СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Н.А. Тоичкин, канд. техн. наук, доцент
Мурманский Арктический государственный университет
(Россия, г. Апатиты)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11866
Аннотация. Рассматриваются федеральные проекты «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» и «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ» формирующие цифровые компетенции как основы развития цифровой экономики РФ. Рассмотрены образовательные технологии, методика Rapid Foresight, которые предложены для реализации в образовательном процессе.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые компетенции, цифровое образование, национальный проект, федеральный проект, цифровая среда.
Для формирования цифровых компетенций для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала, требуемых в эпоху цифровой экономики, необходимо развитие цифрового образования, как основы развития цифровой экономики.
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», входящий в структуру
национального проекта «Образование» направлен на создание к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, а также обеспечения высокого качества всех уровней цифрового образования, обучение управленческих команд во всех субъектах Российской Федерации (табл. 1).
Цели федерального проекта Целевые показатели Федерального проекта Значение показателя
2018 г. (базовое) 2019 г. 2024 г.
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда национального проекта «Образование»
По направлению «Внедрение целевой модели ЦОС и федеральной сервисной платформы ЦОС»
1 .Создание условий для внедрения к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию, путем обновления инфрмационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создание федеральной цифровой платформы 1. Доля образовательных организаций, обеспеченных Интернет-соединением со скоростью соединения не менее 100 Мб/с - для образовательных организаций, расположенных в городах, 50 Мб/с, - для образовательных организаций, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, процентов 63,6 65,0 100,0
2. Количество субъектов Российской Федерации, в которых внедрена целевая модель цифровой образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и среднего профессионального образования, единиц 0,0 10,0 85,0
3. Доля образовательных организаций, реализующих программы общего образования, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность с использованием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, в общем числе образовательных организаций, процентов. 0,0 10,0 95,0
По направлению «Обучение по программам общего, среднего профессионального и дополнительного цифрового образования»
4. Доля обучающихся по программам общего образования, дополнительного образования для детей и среднего профессионального образования, для которых формируется цифровой образовательный профиль и индивидуальный план обучения с использованием информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, в общем числе обучающихся по указанным программам, процентов 0,0 5,0 90,0
5. Доля обучающихся по программам общего образования, дополнительного образования для детей и среднего профессионального образования, для которых на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) доступен личный кабинет «Образование», обеспечивающий фиксацию образовательных результатов, просмотр индивидуального плана обучения, доступ к цифровому образовательному профилю, включающий в себя сервисы по получению образовательных услуг и государственных услуг в сфере образования в электронной форме, в общем числе обучающихся по указанным программам, процентов 0,0 0,0 70,0
Таблица 1. Цели и целевые показатели создания цифровой образовательной среды и цифрового общего и профессионального образования
Реализация к 2024 г. целей федерального проекта «Цифровая образовательная среда» значительно улучшит инфраструктуру и качество общего, дополнительного и профессионального цифрового образования, и предполагает следующий результат:
- все образовательные организации в 85-и субъектах РФ будут обеспечены стабильным и быстрым Интернет-соединением (в 2019 г. 65,0% образовательных организаций обеспечено Интернет-соединением);
- в образовательных организациях 85-и субъектов РФ будет внедрена целевая модель цифровой образовательной среды (в 2019 г. в 10-и субъектах);
- предполагается создание и внедрение федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды в 95,0% образовательных организациях (в 2019 г. - 10,0% образовательных организаций);
- достижение высокого качества всех уровней цифрового образования, формирование цифрового образовательного профиля и индивидуальных планов обучения с использованием информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды в 90,0% образовательных организаций (в 2019 г. - 5,0% образовательных организаций);
- обеспечение доступа в личный кабинет «Образование», обеспечивающий фиксацию образовательных результатов, просмотр индивидуального плана обучения, доступ к цифровому образовательному профилю, включающему в себя сервисы по получению образовательных услуг и государственных услуг в сфере образования в электронной форме - 70,0% (в 2019 г. - 0,0% образовательных организаций).
В базовом образовательном звене необходимо обучающемуся задать вектор развития, на примерах жизненного пути успешных профессионалов своего дела, и
учить тому, что учиться придется всю жизнь. При этом учеба, как в среднем, так и высшем звене не должна восприниматься человеком как законченный этап жизни, а как очередной виток развития. В учебных заведениях средне-специального и высшего звена для этого необходимо предусмотреть возможности получения дополнительного образования и новых компетенций, востребованных на рынке труда. Также необходимо внедрять институт наставничества от работающих профессионалов, которые бы могли оцифровать свой опыт и жизненный путь и предоставить его в качестве базового виртуального трека развития будущих кадров. Используя технологии искусственного интеллекта на основе данных треков можно создавать виртуальных наставников, которые будут помогать обучающемуся в его учебе и труде.
Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» входящий в структуру национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» задает следующие основные показатели эффективности выполнения программы в 2024 году (табл. 2):
- достичь приема абитуриентов по программам высшего образования в сфере информационных технологий и по математическим специальностям 100 тысяч человек (в 2019 г. - 50 тысяч человек);
- количество выпускников системы профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий должно достичь 800 тысяч человек (в 2019 г. - 230 тысяч человек);
- количество специалистов, прошедших переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования должно возрасти до 1 млн человек (в 2019 г. - 200 тысяч человек);
- доля населения, обладающего цифровыми навыками должно составить 40,0% (в 2019 г. - 27,0%).
Таблица 2. Цели и целевые показатели подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики [3-4]_
Цели федерального проекта Целевые показатели Федерального проекта Значение показателя
2018 г. (базовое) 2019 г. 2024 г.
Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики 1. Количество выпускников системы профессионального образования с ключевыми компетенциями цифровая экономика, тыс. чел. 230 250 800
2. Число принятых на программы высшего образования в сфере информационных технологий и по математическим специальностям, тыс. чел. 46,0 50,0 100,0
3. Количество специалистов, прошедших переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования, тыс. чел. - 200,0 1000,0
4. Доля населения, обладающего цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровая экономика, процентов 26 27 40
Для формирования у обучающихся цифровых компетенций, требуемых в эпоху цифровой экономики, стоит выделить следующие образовательные технологии и подходы:
- постепенный отказ от классической формы передачи знаний в форме лекций и переход на онлайн платформы и перевернутому классу. Здесь университет может использовать собственные разработки онлайн курсов или воспользоваться сторонними; при такой форме трансляции знаний необходимы новые разработки в области психологии мотивации студентов к самостоятельному обучению;
- практические и лабораторные занятия следует проводить в мини-группах, при этом практики, желательно, использовать в виде проектной формы обучения, в процессе практического обучения решать реальные задачи из области производства, бизнеса и разработки технологий;
- внедрение игровых и соревновательные форм в процесс обучения. Ярким примером являются хакатоны - формы групповой работы, в процессе которой в условиях ограниченного времени и ресурсов решается какая-либо проблема;
- создание индивидуальных траекторий обучения, рассчитанных на умственное, физическое и психо-эмоциональное развитие обучающегося.
Необходимо, чтобы образовательное учреждение не было нацелено на создание моно-специалиста, существующая автоматизация уже не будет требовать от работника обширных энциклопедических знаний в своей отрасли. Например, для технологической специальности будет нужна серьезная математическая, техническая и программистская подготовка, но без «фанатизма», человек должен в стенах учебного заведения развиваться на 360 градусов. В современном обучении необходимо обязательно уделять внимание раскрытию предпринимательских способностей, искусству, приучать к чтению хорошей литературы, к здоровому образу жизни и занятию физкультурой и спортом, развивать «soft skills», среди которых можно выделить: коммуникацию и умение работать в команде, критическое мышление, лидерство, ответственность и самодисциплину.
Внедрение новых образовательных технологий в существующую образовательную среду необходимо проводить аккуратно и последовательно, следует составить четкий план действий, который следует донести до всего преподавательского состава и выработать документ, в котором четко указать сроки и правила перехода на новые стандарты. При этом в региональных университетах следует создавать такую открытую информационную среду, чтобы они становились не только центром
притяжения научной, культурной и спортивной жизни региона, но и являлись опорной базой для формирования передовых стратегий развития региона в различных сферах общественной жизни
Исследование тенденций развития системы образования в Российской Федерации заставляет нас смотреть в будущее, заниматься прогнозированием. Сегодня одним из перспективных методов такого прогнозирования является методика Rapid Foresight [5], которая рассматривается ее авторами как: «инструмент для прогнозирования и формирования будущего, позволяющий получать за короткий срок прогнозы высокой точности относительно будущего, путей их достижения и объединять людей для реализации их представлений о будущем».
Форсайт исследование - это всегда совместная работа, направленная на формирование перспективы будущего, где вероятность наступления события оценивает несколько человек и осуществляется проверка реальностью (корректировка «на ходу»). Данную методику исследования тенденций будущего можно применить и к системе образования, чтобы ответить на вопрос, какие именно компетенции потребуются участникам новой цифровой экономики.
Реализация федеральных проектов «Цифровая образовательная среда национального проекта «Образование» и «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» позволит подготовить кадры цифровых компетенций для формирования перспективы будущего раз-
вития в стране и мире.
Библиографический список
1. Паспорт национального проекта «Образование» утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам Протокол №16 от 24.12.2018 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (Дата обращения: 27.11.2019).
2. Паспорт федерального проекта «Цифровая среда». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://майскийуказ.рф/upload/iЫock/b0d/TSifшvaya-obrazovatelnaya-sreda-_obnov.-red_.pdf (Дата обращения: 27.11.2019).
3. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам Протокол №16 от 24.12.2018 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf (Дата обращения: 29.11.2019).
4. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://майскийуказ.рф/upload/iblock/f12/Kadry-dlya-tsifrovoy-ekonomiki-_obnov.-red_.pdf (Дата обращения: 29.11.2019).
5. RAPID FORESIGHT, Методология 2017, версия 0.4. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://research.nevafilm.ru/public/research/articles/foresight_manual.pdf (Дата обращения: 07.12.2019).
MODERN TRENDS OF PERSONNEL TRAINING FOR THE DIGITAL ECONOMY IN THE EDUCATION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
N.A. Toichkin, Candidate of Engineering, Associate Professor Murmansk Arctic State University (Russia, Apatity)
Abstract. The federal projects «Digital educational environment» of the national project «Education» and «Personnel for the digital economy» of the national program «Digital Economy of the Russian Federation» forming digital competencies as the basis for the development of the digital economy of the Russian Federation are considered. Educational technologies, Rapid Foresight technique, which are proposed for implementation in the educational process, are considered.
Keywords: digital economy, digital competencies, digital education, national project, federal project, digital environment.