Научная статья на тему 'Пути трансформации регионального образовательного пространства'

Пути трансформации регионального образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / AN EDUCATION SYSTEM / REGIONAL EDUCATIONAL SPACE / THE CENTER OF A CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асадуллин Раиль Мирваевич, Мустаев Алмаз Флюрович, Амирова Людмила Александровна, Кудинов Илья Викторович, Ефимова Елена Викторовна

В статье говорится о перспективах создания и развития Центра непрерывного педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асадуллин Раиль Мирваевич, Мустаев Алмаз Флюрович, Амирова Людмила Александровна, Кудинов Илья Викторович, Ефимова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF TRANSFORMATION OF REGIONAL EDUCATIONAL SPACE

In article it is spoken about prospects of creation and development of the Center of a continuous pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Пути трансформации регионального образовательного пространства»

Р.М. Асадуллин, А.Ф. Мустаев, Л.А. Амирова,

И.В. Кудинов, Е.В. Ефимова, А.И. Кортунов

ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Ключевые слова: система образования, региональное образовательное пространство, Центр непрерывного педагогического образования.

Аннотация: В статье говорится о перспективах создания и развития Центра непрерывного педагогического образования.

Роль образования как стратегического ресурса общества в современных условиях объективно возрастает, и степень экономического развития стран мира напрямую связана с уровнем образованности человека, который оценивается как основной ресурс экономического роста того или иного государства. Рассматривая систему образования в качестве важнейшего фактора прогрессивного развития государства и специфической области общественной жизнедеятельности, в которой моделируется будущее, следует прилагать серьезные усилия к процессу формирования ресурсной базы этой системы. Инновационный процесс в образовании уже сегодня инициировал ряд преобразований и в структурном, и в содержательном плане, среди которых наиболее значительными принято считать следующие:

1. Созданы федеральные университеты на базе крупных государственных вузов, в задачи которых входит выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру наук, доведение результатов интеллектуальной деятельности до практического применения на основе интеграции науки, образования и производства, обеспечение научных, технических и технологических решений комплексных задач регионального развития и реализации крупных программ социально-экономического развития страны.

2. Открыты национально-исследовательские университеты на базе ведущих технических вузов страны, задачами которых становятся подготовка кадров и проведение научных исследований в области высоких технологий, направленных на модернизацию научнотехнологического комплекса России и регионов.

3. Предполагается создание центров педагогического образования для создания эффективной социально-гуманитарной педагогической среды, обеспечивающей социализацию личности педагога; для формирования высококвалифицированного учителя, обладающего широким набором психолого-педагогических компетенций и готового работать в условиях вариативных образовательных программ; для проведения специализированных научных исследований психолого-педагогической направленности; для повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Очевидно, что такой Центр будет способен отвечать вызовам современной эпохи лишь при условии высокого уровня самоорганизации, когда его деятельность приобретет не только профессиональносистемный, но и социально-системный характер. При этом сама система работы Центра педагогического образования должна достичь такой степени единства с другими общественными и производственными структурами, при которой обеспечивается упорядоченная и бесконфликтная связь между ее внутренними элементами, в частности, между организационными структурами, нормами, целями и ценностями.

Данное видение развития системы отечественного профессионального образования согласуется с позицией Министерства образования и науки РФ, представленной премьер-

министру В.В. Путину: идеология новой программы МОиН опирается на ту часть показавшего себя достаточно хорошо национального проекта, которая посвящена комплексному развитию образования в регионах, поэтому в новой федеральной целевой программе заложена та же идея - помочь создать в регионах центры, где дается лучшее дошкольное и школьное образование, центры переподготовки кадров в области начального и среднего профессионального образования, в том числе и переподготовка по другим специальностям.

Инновации в образовательном пространстве продиктованы не политическими, макроэкономическими и даже не социальными причинами, их необходимость пролегла в технологической плоскости. Переход от индустриального общества, от простых технологических операций к постиндустриальному типу экономики, требует большого числа специалистов, которые смогут работать с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях, заставляющих самостоятельно оперативно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения. Потребность воспитания и развития такого человека определяет набор тех мировых трендов, которые влияют на развитие образования каждого отдельного государства, области, региона - массовость образования, концептуальная установка на его непрерывность, развитие рынка образовательных услуг, тотальная информатизация образования, изменение роли учителя в обществе - от «предметника» к «тьютеру жизни», консультанту.

Обеспечить устойчивое функционирование образовательной системы и общества в целом призваны, прежде всего, сами работники образования, педагоги всех его уровней. Формирование и развитие таких педагогов уже сегодня происходит в крупных педагогических вузах страны, именно на базе этих вузов-лидеров возможно развертывание федеральных центров педагогического образования и, соответственно, развития педагогических кадров. Определение «федеральный» для такого рода центра отражает его возможность принять на обучение студентов и обеспечить высококвалифицированными педагогическими кадрами любой регион Российской Федерации, а также выполнять актуальные для России научно-исследовательские проекты по педагогическим специальностям. Создание данных центров в округах является наиболее естественным, конструктивным и эффективным способом реализации непрерывного профессионального педагогического образования, так как при этом возникает возможность рационально использовать имеющиеся интеллектуальные, организационные, материально-технические, финансовые ресурсы с учетом интересов Федерации по обеспечению непрерывности педагогического образования и специфики региона: его географии, наличия транспортных и информационных каналов связи, существующей сети образовательных учреждений, традиций организации, содержательного наполнения и практической реализации педагогического образования. Такая система позволит получить целый комплекс экономических и чисто образовательных эффектов - организационных, управленческих, научных, информационных, морально-нравственных.

Создание Центра педагогического образования на территории Республики Башкортостан подготовлено широкими по своим масштабам и значительными по качественным характеристикам достижениями одного из крупнейших образовательных и научных центров региона - Башкирского государственного педагогического университета имени Мифтахетдина Акмуллы, который входит в число ведущих педвузов России. Это вуз с более чем 40-летней историей, основан 9 января 1967 года как Башкирский государственный педагогический институт. В течение всего времени существования успешно обеспечивает квалифицированными педагогическими кадрами систему образования Республики Башкортостан, Оренбургской, Челябинской областей и других регионов России. В 2000 году Башкирский государственный педагогический институт получил статус университета, а в 2006 году Правительством республики Башкортостан ему присвоено имя выдающегося просветителя башкирского народа Мифтахетдина Акмуллы.

Сложившаяся к настоящему времени образовательная структура университета включает девять факультетов, Институт педагогики, Институт профессионального образования и информационных технологий, Институт исторического и правового образования, Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки, Институт независимого контроля качества обра-

зования, Центр информационных технологий, Центр довузовской подготовки, 51 кафедру, а также научные лаборатории по естественным, гуманитарным, педагогическим и психологическим наукам с исследовательскими площадками и базами.

В университете лицензировано и реализуется 13 основных образовательных программ среднего профессионального образования, 36 специальностей, 26 направлений подготовки бакалавров, 12 направлений специализированной подготовки магистров, 34 специальности послевузовского образования и более 100 программ дополнительного профессионального образования. Широкий спектр реализуемых основных образовательных программ обеспечивает высокую конкурентоспособность университета на рынке образовательных услуг и, соответственно, непрерывный образовательный процесс профессионального становления педагога.

Сегодня на 9 факультетах и в 4 институтах обучается более 11 тысяч студентов по 9 укрупненным группам направлений и по 74 направлениям и специальностям. Из них около 250 человек обучаются по основным образовательным программам специализированной подготовки магистров. В докторантуре и аспирантуре по 11 отраслям наук (34 специальности) успешно обучаются более 250 человек.

Активно развивается студенческая наука. Свыше 4000 студентов участвуют в научных исследованиях. Ежегодно публикуется более 300 студенческих научных работ, из которых более половины - без соавторства с преподавателями. Студенты участвуют в реализации более 50 грантовых проектов.

Кадровый потенциал обеспечивается высокой квалификацией профессорско-преподавательского состава университета, общая численность которого в настоящее время составляет 791 человек (688,5 ставок), из них 113 докторов и кандидатов педагогических наук по целому ряду специальностей (12,8 % от общей численности - докторы наук, профессоры). Основу профессорско-преподавательского состава составляют лауреаты Государственных премий, заслуженные деятели науки и культуры Республики Башкортостан и Российской Федерации, члены Союза художников РБ и РФ, народные артисты РБ.

Ежегодно учеными университета публикуется до 1500 работ, в том числе более 50 монографий, 140 учебников и учебных пособий, в том числе - с грифом УМО, около 100 статей в центральных рецензируемых отечественных и зарубежных журналах.

Научный потенциал университета подтверждается сложившимися научными школами. Научные разработки ученых БГПУ им. М. Акмуллы ориентированы на фундаментальные и прикладные исследования, необходимые для развития образовательной сферы региона, а также внедрения в экономическую, промышленную и сельскохозяйственные отрасли Башкортостана. Фундаментальные исследования пользуются широкой известностью в научных и педагогических кругах.

При университете успешно функционируют 5 диссертационных советов - по педагогике, филологии, биологии, генетике, философии; ежегодно защищаются 2-3 докторские и более 20 кандидатских диссертаций, накоплен так же богатый опыт развития творческой научнопознавательной активности студентов.

За сорок лет университетом подготовлено около сорока пяти тысяч специалистов, среди которых министры и их заместители, главы администраций районов, начальники районных отделов образования, руководители банков и строительных управлений, крупные бизнесмены; более четырехсот выпускников остались и успешно работают в университете. В их числе 127 кандидатов и 8 докторов наук.

Основа успешной работы БГПУ им. М. Акмуллы - преемственность профессионального становления специалистов - начиная с довузовской подготовки (в среднем ежегодно довузовской подготовкой охвачены свыше 1000 школьников, около половины которых - учащиеся сельских школ) и заканчивая повышением квалификации и профессиональной переподготовкой (в среднем около 3000 слушателей).

С 2006 года в университете ведется целенаправленная работа по внедрению современных систем обеспечения качества образования. Институт независимого контроля качества образования внедряет типовую модель системы менеджмента качества образования вуза, рекомендованную Федеральным агентством по образованию, и осуществляет постоянный мониторинг качества.

В 2010 году педагогический университет сертифицирован на соответствие требованиям ГОСТ ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008).

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы активно инициирует шаги по модернизации и интеграции в образовании. Сотрудничество осуществляется как с другими вузами и академическими структурами, так и с промышленными предприятиями, которые являются потенциальными работодателями для выпускников университета. Центральное место в этом аспекте занимает Ассоциация «Башкирский государственный педагогический университетский комплекс», под учредительным соглашением которой подписались представители Министерства образования РБ, ректоры и директоры педагогических вузов и колледжей Башкортостана. Приоритет инициирования реальных действий по интеграции и обеспечению преемственности между всеми ступенями педагогического образования принадлежит Центру педагогического образования. Имея в своей структуре узлы ресурсного обеспечения, такой Центр обладает необходимыми методологическими, организационно-управленческими, научно-методическими, технологическими ресурсами для построения «замкнутого цикла» подготовки педагога - от поиска своего абитуриента и его довузовской подготовки; через специально созданное учебно-научновоспитательное образовательное пространство профессиональной социализации на этапе вузовской подготовки - до создания специфической системы научно-методического сопровождения профессионального становления учителя.

Устойчивое поступательное инновационное развитие БГПУ им. М. Акмуллы и профессионального педагогического образования Республики Башкортостан в целом обеспечивается благодаря лучшей в республике воспитательной системе университета, осуществляющей духовно-нравственный рост и творческую самореализацию студентов, интенсивное развитие студенческой науки.

Учебная, научная, социально-культурная и спортивно-оздоровительная инфраструктуры университета дают возможность установить прочные научные, образовательные и культурные связи со странами Европы, Азии и Америки, а также реализовать совместные научнообразовательные и социально-культурные проекты; обеспечить интенсивное развитие систем непрерывного и дополнительного образования и, таким образом, проводить на высоком уровне образовательную, воспитательную, научно-исследовательскую и досуговую работу.

Создание центра педагогического образования (далее - ЦПО) на базе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, имеющего богатейший опыт интеграции в образовательную систему республики и России, позволит в «щадящем» режиме организационно модернизировать и содержательно обогатить систему образования РБ и Приволжского региона путем объединения педагогических вузов и колледжей. Оптимизация структуры профессионального образования региона и консолидация усилий упорядочивают процессы движения информации и разного рода ресурсов, а системе профессионального образования - открыть возможности создания полноценных условий для диверсификации и интеграции реальной образовательной практики.

Образовательный процесс, циркулирующий внутри Центра педагогического образования, следует рассматривать как определенный порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в закономерной связи. Его развертывание может происходить по нескольким векторам, при этом каждый элемент образовательного процесса по существу повторяет целое, обеспечивая принцип «двойного вхождения», самоподобие процессов и структур на различных иерархических уровнях. При таком подходе, независимо от величины объекта, структура всегда сохраняет присущие ему свойства - устойчивые связи, обеспечивающие его целостность и тождественность самому себе, при различных внешних и внутренних изменениях. Если данное условие перенести на реалии образовательного процесса, то фрагмент его структуры окажется подобен некоторой своей части, или более крупному фрагменту или даже образовательному процессу в целом. Данный принцип единого простого, задающего разнообразное сложное, предполагает, что образовательный процесс может строиться как «вложение малых структурных единиц в крупные». В соответствии с этим принципом учебные элементы должны быть распределены на разных уровнях

иерархии по степени детализации и конкретизации, а сам образовательный процесс, в зависимости от условий, в которых он протекает, имеет несколько стратегий развития. Соответственно, таким же образом, достигается «дифференциация» деятельности, структура которой определяет процессуальный аспект образовательного процесса. Ее простейшей абстрактной клеточкой выступает дидактически обработанное практическое действие, в ходе которого происходит усвоение социального опыта, человеческой культуры, превращение этой культуры из объективно-социальной формы в индивидуально-психическую. При этом ход развития процессов внутри образовательной среды состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности и единства события другими, более сложными и более высокого уровня развития. В интерактивном взаимодействии происходит непрерывное порождение связей, обеспечивающих новые формы единства, осуществляется перевод связей в отношения, создаются ситуации, соответствующие событийной логике образовательного процесса. Ситуация в образовательном процессе может выступать «единицей», позволяющей системно его оценивать, рассматривать как непрерывную цепь взаимообусловленных профессиональных ситуаций, в которых проявляются свойства непрерывности и дискретности, определяющие способность к саморазвитию всей системы.

Отношения внутри созданного центра строятся на принципах структурносодержательного единства образовательного комплекса, вертикальной интеграции образовательных учреждений по уровневой специфике, нормативного объединения образовательных структур различных форм собственности в единое юридическое лицо, консолидации учебных заведений с академическими и отраслевыми НИИ и базовыми предприятиями и организациями. Такая организационная модель позволит реализовать миссию ЦПО, достигнуть поставленных целей и задач посредством деятельности по следующим основным направлениям:

1. Разработка и введение в деятельность дидактической инфраструктуры как необходимого условия реализации основных (бакалавриат, магистратура) и дополнительных профессиональных образовательных программ.

2. Обеспечение условий для включения человека в цикл непрерывного образования.

3. Поиск и внедрение путей, средств и методов сопряжения в учебной деятельности системно-деятельностного и компетентностного подходов, разработка и реализация на их основе системы учебных и учебно-производственных задач.

4. Информатизация процесса обучения.

5. Реализация модели интеграционного взаимодействия работодателя, социальных, научных и образовательных структур.

6. Формирование инновационно-образовательной инфраструктуры.

7. Решение геополитических проблем региона через подготовку высококвалифицированных кадров (научных образовательных, управленческих и др.), ориентированных на обеспечение единства страны и региона, удовлетворение интересов граждан, межнациональную и межконфессиональную толерантность.

8. Разработка механизмов академической мобильности в учебном пространстве ЦПО, а также на региональном, федеральном и международном уровне, обучение приемам научно-инновационной деятельности, развитие навыков инновационного поведения.

Организационно такое крупное образовательное учреждение, как центр педагогического образования, решающий масштабные задачи, осуществляющий единство многомерного образовательного пространства профессионального педагогического образования структурно и функционально потребует определенной системы зонирования деятельности. Предполагается взаимодействие трех условно выделяемых зон: центральной, ближнего контакта и дальнего контакта.

В условиях зонирования целостность образовательного пространства обеспечивается разработкой единых теоретических, технологических, методологических и методических подходов к содержанию образования, и согласованных механизмов организации образовательного процесса, подчиненных единым целевым установкам. При этом развитие иннова-

ционных процессов задается ведущим принципом единства центростремительного и центробежного характера интеграционных связей между зонами, взаимодействие которых обусловлено прямым и обратным движением инноваций.

Согласованность содержания образования, методологических и методических подходов к организации образовательного процесса на всех ступенях и уровнях может быть достигнута только в ходе совместных проблемных семинаров, пилотных проектов, научнопрактических конференций, круглых столов, мастер-классов и т.д. Результатом такого взаимодействия станет упорядочение инновационных типов проектов и интегративных признаков взаимодействия, что приведет к оптимальному планированию отдельных инноваций, их взаимодействию друг с другом и диффузному проникновению друг в друга, укрупняясь до сетевых и комплексных решений.

Проектный подход, интеграция науки, образования и практики, инновационный, прикладной, практико-ориентированный характер образовательной и научной деятельности позволяют развивать инновационные структуры - узлы ресурсного обеспечения как системные образования, удовлетворяющие двум ключевым критериям - глубина интеграции и масштаб внедрения проектов. По этим признакам возможна классификация проектов в виде матрицы.

Внедрение Рис.1. Матрица проектной деятельности

Матрица проектной деятельности включает девять ключевых сегментов: стадия рождения проекта, или «точка роста» инновации (1.1); внедрение инициативного проекта в центральной зоне (2.1); внедрение комплексного проекта в центральной зоне (3.1); внедрение проекта в зонах ближнего и дальнего контактов в единичном, локальном варианте (1.2; 1.3); внедрение проекта по множественному, сетевому принципу в зонах ближнего и дальнего контактов (2.2; 2.3); внедрение совместного, комплексного проекта в зонах ближнего и дальнего контактов (3.2; 3.3).

Наличие матричной структуры, отображающей систему управления образовательной, инновационной, научно-исследовательской деятельностью, позволяет изучать связи между соседними «узлами», отслеживать и формировать приоритетные для педагогического образовательного кластера направления развития проектов, в том числе, - принимать управленческие решения.

Рассмотрим в качестве примера перспективные направления деятельности некоторых планируемых узлов ресурсного обеспечения.

Институт развития образования ЦПО - решает задачи повышения квалификации и профессиональной переподготовки работающих специалистов и ориентирует их на приобретение и пополнение знаний, обеспечивающих наличие современных психолого-

педагогических, информационных, методических, специальных профессиональных компетенций в соответствии с запросами личности и общества. Система дополнительного профессионального образования в России реализует также современные виды надпрофессио-нального образования: компьютерная грамотность, знание основ менеджмента, рекламного дела, иностранных языков, делопроизводства, документоведения, психологии общения, управления, юридических и правовых основ и др. Система ПК и ПП становится неотъемлемой частью системы высшего профессионального образования, подсистемой профессионального образования, именно ей свойственна динамичность и гибкость реагирования на спрос рынка труда и образовательных услуг.

Развитие системы дополнительного образования должно стать не только основой для удовлетворения спроса на современного специалиста, но и создать высокоинтеллектуальную образовательную среду с высоким уровнем профессиональной мотивации. Ведущая роль при этом принадлежит формальному образованию, которое выступает фактором социальной защиты. Стратегической целью Института развития образования является качественная переподготовка специалиста, востребованного на рынке труда в современных социально-экономических условиях, повышение общей культуры человека и уровня его квалификации. ИРО может удовлетворить потребность работника в профессиональном росте, в расширении «профессионального поля» личности, в увеличении его профессионального ресурса, а также помочь ему выйти из морального кризиса, погрузив его в процесс освоения новых образовательных перспектив. Миссия ИРО, его специфическая направленность и статус, уровень обеспеченности высококвалифицированными кадрами определяют особое положение на рынке образовательных услуг. Институт развития образования - хорошая база для разработки различных научных и образовательных проектов. В его стенах зарождаются и протекают инновационные процессы, которые затем могут быть внедрены в систему дошкольного, общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования. В то же время идеи, возникшие в основных образовательных структурах, могут быть апробированы в системе повышения квалификации.

Институт развития образования - более гибкая и восприимчивая к инновациям форма организации, способная оперативно реагировать на изменения рынка труда, отслеживать спрос на специалистов, учитывать региональные особенности реализации образовательных услуг, в том числе по новым направлениям; он призван осуществлять реализацию и координацию всех видов дополнительных профессиональных образовательных программ, организацию научно-методической, научной и мониторинговой деятельности в сфере образования взрослых.

Издательско-полиграфический комплекс «Вагант» - представляет собой единый издательский и учебно-производственный комплекс и реализует книгоиздательские и учебные цели:

- формирование электронного и полиграфического банка инновационной научной продукции, современных педагогических технологий для обеспечения условий непрерывного профессионального образования;

- обеспечение внутренних потребностей университета в учебной и научной литературе;

- выход на внешний рынок учебной, научной и художественной литературы;

- подготовка студентов ИПОиИТ по направлению «Полиграфия», привлечение студентов к верстке, дизайну и изготовлению книжной продукции;

- совершенствование базы для лабораторных и практических занятий, учебнопроизводственной практики.

Актуальными направлениями деятельности являются:

- оперативное адресное доведение инновационных идей до потребителя;

- формирование единого межвузовского книжного рынка;

- создание электронного банка книжных макетов для цифровой печати с использованием технологии print-on-demand для обеспечения дистанционного обучения;

- популяризация научных знаний, продвижение на рынок научной, учебной и художественной литературы современных авторов Башкортостана.

В ИПК «Вагант» сформирован творческий коллектив, способный обеспечивать издательские потребности системы образования республики - это квалифицированные редакторские кадры и технические работники, имеющие специальное полиграфическое образование. На протяжении ряда лет издательство реализует такие успешные проекты, как «Педагогический журнал Башкортостана» (получивший в 2010 году статус издания, включенного в реестр ВАК), серии «Деятели народного образования», «Уфимская книга». Ежегодно издаются учебные, учебно-методические, научные книги, обеспечивающие потребности республики в педагогической литературе. Последние пять лет деятельность ИПК велась в тесном сотрудничестве с университетскими, республиканскими и центральными структурами.

В перспективе - инициирование массовых серий для школьных библиотек с учетом регионального материала и формирование центра учебного книгоиздания. Основными книгоиздательскими направлениями деятельности ИПК «Вагант» в ближайшем будущем остаются: учебная литература и учебно-методические комплексы, научная и научно-популярная литература, художественная литература для школьных библиотек, энциклопедическая и справочная литература. Принципиально новое направление - разработка формата вузовского электронного книгоиздания, обеспечивающего как интересы авторов (авторское право и авторское вознаграждение), так и запросы потребителя; разработка видеокниг лекций, дополненных и обогащенных вспомогательным электронным контентом (справочными материалами, статьями, заметками, библиографией и т.п.).

В соответствии с современными тенденциями развития университета как центра педагогического образования в перспективные планы издательско-полиграфического комплекса предполагается включить следующие задачи, которые будут реализовываться в совместных структурах: научно-методическое сопровождение внедрения ФГОСов второго поколения общего образования, психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОСов второго поколения общего образования, разработка материалов (методических, диагностических, коррекционных) по учебным дисциплинам, создание консалтинговой службы по адаптации личностно ориентированных технологий к условиям функционирования образовательного процесса, проведение экспертиз, рецензирование представляемых материалов.

Перспективным направлением является разработка и выпуск современного учебного продукта - учебно-методических комплексов нового поколения, в структуру которых входят: учебник для обучаемого, методическое пособие для учителя с поурочным планированием и разработками уроков, комплект мультимедийных обучающих программ (лекции, уроки, практические задания, программы тестирования и т.п.). Апробация новой учебной продукции возможна на базе экспериментальных площадок школ, учреждений СПО, вузов и ИРО как узла ресурсного обеспечения.

В соответствии с новыми задачами в большей степени меняются функции редакторского отдела: редактор выполняет роль менеджера, которая заключается в том, чтобы правильно определить востребованную рукопись, сформировать заказ и довести книгу не только до печатного процесса, но и до потребителя, то есть редактор полностью отвечает за конечный результат, в том числе и финансовый. Таким образом, деятельность редакторского корпуса строится не только по направлениям книгоиздания, но и по зонам ближнего и дальнего контакта. Полномочия централизованной маркетинговой службы заключаются в рекламе книжных серий, PR авторов книг, а также в аналитике и исследованиях. Решение же оперативных маркетинговых вопросов передается редакторам.

Усиление позитивной динамики развития издательско-полиграфической деятельности предполагает рост конкурентоспособности и расширение работы ИПК в сфере продвижения продукции

- точечной адресации и доведения до потребителя, для чего предусматривается регулярный мониторинг книжного рынка, изучение покупательского спроса и математическое моделирование экономической деятельности.

Научно-исследовательский институт информационно-образовательных технологий. Цель -создание виртуального двойника реального образовательного процесса в логике профессионального становления учителя как субъекта педагогической деятельности и аккумуляция цифровых ресурсов образовательного пространства Приволжского федерального округа Российской Федерации, координация и управление информационными потоками территориальных зон. Основные направления дея-

тельности: проведение исследований в области развития информационно-телекоммуникационных технологий в образовании, изучение возможностей построения сложных систем на основе фрактально-кластерного и синергетического подходов, создание ресурсного архива авторских мультимедийных учебно-методических комплексов; разработка и внедрение ресурсов сети Интернет как источников зоны безопасного поведения обучающихся, профессионального обеспечения педагогов и социальнопсихологической поддержки института семьи; построение систем трансляции дидактико-методического опыта посредством функциональных моделей движения информации в форме «Информационнообразовательного портала ПФО».

Потенциал и текущая структура. В настоящее время в вузе наблюдается ярко выраженная положительная динамика процесса информатизации образовательной деятельности на структурно-функциональной базе Центра информационных технологий; развиваются следующие стратегические направления информатизации: оснащение техническими средствами учебных подразделений; развитие корпоративной телекоммуникационной сети; информатизация учебного процесса и научных исследований, административной, социальной и общественной сфер деятельности, библиотечной системы, научные исследования в области ИКТ.

На 2010 год оснащенность университета характеризуется наличием более 800 компьютеров; ЛВС, объединяющих все компьютеры университета (более 18 километров кабеля); 32 компьютерных классов; 20 мультимедийных аудиторий (8 из них оснащено интерактивными досками).

Основой информационной поддержки административной, социальной и общественной сферы деятельности является динамически развивающийся официальный сайт университета (bspu.ru), дополняемый фото-сервисом (photo.bspu.ru) и видео-сервисом (video.bspu.ru). Информатизация учебного процесса и научных исследований обеспечивается авторской системой дистанционного образования (sdo.bspu.ru), ориентированной на ФГОС-3 в системе высшего профессионального образования и видео сервисом вуза (video.bspu.ru), с дальнейшей перспективой создания единого медиа-хранилища. На стадии завершения находится разработка Интернет-центра трансфера образовательных продуктов и услуг. Ведется проектирование модели «Единой электронной карты сотрудника университета». Для нужд библиотеки приобретена онлайн-версия программы MARC SQL, которая позволяет осуществлять поиск литературы по рубрикатору в каталоге через сайт университета. На базе Центра информационных технологий разработан «Информационно-образовательный портал Республики Башкортостан» как один из инструментов деятельности ведущего центра педагогического образования и научных школ субъекта федерации.

Научно-образовательный центр «Инновации, образование, наука». Основной целью научно-исследовательской инновационной деятельности в университете является обеспечение высокого уровня фундаментальных и прикладных исследований, предполагающих интеграцию науки и образования, совершенствование образовательного процесса в вузе, организованного в соответствии с приоритетными направлениями развития науки РФ, системы образования РБ. Для достижения вышеуказанной цели в ЦПО должна быть создана система организации и управления научно-исследовательской и образовательной деятельностью, обеспечивающая эффективность исследовательской работы.

Одно из определяющих условий поддержки высокого уровня научных исследований - обеспечение их надежного и регулярного финансирования. Сегодня финансовое обеспечение научноисследовательской деятельности коллектива БГПУ им. М. Акмуллы складывается из бюджетных, внебюджетных средств (собственных или привлеченных) и иных источников, не противоречащих законодательству РФ: федеральные целевые программы, аналитические ведомственные целевые программы Рособразования, гранты Министерства образования и науки РФ, гранты Роснауки, гранты Российского гуманитарного научного фонда, гранты Российского фонда фундаментальных исследований, гранты и программы Академии наук Республики Башкортостан, гранты министерств и ведомств Республики Башкортостан, международные программы и гранты, хозяйственные договоры, собственные средства вуза, средства прочих фондов и организаций.

Научно-образовательный центр «Инновации, образование, наука» как ресурсный узел ФЦПО представляет собой инновационную научно-образовательную среду, в которой обеспечивается взаимодействие между учителем-исследователем, ученым-практиком, методистом, учащимися. В

результате такого взаимодействия выстраивается непрерывная индивидуальная образовательная траектория индивида, при этом обучающая среда состоит из системообразующих направлений: фундаментальная наука, прикладная наука, педагогическая инноватика.

Инновационный проект как результат взаимодействия ресурсных узлов (на примере программы). Примером такого взаимодействия является уже реализованный в образовательной среде республики инновационный проект «Уфаведение». Его актуальность продиктована необходимостью формирования мировоззрения человека, его основных ценностей и жизненных принципов, осознания им своего места в обществе. Именно система образования способна обеспечить гармоничное сочетание развития гуманистических общечеловеческих качеств личности с возможностями полной реализации ее национально-культурных, этнических потребностей. В проекте новых образовательных стандартов содержание истории представляется в школьных курсах на разных уровнях: история человека -история социальных групп и социумов; история всемирная - история цивилизаций и история государств; история этнонациональная - история региональная - история края. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России, истории региона.

Цель проекта - обеспечение целостного концептуального подхода к преподаванию краеведческого содержания вариативной части федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения.

Результат взаимодействия узловых ресурсных центров в конкретном проекте при зонировании направлен на решение следующих основных задач:

• Создание образовательной и воспитательной среды, обеспечивающей формирование гармоничной, толерантной, инициативной личности на основе многообразия форм и способов взаимодействия студентов с конкретной социокультурной средой города и региона.

• Разработка концепции программы «Уфаведение», направленной на развитие познавательного интереса учащихся, приобщение обучаемых к междисциплинарному знанию и осмыслению на его основе собственного практического опыта взаимодействия, диалога с социокультурной средой; содействие образованию инноваций и удержанию сложившихся традиций; овладение технологиями социального взаимодействия и поведения, стимулирование развития творческого потенциала личности; содействие в адаптации к условиям мегаполиса.

• Создание программ по внедрению курса «Уфаведение» в центральной зоне, зоне ближнего контакта. Перспективные концептуальные разработки программ «Градоведения», «Регионоведения», «Краеведения» для зоны дальнего контакта с заключением стратегических соглашений с партнерскими образовательными учреждениями.

• Подготовка педагогических кадров к эффективной реализации краеведческого содержания вариативной части ФГОС. Оказание научно-методической и консалтинговой поддержки педагогам по территориальным зонам. Организация и проведение научнопрактических конференций, семинаров, круглых столов, Интернет-конкурсов по тематике направления.

• Издание учебной, учебно-методической, справочной литературы в области краеведческой истории и уфаведения.

• Обеспечение взаимодействия и интеграции в реализации краеведческого образования совместно с Министерством образования Республики Башкортостан по уровням непрерывного образования в логике метапредметного системно-деятельностного подхода.

Организация взаимодействия с субъектами образования РБ по внедрению инновационного проекта «Уфаведение» осуществляется по нескольким направлениям: взаимодействие с органами образования субъектов Республики Башкортостан, организация и проведение координационных Советов по истории градоведения РБ, Интернет-совещаний, проведение зональных мероприятий. Постоянными участниками Координационного Совета являются представители городов и районов Республики Башкортостан. Цель организации взаимодействия с субъектами образования РБ -обеспечение комплексного подхода к изучению региональной истории посредством консолидации и интеграции управленческих, организационных, научных, педагогических ресурсов в реализации проекта «Уфаведение». Идея консолидации образовательных ресурсов также реализуется при прове-

дении региональных, зональных краеведческих мероприятий для школьников и студентов (исследовательские конференции, фестивали, краеведческие марафоны, туристско-краеведческие маршруты, развитие олимпиадного движения по региональной истории, организация гражданских социальных акций, посвященных культурно-историческим событиям региона и др.) Взаимодействие реализуется в стратегии «ДОУ - школа - учреждения дополнительного образования - колледж - вуз» и развертывается на локальном, сетевом и комплексном уровнях.

Важнейшее направление в реализации инновационного проекта - обобщение, научнометодологическое и методическое осмысление и распространение педагогической практики и опыта обучения и воспитания на основе поисково-краеведческой деятельности образовательных учреждений. Особое внимание уделяется подготовке педагогов к вариативному внедрению учебного курса «Уфаведение» на основе интегративного, модульного и элективного подходов. В данном направлении на базе экспериментальных площадок Института исторического и правового образования, школ-филиалов создана система тьюторской подготовки учителей истории и педагогов дополнительного образования, реализуется комплекс обучающих, проблемных семинаров, конференций, мастер-классов, индивидуальных Интернет-консультаций; разрабатывается научно-методическое, информационное сопровождение курса.

В рамках обобщения, научно-методического осмысления проблематики проекта выполнен цикл научно-исследовательских работ при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда, результаты которых являются базой перспективных научноисследовательских и учебно-методических разработок, например: «Изменяющийся мир племен эпохи бронзы на примере Мурадымовского поселения» (проект № 06-01-84102 а/У), «Формирование и взаимодействие уральских народов в изменяющейся этнокультурной среде Евразии, проблемы изучения и историография чтения памяти К.В. Сальникова (19001966)» (проект № 07-01-84180 Г/У), «Военная служба народов Урала в XVI-XIX вв.» (проект № 08-01-84107 а/У), «Средневековые кочевники Поволжья» (проект № 09-01-000124а).

Локальный ■^1 Сетевой «=>1 Комплексный

ИДЕЯ ( Спецкурс ) ( Экспериментальный

школьный предмет у'

Ґ .. Л Г Л Г Л

Научная школа 1 Научная школа Научная школа

историко-культурного субъектного развития субъектного развития

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наследия личности личности

+ +

Научная школа Научная школа

историко-культурного историко-культурного

наследия наследия +

УРЦ «Инновации, УРЦ «Инновации, УРЦ «Инновации,

образование, наука» образование, наука» образование, наука»

УРЦ «Центр учебно- УРЦ «Центр учебно- УРЦ «Центр учебно-

методического методического методического

книгоиздания» книгоиздания» книгоиздания»

УРЦ УРЦ

«Информационно- «Информационно-

образовательных образовательных

технологий» технологий»

УРЦ «Институт УРЦ «Институт

развития развития

образования ФЦПО образования ФЦПО»

Экспериментальные Министерство

площадки в школах образования

субъекта Федерации Республики

Башкортостан

Таким образом, новая, креативная, среда обучения обеспечивает оптимальный экономический эффект процессов балансировки социального заказа и ротации педагогических кадров, высокого качества профессиональной подготовки и непрерывного повышения квалификации педагогов, расширения и модернизации базы учебно-профессиональной практики, формирования профильного мотивированного абитуриента и реализации спектра индивидуальных образовательных траекторий, сопряжения программ на разных ступенях образовательного пространства.

Подобное структурирование креативной образовательной среды позволяет обеспечить содержательно-функциональные условия и методологическое сопровождение процесса реализации образовательной инициативы «Наша новая школа». Логика инициативы имеет характер идейных целеуказаний, но требует обоснования и раскрытия механизмов реализации целей - непрерывности, сопряженности, комплексности, интеграции всех звеньев и уровней образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.