Научная статья на тему 'Становление и развитие гимназии №93 имени В. В. Коваленка (г. Уфа)'

Становление и развитие гимназии №93 имени В. В. Коваленка (г. Уфа) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ШКОЛЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГИМНАЗИЧЕСКАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / SCHOOL HISTORY / INNOVATIVE ACTIVITY / THE GYMNASIA ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адуллина Гузаль Маснавиевна, Криницына Елена Николаевна

Приводятся: основные этапы развития средней школы №93 - гимназии №93 имени летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации В.В. Коваленка (г.Уфа), особенности организации инновационной работы, существенные результаты успешной деятельности педагогического коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE GRAMMAR SCHOOL №93 NAMES OF CENTURY V. V. KOVALENKA (UFA)

Are resulted: the basic stages of development of high school №93 - grammar schools №93 names of the space pilot of the USSR, twice the Hero of Soviet Union, the colonel general of aircraft V.V.Kovalenka (Ufa), features of the organisation of the innovative work, essential results of successful activity of pedagogical collective.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие гимназии №93 имени В. В. Коваленка (г. Уфа)»

Г.М. Адуллина, Е.Н. Криницына

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

ГИМНАЗИИ №93 ИМЕНИ В.В. КОВАЛЕНКА (г. УФА)

Ключевые слова: история школы, инновационная деятельность, гимназическая среда, педагогический эксперимент.

Аннотация: Приводятся: основные этапы развития средней школы №93 - гимназии №93 имени летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации В.В. Коваленка (г.Уфа), особенности организации инновационной работы, существенные результаты успешной деятельности педагогического коллектива.

Школа № 93 торжественно открыла свои двери для первых учеников первого сентября тысяча девятьсот шестьдесят второго года. Тогда она именовалась «Средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением №93 Калининского района г. Уфы Министерства просвещения РСФСР». И с тысяча девятьсот шестьдесят второго года в школе велось производственное обучение по специальностям «механики и операторы счетно-вычислительных машин»; в старших классах преподавалась математика по углубленной программе; многие ученики посещали юношескую физикоматематическую школу при Уфимском авиационном институте. В мае 1964 года состоялся первый выпуск - тридцать три человека, среди них были участники городских, республиканских математических олимпиад и участник всероссийской математической олимпиады в г. Москве.

С первых лет существования школы ее учащиеся активно включились в туристическую жизнь школы (района, города, республики): уже зимой 1962 года были чемпионы города по спортивному зимнему ориентированию; школа не уступала первого места на протяжении нескольких лет (1963-1966 гг.); ежегодно школа награждалась Кубками за участие и победы в туристических слетах. В школе работали многочисленные кружки. В 1963 году было образовано Краеведческое общество и началась работа по созданию краеведческого музея, который затем в течение двух лет совершенствовался, пополнялся и уже в 1968 году стал одним из лучших в республике. Наряду с этим, в 1967 году был основан Музей Боевой Славы.

Так началась история развития школы (будущей гимназии) №93, то были годы интенсивной и творческой работы, когда закладывались основы для дальнейшего роста.

13 апреля 1993 года на основании решения Республиканской комиссии по лицензированию и аккредитации государственных образовательных учреждений приказом Министерства образования Республики Башкортостан был установлен статус средней школы №93 г. Уфы - «Экспериментальная средняя общеобразовательная школа»; деятельность ее педа-

гогического коллектива направлялась на развитие индивидуальных способностей учащихся и творческого потенциала учителя.

Сущность начавшегося эксперимента заключалась в том, чтобы реализовать новую педагогическую технологию на уроках и во внеурочной деятельности, существенно усовершенствовать все компоненты образовательной системы. Первые эскизы новой модели школы создавались в процессе освоения Дидактической многомерной технологии. Научным экспериментом руководил автор технологии - заслуженный изобретатель РБ, академик Академии профессионального образования РФ, д-р пед.н., профессор В.Э.Штейнберг (ныне

- заведующий Научной лабораторией дидактического дизайна Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы). Проектные разработки по содержанию и процессу обучения обсуждались на педагогических советах, в Лаборатории педагогического проектирования школы, апробировались на экспериментальных занятиях; исследовались и проектировались учебно-воспитательные планы и учебные программы, создавались условные внутришкольные стандарты по управлению, содержанию и методикам образовательного процесса.

Результативность данного эксперимента была предопределена тем, что, начавшись в лаборатории, он скоро стал общепедагогическим: возникающие проблемы выносились на обсуждение всего педагогического коллектива; заработал научно-методический совет под руководством заместителя директора по научной работе А.П. Яковлевой; в поиск включились кафедры и методические лаборатории, которые возглавили учителя-экспериментаторы Е.Н. Криницына, А.В. Игнатенко, И.Ф. Браславская, В.В. Васильева, А.Ф. Мирасова, А.А. Вайн, А.А. Железин, Г.И. Янчурина, Р.Г. Букарева (проекты оформлялись в виде логико-смысловых моделей - ЛСМ). Заместители директора курировали экспериментальную работу в цикловых лабораториях: естественно-математическая лаборатория

- Г.П. Колесникова, лингвистическая - Л.Л. Мухортова, гуманитарная - И.Н. Каюмова, лаборатория образовательного пространства начальной школы - Ю.Ф. Вяткина, а затем Е.Р. Хаффазова, лаборатория воспитательной и внеурочной деятельности - И.М. Юртов, лаборатория дополнительного образования - О.И. Криницын. Развернулось массовое конструирование экспериментальных уроков с программированием основных элементов активной развивающей учебной деятельности с помощью ЛСМ; возглавила творческий поиск педагогов директор школы О.И. Нуштакина

Спустя десятилетие интенсивной творческой деятельности в ходе авторского эксперимента по совершенствованию образовательного процесса на основе технологизации и усиления практической направленности, средняя общеобразовательная школа №93 пережила свое «второе рождение»: в рамках экспериментального статуса школа одной из первых в республике стала практически внедрять новейшие разработки в области педагогики на уроках и во внеклассной работе, тем самым существенно совершенствуя все компоненты школьной системы образования: содержание образовательного процесса, профессиональный рост учителей и личностное развитие учащихся.

Проектирование инновационной деятельности охватывало уровни директора школы и его заместителей, руководителей МО и учителей-экспериментаторов: совместными усилиями были разработаны временные внутришкольные стандарты по узловым направлениям инновационной работы - стандарты контроля за знаниями, умениями и навыками; развернулось массовое конструирование экспериментальных уроков на основе технологии проектирования образовательных систем и процессов с программированием основных элементов активной развивающей учебной деятельности. Также были разработаны учебные программы для различных уровней обучения и школьный учебный план, созданы авторские методические комплексы по отдельным и интегрированным предметам.

Текущая инновационная работа проводилась под руководством кафедры технологии проектирования образовательных систем Башкирского института развития образования

(БИРО). Благодаря этому, школа № 93 стала базовой научно-методической лабораторией БИРО по направлению «Технология проектирования образовательных систем и процессов в типовой городской школе»; в 1995 году она - лауреат всероссийского конкурса «Школа года».

В результате успешной педагогической деятельности, в 1997 году школа получила статус «Гимназия». Дальнейшая научно-методическая работа педагогического коллектива нашла отражение в печати: уникальная серия сборников научно-экспериментальных разработок учителей «Библиотечка инноватики и технологизации образования», «Издательство БИРО», 1999-2001 годы - «Конструкторско-технологическая деятельность в преподавании иностранного языка», «Сборник научно-экспериментальных разработок учителей»; «Издательство БГПУ» - сборник «Дидактическая многомерная технология в преподавании русского языка и литературы», 2002 год; журнал МО РФ «Образование в современной школе» №9, 2004 год, рубрика «Представляем школу» - материалы педагогов и администрации гимназии №93 по работе с дидактическими многомерными инструментами.

На эти годы приходится расцвет дополнительного образования, представленного многими кружками и студиями: театральной студией «Music children», фольклорной студией «Лукошечко», клубом веселых и находчивых «ШОК», танцевальным коллективом «Улыбка». Самым популярным был ансамбль народного танца «Улыбка», получивший в дальнейшем звания «народный» и «образцовый»; создатель ансамбля - О.И. Нуштакина, директор гимназии, художественные руководители - А.Г. Насырова, заслуженная артистка РБ, и Р.А. Ярмухаметов. Миссия ансамбля - нести вечные идеи гуманизма и красоты, развивать эстетический вкус учащихся, пропагандировать культурное наследие народов, живущих в республике.

Так сформировалась нестандартная модель образовательного учреждения, сочетающая повышение качества обучения при сохранении условий работы и действующего педагогического корпуса, в опоре на инновационные процессы и личностно ориентированный подход к ученику и учителю. Продуктивный опыт экспериментальной деятельности способствовал дальнейшему успешному развитию гимназии № 93 и ее активному участию в экспериментах федерального значения. Последовательная системная работа в образовательном пространстве гимназии позволила адаптировать ДМТ к ее условиям и сформировать перспективную технологическую компетентность учителей, благодаря чему удалось реализовать личностный подход к каждому ребенку, инициировать совершенствование профессиональной деятельности, когда интерес каждого учителя включается в общий интерес педагогического коллектива.

Постепенно общепедагогический эксперимент перерос в социально-педагогический, необратимо изменивший профессионально-личностный портрет коллектива, его результативность; сформировался эстафетный механизм передачи проектно-технологического подхода приходящим в гимназию молодым учителям. Результаты деятельности первой экспериментальной площадки на базе гимназии №93 показали, что проектно-технологический подход является эффективной формой саморазвития и самореализации педагогического коллектива и перспективной формой накопления потенциала инновационной деятельности, обеспечившей сочетание индивидуальности учителя и массовости педагогического творчества, реализует идею корпоративного обучения.

Идея и возможности так называемого корпоративного обучения, которое рассматривается как способ повышения квалификации и педагогического коллектива, и отдельного педагога, получают свое развитие в деятельности лаборатории инновационных проектов.

Основными задачами лаборатории являются:

- изучение потребностей детей и их родителей в разных видах и формах образования, его направленности и содержания;

- изучение инновационных процессов, происходящих в образовании и научнометодическое обеспечение перевода их в режим экспериментальной работы по развитию гимназии;

- проведение диагностических исследований состояния образовательно-развивающих процессов и их влияния на формирование личности учащегося и педагога;

- разработка условий успешной адаптации новых образовательных программ, учебных пособий и технологий;

- анализ педагогического опыта учителей и разработка методик по его использованию;

- разработка экспериментальных образовательных программ (в том числе авторских), научных гипотез и концепций развития содержания учебных предметов, рациональных режимов обучения, новых педагогических теорий и практик, методов и приемов образовательных техник и технологии;

- разработка концепций (концептуальных моделей) и программ научноисследовательского эксперимента и оказание практической помощи педагогическим работникам в разработке и проведении индивидуальных экспериментально-исследовательских работ, моделировании уроков.

- подготовка педагогов к участию в профессиональных конкурсах.

Лаборатория оперативно и своевременно информирует коллектив об инновациях в педагогических методиках и технологиях, организует обучение учителей, помогает в обобщении и распространении передового положительного опыта, внедряет инновации в образовательный процесс. Исходя из результатов анкетирования, проведенного в гимназии на момент создания лаборатории, около двух процентов учителей являлись новаторами, тринадцать процентов были готовы первыми принять и использовать новые идеи на практике, что было достаточным условием для инициации инновационной деятельности.

Год от года лаборатория инновационных проектов расширяет свое влияние в гимназии. Сегодня лаборатория является структурным подразделением научно-методической службы гимназии, ее деятельность направлена на изучение актуальных вопросов учебновоспитательного процесса, разработку и отслеживание результатов реализации программ и проектов, развитие инновационного потенциала гимназии. Лаборатория осуществляет экспериментальную работу с учетом методического профиля гимназии на основе соединения учебно-воспитательного процесса с научными исследованиями, планируемыми, управляемыми и контролируемыми. Лаборатория способствует формированию и утверждению лич-ностно ориентированной развивающей педагогики, формирует с помощью новых образовательных технологий новый тип массовой практики и одновременно является экспериментальной площадкой для подготовки педагогов-исследователей, мастеров и учителей-экспериментаторов.

Лаборатория принимает активное участие в развитии системы образования района и города, занимается отработкой на практике инновационных моделей организации образовательного процесса, обобщением и распространением опыта, полученного в результате инновационной деятельности.

Благодаря комплексной целенаправленной работе, повышается профессиональный уровень педагогов гимназии, поддерживается в ней благоприятный творческий климат. Учителя гимназии - активные участники профессиональных конкурсов: «Учитель-мастер», «Педагог-исследователь», «Учитель года». Гимназия №93 - лидер Октябрьского района города Уфа по участию в профессиональных конкурсах различных уровней: около 80 % учителей - участники, призеры и победители районных, городских, республиканских и Всероссийских конкурсов.

Главная миссия лаборатории - помочь каждому участнику образовательного процесса понять, в чем заключается его индивидуальность, его предназначение; признать самоценность данного отрезка жизни и подготовить к новой деятельности, благодаря формирова-

нию адаптивной модели гимназии путем развития индивидуальности учащихся и раскрытия творческого потенциала учителя.

С 2007 по 2010 год гимназия - опытно-экспериментальная площадка в области техно-логизации образования на базе научно-экспериментальной лаборатории Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы по теме «Дидактический дизайн» (руководитель - д-р пед. наук, профессор В.Э. Штейнберг). Учителя гимназии обобщают положительный опыт работы по использованию дидактического дизайна в образовательном процессе, участвуя в конкурсах педагогического мастерства: «Педагог-

исследователь», 2007 год (А.А. Вайн, учитель биологии); «Учитель-мастер», 2012 год (А.Ф. Мирасова, учитель ИЗО). Педагогическим коллективом реализуется проектнотехнологический подход к преподаванию всех предметов, проектирование образовательного процесса на основе ДМТ, внедрение инновационных проектов: «Дидактический дизайн», «Создание электронных учебных пособий по предметам на основе ДМТ», «Формирование пакетов тестовых заданий». Результат данных проектов - победа гимназии на Всероссийском образовательном Форуме «Инноватика в образовании» в 2008 году.

Сегодня гимназия № 93 г. Уфы - ассоциированная школа ЮНЕСКО - стабильно развивающееся общеобразовательное учреждение, решающее образовательные задачи в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, целевыми программами национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».! Важное направление международного сотрудничества - культурология: ежегодно гимназия принимает делегации из Германии, осуществляет проекты обмена школьниками с дружественными странами. Так, в октябре 2011 года гимназия принимала гостей из города Ве-ферлинген (Германия); в течение недели пятнадцать немецких школьников и два руководителя жили в семьях обучающихся и учителей гимназии. Визит немецких школьников носил образовательный характер: наши гимназисты совместно с немецкими друзьями работали над проектами, связанными с городом Уфа: для ознакомления с природным наследием республики были организованы экскурсионные поездки в музеи и природные заповедники Башкортостана. В марте 2012 года пятнадцать учащихся 1Х-Х классов гимназии №93 и три руководителя с ответным визитом провели неделю в немецких семьях в городе Веферлин-ген. Среди ярких событий ЮНЕСКО, оставивших самые лучшие воспоминания - «Первый республиканский Фестиваль родных языков имени Д.Г. Киекбаева», который состоялся в феврале в гимназии №39 в Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО, Всероссийский конкурс «Гимн ассоциированной школы ЮНЕСКО» (в этом конкурсе гимназия №93 получила диплом третьей степени); Фестиваль школьной науки Ассоциированных школ ЮНЕСКО Республики Башкортостан. Участвуя в различных мероприятиях, организованных ЮНЕСКО, наши дети включаются в деятельность, способствующую сохранению мира и спокойствия, укреплению международного сотрудничества, культурного и природного наследия, воспитанию патриотизма, формированию и развитию духовно-нравственных качеств. Еще одним направлением инновационной деятельности гимназии стали проекты Общества дружбы «Башкортостан - Германия».

Гимназия № 93, благодаря стабильным показателям качества обучения и статусу лучшей среди столичных гимназий, приняла участие в создании республиканской общественной организации «Содружество Инновационных Образовательных Учреждений с физико-математической специализацией и углубленным изучением английского и немецкого языков - «ИНТЕРКИНД», объединившей под своими знаменами также лучшие образовательные учреждения города - гимназии №39, №47, №64, №86, №3, №103. В рамках сетевого взаимодействия реализуется единая программа развития «Школа - вуз» по принципу непрерывного образования, усиление и углубление предпрофильной и профильной подготовки обучающихся, укрепление позиций немецкого языка в учебных заведениях, являющихся членами Содружества. Традиционно в дни весенних каникул проводятся олимпиады Со-

дружества по математике, физике, информатике, обществознанию, английскому и немецкому языкам на Кубок Ректора УГАТУ. На протяжении трех лет переходящий Кубок завоевывают учащиеся гимназии № 93. В апреле 2011 года состоялся конкурс инновационных проектов среди гимназий Содружества «ИНТЕРКИНД». Гимназии №93 представила проект

- «Роль лаборатории инновационных проектов в развитии творческого потенциала гимназии №93». В результате конкурса гимназия № 93 стала победителем в номинации «Совершенствование потенциала учительского корпуса». В октябре 2012 года все школы Содружества стали участниками гала-концерта первого Уфимского молодежного фестиваля песни и танца народов мира «Интеркиндфест», посвященного республиканскому общественному форуму «Международное сотрудничество и народная дипломатия как фактор развития гражданского общества и территорий». В финале праздника сопредседатель Общества дружбы «Башкортостан - Германия», ректор БАГСУ С.Н. Лаврентьев вручил всем участникам дипломы в различных номинациях.

2011/2012 год стал судьбоносным для гимназии №93: в сентябре 2011 года в гимназии состоялась торжественная церемония открытия Фестиваля детских творческих и научнообразовательных проектов, посвященных первому космонавту планеты Земля -Ю.А. Гагарину. В рамках мероприятия состоялась встреча с легендарными космонавтами. Так, гимназию посетили: Владимир Васильевич Коваленок - дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, Президент Федерации космонавтики России, доктор военных наук, профессор, генерал-полковник авиации, совершивший три космических полета; Анатолий Павлович Арцебарский - Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, совершивший космический полет, шесть выходов в открытый космос; Александр Николаевич Баландин - Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, совершивший космический полет и два выхода в открытый космос; Михаил Борисович Корниенко - Герой Российской Федерации, летчик-космонавт России, совершивший космический полет и выход в открытый космос; Урал Назибович Султанов- космонавт-испытатель, проходивший подготовку по программе «Буран», участник подготовки иностранных космонавтов. Делегацию встречали все учителя, учащиеся и родители гимназии; встреча завершилась конференцией, на которой летчики-космонавты отвечали на вопросы учащихся.

В мае 2012 года гимназию вновь посетили космонавты: Владимир Васильевич Ковале-нок, дважды герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, генерал-полковник авиации; Виктор Васильевич Горбатко, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации; Александр Сергеевич Иванченков, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР; Олег Иванович Скрипочка, Герой Российской Федерации, летчик-космонавт РФ, действующий летчик отряда космонавтов РФ, представитель Федерального космического агентства «Роскосмос»; Урал Назибович Султанов, заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, космонавт-испытатель СССР; Махмуд Мухаметзянович Рафиков, советский кинорежиссер, кинооператор, единственный оператор, снимавший легендарных космонавтов после приземления. На встрече присутствовали А.С. Гаязов, министр образования и науки Республики Башкортостан и другие почетные гости. Космонавты встретились с обучающимися и учителями гимназии; состоялись праздничный концерт и презентация наиболее интересных исследовательских работ, выполненных гимназистами.

По инициативе гимназии №93, Ассоциации директоров школ Республики Башкортостан, республиканской общественной организации «Содружество инновационных образовательных учреждений "Интеркинд"», одобренной Правительством Республики Башкортостан, Администрацией города УфА, Федерацией Космонавтики России, в 2012 году присвоено имя летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации Владимира Васильевича Коваленка. Данное решение обусловлено стремлением объединить усилия представителей гражданского общества и власти по сохранению памяти

о легендарных советских космонавтах - Героях Советского Союза и России, популяризации российской науки, стимулирования интересов учащихся к познанию окружающего мира.

Вехи деятельности педагогического коллектива

2004 год - I место в международном конкурсе «Красивая школа».

2007 год - Победитель в номинации «Дополнительное образование в Красивой Школе» (мультимедийный проект);

2007 год - победитель конкурса лучших образовательных учреждений в рамках реали-

зации ПНПО;

2008 год - Победитель Всероссийского профессионального конкурса «Инноватика в

образовании»;

2008 год - активное участие в деятельности Общества Дружбы «Башкортостан-

Германия»;

2009 год - получение профессионально-общественного статуса «Гимназия №93 с фи-

зико-математической специализацией и углубленным изучением английского и немецкого языков»;

2010 год - создание республиканской общественной организации «Содружество инно-

вационных образовательных учреждений с физико-математической специализацией и углубленным изучением английского и немецкого языков ИН-ТЕРКИНД» и участие в проектах Содружества;

2011 год - получение международного сертификата «Ассоциированная школа ЮНЕ-

СКО»;

2011 год - получение золотой медали «Элита Российского образования»;

2012 год - присвоение гимназии №93 имени Коваленка Владимира Васильевича -

Дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР, Президента Федерации космонавтики России, профессора, доктора военных наук, генерал - полковника авиации.

Эффективная творческая работа учителей обусловила соответствующие результаты обучения: на протяжении многих лет качество обучения в гимназии в среднем составляет 62 %, и этот показатель имеет тенденцию к повышению; средний балл по результатам ЕГЭ составляет от 61,5 % до 82 %; ежегодно 100 % выпускников гимназии становятся студентами ведущих вузов Республики Башкортостан (90 %) и России (10 %). Иными словами, гимназия и ее педагоги решают сегодня главную задачу образовательной политики - обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.