Научная статья на тему 'Образовательное партнерство учреждений общего и профессионального образования: проблемы и решения'

Образовательное партнерство учреждений общего и профессионального образования: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБЩЕЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / EDUCATIONAL PARTNERSHIP / GENERAL AND VOCATIONAL EDUCATION / NETWORK ORGANIZATION OF SCHOOL EDUCATION / MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленко Н.В.

В статье обоснована значимость образовательного партнерства учреждений общего и профессионального образования в повышении качества образования и формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению; рассмотрены его цели, функции, механизмы реализации, формы сотрудничества, условия эффективности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the importance of educational partnership of institutions of general and vocational education in improving the quality of education and the formation of readiness of students for professional self-determination is grounded; its objectives, functions, mechanisms of implementation, forms of cooperation, efficiency conditions are considered.

Текст научной работы на тему «Образовательное партнерство учреждений общего и профессионального образования: проблемы и решения»

44

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

П Е Д А Г А Г І Ч Н Ы Я Н А В У К І

УДК 373.6

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Н. В. Зеленко

доктор педагогических наук, профессор,

зав. кафедрой теории и методики профессионального образования Армавирской государственной педагогической академии

В статье обоснована значимость образовательного партнерства учреждений общего и профессионального образования в повышении качества образования и формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению; рассмотрены его цели, функции, механизмы реализации, формы сотрудничества, условия эффективности.

Ключевые слова: образовательное партнерство, общее и профессиональное образование, сетевая организация профильного обучения, моделирование.

Введение

Новый экономический уклад, появление рынков труда, капитала, интеллектуальных и образовательных услуг в корне меняют всю систему подготовки кадров. В этих условиях все более актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между образовательными учреждениями, повышается роль «взаимопроникновения» профессионального обучения и общего образования, обусловливающего необходимость координации потребностей в общем и профессиональном образовании, осуществляемой через содержание образования, формы и методы обучения, что предполагает интеграцию общего и профессионального знания, теории и прикладных умений, знаний и деятельности на новой основе [1].

Результаты исследования и их обсуждение

Значимую роль в системе «общее образование - профессиональное образование» играет профильное образование, обеспечивающее допрофессиональную подготовку на базе учебных центров, а также связь общеобразовательной школы с колледжами и вузами. В этих условиях явными преимуществами обладает сетевая организация профильного обучения, представляющая собой самоорганизующуюся полицентричную систему, обеспечивающую на основе равноправных взаимоотношений учреждений-участников сети функциональное согласование процесса формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Муниципальные сети профильного обучения могут быть представлены как кустовые сети (с разными видами ресурсных центров); как самостоятельные объединения школа - вуз, школа - технический лицей/колледж; либо как межшкольные объединения (от 2-3 до нескольких десятков школ).

Особенностью сетевой организации профильного обучения является координация усилий организаций-участников сети для создания условий, способствующих достижению целей профильного обучения. Преимущества взаимодействия учреждений общего и профессионального образования, ориентированного на создание условий для формирования образовательного пространства профильного обучения, обусловлены наличием объективных оснований их интеграции. К ним относятся единство педагогических и организационно-управленческих целей, взаимодополняемость содержания общего и дополнительного образования, сетевые технологии и формы организации образовательного процесса, расширяющие возможности его ресурсного обеспечения.

В процесс исследования мы пришли к выводу, что наличие преемственности служит основой развития образовательного партнерства и кооперации старшей ступени школы с учреждениями профессионального образования как комплексной технологии осуществления

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

45

пролонгированной образовательной, педагогической и психологической помощи и особой культуры поддержки обучаемых в решении задач профессионального самоопределения в условиях довузовской подготовки. Был сделан вывод о необходимости развития образовательного партнерства учреждений общего и профессионального образования, направленного на поддержку профессионального самоопределения старшеклассников. Образовательное партнерство учреждений общего и профессионального образования в системе сетевой организации профильного обучения актуализирует проблему развития разносторонних договорных отношений заинтересованных юридических и физических лиц и должно строиться на позициях преемственности целей, содержания, форм, методов, средств учебно-воспитательного процесса.

В основу образовательного партнерства учреждений общего и профессионального образования в системе сетевой организации профильного обучения положены принципы гуманистической направленности взаимодействия, демократизма, педагогического оптимизма, деятельностного характера взаимодействия, систематичности и последовательности сотрудничества, учета образовательных особенностей.

В качестве последних в системе сетевой организации профильного обучения мы рассматриваем факторы, обусловливающие ориентацию на сетевое сотрудничество, как на наиболее перспективную форму организации профильного обучения: дефицит ресурсов у отдельных школ для введения профильного обучения собственными силами; риск перевода профильного обучения в углубленное при несетевых формах организации; специфика сельской школы в современной России; географическая неоднородность в представленности профилей (специализаций) старшей ступени общего образования; накопление первичного опыта сетевого образования в России.

Нами накоплен определенный опыт по созданию модели (рисунок) образовательного партнерства учреждений общего и профессионального образования в системе сетевой организации пшсЬильного обучения на базе МОУ СОШ № 4 г. Тимашевска Кгаснодаоского коая Г2].

Лицей

Красно дар ский колледж электронного при боро стро ения

Таганрогский

радиотехнический

университет

Н ов очеркасский колледж пищевой промышл енн о сти

Луганская академия пищевой промышленности

Донской государственный технологический университет

Красн о дарений г о сударств енный гуманитарнотехнологический колледж

г

Красн одарский г о сударств енный п о литехнический университет

Кубанский г о сударств енный университет

Пашковский сельскохозяйственный колледж

Кубанский государственный аграрный университет

Рисунок - Модель образовательного партнерства учреждений общего и профессионального образования

46

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Проводимые педагогические, социологические исследования, направленные на выявление результативности профильного обучения, позволили сделать вывод о преимуществах сетевой профилизации и необходимости внедрения политики образовательного партнерства во взаимоотношениях между образовательными учреждениями различных уровней. При этом наиболее существенной проблемой при выборе номенклатуры профилей является определение образовательного заказа к школе со стороны региональной экономики и установление соответствующих партнерских отношений.

Исследования показали, что при разработке модели профильной школы целесообразно учитывать и вопросы изменения видовой номенклатуры школ, финансирования и наличие платных образовательных услуг. В соответствии с поставленной проблемой были определены особенности педагогического взаимодействия образовательных учреждений и образовательных служб и содержания обучения, воспитания и развития на каждой из ступеней, избрано стратегическое направление развития - социализация и профилизация образовательной системы, решаемое в комплексе «детский сад - школа - ССУЗ - ВУЗ».

На основе анализа научной литературы нами были разработаны концептуальные основы образовательного партнерства учреждений общего и профессионального образования, в соответствии с которыми образовательное партнерство основывается на:

- заинтересованности каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения образовательных проблем;

- объединении усилий и возможностей каждого из партнеров для их реализации;

- конструктивном сотрудничестве между сторонами в разрешении спорных вопросов;

- стремлении к поиску реалистичных решений образовательных задач, а не к имитации такого поиска;

- взаимоприемлемом контроле и учете интересов каждого из партнеров;

- правовой обоснованности «кооперации», предоставляющей выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия.

Структурными единицами управляющей системы профильного обучения в условиях образовательного партнерства являются: директор школы, представители учреждений среднего и высшего профессионального образования, представитель службы занятости, председатель управляющего совета.

Выявленные теоретический и организационно-методический потенциалы были положены нами в основу создания модели образовательного партнурства учреждений общего и профессионального образования в системе сетевой организации профильного обучения.

Предложенная нами модель образовательного партнерства учреждений общего и профессионального образования в системе сетевой организации профильного обучения состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: цели и субъектов, реализующих эту цель (администрация школы, учителя, представители профессионального образования, учащиеся и их родители), функций, механизмов реализации, содержания совместной деятельности учреждений общего и профессионального образования.

Целью образовательного партнерства учреждений общего и профессионального образования в системе сетевой организации профильного обучения является объединение усилий по оказанию помощи выпускникам школ в осознанном выборе профиля обучения с учетом их профессиональных предпочтений и образовательного заказа.

К функциям образовательного партнерства учреждений общего и профессионального образования в системе сетевой организации профильного обучения мы отнесли следующие:

- проектирование работы;

- обновление учебно-методической и материально-технической базы образовательного учреждения с учетом задач профильного обучения;

- определение критериев готовности школьников к профильному обучению, сотрудничество в реализации программы предпрофильного обучения;

- обеспечение организационно-педагогических условий для осознанного выбора учащимися профиля обучения.

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

47

Механизм реализации образовательного партнерства учреждений общего и профессионального образования в системе сетевой организации профильного обучения основывается на:

- нормативно-правовом обеспечении;

- кадровом обеспечении;

- научно-методическом и программно-методическом обеспечении;

- учебном и материально-техническом обеспечении.

В качестве оптимальных форм совместной деятельности учреждений общего и профессионального образования, составляющих ее содержание, мы выделили: привлечение представителей профессионального образования к осуществлению профориентационной работы; участие в разработке нормативно-правовой и учебно-программной документации; участие в разработке содержания и организации учебного процесса; привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности в условиях профессионального образования (школьные академии, семинар, дискуссия, симпозиум, тренинг); контроль качества образования через привлечение образовательных партнёров к формированию стратегии развития учебного заведения; участие партнёров в практическом обучении учащихся профильных классов с предоставлением собственной учебной базы, интеграция учебных заведений, зачисление учащихся в профильные классы по выбранной профессии; предоставление обучающимся льгот при поступлении; оперативное реагирование на потребности рынка труда, расширение специальностей и ориентация на востребованные специальности.

Главное отличие перечисленных выше форм от традиционных заключается в том, что в ходе их применения представители профессионального образования выступают полноправными субъектами педагогического процесса, заинтересованными в повышении качества профильного обучения в школе, если при этом обеспечены соответствующие организационно-педагогические условия.

На основе проанализированных источников и личного опыта мы выделили в качестве ведущих следующие условия эффективности реализации образовательного партнерства учреждений общего и профессионального образования в системе сетевой организации профильного обучения:

- совместная заинтересованность ОУ, входящих в сеть, для достижения конечных результатов сотрудничества;

- равноправный и долговременный характер отношений между ОУ - партнерами;

- совместное использование ресурсов партнерами;

- возможность осуществления перемещений учащихся и (или) учителей ОУ, входящих в сеть;

- наличие в сети различных учреждений и организаций, предоставляющих учащимся действительную возможность выбора, обеспечивающих максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся старших классов;

- экономическая эффективность сетевого взаимодействия; возможность организации зачета результатов по учебным курсам и образовательным программам, освоенным учащимися в ОУ, входящих в сеть.

Вместе с тем нами сделан вывод о том, что, создавая условия для превращения партнеров в заинтересованных и активных участников педагогического процесса, школа должна взять на себя ведущую роль в организации образовательного партнерства.

Педагоги направляют и поддерживают стремление учеников и их родителей в осуществлении осознанного выбора дальнейшей образовательной траектории, формулируя задачи и содержание предпрофильного обучения, выступая инициатором содружества с учреждениями профессионального образования, организуя совместные мероприятия учебного и досугового характера.

В целом, сравнительный анализ показателей результатов образовательного партнерства учреждений общего и профессионального образования в системе сетевой организации профильного обучения в традиционном и профильном классе подтверждает эффективность разработанной нами модели.

Анализ показал, что:

- выросло число выпускников, продолжающих свое образование в соответствии с выбранным профилем;

48

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

- многопрофильное обучение позволяет каждому ученику самостоятельно выбирать интересующие его предметы (базовые, профильные, специализированные) из числа предложенных школой;

- профильное обучение, реализуемое через образовательную область «Технология», дает возможность выпускникам получать основные навыки по ряду профессий. Оно осуществляется на базе ресурсного центра (МОУ СОШ № 4 г. Тимашевска);

- образовательное партнерство школы с профессиональными учебными заведениями, а также службами занятости позволяет сохранять единое образовательное пространство и лучше решать проблемы образовательной адаптации и самоопределения выпускников.

Выводы

Подводя итоги, мы сделали вывод о том, что образовательное партнерство учреждений общего и профессионального образования позволяет обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования; создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями; расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Литература

1. Бабурин, С. Н. Социальное партнерство в современном российском образовании / С. Н. Бабурин // Национальные интересы : электрон. журн. [Электронный ресурс]. - 2005. - № 1. - Режим доступа : URL: http://www.ni-joumal.ru/archive/2005/n1_05/5324690e/ff42ea8f. - Дата доступа : 25.01.13.

2. Зеленко, Н. В. Теория и практика организации профильного обучения в МОУ СОШ № 4 г. Тимашевска / Н. В. Зеленко, И. Г. Жадан // Проблемы и перспективы профильного обучения в современной школе Северо-Кавказского региона : сб. ст. / науч. ред. К. А. Паладян ; отв. ред. Е. А. Плужникова. - Армавир : РИО АГПА, 2011. - С. 14-17.

Summary

In the article the importance of educational partnership of institutions of general and vocational education in improving the quality of education and the formation of readiness of students for professional self-determination is grounded; its objectives, functions, mechanisms of implementation, forms of cooperation, efficiency conditions are considered.

Keywords: educational partnership, general and vocational education, network organization of school education, modeling.

Поступила в редакцию 15.02.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.