Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие школа – педвуз (на базе МОБУ СОШ № 2 Старобалтачево РБ)'

Сетевое взаимодействие школа – педвуз (на базе МОБУ СОШ № 2 Старобалтачево РБ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЬ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Л. Н., Зиятдинова И. Ф., Дмитриев В. Г.

В статье обсуждаются особенности экспериментальной площадки «Сетевые взаимодействия школы и вуза для решения совместных инновационных проектов». Авторы определяют понятия «сеть», «сетевое взаимодействие», «информационно-образовательная среда», обосновывают необходимость создания «сетевой» экспериментальной площадки с педвузом, приводят результаты исследования эффективности работы площадки в течение учебного года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие школа – педвуз (на базе МОБУ СОШ № 2 Старобалтачево РБ)»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Титова Л. Н.

доцент кафедры прикладной информатики, к.п.н. БГПУ

им. М. Акмуллы г. Уфа Зиятдинова И. Ф.

заместитель директора по научно-методической работе и информационно-коммуникационным технологиям, МОБУ СОШ № 2 с. Старобалтачево, Балтачевский район РБ

Дмитриев В. Г.

доцент кафедры прикладной информатики, к.п.н. БГПУ

им. М. Акмуллы г. Уфа

J ^

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛА - ПЕДВУЗ

(на базе МОБУ СОШ № 2 Старобалтачево РБ)

Л__________________________________________________г

Аннотация. В статье обсуждаются особенности экспериментальной площадки «Сетевые взаимодействия школы и вуза для решения совместных инновационных проектов». Авторы определяют понятия «сеть», «сетевое взаимодействие», «информационно-образовательная среда», обосновывают необходимость создания «сетевой» экспериментальной площадки с педвузом, приводят результаты исследования эффективности работы площадки в течение учебного года.

Ключевые слова: сеть, сетевое взаимодействие, информационно-образовательная среда, ИКТ-компетентность учителей.

Важное место сегодня отводится внедрению современных образовательных технологий, укреплению информационно-технологической базы образовательных учреждений, развитию современных методов обучения и проведению мероприятий с применением информационно-коммуникационных технологий. И концепция модернизации российского образования все более ориентирована на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность специалистов в условиях развитого информационного общества.

Сетевой характер взаимодействия приобретает в последние годы широкое распространение. Отношения взаимной выгоды, «двусторонней полезности», являются одним из характерных признаков сетевого взаимодействия. Каждый человек сегодня может вступать в сетевое взаимодействие, при котором круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными [1].

Сеть - это структура для обеспечения процесса, с помощь которой две или более организаций сотруд-

ничают для достижения общих целей. Сеть создаётся для объединения усилий в достижении общей цели, решения общих задач.

Сетевое взаимодействие -это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.

Информационно-образовательная среда - это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.

Существуют разные причины, благодаря которым возникла необходимость в МОБУ СОШ № 2 с. Старобалтачево муниципального района Бал-тачевский район Республики Башкортостан организации экспериментальной площадки с БГПУ им. М. Акмуллы «Сетевые взаимодействия школы

36

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

и вуза для решения совместных инновационных проектов»:

1. В наши дни уроки с использованием ИКТ становятся привычными для обучающихся, а для учителей становятся нормой работы, и это является одним из важных результатов инновационной работы в школе. Поэтому школа ориентирована на развитие информационных компетентностей всех участников этого процесса.

2. Переход на новые Федеральные Государственные образовательные стандарты, невозможны без дифференциации и индивидуализации обучения. Это потребует новых подходов к разработке учебных планов, программ, принципов организации образовательного процесса, в том числе дистанционные технологии обучения. В условиях сетевого взаимодействия школы и вуза дистанционное обучение участников общеобразовательного учреждения осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных и технических ресурсов высших учебных заведений.

3. В соответствии с новым ФГОС делается акцент на организацию внеурочной деятельности. Сетевое взаимодействие школы и вуза представляет возможность организовывать и проводить Интернет-конкурсы, разного уровня. Участники могут взаимодействовать друг с другом в сети Интернет, комментировать работы, разрабатывать исследовательские проекты [6].

4. Многие родители настроены на качественно высокое образование своих детей. Удаленность от крупных вузов существенно усложняет для учащихся возможность общения с представителями высшей школы. Поэтому сетевое взаимодействие школы и вуза позволит решить две основные задачи: повышение уровня знаний выпускников и информационно-профориентационную деятельность.

5. Сетевые формы общения и взаимодействия экономичнее и эффективнее [4].

Под сетевым взаимодействием мы понимаем способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов.

Основные характеристики сети:

• наличие общих интересов, а также стремление участников к общим целям и использование единых методов;

• возможности (материально-технические, кадровые, финансовые) для обмена мнениями и обучения;

• наличие коммуникаций между участниками;

• взаимная заинтересованность и ответственность. Сетевое взаимодействие возможно при определенных условиях:

• совместная деятельность участников сети;

• общее информационное пространство;

• механизмы, создающие условия для сетевого взаимодействия;

• наличие квалифицированных педагогических кадров, способных использовать в своей работе, как новое компьютерное оборудование, так и современные прикладные программные средства.

Задачи сетевого взаимодействия:

• создание условий для дальнейшего профессионального роста и профессионального общения;

• формирование у пользователей потребности и готовности к постоянному самообразованию через изучение эффективности применения и внедрения новых технологий и передовых методик;

• объединение творческих сил ля освоения и внедрения инновационных форм и методов преподавания;

• содействие развитию профессиональной компетентности в рамках повышения квалификации через интеграцию очных и дистанционных форм обучения и проведение научно-методических семинаров;

• выявление одаренных молодых пользователей с целью предоставления возможности каждому обучающемуся развить свои индивидуальные возможности и способности, развития у них интереса к научной деятельности;

• формирование у молодёжи потребности к самообразованию;

• поиск эффективных методов для подготовки к сдаче экзамена в определённой форме.

Формы работы сетевого взаимодействия:

• Очные и дистанционные формы обучения;

• Сетевые методические семинары, вебинары, видеоконференции;

• Мастер - классы, открытые уроки и внеклассные мероприятия;

• Индивидуальные консультации и групповые занятия;

• Проблемные и творческие группы;

• Выставки методических разработок;

• Профессиональные конкурсы.

Наиболее эффективные, с нашей точки зрения, является создания единой информационно-образовательной среды в форме сетевого обучения.

Правильно организованная информационнообразовательная среда школы, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, организация дистанционного обучения, позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения, повысить мотивацию, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, является условием достижения нового качества образования [5,7].

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013

37

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Для реализации сетевого взаимодействия ведется научно-методическая работа, которая содержит следующие формы:

• проведение совместных круглых столов по наиболее важным вопросам совместной деятельности, организация методических семинаров с участием сотрудников

• кадровая работа, которая заключается в переподготовке кадров путем организации курсов повышения квалификации на базе вуза;

• проведение дистанционных лекций и очных консультаций, преподавателями вуза;

• оказание методической помощи преподавателями вузов при разработке учебных программ по профильным дисциплинам;

• организация научно-исследовательской, проектной деятельности под руководством преподавателей вуза;

• привлечение к участию в научно-практических конференциях;

• проведение Интернет-конкурсов, предметных олимпиад;

• профориентационная работа;

• подготовка и издание совместных научных сборников статей, учебных пособий, монографий с обобщением опыта работы, по результатам научных исследований, привлечение преподавателей вуза к подготовке школьников к региональным и всероссийским олимпиадам и конкурсам.

В результате эксперимента на первом этапе было проведено анкетирование учителей школы в области ИКТ-компетентности. Цель анкетирования состояла в оценке уровня ИКТ-компетентности учителей, получение данных о текущем состоянии навыков учителей в области ИКТ.

В анкетировании приняли участие 40 учителей. Из них 8 учителей начальной школы и 32 учителя средней и старшей школы. Анализ результатов анкетирования и собеседования показал, что у шестерых учителей (15% от общего числа учителей прошедших анкетирование) уровень работы на компьютере - нулевой, у двадцати - низкий (50%), у десяти - базовый (25%), а четверо (10%) имеют достаточно высокий уровень работы на персональном компьютере.

Анализ проведенного анкетирования доказывает необходимость внедрения дистанционного обучения в систему повышения квалификации педагогических работников, в том числе и в целях совершенствования ИКТ-компетентности учителей. Дистанционные курсы при этом должны носить предметно-ориентированный характер, то есть они должны знакомить учителей с возможностями использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании отдельных предметов.

В связи с эти в рамках экспериментальной площадки 26 учителей прошли курсы повышения квалификации «Intel» по программе «Основы компьютерной грамотности». Учителя освоили основные компьютерные термины и понятия такие, как файл, папка, рабочий стол, панель задач, ярлык, окно и многие другие. В ходе компьютерного обучения научились создавать новые папки, перемещать, удалять и копировать файлы и группы файлов, а также работать с дисками флэш-картами. Квалифицированные преподаватели педагогического вуза курсов компьютерной грамотности познакомили с популярной и чрезвычайно удобной программой Word, с помощью которой каждый посетивший занятия, научился набирать тексты, редактировать их, форматировать, добавлять в текстовые файлы рисунки, создавать таблицы и т.д. В ходе курсов освоили навыки работы с программой Excel, научились создавать таблицы, диаграммы и т.д. Пройдя занятия Power Point, научились создавать презентации, разбавив его всевозможными фотографиями, картинками, графиками и таблицами. Узнали, какие бывают презентации, сколько оптимально текста и изображений должно быть для того, чтобы успешно презентовать тему. Узнали, какое количество страниц необходимо, чтобы удержать внимание слушателя. Занятия включали изучение работы с программой Outlook Express, с помощью которой слушатели научились создавать электронные письма и отправлять их, получать письма от других пользователей компьютерами. В ходе компьютерного обучения научились самостоятельно создать свой почтовый ящик и общаться с его помощью с людьми со всех концов света. И, наконец, самым важным этапом обучения компьютеру является работа в Internet, который позволил получать самую разную информацию, общаться с людьми, находящимися за тысячи километров и многое другое.

Уровень знаний работы на компьютеры в начале учебного года

□ нулевой D низкий

□ базовый

□ высокий

Уровень знаний работы на компьютеры в конце учебного года

□ нулевой

□ низкий

□ базовый

□ высокий

38

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

За полгода работы, отмечается положительная динамика овладение учителями навыками использования ИКТ в своей профессиональной деятельности. Увеличилось количество уроков с ИКТ и уроков с использованием Интернет.

При этом использовались либо презентации в течение всего занятия, либо фрагментное использование цифровых образовательных ресурсов на соответствующих этапах урока. В настоящее время на уроках, в основном, используются следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентация, информационно-обучающие программы, тесты.

Формы и методы использования презентаций:

1. При изучении нового материала.

2. При проведении устных упражнений.

3. При проведении фронтальных сам. работ.

4. При проверке домашних работ.

5. При решении задач обучающего характера.

Использование информационно-коммуникативных технологий интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию обучаемых. Как показывает практика, это способствует повышению качества знаний обучающихся, расширяет возможности для творчества как учителя, так и учеников [2,3].

Использование ИКТ позволяет сократить время на усвоение материала, научит ребенка делать выводы, дает возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, делает процесс обучения интересным.

По результатам внедренческого этапа опытно-экспериментальной деятельности выполнена следующая работа:

• создана база нормативно-правового обеспечения экспериментальной деятельности;

• улучшена материально-техническая база для осуществления экспериментальной деятельности;

• установлены формы и методы сетевого взаимодействия педагогов в системе повышения квалификации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• изменилась профессиональная позиция педагогов, повысился профессиональный уровень и качество образования;

• повысился интерес у обучающихся к учебе, выполнению научно-исследовательских работ, участию в предметных олимпиадах, конкурсах;

• улучшилась взаимосвязь с родителями (законными представителями) как активными участниками образовательного процесса.

Таким образом, в условиях тесного сотрудничества с вузом школа успешно развивается, совершенствуя эффективную систему разноуровневого развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, осуществляя единство методической, научной и образовательной функций процесса подготовки выпускников к дальнейшему обучению.

Литература

1. Горбунова В. А., Василевская Е. В. Сетевая модель как новая форма организации муниципальной методической службы в решении приоритетных задач развития образования // Методист. 2008. № 3. С.20-25.

2. Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании.- учеб. пособие. М.: ООО «Дом педагогики», 2006. 231 с.

3. Поташник Н. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Метод. пособие. М.: Центр педагогического образования, 2009. 448 с.

4. Столингс Вильям. Современные компьютерные сети. СПб.: Питер, 208. 784 с.

5. Титова Н. С. Современный учитель - это менеджер познавательной деятельности учащихся (из опыта работы) // Образование в современной школе. 2009. № 11. С.3-10.

6. Трофимова О. В. Школьник в инновационной среде // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.23-27.

7. Фельдштейн Д. Н. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 3. С.23-28.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.