Научная статья на тему 'От однодневных походов к чемпиону России по спортивным походам среди обучающихся'

От однодневных походов к чемпиону России по спортивным походам среди обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
811
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детско-юношеский туризм / туристско-краеведческая деятельность / туристское многоборье / гражданско-патриотическое воспитание / нравственное воспитание

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И В. Замалетдинов

В статье рассматривается осмысление и обобщение собственного опыта работы в школе и создание клуба «Родник», а также использование авторской образовательной программы «Туристское многоборье».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От однодневных походов к чемпиону России по спортивным походам среди обучающихся»

СПОРТИВНЫЕ ДЕТИ

И. В. Замалетдинов

ОТ ОДНОДНЕВНЫХ ПОХОДОВ К ЧЕМПИОНУ РОССИИ ПО СПОРТИВНЫМ ПОХОДАМ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматривается осмысление и обобщение собственного опыта работы в школе и создание клуба «Родник», а также использование авторской образовательной программы «Туристское многоборье».

Ключевые слова: детско-юношеский туризм, туристско-краеведческая деятельность; туристское многоборье, гражданско-патриотическое воспитание, нравственное воспитание.

...День, проведенный ребенком среди рощ и полей...

Стоит многих недель, проведенных на учебной скамье.

К. Д. Ушинский

Детско-юношеский туризм в отличие от других видов спорта является одним из основных направлений воспитания детей, как отмечено в Государственных программах «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» - это развитие у детей, подростков и молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них гордости за Отечество, за свою малую родину.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р утверждена стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. В этом документе впервые за последние два десятилетия отражены проблемы детско-юношеского туризма.

Участие подростков в поисковых походах, путешествиях и экспедициях по родному краю является уникальным направлением в воспитании учащихся, позволяющим одновременно достичь множества педагогических целей, становится одним из наиболее эффективных оздоровительных технологий. Являясь интересной и доступной школой выживания и адаптации к стрессовым ситуациям, одновременно он создает условия для подготовки подрастающего поколения к службе в армии, для решения вопросов его допрофессиональной подготовки, а также выживания человека в экстремальной обстановке. К детскому туризму проявляет большую заинтересованность МЧС как к источнику подготовки кадров. Многие его штатные сотрудники - мастера спорта по туризму, инструкторы спортивного туризма.

Анализ учебно-методических пособий, литературных источников, посвященных разным аспектам туристско-краеведческой деятельности, показал, что большинство имеющихся работ по данной тематике сильно устарели, отсутствует систематизированный материал по организации многолетних комплексных исследований с детьми разного возраста при проведении туристско-краеведческих экспедиций.

Многие методики по туристско-краеведческим экспедициям были созданы в 60-е гг. XX в., в то время система школьного и внешкольного образования была поистине уникальной, не имеющей аналогов в мире: в каждой школе, в Домах пионеров и школьников были кружки и секции по туризму. Кроме этого работали районные, городские и республиканские (областные) детские экскурсионно-туристские

станции. К сожалению, в годы перестройки этот интересный опыт, накопленный в 1970-1990 гг. был растерян.

В основе данной работы лежат десятки статей и публикаций о туристско-краеведческой деятельности, написанные мной в разные годы. Подумав, что приведенные в систему эти публикации могут стать полезными для педагогов, начавших работать в этом направлении и желающих больше узнать о воспитании и образовании детей посредством туризма и краеведения. Осмысление и обобщение собственного (более сорока лет) опыта работы в школе и создание клуба «Родник», деятельность которого представлена в данной работе. Название клуба символическое, его деятельность рождает поток добрых дел по защите родной природы. Основное отличие клуба от кружка состоит, прежде всего, в наличии сплоченного коллектива детей разного возраста, которые собираются не просто для получения знаний, умений и навыков походной жизни, но и для общения с любителями путешествий и приключений, занятий дисциплиной «дистанция», «маршрут», реализации увлечений биологией, ботаникой и географией. Каждый ребенок должен знать и уметь себя вести в экстремальных ситуациях. Этому должны и обязаны учить мы, учителя.

Учитель физической культуры, педагог должен быть энтузиастом своего дела, убежденным в пользе и необходимости того, что он делает и говорит. Эту мысль подчеркивал К. Д. Ушинский: «Никакая программа и никакие инструкции не имеют действенной силы, если они не согреты теплотой личной убежденности учителя, не вошли в его сознание, не переработаны в его душе и не стали его убеждением».

Известно, что учителя, окончив педагогический институт или университет, обычно не получают о детском туризме ни малейшего понятия (2-3 похода не в счет). Лишь немногие студенты во время учебы увлекаются спортивным туризмом, ходят в длительные походы, участвуют в соревнованиях.

Новизна моей работы заключается в том, что за многие годы накоплен богатый опыт по организации и проведению ближних и дальних тематических походов, путешествий, экспедиций по территории России и родного края разной степени и категории сложности, а также участие в различных мероприятиях, слетах, конференциях, соревнованиях с учащимися разных классов. Большинство моих учеников показывают на соревнованиях высокие физические достижения и обладают достаточной технической и тактической подготовкой. Формирование здорового образа жизни стало сегодня одной из приоритетных задач, выполнение которой тесно связано с приобщением детей и подростков к регулярным занятиям спортом, оздоровительными мероприятиями. Одним из видов спортивно-оздоровительной деятельности является детско-юношеский туризм, который представляет собой эффективное средство физического оздоровления, воспитания и развития подростков. Поэтому за годы учебы каждому ребенку независимо от его склонностей и увлечений необходимо получить определенную «порцию туризма».

Критически настроенные педагоги, возможно, найдут в моей статье спорные или недостаточно обоснованные рекомендации, но из-за обширности темы, на мой взгляд, сделать их более подробными в рамках одной статьи просто сложно, поэтому изначально готов к дискуссиям. Буду искренне рад, если хотя бы какие-то крупицы моего опыта окажутся полезны другим в организации туристско-краеведческой деятельности. Я не призываю слепо копировать мой опыт работы с детьми, но некоторые моменты можно использовать. Это моя модель реальной деятельности клуба «Родник», который нужно стараться превзойти.

Создание и использование авторских образовательных программ теперь рассматривается как показатель креативности педагога. В связи с этим я создал в 1996 г. авторскую образовательную программу «Туристское многоборье» со сроком реализации 3 года и более, где на третьем году обучения дети могли выбирать спе-

циализацию по дисциплинам «дистанция» или «маршрут». Программа была отмечена первым местом в республиканском конкурсе образовательных программ и свидетельством участника 3-го Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей от 17 декабря 1997 г. Усложнение материала в программе происходит по спирали (т. е. возврат к тем же темам, но с более широким и углубленным изучением), с учетом индивидуальных способностей детей. Время обучения на каждом году - 216 часов.

Новым в моей программе стало появление раздела тактических и ситуационных игр, чего не было в аналогичных программах. Учитывая пожелания учителей и отсутствие каких-либо стандартов и контрольных нормативов в учебной литературе для детей, введен раздел по преодолению этапов: «спуск», «подъем», «бревно», «навесная переправа», «параллельные перила» юными туристами в период подготовки к соревнованиям. Исходя из опыта судейства, подготовки дистанций соревнований различного класса и масштаба, привел в программе нормативы по этим этапам. Программа предусматривает организацию и проведение соревнований, походов, участие в соревнованиях различного класса и масштаба (Пешеходный и лыжный туризм // Спорт в школе. 2002. № 1; учебно-методическое пособие «Грамматика туристского узла» в журнале «Родина - Яи» № 1-2 за 2015 г. и № 1-2 за 2016 г.). Программа совершенствовалось, в нее вводились новые темы: туроператор, турагент, индустрия туризма и гостеприимства, туристские услуги и др. Многие обучающиеся хотят по окончании школы выбрать профессию туристских менеджеров.

Наиболее приемлемым стало совмещение спортивно-туристской и краеведческой составляющих, которые в комплексе способствуют формированию различных положительных качеств личности детей и подростков.

С другой стороны, в середине 90-х в стране стали активно развиваться различные виды горного спорта, сформированные на базе спортивного туризма и альпинизма - ледолазание, скалолазание на искусственном рельефе (стендовое ледола-зание), которые становятся массовыми среди детей и молодежи. Различные веревочные полигоны, искусственные скальные стенки уже не редкость в школьных спортзалах, где можно соревноваться на трудность и скорость, здесь нет камнепадов и плохой погоды (Веревочный полигон // Спорт в школе. 2011. № 11).

Начало нового тысячелетия ознаменовалось реформированием и модернизацией российского образования. Возросшие требования к качеству образования детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, осознание родителями и детьми необходимости более профессионального раннего самоопределения потребовали от педагогов, учителей нестандартных практических и наглядных форм занятий с детьми и создания новых программ и технологий. Одной из таких форм стало совмещение работы в гимназии № 155 и в Доме детского и юношеского туризма и экскурсий «Простор» г. Казани (ДДЮТиЭ). Преимущество связки гимназия - ДДЮТиЭ «Простор», наличие туристского снаряжения и инвентаря в «Просторе» и 0,5 ставки педагога дополнительного образования, которой хватает на транспортные расходы и личное снаряжение. Проезд, питание и другие расходы детей в настоящей момент родители берут на себя.

Сейчас наблюдается «голод» на квалифицированных инструкторов по детскому юношескому туризму. Все молодые учителя, педагоги поголовно занимаются дисциплиной «дистанция», а кто ходит в походы с детьми, их можно сосчитать по пальцам. Неподготовленность, туристская походная неграмотность учителей, педагогов, их неумение организовать и провести поход - вот одна из главных причин неразвитости этой формы работы в школах и учреждениях дополнительного образования. Многие учителя физической культуры и другие боятся походов, не потому,

что они профессионально трусливы, они их боятся обоснованно - не за свое дело не берись.

Современные дети не знают и не представляют, что такое пешеходный, лыжный, горный, водный туризм, не знают манящее чувство дороги, надежность плеча товарища, тепло вечернего костра. Школьники все больше боятся походов на природу. Особенно это свойственно городским детям, которым нечасто приходится общаться с ней. Они проявляют все больше признаков отчужденности от природы. И в то же время они тоскуют о вылазках в лес. Хотя современная окружающая нас среда потеряла свой первозданный облик, тем не менее кажется, что с ней стоит все же познакомиться.

Географ, член-корреспондент Академии наук Н. Н. Баранский писал: «Краеведение - это окно из школы в жизнь. И через это природоведческое, экологическое "окно" учащиеся многое могут узнать».

Сегодня многие ребята хотят заниматься спортивным туризмом там, где учатся, но на более профессиональном уровне с учителем или тренером-профессионалом. Это действительно новый подход к спортивному туризму сегодняшних детей. Кто сегодня занимается туризмом? Не те, кому нечем заняться, а те, кто действительно выбирает занятие по душе. Наш клуб имеет возможность помочь в этом ребятам.

Я преподаю туризм на уроках физической культуры в средних классах как вид по выбору. Тематические дальние походы в каникулы, в праздничные дни стали неотъемлемой частью моей работы в образовательных учреждениях. Одной из форм такой работы с обучающимися считаю экспедиции по родному краю. Экспедиция -форма образовательной деятельности, связанная с выходом в другую местность и выполнением задач по исследованию какого-либо природного, культурного, исторического объекта под руководством учителя, педагога.

Известный полярный исследователь Рауль Амундсен говорил: «Экспедиция -это подготовка».

Каждый поход с детьми - это огромное количество информации о традициях и быте народов, живущих на территории родного края, встречи с удивительными людьми, прикосновение к прошлому и настоящему своей малой родины.

Поход - это модель общественной жизни, надо подготовить снаряжение, разработать нитку маршрута, собрать уже известную историческую информацию о районе экспедиции. В походе сконцентрированы все виды деятельности: бытовая, научная, спортивная. Но все они спрессованы во времени, накладываются друг на друга.

В социальной сфере поход решает проблемы укрепления здоровья подростков, позволяет им приобрести полезные навыки и умения, способы межличностных отношений, определить и закрепить свое место в обществе.

В духовной - удовлетворить стремление подростков к поиску и освоению новых знаний, изучение истории края дает возможность практического применения знаний во время походов, расширения и систематизации этих знаний. Вырываясь из привычной обстановки комфорта и удобств, дети попадают совсем в другой мир, где они должны все делать сами.

Воспитательным моментом является сама походная обстановка.

Позиция педагога-руководителя при подготовке к походу должна быть жесткой: хотите пойти в поход - давайте работать. Поэтому любой поход, даже однодневный, требует серьезной подготовки. Кроме того, в походе ребята наблюдают, как живут другие люди, узнают, что в мире есть нужда и горе.

Мужество, как и патриотизм, нельзя воспитать в ребенке разговорами о чьих-то мужественных поступках. Разговоры могут пробудить лишь желание быть муже-

ственным, но не более. Это происходит тогда, когда педагог организует ребенку такую жизненную ситуацию, которая потребует от него мужества, преодоления своего страха, нерешительности, лени, вынудить его вступить в борьбу - только тогда прорастет в нем первый росток мужества. В потенциале нашей деятельности имеются явные преимущества перед другими формами и видами внешкольной работы.

Во-первых, совместное проживание руководителя похода и детей в автономных условиях туристского похода; во-вторых, значительная эмоциональная и физическая напряженность на маршруте; в-третьих, минимизация воздействия информационных потоков, рекламирующих «неправильный» образ жизни; в-четвертых, реальное отсутствие на маршруте мотивов и соблазнов к асоциальному поведению. К руководителю туристского похода предъявляются высокие требования: он должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, быть компетентным в смежных областях знаний, быть всесторонне физически развитым и подготовленным, а главное - быть дисциплинированным, честным, справедливым и требовательным. Современные школьники предпочитают педагогов с высоким уровнем спортивной подготовки и педагогического образования, имеющих высокие спортивные разряды по двум-трем видам спорта.

Сейчас, через два десятка лет после нашего самого первого похода в постсоветский период, когда позади больше тридцати многодневных походов и путешествий, интересно оглянуться назад, вспомнить, как мы стали туристами-краеведами.

Все люди с детства живут мечтой о путешествиях, но не всем это удается, одним не хватает сил, другим - настойчивости, третьем мешает природная лень. А ведь на Земле осталось совсем немного мест, куда не ступала нога человека. Даже совсем недавно недоступный Северный полюс сейчас регулярно посещают ежегодно сотни туристов. На Эльбрус летом ежедневно поднимаются до сотни человек.

Объединение с 1995 г. регулярно стало принимать участие во Всероссийских соревнованиях по спортивным походам среди обучающихся. Первый старт приняли в дни весенних каникул, когда поехали на Всероссийские соревнования по лыжному туризму в район Кузнецкого Алатау. В соревнованиях участвовало более двадцати команд из многих областей России. Маршруты лыжных походов чем-то напоминали автомобильные ралли. Команды, приехав в город Междуреченск, получали карту района путешествия, самостоятельно разрабатывали маршрут на восемь дней, протяженностью 130 километров, с обязательным посещением одного контрольного пункта. Нитка нашего маршрута проходила через шесть перевалов, один из которых - Караташский - имеет сложность 1А, восхождение на вершину пик Юбилейный (1836 м) и пик Газеты «Кузбасс» (1993 м), а также полный траверс хребта Терень-Казырский. Всего нами за восемь ходовых дней, а это ночевки в палатках с печкой, глубина снега доходила до одного метра, было пройдено 138 км, из них 70 км -тропление лыжни. Заняли шестое место, проиграв местным командам и школьникам из Новосибирска.

В майские праздники 1995 г. совершили степенной поход по местам боев защитников Москвы, посвященный 50-летию Победы. Маршрут начинался с разъезда Дубосеково, где 16 ноября 1941 г. пролегала линия фронта. На этом рубеже, который проходил через высоту «251», совершили свой подвиг 28 героев-панфиловцев. Далее наш маршрут пролегал через населенные пункты Судниково, Осташево, Беляная Гора, Горки. Посетили обелиск с надписью «Отсюда фельдмаршал М. И. Голенищев-Кутузов руководил войсками в сражении при Бородино 26 августа 1812 года». Рядом братская могила воинов, погибших в войне 1941-1945 гг. В трех километрах отсюда находится Бородинское поле.

С 23 по 28 июня 1997 г. совершили пешеходный поход I категории сложности по Республике Татарстан. В конце апреля 1999 г. прошли пешеходный маршрут

II степени сложности по Нижегородской области, посвященный 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Нитка похода - станция Пильна - Большое Болдино. Болди-но - это родовое имение Пушкиных. В этом имении А. С. Пушкин провел три Болдин-ские осени (1830, 1833, 1834 гг.). В июне 1999 г. прошли пешеходную туристско-краеведческую «единичку» по Татарстану.

В краеведческих походах можно выделить следующие составляющие: краеведческое - впитывание юными туристами культурно-исторических ценностей; ту-ристско-спортивное - получение и закрепление сохраняющих жизни навыков, развитие выносливости, получение бытовых знаний: как развести костер при различных погодных условиях, приготовить пищу на костре. Таким образом, вовлекая членов клуба в краеведческую деятельность, я способствую формированию разносторонне развитой личности. Знание туристами законов жизни в природе обеспечивает успешное выживание в полевых условиях, способствует преодолению разрыва жителей города с естественной средой обитания, что в наших условиях особенно актуально.

В конце февраля 2002 г. приняли участие в первенстве России по технике лыжного туризма среди учащихся (дисциплина «дистанция»), которая проходила в окрестностях г. Рязани. Заняли десятое место среди пятнадцати команд.

Были совершены походы по хребту Хамар-Дабан, по местам боев партизан Кубани, по Южному Уралу.

Становились призерами России по спортивным походам среди учащихся в 2008 г., четвертое место - в 2010 г., чемпионами России стали в 2011 г., призерами 2014 г. - за горный поход по Горному Алтаю. Более двадцати раз моя команда становилась чемпионом Республики Татарстан по спортивным походам среди обучающихся. Участие во Всероссийских конкурсах по туристским походам среди обучающихся считаю показателем качества работы нашего объединения.

На XXII Всероссийском туристском слете педагогов, проводимом в Республике Адыгея 23-27 августа 2015 г., горный поход первой категории сложности по Республике Алтай занял второе место. На XXIII слете работников образования, проводимом в Московской области с 22 по 27 августа 2016 г., мои походы по Московской области и хребту Хамар-Дабан стали чемпионами этого слета.

Я радуюсь, когда ко мне подходит ребенок и спрашивает: «Ильдар Валиулло-вич, а когда мы пойдем в поход?»

Подготовка к походу в Горный Алтай началась в январе, после завершения 3-дневного лыжного похода в зимние каникулы 2014 г.

Наверное, не будет преувеличением сказать, что Алтай является в настоящее время одним из самых удачных и безопасных районов для походов групп школьников. Во-первых, этот горный район находится на территории РФ (в отличие, например, от Тянь-Шаня). Во-вторых, политическая обстановка здесь в настоящее время спокойная (по сравнению с Кавказом), и, в-третьих, для Алтая характерно большое разнообразие технических препятствий, требующих применения разносторонней техники и тактики их преодоления. Все это делает Алтай привлекательным как для походов I категории сложности, так и для более серьезных походов (несмотря на сравнительно небольшие абсолютные высоты - 2800-3400 м).

Идея, которая закладывалась при планировании похода, - изучение нового для участников путешествия горного района. Маршрут имеет большое спортивное и познавательное значение. Расширение географических и культурных горизонтов участников, знакомство с различными видами ландшафта. Приобретение новых навыков преодоления препятствий в горном туризме.

Основной целью похода было повышение технико-тактического мастерства спортсменов туристов. Участники похода являются учениками одного класса и по-

сещают кружок «Туристы-краеведы» не первый год. Были призерами и чемпионами Первенства России, Республики Татарстан по спортивным походам. Одновременно с этим планировался сбор фотоматериалов и сведений по прохождению ледника Гляциологов, описание которого нет в сети Internet, подготовка методического пособия для школьных групп г. Казани. Поход спланирован таким образом, чтобы были захвачены наиболее привлекательные и красивые места Северо-Чуйских Белков -озеро Шавло.

Для участников ставилась задача пройти спортивный горный маршрут первой категории сложности в новом районе, повысить спортивно-туристскую подготовку и подготовиться к будущим, более сложным походам.

Основная задача определялась составом его участников. В походе принимали участие 22 школьника, имеющие опыт преодоления перевалов 1А в Восточных Саянах, восхождение на вершину Фишт 1Б (Северо-Западный Кавказ). Также задачей похода было прохождение горных перевалов 1Б с отработкой полного набора соответствующих технических элементов, маршрут носил учебный характер. Изюминкой было сквозное прохождение перевала Орбита 1Б и редко проходимый ледник Гляциологов. При поиске информации по отчетам туристских групп оказалось, что таких попыток школьных групп уже давно не было. Разработанный нашей группой поход не совсем новый, но все же и не стандартный маршрут.

Вся группа была разделена на три подгруппы. В каждой имелся свой помощник руководителя из числа опытных школьников, которые исполняли роль младших инструкторов.

Как можно описать красоту? Ее надо увидеть! Бирюзовая вода озера, белоснежные вершины Красавицы, Сказки и Мечты, вековые кедры. Это Шавло. Шавлин-ские озера - одно из самых живописных мест Горного Алтая.

«Никогда я не видел прекраснее места, чем Шавло!» - это слова одного из основателей советского альпинизма Б. П. Делоне.

Озеро Шавла от алтайского «шаала» - молодое дерево. Шавлинские озера расположены на высоте около 2000 м над уровнем моря в Северо-Чуйском хребте. Это группа озер, образованных на пути реки Шавлы. Самое большое по площади лежит на высоте 1983 м, озеро потихоньку заболачивается. Верхнее Шавлинское озеро расположено выше границы леса на высоте 2164 м над уровнем моря, вблизи крупного Шавлинского ледника, или Шавлинской подковы, спускающегося с одной из вершин Северо-Чуйского хребта.

Походы по Горному Алтаю предъявляют к детям более жесткие требования, в отличие от других районов, где я путешествовал со школьными группами (Северный Кавказ, Краснодарский край, Архыз, Урал, Восточные Саяны, Хамар-Дабан, Кольский полуостров), находиться в хорошей физической форме и быть уверенным в собственных силах.

Формально группа могла пройти маршрут второй категории сложности. Пройденные детьми перевалы в Восточных Саянах и восхождение на Фишт не давали того опыта, что горные перевалы на Алтае. Принято было решение пройти горную единичку и реализовать на практике накопленный опыт при прохождении скальных и снежно-ледовых перевалов, организация переправы через реку Шавла, приобрести высотный опыт. Вся группа перешла в десятый класс, и есть надежда, что в 2014 г. будет пройден горный маршрут второй категории сложности. Награда -призовое место во Всероссийском конкурсе туристских походов обучающихся.

В таких походах у детей вырабатываются такие черты характера, как мужество, открытость, ответственность, выносливость, принципиальность. Опытом совершения многих походов и выполнением в них многих туристских должностей обеспечивается всестороннее развитие интеллекта юного туриста. Ежегодно география

наших маршрутов все более расширяется, познаваемые детьми местности присоединяются ими к пространству их родного края. Походы и путешествия раз от разу становятся все более сложными, и для их совершения всякий раз требуются новые навыки, знания и умения. Мне в силу своего возраста приходится держать себя в спортивной форме.

Режим работы учебной группы в течение учебного года в его различные периоды не одинаков. Группа собирается два раза в неделю в определенные дни и часы. В среднем один раз в месяц организуется однодневный поход, экскурсия, практические занятия на местности. Эти практические занятия я совмещаю с группой экологов-краеведов. Более продолжительные путешествия провожу в каникулярные периоды, со сборной командой из двух групп. Кроме того занятия провожу с 1-3 членами клуба индивидуально по составлению отчета о походе (Осторожно, туризм - дело нешуточное. «Спорт в школе» № 4 2003 г.).

Великий шотландский путешественник Давид Ливингстон, который первым пересек Африку от Атлантического побережья до берегов Индийского океана, говорил, что совершить путешествие легче, чем его описать.

С этим следует согласиться. Кроме того, экспедиции, поисковые походы различной степени и категорий сложности заявляются в Республиканской маршрутно-квалификационной комиссии (МКК) при Министерстве образования и науки Республики Татарстан. После успешного прохождения маршрута дети получают соответствующие документы, на основании которых им присваиваются спортивные разряды, дипломы и медали за соревнования по дисциплине «маршрут».

Каждый школьник, которому я после совершения похода вручаю значок «Юный турист» или «Турист России», обладает начальными или ограниченными по объему, но достаточно твердыми туристскими знаниями, навыками и умениями.

Разновозрастный состав клуба и его многолетнее функционирование позволяют проводить длительные наблюдения с требуемой периодичностью за счет передачи опыта от старших к младшим, от опытных исследователей к новичкам. Распределение и выполнение ролевых туристских обязанностей и их постепенная ротация среди участников экспедиции дают возможность снять вопрос монотонности наблюдения. В современных условиях исследовательские и поисковые походы требуют эколого-краеведческой направленности, органической связи с нуждами, запросами и требованиями охраны природы, памятников истории и культуры. Новая постановка вопросов в поисково-исследовательской работе на современном этапе является наиболее привлекательной и перспективной в ряду других форм туристской деятельности, поскольку они наполнены глубоким и важным практическим содержанием.

Краеведение основывается, по словам К. Д. Ушинского, на «инстинкте местности», способствует формированию у школьников хозяйского подхода к проблемам региона.

Вторая авторская образовательная Программа - «Экологи-краеведы», которая рассчитана на три года обучения и более. Время обучения на каждом году - 216 часов, где на протяжении первого года занятий приоритет отдается пропедевтике. Цель - дать первичные знания и представления об экологии.

Учебный план и программа первого года занятий предусматривает обучение детей «азбуке» туризма, которые чередуются с разнообразными экскурсиями, экспедициями и походами. Следует отметить, что частые выезды на природу позволяют не только повышать туристское мастерство, но и способствуют формированию правильного поведения в природной среде.

Второй год совмещает теоретические и практические формы обучения с поисково-исследовательской работой. Научные исследования способствуют воспита-

нию у детей инициативы, увеличивают интерес к изучению родного края, а также актуальных экологических проблем. Сочетание полученных теоретических знаний и практической подготовки в области охраны природы, краеведения позволяет проводить исследовательские работы с определенным контингентом школьников. Главная особенность наших исследовательских работ - активизировать поисково-исследовательскую работу среди обучающихся.

Кроме того, осуществляется индивидуальная и групповая работа с некоторыми детьми, которая направлена на подготовку их к конференциям, конкурсам всех уровней и масштаба.

Помимо индивидуальных исследовательских работ на втором году занятий осуществляется также и коллективные исследовательские работы по оценке экологического состояния определенной территории. В данном случае каждый ребенок чувствует себя членом исследовательского коллектива, имеет определенные обязанности и особую ответственность за результаты своей работы. Вместе с нами занимаются дети и с ограниченными физическими возможностями.

«Учитель! Свою воспитательную работу начни с научно-исследовательской», -писал К. Д. Ушинский.

Поисково-исследовательские работы выполняются в виде докладов, рефератов или эксперимента. Деятельность детей постепенно усложняется от наблюдений и исследований по моему плану. На протяжении первых лет обучения сочетаются две образовательные области: эколого-краеведческая и спортивно-туристская.

Очевидно, что к третьему году обучения дети имеют уже достаточно высокую естественно-географическую подготовку, а также хорошо подготовлены физически и обладают туристскими навыками и умениями. Многие выполняют требования на значок «Юный турист» и «Турист России». К этому времени они начинают отдавать приоритет одному из перечисленных направлений.

Отличие моей образовательной программы и ее новизна заключаются в предоставление учащемуся свободы выбора. Другими словами, обучающийся выбирает наиболее интересную и приемлемую для себя область, в которой продолжает совершенствоваться. На данном этапе дети, а это, как правило, учащиеся 10-11-х классов, уже ориентированы на выбор будущей профессии, а занятия в клубе способствуют их допрофессиональной ориентации, а именно нацеливает подростков на поступление в высшие учебные заведения по выбранному профилю.

Итак, на третьем году учащиеся делятся по интересам на две группы: тури-стов-«походников» и юных экологов. В современной школе проходят обучение дети с новым миропониманием. Естественно, что обеспечить реализацию их жизненных способностей и устремлений старыми методами весьма проблематично. Поэтому сегодня очень важно прибегать к методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение (Занятия на природе // Спорт в школе. 2009. № 11).

Древняя мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать, и это станет моим навсегда».

К программе «Экологи-краеведы» как приложение была разработана методическая разработка «Бассейн реки как объект краеведения» (Бассейн реки как объект краеведения // Вестник детско-юношеского туризма. 2013. № 3-4). Комплексный подход предполагает изучение, описание и оценку всей территории бассейна реки Меша. Разработка была апробирована при проведении республиканских слетов юных экологов и Всероссийской детской экологической экспедиции «Живая вода». Данная методичка может быть использована для изучения бассейна любой реки, а именно проведение комплексной оценки экологического состояния данной терри-

тории. Цель исследования заключается в составлении наглядного атласа, отражающего современное состояние бассейна реки.

Очень часто увлеченность школьников содействует постепенному раскрытию их потенциальных способностей и возможностей, проявлению спортивных и других наклонностей. В походах прослеживается процесс начального профессионального образования детей, каждому участнику путешествия предоставлено право свободного выбора походной должности. Краеведческие и походные должности от похода к походу меняются. Как показывает опыт, дети выбирают должность, в которой они потом специализируются по окончании школы. Должность медика выбирают будущие медики, ремонтники - это будущие инженеры, летописцы, как правило, становятся потом журналистами. Часть детей проявляет особый интерес к туризму как виду спорта, и этот интерес нельзя оставлять без внимания.

Мои воспитанники на маршруте, а это «равнинные» дети, узнают о профессиях, с которыми вследствие их специфики и небольшого распространения они больше нигде не могут познакомиться. В основном это профессии, связанные с работой в полевых условиях: геологи, топографы, геодезисты, гляциологи, археологи, спасатели МЧС. Это знание помогает им не только выбрать будущую профессию, подготовиться к ней, но и стать впоследствии достойным гражданином.

Современные школьные программы по физической культуре предоставляют возможность включения дополнительных видов спорта наряду с обязательным базовым компонентом. В связи с этим была разработана вариативная программа с ориентированным изучением спортивного туризма для 5-х классов и для начальной школы. Вариативная часть была создана в связи с нехваткой спортзала. В нее включены элементами туризма, топографии, ситуационные игры, парковое ориентирование, которые можно проводить на школьной спортивной площадке. В средних классах изучаются элементы дисциплины «дистанция» в форме туристских игр и игровых заданий, туристских эстафет, а также различных туристских упражнений, включаемых в туристскую полосу препятствий в начальной части урока (Игры с веревкой и альпенштоком // Спорт в школе. 2006. № 10). С 1 сентября 2011 г. третий час урока физической культуры стал постоянной составляющей всего образовательного процесса с 5-го по 11-й класс.

Исходя из самого термина «туризм», что в переводе с французского означает путешествие, уроки в начальных классах провожу в форме урока-путешествия, что, безусловно, вызывает интерес не только к уроку, но и к спортивно-оздоровительному туризму. К сожалению, начальные классы не всегда имеют возможность заниматься в спортивном зале. Проводимые мной уроки физической культуры с элементами туризма для учащихся имеют особую значимость по их организации и форме проведения и с успехом решают его образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. Уделяю внимание начальной подготовке учащихся к спортивному ориентированию, проводимой в игровой форме на школьной спортплощадке в виде паркового ориентирования. Создание поисковых ситуаций на уроках с детьми школьного возраста, решение двигательных задач с использованием природных объектов способствуют формированию интереса к познавательной деятельности к урокам физической культуры в целом, а также повышению уровня знаний об окружающем мире и привлечению детей к занятиям туризмом.

Можно рассматривать работу эколого-туристского клуба «Родник» как цепочку захватывающих походов, путешествий, слетов, соревнований, участие в различных конференций, конкурсах. Это был поиск новых форм, методов и направлений работы с детьми. Были разработаны и внедрены авторские экспериментальные образовательные проекты для учащихся: «Партизаны и подпольщики Республики Татарстан», «Участие лыжных батальонов из Татарии в Великой Отечественной войне

1941-1945 гг.» (Спорт в школе. 2014. № 4), «Память. Спортсмены - участники войны», «Бассейн реки как объект краеведения», «Узлы - это важно», «Физическая подготовка юных туристов», «Здесь был эвакогоспиталь». Уникальность этих проектов заключается в том, что участие в этих образовательных программах принимают учащиеся школы и студенты, мои выпускники, эти программы сегодня может использовать любой учитель, педагог.

Наш клуб «Родник» активно возрождает некоторые давно забытые традиции, привлекая к участию в конкретных делах учащихся школы: «День земли», «День воды», «Неделя леса», операции «Первоцвет», «Родник», «День птиц» и т. д.

Хорошо известно, мнение педагога К. Д. Ушинского, который писал: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющихся из природы. Что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».

Школьники XXI в. отличаются от сверстников двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью, при этом физически более слабо развиты. Причина состоит в том, что изменились климато-географические, экологические и социальные условия. Если в прежнее время маленький человек 5-9 лет имел возможность реализовать свою двигательную активность в семье, во дворе, на школьной спортивной площадке, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Бессмысленно пытаться рассказать школьнику незнакомые для него вещи. Ребенок может заинтересоваться туризмом, но не сможет соединить все эти новые знания со свои опытом. Единственный способ - ежедневно и ежечасно помогать учащимся осмысливать свой двигательный опыт.

Воспитываю в членах клуба умение самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять правила техники безопасности на учебных занятиях, в походах, помогаю детям взрослеть. На учебных занятиях клуба всегда царит атмосфера сотворчества, сопереживания, поддержки друг друга.

Одним из основных направлений работы клуба «Родник» является граждан-ско-патриотическое, нравственное воспитание. Главная форма такой работы - это участие ребят во Всероссийских вахтах памяти.

Давно прошла Великая Отечественная война, но следы ее до сих пор видны в местах, где шли жестокие бои. До сих пор ведется поиск тех бойцов, которые грудью встали на защиту своей Родины. В 1996 г. мы впервые приняли участие во Всероссийской вахте памяти в поисковой экспедиции «Долина» в районе станции Мясной Бор Новгородской области.

Вот моя заметка «Помним тебя, Мясной Бор» в международном журнале «Турист». «Каждое утро, натянув на ноги резиновые сапоги, а на руки - резиновые перчатки, мы уходили в лесную чащу. За поясом - саперная лопата, в руках -металлический щуп. Шаг за шагом "прощупывали" каждый метр земли, обильно политой кровью в годы войны с фашистами. Здесь, у деревни Мясной Бор, прорывалась из окружения летом 1942 года 2-я Ударная армия. Тысячи ее бойцов полегли в этих глухих, болотистых местах, сражаясь до последнего патрона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более 120 поисковиков из Татарии участвовали во Всероссийской вахте памяти, в том числе и группа школьников. Наш лагерь обнаружил останки 70 погибших. Нашли 15 солдатских медальонов. По двум из них нам удалось определить, откуда

призывались солдаты: один - из Новосибирска, другой - с Украины. Остальные медальоны отправлены на экспертизу, она позволит установить имена павших героев.

Попадались нам и снаряды, и мины. Вместе с отрядом из Татарстана вели поиск студенты из Самары и Тобольска, Тюмени и Красноярска.

Вахта закончилась траурным митингом на станции Мясной Бор. В торжественной обстановке останки 723 воинов опустили в братские могилы». Принимали участие в поисковых экспедициях в районе Невского пятачка Ленинградская область.

Одной из важных целей клуба «Родник» считаю формирование здорового образа жизни, что имеет в целом большое государственное значение в воспитании учащихся. Принимая во внимание, что дети - будущее поколение нашей страны. В современных экономических условиях актуализируются духовно-нравственные и патриотические ориентиры в воспитании и развитии подрастающего поколения, в том числе и средствами краеведения. А летние походы с детьми есть нечто иное, как самое доступное форма воспитания любви к малой родине. Учащиеся реально переживают чувства привязанности к своей родной земле. Познание родной земли, все дальние и большие походы начинаются у порога родного дома, в окрестностях своего города, поселка, села - в однодневных походах.

Детско-юношеский туризм - это особый вид спорта, в котором необходимо учитывать все мелочи - от ночного сна в палатках до приготовления пищи на костре. Невозможно путешествовать, ничего не узнавая, не проводя те или иные наблюдения. Происходит синтез всех видов деятельности, т. е. отдых и оздоровление совмещаются с определенной экскурсионно-познавательной направленностью и образовательными целями.

Закономерным итогом работы клуба «Родник» стало создание музея истории туризма. Материалы наших походов, путешествий, фотографии, маршрутные книжки, афиши разных лет легли в основу нашей музейной экспозиции. Часть будущих экспонатов передал руководитель клуба и мои воспитанники. Многие материалы используются в оформлении выставок, представлены в конкурсных краеведческих проектах. Можно отметить работу «Здесь был эвакогоспиталь», которая стала лауреатом Всероссийского конкурса, победителем республиканского конкурса, посвященного Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

«Музей это грандиозная книга памяти человечества», - сказал А. В. Луначарский. Роль и значение нашего музея возрастает в связи с необходимостью реализации Государственной программы по патриотическому воспитанию на 2015-2020 гг. Это подготовка гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданских свойств личности ребенка. Сегодня проблема нравственного и патриотического воспитания детей в нашем клубе находится в центре внимания, когда общество разрушило старые идеалы и не создало новых ориентиров.

При решении вопросов патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе всегда актуальными будут слова В. А. Сухомлинского: «Духовный мир человека в годы детства, отрочества и ранней юности обогащает знание Родины. Конечно, очень хорошо, если человеку, окончившему среднюю школу, посчастливилось побывать в Москве, Ленинграде в Киеве. Но не с этого начинается знание Родины. Мы стремимся к тому, чтобы в годы отрочества и ранней юности каждый ученик увидел по-настоящему поля, леса, реки, побывал в тех безымянных глухих уголках, неповторимая прелесть и красота которых создает красоту Отечества. Путешествия по родному краю с палкой в руке, рюкзаком за плечами, так же необходимы, как и чтение хорошей книги. Кто прошел в годы отрочества и ранней юности сотни кило-

метров по родной земле, тому доступно большое чувство - чувство красоты Родины, чувство привязанности к ней».

Так уж сложилось, что инициатива появления музеев в образовательных учреждениях, как правило, исходит снизу, от активных, неравнодушных учителей, выпускников. В 2003 г. на базе «Простор» по моей инициативе и детей кружка «Туристы-краеведы», а также ветеранов туризма города был начат сбор материалов по истории туризма в Республике Татарстан. Из-за отсутствия свободного кабинета в школе музейная экспозиция временно разместилась в Доме детско-юношеского туризма и экскурсий «Простор» (далее - «Простор»). Открытию музейной экспозиции предшествовала интересная поисковая работа членов клуба, которая уже сама по себе является активной формой героико-патриотического воспитания детей. Сбор материалов проводился различными способами: обращение ко всем выпускникам школы, делали рейды к ветеранам туризма, приглашали ветеранов туризма на юбилеи детского юношеского туризма, на открытия детских соревнований и слетов.

В настоящее время в клубе значительное распространение среди детей получила поисково-исследовательская деятельность. Большая группа учащихся проявила глубокий интерес к истории туризма своего края. Стали самостоятельно приобретать знания на основе подробного изучения документальных материалов, газет, отчетов о туристских соревнований и походах разных лет.

Наш музей истории туризма является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников природы и общества, имеющих воспитательную и научную ценность. Участие моих воспитанников в работе нашего музея способствует развитию навыков научно-исследовательской деятельности, которая заключается в сочетании собственно музееведческих методов с методами нашей профильной деятельности, использовании материалов в учебно-воспитательной работе. Чтобы не происходил отрыв краеведения от туризма, наши краеведческие исследования проходят с использованием активных форм добывания знаний с тщательно продуманными тематическими походами и путешествиями.

Многие школьные музеи в основном посвящены знаменитым деятелям, подвигам Героев Советского Союза, боевым подвигам отдельных дивизий, партизанам. Молодое поколение уже не воспринимает этот период истории так близко и трепетно, с горечью и болью. Забываются имена, стираются из памяти эпизоды Великой Победы. Однако существуют люди, достойные уважения и почета, но не известные широкому кругу людей. Они первыми в республике получили звание мастеров спорта по туризму, по спортивному ориентированию, заслуженных путешественников России, заслуженных работников физической культуры Республики Татарстан. Были чемпионами СССР и России, внесли огромный вклад в развитие спортивного туризма в стране. Именно эти спортсмены должны быть известны следующему поколению туристов.

Приоритетная задача нашего музея - собрать сведения о спортсменах, туристах, тех, кто воевал и кто был свидетелем войны. В большинстве своем уже ушедших от нас. Об этих людях стоит написать отдельно - они этого заслуживают, так как много сделали для пропаганды и развития туризма в нашей стране.

Еще А. В. Сухомлинский говорил об этом: «.воспитывают не знания, не слова, не прекрасные беседы, а действия самих учащихся, направляемые умным, добрым и справедливым учителем».

Собирая материал по Горному Алтаю, выяснили, что Алексей Иванович Скур-латов (Болгарии русский солдат) лыжную подготовку в 1941 г. проходил в Казани у Василия Александровича Бекасова (1898-1975). Именно этот воин олицетворял об-

раз русского солдата-освободителя при создании знаменитого памятника советским воинам, воспетого в известной песни композитора Э. Колмановского на слова поэта К. Ваншенкина «Алеша». А. И. Скурлатов родился в селе Налобиха Косихинского района Алтайского края. Служил в отдельном лыжном батальоне (10-й отдельный лыжный батальон 922-го полка 250-й стрелковой дивизии).

Косихинский район Алтайского края богат знаменитыми людьми. Он подарил миру известных на всей планете поэта Роберта Ивановича Рождественского, взрастил и воспитал Германа Степановича Титова, покорившего космические просторы вслед за Юрием Гагариным. В 1942 г. за успешную подготовку лыжников-десантников В. А. Бекасову присваивается звание «Заслуженный мастер спорта».

Стержнем нашей экспозиции являются заслуженные путешественники России, мастера спорта СССР и России, чемпионы Советского Союза, России по спортивному туризму, знаменитые спортсмены. Фонд музея пополняется экспонатами ветеранов туризма, в частности стоит отметить мастеров спорта, заслуженных путешественников России Ш. С. Галева, А. Х. Габидуллина, В. Н. Крылова. Часть письменных и вещественных источников по истории туризма находится на стендах, другая часть собранного материала систематизирована в тематических папках. Музейную экспозицию составляют туристские маршруты родного края и СССР, личные архивные материалы, фотографии, туристское снаряжение известных туристов республики. Название клуба определяет главное направление нашей деятельности - туризм: образовательная и воспитательная деятельность средствами туризма и экскурсий.

Наша экспозиция, созданная в образовательном учреждении «Простор», изучает главным образом историю туризма в республике по архивным и новым данным создана впервые. Говоря об актуальности профиля, направления и тематики деятельности, хочется подчеркнуть, что представляется важным обращение к прошлому, истории туризма родного края, потребность потомков обратиться к светлой памяти спортсменов-туристов, инструкторов по туризму. Общение, встречи с ветеранами, участие в различных районных, городских и республиканских конференциях, походах и экспедициях увеличивает интеллектуальный потенциал детей, развивает их духовно, формирует нравственный облик гражданина и человека.

Вот что сказал на встрече с ветеранами, посвященной 95-летию детского туризма в стране, мастер спорта международного класса по туризму, заслуженный мастер спорта России, многократный чемпион России, председатель Федерации спортивного туризма РТ И. З. Хайруллин: «Уходят из жизни знаменитые спортсмены-туристы, с ними теряется история их достижений. Сегодня основная задача -сохранить для потомков эти ценные мгновения, спортивные вершины их успеха. Надо собрать анкетные данные ветеранов и инструкторов по туризму. Восстановить данные об их спортивных достижениях, провести учет всех мастеров спорта по туризму в республике. Вся собранная информация должна лечь в основу книги "Ветераны спортивного туризма РТ", создать музей истории туризма. Задача эта трудная, так как предстоит перекопать целый пласт истории и упорядочить все эту информацию, но в то, же время очень благодарная».

В нашем клубе поиском и сбором краеведческого материала, учетом и хранением собранных документов, предметов, материалов, их научной поверкой, систематизацией и методической обработкой, оформлением и экспонированием материалов занимаются и участники походов, также к этой работе привлекаю детей с ограниченными возможностями здоровья, временно освобожденных от уроков физкультуры. В дни, когда погода не позволяет вывести учащихся на природу, на практических занятиях большим подспорьем становится Интернет, а перспективы его использования в нашей работе неограниченны. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества. Музейная экспозиция обладает большим

образовательно-воспитательным потенциалом, так как сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания детей в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач нашего клуба.

Особенностью нашей экспозиции является то, что экспозиция обновляется каждые 3-4 года, поскольку дети занимаются в клубе 3-4 года. Обновлению экспозиции способствуют выставки к памятным спортивно-туристским датам Республики Татарстан, России. Роль таких выставок заключается, во-первых, в том, что они становятся частью широкого общественного празднования памятной даты, во-вторых, являются своеобразным отчетом нашей экспозиции о поисково-исследовательской, фондовой работе и деятельности кружка. Дети на занятиях занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории туризма в Республике Татарстан, туристского снаряжения, документов, протоколов соревнований и слетов, афиш и туристских значков, книг, марок, фотографий. В ее основе лежит самостоятельная поисковая работа, направленная на приобретение новых знаний. Она способствует формированию опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру. Музейные стенды, являясь неформальным учебным подразделением нашего учреждения, выступают и как своеобразная часть музейной сети республики. Собранные материалы и их хранение ведутся в соответствии с общими правилами учета и хранения музейных фондов.

Музейные экспозиции выполняют не только учебно-воспитательные функции, но формируют практические навыки ведения исследовательской работы, развивают инициативу, общественную активность детей, предоставляют большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы кружковцев, поддержки творческих способностей детей, формирования интереса к отечественному спортивному туризму и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств и культуры края, гордость за свое Отечество, образовательное учреждение, семью, т. е. чувство сопричастности к прошлому и настоящему малой родины. Вслед за изучением истории туризма кружковцы ведут большую работу по учету, классификации, описанию музейных предметов, собранных юными краеведами, составлению инвентарных книг, подготовке карточек.

Музей образовательного учреждения, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором гражданско-патриотического воспитания и связующей нитью между другими учреждениями и общественными организациями. Дает уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области спортивного туризма. Прошлое не исчезает бесследно. Оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования.

В нашей экспозиции, в отличие от других школьных музеев, превалирует учебно-воспитательное и гражданско-патриотическое начало, так как его аудиторией являются кружковцы, которые пришли в клуб заниматься туристско-краеведческой деятельностью в свободное от учебы время. Для этого имеются все условия - специализированный спортивный зал, участие в дальних сложных походах, конференциях, соревнования и экскурсии. К сожалению, сегодня далеко не везде созданы необходимые условия для занятий. Основная задача учителей, педагогов и родителей - создать условия для свободного развития физических и духовных сил подростка, руководствуясь возрастными потребностями и интересами детей.

Своей экскурсионно-просветительской деятельностью наши стенды позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, умения и навыки кружковцев, преобразовать их в соответствующие убеждения. Этому способствуют два принципиально

важных фактора: во-первых в центре нашей экспозиции всегда находятся подлинники истории туризма; во-вторых, проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства подростков. В наше неспокойное сложное время клуб «Родник» остается неким островком нравственности, духовности, гражданственности, где кружковцы приобщаются к вечным человеческим ценностям, познают историю, свои корни.

Происходит обучение и воспитание, пропаганда знаний о туристско-спортивной истории края, которая ведется на основе подлинных документов и экспонатов. Именно подлинность музейной информации придает полученным здесь знаниям особую убедительность и достоверность. Воспитательная и образовательная роль музейной экспозиции многократно возрастает благодаря сотрудничеству со школами района, по развитию в рамках туристско-краеведческого движения школьников «Отечество», это особая форма деятельности обучающихся, в которой краеведение и туризм гармонично сочетается с выполнением практических заданий. Организация и проведение поисковых путешествий и походов, различные формы собирательской деятельности приводят в конце концов к созданию содержательного музея истории спортивного туризма родного края. Таким образом, можно сказать, что создание, развитие и сохранение музейной экспозиции зависит от нас. Как у каждой области, города, района, так у каждого образовательного учреждения есть своя история. Дети - продолжатели, распространители культурных и исторических традиций малой родины.

Важно так организовать занятия, чтобы интерес к ним не угасал. Здесь следует знать, что ребенок очень нуждается в постоянной оценке своей деятельности. Он должен видеть результаты своего труда: сам убеждаться в том, что стал дальше прыгать, быстрее бегать, метать. Пусть он все время побивает рекорды, одерживает победы. Но только сам над собой. Занимаясь с ребенком, не следует останавливаться на том, что он уже усвоил. Надо постоянно увеличивать количество и темп выполняемых заданий и упражнений!

В связи со значительным улучшением материальной базы, спортивного и туристского инвентаря в школах и возросший уровень географии детского туризма потребовал более качественного обучения учащихся навыкам и умениям. Включение туристского похода и туристских навыков в новый комплекс ГТО потребовало от учителей пересмотра образовательных программ по подготовке юных туристов и круглогодичной их тренировки.

«Физическое образование ребенка есть база для всего остального.

Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения» (А. В. Луначарский).

Занятия туризмом обогащают внутренний мир обучающихся. В процессе занятий у ребят формируются и развиваются ряд познавательных и творческих способностей и навыков.

Работа учителя с юными туристами - это сложный процесс. Он требует от учителя личностного роста, знаний в области психологии, тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Это труд, требующий огромных душевных, эмоциональных и физических затрат, но, несомненно, приносящий удовлетворение.

Возможно, ребенок не свяжет свою жизнь с туризмом, спортом и другими схожими профессиями. Но именно она может стать пространством для его личностного роста.

В последнее время со своими кружковцами занимаюсь составлением маршрутов в окрестностях г. Казани по сдаче норм ГТО по туризму с проверкой туристских навыков (ГТО: подготовка и проведение // Спорт в школе. 2015. № 9). Работать в

этом направление меня побудило желание дать детям возможность для разностороннего развития и подготовки к самостоятельной жизни. Нацелить их на активное освоение окружающего мира от своей малой родины до окраин Отечества. И я думаю, что туризм - мой образ жизни.

Юные туристы на маршруте

Н. Е. Нестерчук

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ПРИ ГИПОТОНИИ

В статье обосновано положительное влияние средств физической реабилитации на улучшение субъективных показателей уровня здоровья при гипотонии. Дан алгоритм использования средств физической реабилитации преподавателями университета с гипотонией и приведена его эффективность.

Ключевые слова: гипотония, реабилитация, алгоритм.

164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.