Научная статья на тему 'Краеведение в становлении исторического мышления школьника. «Индерка и индерцы »'

Краеведение в становлении исторического мышления школьника. «Индерка и индерцы » Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краеведение в становлении исторического мышления школьника. «Индерка и индерцы »»

№ Задачи Параметры оценки результативности выполнения Способ оценки данного параметра

1. Создание системного подхода в освоении и использовании и взаимодействии педагогических технологий, используемых в гимназии Интеллектуальное развитие Развитие креативных способностей Мотивация обучения Интеллектуальная и содержательная Рефлексия Знания, умения, навыки Тесты интеллекта ШТУР, АСТУР (Гуревич К.М. и др.), прогрессивные матрицы Дж. Равена Тест невербальной креативности Е.Торренса Тест вербальной креативности в адаптации С.Мед ника Методики изучения мотивации обучения (Лусканова И.Г., Ильин) Методики изучения интеллектуальной и содержательной рефлексии А.З. Зака Контрольные срезы

2. Совершенствование профильного обучения в гимназии через поиск новых форм и содержания данной работы Развитие специальных способностей и специальных интересов Самоактуализация личности учащихся Развитие толерантности Формирование адекватной самооценки ОПГ — опросник профессиональной готовности, ПДО Е.Климова, «Карта интересов» А.Е.Голомштока, ШТУР, АСТУР Опросник самоактуализации А.Маслоу УСК (В.В.Бажин и др.) Тест школьной тревожности Филлипса Методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация Прихожан А.М.)

3. Создание комплексной системы оздоровительных мероприятий и здоровьесберегающих технологий Формирование социальнопсихологической адаптации учащихся к условиям обучения Создание программ здоровья Здоровье учащихся гимназии Опросник САН (самочувствие-активность —настроение) Методика рисуночной ассоциации С.Розенцвейга М.Люшер «Тест выбора цвета» Успешная апробация программ в гимназии Отсутствие отрицательной динмики состояния здоровья учащихся.

4. Развитие интеллектуального и творческого потенциала личности учащихся и учителей гимназии Использование исследовательских методов и технологий в учебной деятельности. Участие в олимпиадах, конференциях, творческих конкурсах, КВН, творческих самодеятельных коллективах. Работа в городском и гимназическом научном обществе. Издание гимназической газеты, теле- и радиопередачи Освоение инновационных технологий, методов и приемов учителями и учащимися. Рефлексия учителей и учащихся. Колич. учителей, освоивших инновационные технологии, методы. Количественные результаты участия и качество работ (количество призовых мест) учителей и учащихся гимназии в олимпиадах, конференциях, творческих конкурсах, научных обществах и пр.

5. Дальнейшее формирование культурного, духовнонравственного, гражданского становления личности гимназиста Традиции гимназии, способствующие духовно-нравственному становлению личности гимназиста. Ценностные ориентации учащихся гимназии. Гармоничное взаимодействие организации образовательного процесса и традиционных мероприятий. Методика ЦО М.Рокича, адаптированная Ядовым В.Я.

Ожидаемые результаты. Профильное обучение -одно из основных направлений инноватики гимназии -находится в стадии фиксации и анализа результатов. Следовательно, представление эффективности и результативности профильного обучения позволит дать конкретную картину реализации указанного проекта. Использовать конкретные методики исследования, разработать программу диагностики на базе психологической службы гимназии, создать творческую группу по проведению психолого-педагогического мониторинга и диагностированию результатов, создание электронной базы по профильному самоопределению выпускников, отражение опыта и инноватики на уровне города, Республики и Российской Федерации -это составляющие конкретной реализации образовательного проекта №3.

Научный подход требует наметить параметры оценки результативности выполнения задач и способы оценки эффективности реализации.

Имея большой опыт разработки и реализации Программы развития (эта программа четвертая по

счету), авторы данной Программы учитывают, что её реализация зависит как от внешних по отношению к гимназии условий, так и от внутренних условий (см. п.2 и п.З, стр. 23-24).

Поэтому все три проекта выбраны таким образом, что возможные риски минимизированы.

Если внешние условия не позволяют в запланированные сроки реализовать проекты N01 и №2, то на качестве образования обучающихся это не отразится, так как в гимназии хорошо работают и альтернативные развивающему обучению технологии.

Реализации Проекта №3 внешние по отношению гимназии условия существенно не помешают, так как система финансирования Проектов предполагает её многоканальность (бюджет муниципальный, бюджетные средства Попечительского Совета, платных образовательных услуг, шефов и гранты от РФ),

Опыт реализации предыдущих Программ развития позволяет нам уверенно заявлять, что и эта Программа будет успешно реализована.

Достаточно часто учителя сетуют на то, что трудно найти материалы для интересных, не стандартных ученических проектных и исследовательских работ, предъявляя к этим материалам весьма важное требование - «способствовать познавательной активности учащихся». Предлагаемая читателям статья молодого и творчески работающего учителя показывает один из возможных подходов к решению этой задачи.

Абдуллина Ряшидя Хамзиевна,

учитель истории МОУСОШ села Индерка Сосновоборского района Пензенской области

'Л КРАЕВЕДЕНИЕ В СТАНОВЛЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКА. «ИНДЕРКА И ИНДЕРЦЫ»

Знаем ли мы нашу «малую родину»? или История индерского краеведения

Индерка - это большое село в Сосновском районе Пензенской области. Школа в селе Индерка существует с начала 20 -го века. В 1913 г. была открыта земская начальная школа на 50 человек. В 1918г. -советская трудовая школа. В 1940г. школа становится средней, а 2006 году индерская средняя школа -победитель приоритетного национального проекта «Образование».

У истоков индерского краеведения стоял ИЛ. Ернеев. Под его руководством в 1960г. в здании Дома Баишевых был создан музейный уголок. Об этом свидетельствует сельская газета «Искра», которая издавалась с 1959 по 1962 годы.1 ИЛ. Ернеев - очень интересная личность. Первый председатель колхоза «Искра», позже директор Индерской средней школы, краевед, который первым написал краткую историю села Индерка.2 После него эстафету принял участник Великой Отечественной войны, учитель истории А .Я. Волков. Он публиковал заметки об истории села на страницах районной газеты «За коммунизм». Краеведческой работой занималась и учитель истории С.А. Купаева,

В 1974г. школу возглавил молодой, энергичный директор - Р.Ф.Куликова, впоследствии получившая звание Заслуженный учитель РСФСР. По её инициативе в 1980г. в школе открылся музей боевой и трудовой славы. 3Основой для экспозиций стали экспонаты, собранные ещё при И.А. Ернееве. Была развернута деятельность по сбору старинных вещей, материалов о ветеранах Великой Отечественной войны, об истории села, колхоза, школы. Большой вклад в формирование фондов внесла пионерская организация во главе со старшей вожатой З.А. Баишевой.4 Оформлением музея занимались художники, приглашенные из Пензенского художественного училища.5

1 Абдуллина Ф. Газета «Искра». Вестник музея. № 1 .Библиотека МОУ СОШ с. Индерка.

2 Интервью с Ернеевой Д.Т. 2002 г.

3 Интервью с Куликовой Р.Ф. 2002 г.

4 Интервью с Баишевой З.А. 2002 г.

5 Интервью с Куликовой Р.Ф. 2002 г.

После открытия музея стали проводиться экскурсии для ветеранов Великой Отечественной войны, выпускников и учащихся школы, гостей. В сложные 90 -е годы XX века руководство школы сохранило музей, который стал центром патриотического воспитания сельской молодежи.

Деятельность музея

Для вас, уважаемые читатели журнала, небольшая экскурсия в прошлое нашего села.

Сосновоборский краевед Ф.В. Маньшин в своей статье «Индерка» в Пензенской энциклопедии датой основания села указывает начало 18 века. Население занималось заготовкой леса для петровского флота (лашманская повинность)6. В селе существует легенда, что село появилось после разгрома Казанского ханства, когда сюда прибыли беглые татары, не захотевшие принять христианство. До сих пор среди односельчан, особенно старшего возраста, страшным ругательством является слово «чугынган» - «крестившийся». Первые письменные упоминания о нашем селе относятся к началу 18 века “... Деревня Индерка -345 душ, мурзы и татары, перешли из Пензенской и Саранской уездов”.7

Возможно, эти земли вместе с крестьянами были пожалованы князю Осману (Усману) Акчурину в 1745г8. Эту версию подтверждают следующие факты: первое название села Усманка; в данное время в селе проживают 54 семьи Акчуриных (наибольшее количество); в селе есть Мурзинский конец, именно на этой улице больше всего Акчуриных. Это название также подтверждает, что в данной местности существовали владения служилых дворян-татар.

Село заселялось выходцами из разных регионов. Указанную версию подтверждает то, что названия отдельных улиц сохранились по названию мест, откуда прибыли жители данной улицы, например: Каргинская

6 Пензенская энциклопедия. Москва. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.

7 А.Хвощев «Очерки по истории Пензенского края».

8 История Пензенского края с древнейших времен до середины 19в. / Под ред. Г.Н. Белорыбкина. Пенза, 1996, с. 183.

улица была населена жителями, прибывшими из села Каргалы (из-под Оренбурга). Также различаются жители и по антропологическому типу.1

Наше село несколько раз меняло своё название. Первоначально оно называлось Усманкой - по личному имени татарина, затем село было переименовано по названию ручейка Труёв в Труёвскую поляну, а в конце 18в. появилось новое название - Индерка, по названию речушки Ендырка. Ручеёк берёт своё начало на Сюзюмском конце села, где были крестьянские гумна, называемые по-татарски «ендыр». Основным занятием жителей было земледелие. Данные Саратовского государственного архива2 свидетельствуют о том, что в 1912г. крестьяне с. Индерка сеяли рожь, овес, просо, подсолнечник. Издавна мужчины села занимались отходничеством. Часть жителей занималась торговлей.

В нашем селе сохранилась сложная планировка так называемого гнездового типа с множеством переулков и концов, обычно населенных группой родственников (Булунский конец-Ахмеровы, Зябировы, Имангуловы; Каримовский конец - Каримовы; Мурзинский конец -Акчурины, Купаевы и др.). Фасады домов обращены на дорогу. Дома, рубленные из бревен, с двускатной крышей. Резные наличники украшали и украшают дома нашего села. В орнаменте прослеживаются как геометрические, так и растительные мотивы. Жители села исповедуют ислам.

До Октябрьской революции в селе существовали духовно-приходские школы - медресе, где дети получали начальное образование. В селе Индерка в настоящее время проживают 4282 человека - 1373 семьи, Большинство жителей села приходятся друг другу родственниками. Для их различения пользуются прозвищами. Автор исследовательской работы на данную тему подсчитал 381 прозвище3. Они очень разнообразны.

Богатейшие музейные материалы положены в основу исследовательской деятельности учащихся. Они находят много новых фактов, систематизируют, сравнивают, делают выводы и, что самое главное, учатся ценить и понимать жизнь и дела односельчан. Темы исследований различны: о выдающихся земляках («Герой Социалистического Труда - Мязитова Х.М.», «Забытый земляк» - об ученом, религиозном деятеле, «От батрака до председателя колхоза» -о Резяпове И.Д., «Человек эпохи» - о председателе колхоза Зябирове Х.Д.), история семьи («Письма из Афганистана» - об отце-участнике афганской войны, «Смертная казнь, растянутая во времени» - о репрессированном прадедушке, «Доблестные сыны Отечества» - об участниках I и II мировых войн), история колхоза, зверофермы, пасеки; прозвища жителей села Индерка и т.д.

Обработанный и включенный в урок краеведческий материал вызывает у учащихся повышенный интерес

1 Краткая история села Индерка. Рукопись Волкова А.Я.(на основе рукописи Ернеева И.А.)

2 Список населенных мест Саратовской губернии. Кузнецкий уезд. - Саратов.1912.

3 Коренова Г. Прозвища жителей села Индерка / Вестник музея, №4, 2007.

к изучению предмета, содействует активизации их познавательной деятельности. Они лучше начинают разбираться и в российской, и в мировой истории.

Краеведческий материал с успехом используется в воспитательной внеурочной работе при проведении краеведческих конференций, вечеров, для подготовки олимпиад, викторин, в издании школьных газет «Переменка» и «Авылым» и т.п. Всё это способствует воспитанию гражданственности, любви к родному краю,

Принимая участие в изучении «малой родины», школьники развивают имеющиеся и приобретают новые умения и навыки интеллектуальной и оформительской работы, учатся коллективизму, ответственности за порученное дело.

Краеведческая работа приобщает школьники к посильному общественно полезному труду, На основе собранного материала школьные краеведы готовят доклады и выступают перед своими сверстниками, родителями, пишут заметки в школьные и районные газеты. Школьный музей боевой и трудовой славы проводит культурно-просветительскую работу не только в пределах школы, но и среди местного населения. Выпускники, родители - частые гости нашего музея.

Со своими исследовательскими работами учащиеся выступают на научно-практических конференциях. А это уже возможность для самореализации, самоутверждения, возможность для воспитания духовного и успешного человека. В марте 2008 г. на Международной гуманитарно-просветительской конференции «История моей семьи - страница многовековой истории Отечества» в г. Казани ученица 10 класса Абдуллина Фарида заняла 1 место в номинации «Ратный подвиг дедов и отцов».

В результате изысканий школьников выявляются новые данные о тех или иных событиях. Так, недавно обнаружили фотографии маршала К. Рокоссовского. Оказывается, наш земляк И.А.Бояров был его водителем в 1945г. в Польше.

Ещё одним направлением краеведческой работы являются экскурсии по родному краю: в Тарханы, Радищево, Наровчат, Татарский Канадей, Пензу, Никольск. Выезжаем и за пределы области: в города: Казань, Булгар, Волгоград, Санкт-Петербург, Москву. Для того чтобы вся эта работа была целенаправленна и организована, был разработан курс «Индерка и индерцы».

Программа курса «Индерка и индерцы»

Данная программа разработана для учащихся 8-9 классов МОУ СОШ села Индерка.

Цель программы: воспитание патриота с высоким уровнем национального самосознания.

Задачи:

- воспитание чувства гордости за родной край и Россию на примерах знаменитых земляков;

- создание условий для наиболее эффективного развития интеллектуальных, творческих способностей личности учащихся;

- изучение культуры, истории, экономики, природы родного края как одного из субъектов России;

- приобщение к общечеловеческим ценностям -основам ориентации подростка в собственной жизнедеятельности.

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 1 год.

Содержание курса определяется следующей структурой: от истории семьи - к истории и культуре родного края.

Объектом изучения является родной край. Под понятием «родной край» подразумевается село Индерка Сосновоборского района, в котором проживают учащиеся.

Определенное внимание уделяется современному состоянию истории, культуры, экономики, их преемственности в развитии. Изучаются традиции татарского народа, их прошлое и настоящее. Важно сформировать у ребят понимание того, что развитие с. Индерка, сохранение его традиций - дело рук самих людей.

Изучение данного курса способствует более тесному знакомству ребят с объектом исследования непосредственно на месте. Поэтому изучение материала и выполнение исследовательских заданий необходимо планировать в ходе экскурсии, опросов сторожил села.

С целью распространения краеведческих знаний начали издавать сборник «Вестник музея», где публикуются исследовательские работы учащихся, впечатления об экскурсиях. К 9 мая 2007 года издали Индерскую Книгу памяти.

В июле 2007г. в селе произошло историческое событие: реконструировали самое старинное здание мечети - архитектурный памятник XIX века (упоминается и в Пензенской энциклопедии), где с 1930 г. размещалось зернохранилище, а с 1955г.-больница. 22 июля 2007 года произошло торжественное открытие мечети в присутствии многочисленных гостей.

В плачевном состоянии находится другой памятник архитектуры XIX века - Дом Баишевых. Для его реставрации нужны большие деньги. Обращались и к губернатору, но пока безуспешно.

Впереди много планов. Поиск продолжается.

По итогам года обучения учащиеся должны знать:

- историю, географию, культуру, экономику родного края;

- традиции, обычаи татарского народа;

- знаменитых земляков своего края и их вклад в дело развития и процветания Родины;

- сегодняшнее состояние края и тенденции его развития.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать различные источники получения информации;

- определять цель своей деятельности, средства ее достижения и анализировать полученный ре-зул ьтат;

- правильно и грамотно оформлять результаты своей деятельности;

- проводить публичные выступления перед учащимися, родителями, жителями социума;

- работать в различных группах, владеть коммуникативными умениями.

Школьники участвуют:

- в районной историко-краеведческой викторине «Земля Пензенская»;

- в научно-практических конференциях «Земля родная», «Старт в науку»;

- во Всероссийском конкурсе «Человек в истории. XX век»;

- в олимпиаде по истории и культуре Пензенского края.

Учебно-тематический план курса «Индерка и индерцы»

№ темы Наименование темы Кол-во часов

1 История семьи 4

2 Возникновение села Индерка 4

3 Татары-мишари 4

4 Дом Баишевых 4

5 Ильясов Т.А. 4

6 Революционер из Индерки 4

7 I мировая война 1914-1918гг. 2

8 Февральская и Октябрьская революции 1917г. 2

9 Участник гражданской войны Баишев Н.А. 2

10 Коллективизация 4

11 Великая Отечественная война 6

12 Народное образование 4

13 Здравоохранение 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Учреждения культуры 4

15 Обряды, традиции, праздники 4

16 Религия и культовые учреждения 4

17 Знаменитые земляки - выпускники школы 6

18 Мое село в будущем 2

Итого: 68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.