Научная статья на тему 'Интеграция «Школа-вуз» как необходимое условие инновационного развития'

Интеграция «Школа-вуз» как необходимое условие инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА / INTEGRATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATIVE MODEL OF SCHOOL / AN EXPERIMENTAL PLATFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайнуллина Фина Фанитовна

В статье рассматривается опыт научно-методического сотрудничества школы и вуза, позволившего реализовать инновационную программу модернизации образовательной системы школы и преобразования ее в лицей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайнуллина Фина Фанитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION "SCHOOL-HIGH SCHOOL" AS THE NECESSARY CONDITION OF THE INNOVATIVE DEVELOPMENTS

In article experience of scientifically-methodical cooperation of school and the high school, allowed to realise the innovative program of modernisation of educational system of school and its transformation to lycée is considered.

Текст научной работы на тему «Интеграция «Школа-вуз» как необходимое условие инновационного развития»

ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Ф. Ф.Зайнуллина ИНТЕГРАЦИЯ «ШКОЛА-ВУЗ» КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: интеграция, инновационное развитие, инновационная модель школы, экспериментальная площадка.

Аннотация: В статье рассматривается опыт научно-методического сотрудничества школы и вуза, позволившего реализовать инновационную программу модернизации образовательной системы школы и преобразования ее в лицей.

Десятилетнее сотрудничество нашей школы и БГПУ имени М. Акмуллы - яркий пример эффективности партнерских отношений: благодаря сложившейся интеграции типа «школа-вуз», обеспечившей необходимые условия инновационного развития, школа сумела пройти трудный, но результативный путь от создания небольшой группы учителей-экспериментаторов до сетевого взаимодействия; от реализации республиканского эксперимента до экспериментальной площадки федерального уровня; от малоизвестной школы в отдаленном районе города до статуса «МОУ Лицей №68». Расширение границ инновационной деятельности в процессе многолетней опытно-экспериментальной работы осуществлено под руководством ученых БГПУ имени М. Акмуллы и, в том числе, Научной лаборатории дидактического дизайна.

Средняя общеобразовательная школа №68 в 2007-2010 гг. являлась экспериментальной площадкой университета по теме «Модернизация подготовительной и обучающей деятельности педагогического коллектива и администрации на основе инструментальной дидактики и проектной деятельности» (предваряющая опытно-экспериментальная работа была начата в конце 90-х годов). Освоение и применение в педагогической практике инструментальной дидактики и проектной деятельности привело к существенному совершенствованию обучающей деятельности учителей школы, повышению профессионализма и педагогической квалификации, с одной стороны; к овладению учащимися универсальными учебными действиями и умениями логически обобщать учебный материал, мотивации выполнять исследовательскую и проектную деятельность, а в итоге - к конкурсной активности и результативности, с другой стороны. В эти же годы в школе осуществлялся переход на предпрофильную подготовку и профильное обучение, открывались классы физикоматематического профиля, что нацелило педагогов на поиск оптимальных путей организации образовательного процесса путем создания педагогически благоприятных условий для личностного роста обучающихся; для успешной работы в профильных классах было необходимо разработать программы для проведения курсов по выбору и элективных курсов. Благодаря консультативной помощи и рецензиям преподавателей университета, были созданы и утверждены на Программно-экспертном совете Института развития образования Республики Башкортостан тридцать программ; часть из них вошли в сборник «Творческая

самореализация педагогов в образовательном учреждении: из опыта работы СОШ №68 г. Уфы, победителя ПНП0-2007». - Уфа : Издательство БИРО, 2009.

Особое внимание уделялось научно-исследовательской работе одаренных детей. Успешным выступлением учащихся на научно-практических конференциях по физике мы обязаны кафедре нанотехнологий БГПУ имени М. Акмуллы: научный руководитель работы с обучающимися - д-р ф-м. н. А.Н. Лачинов; элективный курс по физике для учащихся Х-Х1 классов - аспирант А. Г алиев.

Презентация опыта экспериментальной деятельности прошла на высоком уровне - X и XI Всероссийские форумы «Образовательная среда» в г. Москва. На форуме «Образовательная среда - 2008» был представлен совместный проект Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы и Министерства образования Республики Башкортостан «Сетевая опытно-экспериментальная площадка "Внедрение дидактической многомерной технологии в общем профессиональном образовании"». В состав сетевой площадки вошли МОУ СОШ № 68 и 47, гимназия № 93 и гимназия №1 г.Стерлитамак - экспериментальные площадки НЭЛ ДД. Совместная работа отмечена сертификатом качества и званием победителя Всероссийского профессионального конкурса «Инноватика в образовании», специальный приз был вручен НЭЛ ДД.

В октябре 2009 года в Москве состоялся Всероссийский форум «Образовательная среда» - одно из наиболее значимых событий в сфере образования, ежегодно собирающее сотни представителей инновационного движения в отечественной педагогике. Нашу республику с конкурсным инновационным проектом под эгидой Министерства образования РБ представили общеобразовательные школы № 52, 58 и 68 Калининского района г.Уфа - экспериментальные площадки университета с проектом «Дидактический дизайн образовательной и внеучебной деятельности с использованием ИКТ». Состоялась успешная презентация идей проектирования и реализации единого информационно-образовательного пространства, необходимого для качественного опережающего образования. Деятельность педагогических коллективов трех столичных школ республики получила весьма положительную оценку экспертов форума - дипломы Федерального агентства по образованию «За разработку и демонстрацию проектов, направленных на модернизацию российского образования» и золотая медаль ВВЦ.

Насыщенная программа форумов включала мастер-классы известных педагогов, семинары и круглые столы по актуальной тематике, что способствовало расширению педагогического кругозора и профессиональных контактов участников, обогащению опыта участия в конкурсах российского уровня. Среда форума способствовала обмену достижениями и рождению новых идей и проектов. Если школу и университет связывают многолетние отношения, то с Башкирским институтом социальных технологий «познакомил» нас Образовательный форум - не только демонстрационные стенды стояли рядом, но и, как оказалось, у нас много общего. В те же дни на Международном конкурсе «Красивая школа» в рамках программы Х юбилейной акции ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых - 2009» в г.Санкт-Петербург мы заняли 2-е место. И в БИСТе, и в лицее №68 с 2010 года реализуется федеральный эксперимент; лицей №68 является экспериментальной площадкой Федерального государственного учреждения «ФИРО» по теме «Разработка образовательных моделей с использованием средств ИКТ и педагогического дизайна».

В 2010/2011 учебном году перед коллективом лицея стояла конкретная задача - объединение педагогических потенциалов и налаживание социального партнерства с Научной лабораторией «Дидактический дизайн в профессиональном педагогическом образовании» Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы и Ресурсным центром ЮНЕСКО Республики Башкортостан - Башкирским институтом социальных технологий (филиал) Академии труда и социальных отношений. Этот год стал годом отработки инструментов взаимодействия, что объединило творческие усилия ученых и педаго-гов-практиков для совместного исследования актуальных проблем, а также внедрения результатов в образовательный процесс школ: сформирована конкурентная среда, определе-

ны группы лидеров для распространения практики модернизации - направлений ПНПО, инициативы «Наша новая школа», новой Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы; на базе опытно-экспериментальной площадки отрабатывается новое содержание образования, апробируются эффективные технологии, то есть, сотрудничество является выгодным для всех участвующих сторон.

В настоящее время коллектив МОУ «Лицей № 68» выстраивает новую модель собственного экспериментального и инновационного развития, тесно увязывая ее с развитием и реализацией идей социального партнерства, которое призвано обеспечить непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования, опережающую профессиональную ориентацию обучающихся и успешную социализацию, создавая тем самым благоприятные условия эффективного использования интеллектуального и творческого потенциала для решения общих педагогических и социокультурных задач в рамках сетевой модели взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.