения сверхсуммарного эффекта в решении поставленных задач. Устойчивое развитие такой интегративной образовательной системы профессионального педагогического образования обеспечивается по мере сближения топологических зон и структур, распространения продуктов их деятельности по всему образовательному пространст-

ву. Взаимодействие индивидуальных потенциалов структурных компонентов единого образовательного пространства определяет эффект эмерджентности, взаимодополняющей силы, где усилия каждой из сторон гармонично сочетаются с интересами, потребностями и целями других.

Марий-Эл

Марийский государственный университет

Республика Мордовия

Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева

Республика Татарстан

Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет Елабужский государственный педагогический институт Набережночелнинский государственный педагогический институт

Республика Удмуртия

Удмуртский государственный университет Глазовский государственный педагогический институт Чувашия

Чувашский государственный педагогический университет Пермская область

Пермский государственный педагогический университет Кировская область

Вяткинский государственный гуманитарный университет

Нижегородская область

Нижегородский государственный педагогический университет Арзамасский государственный педагогический институт

Оренбургская область

Оренбургский государственный педагогический университет Орский государственный педагогический университет Пензенская область

Пермский государственный педагогический университет

Самарская область

Поволжский государственный университет Современная гуманитарная академия Саратовская область

Саратовский государственный социально-экономический университет Ульяновская область

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова

Рис.3. Зона дальнего контакта - Поволжье

Целостность образовательного пространства обеспечивается принципами вертикальной и горизонтальной преемственности профессионального педагогического образования. Вертикальная преемственность проявляется в организации непрерывного образовательного процесса субъектного развития личности учителя, построенного в соответствии с заданной единой компетентностной моделью педагога на основе ФГОС. Вертикальная преемственность

обеспечивается разработкой сквозных и сопряженных учебных планов, комплексной интеграцией содержания образования, а также технологий и методов обучения, позволяющих любому обучающемуся сформировать для себя индивидуальную образовательную траекторию. Горизонтальная преемственность профессионального педагогического образования обусловливается широкой интеграцией потенциалов образования, науки и образовательной практики, которая внешне проявляется в виде экспериментальных площадок, учебно-методических центров, совместных кафедр и лабораторий, профильных классов и других интегративных структур. Горизонтальная преемственность выступает одним из главных условий развития профессиональной деятельности будущего учителя. При этом деятельность является инновационным инструментом развития личности и образовательного процесса и, будучи связкой между инвариантной и вариативной частью содержания педагогического образования, позволяет согласовывать смежные основные образовательные программы, реализуемые разными образовательными учреждениями. Внутреннее проявление такой интеграции - высокая академическая мобильность студента внутри образовательного пространства.

Согласованность содержания образования, методологических и методических подходов к организации образовательного процесса на всех ступенях и уровнях достигается в ходе совместных проблемных семинаров, пилотных проектов, научно-практических конференций, круглых столов, мастер-классов и т.д. Сверхсуммарный эффект вертикального и горизонтального взаимодействия преемственных связей обеспечивает внутреннюю устойчивость многомерного образовательного пространства за счет сопряжения интеграционных точек по глубине и широте. Широта образовательного пространства возникает благодаря созданию устойчивой системы непрерывного образования на уровне ПФО, которая стремится к модели «единого юридического лица». Глубина обусловливается диффузией инновационных процессов из центральной зоны в зоны ближнего и дальнего контактов. Результатом такого взаимодействия станет упорядочение инновационных типов проектов и интегративных признаков взаимодействия, что приведет к оптимальному планированию отдельных инноваций, их взаимной связи и диффузному взаимопроникновению, укрупняясь до сетевых и комплексных решений.

1. Узлы ресурсного обеспечения ФЦПО. В основе функционирования ресурсных узлов лежат проектный подход, интеграция науки, образования и практики, инновационный, прикладной, прак-тико-ориентированный характер образовательной и научной дея-

тельности. Своеобразной моделью ее выступает система, удовлетворяющая двум ключевым критериям - глубина интеграции и масштаб внедрения. По этим признакам возможна классификация проектов в виде матрицы.

Центральная Зона Зона дальнего

зона ближнего контакта контакта

Внедрение Рис.4. Матрица проектной деятельности

Матрица проектной деятельности включает девять ключевых сегментов: стадия рождения проекта, или «точка роста» инновации (1.1); внедрение инициативного проекта в центральной зоне (2.1); внедрение комплексного проекта в центральной зоне (3.1); внедрение проекта в зонах ближнего и дальнего контактов в единичном, локальном варианте (1.2; 1.3); внедрение проекта по множественному, сетевому принципу в зонах ближнего и дальнего контактов (2.2; 2.3); внедрение совместного, комплексного проекта в зонах ближнего и дальнего контактов (3.2; 3.3).

Наличие матричной структуры, отображающей систему управления образовательной, инновационной, научно-исследовательской деятельностью, позволяет изучать связи между соседними «узлами», отслеживать и формировать приоритетные для педагогического образовательного кластера направления развития проектов, в том числе - принимать управленческие решения.

Реализация технологии управления проектной деятельностью осуществляется в соответствии с принципом зонирования и обеспечивает интеграционные процессы как внутри зоны, так и вне ее.

Направление 1. Развитие локальных проектов. Данное направление обеспечивает развитие научной и инновационной деятельности в рамках локальной площадки (экспериментальная площадка в том или ином образовательном учреждении, научный коллектив, научная школа, лаборатория и т.п.) по конкретной проблеме, социальному заказу. Фундаментальные исследования в локальном проекте проходят путь от инициации до прикладных результатов, которые в инвариантном компоненте могут быть экстраполированы в методологическую, технологическую и методическую составляющую сетевых и комлексных проектов. В противном случае фундаментальные исследования продолжаются в логике научной школы с расширением научного коллектива, результаты работы которого могут использоваться как основа точек роста будущих проектов.

Направление 2. Развитие сетевых образовательных проектов. Ведущим признаком сетевого образовательного проекта является трансляция результатов научной и инновационной деятельности от одного учреждения (генератора) ко многим. Увеличение масштаба развития сетевого проекта и включение в деятельность иных учреждений и ведомств позволяют преобразовать сетевой проект в комплексный.

Направление 3. Развитие комплексных проектов. Такие проекты предполагают высокую степень интеграции и консолидации усилий различных структур науки, образования и производства по формуле «многие к одному». Расширение пространства реализации комплексных проектов, в том числе - разнопрофильность и разнонаправлен-ность, дают возможность формировать комлексно-сетевые проекты. Такой подход, с соблюдением ведущих функциональных принципов центробежности и центростремительности, однозначно определяет условия проникновения и реализации фундаментальных научных исследований по зональному признаку при их постепенном усложнении. Также это позволяет оперативно оптимизировать прикладную логику их реализации в образовательном кластере с учетом единого центра и уровней непрерывного образования.

Управление инновационной проектной деятельностью соответствует принципу бинарности - двойного эффекта для образовательного процесса отдельных образовательных учреждений и всего образовательного пространства, принципу развития коллектива исполнителей при переходе от новаций к серийной инновационной технологической разработке: от ВНИК к комплексным командам

ученых, менеджеров, экономистов и представителей органов управления образованием разных уровней.

Кроме функций управления проектной деятельностью узловой ресурсный центр также выполняет функцию координации усилий по направлениям, приоритетным для всех участников образовательного пространства.

связи первого рода м

(точечные взаимодействия) связи третьего рода

X*___ __(перспективные взаимодействия)

, ^ / связи второго рода > Т' (сетевые взаимодействия)

Рис.5. Схема взаимодействия узлов ресурсного обеспечения с образовательными учреждениями В традиционной системе сотрудничества взаимодействие между самостоятельными образовательными, научными, другими учреждениями осуществляется в соответствии с подписанными соглашениями, договорами о сотрудничестве по некоторым отдельным направлениям деятельности (точечное взаимодействие). Выделение ресурсных центров позволяет определить общие цели, приоритеты, с последующей

концентрацией необходимых кадровых, управленческих, организационных, финансовых ресурсов по стратегическим (узловым) направлениям деятельности (сетевое взаимодействие). Предлагаемая модель ресурсного центра носит открытый и аналитико-прогностический характер: внутри нее заложен потенциал прогнозирования и развития предполагаемых и перспективных направлений сотрудничества между учреждениями.

Рис.6. Схема взаимодействия участников образовательного пространства ПФО Схема взаимодействия всех участников образовательного пространства с учетом технологии зонирования, управленческого и ресурсного обеспечения проектной деятельности представлена на следующем рисунке:

Таким образом, технология зонирования сопрягается с точками роста инноваций и позволяет актуализировать, реализовывать и

развивать деятельность ресурсных центров в единстве локальных, сетевых и комплексных проектов.

Для комплексного обеспечения реализации обозначенных направлений деятельности ФЦПО предполагается развитие следующих ресурсных центров:

1. Институт развития образования ФЦПО.

Анализ, мониторинг и прогноз развития рынка образовательных услуг. Отслеживание проблемных точек развития образования ПФО, изучение и внедрение передового педагогического опыта в округе, России и мире, создание дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для всех работников системы образования, включая лиц, не имеющих профессионально педагогического образования. Разработка и внедрение новых продуктов для системы образования в рамках лабораторий. Формирование и реализация системы методической поддержки, создание дидактического инструментария для образовательных программ. Психо-лого-педагогическое и документационное сопровождение педагогической интернатуры.

2. Центр учебно-методического книгоиздания.

Обеспечение внутренних потребностей ФЦПО в учебнометодической и научной литературе. Формирование единого межвузовского рынка учебно-методического книгоиздания. Методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС общего и профессионального образования. Создание электронной базы книжных макетов для цифровой печати с использованием технологии print-on-demand. Популяризация научных знаний, продвижение на рынок научной, учебной и художественной литературы современных авторов Башкортостана и России. Рецензирование и подготовка для последующего грифования авторских учебно-методических пособий. Развитие сети научных и научно-популярных образовательных изданий. Разработка и выпуск нового учебного продукта - учебно-методических комплексов нового поколения, в структуру которых входят: учебник для обучаемого, методическое пособие для учителя с поурочным планированием и разработками уроков, комплект мультимедийных обучающих программ (лекции, уроки, практические задания, программы тестирования и т.п.).

3. Институт контроля качества образования.

Мониторинг потребностей рынка педагогических кадров ПФО. Разработка критериев, показателей, индикаторов и методов диагностики и контроля качества профессионального педагогического образования на основе требований ФгОс. Разработка, внедрение и сертификация системы менеджмента качества педагогического образования ПФО. Внедрение инновационных методов управления качеством.

4. Центр здоровья и высших спортивных достижений.

Создание здоровьесберегающей образовательной среды и условий для развития массового детского и юношеского спорта. Формирование кадрового потенциала спорта высоких достижений. Развитие паралимпийского движения, вовлечение на базе образовательных учреждений в массовые виды спорта детей-инвалидов. Осуществление физиологических исследований и разработка нестандартного спортивного инвентаря для детей, в том числе - для детей с ограниченными возможностями.

5. Научно-исследовательский институт национального образования.

Организация фундаментальных и прикладных психологопедагогических исследований процессов формирования национального самосознания, изучение проблем национального образования. Формирование содержания образовательного процесса национальной школы как важного элемента национально-культурной составляющей педагогического образования. Функциональное обеспечение национального образования как системы многоступенчатого государственного и народного воспитания, исходя из национальных традиций и мирового педагогического опыта. Системная и целенаправленная работа по сохранению и развитию языков, создание условий для обучения на родном языке, приобщение учащихся к истории народа, его национальным и культурным ценностям, традициям через учебно-воспитательную работу и другие формы внеурочной деятельности.

6. Научно-образовательный центр «Инновации, образование, наука».

Развитие фундаментальной и прикладной науки в соответствии с условиями интеграции и координации усилий учебного, научного и инновационно-внедренческого потенциала ФЦПО. Развитие деятельности научных школ, создание сети экспериментальных площадок в образовательных учреждениях, подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации. Разработка НИР и НИОКР в соответствии с приоритетными направлениями развития науки и техники РФ, коммерциализация их результатов, формирование инновационной инфраструктуры научных исследований (технопарк, бизнес-инкубатор, пояс малых предприятий). Разработка новых программ и методов, развивающих и объединяющих фундаментальные научные исследования и учебный процесс, методическое обеспечение образовательного процесса, развитие международного сотрудничества.

7. Центр развития творчества студентов.

Развитие студенческого самоуправления, направленного на воспитание здорового поколения молодых людей, формирование в среде студенчества единого поля действия, объединяющего инициативы

студенческих организаций. Общественное развитие студенчества через спектр социальных программ: цикл международных форумов «Карьера» и «Образование - Занятость - Карьера»; цикл мероприятий «Технология поиска работы»; фестивали студенческого творчества «Мост в будущее», «Фольклорный праздник: Россия - колыбель дружбы»; научно-образовательный форум «Инновационный потенциал молодежной науки», программы «Мы в ответе за будущее» и «Школа подготовки вожатых «Перспектива»; издание газеты для студентов. Реализация активной политики содействия трудоустройству молодежи, помощь в карьерной ориентации студентов. Реализация образовательных, творческих, научно-исследовательских, социальных и поли-культурных студенческих проектов.

8. Научно-исследовательский институт информационнообразовательных технологий.

Проведение исследований в области развития информационнотелекоммуникационных технологий в образовании, изучение возможностей построения сложных систем на основе фрактальнокластерного и синергетического подходов, создание ресурсного архива авторских мультимедийных учебно-методических комплексов. Разработка и внедрение ресурсов сети Интернет как источника зоны безопасного поведения обучающихся, профессионального обеспечения педагогов и социально-психологической поддержки института семьи. Построение систем трансляции дидакто-методического опыта посредством функциональных моделей движения информации в форме «Информационно-образовательного портала ПФО».

9. Детская академия.

Проектирование индивидуальных траекторий развития личности ребенка, консалтинговое взаимодействие с семьей как институтом социализации. Прогнозирование и реализация детско-взрослых производств и практик совместной жизнедеятельности в различных сферах, формирование детско-взрослых сообществ, объединенных содержательно-практическими задачами развития личности. Распространение опыта Монтессори-технологии в сферу дошкольных детских образовательных учреждений. Организация олимпиадных движений по уровням образования, от дошкольного «Юный новатор» до вузовского «Исследователь». Организация деятельности Малой академии наук на базе экспериментальных площадок, исследование социально-воспитательного аспекта динамики творческой деятельности детей.

10. Социально-бытовой комплекс.

Создание современной материально-технической инфраструктуры, обеспечивающей образовательный и научный процессы, взаимодействие узловых ресурсных центров с образовательными

учреждениями и между собой. Развитие существующей базы и введение в эксплуатацию новых объектов: гостиничный комплекс, комбинат общественного питания, ДФК «Буревестник», санаторий-профилакторий, студенческий дворец культуры, центр студенческого досуга, спортивно-оздоровительный лагерь «Росинка», библиотечно-информационный комплекс, сеть медиацентров и мультимедийных аудиторий, профильных научно-образовательных кабинетов, именных методических кабинетов ведущих ученых.

7. Основные критерии контроля эффективности реализации проекта.

В соответствии с миссией, целями и задачами для контроля эффективности конкурентоспособности Федерального центра на российском и мировом рынке образовательных услуг вводятся основные критерии:

- мобильность и конкурентоспособность выпускника на российском и мировом рынке труда;

- динамика развития материально-технической базы;

- эффективность системы управления качеством образования на преемственных уровнях образования;

- результативность фундаментальных и прикладных научноисследовательских работ, в том числе психолого-педагогических;

- расширение спектра образовательных услуг уровневого непрерывного профессионально-педагогического образования;

- эффективность интеграции ресурсов в создании единого научно-образовательного пространства кластера;

- глубина партнерских отношений;

- развитие инновационной инфраструктуры и внедренческий уровень продукции;

- степень информатизации образовательного пространства и информационного обеспечения;

- развитие социально-культурной среды центра и степень ее влияния на формирование ценностных отношений в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.