Научная статья на тему 'Школа с глубокими образовательными традициями'

Школа с глубокими образовательными традициями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИМНАЗИЯ / МУЗЕЙ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / САМОРАЗВИТИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / GRAMMAR SCHOOL / MUSEUM / SELF-ACTUALIZATION / SELF-REALIZATION / PROFESSIONALISM / SELF-DEVELOPMENT / CREATIVITY / TOLERANCE / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киекбаева Ирина Петровна, Иванова Людмила Сергеевна

В статье рассказывается об истории и образовательных традициях гимназии №39 г.Уфы, о жизни школьного музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL WITH DEEP EDUCATIONAL TRADITIONS

The article familiarizes readers with the history and educational traditions of gymnasia №39 in Ufa and its museum.

Текст научной работы на тему «Школа с глубокими образовательными традициями»

И.П.Киекбаева, Л.С.Иванова

ШКОЛА С ГЛУБОКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ

Ключевые слова: гимназия, музей, самоактуализация, самореализация, профессионализм, саморазвитие, креативность, толерантность, активность.

Keywords: grammar school, museum, self-actualization, self-realization, professionalism, self-development, creativity, tolerance, activity.

Аннотация: В статье рассказывается об истории и образовательных традициях гимназии №39 г.Уфы, о жизни школьного музея.

Abstract: The article familiarizes readers with the history and educational traditions of gymnasia №39 in Ufa and its museum.

Зал музея

10 октября 2008 года, накануне Дня Республики, в нашей гимназии открылся Зал истории гимназии. Знаменательное событие собрало вместе учителей-ветеранов, выпускников, родителей, учащихся, представителей общественных организаций.

Концепция экспозиции наглядно раскрывает систему работы, приоритеты, основные вехи истории гимназии. На стендах - материалы и о первом поколении учителей, и о тех, кто трудится сейчас. И так во всём: славные традиции плавно входят в современные ритмы гимназии, рождаются новые традиции - школа развивается.

Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 39 существует на образовательной карте г.Уфы с 1955 года и долгие годы работает под девизом: «Без образованных и успешных людей у страны нет будущего!» Это школа, в которой учатся сегодня 1428 учащихся 26-ти различных национальностей. В гимназии изучается 5 языков - русский, башкирский, английский, французский и немецкий. Каждый учебно-воспитательный вектор ориентирован на обучение и развитие ребенка с учетом индивидуальных особенностей, образовательных потребностей, интересов и возможностей. Реализация поставленных задач происходит путем создания благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, физического и творческого развития личности ребенка, предоставления возможности максимальной самоактуализации и самореализации.

Совет музея

Каждый педагог гимназии уверен, что высокий качественный результат образовательного воздействия возможен только тогда, когда в управлении процессом его реализации учитывается совокупность факторов, определяющих успешность каждой отдельной личности. Действующая уже несколько лет формула личностного

роста (распространяемая не только на педагогов, но и на учащихся)

- это 7 его важнейших составляющих, тесно взаимосвязанных и дополняющих друг друга: профессионализм + саморазвитие + креативность и толерантность + активность + преобразование существующего + создание нового + гармония души и дела.

Положительная динамика личностного и профессионального роста педагогов определяется осознанием того, что сегодня детей надо учить не застывшим формам и чистым знаниям, а помочь им подготовиться к реальной жизни, быть в ней активными созидателями, а не пассивными наблюдателями. Постоянное стремление к максимальному повышению качества обучения и воспитания в стенах родной гимназии является смыслом жизни каждого члена нашего педагогического коллектива, в котором трудятся 3,8% педагогов, имеющих ученую степень, 60,0% -имеющих высшую категорию, 27,6% - первую, 18,1% - вторую и 5,7% -молодые специалисты. Высшее образование имеют - 97,3% учителей, средне-специальное - 2,7%. 69,4% - имеют звания и награды. Среди них: победители ПНП «Образование» - 10, Почётная грамота РБ - 2, заслуженные учителя РБ - 11, заслуженный работник культуры РБ - 1, Почетная грамота Минобрнауки РФ - 2, почетные работники общего образования РФ - 7, Отличники просвещения РФ и РБ - 28, Почетная грамота Минобразования РБ - 7, «Учитель-мастер» - 3, «Педагог-исследователь» - 2, заслуженный педагог района - 5, победитель регионального российско-американского конкурса учителей английского языка - 1, победитель Международного конкурса «Педагогические стипендии для преподавателей французского языка РФ» - 1, победитель Республиканского конкурса на звание «Лучший учитель башкирского и русского языков» - 3, победитель Республиканского конкурса «Учитель года» - 1, призеры конкурса «Учитель года» - 12. С таким работоспособным и творческим коллективом нам удается многое.

Только за последние 8 лет наш коллектив становился победителем Республиканского конкурса «10 инновационных школ - лидеров года», регионального конкурса «Лучшие школы России» в номинации «Школа школ», II Всероссийского конкурса воспитательных систем; по итогам 2005/2006 учебного года - I место в Республике в олимпиадном движении; победитель ПНП «Образование»; в 2007 году - школьный сайт занял I место в городском конкурсе «Интернет Уфа - 2007», победитель Всероссийского конкурса «Золотой сайт» в номинации «Образование и наука» по Приволжскому федеральному округу. 100% наших выпускников из года в год успешно поступают в самые престижные вузы Республики, России и Мира.

Педагогическая деятельность строится на принципах глобального образования, основные направления их практической реализации связаны с действием пяти комплексных образовательных программ:

С 2006 года гимназия работает в режиме республиканского эксперимента по теме: «Управление процессом создания внутри-школьной модели многопрофильной гимназии».

«Здоровье и комфорт»

«Информатизация

образовательного

пространства»

I «Одаренные дети: выявление, обучение, развитие»

«Счастливая планета» (э кологи ческая)

«Г ражданское воспитание»

На III ступени учащимся предоставляется возможность выбора обучения по пяти образовательным профилям:

❖ филологическому (со специализацией лингвистика),

❖ физико-математическому,

❖ химико-технологическому (специализация химия и ИКТ),

❖ информационно-технологическому,

❖ социально-экономическому.

Расширение образовательного пространства в формате эксперимента происходит за счет курсов по выбору и элективных курсов. Ребята получают практическую возможность реального моделирования видов образовательной деятельности, принятия решения в различных образовательных ситуациях и проектирования своей будущей профессиональной перспективы.

Результаты занятий регистрируются в «Зачетных книжках гимназиста», торжественно вручаемых каждому учащемуся 8-х классов в декабре текущего учебного года. Новой формой более реалистического оценивания индивидуальных достижений учащихся, соответствующей новым формам обучения, новым образовательным целям и ценностям, ориентированной на их конечный результат и включающей самооценивание, стало действующее с 2006 года «ПОРТФОЛИО ГИМНАЗИСТА». Его ведение в систему обучения и воспитания помогает нам сегодня эффективно решать очень важные педагогические задачи:

■ оказание постоянной поддержки учебной мотивации гимназистов;

■ поощрение их активности и самостоятельности;

■ расширение возможности обучения и самообучения;

■ развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

■ сознательное формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать свою образовательную деятельность.

В гимназии активно функционирует ученическое самоуправление, есть свой Гимн и эмблема. Ребята живут и действуют по «Кодексу чести гимназиста», а воспитательный вектор направлен на реализацию «Модели выпускника гимназии № 39». В основу концепции воспитания положены три принципа: каждый человек талантлив; каждый имеет право голоса; каждый должен заниматься любимым делом. Расширение образовательного пространства происходит за счет Центров досуга: «Диалог культур», «Жемчужина» (эстетический), «Город мастеров» (творческий), «Экомир», «Батыр» (спортивно-оздоровительный), «Эрудит» (интеллектуальнопознавательный), «Поиск» (историко-краеведческий), «Стимул» (управление и координация), «Глобус» (ИКТ), «Avante» (ПАШ ЮНЕСКО), НОУ гимназии «Discovery».

Стержнем воспитательной системы, духовным центром гимназии был и остается ее музей Славы родственников учащихся, где для школьников оживают страницы истории школы, республики и страны. Он был создан совместными усилиями педагогического коллектива, учащихся и их родителей в 1967 году по инициативе и при огромном личном участии первого директора - заслуженного учителя РСФСР А.Ш. Файзуллина. Сегодня музей имеет статус «Лучший школьный музей Республики Башкортостан» и задает ритм многим направлениям воспитательной работы. Почти 40 лет руководит его разносторонней деятельностью заслуженный учитель РБ Л.С. Иванова. Разработанная ею педагогическая концепция «Воспитание гражданина через изучение истории семьи на базе школьного музея Славы родственников учащихся» составляет основу его работы.

Вовлечением учащихся в коллективный краеведческий поиск, разработкой технологии процесса занимается Совет музея, состоящий из представителей поисковых групп пятых-одиннадцатых классов.

Научно-методическую поддержку поисковой деятельности осуществляет кафедра социально-гуманитарных наук гимназии под руководством профессора БГПУ В.М. Антонова Кафедрой и директо-

ром музея Л.С. Ивановой разработаны методические рекомендации по использованию его фондов при изучении курса «История Башкортостана ХХ века» в 9-х классах гимназии. В соответствии с ними, в течение целого года старшеклассники работают над выполнением индивидуальных исследовательских проектов по теме «История России и Башкортостана в судьбе моей семьи». Лучшие работы представляются на городской конкурс исследовательских работ МАН школьников РБ, республиканские и всероссийские конкурсы исторических исследовательских работ. «Старшие поколения моей семьи прошли через многие годы испытаний, выпавших на долю россиян в ХХ веке. Но такие качества моих родных, как удивительная воля, оптимизм, колоссальное трудолюбие, тяга к знаниям позволили не сломиться, выжить, получить образование. Новые времена ставят новые задачи перед новыми поколениями, но нравственные законы, по которым жили мои прадеды, являются незыблемыми и для меня», - пишет в своем исследовании ученик 11-го класса А. Поляковский. Это означает, что в сознании учащихся гимназии формируется целостная картина мира, воспитывается ответственность за свои действия, растёт стремление к самообразованию, они становятся более внимательными к старшим членам семьи, улучшается семейный микроклимат.

Использование материалов музея во внеурочной деятельности происходит в различных формах: лекторско-экскурсионная работа (обзорные и тематические экскурсии с мультимедийным сопровождением ведутся на русском, башкирском, английском и французском языках); организация и проведение ежегодной краеведческой конференции; работа с родственниками учащихся - ветеранами Великой Отечественной войны; разработка сценариев торжественных мероприятий, посвящённых памятным датам истории гимназии, республики и страны; методическая и организационная поддержка классных часов по различной тематике; проведение встреч с выдающимися деятелями науки, культуры Башкортостана - родственниками учащихся; наполнение Книги памяти (погибшие и пропавшие без вести родственники учащихся в Великой Отечественной войне) и другие

Благодаря обогащению образовательной среды составляющими программы «Гражданское воспитание», в гимназии давно сложились и продолжают развиваться многие школьные традиции. Одной из них является вручение земли со школьной тропинки и «Наказа ребятам, поступающим в военные училища». На волнующем внеклассном мероприятии - «Вахта памяти», на которое приглашаются ветераны Великой Отечественной войны-родственники учащихся, ежегодно подводит-

ся итог краеведческого поиска по направлению «Никто не забыт, ничто не забыто». А завершается вахта возложением к мемориалу в парке Победы «Гирлянды памяти» с надписью: «Прадедам и дедам нашим, павшим в Великой Отечественной войне. Помним. Чтим. Внуки и правнуки - учащиеся гимназии № 39».

Столь позитивное психологическое состояние переносится на жизненную позицию ребят, делает ее более осязаемой и дополняет их стремление к успешности важным эмоциональным содержанием. Кроме того, изучение истории семей предоставляет педагогическому коллективу возможность для полноценного вовлечения родственников учащихся в учебно-воспитательный процесс, максимально укрепляет связи семьи и школы, наполняя их новым высоким и значимым содержанием.

Положительный настрой сказывается и на общих итогах работы гимназии в целом: растут качественные показатели учебной деятельности, увеличивается количество и результативность участия ребят в олимпиадном движении, интеллектуальных и творческих конкурсах различной направленности. Достойно представляют нашу республику и страну гимназисты, выезжающие на годичную стажировку в США по программе FLEX и участники нового Международного образовательного проекта «Поколение XXI века в диалоге европейских культур» (сотрудничество со школами г. Порвоо в Финляндии). Не случайно отдельный стенд Зала истории гимназии посвящён её деятельности как Ассоциированной школы ЮНЕСКО и рассказывает о достижениях последних лет по направлениям - «Меж-культурное образование», «Мир и права человека», «Образование для устойчивого развития».

Опыт работы музея по реализации образовательной и общеразвивающей функций музея обобщался Министерством образования РФ, РБ, не раз освещался в печати. На базе нашего музея еже-

годно проводятся занятия курсов повышения квалификации, практи-ко-ориентированные семинары и мастер-классы по гражданско-патриотическому воспитанию, организации краеведческой и проектно-исследовательской работы. В год 55-летия Победы музей стал победителем республиканского и лауреатом Всероссийского конкурсов музеев, а в год 60-летия Победы его представители участвовали в составе правительственной делегации Республики Башкортостан во Всероссийской вахте памяти в Москве.

Жизнь школьного музея не замирает ни на минуту. В 2005 году, систематизировав обширные материалы архива, Совет музея издал книгу очерков об истории школы «Родная 39-я» и буклет по музею. В том же году он был инициатором и организатором незабываемого праздника, посвящённого 50-летию школы. На торжество из разных городов, стран мира съехались более двух тысяч её выпускников. Среди них кандидаты и доктора наук, государственные деятели и руководители крупных производств, известные артисты и художники. Многим из них стать успешными людьми, востребованными специалистами способствовала школа в целом и «школа» музея в частности.

В настоящее время в работе музея находится новый практикоориентированный проект «История Великой Отечественной войны в биографиях и воспоминаниях родственников учащихся», который завершится изданием сборника. Подходит к своему логическому завершению и работа по подготовке издания альманаха «Поиск» с лучшими краеведческими исследованиями учащихся (лето 2009 года).

Продуктивное педагогическое сотворчество учителей, учащихся и их родителей подчинено сегодня единой генеральной линии действий: попробуй сам - предложи ученикам - поделись с коллегами - найди единомышленников - объедините усилия. Именно это позволяет нам эффективно осуществлять МИССИЮ гимназии № 39 в новых условиях

- обучая и воспитывая в пространстве глобального образования, создаем благоприятную среду для формирования цельной и успешной личности.

Коллектив гимназии живёт радостным ожиданием: в этом году началось строительство нового корпуса гимназии. Легальная стена графити, на которой дети с удовольствием создавали «шедевры» своего искусства, оказалась на территории стройки. Но она продолжает жить, и недавно здесь появилась новая надпись: «Я люблю 39-ку».

Для нашей гимназии очень важно соответствовать социальному заказу, быть конкурентоспособной, но при этом не забывать, что важнее всего оставаться «человеками» - замечать прекрасное, быть

добрыми, сопереживать, мечтать, смотреть на жизнь оптимистично и стремиться изменить её к лучшему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.