Научная статья на тему 'Мелеузовский район – БГПУ имени М. Акмуллы: новый образовательный проект'

Мелеузовский район – БГПУ имени М. Акмуллы: новый образовательный проект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ РЕГИОНА / НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС / REGION FORMATION / SCIENTIFIC COOPERATION / INNOVATIVE PROJECTS / REALISATION FSS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахитов Малик Шакирович, Асадуллин Раиль Мирваевич

В статье приводится характеристика системы образования одного из крупных регионов Республики Башкортостан, обсуждаются проблемы реализации ФГОС на основе научного сотрудничества с педагогическим университетом, предлагается ряд инновационных проектов на базе школ района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEUZOVSKY AREA BSPU A NAME OF M.

In article the characteristic of an education system of one of large regions of Republic Bashkortostan is resulted, problems of realisation FSS on the basis of scientific cooperation with pedagogical university are discussed, a number of innovative projects on the basis of area schools is offered.

Текст научной работы на тему «Мелеузовский район – БГПУ имени М. Акмуллы: новый образовательный проект»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

М.Ш. Вахитов, Р.М. Асадуллин

МЕЛЕУЗОВСКИЙ РАЙОН - БГПУ имени М. АКМУЛЛЫ: НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Ключевые слова: образование региона, научное сотрудничество, инновационные проекты, реализация ФГОС.

Аннотация: в статье приводится характеристика системы образования одного из крупных регионов Республики Башкортостан, обсуждаются проблемы реализации ФГОС на основе научного сотрудничества с педагогическим университетом, предлагается ряд инновационных проектов на базе школ района.

Система образования взаимодействует, обмениваясь информационными, материальными и человеческими ресурсами с социальной средой, воспринимает и интерпретирует в своих изменениях происходящие в ней процессы, то есть образовательная сфера и общество становятся взаимосвязанными, коэволюционирующими системами. Для обеспечения согласованности современных общественных систем и образования последнее становится координатором процессов, происходящих в социуме. Осознание современной миссии образования привело к кардинальным изменениям в понимании его целей, способов и средств их реализации. Новым задачам отвечает стратегия и Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, миссия которого - помощь в решении научно-методических задач образовательной сферы региона, развитии творческой личности учителя как субъекта профессиональной деятельности, создании исследовательских центров вуза в общеобразовательных учреждениях благодаря развитию университетского комплекса как образовательного научно-методического центра непрерывного педагогического образования. Опыт преобразования практики подготовки педагогических кадров свидетельствует: ключи к реальным переменам - это осознание и принятие многомерности образовательного процесса, образовательной среды и социально-экономического их контекста; это интеграция науки, образования и производства, охватывающая образовательную, научно-исследовательскую и профессиональную педагогическую деятельность. Причем многое при решении задач, стоящих перед региональной системой образования, будет зависеть от того, насколько сама педагогическая среда сможет бороться за свое развитие, свою эволюцию и самоэффективность.

До принятия и реализации новых ФГОС ценностно-смысловыми приоритетами деятельности школ была подготовка обучающихся к усвоению определенного количества знаний, умений и навыков как основных итогов образования, необходимых для поступления в средние и высшие учебные заведения. И если этого раньше было достаточно, то в современном, постоянно изменяющемся мире выпускник школы должен быть готов к самоопределению и самоорганизации на основе сформированных универсальных учебных действий. Иначе говоря, произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную жизненную позицию, успешно решать практические задачи, быть востребованным на рынке труда. Мы должны обеспечить получение такого образования, которое будет развивать личность обучающего-

93

ся, способного самостоятельно ставить и решать не только учебные, но и социально-личностные задачи.

В русле указанных тенденций развивается и система образования муниципального района (МР) Мелеузовский район. На сегодняшний день она представлена 87 образовательными учреждениями (33 дошкольных, 47 общеобразовательных, 7 учреждений дополнительного образования детей). Услугами дошкольных и общеобразовательных учреждений охвачено более 13 000 детей и подростков. В районе обеспечиваются государственные гарантии прав граждан на получение общего образования; большое внимание уделяется строительству учреждений образования, модернизации образовательной инфраструктуры; поддержке одаренных детей; совершенствованию системы повышения квалификации руководителей и учителей и здоровьесбережению подрастающего поколения. Одним из ведущих направлений выступает реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в которой определены шесть приоритетных направлений развития общего образования; ключевая роль в этой образовательной инициативе отводится школьному учителю.

В МР Мелеузовский район сформирован кадровый педагогический ресурс, способный решать инновационные задачи. Определяющим показателем уровня образования является качество знаний обучающихся общеобразовательных учреждений района, которое в 2011/2012 учебном году составило 56 %. Показатель успеваемости по итогам года - 99,9 % (на 1,5 % выше результата 2010/2011 учебного года). В 2012 году район вошел в десятку лучших среди муниципальных образований по результативности участия в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников (11 обучающихся нашего района заняли призовые места). 20 одаренных детей ежегодно становятся стипендиатами Главы Администрации муниципального района за достигнутые успехи в учебе, спорте, творчестве. В 2012/2013 учебном году Стипендиатом Президента Республики Башкортостан стала Забелина Татьяна, выпускница Гимназии №3 2013 года.

Мы можем пытаться вносить в образовательный процесс всевозможные инновации, но они не будут работать, если не будут опираться на действительные особенности психики обучающихся, а образовательная парадигма останется в русле традиционного «знаниево-го» подхода. Под влиянием социокультурных процессов в стране система образования Ме-леузовского района также модернизируется на всех ступенях. Новые образовательные стандарты предъявляют требования к структуре основных общеобразовательных программ, к результатам их усвоения и к условиям их реализации. Социокультурная, экономическая ситуация в стране диктует необходимость реализации компетентностного подхода, выступающего основой ФГОС, а также личностно ориентированного и системно-деятельностного подходов. В итоге речь идет о развитии таких качеств человека, которые позволяют ему рассматривать и решать проблемы, активизируя при этом разные стороны личности (психическую, социальную, биологическую). Результатом образования должна стать личность, способная мыслить и действовать не только «как учили и выучили» - по шаблону, а самореализоваться в условиях мощного информационного потока и подвижного рынка труда. В итоге школа должна выпускать человека с такими стержневыми личностными качествами, как мобильность, ответственность, готовность к самоорганизации и само-

развитию. Следовательно, образовательная компетенция предполагает не только усвоение учащимися отдельных знаний и умений, но и овладение обобщенными (универсальными) способами деятельности, для чего в каждой школе необходимо создать условия для реализации этого заказа.

В 2010/2011 учебном году, в режиме эксперимента, в рамках реализации ФГОС начали работать три первых класса: в гимназии №1, лицее №6 и школе с. Зирган. С 2011/2012 учебного года реализация ФГОС стала обязательным требованиям для обучающихся 1-х классов в РФ. В 2012/2013 учебном году, в порядке эксперимента, ФГОС начал реализовы-ваться в одном из 5-х классов лицея №6, Башкирской гимназии №9 и школы с. Зирган. В настоящее время в ОУ г. Мелеуза и Мелеузовского района по ФГОС начального общего образования обучаются 1967 детей, что составляет 52,4 % от общего количества обучающихся начального звена. В целом мы видим, что дети больше работают самостоятельно, активно участвуют и занимают призовые места в школьных, муниципальных конференциях, олимпиадах, полиолимпиадах, Общероссийском марафоне учащихся по 6-ти предметам, Международной игре - конкурсе «Русский медвежонок - языкознание для всех», Общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус», Всероссийских конкурсах «Я - исследователь», «Кенгуру» по математике, муниципальных конкурсах творческих работ, конкурсах чтецов. Новые ФГОС выступают своего рода механизмом, который приводит в движение не только обучающихся, но и учителей: учитель отходит от роли транслятора знаний и становится организатором образовательной деятельности обучающихся.

Все эти позитивные явления стали возможны благодаря улучшению учебно-материальной базы школ: в настоящее время за счет федерального, республиканского и муниципального бюджета многие классы оснащены мультимедийным оборудованием, интерактивными досками, ноутбуками, объемными наглядными пособиями. Получено 54 комплекта кабинетов начальных классов на сумму более восьми миллионов рублей. Практическая иллюстрация сказанного - проект в рамках Государственной программы «Доступная среда», рассчитанной до 2015 года, который реализуется с 2012 года в МОБУ СОШ №1. В течение 2012/2013 учебного года идет подготовительная работа по созданию условий для обучения детей указанной категории: построены пандусы, оборудована сенсорная комната, кабинеты коррекции и ЛФК, приобретено специализированное оборудование. По результатам программы создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и здоровым детям. С 2013/2014 учебного года в школе планируется реализация прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное образование. Но для того, чтобы успешно работать с детьми-инвалидами, нужно в достаточной мере овладеть соответствующими педагогическими технологиями, учитывающими как методические, так и психолого-медицинские аспекты: школа должна быть адаптирована для детей-инвалидов не только как учебное здание, учитывать особые потребности и особенности таких детей нужно и в организации образовательного процесса.

Еще одна из первоочередных задач системы образования района - доработка и последующая реализация инновационной программы на базе Лицея № 6. При успешном осуществлении программы каждый обучающийся лицея сможет получить полноценное общее среднее образование с углубленными знаниями по дисциплинам естественно-научного

цикла в рамках индивидуально-ориентированного профильного образования. Начато финансирование данной Программы из средств некоммерческой организации «Фонд социальных целевых программ», созданной по инициативе Президента РБ Р.3. Хамитова. За счет благотворительного фонда выделены дополнительные средства на приобретение новейшего интерактивного оборудования (цифровые микроскопы, электронные маркеры, пульты дистанционного управления и т.п.) для гимназии №1, а также новых мотоциклов для станции юных техников, где открылся проект по созданию студии робототехники.

Указанные (и ряд других) актуальные задачи диктуют необходимость существенных изменений в стратегии образовательного менеджмента, поскольку эволюция объектов управления очевидна: задачи ОУ решаются чаще командами, чем отдельными людьми; функции учителей отличаются многообразием и высокой динамикой; решение проблем - в изменяющихся и неопределенных ситуациях, связанных также с использованием электронных технологий. Перечисленные обстоятельства должны найти отражение в новой культуре и ведущих ценностях школьного менеджмента.

Дальнейшее инновационное развитие системы образования Мелеузовского района может приобрести более глубокий характер, если ее модернизационные процессы будут научно обоснованы, что возможно при системной работе с вузами. Взаимодействие вуза и школ в настоящее время может характеризоваться появлением и становлением особого субъекта влияния на образовательный процесс - инициативных групп, в состав которых входят представители разных уровней и учреждений образования. Поэтому взаимодействие вузов и школ наполняется новым смыслом, становится значимой областью управления развитием образования, условием его инновационного развития, усиления инновационного потенциала и создания мощного ресурса образования. На основании вышеизложенного назрела необходимость консолидировать усилия системы образования Мелеузовского района и БГПУ имени М. Акмуллы.

В содружестве нами открывается новый образовательный проект и первым шагом в этом направлении мы считаем работу по открытию шести экспериментальных площадок:

• МОБУ гимназия №1 - проблема «Подготовка педагогических кадров для работы в средних и старших классах ОУ в рамках реализации ФГОС», научный руководитель д-р пед.н., профессор В.Э Штейнберг, соруководитель проекта - заместитель директора В.А. Ахметшина.

Тема эксперимента: «Реализация задач стандартов второго поколения на основе формирования у обучающихся универсальных учебных действий с помощью специальных дидактических средств».

Актуальность исследования: Актуальность исследовательской и опытно-экспериментальной работы определяется тем, что в условиях реализации ФГОС второго поколения учитель вынужден становиться менеджером - управляющим образовательного процесса. В соответствии с требованиями стандарта, система планируемых результатов -личностных, метапредметных и предметных - он устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, осваиваемых в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников.

Исследование планируется выполнить на базе Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Гимназия №1 муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан и Научной лаборатории дидактического дизайна БГПУ имени М. Акмуллы - АПО.

Научными основаниями совместного проекта являются требования документов ФГОС, интегрированные положения орудийно-деятельностного и многомерного подходов, а также Дидактическая многомерная технология, в опоре на которые планируется создать дидактическую технология формирования универсальных учебных действий (УУД) с микронавигацией дидактическими многомерными инструментами (логико-смысловыми моделями и логико-смысловыми навигаторами).

Ожидаемые результаты исследования:

1. Разработка и освоение визуальных логико-смысловых моделирующих средств формирования УУД и, соответственно, микронавигации для каждой группы УУД в варианте «бумажной технологии».

2. Разработка и освоение КИМов для оценки результатов опытно-экспериментальной работы по формированию УУД обучающихся.

3. Разработка технического задания на пилотный образец компьютерной обучающей системы для освоения визуальных логико-смысловых моделирующих средств формирования УУД и микронавигации в учебном материале.

4. Подготовка сборника учебно-методических разработок учителей и администрации школы, статьи в «Педагогический журнал Башкортостана» с описанием выполненных работ; размещение публикуемых материалов на сайтах БГПУ имени М. Акмуллы и школы.

МОБУ Гимназия №3 - «Построение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся», научный руководитель - канд. пед.н., профессор Н.С. Сытина; соруководи-тель проекта - заместитель директора Т.С. Бердникова;

Актуальность исследования: необходимость формирования новых принципов организации образовательного процесса на третьей ступени обучения обусловлена тем, что именно здесь завершается процесс формирования социально адаптированной личности, происходит профессиональное и гражданское самоопределение обучающихся. Традиционные формы и методы обучения не развивают в школьниках стремления к активности и самореализации. Очевидно, что индивидуализация образования позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности обучающихся для формирования комплекса умений самосовершенствования.

Результат исследования:

- социализации личности обучающихся;

- повышении качества знаний, умений, навыков и способов деятельности учащихся;

- улучшении показателей личностного развития;

- повышении профессиональной компетентности учителя;

• МОБУ Башкирская гимназия №9 имени Кинзи Арсланова, МОБУ СОШ №8 -«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном пространстве школы»

Научный руководитель эксперимента: д-р пед.н., профессор Л.М. Кашапова; соруково-дитель проекта - заместители директора Р.К. Иванова и Т.Х. Сангишева;

Актуальность исследования: в эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала возрастает, работа с одаренными и значительно мотивированными детьми является крайне необходимой.

Результаты исследования:

1. Формирование системы работы с одаренными обучающимися.

2. Творческая самореализация выпускника школы.

3. Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.

4. Реализация положений Концепции школы «Школа гражданского воспитания».

5. Совершенствование квалификации педагогов с целью повышения уровня специальных знаний и технологий работы с одаренными детьми.

• МОБУ Лицей №6 - проблема «Повышение мотивации учебной деятельности учащихся средней ступени обучения», научный руководитель - С.Д. Мухаметрахимова, сору-ководитель проекта - заместитель директора Э.М. Мутагарова.

Актуальность исследования: формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности, что обусловлено обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития познавательных интересов, осуществлением в единстве патриотического, духовно-нравственного, экологического, трудового воспитания школьников, формированием у них активной жизненной позиции. Социальный заказ общества школе заключается в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся.

Результат исследования: развитие у обучающихся познавательных навыков и способности к самообразованию; способности ориентироваться в современном информационном пространстве; целеустремленности и настойчивости; способности взять на себя инициативу и ответственность; критичности мышления, способности к анализу и обобщению информации; коммуникабельности.

• МОБУ СОШ №4 - «Внедрение ФГОС в начальной школе». Научный руководитель - канд. пед.н., доцент Р.Х. Калимуллин, координатор ОЭП - В.М. Ермакова.

Актуальность исследования заключается в том, что современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире. Начального звена школы, как важного и неотъемлемого этапа образования личности, касаются все мировые образовательные тенденции и инновации. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов связано, прежде всего, с кризисом образования - противоречиями между программными требованиями к ученику, запросами общества и потребностями самой личности в образовании.

Результат: изменения в подходах, методах и формах организации учебного процесса, которые приведут к смещению акцентов со знаниевого компонента на формирование способов деятельности, универсальных компетенций и личностному развитию обучающихся. На наш взгляд, в итоге совместной работы образовательная система Мелеузовского района

98

станет более динамично развивающейся и эффективной, что позволит решить главную задачу современной школы - раскрытие способностей каждого ученика - личности, готовой к жизни в быстроменяющейся ситуации, к непрерывному самоопределению и самообразованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.