Научная статья на тему 'Теоретическая модель организации студенческого самоуправления в высшем колледже'

Теоретическая модель организации студенческого самоуправления в высшем колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т. А. Парафиянович, А. И. Жук

В статье рассматривается теоретическая модель организации студенческого самоуправления как условие личностно-профессионального становления обучающихся в высшем колледже. Представленная модель разработана с учетом личностно-ориентированного, системно-деятельностного, компетентностного, культурологического подходов к организации студенческого самоуправления. Охарактеризованы целевой и методологический блоки принципов, содержательный, технологический, ресурсный, результативный блоки разработанной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the theoretical model of student self-governing organization as a condition of Individual and professional development of the students of higher college. The presented model is developed considering individually oriented, systematically active, competent, cultural studies approach to the organization of student self-government. Objective, methodological, principles block, contents, technological, resource, effective blocks of the developed model were characterized in the article.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель организации студенческого самоуправления в высшем колледже»

68

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

УДК 37(6)

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В ВЫСШЕМ КОЛЛЕДЖЕ

Т. А. Парафиянович

соискатель ученой степени кандидата наук кафедры психологии и педагогического мастерства ГУО «РИВШ», проректор по воспитательной работе УО «МГВРК».

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор, первый заместитель Министра образования РБ А. И. Жук

В статье рассматривается теоретическая модель организации студенческого самоуправления как условие личностно-профессионального становления обучающихся в высшем колледже. Представленная модель разработана с учетом личностно-ориентированного, системно-деятельностного, компетентностного, культурологического подходов к организации студенческого самоуправления. Охарактеризованы целевой и методологический блоки принципов, содержательный, технологический, ресурсный, результативный блоки разработанной модели.

Введение

В соответствии с гуманистической парадигмой организация процесса воспитания в вузе предусматривает создание необходимых условий для самостоятельного выбора обучающимися индивидуальных траекторий личностно-профессионального становления и саморазвития [1]. В нашем исследовании мы рассматриваем организацию студенческого самоуправления как необходимое условие, фактор личностно-профессионального становления будущих специалистов. Изучив деятельность существующих моделей организации студенческого самоуправления вузов, на основе собственного опыта и метода моделирования как универсального, применяющегося в научных исследованиях при изучении сложных явлений, мы предлагаем авторскую теоретическую модель организации студенческого самоуправления в высшем колледже.

В. В. Краевский в наиболее общем виде под моделью понимает систему, которая, отражая или воспроизводя некоторые стороны, связи, функции объекта исследования, способна замещать его с целью получения новой информации [2]. Моделирование в педагогике способствует усилению ее научно-теоретической функции и предполагает создание теоретической и нормативной моделей [2]. Главным признаком любой теоретической модели выступает наличие структуры, т. е. внутренней организации и взаимосвязи ее элементов. Построение теоретической модели осуществляется на основе ряда принципов - руководящих идей, которые определяют процесс организации студенческого самоуправления, обеспечивают его развитие, совершенствование и реализацию. Для эффективной организации студенческого самоуправления необходимо представлять и реализовывать на практике его теоретическую модель, которую мы понимаем как внутреннюю организацию, структурно-функциональную взаимосвязь входящих в нее блоков, своеобразную платформу, каркас, «обрамление» самоуправленческого процесса, внутри которого последовательно реализуется интеллектуально-творческий потенциал, интересы и способности обучающихся и осуществляется личностно-профессиональное становление будущих специалистов.

Результаты исследования и их обсуждениие

В современных научных разработках (В. В. Краевсий [2], А. Д. Лашук [3], [4], Д. А. Погонышева [5], О. С. Анисимов [6]) имеет место множество управленческих и критериальных моделей, отражающих наиболее существенные качества коллектива, ведущие факторы эффективного управления, в том числе закономерности организационного поведения. Наличие модели организации студенческого самоуправления и ее педагогическое сопровождение есть главное условие эффективной реализации управления личностно-профессиональным становлением будущих специалистов.

На основании теоретических положений и результатов нашего исследования мы разработали теоретическую модель организации студенческого самоуправления в высшем колледже (рисунок).

:=

= О

5 2

§ »о

ft

Социальный заказ - потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем сформированное™ личностно-социальных и профессиональных качеств (компетенций), способных проявить их в профессиональной и собственной жизнедеятельности

ель организации студенческого самоуправления - личностно-профессиональное становление будущих специалистов, формирование личностно-социальных и профессиональных качеств (компетенций) как интегрированный результат целостной профессиональной подготовки в вузе в соответствии с установленными образовательными стандартами и квалификационными характеристиками специалиста

Методологическая основа - гуманистическая образовательная парадигма

а ч § «о а *

Методологические подходы к организации студенческом) самоуправления

1. Личностноориентированный

3. Компетентностный 4. Культурологический

вэ

о

a I о 5 ч и

и Я с. с

га

Й И 5 о a к

В о о

о о О ©н о

&

:=

3

я

X

X v Я

н о в? с; Щ VO с. о

п

о

U

fcC £

I §

сЗ я

& 1-н оЗ

С

О й К Р ю Ь

I s

О CQ К

Д н о

ю й я

у О О

PQ 1) £2 *©< ё о 2 О-

& с я 2

Я

>>

2 о , I-Q

§1

CQ

о

§ я

ч я й о

Я 1:3 я

0

К g

§ и

н о

1 I к

Он Н

g I

— Он

и

Субъекты деятельности

Основные формы деятельности Методы и технологии

1 з? д . >> | а Щ 1 Он J2 П | & І | о Й р и 1" W п § й g 8.1 а я о о § g о а о ^ С р о- Э о о О && к Формы взаимодействия и партнерства (проекты, акции) Социально-педагогические формы (благотворительность, волонтерство) Мониторинг качества образования 1 Метод групповых дискуссий Метод личностной самореализации (НИРС, клуб, кружки, секции) 1 Технология 1 обучения актива 1 Проектная технология

:=

3

з g

О- с;

4>

га

Организационно -управленческие условия

Он

о

га

е

Педагогические условия

& s

I s

IЙ § s

CQ сЗ

£2 и СЗ о Рн 02

СЗ

а

ю

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

&

к ь

Он £ Р ©Н

внутренние

£

р

&

ю

!>-.

О

&

D

Я

Ю

и

ё 1

§ ё § PS

IS

&

о

S *

н Si Я

О s

& я

Результат:

сформированность личностно-профессиональных качеств (компетенций) обучающихся высшего колледжа

Личностно-социальные компетенции

ответственность; саморегуляция, личностная и предметная рефлексия; самосовершенствование; саморазвитие; самооценка (само-критичнсоть, требовательность к себе); самостоятельность; креативность (оригинальность, интеллектуальная активность); коммуникативность (внимательность, открытость, доброжелательность, чуткость, тактичность, сопереживание); профессиональноэтические компетенции (бесконфликтности, толерантности, эмпатии, позитивности); активность, энергичность, оптимизм

Профессиональные компетенции

целеполагание; организаторские способности, деловитость, инициатив ность, организованность, наблюдательность; умение управлять коллективом; применение знаний на практике; умение работать в команде; дисциплинированность; способность принимать решения

)

внешние

Рисунок 1.1 - Теоретическая модель организации студенческого самоуправления

70

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Теоретическая модель организации студенческого самоуправления включает в себя: целевой блок; методологический блок; блок принципов; содержательный блок; технологический блок; блок ресурсного обеспечения, состоящий из организационно -управленческих и педагогических (внешних и внутренних) условий; результативный блок. При этом целью организации студенческого самоуправления является личностно-профессиональное становление будущих специалистов, формирование личностно-социальных и профессиональных качеств (компетенций) как интегрированный результат целостной профессиональной подготовки в вузе в соответствии с установленными образовательными стандартами и квалификационными характеристиками специалиста. Стержневой основой действующих образовательных стандартов является компетентностный подход, который позволяет более точно сформулировать требования к выпускникам, их профессиональным и личностным компетенциям [7]. Целевой блок организации студенческого самоуправления ориентирован на выполнение социального заказа на подготовку специалистов, обладающих высоким уровнем сформированности личностно-социальных и профессиональных качеств (компетенций), способных проявить их в профессиональной и собственной жизнедеятельности.

Методологический блок основан на гуманистической образовательной парадигме, в рамках которой важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, а понятие «личность» становится приоритетным, причем развитие личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы личностных качеств и формирование их осуществляется на основании следующих подходов:

• личностно-ориентированного, который строится на гуманизации образования, развитии индивидуальности обучающихся через вовлечение их в деятельность студенческого самоуправления, расширении границ сотрудничества, партнерского взаимодействия педагогов и обучающихся;

• системно-деятельностного, предполагающего целостное построение, моделирование и организацию студенческого самоуправления в развивающей образовательной среде учреждения образования, позволяющего проводить анализ, проектирование личностного, социального, профессионального становления и развития обучающихся, которое определяется характером их практической деятельности, социальной активности;

• компетентностного, обеспечивающего ориентацию образования на личностную составляющую, студентоцентрированность, практикоориентированность; конструирование уровня профессионального образования определяется творческим и ответственным отношением обучающихся к обучению, индивидуальными способностями, опытом, мотивированным стремлением к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию, результатами образования в виде компетенций как критерия качества высшего образования;

• культурологического, в рамках которого уровень культуры учреждения образования, соответствующий современным нормам и принципам культуры, становится основой развития нового поколения образованных людей, исследование влияния организации студенческого самоуправления на личностно-профессиональное становление осуществляется через специфику деятельности, особенности взаимодействия педагогов и обучающихся, систему ценностей, основанных на традициях, преемственности, опыте, а также призму культуры и качества образования.

Блок принципов организации студенческого самоуправления строится на идеях, которые определяют закономерности построения процесса, обеспечивают его развитие, совершенствование, реализацию, включают в себя следующие принципы: гуманистичности, заключающийся в направленности студенческого самоуправления на интересы обучающихся, в создании максимально благоприятных условий для овладения ими социальным опытом, освоения избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, гражданских, нравственных, интеллектуальных качеств, которые обеспечивали бы ему социальную защищенность и комфортную жизнедеятельность; комплексности, предполагающий единство педагогического управления и партнерства в учебной и внеучебной деятельности, расширение условий для вовлечения обучающихся в принятие общих управленческих решений, интеллектуально-творческую и научно-исследовательскую деятельность, т. е. включение обучающихся во все виды (формальное, неформальное) образования; системности, построенный на взаимосвязи целого и частей, выражающейся в иерархической организации студенческого самоуправления, которая рассматривается как система, не сводимая к сумме элементов,

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

71

обладающих структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре; целостности, предполагающий стремление к достижению единства и завершенности структурных компонентов, входящих в студенческое самоуправление, наряду с соблюдением формата индивидуальности и персонификации деятельности; культуросообразности, подразумевающий, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях, преемственности, приобщении обучающихся к различным пластам культуры, традициям высшего колледжа и студенческого самоуправления; научности, опирающийся на теоретические положения современных педагогических концепций и представления о сущности, движущих силах и закономерностях процесса становления и развития личности обучающегося, включенного в организацию студенческого самоуправления; субъектности, представляющий собой интегральное социально-психологическое качество, сознательную деятельность личности и деятельное отношение к себе и миру, которые, будучи взаимообусловленными, определяют степень субъектного воздействия (взаимодействия) на развивающую образовательную среду и организацию студенческого самоуправления в частности; педагогической поддержки организации студенческого самоуправления, предполагающий создание организационно-управленческих условий для личностно-профессионального становления будущих специалистов, процесс личностного и социального взаимодействия преподавателя и обучающихся, осуществляющийся через активность самой личности, соуправление, сетевое взаимодействие; интегрированности, подразумевающий создание развивающей образовательной среды, учитывающей возрастные особенности и уровни образования, соответствующей потребностям субъектов образования (личность обучающегося) и студенческого самоуправления; преемственности, при котором обучающимся предоставляется возможность обогатить существующие ценности и традиции высшего колледжа и студенческого самоуправления новыми идеями и делами; активности, предполагающий способность преодолевать стереотипы, конструировать, создавать новые способы, методы и механизмы освоения профессиональной, управленческой, личностной культуры, в том числе способности эффективной самореализации в студенческом самоуправлении; взаимодействия (коммуникативности), развивающий способности к достижению деловой эффективности посредством неформальной коммуникации, к командообразованию, к коммуникативному стилю работы и делегированию полномочий; инновационности, развивающий умения и способности генерировать идеи, видеть будущее, выходить «за границы» собственного сознания, принимать перемены; динамичности, способствующий изменению существующих устоев и способов деятельности студенческого самоуправления, учитывающий сложившиеся потребности и мотивы обучающихся; социально-профессиональной направленности, включающий создание системы дополнительных возможностей получения опыта, навыков управления, социально-адаптивных норм поведения, самореализации обучающихся с учетом их интересов и потребностей.

Содержательный блок модели организации студенческого самоуправления представлен совокупностью основных направлений деятельности обучающихся (таблица), методов и средств развития их способностей.

Таблица - Основные направления и содержание деятельности обучающихся в организации студенческого самоуправления

Структурные формирования Содержание деятельности

1 2

Гражданско-патриотическая деятельность

ПО ОО «БРСМ», профсоюз учащихся и студентов, студенческий клуб, совет музея сохранение, развитие, приумножение традиций учреждения образования, в таких формах, как проведение дней белорусской культуры, встречи представителей органов государственного управления, администрации с обучающимися, шефство и встречи с ветеранами ВОВ и труда, связи с воинскими частями, работа с допризывной молодежью, историкоэтнографические экскурсии по территории Республики Беларусь

Учебно-познавательная деятельность

комиссия по профилактике правонарушений, учебно-воспитательные комиссии, старостаты повышение сознательности и ответственности обучающихся, вопросы соблюдения правил внутреннего распорядка, обеспечения учебной дисциплины, контроля за посещаемостью учебных занятий и успеваемостью

72

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Продолжение таблицы

Учебно-производственная и профессиональная деятельность

1 2

технологическая, педагогическая практика приобретение практического опыта, активизация социальной и профессиональной деятельности, развитие и совершенствование способностей обучающихся, их самоорганизация, самоконтроль, самореализация

Научно-исследовательская работа обучающихся

СНТО, кружки технического творчества инновационная научно-исследовательская работа обучающихся (студенческие научно-практические конференции разного уровня); организация и проведение обучающих семинаров-практикумов, семинаров-тренингов, курсов, проектная деятельность; межвузовское взаимодействие

Нормативно-правовая деятельность

Координационный совет студенческого самоуправления создание методологического базиса студенческого самоуправления (системы основных идей, теорий, подходов, принципов, концепций, положений, методов, актов), формирование целостного законодательноправового поля, включающего гласность решений, защиту прав и интересов студентов, формирование просоциальных норм поведения, профилактику асоциальных проявлений, формирование правовой компетенции

Информационная деятельность

информационноаналитический центр, радио, малотиражная газета, информационные листки и стенды своевременное информирование о молодежных акциях, проектах, программах, конкурсах, фестивалях; формирование информационного пространства высшего колледжа, широкое использование информационно -коммуникационных технологий, обеспечение ИКТ-безопасности, прежде всего, ограждение от негативных факторов Интернета

Воспитательная деятельность

ПО ОО «БРСМ, профсоюз учащихся и студентов», студенческий клуб целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной, культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной и другой деятельности, определяемой потребностями и интересами, способствующими развитию интеллектуального и творческого потенциала, самореализации, становлению личностно-профессиональных качеств (компетенций) обучающихся, формированию ответственной гражданской позиции, защиты интересов и прав обучающихся

Трудовая деятельность

ПО ОО «БРСМ» -штаб трудовых дел, штаб «Абитуриент» обеспечение вторичной занятости обучающихся и формирование студенческих строительных, сервисных, волонтерских, педагогических отрядов; проведение и участие в акциях, субботниках, трудовых десантах

Социальная деятельность

профсоюз учащихся и студентов, студсовет общежития содействие созданию условий для улучшения социально-бытового и материального положения обучающихся; содействие оздоровлению и санаторно-курортному лечению обучающихся; сетевые взаимоотношения; осуществление контроля за проживанием обучающихся в общежитии, общественным питанием и медицинским обслуживанием

Организация правопорядка

ПО ОО «БРСМ», молодежный оперативный отряд охраны правопорядка обеспечение организации общественного порядка и сохранности имущества учреждения образования и общежития; участие в организации и проведении профилактических акций

Духовно-нравственная деятельность

ПО ОО «БРСМ», профсоюз учащихся и студентов, студенческий клуб, совет музея реализация Программы сотрудничества с Белорусской Православной Церковью, проведение конференций, семинаров, выставок

Культуротворческая деятельность

профсоюз учащихся и студентов, студенческий клуб, кружки по интересам культуротворческая деятельность, организация досуга обучающихся; проведение выставок, конкурсов, ярмарок, фестивалей, игр КВН и т. д.; содействие участию обучающихся в культурных обменах и программах; организация поддержки творческих коллективов студенческого клуба; взаимодействие с другими культурно-просветительскими учреждениями

Экономическая (предпринимательская) деятельность

Координационный совет студенческого самоуправления включает все, что предпринимается для организации студенческого самоуправления, развития личности, среды; сферу студенческого производства и бизнеса, где студенты формируют способности и опыт функционирования в экономической среде, овладевают искусством менеджмента и осуществляют материально-финансовое самообеспечение

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

73

Окончание таблицы

Экологическая деятельность

профсоюз учащихся и студентов воспитание культуры безопасной жизнедеятельности; оформление в качестве экологически безопасной локальной окружающей среды учреждения образования и его социально-бытовых структур (общежития, спортплощадок) осуществляется через экологически направленные исследовательские проекты, формирующие нравственно-мировоззренческую сферу личности -личностную креативность, экологическую ответственность по отношению к внешней среде и природе человека, ценностные ориентации, взгляды и убеждения социально-экологического характера

Спортивно-туристическая деятельность

ПО ОО «БРСМ», профсоюз учащихся и студентов, спортивные секции пропаганда здорового образа жизни - реализация инновационных проектов, акций по формированию культуры питания, труда, отдыха, предупреждение вредных зависимостей; участие в спортивных соревнованиях, спартакиадах, туристических походах, слетах

Технологический блок исследуемой модели представлен совокупностью проблем, связанных с содержанием деятельности и организацией студенческого самоуправления, принципами его оптимизации, управляемости, эффективности. Технологичность процесса организации студенческого самоуправления предполагает субъектность деятельности, различные формы деятельности, систему методических и педагогических приемов, осуществляющих требуемые изменения в личностно-профессиональном становлении обучающиеся, гарантирующие достижение планируемых результатов. Технологический блок включает:

• субъекты деятельности (обучающиеся, выборный студенческий актив, консультанты, тьюторы из числа профессорско-преподавательского состава);

• основные формы деятельности (организационно-управленческие формы - непосредственные и представительные; формы взаимодействия и партнерства - проекты, акции; социальнопедагогические формы - волонтерство, благотворительность; мониторинг качества образования - анкетирование);

• методы и технологии (метод групповых дискуссий - клубы, кружки; метод личностной самореализации - НИРС, студенческий клуб, секции; технология обучения актива - обучающие программы для студенческого актива; проектная технология - инновационные проекты различного уровня сложности - от уровня учебной группы до регионального и республиканского уровня).

Специфика высшего колледжа заключается в подготовке специалистов с высшим профессиональным и средним специальным образованием, что требует сделать акцент на педагогическом сопровождении и поддержке организации студенческого самоуправления как факторе личностно-профессионального становления будущих специалистов. Педагогическое сопровождение мы рассматриваем как создание организационно-управленческих и педагогических (внешних и внутренних) условий, рассмотренных в блоке ресурсного обеспечения.

Под организационно-управленческими условиями мы понимаем, теоретические и практические ориентиры, установки, способы, средства организации студенческого самоуправления, позволяющие объективно оценивать ситуацию и прогнозировать личностнопрофессиональное становление будущих специалистов.

Теоретико-методические основы включают: научно-теоретическое обеспечение, состоящее из концепции организации студенческого самоуправления, программ и планов, научной литературы о нормах, правилах и содержании деятельности органов студенческого самоуправления, документальную, информационно-справочную литературу, структурно-функциональную модель студенческого самоуправления; методическое и информационно-инструктивное обеспечение, включающее: методические пособия, положения, инструкции, памятки для актива, информационную деятельность, научно-практические конференции, семинары, тренинги, инструктивно-методическую работу педагогов и представителей органов самоуправления с активом первичных коллективов учебных групп.

Нормативно-правовая база: определение обязанностей и наделение обучающихся реальными правами, придание всем подструктурам студенческого самоуправления статуса самоуправляемых коллективов, принятие устава общевузовского студенческого самоуправления, повышение уровня правовой и организационной культуры обучающихся.

74

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Кадровое обеспечение: повышение квалификации, обучение педагогического

коллектива технологии сопровождения и поддержки студенческого самоуправления, обучение студенческого актива.

Финансовая поддержка: финансирование штата сотрудников, занимающихся внеучебной воспитательной деятельностью, обучением актива; финансирования деятельности студенческих общественных организаций, объединений, клубов, комиссий, творческих коллективов, студенческих конкурсов, фестивалей, проектов.

Материально-техническая база: регулярное обновление материально-технической базы, широкий доступ в Inter^t обучающихся и преподавателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Технология педагогического сопровождения и поддержки: теоретико-методологические основания деятельности педагога; алгоритм деятельности педагога, динамика студенческого самоуправления на разных этапах развития коллектива.

Педагогические условия - это подсистема образовательного процесса, целенаправленно созданная развивающая образовательная среда, комплекс взаимосвязанных внешних и внутренних условий (факторов), позволяющих педагогу эффективно поддерживать организацию студенческого самоуправления. К педагогическим условиям мы относим: внешние: развивающую образовательную среду, которая понимается как форма сотрудничества (взаимодействия), конструктивной интерактивной субъект-субъектной коммуникации, способствующая самоорганизации обучающихся в совместной деятельности; вовлечение обучающихся в организацию студенческого самоуправления, осуществляемое через погружение в среду студенческого самоуправления, сочетание формального и неформального взаимодействия, лидерский стиль управления, предполагающий, что участники социального взаимодействия, проявляя лидерские качества, стимулируют друг друга; групповую сплоченность, предполагающую формирование сплоченного общевузовского коллектива: студенческий коллектив ускоряет внутриличностные изменения и формирование личностносоциальных и профессиональных качеств; социальное партнерство в организации студенческого самоуправления, понимаемое как неотъемлемая часть соуправления (интеграции нормативной системы управления, педагогического управления, общественного самоуправления педагогов и сотрудников, студенческого самоуправления); смешанной кооперации, в которой существуют отношения и позиции равенства, партнерства, взаимодействия, основанные на принципах централизации-децентрализации управления и вместе с тем делегирования прав, полномочий и ответственности; непрерывный мониторинг личностно-профессионального становления, построенный на использовании комплекса диагностических методик, позволяющих оценить результативность функционирования студенческого самоуправления, критерием которой выступает сформированное^ личностно-социальных и профессиональных качеств (компетенций); внутренние: мотивацию к участию в студенческом самоуправлении, которая определяется как побуждающее влечение или потребность [8, 169] либо как процесс формирования мотива [9, 344]; мотивация самоуправленческой деятельности становится результатом педагогического воздействия на студентов в развивающей образовательной среде и причастности к совместной деятельности; субъект-субъектные отношения между преподавателями и студентами, ориентированные на подготовку обучающихся к совместной деятельности, на открытость партнеров по общению, стремление к достижению взаимопонимания, доверительности в условиях организации студенческого самоуправления; способность к рефлексии самоуправленческой деятельности, под которой понимается направленность мышления обучающегося на себя, на процессы усвоения социального и профессионального опыта, на осознание содержания деятельности и ее результатов.

Результативный блок конструируемой модели организации студенческого самоуправления соотносит цель и результаты деятельности и представлен комплексом критериев, которые определяют конечные результаты личностно-профессионального становления будущих специалистов и позволяют оценить сформированность личностно-социальных и профессиональных качеств (компетенций).

Личностно-социальные качества (компетенции): ответственность; саморегуляция, личностная и предметная рефлексия; самосовершенствование; саморазвитие; самооценка (самокритичность, требовательность к себе); самостоятельность, креативность (оригинальность, интеллектуальная активность); коммуникативность (внимательность, открытость, доброжелательность, чуткость, тактичность, сопереживание); профессионально-этические компетенции (бесконфликтность, толерантность, эмпатия, позитивность); активность, энергичность, оптимизм.

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

75

Профессиональные качества (компетенции): целеполагание; организаторские способности (деловитость, инициативность, организованность, наблюдательность); умение управлять коллективом, применение знаний на практике; умение работать в команде; дисциплинированность; способность принимать решение.

Выводы

Таким образом, моделирование организации студенческого самоуправления позволило учесть системные элементы моделируемого процесса, структуру и функциональную взаимосвязь между структурными блоками, организационно-управленческие и педагогические условия, направленные на управление личностно-профессиональным становлением будущих специалистов. Системная детерминированность структурных блоков, обозначенных в теоретической модели организации студенческого самоуправления, обеспечивает ее концептуальную и организационную целостность, что является важным условием ее внедрения в образовательный процесс учреждения образования. Сформированность личностно-социальных и профессиональных качеств (компетенций) будущих специалистов будет способствовать их динамичной мобильности, готовности к смене видов деятельности, освоению новых профессий, принятию эффективных решений в условиях постоянно меняющихся реалий настоящего времени.

Литература

1. Жук, О. Л. Организация воспитания студентов в современном вузе / О. Л. Жук // Выш. шк. -2012. - № 2. - С. 50-56.

2. Краевский, В. В. Моделирование в педагогической психологии / В. В. Краевский // Введение в научное исследование по педагогике. - М., 1988. - 156 с.

3. Лашук, А. Д. Специалист, мастер, профессионал: теория и практика моделирования

/ А. Д. Лашук ; под ред. Б. В. Пальчевского. - Минск : Технопринт, 2000. - 232 с.

4. Лашук, А. Д. Моделирование специалиста-профессионала (методолого-педагогический аспект) / А. Д. Лашук. - Минск : БАТУ, 1997. - 137 с.

5. Погонышева, Д. А. Моделирование как метод реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании / Д. А. Погонышева // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 22-28.

6. Анисимов, О. С. Развитие. Моделирование. Технологии: методологическая концепция управления образованием / О. С. Анисимов ; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. Лаб. психодиагностики и психол. подгот. кадров госслужбы, Консультац. группа «София». - Калуга, 1996. - 92 с.

7. Жук, А. И. О повышении уровня практической подготовки специалистов / А. И. Жук // Выш. шк. - 2012. - № 4. - С. 3-9.

8. Козырев, Т. И. Введение в конфликтологию : учеб. пособие / Т. И. Козырев. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 176 с.

9. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2006. - 512 с.

Summary

The article describes the theoretical model of student self-governing organization as a condition of Individual and professional development of the students of higher college. The presented model is developed considering individually oriented, systematically active, competent, cultural studies approach to the organization of student self-government. Objective, methodological, principles block, contents, technological, resource, effective blocks of the developed model were characterized in the article.

Поступила в редакцию 14.09.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.