Научная статья на тему 'Приоритетный национальный проект «Образование»: калейдоскоп инновационных идей'

Приоритетный национальный проект «Образование»: калейдоскоп инновационных идей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафронова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетный национальный проект «Образование»: калейдоскоп инновационных идей»

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»: КАЛЕЙДОСКОП ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ

Приоритетный национальный проект «Образование» становится важнейшим инструментом в реализации стратегии движения к будущему как в общегосударственном масштабе, так и в масштабе нашей республики.

Инновационную направленность проекта усиливают целевые республиканские программы, в том числе:

Президентская программа «Дети Республики Башкортостан» на 2006-2010 годы, включающая подпрограммы «Одаренные дети», «Организация досуга, отдыха и оздоровления детей, подростков, учащейся молодежи», «Дети-инвалиды»;

«Программа компьютеризации системы образования Республики Башкортостан» на 2006-2010 годы;

«Пожарная безопасность образовательных учреждений Республики Башкортостан» на 2006-2010 годы;

«Развитие сельской школы в Республике Башкортостан», включающая подпрограмму «Строительство новых школ взамен аварийных» на 2006-2010 годы;

«Программа по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Республике Башкортостан» на 20072009 годы;

«Программа профилактики правонарушений и борьбы с преступностью» на 2007-2010 годы;

«Педагогические кадры Республики Башкортостан» на 20072009 годы;

«Развитие системы дополнительного образования детей Республики Башкортостан» на 2007-2011 годы;

«Программа укрепления и модернизации материально-технической базы учреждений начального профессионального образования» на 2007-2011 годы;

«Государственная программа сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан» на 2006-2010 годы;

«Молодежь Башкортостана» на 2007-2010 годы;

«Народы Башкортостана» на 2003-2012 годы;

«Формирование гражданина нового Башкортостана» на 20022010 годы;

«Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения».

Ряд республиканских программ в области образования вошел в состав аналогичных федеральных.

К принятым в предыдущие годы программам в 2007 году добавились новые - «Развитие системы дошкольного образования в Республике Башкортостан на 2008-2012 годы», утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 декабря 2007г. №369; «Русский язык», одобренная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 декабря 2007г. №389 и утвержденная Указом Президента Республики Башкортостан от 16 января 2008 г. №УП-3; республиканская целевая программа подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров за рубежом на 2008-2012 годы, утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2007г. №392.

Значительных успехов в инновационной деятельности достигли учреждения высшего профессионального образования. Так, в Уфимском государственном авиационном техническом университете - победителе ПНПО - создан технопарк «Башкортостан», оказывающий методическую и консалтинговую поддержку инновационным фирмам и проектам. В Башкирском государственном университете разработан и успешно внедрен в производство полимерный композиционный материал для кабельной промышленности. В Башкирском государственном медицинском университете впервые среди медицинских вузов России внедрена модульная система обучения, а также разработаны Интернет-тесты для медициниских вузов страны. В Уфимской государственной академии экономики и сервиса разработан крупномасштабный инновационный туристический проект «Золотое кольцо Башкортостана». В Башкирском государственном педагогическом университете имени

М. Акмуллы действует Инновационный центр социально-гуманитарных проектов.

Создается адекватная современным социально-экономическим процессам система менеджмента качества в учреждениях, готовящих кадры для реального производства. Октябрьский нефтяной колледж стал первым учебным заведением в России, сертифицированным германским органом по сертификации на соответствие требованиям международного стандарта качества ИСО: 9001:2000. В 2007 году прошли аудит и получили сертификаты по менеджменту качества российских органов сертификации ГОСТ Р Башкирский строительный колледж, Уфимское командное речное училище - филиал Московской государственной академии водного транспорта, Уфимский финансово-экономический колледж - филиал Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, а также Нефтекамский машиностроительный техникум - победитель ПНПО 2007 года.

Креативное «ядро» инновационных образовательных процессов в системе общего образования составляют 216 общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов, 74 гимназии и 47 лицеев. В настоящее время их доля от общей численности общеобразовательных учреждений составляет 15%. Республика Башкортостан по численности обучающихся в гимназиях и лицеях находится на втором месте в Приволжском федеральном округе. На базе общеобразовательных учреждений действуют около 200 опытно-экспериментальных площадок. В рамках сотрудничества с муниципальными и государственными образовательными учреждениями учеными разрабатываются и внедряются авторские и модифицированные педагогические технологии: дидактическая многомерная технология (ДМТ), интегративно-модульная технология подготовки учителя как субъекта педагогической деятельности; технологии развивающего обучения, учебной деятельности, компьютерного тестирования; проектная технология, дистанционного обучения, технология поликультурного воспитания и т.д.

Все более активную поддержку инновационные процессы в образовании получают на муниципальном уровне, а также со стороны бизнес-сообщества и попечителей. В частности, действует муниципальная, финансово подкрепленная, программа поддержки инновационных школ и лучших педагогов в Туймазинском районе. В г.Кумертау, например, школы - победители ПНПО объявлены базовыми по распространению положительного опыта. Победители муниципальных конкурсов «Учитель-мастер» и «Педагог-исследователь» в Бирском районе получают надбавку к заработной плате в размере 25% от ставки оплаты их труда за счет районных бюджетных средств.

Значительную долю составляют проекты, ориентированные на развитие инновационных технологий, как например, формирование индивидуальных учебных планов в образовательном учреждении с углубленным изучением отдельных предметов (СОШ №3 г.Кумертау), современные образовательные технологии (Янаульская гимназия им.И.Ш. Муксинова).

Растет число проектов, которые при создании моделей воспитательных систем опираются на культурную самобытность территории, народные традиции семейного воспитания, идеи этнопедагоги-ки. Каждая четвертая общеобразовательная школа - победитель конкурса инновационных образовательных программ в рамках ПНПО - национальная. Значительно расширилась система материальной поддержки учителей родных и государственных языков, образовательных учреждений, творческой учащейся и студенческой молодежи в г.Уфе. В Мелеузовском районе, гг. Нефтекамске, Агидели состоялись конкурсы «Самый классный классный». Установлены гранты главы администрации для лучших образовательных учреждений г.Салавата, стипендии глав администраций одаренным учащимся Аб-зелиловского, Архангельского, Баймакского, Ишимбайского районов. Дополнительно к нацпроекту приобретены школьные автобусы в г.Нефтекамске, Абзелиловском, Мелеузовском, Архангельском районах. Заслуживает внимания опыт Кош-Елгинской школы Бижбуляк-ского района (директор - А.Г. Женжуров), неоднократного лауреата республиканских и всероссийских выставок «Юннат», Всероссийского конкурса «Человек на Земле», призера слетов ученических производственных бригад, по воспитанию жизнеспособной личности в процессе трудовой деятельности сельских школьников. Воскресенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида (директор - Н.Л. Воскресенский) из Мелеузовско-го района успешно занимается подготовкой будущих хозяев фермерских дворов.

Формирование новой образовательной практики разворачивается сегодня внутри педагогических коллективов, а иногда и шире, в границах складывающегося сетевого профессионального сообщества. В такой ситуации носителем инноваций выступает не отдельный руководитель или администрация школы, а педагогический коллектив. При этом наивысшая результативность деятельности достигается тогда, когда и цели, и способы их достижения, основанные на системе принятых ценностей, в полной мере разделяются всеми участниками проекта.

В наиболее полной мере оценить инновационный потенциал, интеллектуальные ресурсы и опыт образовательной системы позволит Республиканская выставка-ярмарка инновационных образовательных проектов «Приоритетный национальный проект «Образование»: калейдоскоп инновационных идей», которая состоялась 9 апреля в городе Мелеузе. Программа мероприятия предусматривала выставку-продажу инновационных программ, авторских разработок, методических и учебных пособий, дидактического материала, программных продуктов и т.д.; мастер-классы лучших педагогов республики; презентацию инновационных образовательных программ и проектов; круглые столы с участием главных редакторов научно-теоретических, научно-практических и методических журналов федерального издательства «Школьная пресса». В их числе известные ученые-педагоги страны: доктор педагогических наук Н.Н. Малофеев, директор Института коррекционной педагогики Российской Академии образования; С.В. Суматохин, заведующий кафедрой методики преподавания биологии и общей биологии Московского городского педагогического университета; Л.В. Кузнецова, профессор факультета педагогики и психологии Московского государственного гуманитарного педагогического университета им.М. Шолохова; А.Ю. Лазебникова, главный редактор журнала «ОКО. Оценка качества образования»; Г.В. Пичугина, заведующая лабораторией «Обучение технологии» Института содержания и методов обучения Российской Академии образования и другие.

Состав участников выставки-ярмарки, включал заместителей глав администраций по социальным вопросам и руководителей органов управления образованием муниципальных районов и городских округов; учреждений среднего и высшего педагогического образования; муниципальных методических объединений и центров педагогической информации; психолого-медико-педагогических комиссий; образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы; педагогов - авторов инновационных технологий; представителей средств массовой информации. Это позволило отработать формы максимально широкого привлечения педагогической общественности к обсуждению проблем современной школы и к оценке эффективности реализации инновационных проектов в образовании.

Перспективы национального проекта, который сам по себе уже явление новое в педагогической практике, - один из самых актуальных вопросов. Очевидно, что отличительной особенностью проекта в очередном периоде должен стать переход от принятия его как формы исключительно финансовой поддержки. Необходимо осознание предъявляемых проектом новых системных требований к образованию, в пер-

вую очередь, особой значимости подготовки нового, «продвинутого», поколения педагогов. Но это тема для отдельного разговора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.