Научная статья на тему 'Особенности реализации региональных проектов в сфере образования республики Башкортостан'

Особенности реализации региональных проектов в сфере образования республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональные программы / целевые показатели / дошкольное образование / дополнительное образование. / regional programs / target indicators / preschool education / additional education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З.Ф. Гарипова

В статье рассматривается условия реализации региональных проектов сферы образования Республики Башкортостан, их актуальность и степень достижения значений целевых показателей. Выделены ключевые проблемы, на решение которых направлены реализуемые мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — З.Ф. Гарипова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF REGIONAL PROJECTS IN THE SPHERE OF EDUCATION OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The article discusses the conditions for implementing regional educational projects in the Republic of Bashkortostan, their relevance and the degree of achievement of target values. The key problems that the implemented measures are aimed at solving are highlighted.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации региональных проектов в сфере образования республики Башкортостан»

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

З.Ф. Гарипова, канд. экон. наук, доцент, старший научный сотрудник Институт социально-экономических исследований УФИЦ РАН (Россия, г. Уфа)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10700

Данное исследование выполнено в рамках государственного задания ИСЭИ УФИЦ РАН на 2020 г.

Аннотация. В статье рассматривается условия реализации региональных проектов сферы образования Республики Башкортостан, их актуальность и степень достижения значений целевых показателей. Выделены ключевые проблемы, на решение которых направлены реализуемые мероприятия.

Ключевые слова: региональные программы, целевые показатели, дошкольное образование, дополнительное образование.

В рамках национального проекта «Образование», направленного на исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и

стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» на территории Республики Башкортостан реализуется 8 региональных проектов.

Таблица. Перечень региональных программ, целевых индикаторов и значений, реализуемых в РБ рамках национального проекта «Образование» до 2024 г._

Название проекта и сроки реализации

Основные целевые показатели

Значения показателей

Базовых

Целевых

«Современная школа» 1.10.2018 - 31.12.2024

- доля муниципальных образований РБ, в которых обновлены содержание и методы обучения предметной области «Технология» и других предметных областей, %

- число общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, обновивших материально-техническую базу для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей, ед.

- численность обучающихся, охваченных основными и дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей, тыс. чел.

- число созданных новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, чел._

0

100

157

108

5741

«Молодые

профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования) 01.10.2018 -31.12.2024

- число центров опережающей профессиональной подготовки накопительным итогом,

-число мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенции накопительным итогом,

- доля организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программа СПО, итоговая аттестация в которых проводится в форме демонстрационного экзамена, %

- доля обучающихся, завершающих обучение в организациях, осуществляющих образователь-ную

0,2

1

50 50

25

1

0

0

0

2

Название проекта и Значения показателей

№ сроки реализации Основные целевые показатели Базовых Целевых

деятельность по образовательным программа СПО,

прошедших аттестацию с использованием меха-

низма демонстрационного экзамена, %

3 «Поддержка семей, имеющих детей» 01.11.2018 - 31.12.2024 - количество услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с привлечением некоммерческих организаций, тыс. ед. - доля граждан, положительно оценивших качество услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, от общего числа обратившихся за получением услуги, % 1,8 1,9 85

4 «Новые возможности для каждого» 01.12.2018 -31.12.2024 - количество граждан РБ, ежегодно проходящих обучение по программам непрерывного образования в образовательных организациях ВО, СПО, дополнительно профессионального образования, тыс. чел. 25 40

5 «Успех каждого ребенка» - доля детей в возрасте от 5 до 8 лет, охваченных дополнительным образованием, % 78,5 80

01.01.2019 - 31.12.2024 - число детей, охваченных деятельностью детских технопарков «Кванториум» и других проектов, направленных на обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленности, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития РФ, тыс. чел. 36,5 40,3

- число участников открытых онлайн-уроков, реа- 85,0 406,4

лизуемых с учетом опыта цикла открытых уроков

«Проектория», «Уроки настоящего» или иных ана-

логичных по возможностям, функциям и результа-

там проектах, направленных на раннюю профори-

ентацию, тыс. чел.

- число детей, получивших рекомендации по по- 0 10,0

строению индивидуального учебного плана в соот-

ветствии с выбранными профессиональными ком-

петенциями с учетом реализации проекта «Билет в

будущее», тыс. чел.

б «Цифровая образовательная среда» 01.01.2019 - 31.12.2024 - доля образовательных организаций, расположенных на территории РБ обеспеченных Интернет-соединением со скоростью соединения не менее 100 Мб/с - для организаций, расположенных в городах, 50 Мб/с - для образовательных организаций, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, а также гарантированным Интернет-трафиком, % - доля муниципальных образований РБ, в которых 37,4 100

внедрена целевая модель ЦОС в образовательных 0 100

организациях, реализующих образовательные про-

граммы ОО и СПО, %

- доля обучающихся, для которых формируется

цифровой образовательный профиль и индивиду- 0 90

альный план обучения с использованием федераль-

ной информационно-сервисной платформы ЦОС,

между которыми обеспечено информационное

взаимодействие, в общем числе обучающихся по

программам ОО и ДО, СПО, %

- доля образовательных организаций, осуществ- 0 95

ляющих образовательную деятельность с использо-

Название проекта и Значения показателей

№ сроки реализации Основные целевые показатели Базовых Целевых

ванием федеральной информационно-сервисной платформы ЦОС, между которыми обеспечено информационное взаимодействие, в общем числе об-

разовательных организаций по программам ОО и ДО, СПО, %

- доля обучающихся ОО и СПО, использующих федеральную информационно-сервисную платформу ЦОС для «горизонтального» обучения и неформального образования, % 0 20

- доля педагогических работников ОО, прошедших

повышение квалификации в рамках периодической аттестации в цифровой форме с использованием 0 50

ресурса «одного окна», %

7 «Учитель будущего» 01.01.2019 - 31.12.2024 - доля учителей общеобразовательных организаций, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников, % - доля муниципальных образований РБ, обеспечивающих деятельность центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и аккредитованного центра системы образования, % - 100 100

S «Социальная активность» 01.01.2019 -31.12.2024 - численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций ОО, среднего и высшего профессионального образования, млн. чел. 0 0,28

О - общее образование СПО - среднее профессиональное образование ВО - высшее образование

ДО - дополнительное образование ЦОС - цифровая образовательная среда

Четыре проекта реализуются с IV декады 2018 г., остальные с 1 января 2019 г. При этом из 24-х основных целевых показателей лишь у семи в базовом периоде значения выше нуля. Таким образом, реализация большинства проектов начиналась, что называется «с нуля», и требовала тщательной проработки и поиска новых подходов к решению поставленных задач.

Проекты «Современная школа», «Молодые профессионалы» и «Цифровая образовательная среда» направлены в большей мере на обновление и совершенствование методов обучения, в том числе с использованием цифровых технологий.

Для повышения уровня профессиональной подготовки в рамках концепции непрерывного образования реализуются проекты «Новые возможности для каждого» и «Учитель будущего». Первый из них направлен на широкий круг обучающихся на базе СПО, ВО и дополнительного профессионального образования, второй - ориен-

тирован исключительно на повышение мастерства педагогических работниках.

Проекты «Успех каждого ребенка», «Социальная активность» нацелены на всестороннее развитие детей и молодежи, которые будут способствовать, в том числе успешной профессиональной реализации и повышению гражданской активности.

Условия современного общества формируют все новые требования к воспитательному процессу, нередко родители оказываются не готовы адекватно и грамотно реагировать на возникающие проблемы. В этой связи проект «Поддержка семей, имеющих детей», предназначенный для повышения уровня оказания психолого-педагогической и консультативной помощи родителям особенно актуален.

Ранее поставленная задача о стопроцентной доступности ДО для детей от 3 до 7 лет, была в целом решена, нередко за счет перегруженности групп в детских са-

дах. Новый стратегический приоритет развития заключается в обеспечении равной доступности услуг дошкольного образования для детей от 2-х месяцев до 7-ми лет.

Особенно остро вопрос стоит в столице республике, где, несмотря на отрицательное сальдо миграции по республике в целом, наблюдается приток населения из районов республики, что способствует положительной динамике рождаемости на протяжении последних лет. Сложная ситуация по комплектованию детских садов, в связи с активным жилищным строительством, складывается практически во всех районах города [1, с. 28].

Для решения этой проблемы применяются альтернативные формы организации дошкольного образования:

- группы кратковременного пребывания;

- семейные дошкольные группы;

- консультационные центры.

Кроме того, активно поддерживаются и развиваются негосударственные образовательные учреждения.

В республике продолжает оставаться актуальным вопрос о переходе школ на односменный режим обучения. Особенно остро этот вопрос стоит в общеобразовательных учреждениях г. Уфа, где более чем в 40% школ занятия проводятся в две смены. Существенных изменений в решении данного вопроса не удается достичь в связи с ежегодным ростом количества обучающихся.

В Республике Башкортостан переход на односменный режим предусмотрен в два этапа:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I этап - 2016-2020 годы - обучение к 2020 году в одну смену обучающихся 1 -4 классов и 10-11 классов общеобразовательных организаций; удержание существующего односменного режима обучения;

II этап - 2021-2025 годы - обучение к 2025 году в одну смену обучающихся 5-9 классов общеобразовательных организаций; переход к 2025 году 100 процентов обучающихся из зданий общеобразовательных организаций с износом 50 процентов и выше в новые общеобразовательные организации (что обеспечит снижение показателей числа аварийных зданий и

зданий, требующих капитального ремонта); удержание существующего односменного режима обучения.

Основными проблемами в сфере дополнительного образования являются:

- низкий уровень оснащения материально-технической базы учреждений;

- завышенный норматив численности детей и молодежи в возрасте 5-18 лет на одного педагогического работника (114,45 единиц).

Для выявления, развития и поддержки одаренных детей в РБ осуществляется:

- олимпиадное движение - проведение школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников, а так же методическое сопровождение регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников;

- научно-исследовательская деятельность - конкурс исследовательских проектов в рамках Малой академии наук школьников, всероссийская научно-практическая конференция «Феринские чтения»;

- интеллектуальные состязания - турнир «Кубок права», конкурс «Знатоки химии», турнир «Кубок Башкортостана по физике», Международный математический турнир старшеклассников «Кубок памяти А.Н. Колмогорова»;

- совместно с ВУЗами проводятся учебно-тренировочные сборы по общеобразовательным предметам при подготовке к всероссийской олимпиаде школьников, а также мастер-классы, обучающие семинары, дискуссионные площадки [2, с. 45].

Для профессионального роста педагогических работников ведется работа по внедрению Национальной системы учительского роста, основными задачами которой являются:

- определение уровня владения профессиональными компетенциями педагогических работников, подтверждаемых результатами аттестации;

- установление единых для Российской Федерации требований к уровневому профессиональному квалификационному испытанию - аттестации;

- создание системы должностей для обеспечения карьерного роста учителя без ухода из профессии;

- создание системы стимулов для профессионального роста учителей на основе общефедеральной оценки уровня необходимой квалификации.

Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства. Наиболее актуальными тематиками семинаров сегодня остаются вопросы, связанные с подготовкой и проведением единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственной итоговой аттестации (ГИА), реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов и электронным образованием [3, с. 110].

В соответствие с Пояснительной запиской к отчету о ходе реализации и об оценке эффективности реализации государственной программы «Развитие образования

в Республике Башкортостан» за III квартал 2019 г. реализация мероприятий в целом осуществлялась в рамках предусмотренных объёмов финансирования и сроков проведения. Мероприятия, запланированные на данный отчетный период, реализованы в объеме около 82%. Из 84 показателей эффективности представленных в госпрограмме 56 показателей выполнены, из которых 12 - перевыполнены. Значения 11 показателей госпрограммы по итогам 3 квартала обоснованно не достигнуты, а значения 17 показателей невозможно определить по итогам отчетного периода, что не повлияет на достижение значения показателя по итогам 2019 года [4, с. 43]. При этом риск недостижения плановых значений показателей госпрограммы в целом отсутствует.

Библиографический список

1. Гарипова З.Ф., Андреева Н.Ю. Образование как стратегический приоритет развития трудового потенциала территориальных социально-экономических систем в условиях глобальных вызовов // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - №4-6 (42). - С. 26-29.

2. Гарипова З.Ф., Кузнецова Ю.А. Концептуальная схема выбора приоритетов развития сферы образования // Экономика и управление собственностью. - 2017. - № 3. - С. 44-48.

3. Гарипова З.Ф., Андреева Н.Ю. Роль образования в формировании трудового потенциала // Креативная экономика. - 2012. - № 7. - С. 106-112.

4. Гарипова З.Ф., Халитова Л.Р. Концептуальные основы совершенствования механизмов управления развитием социальной инфраструктурой территорий // Микроэкономика. - 2019 - №4. - С. 41-46.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF REGIONAL PROJECTS IN THE SPHERE OF EDUCATION OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Z.F. Garipova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Senior Researcher Institute of Socio-Economic Research of the UFIC RAS (Russia, Ufa)

Abstract. The article discusses the conditions for implementing regional educational projects in the Republic of Bashkortostan, their relevance and the degree of achievement of target values. The key problems that the implemented measures are aimed at solving are highlighted.

Keywords: regional programs, target indicators, preschool education, additional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.