Научная статья на тему 'Профильное обучение и платные дополнительные образовательные услуги в образовательных учреждениях'

Профильное обучение и платные дополнительные образовательные услуги в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PAID ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES / PROFILE PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевалдина Е. И.

В статье предпринята попытка дать анализ качественным и количественным показателям, характеризующим уровень предоставления платных образовательных услуг в образовательных учреждениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFILE EDUCATION AND PAID ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES AT EDUCATIONAL INSTITUTIONS

This article attempts to analyze qualitative and quantitative indicators, which characterize levels of provision profile education and paid additional educational services at educational institutions.

Текст научной работы на тему «Профильное обучение и платные дополнительные образовательные услуги в образовательных учреждениях»

И теперь с учетом коэффициента результатив- выплат 7-го преподавателя соответствующей квали-иости научной деятельности ППС кафедры получим фикации (табл. 8). следующие размеры планируемых стимулирующих

Таблица 8

Размеры планируемых стимулирующих выплат /-го преподавателя соответствующей квалификации

ФИО Квалификационная степень преподавателя При использовании коэффициентов весомости /'-ю вида научной деятельности

Иванов Профессор 9 526,85

Петров Профессор 8 293,47

Сидоров Профессор 15 655,24

Хохлов Доцент 6 549,71

Смирнов Доцент 15 800,97

Котов Доцент 7 618,89

Андреев Доцент 9 645,94

Григорьев Старший преподаватель 5 109,07

Захаров Старший преподаватель 10 880,54

Волков Старший преподаватель 10 919,31

Выводы:

1. Была разработана, построена и предложена модель повышения результативности научной деятельности профессорско-преподавательского состава посредством перераспределения учебной нагрузки между преподавателями кафедры в соответствии с их вкладом в научно-методическую и научно-исследовательскую деятельность.

2. Также была построена модель, позволяющая распределить имеющийся объем денежных ресурсов между преподавателями, определены требования и показатели, приняты допущения и решен тестовый пример. Актуальность и практическая значимость работы определяется тем, что российская система образования сейчас находится в процессе реформирования, повышаются контроль и требования к качеству научной работы. Добиться повышения качества можно

в том числе рациональным распределением имеющихся денежных средств между преподавателями путем интеграции разработанной модели в информационно-управляющую систему вуза или кафедры.

Вычисленные размеры выплат являются рекомендательными, и, конечно же, итоговый размер выплат определяет руководство, исходя из научной работы преподавателя и квалификационного потенциала.

Список литературы:

1. Новиков Д.А. Модели и механизмы управления научными проектами в вузах / Д.А. Новиков, А.Л. Суханов. - М.: Институт управления образованием РАО, 2005. - 80 с.

2. Новиков Д.А. Стимулирование в организационных системах / Д.А. Новиков. - М.: Синтег, 2003. - 312 с.

100=

Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. № 1 (3), 2013

Шевалдина Е.И.

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Региональная экономика и управление» Уфимского государственного университета экономики и сервиса,

Россия, г. Уфа

УДК 37.014.543.1-027.551 (470.57-25)

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПЛАТНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В статье предпринята попытка дать анализ качественным и количественным показателям, характеризующим уровень предоставления платных образовательных услуг в образовательных учреждениях. Ключевые слова: платные дополнительные образовательные услуги, предпрофильная подготовка.

PROFILE EDUCATION AND PAID ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES AT EDUCATIONAL INSTITUTIONS

This article attempts to analyze qualitative and quantitative indicators, which characterize levels of provision profile education and paid additional educational services at educational institutions.

Key words: paid additional educational services, profile preparation.

В соответствии с п. 4 ст. 50 Закона Российской Федерации «Об образовании» обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.

Под платными дополнительными образовательными услугами, оказываемыми государственными и муниципальными школами, понимаются образовательные услуги, предоставление которых обучающемуся не предусмотрено общеобразовательными программами и государственными образовательными стандартами, финансируемыми из бюджета.

Дополнительные услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета, и осуществляются за счет внебюджетных средств (средств спонсоров, благотворителей, жертвователей, юридических и физических лиц, в том числе родителей обучающихся).

В ходе проведения выборочных проверок по оказанию платных образовательных услуг в учреждениях образования Калининского района было установлено, что платные дополнительные образовательные услуги предоставляются школам с целью удовлетворения образовательных потребностей обучающихся

и их родителей. Платные образовательные услуги на сегодняшний день могут оказывать и оказываются в школах № 51, 52, 56, 58, 60, 68, 78, 105, 111, 118, 121.

В средних общеобразовательных школах (СОШ) № 51, 121, 131 предоставляются платные дополнительные услуги Уфимского государственного нефтяного технического университета. С этой целью в данных школах укомплектованы классы У ГНТУ средней наполняемостью 25 человек. Занятия в таких классах проводятся во внеучебное время, а именно по субботам, так как в данных школах введена пятидневка. Занятия по математике и физике проводят преподаватели из УГНТУ.

Во всех образовательных учреждениях оказание платных дополнительных образовательных услуг осуществляется в соответствии с «Правилами оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного общего образования», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 года № 505 [1, с. 1] и приказом Министерства образования РФ от 31 июля 2001 года№ 2846, положением о порядке оказания платных дополнительных образовательных услуг в образовательных учреждениях г. Уфы, утвержденным Президиумом горсовета 29 декабря 1999 года, и методическими рекомендациями по предоставлению платных дополнительных образовательных услуг, подготовленными Министерством образования Республики Башкортостан.

Во всех образовательных учреждениях разработаны и утверждены Положения об оказании платных образовательных услуг [2, с. 1].

Предоставление услуг происходит на основании заключения договора персонально с родителями обучающихся (заказчиками). В договорах предусмотрены характер оказываемых услуг, обязанности сторон, размер и условия оплаты предоставляемых услуг, срок действия договора.

Оплата за предоставляемые платные дополнительные образовательные услуги производится родителями через отделения Сбербанка, почтовые отделения, банк «УралСиб».

В ряде школ (СОШ № 68, гимназия № 121) разработано и действует положение о предоставлении льгот по оплате детям из многодетных и малообеспеченных семей, опекаемым детям и детям работников образовательного учреждения.

На основании заключенных договоров с родителями издаются приказы об организации работы по оказанию платных услуг, о привлечении работников к этой деятельности на основании договора (трудового соглашения), о распределении часов, определении ставок работников.

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 года № 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения обучающихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего полного общего образования» отделом образования ведется целенаправленная работа по переходу на профильное обучение.

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

В связи с этим профильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки обучающихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования.

В рамках предпрофильной подготовки проводятся элективные курсы, например:

• в лицее № 60 - курс технического черчения в 8-9-х классах (программа Л.А. Дьяченко, утверждена НИМЦ ГУНО);

• в гимназии № 121 - курсы по математике в 9-х классах: «Линейные уравнения с параметрами», «Упорядоченные структуры на плоскости», «Основы тригонометрии»; курс по информатике в 9-м классе «Алгоритмизация и программирование»; курс по биологии в 9-м классе «Здоровье в твоих руках».

В связи с введением профильного обучения на старшей ступени общего образования при проведении Государственной (итоговой) аттестации выпускникам 9-х классов предлагается сдавать экзамены из числа «по выбору» по профилирующим предметам обучения в 10-м классе.

Таблица 1

Информация о введении профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования,

Калининского района городского округа город Уфа в 2009/2010 учебном году

Наименование ОУ реализующих программы среднего (полного) общего образования с профильным обучением Кол-во реализуемых профилей обучения Количество обучающихся в профильных классах (чел.)

Физ.-мат. Физ.-хим. Хим.-биол. Биол.-геогр. Соц.-гуман. Соц.-экном. Филология Агротехнологач. Худ.-эстет. Обор.-спорт. Инф.-технич. Универс. Другие ВСЕГО

МОУ СОШ № 56 11 227 227

МОУ СОШ № 58 22 225 225 550

МОУ лицей № 60 11 229 229

МОУ СОШ № 68 11 225 225

МОУ СОШ № 70 11 225 225

МОУ СОШ № 78 11 441 441

МОУ гимназия № 105 11 552 552

МОУ башкирская 22 115 330 445

гимназия № 140

Всего 110 198 771 225 2 294

102

Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. № 1 (3), 2013

Также для введения профильного обучения некоторыми школами привлекаются дополнительные образовательные ресурсы (таблица 2):

Таблица 2

Привлечение дополнительных образовательных ресурсов

№ Наименование учреждения Направление сотрудничества (разработка и проведение курсов по выбору, привлечение педагогов, ППС, профильная и предпрофильная ориентация) Наименование привлеченных к сотрудничеству ОУ доп. или проф. образования, УПК, МУК и т. д., др. ведомства Пояснения

1 МОУ лицей № 60 Привлечение педагогов вузов, профориентация обучающихся БГУ, БГПУ, УГАТУ, УГНТУ, Центр образования № 67

2 МОУ гимназия № 105 Проведение курсов физики, математики БГАУ, кафедра физики По программе ЗФТШ при МФТИ им. Баумана

3 МОУ гимназия № 111 Дистанционные курсы Центр дистанционного образования «Эйдос»

4 МОУ гимназия № 121 - Разработка и проведение курсов по выбору; - индивидуальная работа с учащимися над исследовательским проектом по выбранному профилю; - организация внешкольной спортивно-оздоровительной, культурной и познавательной деятельности детей, связанной с развитием личности ребенка; - информационно-просветительская работа с родителями Район: СЮТ, ЭБЦ, ЦДГ, спортклуб им. Н. Гастелло, МГОУПУ им. Шолохова Город: БШМУ, БГАУ, БГУ, УГАТУ, городской ЭБЦ, республиканская юношеская газета «Экорост» Учителями гимназии разработаны дополнительные курсы для 9-х классов по математике, информатике, физике. Работают группы «Коллективный учению> при МФТИ по математике и физике, дистанционные Роботландские турниры по информатике

В рамках предпрофильной подготовки с родителями и учащимися ведется информационная работа. Это проведение родительских собраний и разъяснений целей и форм организации профильного обучения и предпрофильной подготовки; проведение анкетирования восьмиклассников для изучения их образовательных запросов и определение набора курсов по выбору; консультирование учеников; заключительное анкетирование девятиклассников для определения выбранного профиля; набор в 10-11-е классы по трем основным принципам: социальному заказу родителей, решению педагогического совета по результатам итоговой аттестации выпускников 9-х классов и тестированию вновь прибывших обучающихся по основным предметам профилизации.

В общеобразовательных учреждениях района информационная работа с учащимися и родителями об образовательных возможностях школы прово-

дится в течение всего учебного года. На педагогических советах, научно-практических семинарах отдел образования ведет целенаправленную работу по повышению квалификации педагогических кадров в связи с переходом старшего звена школы на профильное обучение.

Список литературы:

1. Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования».

2. Приложение № 1 к Распоряжению главы Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 октября 2009 г. № 1101-р «Положение об отделе образования Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.