Научная статья на тему 'Инновационные результаты реализации национального проекта «Образование»'

Инновационные результаты реализации национального проекта «Образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОРЫВ / СОТРУДНИЧЕСТВО / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ / AN EDUCATION SYSTEM / THE NATIONAL PROJECT / INNOVATIVE BREAK / COOPERATION / MODEL OF FORMATION / TECHNOLOGY OF MODERNISATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малютин Игорь Павлович

Автор статьи приходит к выводу, что обеспечение долгосрочной эффективности реализации инновационных образовательных программ требует видения перспективы, государственных приоритетов, разработки сценариев дальнейшего развития и сохранения темпов развития, заданных и простимулированных приоритетным национальным проектом «Образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE RESULTS of REALIZATION of the NATIONAL PROJECT "EDUKATION"

The Author of article comes to conclusion, that maintenance of long-term efficiency of realisation of innovative educational programs demands vision of prospect, the state priorities, working out of scenarios of the further development and preservation of rates of the development set and stimulated by the priority national project «Formation».

Текст научной работы на тему «Инновационные результаты реализации национального проекта «Образование»»

И.П. Малютин

ИННОВАЦИОННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

Ключевые слова: система образования, национальный проект, инновационный прорыв, сотрудничество, модель образования, технологии модернизации.

Keywords: an education system, the national project, innovative break, cooperation, model of formation, technology of modernisation.

Аннотация: Автор статьи приходит к выводу, что обеспечение долгосрочной эффективности реализации инновационных образовательных программ требует видения перспективы, государственных приоритетов, разработки сценариев дальнейшего развития и сохранения темпов развития, заданных и простимулированных приоритетным национальным проектом «Образование».

Аbstract: the Author of article comes to conclusion, that maintenance of long-term efficiency of realisation of innovative educational programs demands vision of prospect, the state priorities, working out of scenarios of the further development and preservation of rates of the development set and stimulated by the priority national project «Formation».

2009 год несет перемены для республиканской системы образования, которая переходит на новый этап развития. Соответственно, перед педагогическим корпусом Башкортостана возникают задачи более высокого уровня. Первый шаг в этом направлении Министерством образования Республики Башкортостан уже сделан -

разработана и одобрена Правительством Республики Башкортостан Республиканская программа развития образования на 2009-2012 годы. В рамках реализации этой программы, охватывающей все уровни и ступени образования, ведется большая работа по формированию современной модели республиканского образования, определению перспектив и повышению конкурентоспособности каждого образовательного учреждения. С учетом национальной инициативы Президента России «Наша новая школа», результатом которой должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития общества, начата разработка собственной республиканской стратегии, призванной решить указанную задачу в региональном масштабе.

В первую очередь этому способствовала реализация в течение трех лет приоритетного национального проекта «Образование», который в нашей республике реализуется с 2006 года. Рассчитанный на долгосрочную перспективу проект через систему конкурсов образовательных учреждений, поддержки учителей, классных руководителей, талантливой молодежи оказал заметное влияние на качественные изменения в системе образования и привел к конкретным результатам. Они многократно возросли, благодаря тому, что национальный проект дополнил приоритеты нашей региональной образовательной политики и продолжил дальнейшую модернизацию образовательной системы.

В 2006-2008 годах на финансирование проекта направлено 9041,66 млн. рублей бюджетных средств, в том числе 5776,485 млн. рублей из консолидированного бюджета Республики Башкортостан. Вклад нашей республики в реализацию национального проекта является одним из самых высоких в стране. Президент республики Муртаза Губайдуллович всегда отмечает, что на каждый рубль, выделенный из федерального бюджета, республика вкладывает в образование четыре рубля - и темпы реализации проекта в республике реальное тому подтверждение.

Как подчеркивает Президент Республики Башкортостан в своем Послании Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан «Наша цель - благосостояние людей, приумножение созидательного потенциала Башкортостана», «продолжает расширяться инновационное движение в образовательных учреждениях». В ходе реализации в 2006-2008 годах национального проекта «Образование» государственную поддержку получили 327 лучших общеобразовательных учреждений, в том числе 171 городское, 156 сельских; 14 учреждений профессионального образования. Ее ад-

ресатами стали 15% школ республики, 7,5% - учреждений профессионального образования.

Наиболее ярким примером инновационного «прорыва», важным событием прошлого года стала победа одиннадцати учреждений начального и среднего профессионального образования нашей республики в конкурсном отборе. Среди более сорока регионов страны, принявших в нем участие, Республика Башкортостан занимает второе место: первое разделяют Москва и Татарстан - по 15-ти учреж-дений-победителей. За ними следуют: Санкт Петербург - 10, Самарская область - 8. Все это говорит о высоком уровне инновационной активности наших учреждений и их плодотворном сотрудничестве с работодателями.

Национальный проект позволил ликвидировать отставание в вопросах информатизации наших школ. 2432 школы подключены к сети Интернет и обеспечены лицензионными программными продуктами. Сегодня республика оплачивает трафик общеобразовательных учреждений, подключенных к Интернету. До 53% возросла доля учителей, владеющих навыками работы с компьютерными программами и внедряющих информационные технологии. Созданы и размещены в сети Интернет-сайты более 40% школ. Использование информационных технологий способствует повышению профессионального уровня педагогических работников. По результатам мониторинга, 53% учителей республики владеют информационнокоммуникационными технологиями, в профессиональных училищах и лицеях - 12%, ссузах - 35%, вузах - 73%.

С появлением бесплатного доступа к сети Интернет появляются новые, уникальные возможности для преподавателей по повышению своего профессионального уровня. Так, например, только в первом полугодии 2008/2009 учебного года более 400 педагогических работников окончили курсы дистанционного обучения по программе «Использование свободного программного обеспечения в профессиональной деятельности учителей», организованные в рамках реализации Федерального проекта «Внедрение свободного программного обеспечения в школах».

Фактором роста достижений стала система поддержки учителей и преподавателей, одаренных детей и талантливой молодежи, дополненная в рамках нацпроекта: 1089 учителей-новаторов, в том числе 437 городских, 652 сельских, и 354 представителя талантливой молодежи получили господдержку.

В общеобразовательные учреждения - ресурсные и методические центры - поставлено 1962 комплекта учебного и учебно-

наглядного оборудования (из них 813 комплектов за счет средств федерального бюджета, 1149 - республиканского), 451 автобус для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (из них 208 автобусов за счет средств федерального бюджета, 243 - республиканского).

Примером успешного начала участия муниципалитетов в конкурсах национального проекта служит победа экспериментального проекта города Уфы по реорганизации школьного питания, на реализацию которого из федерального бюджета будет выделена субсидия в размере 50 млн. рублей.

На базе инновационных общеобразовательных учреждений действуют более 50 республиканских и 150 муниципальных опытноэкспериментальных площадок, активно внедряющих современные педагогические технологии и проекты.

Организован подвоз 19 тысяч сельских школьников из 1479 населенных пунктов к месту учебы. Достигнуты заметные успехи учащихся и студентов на всероссийских олимпиадах школьников и профессионального мастерства.

Выплачивается ежемесячное вознаграждение за классное руководство в размере до 1000 рублей. Его в республике получают около 30,5 тыс. педагогов. Большинство учителей - это классные руководители, решающие, кроме учебных, еще и воспитательные задачи. На местах усилена воспитательная работа в школах, особенно с детьми из неблагополучных семей. Наглядным результатом выплат вознаграждения классным руководителям стало сокращение на 12,7%, по итогам 2008 года, количества школьников, совершивших правонарушения.

Особое внимание сегодня акцентируется на создании современных муниципальных моделей дошкольного образования, развитии его вариативных форм. Следует отметить, что в прошлые годы республика неоднократно обращалась с предложениями в адрес федерального центра о поддержке дошкольного образования. И теперь с 2010 года господдержка 20% муниципальных программ дошкольного образования будет оказываться на конкурсной основе. В связи с этим, Башкортостан в 2009 году определен одним из пилотных регионов по апробации вариативных организационных моделей и форм дошкольного образования в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования.

Повышению профессиональной компетентности учителей и преподавателей способствует проведение республиканских конкурсов профессионального педагогического мастерства. Каждый учи-

тель должен быть ориентирован на опережающее развитие. Так, значительную часть лидеров конкурса национального проекта «Образование» составляют победители и лауреаты республиканских конкурсов профессионального мастерства - «Учитель года», «Учитель башкирского языка и литературы», «Учитель русского языка и литературы», «Учитель татарского языка и литературы», учителей и преподавателей родных языков. В прошедшем году обладателями звания «Народный учитель Республики Башкортостан» стали четыре учителя, имеющих общественное и педагогическое признание.

10 марта 2009 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года учителя» в 2010 году в целях развития творческого и профессионального потенциала учителей, повышения социального престижа профессии учителя. В свете этого в настоящее время Министерством образования Республики Башкортостан начата работа по разработке республиканской целевой программы «Педагогические кадры Республики Башкортостан» на 2010-2012 годы.

Сегодня в системе общего школьного образования функционируют более 50 республиканских опытно-экспериментальных площадок по различным направлениям инновационной деятельности, в том числе внедрению информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих, дидактических и рефлексивно-оценочных технологий, воспитанию толерантности в многонациональной среде и т.д. Кроме того, в республике успешно действуют 20 ассоциированных школ ЮНЕСКО, которые специализируются по историкокультурному, языковому и экологическому направлениям.

В прошедшем году система образования Республики Башкортостан была презентована в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, на Российском образовательном форуме, форуме «Образовательная среда», выставке «Лучшее - детям». На профессиональных конкурсах инновационных разработок в области образования Республика Башкортостан последние три года уверенно занимала первые места и становилась обладателем гран-при «Жемчужина российского образования» и удостаивалась «золотых» медалей ВДНХ. Не меньшее значение имела поддержка в рамках приоритетного национального проекта системы начального и среднего профессионального образования. Инновационные образовательные программы 14 учреждений профессионального образования востребованы и поддержаны реальным сектором экономики, выполняются в условиях интеграции образования, науки и производства.

Инновационные разработки в образовании сегодня демонстрируют не только учителя, но и преподаватели учреждений начального и среднего профессионального образования. В прошедшем году впервые были проведены республиканские конкурсы «Преподаватель года» и «Лучший преподаватель башкирского языка и литературы». Буквально на днях подведены итоги первого республиканского конкурса «Мастер производственного обучения» в системе учреждений начального профессионального образования республики.

Завершена реализация отдельных направлений национального проекта «Образование». Дальнейшая реализация проекта в Республике Башкортостан предусматривает продолжение мероприятий по вознаграждению за классное руководство, поощрению лучших учителей, поддержке талантливой молодежи, подготовке рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств учреждениями начального и среднего профессионального образования, предоставлению общеобразовательным учреждениям доступа к образовательным ресурсам через Интернет.

В 2010 и в последующие годы предстоит осуществить государственную поддержку реализации региональных программ, обеспечивающих наибольший рост доли школьников, обучающихся в современных условиях, развития дистанционного образования детей-инвалидов и муниципальных программ образования детей дошкольного возраста. С будущего года республика включится в мониторинг основных параметров комплексной модернизации образования. Первоначально им будут охвачены все наши школы, затем -все остальные уровни образования. На основании анализа достигнутых показателей деятельности учреждений муниципального уровня, профессионального образования будут делаться выводы, от которых зависит получение республикой финансовых средств из федерального бюджета на модернизацию всего образовательного хозяйства.

По итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 года (№Пр-26 от 4 января 2009 года, пункт 5), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать дополнительные меры по реализации приоритетных национальных проектов в 2009 году с учетом экономической ситуации, в том числе предусмотреть необходимый объем финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В 2008 году, как уже отмечалось выше, завершилась реализация отдельных направлений приоритетного национального проекта «Образование» по поставкам учебного, учебно-наглядного оборудования и автобусов для сельских школ. Следует отметить, что в республике многие годы действовали механизмы обеспечения сельских общеобразовательных учреждений автобусами через республиканские целевые программы, требующие реализации в 2009 и в последующие годы. И сегодня чрезвычайно важно сохранение и продолжение практики ежегодного приобретения учебного и учебнонаглядного оборудования и школьных автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности республики.

Сегодня перед субъектами Российской Федерации поставлена задача внедрения механизмов реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина.

Основными государственными документами, определяющими стратегию системы образования в текущем году, должны стать Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» и план реализации инициативы Президента России «Наша новая школа».

Завершена реализация Программы развития образования Республики Башкортостан на 2004-2008 годы. Основные задачи, поставленные в ней, выполнены. В прошедшем году был принят солидный пакет программных документов. Это - новая республиканская программа развития образования, план межведомственных мероприятий по развитию профессионального образования в Республике Башкортостан, программа обеспечения школьных библиотек художественной литературой.

Педагогическое сообщество страны сегодня бурно обсуждает проект государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики». Одной из приоритетных задач этой программы обозначено обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях:

- обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;

- обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее компетентностный подход, взаимосвязь академических знаний и практических умений;

- развитие вариативности образовательных программ;

- обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития.

Одним из ключевых параметров стало повышение доли школьников, обучающихся в современных условиях.

Новые успешные механизмы и технологии модернизации, апробированные в национальном проекте, активно используются во всем образовательном сообществе. Главным итогом реализации инновационных образовательных программ стало создание полноценных условий для осуществления инноваций в учебновоспитательном процессе. Благодаря обновлению технических средств обучения и лабораторного оборудования, оснащению школ современной компьютерной техникой, повысилась профессиональная компетентность учителей, открыт постоянный доступ к ресурсам Интернета, обеспечена оснащенность учебного процесса наглядноиллюстративными материалами.

Сегодня в Республике Башкортостан активно создаются и апробируются модели школ, адекватные новым социальноэкономическим условиям и потребностям общества, содержанию, формам, методам и средствам обучения, обеспечивающим соответствие образовательных услуг образовательным запросам личности и кадровым потребностям местных рынков труда. Одна из них - модель школьных сетевых кластеров, предполагающая формирование межшкольной инфраструктуры и обеспечивающая качественные образовательные услуги каждому ребенку и способная эффективно реализовать востребованные образовательные услуги и современные педагогические технологии.

При условии, если кластер сформирован на долгосрочную перспективу, это позволит в дальнейшем базовой школе привести свою деятельность в соответствие с требованиями к условиям, содержанию и результатам, а также вовлечь в орбиту этого кластера на условиях гибкого взаимодействия и сотрудничества окружающие школы. В кластерную структуру сегодня активно включаются не только педагогические, но и социальные партнеры (вузы, ссузы, училища, библиотеки, музеи, СМИ, театры, спортивные центры, медицинские учреждения, органы местного самоуправления и т.д.).

В сотрудничестве опорных школ с центрами дополнительного образования, олимпиадными методическими комиссиями в регио-

нах возможно сделать сетевое партнерство детей на регулярной основе. При этом Интернет-олимпиады, Интернет-конкурсы помогут проводить массовые тренинги талантливой молодежи и отборочные туры, доступные для всех увлеченных конкретным конкурсным состязанием школьников, независимо от наличия подобной конкурсной услуги в месте его проживания.

Позитивно зарекомендовала себя модель «Начальная школа -детский сад», имеющая ряд серьезных преимуществ, обеспечивающих установление интегративной взаимосвязи между дошкольным и начальным общим образованием, способствующих сохранению малокомплектных сельских школ и повышающих экономическую эффективность функционирования учреждений дошкольного и начального образования. Данная модель создает благоприятные условия для осуществления преемственности содержания образовательно-воспитательного процесса.

Актуальна и пользуется повышенной популярностью в сельской местности модель «Средняя общеобразовательная школа - детский сад», апробация которой подтверждает ее преимущества и представляет оптимальный вариант организации обучения и воспитания детей, создания полноценного воспитательного пространства жизнедеятельности ребенка.

В современной образовательной системе все большее внимание уделяется профессионализации образовательных услуг, подготовке старшеклассников к трудовой деятельности. Сегодня одной из наиболее приемлемых моделей в образовательном пространстве, особенно в условиях города, являются центры образования, в которых школьники наряду с общеобразовательными дисциплинами овладевают профессиями. Преимущества данной модели состоят в том, что по окончании школы обучающиеся получают специальности, которые увеличивают их шансы при трудоустройстве, и решаются актуальные проблемы нехватки специалистов.

В сельской местности, где обеспечивается высокий уровень образовательных услуг, обеспечиваются программы социализации личности, воспитания патриотов-тружеников родной земли, эффективно реализуется модель «Сельские профильные школы». Возможность введения данной модели определяется наличием материально-технической базы, учебно-методической оснащенности, соответствующих педагогических кадров.

Выбор модели «Многопрофильная школа» образовательными учреждениями продиктован необходимостью учета индивидуальной траектории развития личности каждого ученика и требований,

предъявляемых к выпускникам учреждениями среднего и высшего профессионального образования. В этих школах создаются условия для творческой самореализации личности ученика в соответствии с его мотивами, интересами, склонностями, для повышения конкурентоспособности выпускников школ при поступлении в ссузы и вузы. Вариант многопрофильной школы позволяет способствовать профильному и профессиональному самоопределению учащихся через организацию предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Действующие модели «школа - ссуз», «школа - вуз» также являются перспективными в условиях высокой потребности подготовки востребованных кадров. В старших классах общеобразовательных учреждениях, реализующих данные модели, ведется освоение программ отдельных дисциплин, изучаемых на первом-втором курсах. Устанавливается тесное сотрудничество с учреждениями среднего и высшего профессионального образования. Данные школы становятся базовыми, открываются республиканские опытноэкспериментальные площадки, а их учащиеся целенаправленно готовятся по изначально выбранным специальностям. Для их подготовки привлекаются преподаватели вузов и ссузов. Создаются все условия для удовлетворения образовательных потребностей учащихся в выбранной области знаний. В них учащиеся также получают опыт и навыки участия в социально значимых проектах.

Важным результатом апробации экспериментальных моделей образовательных учреждений является выявление условий, позволяющих повысить эффективность использования педагогических, методических, материально-технических и финансовых ресурсов школы, сформировать оптимальные организационные технологии, позволяющие аккумулировать имеющиеся возможности.

Таким образом, приоритетный национальный проект «Образование» обеспечил создание всех необходимых элементов современной модели образования. Модели, в которой качество образования - это, прежде всего, конкурентоспособность и востребованность каждого выпускника как современной экономикой, так и современным обществом. Модели, развитие которой определяется не внутренними проблемами образования, а стратегическими вызовами экономики и общества, ключевыми вопросами социальноэкономической жизни страны. Модели, в которой главная ставка делается на инициативу, а инструменты ресурсной поддержки все более становятся адресными, направленными на реальных лидеров.

В целом с учетом итогов прошедших лет можно сделать определенные выводы. Во-первых, учреждения образования - победи-

тели конкурсного отбора смогли привлечь крупные финансовые инвестиции в образовательную сферу республики. Отрадно, что ежегодно увеличивается число участников национального проекта, что свидетельствует об их инновационной активности и заинтересованности в привлечении дополнительных финансовых средств из разных источников. Во-вторых, улучшилась доступность и эффективность общего образования, особенно на селе. Эта задача частично была решена путем организации подвоза учащихся к месту учебы, обеспечения учебно-наглядным оборудованием, компьютерной техникой общеобразовательных учреждений как базовых.

Данные принципы в гораздо большей степени, чем раньше, должны носить комплексный характер, учитывая все наиболее значимые элементы становящейся современной модели образования. Таким образом, обеспечение долгосрочной эффективности реализации инновационных образовательных программ требует видения перспективы, государственных приоритетов, разработки сценариев дальнейшего развития и сохранения темпов развития, заданных и простимулированных приоритетным национальным проектом «Образование», с помощью дальнейшей целевой поддержки лидеров этого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.